Взаимодействия с педагогами
Взаимодействия с педагогами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Приказ о раставничестве | 323.93 КБ |
Программа наставничества | 539.92 КБ |
Потешки на все случаи | 253 КБ |
Стихи, загадки про растительный мир | 48 КБ |
Консультация по фольклору | 99.5 КБ |
Приказ о тематическои контроле | 33 КБ |
Консультация "Устраха глаза велики" | 13.07 КБ |
Считалки, скороговорки | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ПОТЕШЕК НА ВСЕ СЛУЧАИ ЖИЗНИ
Просыпаемся и потягиваемся с потешкой
Вместе с солнышком встаю, | Вот проснулись, | Ты мне ручки подай, |
Котик серенький присел | Ой, люшеньки-люшки! | Солнышко, солнышко, |
Петя-Петя-петушок, | Потягуни-потягушечки | Потягуси, потягуси, |
Дили- дили-дили-дили - | Потягунюшки, порастунюшки! | Тяги, тяги, потягушеньки, |
Умываемся
Ай, лады, лады, лады, | Водичка-водичка, | Водичка, водичка, |
Вода течет текучая, | Гуси-лебеди летели, | Ежик, ежик, |
Зайка начал умываться. | Кран откройся, | Ладушки, ладушки, |
Любит зеркало чистые лица, | Море-морюшко, | Мы пойдем купаться |
Хлюп-хлюп ручками, | С гуся - вода, | Вода текучая, |
Причесываемся | ||
Как растаял месяц, золотые рожки, | Петушок-петушок, | Расти, коса, до пояса, |
Ты расти, расти, коса, | Уж я косу заплету, | Чешу, чешу, волосыньки, |
Делаем гимнастику | ||
Дыбочек-дыбок, (Делаем ребенку «велосипед» | Куда бежите, ножки? | Потягуни — потягушечки, |
Потянись дружок, | Расти, Маша, выше, | Скок-поскок, (Разводим ручки малыша в стороны и сводим, |
Делаем массаж | ||
Били лён, били, | Вьюшки, вьюшки, *** Куй, куй, каблучок! | Где ладошки, пальчики? |
Как на этой на неделе | На лугу, на лугу | Розовый животик |
Сидит белка на тележке, | Тушки-татушки, | Чушки, вьюшки, перевьюшки, |
Шершавая мама | Я по спинке пройду, | Я сидела на рябине, |
Одеваемся | ||
Как по улочке | Как у нашей птички | Наша Катя маленька, |
Готовим еду, кушаем | ||
Ай тата, тата, тата! | Варись, варись, кашка, | Ладушки, ладушки, |
Ладушки, ладушки! | Лепим, лепим пирожки, | Дели, мели мельница, |
Ай ду-ду, ду-ду, ду-ду | Ай, ту-ту, ай, ту-ту, *** Кушай, кушай, котик! Открывай свой ротик: Кашку и оладушки, Да сыграй нам "Ладушки" Ладушки, ладушки, Вкусные оладушки! | В лесочке, в лесочке избушка на кочке. |
Ванечка, Ванюша, | Ворона, ворона, | Гу-гу-гу, гу-гу-гу, |
Как Марфуша для Петра | Кастрюля-хитруля | Кот на печку пошел - |
Люли, люли, люленьки, | Люли, люли, люли, | На столе витушки, |
Сорока, сорока, Где была? Далеко. Печку топила, Кашу варила, На порог скакала, Гостей созывала. | Гречку мыли, гречку мяли, Мышку по воду послали По мосту-мосточку, желтому песочку. Проплутала долго – испугалась волка, Заблудилась, слезы градом, А колодец – вот он, рядом. | Собака на кухне пироги печет. Кот в углу сухари толчет. Кошка в окошке платье шьет. Курочка в сапожках избушку метет. Вымела избушку, положила половичок: — Ляг, половичок, под порог на бочок! |
*** | *** | *** |
*** | *** | *** |
Делаем первые шаги | ||
Катя, Катя маленька, | Киска, киска, киска, брысь! | Уходи с дороги, кот, |
Токи, токи, тошки, | Ножки, ножки, Куда вы бежите? — В лесок по мошок (мох), Избушку мшить, Чтобы не холодно жить. | Что за ножки, что за ножки |
Три-та- та, три-та, та! | Поехали, поехали, | Большие ноги |
Еду, еду К бабе, к деду На лошадке, В красной шапке, По ровной дорожке На одной ножке, В старом лапоточке По рытвинам, по кочкам, Все прямо и прямо, А потом вдруг… в яму! Бух! | ||
Потешки-утешалки, потешки-неболейки | ||
Ани-бани, трукатани, | Не плачь, не плачь, детка, | Придет киска неспеша |
Ты умница, разумница | Ой ты, мой сыночек, | Ах ты, моя девочка, |
От моей Оли | У кошки болит, | У лисы боли, у медведя боли, У Петеньки боль на березку в лес улети. |
Знакомимся с частями тела | ||
Вот лежат в кроватке | Где же наши ручки? | Где же наши ушки? |
Ротик мой умеет кушать, | Стенка, стенка, | Паучок, паучок, |
Засыпаем с потешками (колыбельные песенки) | ||
Баю-бай, баю-бай, | Люли, люли, люли, | Баю-баю, баюшок, |
Тише, куры, не шумите, | Ай, люленьки да люленьки, | Баю-баюшки-баю, |
Котя, котенька-коток, Котя-серенький хвосток! Приди, котик, ночевать, Уж как я тебе, коту, | У кота ли, у кота Колыбелька золота; У дитяти моего Есть покраше его. У кота ли, у кота Периночка пухова; У мого ли у дитяти Да помягче его. У кота ли у кота Изголовья высока; У дитяти моего Да повыше его. У кота ли у кота Одеяльце хорошо; У дитяти моего Есть получше его. У кота ли у кота Занавесочка чиста; У дитяти моего Есть почище его. | Ах, ты, котенька-коток, Котя – серенький хвосток, Котя – розовый носок, Кот – зелененький глазок. Прыгни, котик, на шесток, Там закрой ты свой глазок, Спрячь ты розовый носок, Да свернись-ка ты в клубок. Баю-баю, почивай, Кот ты серый, Котовай. |
Пошел котик на Торжок*** Купить Кате пирожок. Пошел котик под мосток Ловить рыбку за хвосток. Придет котик к Катеньке Велит Кате спатеньки. | Вот лежат в кроватке | Дальний лес стоит стеной, |
Как у нас в берлоге | Люли, люли, люленьки, | Ночь пришла, Уже поздно, сынок, |
ДРУЖОК, НЕ ХОДИ НА ЛУЖОК! | ||
*** | *** | *** |
*** | Говорят ребенку, чтоб не подходил близко к лошади: | *** |
*** | *** | *** |
*** | *** | *** |
КТО У НАС ХОРОШИЙ? | ||
***Кто у нас хороший? | *** | ***
|
КАТЮШЕНЬКА УДАЛА! | ||
*** | *** | *** |
Три козы траву косили | Наш козёл Стрекозёл | ** *** |
** | ** | *** |
Пошел котик на Торжок | Иван, Иван, вырывай бурьян,
| Наша-то хозяюшка |
РАЗГОВОР С ПТИЦАМИ Воспитание любви к птицам | ||
Прилетели воробышки в огород, | *** | *** |
*** | *** | *** |
*** | *** А как Петя-петушок | |
*** | *** | *** |
*** | *** | *** |
*** | *** | *** |
ЗАИНЬКА СЕРЕНЬКИЙ Воспитание любви к животным | ||
У Алёнки в гостях | Лиса по лесу ходила, | Зайчишка-трусишка |
Пошёл козёл на базар, | *** | Коровушка-буренушка, Встает она до солнышка, Травку в полюшке жует, Молочко домой несет! Девочкам и мальчикам - Всем нальет в стаканчики: "Пейте, пейте, пейте, И еще налейте! " *** Мыши водят хоровод, |
Сидит, сидит зайчик, *** *** *** Ходит конь по бережку, | - Куда, заинька, бежишь? - К медведю на свадьбу, — Заинька серенький, — Кого же ты, заинька, | — Заинька серенький, — Заинька серенький, - Заинька серенький, |
ВАНЯ, ВАНЯ - ПРОСТОТА Воспитание чувства юмора | ||
*** **- Въехал Емеля-купец на кругу гору | *** | *** *** *** |
***
| *** ***
| *** - А что видала? — Утку в юбке, *** |
***
| *** | ***
|
