Опыт работы
Материалы из опыта работы, мастер-классы, выступления
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребёнком лишь тогда, когда, наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словами. В. А. Сухомлинский
Наталия Николаевна Светловская
Этапы работы с текстом до чтения : прогнозирование содержания по заглавию, по фамилии автора, по иллюстрации; во время чтения : диалог с автором; после чтения : вычитывание концепта произведения.
1 этап. Работа с текстом до чтения. Формируются УУД: определять цель деятельности на уроке; оформлять свои мысли в устной речи; слушать и понимать речь других Цель: развитие умения прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации
2 этап. Работа с текстом во время чтения. Формируются УУД: эмоционально «проживать» текст, понимать эмоции других, сочувствовать, сопереживать; высказывать отношение к героям, их поступкам; находить ответы на вопросы в тексте, в иллюстрациях; выразительно читать и пересказывать текст. Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации.
Формируются УУД: делать выводы; работать в паре, в группе; определять степень успешности своей работы. Цель : корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским замыслом. 3 этап. Работа с текстом после чтения.
Урок литературного чтения
Испуг – неожиданное чувство страха Трусость – постоянное чувство страха Храбрость – отсутствие страха; смелость в поступках
он ползал на четвереньках ребята бросились врассыпную захлопнула за собой калитку плакала навзрыд оскаленная клыкастая пасть Прочитай и объясни…
Основные приемы технологии: Диалог с автором 2.Комментированное чтение
Н. М. Артюхова «Трусиха»
1 3 2
Трусиха, боялась, убежала в сад, захлопнула калитку. Выбежала из калитки, заслоняла Андрюшу, бросила в собаку сковородку, крикнула «Пошёл вон!» т русливая храбр ая ?
Главная мысль рассказа: ответственность за младшего брата помогла Вале стать храброй Храбрость не в силе, а в сердце.
цена кол-во стоим. 100 р. 5 шт. ? 300 р. 4 шт. ? ?р. 50 р. 8 шт. ?
565. Озаглавь текст по теме и спиши его. Обозначь границы двух первых предложений.
Преимущества технологии Традиционный урок Продуктивное чтение Учитель сам готовит детей к восприятию текста. Ученики прогнозируют содержание. Возникает мотивация к чтению. Учитель сам читает текст, дети слушают. Читаем и ведём диалог с автором. Возникает читательская интерпретация. Ученики отвечают на вопросы учителя и перечитывают текст по заданиям учителя. Беседуем и уточняем позицию автора.
Технология продуктивного чтения Читать – это ещё ничего не значит ; что читать и как понимать – вот в чём главное дело . К.Д.Ушинский
Спасибо за внимание !
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
Материалы
учителя начальных классов
Квасниковой Елены Ивановны
Г.Благодарный, 2017 год
Чтение – это окошко, через которое
дети видят и познают мир и самих себя.
Оно открывается перед ребёнком
лишь тогда, когда, наряду с чтением,
одновременно с ним и даже раньше,
чем впервые раскрыта книга, начинается
кропотливая работа над словами.
В.А. Сухомлинский
Актуальность проблемы
Эпиграф выбран мною неслучайно, ведь кем бы ни был современный человек, какой бы род деятельности он ни избрал, он всегда должен быть читателем, не только усваивать содержание, но и находить нужную информацию, осмысливать ее и интерпретировать.
Сегодня научить ребенка читать недостаточно. Научить его читать « правильно», « эффективно», продуктивно- важная задача учителя и не только на уроках литературного чтения, хотя на них оттачиваются необходимые умения. Собственно, с этой целью и была создана технология продуктивного чтения.
Несмотря на то, что многие педагоги работают с использованием современных педагогических технологий, не все владеют данной технологией в совершенстве. Результат - ученики, которые не особенно интересуются чтением, не воспринимают литературные произведения во всей их глубине и красоте; не знают, как вести себя в различных ситуациях общения; с трудом решают текстовые математические задачи, потому что не могут проследить взаимосвязи и отношения между ее данными; недостаточно хорошо понимают стиль учебно – научных текстов, составляющих учебники русского языка, окружающего мира, изобразительного искусства и других школьных дисциплин.
