ДЛЯ ВАС, УЧЕНИКИ
В данном разделе содержится информация для обучающихся
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
АЛГОРИТМ
разбора слова по составу
№ | Определяю | Что это? | Делаю | Пример | Обозначаю |
1 | ОКОНЧАНИЕ | Изменяемая часть слова, образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении | Изменяю форму слова | подземный подземная подземные | |
2 | ОСНОВУ | Часть слова без окончания | Отделяю от окончания | подземный | |
3 | КОРЕНЬ | Главная значимая часть слова, в которой заключено лексическое значение всех однокоренных слов | Подбираю однокоренные слова | подземный надземный земельный | |
4 | ПРИСТАВКУ | Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов | Подбираю однокоренное слово без приставки или с другой приставкой | подземный надземный | |
5 | СУФФИКС | Значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов | Подбираю однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами | надземный земляной |
АЛГОРИТМ
разбора слова по составу
№ | Определяю | Что это? | Делаю | Пример | Обозначаю |
1 | ОКОНЧАНИЕ | Изменяемая часть слова, образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении | Изменяю форму слова | подземный подземная подземные | |
2 | ОСНОВУ | Часть слова без окончания | Отделяю от окончания | подземный | |
3 | КОРЕНЬ | Главная значимая часть слова, в которой заключено лексическое значение всех однокоренных слов | Подбираю однокоренные слова | подземный надземный земельный | |
4 | ПРИСТАВКУ | Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов | Подбираю однокоренное слово без приставки или с другой приставкой | подземный надземный | |
5 | СУФФИКС | Значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов | Подбираю однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами | надземный земляной |
Предварительный просмотр:
ЗВУКИ
гласные согласные
ударные безударные 1) мягкие твёрдые
2) звонкие глухие
АЛГОРИТМ
фонетического разбора слова
- Записать слово.
- Разделить на слоги, поставить ударение.
- Записать количество слогов.
- Выписать в столбик все буквы.
- Записать в квадратных скобках [ ] звуки напротив каждой буквы слова.
- Записать характеристику каждому звуку.
- Подвести горизонтальную черту под буквами и звуками.
- Посчитать и записать количество букв и звуков.
Например:
Стуль я – 2 сл.
с [ с ]- согл., тв., глух.
т [ т ]- согл., тв., глух.
у [ у ]- гласн., ударн.
л [л’]- согл., мягк., звон.
ь [ - ]- ---
я [й’]- согл., мягк., звон.
[ а ]- гласн., безударн.
6 б., 6 зв.
ЗВУКИ
гласные согласные
ударные безударные 1) мягкие твёрдые
2) звонкие глухие
АЛГОРИТМ
фонетического разбора слова
- Записать слово.
- Разделить на слоги, поставить ударение.
- Записать количество слогов.
- Выписать в столбик все буквы.
- Записать в квадратных скобках [ ] звуки напротив каждой буквы слова.
- Записать характеристику каждому звуку.
- Подвести горизонтальную черту под буквами и звуками.
- Посчитать и записать количество букв и звуков.
Например:
Стуль я – 2 сл.
с [ с ]- согл., тв., глух.
т [ т ]- согл., тв., глух.
у [ у ]- гласн., ударн.
л [л’]- согл., мягк., звон.
ь [ - ]- ---
я [й’]- согл., мягк., звон.
[ а ]- гласн., безударн.
6 б., 6 зв.
Предварительный просмотр:
Письменные приемы сложения двузначных чисел
Письменные приемы вычитания.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Компоненты задачи Условие – то, что нам известно. Вопрос – то, что надо найти. Решение – отвечаем на вопрос Ответ – что получили при решении В классе в кружке рисования занимались 6 мальчиков и 2 девочки. Сколько всего детей занимались рисованием? 6 + 2 = 8 (д.) 8 д.