Потешки диалогического содержания | ||
— Котятки, котятки, малые ребятки! А кто у вас больший? А кто у вас меньший? — Мы все подрастем, за мышами пойдем. Один дедушка-кот будет дома сидеть Да на печке лежать — нас с добром поджидать. | - Гуси, вы гуси, Красные лапки, Где бывали, Что видали? - Павушка летала, перышки роняла. - Кому эти перышки? - Родимому Вовушке. - На что ему перышки? - Шапочку пушить. - На что шапочка? - Дедушке дарить. Дадим Вове каши в красной чаше. Хлеба краюшку, меду кадушку, Пышки, лепешки, куриные ножки. | - Ножки, ножки, где вы были? - За грибами в лес ходили. - Что вы, ручки, работали? - Мы грибочки собирали. - А вы, глазки, помогали? - Мы искали да смотрели – Все пенечки глядели, Вот и Ванечка с грибком, С подосиновичком! *** Ваня-Ванечка, куда ходил? - В лесочек. - Что видел? - Пенечек! - Под пенечком что? - Грибок! Хвать - да в кузовок! |
- Постой, постой, куколка! Постой, постой, барынька! - Неколи стояти, пора мне бежати, Волка снаряжати. У волков-то свадьба: Мушка - стряпушка, Комар - полетушка, А я - побегушка! | - Бабушка Ульяна! Где была? - Гуляла. - Какое чудо видала? - Курочку-рябушку С петушком на дрожках. | - Заяц белый, куда бегал? - В дубраву. - Что там делал? - Кору драл. - Куда клал? - Под пенек убирал. |
- Ой, лишеньки, лишеньки, Кричит в берлоге мишенька: - Болит, болит живот! - Сходи, зайка, в огород, Нарви травки-мяточки, Припарь ему пяточки! - Парил, лиса-кумушка, Парил, лиса-голубушка, Его пар не берет, Пуще к пяткам пристает! | - Ай, дилили-дилили, Где вы Ваню видели? - На базаре в Питере: Сидит на лавке, Торгует булавки; Сидит под окошечком, Торгует горошечком; Сидит на скамеечке - Считает копеечки. | - Где ты, совушка, была? Где ты, вдовушка, жила? - Я жила в лесище, Во сыром дуплище. - Кто тебя, сову, знавал? У тебя в гостях бывал? - Все мои подружки - Комары да мушки; Все мои сестрички - Сороки и синички; Все мои тетки - Стрижи да чечетки. |
Заклички
Заклички — это песенки-обращения к природе, птицам, к Богу, это просьба о благословении. Поются они протяжно и немного печально.
Заклинают весну и солнце.
Когда нет дождя или идет небольшой дождик, обычно хором поют, закликая дождь.
Когда весна с долгими дождями, с половодьями и с ненастьем, ребята просят радугу унести дождь.
Солнышко, покажись! | Солнышко! | Солнышко, вёдрышко, |
Солнышко, солнышко, | Солнышко-ведрышко, | Солнце, солнце, |
Весна-красна! | Солнышко, покажись! | Жаворонки-жавороночки! |
Ай, авсéнь, авсень, авсень, | Солнышко, высвети! | Весна-красна! |
Ой, кулики, жаворонушки, | Весна, весна красная! | Весна красна. |
Весна-Красна да по Заречью шла, | Весна! Весна красна! | *** *** Осень, осень, пришла. |
Дождик, дождик, пуще! Я вынесу гущи, Хлеба краюшку, Пирога горбушку. | Дождик, дождик, веселей | Гром гремучий, |
Уж дождь-дождем, | Дождик пуще припусти, | Дождик, дождик, пуще, |
Дождик, дождик, | Уж дождь дождем, | Секи, секи, дождь, |
Радуга-дуга, | Ах ты, радуга-дуга, | Радуга-дуга, Перебей дождя – Опять в ночь Льет во всю мочь; Перебей гром, Не попал бы в дом. |
Приговорки
| ||
Приговорки в лесу и в огороде | ||
Тот-тох-торорох! | ||
Матушка-репка, *** Репа-репонька, | Сей, сей горох, | Уродитесь, бобы, Уродитесь, бобы, |
Капуста вилáста, | Земелюшка добра, | Боровик, боровик, |
Дождик, дождик, пуще, | Ау, ау, аукаем, | Ау, ау, аукаем, |
Приговорки бабочкам, жучкам, пчелам, птицам: | ||
Божья коровка, | Бабочка-коробочка, | Божья коровушка, |
Божья коровка, Что завтра будет: Дождь или погодка? Как теперь – то лети! Как в четверг – то сиди! | Улитка, улитка, | Пчелушки |
Яры пчелки гудут, | Раньше на Руси дети встречали разных птиц песнями, закличками и приговорками. Слушают, как кукует кукушка, загадывают и считают: сколько раз будет слышно «ку-ку», столько лет проживет загадывающий: | Приветствуют журавлей, возвращающихся в родные края: |
Услышав песню жаворонка, её вторили: Тры! Тры! Тры!.. | Если дети выпускают из неволи пойманных птиц, дают им свое напутствие: | Встречая первую ласточку, напевали: Чири-чири, ласточка, |
Соловей маленький, | Когда галки слетались на пашню, им кричали: Галки-вороны, | |
Приговорки при играх и купанье: | ||
Солнце обогрело, | Вылейся, водичка, | Раз, два, |
Вей, вей, ветерок, | Мотылек-витилек, | Легкое суденышко, |
Дед Сысой, |
Прибаутки, небывальщины, перевертыши
Из-за леса, из-за гор | Трах-трах-тарарах, Едет мышка на ежах. - Подожди, колючий еж, Больше ехать невтерпеж, Очень колешься ты еж! | Ой, случилася беда, Загорелася вода! На тот час, на тот раз Мимо шел хромой Тарас - Живо воду затушил И тем славу заслужил. Как ее он заливал, Он про то нам не сказал. Только слышно стороной: Затушил он бородой! |
Как петух в печи пироги печёт, | Ехала деревня Мимо мужика, Вдруг из-под собаки Лают ворота. Лошадь ела кашу, А мужик - овес. Лошадь села в сани, А мужик повез. | В нашей деревне диво: Утка-то в юбке, Корова в рогоже, Курочка в сережках, Петушок в сапожках. |
Курочка бычка родила, | Ехала деревня | По поднебесью, братцы, медведь летит, |
Уж и где же это видано, | У нашего Данилы | *** *** |
Дразнилки | ||
Антошка-картошка, | Рыжий красного спросил: - Чем ты бороду красил? - Я не краской, не замазкой, Я на солнышке лежал, Кверху бороду держал. Только солнышко взошло - Всю бородушку сожгло! | Ай да Колька-храбрец! Убил комара Да как крикнет: - Наша взяла! *** Плакса, вакса, гуталин, На носу горячий блин. Плакать не годится, Можно простудиться. |
Обманули простака – | Шла собака через мост, | - Рева-корова, |
Федорóк с вершок, | Андрей-воробей, | Антошка-картошка, |
Борис-барбарис | Ваня, Ваня, простота! | Едет Ваня на быке, |
Вова, Вовка-карапуз | Прокоп-укроп, | Ванька-встанька карапуз, |
Володя-Володей – | Лешка-лепешка, | Ленчик-пончик, |
Наша Паша тоненька, | Коля, Коля, Николай, | Федот худ, |
Дуня-пышка | Сережа оглянулся, | Федя-медя требуха, |
Миронушка-Мирон, | Степанушка-Степан, | Вор-воришко |
Из зарубежного фольклора | БАРАБЕК | ТОМ, СЫН ТРУБАЧА |
СЧИТАЛКИ | ||
За высокими горами ходит Мишка с пирогами. - Миша, Мишенька-дружок, сколько стоит пирожок? Дай отведать пирожок! - Пирожок не дорог – стоит рубль сорок! | Вышел месяц из тумана, вынул пышку из кармана. - Буду детушек кормить, а тебе, дружок, водить! | Ехал Туз на бочке, Продавал цветочки, Синий, красный, голубой – Выбирай себе любой! |
