Методическая тема самообразования
Методическая тема самообразования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnyy_marshrut_uchitelya_pilipenko_yu.l._2021-2022_uch.g.doc | 74.5 КБ |
realizatsiya_metodicheskoy_temy_samoobrazovaniya.doc | 96.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный методический маршрут учителя
МБОУ «Излучинская ОСШУИОП № 2»
2020-2021 учебный год
ФИО Пилипенко Юлия Леонидовна
Тема инновационной деятельности школы: «Профессиональное самоопределение и социализация обучающихся в условиях образовательной школьной среды».
Методическая тема школы: «Развитие профессиональной компетентности педагогов в условиях инновационной работы школы».
Методическая тема учителя: «Реализация системно-деятельностного подхода на уроках русского языка в начальных классах».
№ | Содержание деятельности | Сроки исполнения | Планируемый результат | Отчет о выполнении (где, когда, перед кем) |
1.Изучение научно-методической литературы. | ||||
1. | Сентябрь-октябрь | |||
2. | Овладение следующими педагогическими технологиями:
| сентябрь-март | Лекции П.И. Третьякова, д.п.н., профессора МПГУ «Технология разноуровневой дифференциации». «Технология развития критического мышления», Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит. «Технология коллективного способа обучения», А.Г. Ривин В.К. Дьяченко. «Чем отличается проектная и исследовательская деятельность учащихся на основе ФГОС от их имитации и профанации», М.М. Поташник. Информация в сети Интернет. | Отчет о работе по самообразованию сдать методисту школы 20 мая 2021 года. |
3. | Овладение методикой - включения обучающихся в процесс самоцелеполагания; - организации этапов мотивировации обучающихся; - создания деятельностной среды урока на основе использования разных форм организации обучающихся (индивидуальной, парной, групповой); - формирования универсальных учебных действий (УУД); - организации самостоятельной работы с использованием логической последовательности: мотив – цель - действие – рефлексия; - организации рефлексии обучающихся; - методов интриги, парадокса, неожиданности и т.д.
| октябрь-январь | Самостоятельно изучить литературу: 1.А.В. Хуторской «Системно-деятельностный подход в обучении» (научно-методическое пособие.) 2. А.В. Хуторской «55 методов творческого обучения» (методическое пособие). 3.Составить задания для обучающихся, применяя изученные методики. 4.Апробировать методы в педагогической деятельности.
| Самоанализ проведенного урока при посещении его администрацией школы, коллегами. Отчет о самообразовании на заседании школьного МО, май 2021 года. |
2.Разработка программно-методического обеспечения | ||||
1. 2. 3. 4. | Составление рабочих программ по учебному предмету на 2021/2022 учебный год.
Составление технологических карт урока.
Подготовка дидактических материалов к уроку: -компетентностно-ориентированных заданий; -ситуационных задач; - проблемных заданий; - заданий для микроисследования; - разноуровневых и творческих заданий и пр. Разработка внеклассных мероприятий, классных часов, внеурочных занятий. | август октябрь в течение учебного года | Реализация разработанных материалов в образовательном процессе школы. Оформление копилки методических материалов.
| Отчет перед администрацией школы в течение учебного года. |
3. Работа с обучающимися | ||||
1. 2. 3.
| Разработка карт индивидуального развития для обучающихся с высокой учебной мотивацией. Подготовка сборника «Задания повышенной сложности» для работы с детьми, мотивированными на учебу.
