Конкурсное задание "Методический семинар". Областной конкурс "Учитель года Нижегородской области - 2016"


Управление образования Администрации Сосновского  муниципального района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Сосновская средняя  школа №2

Областной конкурс «Учитель года – 2016»

 Использование приема технологии мастерских

( из опыта работы учителя английского языка

 Скамейкиной Ирины Владимировны)

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КОНКУРСНОМУ ЗАДАНИЮ

«МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

Изменения, происходящие в сфере образования в современном обществе очень важны и значительны. Основной целью обучения иностранным языкам в школе является развитие способности школьника к общению на  иностранном языке, т.е. развитие коммуникативных умений учащихся в говорении, чтении, понимании на слух и письме. В настоящее время мы видим, что возрос интерес к изучению иностранных языков. Ученики понимают, язык и языковое образование становится инструментом успешной жизнедеятельности человека и средством, формирующим сознание личности, обладающего общепланетарным мышлением, который способен рассматривать себя как представителя не только национальной культуры, но и в качестве гражданина мира,  становящийся субъектом диалога культур. Понять чужую культуру, осмыслить и принять её, ценить собственную, уважать традиции и обычаи родной культуры и других людей – этому мы должны научить школьников.

По словам Константина Кушнера, задача учителя не в том, чтобы  дать ученикам максимум знаний, а в том, чтобы привить им интерес к самостоятельному поиску знаний, научить добывать знания и пользоваться ими. «Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только одно - указать дорогу» - говорил Ричард Олдингтон. Работая в школе, я нахожусь в постоянном поиске интересных технологий, методов, приёмов. Как сделать урок необычным, информативным? Как заинтересовать детей в самостоятельном поиске, поэтому технология мастерских оказалась  для меня и моих учеников нужной и своевременной формой обучения, которая создаёт условия для восхождения каждого участника к новым знаниям и новому опыту путём самостоятельного и коллективного открытия.

Три года наша школа являлась базовой экспериментальной площадкой для проведения эксперимента по теме «Организация технологии мастерских для развития коммуникативных умений на уроках английского языка». Пройдя курсы по данной технологии, посетив областной семинар в Нижнем Новгороде (март 2015г.) «Современные технологии в обучении английскому языку», присутствуя на уроках учителей, работающих по данной технологии, я постепенно стала внедрять эту технологию в свою работу.

Технология педагогических мастерских - это необычная система обучения, разработанная французскими педагогами и психологами. Данная группа единомышленников получила название «французская группа  нового образования». В России об этой технологии узнали в 1990 году на семинаре Андре Дюни в Санкт - Петербурге. Первые последователи данной технологии - Н.И.Белова, И.А. Мухина, А.А. Окунев, Э.С. Соколова.

Мастерская – это оригинальный способ организации взаимодействия учеников в составе малой группы при участии учителя – мастера, инициирующего поисковый, творческий характер коммуникативной деятельности учащихся. Это интегративная технология, соединяющая игровые, исследовательские и проблемные виды работы. Главным условием мастерской является - свободное самовыражение, внутренняя независимость личности, способность по - своему реагировать на то, что происходит в ней и вне её. Переход учителя на позиции партнёрства с учащимися, открытая система поиска и выбора пути познания, свободного обмена информацией, «погружение» учеников в процесс творчества. Психологический комфорт способствует росту личности учителя и ученика, дарит радость общения. Учитель занимает позицию мастера - консультация, совет, помощь в осмыслении, передать не информацию, а способы деятельности исследования, анализа, обобщения. Не даёт точных, конкретных ответов. Исключает официальное оценивание работы учащегося, но через афиширование работ способствует развитию самооценки и самокоррекции. Все задания мастера и его действия направлены на то, чтобы подключить воображение ребёнка, создать такую атмосферу, чтобы он проявил себя как творец.

Цель мастерской - создание условий общения вовлечения всех учащихся в процесс познания, их образовательному и личностному развитию.

Принципы технологии мастерских.

 

1. Ценностно-смысловое равенство всех участников.

2. Право каждого на ошибку.

3. Безоценочность, отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской.