Раз, два, три, четыре, жили мыщки на квартире. Чай пили, чашки мыли, по три денежки платили. Кто не хочет платить – тому и водить! | Заяц серый, куда бегал? - В лес зеленый. – Что там делал? - Лыки драл. – Куда клал? - Под колоду. – Кто украл? - Родион! – Поди вон Из окошка кувырком! | Ехала телега темным лесом за каким-то интересом. Стук, звон, выйди вон! |
Раз, два, три, четыре, пять, Вышел месяц погулять, А за месяцем луна, Оставайся ты одна! | Шла коза по мостику и виляла хвостиком. Зацепилась за перила, прямо в речку угодила – Бух! | - Зайчик, зайчик, где ты был? - Я на речке хвостик мыл. Вымыл, вымыл да упал, Снова хвостик замарал. |
Щла кукушка мимо сада, поклевала всю рассаду. И кричала: «Ку-ку-мак, отжимай один кулак!» | Черепаха хвост поджала и за зайцем побежала, Оказалась впереди, кто не верит – выходи! | Раз, два, три, четыре, кошку грамоте учили: Не читать, не писать, а за мышками скакать. |
Шла Марфушка по тропинке и несла в руках корзинку. В этой маленькой корзинке есть различные цветы: Роза, ландыш, незабудки, голубые васильки! | Белка прыгала-скакала и на ветку не попала, А попала в царский дом, где сидели за столом: Царь, царевич, король, королевич, Сапожник, портной, кто ты будешь такой? Выбирай поскорей, Не задерживай добрых и честных людей! | Катилася торба с высокого горба. В этой торбе: Хлеб, соль, вода, пшеница, С кем ты желаешь поделиться? Выбирай поскорей, Не задерживай добрых и мудрых людей. Три копейки – медный грош, Выбирай, кого ты хошь! Три копейки по рублю, Выбирай, кого люблю! |
Кован-кован, перекован, У Ванюши конь подкован, Бьет подковой, бьет копытом, Золотым гвоздем прибитым, Цок! | Уж как зоренька-заря Русы косыньки плела. Кто те косы расплетёт, Первый кон водить начнет! | Куба-куба-кубака, больно ямка глубока. Там мышки сидят, все на солнышко глядят И считают: раз, два, три – В этот счет выходишь ты! |
КАЛЕНДАРНЫЕ ПЕСНИ
МАСЛЕНИЦА
Едет Масленица дорогая, Наша гостьюшка годовая – На саночках расписных, на лошадках вороных. Едет к нам с добром: с сыром, маслом и яйцом, С блинами, с пирогами да с оладьями! Масленица Прасковея, приходи к нам поскорее! Встретим мы тебя с блинами, с мягкими пирогами! | Масленица Просковея, Приходи к нам поскорее! Встретим мы тебя с блинами, С мягкими пирогами! | На горах катаются, блинами объедаются: Хаврошки - на кошках, Анютки - на утках, Аксиньи - на свиньях, Яшки - на барашках, Ванюшки - на телушках, Ненилы - на кобылах, - На горах катливых! Здравствуй, Масленица, Широковесельница! |
Пришла МАсленка! Прилетела ластовка, Села она на колу, Подает всем по блину! Кто попросит, то тому! | Прощай, Масленица-плутовка, Погостила ты у нас недолго, Погостила всего семь деньков, А мы думали, погостишь семь годков! | Летит петушок через реку, Кричит петушок: ку-ка-ре-ку! Масленица, воротись, Семь неделек протянись! |
ВЕСНЯНКИ
Жаворонок, жаворонок, Улети-ка далеко, Принеси нам тепло. Садись на дугу, Воспевай на лугу! Принеси-ка нам: Ты весну-красну, Красно солнышко, Тепло летушко, Зеленый покос, Унеси сухой мороз! | Грачи-куличики, прилетите, Холодную зиму унесите, Теплую весну принесите! Нам зима надокучила, Без хлебушка замучила, Холод-стужу напустила, Всю скотину поморила! | - Весна-красна, На чем пришла? - На солнушке, На боронушке! - Что ты принесла? - Косу да серпок, Золотой снопок! |
Ластовочки, прилетите! Сани с дровнями уведите, Соху с бороной привезите! Нам зима-то надоела, Она у нас весь хлеб поела! | - Весна-весняночка, Где ты зимовала? - Зимовала я в лесочке, Под ракитовым кусточком, Солнышко встречала, Лето дожидала! | - Весна-красна, Что ты нам принесла? - Соху, борону И лошадку ворону; Солнца клочок И соломки пучок; Хлеба краюшечку И водицы кружечку. |
Предварительный просмотр:
РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР
Земляника
Я капелька лета
На тоненькой ножке.
Плетут для меня
Кузовки и лукошки.
Кто любит меня,
Тот и рад поклониться.
А имя дала мне
Родная землица.
Земляника
Растет в траве Аленка
В красной рубашонке.
Кто ни пройдет,
Всяк поклон отдает.
Арбуз
Круглый, полосатый,
С огорода взятый,
Сахарный и алый стал —
Кушайте, пожалуйста!
Колосья
Один из братцев рос прямой
Хлеба не принес домой.
А другой горбатый рос —
Каравай домой принес.
Лук
Скинули с Егорушки
Золотые перышки —
Заставил Егорушка
Плакать и без горюшка.
Морковь
Сладкая, красная,
на грядке растет.
Помидоры
Как на нашей грядке
Выросли загадки —
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют.
Крапива
Не огонь, а жжется.
Дерево весной,
летом и осенью
За окошком, на виду,
Книга выросла в саду.
Зазвенели со страниц
Голоса веселых птиц.
Ветер мимо пролетал,
Книгу всю перелистал.
Солнышко с утра как встало,
Так до вечера читало.
А потом немало дней
Тучи плакали над ней.
Лес
Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ваню — земляникой,
Таню — костяникой,
Машеньку — орешком,
Петю — сыроежкой,
Катеньку — малиной,
Васю — хворостиной.
Рябина
Весной зеленела,
Летом загорела,
Осенью надела
Красные кораллы.
Желудь
В золотой клубочек
Спрятался дубочек.
Березы
На лесной опушке
Стоят подружки.
Платьица белены,
Шапочки зелены.
Береза
В белом сарафане
Стала на поляне.
Летели синицы,
Сели на косицы.
Осенние листья
Падают с ветки
Золотые монетки.
Гриб
Землю пробуравил,
Корешок оставил,
Сам на свет явился,
Шапочкой прикрылся.
Сыроежки
Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпах разноцветных,
Издали приметных.
Собирай, не мешкай,
Это ...
Подосиновик
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых,
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я ...
Одуванчик
В летний солнечный денек
Золотой расцвел цветок.
На высокой тонкой ножке
Все дремал он у дорожки,
А проснулся —
Улыбнулся:
— Вот пушистый я какой!
Ах, боюсь,
Что разлечусь.
Тише, ветер луговой!
Одуванчик
На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ромашка
Стоит в саду кудряшка —
Белая рубашка,
Сердечко золотое.
Что это такое?
Ромашка
Стоят в лугах сестрички,
Золотые глазки, белые реснички.
Мак
Солнце жжет мою макушку —
Хочет сделать погремушку.
Лук
Сидит дед в шубу одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.
Лук
Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели.
Лук
Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а ...
Огурец
Лежит меж грядок зелен и сладок.
Огурец
На грядке длинный и зеленый,
А в кадке желтый и соленый.
Огурец
Без окон, без дверей
Полна горница людей.
Огурец
Полон хлевец белых овец.
Свекла
Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла.
Крупна, кругла,
Сладка на вкус.
Узнали вы? Я ...