Виды задач в 1 классе и их решение
На нахождение суммы На школьном участке ребята посадили 7 лип и 4 клёна. Сколько всего деревьев посадили ребята? Липы – 7 д. Клёны – 4 д. ? д. 7 + 4 = 11 (д.) Ответ: 11 д. Если в вопросе задачи спрашивается «СКОЛЬКО ВСЕГО?», то решение задачи происходит путем сложения двух известных чисел в условии задачи (+)
На нахождение суммы (со словами »столько же»» в условии задачи) На школьном участке ребята посадили 4 липы, клёнов столько же, сколько и лип. Сколько всего деревьев посадили ребята? Липы – 4 д. Клёны – 4 д. ? д. 4 + 4 = 8 (д.) Ответ: 8 д. Если в условии задачи есть значение «СТОЛЬКО ЖЕ», то это означает, что второе число равно первому. Далее если в вопросе задачи спрашивается «СКОЛЬКО ВСЕГО?», то решение задачи происходит путем сложения двух известных чисел в условии задачи (+)
На нахождение неизвестного слагаемого В первый день Саша решил 4 задачи. Во второй день он решил еще несколько задач, у него их стало 9. Сколько задач решил Саша во второй день? 1 д. – 4 з. 2 д. – ? з. 9 з. 9 - 4 = 5 (з.) Ответ: 5 з . Если в условии задачи известно одно число и известно сколько всего, то нахождение второго числа происходит путем вычитания (-). Из «Всего» вычитаем то, что известно.
На нахождение остатка На столе стояло 9 тарелок. 5 тарелок убрали. Сколько тарелок осталось на столе? Было – 9 т. Убрали – 5 т. Осталось - ? т. 9 - 5 = 4 (т.) Ответ: 4 т. Если в вопросе задачи спрашивается «СКОЛЬКО ОСТАЛОСЬ?», то решение задачи происходит путем вычитания (-) из того что «Было»
На нахождение остатка У Саши было 8 красных шариков и 4 синих. Один шарик лопнул. Сколько тарелок осталось на столе? Было – 8 кр . ш. и 4 с. ш. Лопнул – 1 ш . Осталось - ? ш. 8 + 4 = 12 (ш.) было Ответ: 11 ш. Если в вопросе задачи спрашивается «СКОЛЬКО ОСТАЛОСЬ?», то решение задачи происходит путем вычитания (-) из того что «Было» 12 - 1 = 11 (ш.)
На нахождение суммы На полке было 6 книг. Вася поставил еще 3 к ниги. Сколько книг стало на полке? Было – 6 к. Поставил – 3 к. Стало - ? к. 6 + 3 = 9 (к.) Ответ: 9 т. Если в вопросе задачи спрашивается «СКОЛЬКО СТАЛО?», то решение задачи происходит путем сложения (+). К тому что «Было» прибавляют второе известное число.
На увеличение числа на несколько единиц В первый день Маша решила 8 задач. Во второй день она решила на 2 задачи больше. Сколько задач решила Маша во второй день? 1 д. – 8 з. 2 д. – ? з., на 2 > 8 + 2 = 8 (з.) Ответ: 8 з . Если в условии задачи известно одно число, а второе не известно, но знаем, что оно на сколько-то БОЛЬШЕ известного, то нахождение второго числа происходит путем увеличения (+) первого числа на количество единиц, на сколько больше второе число.
На уменьшение числа на несколько единиц В первый день Маша решила 8 задач. Во второй день она решила на 2 задачи меньше. Сколько задач решила Маша во второй день? 1 д. – 8 з. 2 д. – ? з., на 2 < 8 - 2 = 6 (з.) Ответ: 6 з . Если в условии задачи известно одно число, а второе не известно, но знаем, что оно на сколько-то МЕНЬШЕ известного, то нахождение второго числа происходит путем уменьшения (-) первого числа на количество единиц, на сколько меньше второе число.
На уменьшение числа на несколько единиц В первый день Маша решила 10 задач. Во второй день она решила 7 задач. На сколько задач меньше Маша решила во второй день? 1 д. – 10 з. 2 д. – 7 з. 10 - 7 = 3 (з.) Ответ: 3 з . Чтобы ответить на вопрос «На сколько больше или на сколько меньше», надо из БОЛЬШЕГО (числа) вычесть (-) МЕНЬШЕЕ. на ? <
Задачи в косвенной форме В первый день мама купила 7 яблок, что на 3 меньше чем во второй день. Сколько яблок купила мама во второй день? 1 д. – 7 я., что на 3 < 2 д. – ? я. 7 + 3 = 10 (я.) Ответ: 10 я . Если в условии задачи одно число известно, и знаем, что оно на … единиц меньше, чем второе, т о нахождение второго числа будет происходить путем сложения (+) первого числа и количества единиц, на сколько оно меньше.