4. Право выбора на разных этапах, право самостоятельных действий.

 Каждый имеет право высказать свою точку зрения.

5. Диалога.

6. Важно не только, что мы узнаём и какие навыки и умения приобретаем, но и какие  чувства и эмоции испытываем.

 

Цели технологии в сравнении с традиционной системой.

Традиционная система

 

Французские мастерские

 

 

 

Формировать гармоническую личность.

 

 

Создавать условия для  самореализации обучающихся.

Дать знания по конкретной теме.

 

Предоставить возможность для конструирования собственного знания

Проконтролировать и оценить сделанное.

 

 

Реализовать возможности самооценки и самокоррекции.

Сформировать умение.

 

Помочь выработать навыки интеллектуального и физического труда, предоставляя учащемуся право на ошибку и право на сотрудничество

    

 

Этапы творческой мастерской:

-индукция

-самоконструкция

-социоконструкция

- афиширование

- разрыв

- рефлексия

1. Индукция.

  Эмоциональный настрой на работу, создание мотивации к творчеству.

 Главный ресурс – индуктор - любой информационный сигнал (рисунок, слово, предмет, текст, звуки,  песня, пословица, проблемные вопросы и т.д.).

Задача – вызвать поток ассоциаций у ученика учитывая,

- личностные характеристики учеников, их потребности, интересы, склонности, жизненный  опыт, предыдущий опыт речевой деятельности при  предъявлении содержания.

- особенности восприятия, опора на зрительную, слуховую, двигательную память учеников.

2. Самоконструкция

Индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.

Предъявление ученикам памяток, опор и других иноязычных средств, позволяющих подготовить высказывание для предъявления результата в группе.

 

 

3. Социоконструкция

Работа в малой группе.

Взаимодействие учащихся по выбору способов и средств наиболее эффективных действий. Сопоставление своих полученных материалов с результатами работы других групп. Выведение закономерностей и связей.

Оценка результата с точки зрения совпадения с целью, качества полученного продукта и индивидуальных вкладов  участников мастерской.

 

4. Афиширование

Презентация результатов работы и их защита. Представление  «произведений» - работ учеников (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории на доску и ознакомление с ними. «Подарок» для других групп.

5. Разрыв

Кульминация процесса творчества, завершение инсайта (озарение), т.е. ученики шире смотрят на свои знания, открытия и понимают, что все разгадки и выводы впереди, у ученика пробуждается интерес к дальнейшему познанию.        Результаты совершённых учениками в мастерской «открытий» сопоставляются с системой научных знаний, анализируются, выдвигаются новые познавательные, исследовательские, творческие проблемы, требующие решения в дальнейшем. И появляется информационный запрос, у каждого – свой.

6. Рефлексия

    Анализ деятельности на уроке, своего эмоционального состояния и удовлетворения от выполненной работы. Отсюда результат работы в мастерской описывается словами «открыл, почувствовал, помог, выстроил, создал, задумался».  (У меня получилось)

 

Актуальность данной технологии особенно возрастает на современном этапе, когда результатом образовательного процесса становится не определённая сумма знаний сама по себе, а умение применить полученные знания в различных жизненных ситуациях, т.е. их надпредметный  характер. Технология мастерских  даёт возможность построить  процесс образования как процесс открытия учеником нового в себе, науке, мире. Задачи педагога- провести ученика по пути от незнания к знанию, вместе с ним совершать открытия. «Я исследую, ты исследуешь, мы исследуем - определяют как позицию ученика и учителя в мастерской». Ученик получает возможность экспериментировать с языком, как с чем-то реальным, а не с тем, что встречается только в книгах.

Таким образом, ученики нашей школы активно участвуют во всевозможных конкурсах по  иностранному языку (олимпиадах,  предметных чемпионатах, викторинах и районном  фонетическом конкурсе «Красная роза»). Совместное творчество помогает достигать  хороших результатов.

Успеваемость и качество обучения (2014 — 2015, 2015– 2016)

 

Английский язык (5,6,8 кл.)

Английский язык(2,3,4 кл.)