Морковь
Красная девица сидит в темнице
А коса на улице.
Капуста
Лоскуток на лоскутке —
Зеленые заплатки.
Целый день на животе
Нежится на грядке.
Капуста
Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи —
Меня в них ищи.
Капуста
Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для нее готовим кадки
И крупной соли пол мешка.
Картошка
Неказиста, шишковата,
А придет на стол она, —
Скажут весело ребята:
«Ну, рассыпчата, вкусна!»
Горох
Голова на ножке,
В голове горошки.
Арбуз
Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный.
Арбуз
Кафтан на мне зеленый,
А сердце как кумач;
На вкус, как сахар, сладок,
А сам похож на мяч.
Семечки арбуза
У арбуза много груза,
Груз арбузу не обуза.
А внутри весь-весь арбуз
Полон черных мокрых бус
Репка
Кругла, а не месяц,
Желта, а не масло,
Сладка, а не сахар,
С хвостом, а не мышь.
Репка
Не видна из грядки,
Играет с нами в прятки.
И никто бы не нашел,
Да гляди — торчит хохол!
Потяните крепко, Вытащится ...
Подсолнух
Повернулось к солнцу
Золотое донце.
Подсолнух
Посадили зернышко —
Вырастили солнышко.
Это солнышко сорвем —
Много зерен соберем.
Много зерен соберем,
Их поджарим, погрызем,
А приедут гости —
Им дадим по горсти.
Колос
Вырос в поле дом.
Полон дом зерном.
Стены позолочены,
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном
На столбе золотом.
Зернышко
Ты не клюй меня, дружок,
Голосистый петушок!
В землю теплую уйду,
К солнцу колосом взойду.
В нем тогда таких, как я,
Будет целая семья.
Дерево
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает.
Листья
Летом вырастают,
А осенью опадают.
Желудь
В золотой клубочек
Спрятался дубочек.
Яблоко
Круглое, румяное,
Я расту на ветке;
Любят меня взрослые
И маленькие детки.
Яблоко
Круглое, румяное,
С дерева упало —
Любе в рот попало.
Яблоко
Само с кулачок,
Красный бочок.
Тронешь пальцем — гладко,
А откусишь — сладко.
Елка
Зимой и летом
Одним цветом.
Елка
Кого один раз в году
наряжают?
Елка
Ее всегда в лесу найдешь,
Пойдем гулять — и встретим.
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.
А к нам придет
Под Новый год —
Ребята будут рады,
Хлопот веселых полон рот:
Готовят ей наряды.
Елка
Колкую, зеленую
Срубили топором.
Колкая, зеленая
К нам приходит в дом.
Елка
Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
Елка
Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная,
На Новый год я главная!
Береза
Стоит Алена:
Платок зеленый,
Тонкий стан,
Белый сарафан.
Орех
Круглый, зрелый, загорелый
Попадался на зубок.
Попадался на зубок,
Расколоться все не мог,
А попал под молоток,
Хрустнул раз — и треснул бок.
Пух с тополей
Летом снег!
Просто смех.
Снег по городу летает,
Почему же он не тает?
Гриб
Под кочкою крошка,
Только шляпка да ножка.
Грибы
Пока дети — каждый в берете.
Повзрослели — шляпы надели.
Гриб
Я стою на ножке толстой,
Я стою на ножке гладкой,
Под коричневою шапкой,
С бархатной подкладкой.
Подосиновик
Что за гриб стоит на кочке
В красном бархатном платочке?
Красная и черная смородина
Две сестры летом зелены.
К осени одна краснеет,
Другая чернеет.
Крыжовник
Низок, да колюч,
Сладок, да не пахуч.
Ягоду сорвешь —
Всю руку обдерешь.
Калина
В сенокос — горька,
А в мороз — сладка.
Что за ягодка?
Земляника
На припеке у пеньков Много тонких стебельков. Каждый тонкий стебелек Держит алый огонек. Разгибаем стебельки — Собираем огоньки.
Ягода
Была зеленой, маленькой, Потом я стала аленькой. На солнце почернела я,
И вот теперь я спелая.
Гвоздика
Все знакомы с нами: Яркие, как пламя,
Мы однофамильцы
С мелкими гвоздями. Полюбуйтесь дикими Алыми ...
Одуванчик
Я шарик пушистый,
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок,
Остался стебелек.
Одуванчик
Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок.
На него подуй слегка:
Был цветок — и нет цветка.
Одуванчик
Золотой и молодой
За неделю стал седой,
А денечка через два
Облысела голова,
Спрячу-ка в карманчик
Бывший ...
Крапива
Злая, как волчица,
Жжется, как горчица!
Что это за диво?
Это же ...
Чертополох
На лугу среди букашек
Поднялся переполох.
Оттеснил семью ромашек
Великан ...
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Нижневартовска детский сад №52 «Самолётик»
Формирование у детей навыков диалогической речи через устное народное творчество
Воспитатель: Салацкая В.В.
Нижневартовск
Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. В этом возрасте ребёнок овладевает, прежде всего, диалогической речью. Она имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи. Только специальное речевое воспитание подводит ребёнка к овладению связной речью, строится с учётом возрастных особенностей детей. При этом важно учитывать индивидуальные особенности речевого развития каждого ребёнка: эмоциональность, непосредственность.
Так почему же наши дети плохо говорят? Может, потому, что мы, взрослые, разучились с ними разговаривать?
В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. С экрана телевизора и других средств массовой информации мы все чаще слышим примитивную, сленговую речь. Ушла в прошлое богатейшая эпистолярная культура, когда умение написать грамотное по оформлению и емкое, выразительное по содержанию письмо было неотъемлемым качеством образованного человека.
Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает нашу речь, превращает её в маловыразительную, скучную и однообразную. Без яркости и красочности речь тускнеет и блекнет.
Поэтому проблема развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.
Само слово «фольклор» появилось в XIX веке и пришло из английского языка. В буквальном переводе оно означает «народная мудрость», или устное народное творчество.
Устное - из уст в уста
Народное - автор - народ
Творчество - создано в результате труда
М. Горький говорил: “… Начало искусства слова – в фольклоре”.
Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все
стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью.
Еще К.Д. Ушинским было замечено, что в семьях знают все меньше обрядов, забывают песни, в том числе и колыбельные. В наши дни это становится еще актуальнее.
Общаясь со своими детьми, родители редко или совсем не используют народные потешки, песенки и прибаутки, не читают им сказки, не приводят в пример пословицы и поговорки, а ведь в них заключается суть разрешения любого конфликта. А ведь дети усваивают родной язык, прежде всего подражая разговорной речи окружающих. Стоит ли потом удивляться, что речь детей подчас так бедна, а словарь ограничен необходимой обиходной тематикой?
Одной из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду является развитие речи, речевого общения. Эта общая задача состоит из ряда отдельных задач:
• расширение, обогащение и активизация словаря;
• воспитание звуковой культуры речи, четкого звукопроизношения и интонационной выразительности;
• формирование правильной диалогической и монологической речи.
Неоценимую роль в решении этих задач может оказать русский народный фольклор.
Наши предки, незнакомые с письменностью и книгой, не были оторваны от предшествующих поколений. Всё накопленное передавалось устно от человека к человеку, становилось достоянием многих. Так народ создал своё искусство, свою поэзию. Фольклор появился задолго до литературы и создавался на базе живого разговорного языка, который невозможен без речевых интонаций и жестов. Все это способствовало сохранению и передаче из поколения в поколение фольклорных произведений.
И теперь язык фольклорных произведений поражает своей простотой, точностью и красотой. Простые на первый взгляд слова и сочетания слов в текстах сказки или песни оказываются необычными, вызывают в нашем сознании зримые картины, вещи получают особую окраску и значение. Люди оживают, а совершаемые ими действия, даже невозможные, вдруг становятся как бы реально происходящими. Совершенству в использовании изобразительных средств языка фольклорные произведения обязаны творческой работе сотен великих людей. Помимо этого, устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало.
Художественная форма детского фольклора специфична: для него характерна своя образная система, тяготение к ритмизированной речи и к игре.