Подготовка к школьным и внешкольным воспитательным мероприятиям. |
сентябрь-апрель | Индивидуальная работа с обучающимися; -подготовка к олимпиаде по математике; - подготовка к предметным конкурсам; -подготовка к участию в общешкольных праздниках и торжествах. | Отчет перед администрацией по срокам плана школы на 2020/2021учебный год. |
3.Участие в системе школьной методической учебы | ||||
1. 2. 3. | Активное участие в работе постоянно действующего семинара «Теория и практика современного образования в логике ФГОС». Методическая учеба в составе временной проблемной группы «Формирование профессиональной компетентности учителя в реализации ФГОС». Посещение уроков у коллег. | в течение учебного года | 1.Участие в семинарах, методических практикумам. 2. Участие в составе ВПГ. 3. Взаимопосещение уроков (10 уроков у коллег школы и района). | Отчет за участие в методической учебе перед администрацией школы. |
4. Обучение на курсах в системе повышения квалификации вне школы | ||||
1. | Повышение квалификации во время курсовой подготовки. | Тема «Дистанционное обучение как современный формат преподавания» | Отчет перед методистом
| |
2. | Участие в вебинарах. Участие в заседаниях РМО. | Системно-деятельностный подход в условиях реализации ФГОС | Отчет перед методистом | |
5.Трансляция собственного опыта | ||||
1. 2. | Выступить на заседаниях школьного и районного методических объединений, семинарах, мастер-классах, «круглых столах». Провести открытый урок на семинаре-практикуме (школа, район). | в течение учебного года | Тема «Организация дистанционного обучения младших школьников» | По плану школы и Центра развития образованием |
3. | Групповая работа над творческим проектом в рамках инновационной деятельности школы.
| Январь-март | Участие в разработке методического пособия | Утверждение программы школьным Советом по реализации ФГОС. |
5. | Подготовить материалы к публикации. | март | Тема «Организация дистанционного обучения младших школьников» | Сдать методисту школы для редактирования. |
6. | Разместить собственные разработки в сети Интернета. | в течение учебного года | Презентации к урокам, конспекты уроков, памятки для обучающихся | Отчет в годовой анализ работы школы. |
7. Результативность профессиональной деятельности | ||||
Оформление результатов педагогической деятельности за 2021/2022 учебный год. | май | 1.Заполнение карты индивидуального развития педагога за 2020/2021 учебный год, разработанной в школе. 2. Портфолио учителя. | Отчет перед администрацией школы. |
Методический маршрут составлен Пилипенко Ю.Л. по схеме, предложенной Прохоревич В.М., методистом школы, заслуженным учителем РФ.
Предварительный просмотр:
Реализация методической темы самообразования
«Реализация системно-деятельностного подхода на уроках русского языка
в начальной школе»
Актуальность темы обусловлена несколькими аспектами:
- отсутствие у обучающихся личностного мотива деятельности, непрочность практических навыков устной и письменной речи.
- неэффективность принципа традиционного урока: «Делай как я – и все будет правильно»;
- необходимость создания условий на уроках для самореализации и саморазвития обучающегося на основе деятельностного подхода.
Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.
Не секрет, что русский язык – это предмет, который является одним из сложных в изучении. Не всем взрослым удается грамотно писать, формулировать свои мысли. А как научить несмышленых ребятишек этой задаче?
Гипотеза: в начале своей работы я предположила, что если на уроках русского языка использовать психолого-педагогическое сопровождение системно-деятельностного подхода, то в результате обучающимся будут обеспечены качественные условия для полноценного развития коммуникативных компетенций и эффективной социализации личности в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта.
Основная цель моего педагогического опыта: создание деятельностной среды урока, направленной на образование обучающегося, его саморазвития, с учетом индивидуальных особенностей.
Задачи:
- обеспечить психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса;
- создать комфортную образовательную среду урока для реализации системно-деятельностного подхода в обучении;
- обеспечить взаимодействие учителя и обучающихся в процессе обучения через различные технологии;
- сформировать базовые и метапредметные УУД.
Ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. В деятельности не только формируются знания, умения, навыки, но и формируются способности и качества личности.
Системно-деятельностный подход в образовании человека, как и любая система, основывается на следующих концептуальных положениях:
- Образование – это процесс, направленный на результат образовательной деятельности человека.
- Это процесс овладения различными видами деятельности.
- Развивающая среда, среда для самореализации человека.
- Использование различных технологий и методик обучения для организации сотрудничества.
- Важным компонентом подхода являются целеполагание и рефлексия.
- Подход способствует формированию компетенций, необходимых в жизни.
- Главным является создание учеником собственных образовательных продуктов.
Остановлюсь на каждой из этих составляющих.
1. Прежде всего, образование – это процесс, направленный на результат образовательной деятельности человека. При реализации деятельностного подхода к обучению выделяют три главных объекта: деятельность учителя; деятельность обучающихся; взаимодействие учителя и обучающегося.