Успеваемость

качество

Успеваемость

качество

2014 - 2015

100%

78%

100%

96%

2015-2016

100%

81%

100%

96%

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Управление образования Администрации Сосновского муниципального района МБОУ Сосновская средняя школа №2 Конкурс «Учитель года – 2016» Конкурсное задание «Методический семинар» учителя английского языка Скамейкиной Ирины Владимировны Использование технологии мастерских на уроках английского языка

Слайд 2

Актуальность Великие умы обсуждают идеи, средние - обсуждают поступки, а малые - людей. (индийская пословица) Изменения, происходящие в сфере образования в современном обществе очень важны и значительны. Основной целью обучения иностранным языкам в школе является развитие способности школьника к общению на иностранном языке, т.е. развитие коммуникативных умений учащихся в говорении, чтении, понимании на слух и письме. В настоящее время возрос интерес к изучению иностранных языков. Три года наша школа являлась базовой экспериментальной площадкой НИРО для проведения эксперимента по теме «Организация технологии мастерских для развития коммуникативных умений на уроках английского языка».

Слайд 3

Проблемы Образовательные стандарты второго поколения ориентированы на результаты образования. Практическая Исследовательская Процесс же обучения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта. Этой цели можно достичь благодаря формированию УУД. Качество усвоения знания зависит от их характера и многообразия видов: личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных [ФГОС 2010 1 ]. Как сделать урок необычным, информативным? Как заинтересовать детей в самостоятельном поиске? Технология мастерских создаёт условия для восхождения каждого участника к новым знаниям и новому опыту путём самостоятельного и коллективного открытия.

Слайд 4

научность системность эффективность учет индивидуальных способностей и запросов учащихся перспективность технологичность Основополагающие принципы данной технологии: Организация технологии мастерских для развития коммуникативных умений на уроках английского языка Технология педагогических мастерских - это необычная система обучения, разработанная французскими педагогами и психологами. Данная группа единомышленников получила название «французская группа нового образования».

Слайд 5

Что такое технология мастерских? Теоретическая база В России технология мастерских известна с 1990 года. Француз Андре Дюни на семинаре в Санкт – Петербурге впервые рассказал о ней. Первые последователи данной технологии - Н.И.Белова, И.А. Мухина, А.А. Окунев, Э.С. Соколова. Мастерская – это оригинальный способ организации взаимодействия учеников в составе малой группы при участии учителя – мастера, инициирующего поисковый, творческий характер коммуникативной деятельности учащихся.

Слайд 6

Это интегративная технология, соединяющая игровые, исследовательские и проблемные виды работы. Главным условием мастерской является - свободное самовыражение, внутренняя независимость личности, способность по - своему реагировать на то, что происходит в ней и вне её. . Теоретическая база Переход учителя на позиции партнёрства с учащимися, открытая система поиска и выбора пути познания, свободного обмена информацией, «погружение» учеников в процесс творчества.

Слайд 7

Цель технологии Цель мастерской - создание условий общения вовлечения всех учащихся в процесс познания, их образовательному и личностному развитию.

Слайд 8

Ожидаемые результаты Задачи для учителя, работающего по технологии мастерских Учитель занимает позицию мастера - консультация, совет, помощь в осмыслении, передать не информацию, а способы деятельности исследования, анализа, обобщения. Не даёт точных, конкретных ответов. Исключает официальное оценивание работы учащегося, но через афиширование работ способствует развитию самооценки и самокоррекции . Все задания мастера и его действия направлены на то, чтобы подключить воображение ребёнка, создать такую атмосферу, чтобы он проявил себя как творец. Результатом образовательного процесса становится не определённая сумма знаний сама по себе, а умение применить полученные знания в различных жизненных ситуациях, т.е. их надпредметный характер

Слайд 9

Принципы технологии мастерских. 1. Ценностно-смысловое равенство всех участников. 2. Право каждого на ошибку. 3. Безоценочность , отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской. 4. Право выбора на разных этапах, право самостоятельных действий. Каждый имеет право высказать свою точку зрения. 5. Диалога. 6. Важно не только, что мы узнаём и какие навыки и умения приобретаем, но и какие чувства и эмоции испытываем.