К так называемым малым формам детского фольклора относятся: пестушки, потешки, колыбельные песни, прибаутки, заклички, приговорки, считалки, загадки, пословицы, поговорки и др. С их помощью можно решать практически все задачи речевого развития ребёнка. Остановимся вкратце на каждой из этих форм.
Есть в русском фольклоре особые стишки –
ПЕСТУШКИ - это короткие песенки и стишки, которыми сопровождают
движения ребенка в первые месяцы жизни. Пестушки получили свое название от слова
пестовать — нянчить, холить, носить на руках.
Это короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, которые пестуют младенца. Пестушкой сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Проснется младенец, потягивается, его гладят по животику и нараспев приговаривают:
«Потягунюшки, порастунюшки, роток говорунюшки, руки хватунюшки, ноги ходунюшки».
Кушай, кушай, котик! Открывай свой ротик:
Кашку и оладушки, Да сыграй нам "Ладушки"
Ладушки, ладушки, Вкусные оладушки!
В пестушках слышатся любовь, доброта, их хочется проговаривать напевно, ласково, поэтому само содержание побуждает детей произносить их спокойно и тихо.
Хотя в прошлом бабушки и не знали, что такое физкультура, закалка, массаж, но все, что нужно, делали - под разные песенки, шуточки-прибауточки. Пестушки - произведения, предназначенные для сопровождения физических упражнений и гигиенических процедур, необходимых для младенца. Ритмичные, весёлые приговоры, соединённые с приятными для ребёнка поглаживаниями, бодрыми или плавными движениями ручек и ножек, которым обучают его взрослые, доставляют удовольствие и развивают как физически, так и эмоционально, удовлетворяют потребности ребенка в тактильных движениях - почти все дети любят, когда их поглаживают по головке, ручкам, плечикам, прижимают к себе близкие люди - это язык эмоционального общения». (В.С. Придворова)
******************************************************************************
Колыбельные песни
– это заговоры, обереги, основанные на магической силе слова и музыки, на их способности успокоить, уберечь, охранить. Ведь древнерусские слова «баять», «убаюкивать» означают говорить, уговаривать, заговаривать.
Наряду с другими жанрами, они заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, "заинька".
Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. Можно использовать эти песни, обучая детей образовывать однокоренные слова, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота. Причем это не просто кот, а "котенька", "коток", "котик", "котя", а положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным.
Колыбельная песня, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует их особая интонационная организация:
- напевное выделение голосом гласных звуков,
- медленный темп,
- наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний.
Напевность, особый ритм учат детей плавному произношению фраз, предложений. Значительно обогащается и словарный запас: ведь в произведениях устного народного творчества изобилие слов-признаков предметов, образных сравнений, используется множество синонимов, антонимов и т. п.
Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи.
Сначала ребенок копирует то, как взрослый выполняет те или иные движения и интонации, с которыми поется песня.
Позже появляются слова, тексты песен. Удивительно быстро многие слова песен переходят в активный словарь детей и звучат уже во время игр, разговоров с ровесниками.
Т. о., несмотря на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.
***********************************************************************
Обратимся к колыбельным песенкам, которые каждый из нас знает: с незапамятных времен в доме, где рождался ребенок, под потолок подвешивали зыбку – колыбель для младенца. Мать, мерно раскачивая ее, порой выполняя какую-либо работу, напевала колыбельную своему ребенку:
1) Баю-бай, баю-бай, 2) Люли, люли, люли, 3) Баю-баю, баюшок,
Ты, собаченька, не лай, Прилетели гули. В огороде петушок.
4) Тише, куры, не шумите,
Мово Ваню не будите,
А мой Ваня будет спать,
Будет глазки закрывать.
Большой интерес вызывает у детей знакомство с народными обычаями, традициями. Например, в колыбельных песнях часто упоминается кот. Его зовут ночевать, качать колыбель, обещают разные награды за работу: "кувшин молока", "кусок пирога", "белый платочек на шею". Упоминание кота в песнях связано с бытовыми поверьями: считалось, что кот приносит сон и покой ребенку; существовал даже обычай прежде ребенка в колыбель класть кота, чтобы ребенок лучше спал.
5)Котя, котенька-коток, 6) У кота ли, у кота
Котя-серенький хвосток! Колыбелька золота;
7) Ах, ты, котенька-коток, 8) Пошел котик на Торжок
Котя – серенький хвосток, Купить Кате пирожок.
Котя – розовый носок,
Кот – зелененький глазок…
ПОТЕШКИ
ПОТЕШКИ - это короткие стишки (реже песенки), предназначенные для развлечения детей младенческого возраста и сопровождающиеся элементарными игровыми движениями: во время проговаривания или пропевания потешек, их содержание разыгрывалось с помощью пальцев, рук, мимики, при этом сами дети вовлекались в игру. Назначение потешек — позабавить, развеселить ребенка, вызвать хорошее эмоциональное состояние.
В отличие от пестушек, потешки рассчитаны на активность самого ребенка, когда он выполняет самостоятельно игровые движения и соотносит их с содержанием песенки-потешки.
Как только ребёнок немного подрос и стал свободно говорить, он сам без подсказки начинает пользоваться народными поэтическими произведениями. Связные повествовательные тексты ему ещё не под силу. А вот коротенькие стишки он легко запоминает и может применить при случае.
Основой связной речи, заключающей в себе различные языковые средства, является диалог. Для диалога характерны неполные предложения, восклицание, вопрос, междометие, яркая интонационная мимика.
Все это мы находим в фольклорных диалогических текстах.
Очень часто потешки построены на диалоге. Чтение в лицах – первая простейшая игра – драматизация, которая доставляет ребёнку большую радость. В такой игре – драматизации дети учатся выслушивать реплику – вопрос, своевременно отвечать в такт общему ритму потешки – играть роль.
Диалогическое единство вопрос – ответ представлено в потешках («Кисонька – мурысонька», «Заяц белый, куда бегал?» «Курочка - рябушечка» и др.). Передача этих произведений по ролям позволяет усвоить различные по форме и содержанию вопросы и ответы, вопросительную и повествовательную интонацию.
Чтобы сформировать связную речь ребёнка, необходимо научить его пользоваться различными звуковыми средствами. Это и интонация, и логическое ударение, подбор наиболее подходящих слов и многое другое.
Конкретность сформулированных вопросов вызывает чёткий и простой ответ. Неполное предложение помогает сохранить интонацию вопроса, услышать её в тексте. Освоив интонационную выразительность в коротких неполных предложениях, дети смогут её проявлять в распространённых и сложных предложениях.
1-2 года. Читаем потешку, сопровождая чтение двигательными упражнениями с пальчиками, ручками, ножками ребенка. В речевом аспекте у ребёнка происходит накопление пассивного словаря, использовать эти слова он пока не может, но уже понимает их значение и производные конструкции от слова-основы (уменьшительно-ласкательные формы, множественное число и т.д.). В этот период, изо дня в день повторяя потешки, можно активизировать речевую активность ребёнка. Например, ребёнок, слушая потешку про гуся, в нужном месте торопится сам вставить звукоподражательные слова персонажа. В этом возрасте ребёнок уже улавливает и сам пытается воспроизводить в речи интонационные и тембровые характеристики голосов персонажей: кто «говорит» высоким голосом, а кто низким; кто – громко, кто – тихо; кто – испуганно, а кто - сердито. С потешек, можно сказать, и начинаются артикуляционные и голосовые упражнения.
2-3 года. В этот период уже можно побуждать ребёнка повторить потешку целиком или ее часть. После прочтения потешек на определенную тематическую тему, можно устроить игру по этой тематике. Например, в течение месяца вы читали и повторяли потешки из раздела «Птицы», затем можно устроить игру «Кто как говорит?» на «птичью» тему. Если у ребенка этого периода накоплен хороший словарный багаж, он легко манипулирует знакомыми словами, самостоятельно пытаясь обыгрывать их, сочиняет новые формы знакомого слова, то есть переходит от простого повторения-подражания на новый уровень восприятия речи. Ребёнок рассматривает, ощупывает слово на фонетическом уровне (перцептивные действия в отношении фонемы и контекста слова).
