Статьи

Шайхутдинова Людмила Леонидовна

эссе, исследовательские работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогическое эссе

 ,,Письмо начинающему учителю".

        

        Дорогой начинающий учитель, вы вступили на трудную, но очень важную тропу: вам предстоит обучать и воспитывать детей, будущее поколение нашей страны.

        Что значит, быть учителем? – Каждый день общаться с детьми. Находить в этом радость и удовлетворение. Думать о них. Сопереживать успехам и неудачам. Нести ответственность. Любить… Все говорят, что педагог должен любить детей, но мне тяжело соответствовать столь высокому стандарту.

        Я помню, как я пришла на свой первый урок. Чувства, которые я испытывала в тот день, сопоставимы, наверное, с чувствами первоклассника, в первый раз переступившего порог школы и севшего в первые за парту. Всё ещё неизведанно и очень интересно! Новые люди, новые друзья, новые знакомые, интересные и красивые книги ... Мне было чуть страшно и любопытно: ведь каждый день на меня будут устремлены глаза моих учеников. За партами на моих уроках восседает   Будущее России. И в этом Будущем нам с вами тоже предстоит жить. И от того, какими станут эти дети, зависит не только жизнь страны, но и наша тоже. В нашей работе мы жертвуем многим, но как говорил Вольтер:,,Никогда не бывает больших дел без больших трудностей."

        Думаю, что учитель должен при любых обстоятельствах уважать чувство собственного достоинства каждого ученика. Хотя мы, начинающие учителя, не совсем это понимаем. Мы хотим, чтобы сначала нас уважали. Только глубокое уважение и доверие, искренняя любовь к детям, бережное отношение к их чувствам могут создать обстановку взаимопонимания. Нужно учить детей отстаивать свои убеждения, основанные на чётком представлении о добре и зле.

        Часто молодость помогает установить быстрый контакт с учениками, но не всегда. Иногда возникает неприязнь по отношению к новому учителю, этот этап очень трудно преодолеть. Но, как писал Иоанн Дамаскин: ,,Кто стремится к добру, должен быть готов терпеть зло." Мы нередко можем ,,не услышать" колкие слова учеников, сказанные полушёпотом. Но как бы нам ни было тяжело, нужно пройти период привыкания к школе, учителям, ученикам и ко всей атмосфере, царящей в этом ,,храме науки".

        Мои воспоминания о первом дне в стенах школы в качестве начинающего учителя незабываемы... Помню, пришла домой с работы... Нет, ,,пришла" не то слово, скорее ,,приплелась." ... Не удастся мне сегодня отдохнуть. Ну, разве может быть у учителя отдых? Нужно писать план-конспект, не мешало бы нарисовать что-нибудь к уроку.

        ...Первый урок на практике... Дети обращаются ко мне по имени-отчеству. Очень необычно! Совсем недавно я была на их месте. Теперь мне предстоит их учить. Сложная задача. А.С. Макаренко говорил, что учить и воспитывать детей - это искусство. Сумею ли я стать Мастером, виртуозом в своём деле? Или буду простым ремесленником, пустым ,,урокодателем"?

        Ведь говорят, что ребенок действительно «не пустой сосуд, который нужно наполнить, но факел, который нужно зажечь». Приведённая выше цитата, автором которой Плутарх, заставляет задуматься над двумя основополагающими вопросами педагогики: чему учить и как учить? Следует ли из этого высказывания, что знание не является главной педагогической целью? Ведь с нас и с учащихся по-прежнему требуют именно этого. Конечно, знания важны. Но для меня гораздо важнее абстрактного знания формул, определений, формулировок, дат и прочих сведений, напрягающих одну только память, связь с жизнью и практическая направленность образования.

        Что это значит? Знание возникает в результате практической деятельности, через конкретность деталей и примеров, взятых из повседневной жизни. Опыт познавательной деятельности- главное содержание образования. А центральное звено педагогического процесса организация самостоятельной работы учащегося, ибо только то, что он пропустил через себя, проработал, будет его настоящим достоянием. Самому важному нельзя обучить, но можно только научиться.

        А для этого у учащегося должен быть интерес. Возникает вопрос: а как зажечь? Вывод: надо самому педагогу гореть и тогда он зажжёт ученика. Тебе, начинающему учителю, бывает не всегда легко сразу же стать ,,зажигалкой". Есть причины. Разные характеры учеников, простое их нежелание что-то делать, социальная обусловленность и многое другое. Нелегко найти ключик к каждому ученику. У всех педагогов свои ключики. И получается , что каждый педагог - творческая личность.  