Слайд 10

Цели технологии в сравнении с традиционной системой Традиционная система Французские мастерские Формировать гармоническую личность. Создавать условия для самореализации обучающихся. Дать знания по конкретной теме. Предоставить возможность для конструирования собственного знания Проконтролировать и оценить сделанное. Реализовать возможности самооценки и самокоррекции. Сформировать умение. Помочь выработать навыки интеллектуального и физического труда, предоставляя учащемуся право на ошибку и право на сотрудничество

Слайд 11

Этапы творческой мастерской: индукция самоконструкция социоконструкция афиширование разрыв рефлексия

Слайд 12

Вариант урока (с применением технологии мастерских для развития коммуникативных умений) в 6 классе. Учебник: М.З. Биболетова «Английский с удовольствием» Unit 7 “Living together”. Цели изучения иностранного языка Развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной , компенсаторной, учебно-познавательной). Развитие личности учащихся посредством реализации воспитательного потенциала иностранного языка.

Слайд 13

РЕЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ В 4х ВИДАХ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - ГОВОРЕНИИ - начинать, вести и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая формы речевого этикета. -расспрашивать собеседника, отвечать на его вопросы, высказывая своё мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием или отказом в пределах изученной тематики и усвоенного лексико - грамматического материала. -рассказывать о себе, семье, друзьях, интересах, планах на будущее. -сообщать краткие сведения о своём городе ,селе, стране, странах изучаемого языка -описывать события, передавать основное содержание прочитанного или услышанного, выражать своё отношение к прочитанному. АУДИРОВАНИИ -воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников, и основное содержание несложных аутентичных аудио- и видеотекстов, выделяя значимую, нужную, необходимую информацию. ЧТЕНИИ - ЧИТАТЬ АУТЕНТИЧНЫЕ ТЕКСТЫ РАЗНЫХ ЖАНРОВ И СТИЛЕЙ С ПОНИМАНИЕМ ОСНОВНОГО СОДЕРЖАНИЯ; С ПОЛНЫМ И ТОЧНЫМ ПОНИМАНИЕМ И С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАЗЛИЧНЫХ ПРИЕМОВ СМЫСЛОВОЙ ПЕРЕРАБОТКИ ТЕКСТА -УМЕТЬ ОЦЕНИВАТЬ ПОЛУЧЕННУЮ ИНФОРМАЦИЮ, ВЫРАЖАТЬ СВОЁ МНЕНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ - ЗАПОЛНЯТЬ АНКЕТЫ И ФОРМУЛЯРЫ - ПИСАТЬ ЛИЧНЫЕ ПИСЬМА С УПОТРЕБЛЕНИЕМ ФОРМУЛ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА, ПИСАТЬ ПОЗДРАВЛЕНИЯ -СОСТАВЛЯТЬ ПЛАН, ТЕЗИСЫ УСТНОГО ИЛИ ПИСЬМЕННОГО СООБЩЕНИЯ.

Слайд 14

ЯЗЫКОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ (владение языковыми средствами) применение правил написания слов. -адекватное произношение и различение на слух всех звуков ин. языка; соблюдение правильного ударения в словах и фразах. -соблюдение ритмико - интонационных особенностей предложений различных типов(утвердительное, вопросительное, отрицательное, повелительное) -знание основных способов словообразования (аффиксации, словосложения, конверсии ). - понимание и использование явлений многозначности слов, синонимии, антонимии, лексической сочетаемости. - знание признаков изученных грамматических явлений ( видо - временные формы глаголов, модальные глаголы и их эквиваленты, артикли, существительные, степени сравнения прилагательных и наречий, местоимения, числительные и предлоги. - знание основных различий систем иностранного и русского языков.