Словом, правильное чтение – основа обучения не только в школе, но и за ее пределами.
Технология продуктивного чтения с одной стороны, не настолько сложна, как кажется ( даже с учетом ее многоэтапности), а с другой – не настолько проста, чтобы ее не стоило изучать, совершенствовать и обмениваться опытом ее применения на уроках по разным предметам.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального и основного общего образования поставил перед школой задачу освоения обучающимися умений полноценного чтения, что предполагает готовность школьников к решению таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание текста (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и др.
В свою очередь Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования среди десяти обязательных образовательных областей назвали принципиально новую – «Чтение художественной литературы», которая должна обеспечивать достижение цели формирования у детей «интереса и потребности в чтении (восприятии) книг»
С позиции деятельностного компонента содержания образования выращивание грамотного читателя требует обеспечения полноценного восприятия и понимания прочитанного текста, «переживания» произведения искусства читателями разных возрастов.
Восприятие – активный процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а внутреннее содействие, сопереживание героям, которое проявляется в воображаемом перенесении на себя событий, в результате чего возникает эффект личного участия в них, личного присутствия
Итак, технология продуктивного чтения – это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.
С позиции структуры читательской деятельности разработанная технология предполагает три этапа работы с текстом (естественные для любого читателя).
I. Работа с текстом до чтения.
На данном этапе работы с текстом формируются следующие УУД: определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других.
Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.
Главная задача – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.
1. Читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании.
Если дети читают текст дома самостоятельно, этап антиципации сохраняется. Работу в классе начинаю с вопросов: «Какими были ваши ожидания? Какие вопросы до чтения у вас возникали? На что вы обратили внимание перед чтением и почему?» и т.п.
2. Затем предлагаю прочитать текст, проверить возникшие предположения.
Во время работы с текстом до чтения возможно использование следующих приемов:
- антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения)-определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт;
- “дерево предсказаний”;
- работа с иллюстрациями- работа с репродукциями картин, отражающих эпоху, но не являющихся иллюстрациями к данному произведению;
- лексическая работа- работа со словами, не понятными обучающимся, их толкование, определение эпохи, в которой они использовались, определение содержания произведения;
- ассоциативный ряд- определение по группе слов темы урока, названия произведения;
- корзина мнений- дается ключевое слово по теме урока, обучающиеся должны вспомнить все, что связано с ним, сформулировать тему и цели урока;
- деформированный текст- восстановить текст, сформулировать тему и цели урока.
Итогом работы на этом этапе является определение темы, целей и задач урока, которые формулируются обучающимися самостоятельно.
II. Работа с текстом во время чтения.
УУД данного этапа: эмоционально “проживать” текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам, ориентироваться в учебнике; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; выразительно читать и пересказывать текст.
Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации
Главная задача – обеспечить полноценное восприятие текста.
Дети самостоятельно читают текст про себя в классе или дома с установкой провести диалог с автором и проверить свои предположения и ожидания.
Чтение вслух в режиме диалога с автором, комментированное чтение.
По ходу чтения провожу словарную работу (объяснение и уточнение значений слов). В этом случае она становится мотивированной и интересной: ведь именно в процессе чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, а само слово толкуется в контексте, а не вне его. Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение. Обсуждение читательских интерпретаций.
При работе с текстом во время чтения используются следующие приемы:
- читательский дневник, который заполняется по мере самостоятельного чтения произведения, который выполняет информационную, стимулирующую и контролирующую функции;
- двухчастный дневник, который заполняется по мере чтения произведения, в процессе работы над которым обучающиеся выписывают цитаты из текста и дают им свои комментарии;
- бортовой журнал;
- аннотирование текста (выделение с помощью цветного маркера или подчеркивания, выделение главных мыслей или разделов текста с помощью специальных значков, постановка вопросов);
- “диалог” с автором;
- комментирование текста;
- кластер;
- инсерт.
Итог работы на данном этапе- подробное изучение и понимание текста в целом.
III. Работа с текстом после чтения.
Формируются следующие УУД: понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли, в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.
Главная задача – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.
Ставит вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Её результатом должно стать понимание авторского смысла.
На данном этапе работы с текстом используются следующие приемы:
- Кубик Блума;
- ромашка Блума;
- “мозговая атака”;
- беседа;
- творческие задания;
- синквейн.