        Мой любимый афоризм: ,,Видеть и делать новое-большое удовольствие" (Вольтер). И это очень важно для учителя. Я  постоянно  работаю над собой. Мне в этом помогают периодические издания, методическая литература, Интернет – ресурсы, позволяющие знакомиться с республиканскими, российскими педагогическими новинками, которые я использую в своей работе. Если преподаватель сам не имеет определенной базы, нужной подготовки, то он не может привить и ученикам умение самостоятельного добывания знания.

        Учителю, начинающему свою педагогическую деятельность, очень важно использовать в своей работе опыт учителей-практиков, знать, как они достигали высоких результатов в своём труде, что является наиболее характерным и поучительным в их работе. Труд учителя не из легких. Сегодня нашему обществу необходимы образованные, творчески мыслящие, способные не растеряться в жизненных условиях, конкурентноспособные личности. Реализация национального проекта «Образование» в очередной раз подчеркнула важность, необходимость развития этой отрасли. Хотя, надо сказать, в нашей стране знания всегда оценивались высоко. Они являются основой нашего будущего. Глубокие знания, умения, навыки, полученные в школьные годы, - основное звено в подготовке  учеников к жизни. В области образования из года в год, изо дня в день появляятся что-то новое. В эпоху внедрения новых технологий, обучения по альтернативным программам учитель должен  шагать в ногу со временем.

        Всему этому может соответствовать молодой учитель, который полон сил для свершения педагогических подвигов. Какими же качествами необходимо обладать учителю? Одним из основных можно назвать честность. ,,Жить честно,-говорил Л. Н. Толстой,-это рваться, путаться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и метаться". Да, «вечно бороться и метаться»-наша учительская судьба. Нам противопоказаны благодушие и самодовольство. Учитель, что бы он ни преподавал, должен учить главному предмету- постижению смысла жизни и подлинного человеческого счастья.

        Существуют несколько заповедей молодым специалистам.

- Будь честным, не обещай того, что не можешь выполнить, не изворачивайся, не лги. Если допустил ошибку-признай ее.

- Не увлекайся нотациями, они ничего не вызывают у ребят, кроме настоятельного желания зажать уши.

- Не беги жаловаться начальству. Этим ты покажешь свою беспомощность.

- Научись все видеть и кое-что замечать, все слышать, кое-что не расслышать, не всегда искать виновного.

- Никогда не кричи на ребят. Тихий, убедительный голос, если надо-гневный, слышнее крика. Будь терпелив и выдержан.

- Преподавай энергично, будь жизнерадостным. Чаще вспоминай себя в детстве, не будь ханжой в острых и трудных вопросах.

- Будь эстетичен, моден, современен без кокетства.

- Жалок преподаватель, лишенный чувства юмора.

- Если тебя перестают слушать, то анализируй, где и когда был потерян твой авторитет.

- Знай: ребят привлекает в преподавателе высокая квалификация, умение, доходящее до искусства, золотые руки, немногословие, постоянная готовность к работе.

        Время говорит «нет» узкому, пусть даже «крепкому» специалисту. Наш идеал-многогранная личность. Не должен, не имеет права выпускник школы мямлить: «Не могу». Вот почему сегодня мы вправе предъявлять самые высокие требования к уровню воспитания, ратовать за постановку предельно высокой цели и за создание соответствующих условий для ее достижения. Чтобы человек не только мог проявить себя в определенное время, в свой «звездный час», но и был готов к постоянному, деятельному самосовершенствованию и самообновлению.

 

        

 



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Челябинский институт переподготовки

и повышения квалификации работников образования»

РЕФЕРАТ

по образовательной программе

дополнительного профессионального образования

«Современный образовательный менеджмент.

Государственно-общественный характер управления реализацией

ФГОС

общего образования»  

на тему: «Урок конца 20 и начала 21 века»

ВЫПОЛНИЛА: Валикаева Людмила Леонидовна

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение  средняя общеобразовательная школа №14

учитель английского языка

Челябинск – 2014

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………...3

2. Переход от традиционного урока  к современному уроку………………..4

3. Компетентностный подход в образовании…………………………………6

4. Новые стандарты……………………………………………………………..9

5. Главное назначение урока………………………………………………….10

6. Основные пути совершенствования урока в современной школе ………14

7. Технология современного урока…………………………………………...16

8. Заключение…………………………………………………………………..18

9. Библиография………………………………………………………………..19

10. Приложение…………………………………………………………………20

             

Введение

Актуальность данного исследования аргументирована тем, что основной формой обучения в школе является урок. Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. «Образовательный процесс в школе – это кровеносная система, а урок – это биение сердца». ( Конаржевский В.С.)  «Урок – это клеточка педагогического процесса. В нём, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны.  Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке». (Скаткин М.Н.) Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения. Но какие бы не свершались реформы, урок остаётся вечным и главной формой обучения. На нём держалась традиционная и стоит современная школа. Какие бы новации не вводились, только на уроке встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними океан знаний и рифы противоречий.