Слайд 15

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ: - знание национально-культурных особенностей речевого и неречевого поведения в своей стране и странах изучаемого языка, применение этих знаний в различных ситуациях формального и неформального межличностного общения. -знание употребительной фоновой лексики и реалий страны изучаемого языка, некоторых образцов фольклора( скороговорки, поговорки, пословицы) - представление об особенностях образа жизни, быта, культуры страны, известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру) -понимание роли владения иностранным языком в современном мире. КОМПЕНСАТОРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ умение выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств. - умение сравнивать языковые явления родного и иностранного языка владение приёмами работы с текстом, умение пользоваться определённой стратегией чтения, аудирования , в зависимости от задач. -умение действовать по образцу. -умение пользоваться справочным материалом. -владение способами и приёмами дальнейшего самостоятельного изучения ин. языков Учебно-познавательная компетенция развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным языком, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знаний.

Слайд 16

Принципы построения курса: М.З. Биболетова «Английский с удовольствием». . 1 . Личностно-ориентированный характер обучения 2. Соблюдение деятельностного характера обучения иностранному языку. 3. Сбалансированное обучение устным (говорение и понимание на слух) и письменным (чтение и письмо) формам общения. 4. Дифференцированный подход к овладению языковым материалом. 5. Социокультурная направленность в обучении иностранному языку. 6. Преимущественное использование аутентичных текстов. 7. Опора на опыт учащихся в родном языке. 8. Привлечение различных методов, приёмов и средств, позволяющих интенсифицировать учебный процесс и сделать его более увлекательным и эффективным.

Слайд 17

1этап. Индукция («толчок» к процессу) Создание эмоционального настроя, мотивирующего творческую и исследовательскую деятельность каждого ученика. Индуктор — слово, образ, фраза, предмет, мелодия, текст, рисунок – все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов. 2 этап. Самоконструкция (поставить в затруднительное положение). Индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта. Если не знаешь, опираешься на опыт соседа(реконструкция). Построение этих элементов групп 3 этап. Социоконструкция Работа в малой группе. Взаимодействие учащихся по выбору способов и средств наиболее эффективных действий. Сопоставление своих полученных материалов с результатами работы других групп. Выведение закономерностей и связей. Оценка результата с точки зрения совпадения с целью, качества полученного продукта и индивидуальных вкладов участников мастерской.

Слайд 18

4этап. Афиширование Представление «произведений» - работ учеников (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории на доску и ознакомление с ними . « Подарок» для других групп 5 этап. Разрыв Кульминация процесса творчества, завершение инсайта (озарение), т.е. ученики шире смотрят на свои знания, открытия и понимают, что все разгадки и выводы впереди, у ученика пробуждается интерес к дальнейшему познанию. И появляется информационный запрос, у каждого- свой. Озарение 6 этап. Рефлексия Анализ деятельности на уроке, своего эмоционального состояния и удовлетворения от выполненной работы. Отсюда результат работы в мастерской описывается словами «открыл ,почувствовал, помог, выстроил, создал, задумался». У меня получилось

Слайд 19

Достижения учащихся - мои достижения! Результатом является высокий уровень развития самостоятельного мышления, ярко выраженная мотивация саморазвития, самосовершенствования, достижения на конференциях и олимпиадах, высокий показатель качества знаний. Успеваемость и качество обучения (2014 — 2015, 2015– 2016) Английский язык (5,6,8 кл .) Английский язык(2,3,4 кл .) Успеваемость качество Успеваемость качество 2014 - 2015 100% 78% 100% 96% 2015-2016 100% 81% 100 % 96%

Слайд 20

Подводя итоги Технология мастерских даёт возможность построить процесс образования как процесс открытия учеником нового в себе, науке, мире. Задачи педагога- провести ученика по пути от незнания к знанию, вместе с ним совершать открытия. «Я исследую, ты исследуешь, мы исследуем - определяют как позицию ученика и учителя в мастерской». Ученик получает возможность экспериментировать с языком, как с чем-то реальным, а не с тем, что встречается только в книгах. Таким образом, ученики нашей школы активно участвуют во всевозможных конкурсах по иностранному языку (олимпиадах, предметных чемпионатах, викторинах и районном фонетическом конкурсе «Красная роза»). Совместное творчество помогает достигать хороших результатов.