Рассказ о писателе и беседа с детьми о его личности может проводиться как до чтения произведения, так и после него. Во втором случае эта информация ляжет на подготовленную почву: ребёнок сможет соотнести её с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный рассказ о писателе углубит понимание прочитанного произведения.
Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрациям. Беседа
о смысле заглавия, о его связи с темой, главной мыслью автора и т.д.
Вопросы по иллюстрации: «Какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом)?
Точен ли художник в деталях? Совпадает ли его видение с вашим?» и т.д.
Выполнение творческих заданий в рабочей тетради, которые развивают различные умения, например, умения определять тему произведения, умения находить главную мысль, умения ориентироваться в тексте и т.д.
Данная технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, умений истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, а именно, – умения извлекать информацию из текста.
Технология продуктивного чтения резко отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания. Теперь я организовываю исследовательскую работу детей так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях. Я становлюсь учителем – партнёром, наблюдателем и вдумчивым наставником, помогающим каждому ученику выстроить собственный вектор личностного развития.
Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными, а роль учителя всё более сводится к «режиссированию» этой активной, познавательной деятельности учащихся. Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное.
При изучении художественных произведений главное для меня – «исследование» языкового материала, частичный или всесторонний анализ текста. На основании увлекательной поисковой работы, в процессе которой пополняются и шлифуются литературоведческие знания учащихся, а также совершенствуется их внимание, память, мышление, речь, школьники сами формулируют тему урока. Учитывая тему и используя заранее подготовленные мною опорные фразы (а далее – и без них), школьники определяют цель урока, в результате чего создаётся установка на плодотворную работу. Тема и цель урока осознаются детьми, становятся близкими и понятными им.
Перед чтением любого произведения применяю приём «прогнозирования», то есть ученикам предлагаю сначала ориентировочные действия (рассмотри заглавие, иллюстрации, обрати внимание на жанр, структуру произведения). Затем исполнительные действия по выявлению образного, эмоционального и логического содержания произведения, его формы (учащиеся проводят наблюдение за текстом, поясняют, представляют в своём воображении события, героев, рассуждают, сравнивают факты, эпизоды, выражают своё эмоциональное отношение к ним, выясняют позицию автора и т.д.)
Примеры из практики
1 этап. Работа с текстом до чтения.
Фрагмент урока № 1.
- Догадайтесь, о чём пойдёт речь на нашем уроке?
Составьте пословицу и объясните её смысл. (Работа в группах) (Слайд)
1) Слово, злое, доброе, калечит, лечит, а.
2) Дело, пело, делай, сердце, доброе, чтобы.
(Группы составляют пословицы: 1) Доброе слово лечит, а злое калечит. 2) Делай доброе дело, чтобы сердце пело.)
- Чему учат эти слова? Какова тема занятия? (Добро и зло)
- Отгадайте, о ком будем читать?
С ветки на ветку быстрый, как мяч,
Скачет по лесу рыжий циркач.
Вот на лету он шишку сорвал,
Прыгнул на ствол и в дупло убежал. (Белка)
Серовато, зубовато,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет. (Волк)
- Прочитайте ключевые слова.
- Что могло между ними произойти? Какая тема будет главной? (Добро и зло)
Проверим наши прогнозы.
Заканчивается процесс восприятия произведения выразительным чтением как неотъемлемым компонентом читательской деятельности. Читая, учащиеся снова комментируют текст, рассуждают, высказывают свои соображения, доказывают и сравнивают, аргументируя свой ответ, подтверждая его словами из произведения.
2 этап. Работа с текстом во время чтения.
Фрагмент урока №2
- Прочитайте текст про себя.
- А теперь прочитаем вслух по частям.
Вопросы по ходу чтения:
1ч. - Что делала белка? А волк?
2ч. – О чём стала просить белка?
- Отпустил волк? С каким условием?
- Как ответила белка на вопрос волка?
3ч. – Отчего же белки так веселы?
- Почему волку всегда скучно? Найдите в тексте. (Злость сердце жжёт). Что означают эти слова?
3 этап. Работа с текстом после чтения.