Задачи в два действия На первой проволоке 7 шариков, а на второй – на 3 шарика больше. Сколько всего шариков на двух проволоках? 1 п. – 7 ш. 2 п. – ? ш ., на 3 > 7 + 3 = 10 (ш.) Ответ: 17 ш. В задаче два вопроса (неизвестных числа), значит будет решаться в 2 действия. Первым действием ответим на 1 вопрос. Вторым действием ответим на второй (главный вопрос задачи). В ответе запишем число, которое получилось во втором действии. ? ш. 7 + 10 = 17 (ш.)
На нахождение остатка в два действия У Саши было 8 красных шариков и 4 синих. Один шарик лопнул. Сколько тарелок осталось на столе? Было – 8 кр . ш. и 4 с. ш. Лопнул – 1 ш . Осталось - ? ш. 8 + 4 = 12 (ш.) было Ответ: 11 ш. Если в вопросе задачи спрашивается «СКОЛЬКО ОСТАЛОСЬ?», то решение задачи происходит путем вычитания (-) из того что «Было» 12 - 1 = 11 (ш.)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Компоненты сложения слагаемое 6 + 4 = 10 слагаемое сумма
Сложение с переходом через десяток 6 + 4 = 10 6 + 5 = 6 + 4 + 1 = 11 4 1
Сложение с переходом через десяток 5 + 9 = 5 + 5 + 4 = 14 5 4 8 + 7 = 8 + 2 + 5 = 15 2 5
11 15 16 13 14 12 17 18 9+9 9+5 8+3 6+6 9+8 8+7 9+7 Сложение с переходом через десяток
Компоненты вычитания уменьшаемое 10 - 4 = 6 вычитаемое разность
Примеры на вычитание 10 - 3 = 9 - 6 = 7 - 2 = 5 - 0 = 4 - 1 = 12 - 6 = 12 - 6 =
Вычитание с переходом через десяток 12 - 6 = 12 - 2 - 4 = 6 2 4
Вычитание с переходом через десяток 1 5 - 8 = 1 5 - 5 - 3 = 7 5 3 1 1 - 7 = 1 1 - 1 - 6 = 4 1 6
Закрепление знаний 1 3 - 9 = 16 - 5 = 1 4 - 7 = 17 - 8 =
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сколько гласных букв в русском языке? Какие звуки обозначают гласные буквы? [ а ] [ а ] [ о ] [ о ] [ у ] [ у ] [ ы ] [ и ] [ э ] [ э ]
[ а ] [ а ] [ о ] [ о ] [ у ] [ у ] [ ы ] [ и ] [ э ] [ э ] 10 букв и 6 звуков Какие звуки обозначают гласные буквы?
В русском языке есть ХИТРЫЕ БУКВЫ [ а ] [ о ] [ у ] [ э ] после согласной
[ а ] [ о ] [ у ] [ э ] после согласной после ь, ъ [ й ’ а ] [ й ’ о ] [ й ’ у ] [ й ’ э ] Я КОРЬ, Ё ЖИК, Ю ЛА, Е ЛЬ М А Я К, П О Ё Т, Т А Ю , Р О Е Т ОБЕЗ Ь Я НА, ОБ Ъ Ё М, СОЛ Ь Ю , ОБ Ъ Е ЗД в начале слова после гласной
Свет, маяк, ведро, рябина Найдите слово, в котором гласная дает два звука Семён, ёлка, вьюга, тюльпан Свет, м а я к , ведро, рябина Семён, ё лка , в ь ю га , тюльпан
Мечта, пони, юбка, набор, якорь, енот, веник, весна, друг, ёжик, семья. Выпишите слова, в котором гласная дает два звука
Предварительный просмотр:
Как найти неизвестный компонент.
- Определите какое действие в уравнении (сложение, вычитание, умножение, деление).
- Определите какой компонент неизвестен.
- Используя правило, найдите неизвестный компонент.
15 + х = 23
Сложение. Неизвестно второе слагаемое.
Правило: чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое.
15 + х = 23
х = 23 – 15
х = 8
15 + 8 = 23
23 = 23
23 - х = 15
Вычитание. Неизвестно вычитаемое.
Правило: чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность.
23 - х = 15
х = 23 – 15
х = 8
23 - 15 = 8
8 = 8
х - 8 = 15
Вычитание. Неизвестно уменьшаемое.
Правило: чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое.
х - 8 = 15
х = 15 + 8
х = 23
х - 8 = 15
15 = 15
х * 5 = 20
Умножение. Неизвестен множитель.
Правило: чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель.
х * 5 = 20
х = 20 : 5
х = 4
х * 5 = 20
20 = 20
х : 5 = 4
Деление. Неизвестно делимое.