Чтобы четко организовать взаимодействие с ребятами на уроке, я разрабатываю технологические карты урока, которые помогают мне раскладывать деятельность на уроке на отдельные действия учителя и ученика, направленные на формирование универсальных учебных действий. Вся структура урока отражается в технологической карте, начиная с постановки цели, уточнения задач и заканчивается сравниванием достигнутых результатов с поставленной целью.
2. Следующей составляющей при организации системно-деятельностного подхода является процесс овладения различными видами деятельности.
Структурной единицей учебной деятельности выступает учебное действие, т.е. формирование личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий. Чтобы помочь младшим школьникам овладеть универсальными учебными действиями, я использую памятки, инструкции, алгоритмы, схемы, опорные конспекты.
3.Образование – это и развивающая среда, среда для самореализации человека.
Создать такую образовательную среду мне помогают современные педагогические технологии и методики:
- информационно-коммуникативные технологии;
- здоровьесберегающие технология;
- игровые технологии;
- методики технологии коллективных способов обучения;
- психолого-педагогические технологии.
Примером ИКТ может служить работа со словом, текстом в режиме онлайн: выделение орфограммы, слов, восстановление деформированного текста, добавление необходимых элементов. Это позволяет повысить роль наглядности, даёт учащимся более полную и достоверную информацию об изучаемых процессах, включает их в активную работу.
В рамках здоровьесберегающих технологий, стараюсь создавать на уроке психологические условия, комфортные для каждого ребенка, которые являются некими мотиваторами для возникновения и поддержания у обучающихся интереса к учебе. Слежу за соблюдением гигиенических норм. При изучении тем, включаю задания, мотивирующие на здоровый образ жизни учеников.
Ведущей деятельностью младшего школьника, конечно, на уроке является игра. В игре раскрываются личностные способности ребенка, формируются метапредметные умения. Игру использую на различных этапах урока: от актуализации знаний, до рефлексии.
Например, при повторении темы «Части речи» можно использовать игру «Найди меня». Каждая команда (в данном случае ряд) должна из перечня слов вычеркнуть то слово, которое относится к определенной части речи. Побеждают те, кто быстрее и без ошибок справятся с заданием. Затем проводится совместный анализ ошибок, если таковые имеются.
Коллективные виды работы делают урок более интересным, живым, воспитывают у учащихся сознательное отношение к учебному труду, дают возможность многократно повторять материал, помогают мне объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса при минимальной затрате времени.
4. Реализация системно-деятельностного подхода предполагает использование различных технологий и методик обучения для организации сотрудничества.
Освоила и применяю несколько методик коллективных способов обучения (КСО): работу в парах постоянного состава по методикам «Взаимообмен заданиями», «Взаимодиктанты». Практикую и пары сменного состава по методикам «Ручеек», «Змейка».
Важное место в педагогике сотрудничества отводится работе в группах, командах. Например, работа групп по принципу «вертушки» дает возможность каждой группе последовательно проработать все задания, перемещаясь по классу от одного стола к другому. На каждом столе представлено новое задание или часть общего задания.
5. Системно-деятельностный подход способствует формированию компетенций, необходимых в жизни.
С первого класса включаю в свои уроки задания, требующие применения знаний в незнакомой ситуации, задания с элементами поисковой и исследовательской деятельности. Часто использую компетентностно-ориентированные задания, т.е. задания, которые перед нами ставит сама жизнь. Приведу пример такого образовательного продукта:
Стимул: У тебя пропала собака. Ты решил написать объявление.
Задачная формулировка: Составь текст объявления. В объявлении укажи название породы собаки, цвет, 2 дополнительные приметы. В тексте не должно быть ошибок!
6. Важным компонентом системно-деятельностного подхода являются целеполагание и рефлексия.
Постановка цели предполагает осознанное вхождение обучающихся в пространство учебной деятельности на уроке.
С этой целью на данном этапе организую его мотивирование к учебной деятельности («надо»); создаю условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»); устанавливаю тематические рамки («могу»).
Рефлексия помогает вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности: способы, которые дети применяли для того, чтобы написать изложение, составить алгоритм, схему-опору, рассказ, отредактировать сочинение и т.п.
7. Но главным в образовательной деятельности ученика является создание собственных образовательных продуктов, качественно новых, при разработке которых развивается сам ученик.