Фрагмент урока №3
- Подтвердились ли наши предположения? Какой жанр произведения представлен: басня, рассказ или сказка? (Басня, т. к. есть мораль, урок.) Прочитайте предложение, в котором заключена главная мысль? (А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.)
- Что узнали, прочитав текст? (надо быть добрым)
- Кого осуждает автор?
1 ) Составим модель – описание героев басни.
Работа в группах.
1 группа – Белка. Какая она?
2 группа – Волк. Какой он? Проверим ваши работы
(На данном этапе урока можно использовать чтение произведения по ролям)
- Волк большой, а белка маленькая, но сильнее волка. Почему?
- А мне, кажется, что это басня не только про зверей, а про кого ещё? ( О людях)
- Что хотел объяснить Л.Н.Толстой людям? (Надо совершать добрые дела, творить добро))
2) Что же такое добро?
Работа в группах
1 группа – записать ассоциации. Что такое добро?
2 группа – нарисовать. Что для вас добро?
Из наших ответов выросло Дерево доброты.
- Посмотрим значение слова Добро в Толковом словаре.
(Добро –
1) Всё хорошее, положительное; всё, что приносит счастье, пользу, благополучие.
2) Хорошее доброе дело.)
3) Игра «Добрые мысли, добрые чувства»
- Давайте пошлём добрые мысли, добрые чувства всем своим родным и близким. Мы помним и любим их.
- Что вы почувствовали в этот момент? (Радость, приятные чувства)
Заключение.
Современная школа – это частица жизни, где ученик готовится не только к будущему, но и воспитывается жизнью, он учится решать любые проблемы, учится превращать информацию в знания, а знания применять на практике. Школа должна помочь ребятам войти в мир реальных человеческих отношений и научить их жить в современном обществе. Перед учителем стоит огромная задача. Ему предстоит вместе с детьми пройти долгий и трудный путь в «завтра».
Литература.
- Журнал «Начальная школа плюс. До и после.»
- Методическое пособие. Уроки литературного чтения по учебнику « В одном счастливом детстве».
- Сметанникова Н.Н. « Подходы и модели обучения чтению и письму» (грамотности)
Предварительный просмотр:
Районная проблемная группа «Школа молодого педагога»
Требования к современному уроку
в начальной школе
в условиях реализации ФГОС НОО
Подготовила и прочитала
учитель МОУ «СОШ № 9»
Квасникова Е.И.
г. Благодарный, 2020 год
СЛАЙД 1
Современный урок - это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, её активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования её нравственных основ.
Конаржевский Ю.А.
СЛАЙД 2
Какие требования предъявляются к современному уроку:
- учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
- урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
- учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
- вывод делают сами учащиеся;
- минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
- времясбережение и здоровьесбережение;
- учёт уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как стремление учащихся, настроение детей;
- планирование обратной связи.
Именно такие уроки, влияют на целостное развитие личности и отвечают современным требованиям к образованию.
Современный урок — это:
- урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска…..);
-урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику;
-урок, содержащий разные виды деятельности;
-урок, на котором ученику должно быть комфортно;
-урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика;
-современный урок развивает у детей креативное мышление;
-современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала;
-урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлечённости.
Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся:
- Цели урока задаются с направленностью передачи функции от учителя к ученику.
- Учитель ежедневно обучает детей осуществлять рефлексивное действие, умение оценить свою готовность, находить причины затруднений, обнаруживать незнание, и т. п.
- На уроках используются разнообразные методы, формы, и приёмы обучения, которые повышают степень активности учащихся в учебном процессе.
- Учитель учит обучающихся ставить и адресовать вопросы, а так же владеет технологией диалога.
- Учитель учит детей работать по правилу, а так же творчески сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения.
- Учитель добивается осмысления учебного материала всеми обучающимися, используя для этого специальные приёмы. На уроке происходит формирование контрольно-оценочной деятельности обучающихся.
- Учитель стремится оценивать видимые успехи каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные достижения.
- Учитель заранее планирует коммуникативные задачи урока.
- Учитель принимает и поощряет собственную позицию ученика, его личное мнение, а так же обучает корректным формам их выражения.
- Стиль, тон отношений, которые задаются на уроке, помогают создать атмосферу сотрудничества и психологического комфорта.