************************************************************************
С четырёх лет можно ребёнка подключать к обыгрыванию потешек по ролям. Чтение по ролям – это одно из самых важных и самых сложных направлений речевых упражнений по потешкам и коротким текстам. Задача этого направления – научить ребёнка общению, ведению диалога. Потешки, короткие по форме, лаконичные по содержанию, ритмичные по стилю, – великолепный материал для таких упражнений. Они всегда интересны детям, а поэтому произносятся ими легко, свободно, звонко и радостно. Ребенок, работая над ролью, по другому воспринимает текст, он становится ближе, понятнее, что способствует лучшему запоминанию и усвоению содержания.
1) — Котятки, котятки, малые ребятки!
А кто у вас больший? А кто у вас меньший?
2) - Гуси, вы гуси, Красные лапки, Где бывали, Что видали?
- Павушка летала, перышки роняла.
- Кому эти перышки?
3) Ваня-Ванечка, куда ходил? - В лесочек.
- Что видел? - Пенечек! - Под пенечком что? - Грибок! Хвать - да в кузовок!
4) - Постой, постой, куколка!
Постой, постой, барынька! - Неколи стояти, пора мне бежати,
Волка снаряжати. У волков-то свадьба: Мушка - стряпушка, Комар - полетушка,
А я - побегушка!
5) - Бабушка Ульяна! Где была? - Гуляла. - Какое чудо видала? - Курочку-рябушку
С петушком на дрожках.
6) - Заяц белый, куда бегал? - В дубраву. - Что там делал? - Кору драл. - Куда клал?
- Под пенек убирал.
7) - Ой, лишеньки, лишеньки, Кричит в берлоге мишенька:
- Болит, болит живот! - Сходи, зайка, в огород, Нарви травки-мяточки, Припарь ему пяточки!
- Парил, лиса-кумушка, Парил, лиса-голубушка, Его пар не берет, Пуще к пяткам пристает!
8) - Ай, дилили-дилили, Где вы Ваню видели? - На базаре в Питере: Сидит на лавке,
Торгует булавки; Сидит под окошечком, Торгует горошечком; Сидит на скамеечке -
Считает копеечки.
9) - Где ты, совушка, была? Где ты, вдовушка, жила? - Я жила в лесище, Во сыром дуплище.
- Кто тебя, сову, знавал? У тебя в гостях бывал? - Все мои подружки - Комары да мушки;
Все мои сестрички - Сороки и синички; Все мои тетки - Стрижи да чечетки.
ЗАКЛИЧКИ
Закличка – небольшая песенка, предназначенная для распевания группой детей. Она может сопровождаться игровыми действиями, имитирующими действия животных и людей. Все явления и силы природы живут в закличке как одушевленные существа. Ребенок вступает с ними в контакт, в сговор. Просит солнце о тепле и ласке, радугу – «перебить дождя»; гром – пожалеть дом, не пугать гусей, детей; подсказывает дождю что и как поливать и т.д.
Заклички – это песенки, обращенные к природе (солнцу, дождю, радуге) и выражающие призыв или просьбу. Дети обращались к силам природы как к мифологическим существам, старались их умилостивить, обещали жертву:
Дождик, дождик, пуще!
Я вынесу гущи,
Хлеба краюшку,
Пирога горбушку.
Само слово «заклички» побуждает детей говорить громко — закликать. Можно использовать такой прием-побуждение: «Скажи так, чтобы солнце (или дождь, гром и т. д.) тебя услышали!»
****************************************************************
1) Дождик, дождик, веселей Капай, капай, не жалей! Только нас не намочи! Зря в окошко не стучи.
2) Гром гремучий, Тресни тучи, Дай дождя С небесной кручи.
3) Радуга-дуга, Не давай дождя, Давай солнышко, Красно ведрышко.
4) Ах ты, радуга-дуга, Ты высока и туга! Дай нам солнышка- Колоколнышка.
5) Радуга-дуга, Перебей дождя – Опять в ночь Льет во всю мочь; Перебей гром,
Не попал бы в дом.
Опыт показывает, что на закличках можно продуктивно отрабатывать восклицательную интонацию, так как в них присутствует восклицание:
Солнышко, покажись! Солнышко!
Красное, снарядись! Ведрышко!
Поскорей, не робей, Выйди поскорей!
Нас ребят обогрей! Будь к нам подобрей!»
Солнышко, вёдрышко,
Выгляни в окошечко:
Твои детки плачут,
По камушкам скачут.
следующая фольклорная форма, на которой мы остановимся, это
ПРИГОВОРКИ
Приговорки – обращения по принципу просьбы – пожелания.
В отличие от закличек, которые выкрикивались хором, нараспев, приговорки произносились индивидуально и негромко. Они содержали просьбу – заговор, обращенный к улитке, божьей коровке, мышке. Просьба состояла в том, чтобы показать рожки, взлететь, обменять выпавший зуб на новый…
Приговорки обращены к домашнему быту, к повседневным занятиям. Фактически все живое, что окружает ребенка, не обойдено вниманием.
Приговорка, построенная по принципу своеобразной просьбы к природе в соучастии, помощи, самим словесным строем и оформлением настраивает ребенка уважительно к каждому растению в лесу, поле, огороде.
Для каждого растения свое определение, свое ласковое слово, свое изображение ожидаемого урожая. Ребенок воочию видит, каково назначение растения, его здоровую, живую красоту. В этом – целительная профилактика неразумных, истребительских действий детей в природе.
**********************************************************
1) Улитка, улитка, Высунь рожки - Дадим лепёшки, Свиные ножки, Каши горшок,
Хлеба ворошок!
2) Дождик, дождик, пуще, Дам тебе гущи, Выйду на крылечко,
Дам огуречка. Дам и хлеба каравай – Сколько хочешь поливай!
3) Божья коровка, Что завтра будет: Дождь или погодка? Как теперь – то лети!
Как в четверг – то сиди!
Приговорки в огороде:
Матушка-репка, Уродись крéпка, Ни густа, ни редка, До великого хвоста.
2) Сей, сей горох, Посевай горох! Уродись, горох, И крупен, и бел, На потеху всем;
И сам тридесят – Для всех ребят.
3) Уродитесь, бобы, Велики и круты, В поле густы, На столе вкусны.
4) Капуста вилáста, Не будь голенаста, Не будь голенаста, Будь пудаста.
Приговорки в лесу:
Земелюшка добра, Вырасти гриба – Гриба грибового, Во бору борового.
ПРИБАУТКИ
Фольклорные прибаутки – небольшие стихотворения из двух – четырёх, редко восьми строчек. Это красочные, яркие словесные картинки, составляющие мир повседневных впечатлений ребёнка: всё то, что окружает его в доме, во дворе, на улице, обрисовано предельно кратко, только в главных, определяющих чертах. В прозаических, знакомых и неинтересных предметах и явлениях они способны увидеть необычное, удивительное.
В старину об остром на язык человеке говорили, что он знает много прибауток.
Юмор нелепых положений, вопросов, предложений и предположений – стихия этих стишков и песенок. При этом прибаутка сохраняет серьезную интонацию, предоставляя возможность ребенку самому разобраться, смешно ему или нет. Прибаутки предлагают ребенку необычность ситуаций, действий, поступков, интонаций, отраженных в шуточных стихах. Прибаутки приглашают ребенка порадоваться и посмеяться вместе в том случае, если ребенок разгадает тайну стиха, словесные и смысловые проделки автора, сумеет обнаружить нелепость и несоответствие.
Кроме того, это лучший способ развития как координации движений, так и общей и мелкой моторики. Ребёнок учится согласовывать свои движения с ритмом прибаутки.
*************************************************
Из-за леса, из-за гор Едет дедушка Егор. Сам на лошадке, Жена на коровке,
Дети на телятках, Внуки на козлятках.
Трах-трах-тарарах, Едет мышка на ежах. - Подожди, колючий еж,
Больше ехать невтерпеж, Очень колешься ты еж!
Ой, случилася беда, Загорелася вода!