 Образование во всем мире рассматривается в качестве базовой общекультурной ценности. Что следует понимать под образованием? Истинное современное образование основывается на развитии и самообразовании “Я” человека. Образование как единство обучения и воспитания призвано обеспечить построение учеником живого знания, знания личностно-значимого. Цель образования, структура, технологии зависят от главных особенностей начавшегося столетия.

Целью исследования является сопоставление образовательного процесса конца 20 и начала 21 века. Задачи исследования следующие: 1) выявить особенности построения урока конца 20 века; 2) выявить особенности построения урока начала 21 века.

Переход от традиционного урока  к современному уроку

 

Одна из важнейших гуманистических задач школы 20 века в индустриальном обществе состоит в привитии вступающим во взрослую жизнь умения «быть вещью» среди вещей.

Но индустриальное общество уходит в прошлое. От человека теперь в меньшей степени требуется простая исполнительность даже в сфере производства материальных благ, не говоря уже о сфере услуг, где умение общаться, находить общий язык с самыми разными людьми - «вещь» совершенно необходимая.

Сейчас мир в целом переходит от индустриального к «информационному» типу общества. Оно начинается с новых педагогических технологий. Во многом они призваны преодолеть отрыв родителей от детей, характерный для индустриального общества.

Революция в педагогических технологиях в мире в целом по сути дела уже началась, если иметь в виду средства подачи нового материала (от «черной доски+мела+учебников» к нетбукам и сетям) и организации его освоения в индивидуальном и групповом форматах.

Несомненным достоинством традиционного обучения является возможность за короткое время передать большой объем информации. При таком обучении учащиеся усваивают знания в готовом виде без раскрытия путей доказательства их истинности. Кроме того, оно предполагает усвоение и воспроизведение знаний и их применение в аналогичных ситуациях. Среди существенных недостатков этого типа обучения можно назвать его ориентированность в большей степени на память, а не на мышление. Это обучение также мало способствует развитию творческих способностей, самостоятельности, активности. Наиболее типичными заданиями являются следующие: вставь, выдели, подчеркни, запомни, воспроизведи, реши по примеру и т.п. Учебно-познавательный процесс в большей степени носит репродуктивный (воспроизводящий) характер, вследствие чего у учащихся формируется репродуктивный стиль познавательной деятельности. Поэтому нередко его называют "школой памяти". Как показывает практика, объем сообщаемой информации превышает возможности ее усвоения (противоречие между содержательным и процессуальным компонентами процесса обучения). Кроме того, отсутствует возможность приспособить темп обучения к различным индивидуально-психологическим особенностям учащихся (противоречие между фронтальным обучением и индивидуальным характером усвоения знаний). Необходимо отметить и некоторые особенности формирования и развития мотивации учения при таком типе обучения.
        А.А. Вербицкий выделяет ряд противоречий традиционного обучения. По его мнению, будущее выступает для учащегося в виде абстрактной, не мотивирующей его перспективы применения знаний, поэтому учение не имеет для него личностного смысла. Обращение в прошлое лишает учащегося возможности столкновения с неизвестным, с проблемной ситуацией, которая порождает мышление. Обучение предстает как технология передачи готового, отчужденного от динамики развития культуры учебного материала, вырванного из контекста как предстоящей самостоятельной жизни и деятельности, так и из текущих потребностей самой личности. Кроме того, учащийся в процессе обучения получает не целостную картину мира, а лишь ее осколки, которые сам собрать не в состоянии.

Новые технические средства образования позволяют во многом перераспределить роли между родителями и профессиональными педагогами в сторону кардинального повышения роли - и ответственности - самих родителей в общем образовании детей. Принципиально изменяется и позиция педагога. Он перестаёт быть вместе с учебником носителем "объективного знания", которое он пытается передать обучающемуся. Его главной задачей становится мотивировать обучающихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность обучающихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Фактически он создаёт условия, развивающую среду, в которой становится возможным выработка каждым обучающимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определённых компетенций.

Компетентностный подход в образовании

Внедрение модели образования, ориентированного на результат, требует совершенствования как систем управления, методической работы, так и подходов к конструированию урока, его содержанию, разработке и внедрению компетентностно-ориентированных заданий. При этом важная роль отводится контрольно-измерительным материалам, предполагающим отслеживание результатов не только знаниевого уровня, но и компетентностного, так как в соответствии с изменившимися требованиями к промежуточной аттестации контрольная работа больше не может являться формой промежуточной аттестации дисциплин, поэтому компетентностно-ориентированные задания должны иметь практическую направленность, социальную и личную значимость, соответствовать уровню образования. Эффективным является решение компетентностно - ориентированных заданий (КОЗ) или ситуационных заданий. КОЗ позволяют представить как полученные знания и умения можно применить в практической деятельности, в новой ситуации.