- На уроке происходит глубокое личностное воздействие «учитель-ученик», через отношения, совместную деятельность и т. д.
Современный урок - это урок - познание, открытие, деятельность, противоречие, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация, интерес, профессионализм и т. д.
Как проходил обычный урок? Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.
Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки её применения в реальной жизни.
Что главное в уроке? Каждый учитель имеет на этот счёт своё, совершенно твёрдое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали. Время «готовых» уроков постепенно отходит.
СЛАЙД 3
Как известно, самый распространённый тип урока – комбинированный. Суть изменений, связанных с проведением урока современного типа раскрыта в данной таблице:
Требования к уроку | Традиционный урок | Урок современного типа |
Объявление темы урока | Учитель сообщает учащимся | Формулируют сами учащиеся |
Сообщение целей и задач | Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться | Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания |
Планирование | Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели | Планирование учащимися способов достижения намеченной цели |
Практическая деятельность учащихся | Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) | Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) |
Осуществление контроля | Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы | Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) |
Осуществление коррекции | Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию | Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно |
Оценивание учащихся | Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке | Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) |
Итог урока | Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили | Проводится рефлексия |
Домашнее задание | Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) | Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей |
При подробном анализе двух типов уроков, рассмотренных в таблице, становится ясно, что различаются они, прежде всего, деятельностью учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем.
Методы и формы современного урока
СЛАЙД 4
Соответствует ФГОС | Не соответствует ФГОС |
На уроке широко используются проблемные методы обучения (частично-поисковый, исследовательский). Организована поисковая, исследовательская деятельность учащихся | На уроке преобладают традиционные методы обучения (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный). Деятельность детей носит преимущественно репродуктивный характер. |
В методике приводится следующая классификация методов обучения:
- Пассивные: когда учитель доминирует, а учащиеся — пассивны. Такие методы в рамках ФГОС признаны наименее эффективными, хотя используются на отдельных уроках обучающего типа.
- Активные (АМО). Здесь учитель и ученик выступают как равноправные участники урока.
- Интерактивные (ИМО) — наиболее эффективные методы, при которых ученики взаимодействуют не только с учителем, но и друг с другом.
В рамках ФГОС предполагается использование активных и интерактивных методов, как более действенных и эффективных.
- Кейс-метод. Задается ситуация (реальная или максимально приближенная к реальности). Ученики должны исследовать ситуацию, предложить варианты её разрешения, выбрать лучшие из возможных решений.
- Метод проектов предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить решение проблемы. Проектный метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и приемы обучения по ФГОС.
- Проблемный метод — предполагает постановку проблемы (проблемной ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через анализ подобных ситуаций (вопросов, явлений).
- Метод развития критического мышления через чтение и письмо — метод, направленный на развитие критического (самостоятельного, творческого, логического) мышления.
- Эвристический метод — объединяет разнообразные игровые приемы в форме конкурсов, деловых и ролевых игр, соревнований, исследований.
- Исследовательский метод перекликается с проблемным методом обучения. Только здесь учитель сам формулирует проблему. Задача учеников — организовать исследовательскую работу по изучению проблемы.
- Метод модульного обучения — содержание обучения распределяется в дидактические блоки-модули. Размер каждого модуля определяется темой, целями обучения, профильной дифференциацией учащихся, их выбором.
СЛАЙД 5
Педагогические технологии, обеспечивающие организацию учебной деятельности учащихся, в процессе которой создаются условия для достижения целей, поставленных ФГОС:
1.Проблемно-диалогическая технология даёт развернутый ответ на вопрос, как научить учеников ставить и решать проблемы. В соответствии с данной технологией на уроке введения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения.
2.Технология деятельностного метода обучения (ТДМ) создаёт условия для выполнения каждым учеником в ходе уроков по разным учебным предметам всего комплекса УУД, входящих в целостную структуру учебной деятельности. Для формирования у учащихся целостного представления о мире введение нового знания должно пройти через все этапы формирования нового элемента системы.
10 шагов учебной деятельности:
- повторение необходимого;
- итог повторения;
- пробное учебное действие;
- фиксирование своего затруднения;
- переход к обдумыванию;
- выявление причины затруднения;
- постановка цели;
- построение нового способа действий;
- усвоение нового знания;
- самоконтроль усвоения нового знания.