На тот час, на тот раз Мимо шел хромой Тарас -
Живо воду затушил И тем славу заслужил.
Как ее он заливал, Он про то нам не сказал.
Только слышно стороной: Затушил он бородой!
ПЕРЕВЕРТЫШИ
К прибауткам тесно примыкают
Перевертыши (нелепицы, небывальщина) – игра ума по обратной координации вещей и явлений. Содержанием их является заведомая чепуха, ерунда, нелепость. Это прекрасное средство для воспитания и развития чувства юмора, здоровая пища для детской души, удовлетворяющая ненасытную потребность ребенка в смехе, веселье и радости.
Ребёнку доставляет удовольствие сознавать, что он (не глупец: он – то) знает, как всё бывает на самом деле, и никогда не допустит, чтобы ему заморочили голову и обманули на чепухе. Перевёртыши открывают ребёнку возможность через игру словами, звуками, звукосочетаниями уловить специфику звучания речи и характерные для неё выразительность, образность, юмор. Например, такая нелерица-перевертыш::
У нас в Рязани грибы с глазами!
Их едят, а они глядят!
*************************************************
1) Как петух в печи пироги печёт, Кошка на окошке рубаху шьёт,
Поросёнок в ступе горох толчёт, Конь у крыльца в три копыта бьёт,
Уточка в сапожках избу метёт.
2) Ехала деревня Мимо мужика, Вдруг из-под собаки Лают ворота.
Лошадь ела кашу, А мужик - овес. Лошадь села в сани, А мужик повез.
3) В нашей деревне диво: Утка-то в юбке, Корова в рогоже, Курочка в сережках,
Петушок в сапожках.
К прибауткам и перевертышам близок и такой фольклорный жанр, как дразнилки.
Дразнилка - это сатира, осмеяние и разоблачение порока.
Содержание традиционной народной дразнилки – нелепица, перевёртыш. Дразнилки все искажения – звуковые, смысловые, образные действия – приписываются тому, кого дразнят. В ней сочетаются смех, веселье тех, кто кричит дразнилку, и обида, стыд, негодование того, кого дразнят.
Народные дразнилки предназначены для того, чтобы поставить на место обидчика, высказать своё отношение к неприятным отклонениям в поведении, привычках, во внешнем виде.
Дразнилки тесно связаны с прозвищами, употребление которых уходит корнями в древнюю Русь. В крестьянской среде фамилий не было, их заменяли прозвища, которые давались человеку окружавшими его людьми. В каждом из прозвищ отражалась какая-нибудь внешняя примета его носителя, чаще всего – иронически преувеличенная.
*******************************************************************************
Антошка-картошка, Соломенная ножка, Сам с ноготок, Голова с локоток.
Рыжий красного спросил: - Чем ты бороду красил? - Я не краской, не замазкой,
Я на солнышке лежал, Кверху бороду держал. Только солнышко взошло - Всю бородушку сожгло!
Ай да Колька-храбрец! Убил комара Да как крикнет: - Наша взяла!
Плакса, вакса, гуталин, На носу горячий блин. Плакать не годится, Можно простудиться.
Скороговорка – это веселая безобидная игра со словом, быстрое проговаривание труднопроизносимых стишков и фраз. Прелесть скороговорки в том, что с первого раза ее ни за что не проговоришь. Ведь по правилам игры ее проговаривают, услышав на слух. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов.
В них поставлены слова, похожие по звучанию, в которых используются одни и те же или сходные звуки, но в разных комбинациях. Произнести их трудно, при быстром произнесении органы речи не успевают перестроиться, получается что – то не то, и это вызывает у детей веселье, смех. Но скороговорка не только забава, она и хорошая гимнастика для органов речи.
Ни в каких других произведениях, кроме народных, мы не найдем такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, такого удивительно продуманного сведения рядом слов, едва отличающихся друг от друга по звучанию.
"Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком".
Использование скороговорок помогает закрепить чёткую дикцию, использовать различные высотные, силовые и тембральные звучания. Скороговорка требует точной организации голосового хода, логического и орфографического ударения. Стихотворная ритмика организует чёткость речи и не разрешает пропускать, менять звуки. Она служит организационным моментом и для дыхания: даёт возможность сознательно его распределять, не прерывая доборами течение речи внутри строки, и пополнить только в конце строки. Скороговорки необходимы для развития фонематического слуха, формирования способности ребёнка улавливать тонкие звуковые различия, способствуют автоматизации правильного произношения звуков речи.
Как всякая игра, скороговорки очень хорошо воспринимаются детьми. Весёлая и лёгкая форма обучения правильной речи – вот главное назначение скороговорок.
Их можно использовать для тренировки в смене громкости голоса, в смене скорости речевого высказывания, в правильной постановке логического ударения, вопросительных и утвердительных интонаций.
*********************************************************************************
1) 2) Сшит колпак не по - колпаковски,
надо его переколпаковать, перевыколпаковать.
Кто его переколпакует, тому полколпака гороху.
Мы совершили лишь небольшой экскурс по основным жанрам устного народного творчества.
Не затронуто еще многое: Считалки, пословицы и поговорки, загадки, календарные песни и словесные игры с приговорами.
Надеюсь, что каждый вновь осознал для себя, что русский народный фольклор является неиссякаемым источником народной мудрости в воспитании детей в целом и в развитии связной речи в частности.
Наверное, вы обратили внимание на приведенные в начале презентации слова Ушинского о том, что «Не условным звукам только учиться ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова». Ушинский отмечал также и то, что родной «язык-учитель» «не только учит многому, но и учит удивительно легко, по какому-то недосягаемо облегчающему методу».
С помощью малых фольклорных форм можно решать практически все задачи методики развития речи, и мы должны шире использовать богатейший материал словесного творчества народа.
Фольклор – незаменимый помощник в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения.
Устное народное творчество необходимо родителям и педагогам для формирования и развития:
- просодической стороны речи (то есть иметь достаточное дыхание, нормальный темп, отработанный ритм, характерный тембр, уметь варьировать интонации);
- фонематического слуха (умение различать, анализировать, дифференцировать на слух фонемы);
- правильного произношения (овладение всеми звуками речи, умение замечать неправильное звукопроизношение, исправление его в игре, непринужденной обстановке, в привычной детьми среде);
- связной диалогической и монологической речи (где, как не в сказках, играх- драматизациях мы можем развить монологическую и диалогическую речь);
- умений играть, выполнять правила игры, соблюдения норм поведения;
- юмора и воображения – не все дети, имеющие тяжелые нарушения речи, могут адекватно относиться к шуткам, понимать образные выражения, поэтому так нужны небылицы, перевертыши, загадки;
- усвоения нравственных заповедей, которые лучше усваиваются не через прямые наставления, а через сказки, пословицы, скороговорки;
- воспитания любви к народному творчеству (формирование умения воспринимать фольклорные формы тексты, слушать и слышать силу народного слова). Чтобы не были наши дети Иванами, родства не помнящими.
Посмотрев, как наши воспитатели представляли малые фольклорные жанры, нельзя не отметить, насколько органично малые фольклорные формы связаны с театрализованной деятельностью. Это вполне понятно: ведь в них что ни слово, то яркий, красочный, запоминающийся образ.
Разнообразные виды красочных театров в сочетании с недлинными, но колоритными в речевом отношении фольклорными текстами побуждают детей проявлять все свои речевые знания и эмоциональные качества.
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОД ОКРУЖНОГО ЗНАЧЕНИЯ НИЖНЕВАРТОВСК
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД № 52 «САМОЛЕТИК»
628624 Российская Федерация, Тюменская область
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра
г.Нижневартовск, ул. Ханты-Мансийская 35 «а»
Телефоны: 45-24-75; 46-22-45 Тел./факс (3466) 45-57-97 Электронная почта: $ато1ебк52@таП.ги
ПРИКАЗ
ОТ 18.11. 2016г. №
О проведении тематического контроля
В здоровом теле - здоровый дух»
в МАДОУ г. Нижневартовска ДС №52 «Самолётик»
На основании годового плана работы МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 52 «Самолётик» на 2016- 2017 учебный год, с целью определения состояния педагогической работы с детьми по формированию привычек к здоровому образу жизни
ПРИКАЗЫВАЮ:
- Провести тематический контроль «В здоровом теле - здоровый дух» в период
с 21.11. 2016 до 02.12.2016 г.