Это разнообразные творческие задания (сочинения, сообщения, презентации по теме урока); моделирование слов из разных морфем, модели простых и сложных предложений, предложений с однородными членами; пишут также небольшие рефераты; разрабатывают проекты.
Итак, урок вне деятельностногого смысла – это неполноценный урок, только овладев основными способами деятельности, обучающийся сможет применять свои способности на практике и в дальнейшей самостоятельной деятельности. Построение уроков на основе системно-деятельностного подхода на уроках русского языка в начальной школе способствует успешному обучению и развитию школьников.
Новизна моего педагогического опыта заключается в том, что я как педагог-психолог органично соединяю технологию системно-деятельностного подхода с технологиями психолого-педагогического сопровождения детей во время образовательного процесса, в том числе и на уроках русского языка.
Личностно-ориентированные технологии.
Каждый ребёнок уникален в своей индивидуальности и имеет право развиваться в собственном темпе, по своей образовательной траектории.
Класс, в котором я работаю является гетерогенным. При формировании групп мною учитываются: степень освоения программного материала, интерес к изучению нового материала, особенности развития психических процессов.
На сегодняшний момент у детей происходит переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому. Поэтому применение индивидуального раздаточного материала, а также демонстрационного дидактического материала пока еще является необходимостью.
Необходимо помнить, что у каждого ребенка свои особенности восприятия информации: кто-то является «аудиалом», кто-то «визуалом», а кто-то «кинестетиком». И при изучении любого материала, учитывая особенности каждого ребенка, можно добиться лучшего результата.
Одним из аспектов психологического сопровождения является использование технологии социально-эмоционального развития ребенка.
Данная технология помогает вырабатывать у ребенка положительные черты характера (взаимопомощь, взаимоподдержка), способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения и корректируются нежелательные черты характера и поведения (тревожность, агрессивность, страхи, заниженная самооценка).
На уроках русского языка применяю упражнения «Закончи предложение», «», Мое настроение», которые способствуют развитию устной и письменной речи, а также демонстрируют эмоциональное состояние ребенка в данный момент или по отношению к какой-либо ситуации.
Применение педагогических и психолого-педагогических технологий помогает достижению положительных результатов по предмету русский язык.
Мониторинг эффективности педагогического опыта
Начиная с 2016 года качественная успеваемость моих обучающихся составляет: 2016-2017 уч.г. - 94%; 2017-2018 уч.г. - 86%; 2018-2019 уч.г. - 82%; 2020-2021 уч.г. - 94%.
Результаты Всероссийских проверочных работ (2018-2019 уч.г.) также свидетельствует о хорошей подготовке по предмету: «5» – 21%, «4» – 58%, «3» – 21%. Качество составило 79%.
Обучающиеся под моим руководством систематически принимают участие в предметных олимпиадах и занимают призовые места.
Начиная с 2017 года, мои дети принимают участие во Всероссийском конкурсе «Русский медвежонок – языкознание для всех». Среди обучающихся ежегодно имеются победители и призеры.
В апреле 2019 г. на школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку 1 обучающийся стал победителем, 4 – призерами.
В 2018-2019 учебном году дети приняли участие в XV Международной олимпиаде по основам наук Уральского Федерального округа, в Международной дистанционной олимпиаде «Русский с Пушкиным», где обучающиеся так же заняли призовые места.
Также ежегодно, начиная со второго полугодия 1 класса дети охотно участвуют в олимпиадах сайта «Инфоурок», платформы «Учи.ру», проекта «Новый урок», где также собирают в свою «копилку достижений» дипломы победителей, призеров и участников олимпиад по русскому языку.
Применение данного педагогического опыта требует от учителя постоянного самосовершенствования и саморазвития:
- Я и мои воспитанники результативно участвуем в конкурсах.
- Активно участвую в инновационной работе.
- Транслирую опыт на российских образовательных порталах, кроме того на школьных МО, семинарах, РМО, провожу открытые уроки.
- Своевременно прохожу курсовую подготовку, повышаю уровень квалификации.
Считаю, что реализация системно-деятельностного подхода на уроках русского языка в начальной школе предоставляет большие перспективы как для развития обучающихся, так и для учителя.