3.Технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения) обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. Предлагается работа в малых группах, парах и другие формы групповой работы. Это связано с её важностью в качестве основы для формирования коммуникативных универсальных учебных действий.
4. Метод проектов — это целенаправленная, в целом самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под гибким руководством учителя, направленная на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и/или идеального продукта.
Классификация проектов по продолжительности:
Мини — проекты могут укладываться в один урок или менее.
Краткосрочные проекты требуют выделения 4–6 уроков. Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома. Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение занимает примерно 30–40 часов и целиком проходит при участии руководителя. Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект — от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.
5.Здоровьесберегающие технологии (интеграция)
Здоровьесберегающее обучение направлено на — обеспечение психического здоровья учащихся.
- Достигается через учёт особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приёмов, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии.
- Приводит к предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; прирост учебных достижений.
6.Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности учеников за счёт изменения традиционной системы оценивания. У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивация на успех. Данная технология направлена прежде всего на формирование регулятивных универсальных учебных действий, так как обеспечивает развитие умения определять, достигнут ли результат деятельности. Наряду с этим происходит формирование и коммуникативных универсальных учебных действий: за счёт обучения аргументированно отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы. Воспитание толерантного отношения к иным решениям приводит к личностному развитию ученика.
7. Информационно-коммуникационные технологии
Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет:
- развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
- развивать умение, позволяющее обмениваться информацией с помощью современных технических средств;
- активизировать познавательную деятельность учащихся;
- овладевать практическими способами работы с информацией;
- проводить уроки на высоком эстетическом уровне; индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.
СЛАЙД 6
Требования к применению ИКТ
I. Санитарно-гигиенические требования к использованию ИКТ в начальной школе.
Согласно нормам и требованиям СанПиН рекомендуемая непрерывная длительность работы, связанной с фиксацией взора непосредственно на экране, на уроке не должна превышать для обучающихся в I классе – 10 минут, во 2-4 классах - 15 минут, прослушивание аудиозаписи – 20 минут. Возможно использовать компьютер фрагментами по 2-3 минуты, распределяя время взаимодействия детей с компьютерными программами в режиме фронтальной деятельности на протяжении всего урока.
Эффективность применения ИКТ зависит также от этапа урока. Использование их в начале урока сокращает подготовительный период с 3 до 0,5 минуты, а усталость и потеря внимания наступают на 5-10 минут позже обычного. Использование ИКТ в интервалах между 30-й и 35-й минутой позволяет поддерживать устойчивое внимание учащихся практически в течение всего урока. Это обусловлено тем, что в течение каждого урока у учащихся периодически изменяются характеристики зрительного и слухового восприятия, внимание, утомляемость. При монотонном использовании одного средства обучения нового материала у учащихся уже к 30-й минуте возникает запредельное торможение, почти полностью исключающее восприятие информации. В то же время правильное чередование средств и методов обучения может исключить это явление. Периоды напряжённого умственного труда и волевых усилий необходимо чередовать с эмоциональной разрядкой, релаксацией зрительного и слухового восприятия.
II. Методические требования к использованию ИКТ в начальной школе.
СЛАЙД 7
Ключевой вопрос: КАК правильно сделать презентацию к уроку? Что целесообразно вынести на слайд, а что «сказать словами»; как структурировать информацию, распределяя её между слайдами; что разумнее использовать – текст или иллюстрацию; как размещать информацию на слайдах – это лишь некоторые из вопросов.
Но прежде чем перейти к обсуждению этих проблем, спросим себя: а зачем? Зачем к данному конкретному уроку нам нужна презентация? Ответы «это модно», «этого требуют» или «просто хочется», конечно, тоже принимаются. Более того, в ряде случаев именно такие ответы и являются по-настоящему правдивыми. Но ответ на вопрос «ЗАЧЕМ?» далеко не так прост и очевиден.
Итак, зачем нам может понадобиться презентация на уроке?
СЛАЙД 8, 9
- ВИЗУАЛИЗАЦИЯ . Необходимость в повышении наглядности материала – самая высокая причина задуматься о создании презентации. «Лучше один раз увидеть» - это как раз про визуализацию.