- Утвердить план тематического контроля в соответствии с Приложением 1
- Утвердить состав комиссии:
- Матвиенко Е.В. – воспитатель
- Мерзлякова Н.М. - воспитатель
- Салацкая В.В. - воспитатель
- Зверева И.А. - воспитатель
- Григорьева Е.Н. - воспитатель
- Горохова М.П. - инструктор по плаванию
- Девицкая З.В. - инструктор по физической культуре
- Ответственным педагогам подготовить итоговую справку до 01.12.2016 г.
- Итоги тематического контроля представить на Педагогическом совете № 2
- Контроль за исполнением приказа возлагаю на и.о. зам. зав. по ВМР Евграфову Т.А.
Заведующий
Н.А. Якимова
Предварительный просмотр:
«У страха глаза велики»
Педагоги: Когда чего-то боишься, надо страху громко говорить: «Ха!» - тогда он испугается вас. А делать это надо так: поднять руку вверх, глубоко вдохнуть, резко наклониться вперед, руки опустить и громко выдохнуть: «Ха!» Всем своим страхам, неудачам, печалям надо говорить: «Ха!» - и тогда они испугаются и отступят от вас.
2 раза в неделю в течении года по запросу
Цели: развитие мимики и пантомимики, воображения; снижение уровня тревожности.
Ход тренинга. - Коллеги, представьте себе, что мы находимся в лесу и спокойно отдыхаем... Но что это?! Хрустнула ветка, вот еще одна... Кто это?! Нам стало страшно:
• мы сжались в комочек и застыли;
• брови подняли вверх, глаза широко раскрыли;
• рот приоткрыли;
• боимся пошевелиться и вздохнуть;
• голову втянули в плечи, глаза закрыли;
- Ой, как страшно! Что это за огромный зверь?! И вдруг у своих ног мы услышали: «Мяу!» Один глаз открыли, - а это котенок! Возьмите своих «котят» в руки. Погладьте их. Вот какие ласковые котята! А мы думали, что это? Кого вы себе представляли? Недаром говорят, что у страха глаза велики.
Релаксация гиперактивных детей старшего дошкольного возраста
«Уходи, злость, уходи!»
Цель: учить выплескивать злость, гнев.
Ход игры: Дети ложатся на спину на мягкое напольное покрытие. У каждого с обеих сторон подушки. Упражнение начинается и заканчивается по сигналу ведущего. По сигналу дети начинают бить ногами и руками по покрытию и подушкам с громким криком «Уходи, злость, уходи!». Игра продолжается 3 минуты. Затем дети 3 минуты отдыхают.
«Выбиваем пыль, или Упрямая подушка»
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Ход игры: Детям предлагается выбить пыль из подушки; бить ее посильнее, чтобы получше очистить.
1 раз в месяц в течении года по запросу
Предварительный просмотр:
Считалки
Конь ретивый, долгогривый
Скачет полем, скачет нивой.
Кто того коня поймает,
С нами в салочки сыграет.
Ниточка, иголочка, Синенько стеколочко,
Рыба карась,
Ты убирайсь!
Раз, два
Голова,
Три, четыре —
Прицепили.
Пять, шесть —
Сено везть.
Семь, восемь —
Сено косим
Девять, десять —
деньги весить.
Одиннадцать, двенадцать —
На улице бранятся
Бабы, мужики,
Мальцы-озорники,
Душка Матрешка.
Глядите в окошко:
Здесь Семен —
Он выйдет вон!
Теля - меля,
Ты, Емеля,
Третий бас
Поводи-ка ты за нас!
Огурец, огурец,
Не ходи на тот конец:
Там волки живут,
Тебе ноги подшибут!
Я не тятькин сын,
Я не мамкин сын
Я на елке рос.
Меня ветер снес,
Я упал на пенек,
Поди водить, паренек!
Раз, два, три, четыре!
Жили мышки на квартире,
Чай пили, чашки били,
По три денежки платили!
Кто не хочет платить,
Тому и водить!
Шла кукушка мимо сети,
А за нею малы дети.
Кукушата просят пить.
Выходи — тебе водить!
- Заяц белый,
Куда бегал?
— В лес, дубраву.
— Что там делал?
— Грибы рвал.
—Куда клал?
— В решето, в котомку.
— Кто ж украл?
— Родивон.
— Пусть за это
Выйдет вон!
Катилась торба
С высокого горба.
В этой торбе
Хлеб, соль, пшеница.
С кем ты хочешь поделиться?
(Выходящий выводит из круга еще кого-нибудь, с кем он хочет «поделиться»)
Пчелы в поле полетели,
Зажужжали, загудели.
Сели пчелы на цветы.
Мы играем — водишь ты!
Тучи, тучи, тучи, тучи.
Скачет конь большой, могучий.
Через тучи скачет он,
Кто не верит, выйдет вон!
Прибежали два быка
В зеленые луга.
Были бы деньги —
Купила б баба серьги,
Вдела бы в уши,
Поехала бы тпруши.
Тпруши, ладуши —
Три курицы-кладуши,
Петух-клохотун,
Человек — свистун
Родивон, выйди вон!
Катилось яблочко
Вокруг огорода,
Мимо частокола.
Кто его поднимет,
Тот вон выйдет.
Колокольчик всех зовет,
Колокольчик нам поет
Звонким, тонким голоском
ди динь-бом!
Выходи из круга вон!
Раз, два — домой пора
Ребят кормить, тебе водить!
Как у нас на сеновале
Две лягушки ночевали.
Утром встали, щей поели,
А тебе водить велели!
Раз, два, три, четыре,
Пять, шесть, семь,
Восемь, девять, десять.
Выплывает белый месяц!
Кто до месяца дойдет,
Тот и прятаться пойдет!
Ты — хомяк, а ты — хорек,
Ты — зайчишка, прыг да скок,
Ты — лисица, ты — куница,
Ты — бобриха-мастерица,
Ты — охотник. Ой, беда!
Разбегайся кто куда!
Покатилось колесо,
Укатилось далеко,
И не в рожь,
И не в пшеницу,
А до самой до столицы.
Колесо кто найдет,
Тот ведет.
Косой, косой,
Не ходи босой,
А ходи обутый,
Лапочку закутай.
Если будешь ты обут,
Волки зайца не найдут,
Не найдет тебя медведь.
Выходи — тебе гореть!
Ходит свинка по бору,
Рвет траву-мураву
Она рвет, и берет,
И в корзиночку кладет
Этот выйдет —
Вон пойдет!
Раз, два, три, четыре.
Меня грамоте учили,
Пять, шесть, семь.
Покосился пень.
Он, Додон,
Выйдет от нас вон.
Шла коза по мостику
И виляла хвостиком.
Зацепила за перила,
Прямо в речку угодила.
Кто не верит — это он.
Выходи скорее вон!
На златом крыльце сидели:
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты такой?
Говори поскорей,
Не задерживай добрых людей.
Раз, два, три, четыре.
Жили мошки на квартире
К ним повадился сам-друг
Крестовик — большой паук.
Пять, шесть, семь, восемь.
Паука мы все попросим
— Ты, обжора, не ходи.
Ну-ка, Мишенька, води.
Шел баран
По крутым горам.
Вырвал травку,
Положил под лавку.
Кто травку возьмет —
Тот вон пойдет!
Сговорки
Конь вороной
Или хомут золотой?
Сено косить
Или дрова рубить?
Медведя лохматого
Или козла рогатого?
Серую утку
Или деревянную дудку?
Колокольчик голубой
Или желтый зверобой?
Шары катить
Или воду лить?
Коня ковать
Или двор подметать?
Из речки ерша
Или из лесу ежа?
Ландыш душистый
Или одуванчик пушистый?
Белую березу
Или красную розу?
Русские народные игры
Русские народные сговорки
Русские народные считалки