Правило: чтобы найти неизвестное делимое, надо частное умножить на делитель.
х : 5 = 4
х = 4 * 5
х = 20
х : 5 = 4
4 = 4
20 : х = 4
Деление. Неизвестен делитель.
Правило: чтобы найти неизвестный делитель, надо делимое разделить на частное.
20 : х = 4
х = 20 : 4
х = 5
20 : 4 = 5
5 = 5
Предварительный просмотр:
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР
ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО
На улице живёт серый воробей.
НА УЛИЦЕ - сущ.
- (На чём?) на улице.
Н.ф. – улица.
- Пост. – нариц., неодуш., ж.р. I скл.; непост. – П.п., ед.ч.
- Живёт (на чём?) на улице.
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР
ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО
На небе светит яркое солнышко.
ЯРКОЕ (солнышко) - прил.
- Солнышко (какое?) яркое.
Н.ф. – яркий.
- Непост. – И.п., ед.ч., ср.р.
- Солнышко (какое?) яркое.
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР
ГЛАГОЛА
На улице живёт серый воробей.
ЖИВЁТ - глагол.
- (Что делает?) живёт.
Н.ф. – жить.
- Пост. – несов. вид, I спр.;
непост. – наст. вр., ед.ч., 3 л.
- (Что делает?) живёт.
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР
МЕСТОИМЕНИЯ
Она пошла в кино.
ОНА - мест.
- Пошла (кто?) она.
Н.ф. – она.
- Пост. – 3 л.; непост. – ж.р., ед.ч., И.п.
- Пошла (кто?) она.
Предварительный просмотр:
ОРФОГРАММЫ, ИЗУЧЕННЫЕ ВО 2 КЛАССЕ.
(знать!)
- Проверяемый безударный гласный звук в корне.
Чтобы подобрать проверочное слово для обозначения буквой безударного гласного звука в корне, надо:
а) или изменить форму слова (моря - море)
б) или подобрать однокоренное слово (трава - травка)
так, чтобы безударный гласный звук в корне стал ударным.
- Непроверяемый безударный гласный звук в корне.
В русском языке есть слова, в которых написание буквы, обозначающий безударный гласный звук в корне, проверить нельзя: лопата, картина, пальто, одежда, земляника (словарные слова)
Правописание таких слов надо ЗАПОМНИТЬ!
- Удвоенные согласные в слове.
Удвоенные согласные в слове – это орфограмма. Написание согласных проверяются по орфографическому словарю.
Аллея, Анна, суббота, орфограмма.
- Мягкий знак (ь) для обозначения мягкости предшествующего согласного звука.
Мягкость согласного звука на конце и в середине слова перед согласными обозначается мягким знаком.
Львы, конь, тюлень, мальчик.
- Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (чк, чн, чт, щн, нч).
Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч пишутся без мягкого знака (ь).
Точка, речной, почта, помощник, птенчик.
- Правописание гласной после шипящей (жи-ши, ча-ща, чу-щу).
жи-ши – с буквой и; кувшин, пружинка.
ча-ща – с буквой а; площадка, мочалка.
чу-щу – с буквой у; дочурка, щука.
- Правописание слов с парных по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед гласным.
Чтобы правильно обозначить буквой парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или перед согласным надо:
а) или изменить форму слова: глаз – глаза
б) или подобрать однокоренное слово так, чтобы парного согласного звука в корне стоял гласный звук или непарный согласный звук [н]: сказка – сказочка, холод – холодок – холодный.
- Разделительный мягкий знак (ь).
Разделительный мягкий знак пишется в корне после согласных перед буквами е, ё, ю, я, и. В этом случае данные гласные обозначают два звука.
Семья, ружьё, соловьи, колье, вьюнок.
- Заглавная буква в именах собственных.
Имена, отчества, фамилии людей, название планет, звезд, материков, стран, населенных пунктов, рек, озер, улиц, клички животных, герои сказок и т.д. – это имена собственные и пишутся с заглавной буквы.
- Правописание частицы НЕ с глаголами.
Частица НЕ с глаголами пишется раздельно: не ходи, не кричи, не бегай.