СЛАЙД 10
- ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ. Презентация может быть отличным каркасом (опорным конспектом) урока. Кстати, наличие такого каркаса в сочетании с ясно объявленной целью и предъявленным планом урока облегчает жизнь не только учителю, но и ученикам.
- СЕБЕ и ДРУГИМ. Однажды создав презентацию, мы облегчим себе жизнь в будущем.
СЛАЙД 11
Что такое «плохо» применительно к презентации? В подавляющем большинстве случаев неудачно получается, когда на слайде или в презентации в целом имеются явные, объективные, а не «вкусовые» ошибки. Иногда - орфографические. Чаще – дизайнерские, о которых хочется сказать «это некрасиво», «это мешает», это «режет глаз»
Ошибка 1: много мелкого текста. Шрифт на слайде должен быть 40, 36, но не меньше 32. Тогда все ученики смогут прочитать и выполнить задание, размещённое на слайде.
Ошибка 2: невнимательность, неграмотность и неряшливость. Критично учителю допускать такие ошибки в презентации, которую он собирается показать детям на уроке! Поэтому не забывайте ещё и ещё раз проверить, нет ли на слайдах опечаток, правильно ли расставлены запятые. Особо следует обратить внимание на то, что заголовки всех уровней НЕ ДОЛЖНЫ заканчиваться точкой!
Ошибка 3: цветаʹ. Дизайнеры называют её «ошибка до-ре-ми». На экране должно быть не больше трёх цветов, включая фон слайда, цвет заголовка, цвет рамки иллюстраций. Причём 3 цвета должны безупречно гармонировать и звучать единым стилем, как аккорд в музыке. Кроме этого, нужно помнить, что в режиме редактирования презентации цвет фона слайда может выглядеть совершенно иначе, чем при просмотре того же самого слайда в режиме проекции. Поэтому, обязательно проверьте, как смотрится ваше творение через проектор.
Ошибка 4: бессмысленные «украшательства». Каждый раз, когда у вас возникает желание использовать тот или иной элемент оформления, сначала уверенно, внятно и убедительно ответьте себе на вопрос: зачем? Помните на дворе 21 век, и текстом, свёрнутым в трубочку или пляшущим на экране человечком, уже никого не удивишь. Подобные «эффекты» выдают начинающего пользователя, который лишь недавно добрался до компьютера и никак не может с ним наиграться.
Но заметьте, что всё сказанное об «украшательстве» не относится к иллюстрациям слайда, они напротив, должны быть все обрамлены строгой тонкой рамкой одного цвета. Если нужно разделить иллюстрации на группы, можно использовать рамки разных цветов, но не забываем при этом о правиле «до-ре-ми».
Ошибка 5: бессмысленные рисунки и анимации. Ещё один аспект бессмысленного украшательства – не относящиеся к делу рисунки, размещённые на слайде. Конечно, удачная картинка «в тему» помогает оживить слайд, но не нужно забывать, что подобные картинки - это лишь «приправа к основному блюду». И что для дизайнера, как и для хорошего кулинара, главное – это блюдо не переперчить. Какими бы милыми ни были анимации, любая из них съедает внимание учеников – то самое внимание, которое мы пытаемся сосредоточить на учебном материале.
Ошибка 6: отсутствие единообразия и жёсткого макета. Избегайте пестроты фонов. Если на одном слайде заголовок чуть выше и левее, а на другом чуть ниже и правее, то при переключении между такими слайдами заголовок как структурный элемент неприятно «прыгает» с места на место. И в подобном случае это точно становится ошибкой дизайна. Аналогичная ситуация с повторяющимися иллюстрациями на нескольких слайдах, они не должны прыгать с места на место. Чтобы этого избежать, нужно копировать иллюстрацию на первом слайде и поместить её на следующие слайды, с помощью команды «вставить». Одинаковый размер и расположение сохранятся с точностью до пикселя.
Переходы от слайда к слайду должны быть тоже обычными, «мягкими». А вот видеоэффекты «жалюзи», «шашки», «часовая стрелка» разбивают предыдущий и следующий слайд на перемежающиеся фрагменты и выглядят раздражающе. То же касается и звукового сопровождения при смене слайдов. Его можно использовать 1 раз и только в действительно нужном месте
Ошибка 7: «Равняйсь! Смирно!» Неравномерное размещение объектов относительно друг друга и границ слайда – грубейшая ошибка. Всё должно быть размещено равномерно и чётко.
СЛАЙД 12
Ошибка 8: нестандартные шрифты. Оптимальным текстовым шрифтом в школьной презентации является Arial. Он не содержит подчёркиваний и украшательств элементов букв, которые затрудняют чтение текста на экране. Для установления его нужно выполнить команды: Дизайн – Шрифты – Классическая 2. Это автоматически выстроит шрифт Arial для всей презентации.
СЛАЙД 13
Ошибка 9: необязательные слайды.
Необязательные, «пустые» по смыслу слайды нарушают нормы и требования СанПиН по длительности применения ИКТ на уроке, кроме этого они «крадут» внимание и время учеников. Как быть, ведь отключить и включить проектор на уроке мгновенно не получится. Я поделюсь с вами собственной находкой, которая вошла в мою практику сравнительно недавно. В то время, когда на уроке экран вам не нужен, а это бывает и 10, и 20 минут времени, создайте слайд с чёрным фоном.
Он создаст эффект отключенного проектора, учащиеся не будут отвлекаться на экран во время работы, а вы легко за доли секунды перейдёте к следующему нужному слайду.
Ошибка 10: плохие рисунки, видео, звук.
Рисунки и фотографии, которые вы хотите разместить на своих слайдах, должны иметь надлежащее качество. Кроме этого, если вы используете картинку на цветном фоне, то фон картинки должен чётко совпадать с фоном слайда, иначе ваш иллюстративный материал выглядит как заплатка, а это не допустимо.
СЛАЙД 14
Ошибка 11: боязнь пустого пространства.
Пустое пространство само по себе является важным элементом дизайна. Одна из серьёзных ошибок, которую часто допускают при создании презентаций, - стремление заполнить всё пространство информацией – текстовыми блоками и иллюстрациями. Между тем, пространство усиливает информационные элементы.
Отношение учителя к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка — вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Формирование предметных результатов Формирование универсальных учебных действий Обучение в деятельности (учить ученика самого добывать знания ) Требования к уроку с позиций ФГОС
Требования к уроку Этапы урока Традиционный урок Урок современного типа Объявление темы Сообщает учитель Формулируют учащиеся Сообщение цели Сообщает учитель Формулируют учащиеся Планирование Сообщает учитель Планируют учащиеся Деятельность учащихся Выполняют ряд заданий фронтально Учебные действия по плану (разные виды) Контроль Учитель Самоконтроль, взаимоконтроль Коррекция Осуществляет учитель Осуществляют учащиеся Оценивание Даёт учитель Самооценка, оценка товарища Итог Подводит учитель Рефлексия Домашнее задание Одно для всех По выбору
Методы современного урока Соответствует ФГОС Не соответствует ФГОС На уроке широко используются проблемные методы обучения (частично-поисковый, исследовательский). Организована поисковая, исследовательская деятельность учащихся На уроке преобладают традиционные методы обучения (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный). Деятельность детей носит преимущественно репродуктивный характер.
Педагогические технологии, поставленные ФГОС проблемно-диалогическая; деятельностный метод; продуктивное чтение; метод проектов; здоровьесберегающая ; о ценивание; ИКТ.
Санитарно-гигиенические требования к использованию ИКТ в начальной школе Фиксация взора на экране в 1 классе - 10 минут, во 2 - 4 классах - 15 минут, прослушивание аудиозаписи – 20 минут .
к ак ? зачем ?
В середине октября у зайца меняется шубка: серая на белую.
Белка сменит рыжий наряд на серый
З ачем ? визуализация; опорный конспект; себе и другим.
Что такое хорошо и что такое плохо ? Шрифт не менее 32, Arial . Заголовки всех уровней без точки. На слайде 3 (!) цвета. Без лишних украшательств. Картинки в рамках. «Мягкие» переходы между слайдами. Равномерное размещение текста и объектов на слайде. Звук, видео, картинка только качественные.
Спасибо за внимание! Успехов в работе!