Предварительный просмотр:
Памятка «Решение уравнений»
Алгоритм решения уравнений | |
| |
Сложение | Вычитание |
Х + 3 = 12 Х = 12 – 3 Х = 9 Чтобы найти первое слагаемое, надо из суммы вычесть второе слагаемое. | Х - 4 = 11 Х = 11 + 4 Х = 5 Чтобы найти уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое. |
5 + Х = 7 Х = 7 – 5 Х = 2 Чтобы найти второе слагаемое, надо из суммы вычесть первое слагаемое. | 16 - Х = 9 Х = 16 - 9 Х = 7 Чтобы найти вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность. |
Выполнить проверку. Вместо Х записать число. Сравнить обе стороны выражения. Если правая и левая стороны равны, значит уравнение решено ВЕРНО. |
Памятка «Решение уравнений»
Алгоритм решения уравнений | |
| |
Сложение | Вычитание |
Х + 3 = 12 Х = 12 – 3 Х = 9 Чтобы найти первое слагаемое, надо из суммы вычесть второе слагаемое. | Х - 4 = 11 Х = 11 + 4 Х = 5 Чтобы найти уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое. |
5 + Х = 7 Х = 7 – 5 Х = 2 Чтобы найти второе слагаемое, надо из суммы вычесть первое слагаемое. | 16 - Х = 9 Х = 16 - 9 Х = 7 Чтобы найти вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность. |
Выполнить проверку. Вместо Х записать число. Сравнить обе стороны выражения. Если правая и левая стороны равны, значит уравнение решено ВЕРНО. |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ПАМЯТКА
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
- По цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).
- По интонации (восклицательное, невосклицательное).
- По количеству грамматических основ (простое, сложное).
- По составу (распространенное, нераспространенное).
ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Главные члены предложения
Подлежащее — отвечает на вопросы Кто? Что?
Сказуемое — отвечает на вопросы Что делать? Что сделать? Каков?
Второстепенные члены предложения
Определение — обозначает признак предмета. Отвечает на вопросы: Какой? Чей?
Обстоятельство — обозначает время, место, способ действия. Отвечает на вопросы: Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как?
Дополнение — обозначает предмет. Отвечает на вопросы косвенных падежей существительных Кого, чего? Кому, чему? Кого, что? Кем, чем? О ком, о чём?
ПАМЯТКА
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
- По цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).
- По интонации (восклицательное, невосклицательное).
- По количеству грамматических основ (простое, сложное).
- По составу (распространенное, нераспространенное).
ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Главные члены предложения
Подлежащее — отвечает на вопросы Кто? Что?
Сказуемое — отвечает на вопросы Что делать? Что сделать? Каков?
Второстепенные члены предложения
Определение — обозначает признак предмета. Отвечает на вопросы: Какой? Чей?
Обстоятельство — обозначает время, место, способ действия. Отвечает на вопросы: Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как?
Дополнение — обозначает предмет. Отвечает на вопросы косвенных падежей существительных Кого, чего? Кому, чему? Кого, что? Кем, чем? О ком, о чём?
Предварительный просмотр:
Памятка «Читаем математическое выражение разными способами»
5 + 3 = 8
- Сумма чисел 5 и 3 равна 8 (восьми).
- Первое слагаемое 5, второе слагаемое 3, сумма 8.
- К числу 5 прибавить число 3 получится 8.
- Число 5 увеличить на 3 получится 8.
- – 5 = 3
- Разность чисел 8 и 5 равна 3 (трём).
- Уменьшаемое 8, вычитаемое 5, разность 3.
- Из числа 8 вычесть 5 получится 3.
- Число 8 уменьшить на 5 получится 3.
Памятка «Читаем математическое выражение разными способами»
- + 3 = 8
- Сумма чисел 5 и 3 равна 8 (восьми).
- Первое слагаемое 5, второе слагаемое 3, сумма 8.
- К числу 5 прибавить число 3 получится 8.
- Число 5 увеличить на 3 получится 8.
- – 5 = 3
- Разность чисел 8 и 5 равна 3 (трём).
- Уменьшаемое 8, вычитаемое 5, разность 3.
- Из числа 8 вычесть 5 получится 3.
- Число 8 уменьшить на 5 получится 3.
Памятка «Читаем математическое выражение разными способами»
- + 3 = 8
- Сумма чисел 5 и 3 равна 8 (восьми).
- Первое слагаемое 5, второе слагаемое 3, сумма 8.
- К числу 5 прибавить число 3 получится 8.
- Число 5 увеличить на 3 получится 8.
- – 5 = 3
- Разность чисел 8 и 5 равна 3 (трём).
- Уменьшаемое 8, вычитаемое 5, разность 3.
- Из числа 8 вычесть 5 получится 3.
- Число 8 уменьшить на 5 получится 3.