В период перехода на новые ценностные педагогические ориентиры урок остается ключевой формой организации образовательного процесса. В отличие от урока традиционного, урока, который отвечал требованиям образования конца 20, современный урок - это, прежде всего, компетентностно - ориентированный.

Развитию компетенций на уроке способствует применение современных педагогических технологий. Технологий, обеспечивающих формирование компетенций на уроке достаточно много: технология критического мышления, дискуссионная технология, кейс-технология (ситуационный семинар, решение ситуационных задач). Этот метод представляет собой описание конкретной ситуации, требующей практического разрешения, любые виды проектной деятельности, прежде всего - исследовательские и практико-ориентированные проекты. Практические работы поискового и исследовательского характера, имеющие жизненный (бытовой, профессиональный, социальный) контекст, задания с ограничением по времени, в том числе мини-проекты, реализуемые в рамках урока, коллективная и индивидуальная мыследеятельность, ИКТ и др.

Одной из острых проблем компетентностного образования является проблема учебника. За исключением некоторых, очень немногих, новых учебных книг, ни один учебник не ориентирован специально на реализацию компетентностно-ориентированного подхода. Поэтому построение урока по учебнику, на основе текстов, вопросов и заданий, содержащихся в нем, в условиях компетентностного подхода оказывается совершенно непригодным. При подготовке к уроку чаще всего требуется принципиально иной отбор содержания, включая вопросы и задания. Учебник, конечно, может использоваться, но лишь как одно из вспомогательных учебных или справочных пособий. Более соответствует компетентностному подходу использование одновременно двух-трех учебников различных авторов по одному и тому же курсу. Это позволяет учащимся сопоставлять и анализировать различные авторские подходы к изложению одной и той же темы.

Одной классно-урочной деятельности недостаточно для компетентностного подхода. В условиях реализации компетентностного подхода внеклассная деятельность учащихся несет не меньшую образовательную нагрузку. Она, по - возможности,  должна быть организована как групповая деятельность, в процессе которой формируется и осмысливается личный опыт при одновременном сведении к минимуму индивидуальных и фронтальных бесед классного руководителя с учащимися, докладов и сообщений на тематических классных часах, пассивного посещения объектов и учреждений культуры и тому подобных фронтально- индивидуальных и "некомпетентностных" форм работы.

Таким образом, ОУ должно помочь учащимся в овладении технологиями жизнедеятельности, создать условия для формирования способностей самооценки, самопознания, самопрезентации и самоконтроля, раскрыть потенциал самореализации, самоактуализации и саморегуляции.

Наша задача, создать условия для успешной самореализации выпускников. Ведь в ближайшем будущем им предстоит без нашей помощи реализовывать себя.

Компетентностный подход, конечно, требует совершенствования образовательных технологий. Но именно в современных условиях он является одной из гарантий качества образования.

Подводя итог можно сказать, что компетентностный подход является системным, междисциплинарным, в нем есть и личностные и деятельностные аспекты. На основе компетентностного подхода к организации образовательного процесса происходит формирование у обучающихся ключевых компетенций, которые являются неотъемлемой составляющей его деятельности как будущего специалиста и одним из основных показателей его профессионализма, а также необходимым условием повышения качества профессионального образования.

Новые стандарты

Требования ФГОС ставят задачу расширения профессиональных умений, ориентацию на компетенции, как "результат образования" с учетом требований современного рынка труда.

 Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Этой задаче должно способствовать обновление содержания образования.

  1. Должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности.
  2. Ключевая роль в школе принадлежит учителю, необходимо разработать систему моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации. Но что еще более важно – пополнение школ новым поколением учителей, причем вовсе не обязательно только с педагогическим образованием.
  3. Сам облик школ, как по форме, так и по содержанию, должен значительно измениться. Мы получим реальную отдачу, если учиться в школе будет и увлекательно, и интересно, если она станет центром не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом. Находиться в школе ребенку должно быть комфортно: и психологически, и физически.
  4. Сегодняшняя статистика здоровья школьников просто ужасающая. К каждому ученику должен быть применен индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения.

Мы полагаем, что педагогический коллектив, администрация школы должны видеть своей главной задачей  создание условия для развития каждого ребёнка как свободной, ответственной и творческой личности.

Целью образовательного процесса школы должно  являться целостное развитие каждого ученика, становление широко образованной личности, высоконравственной, интеллектуально развитой, готовой к саморазвитию и адаптации в современном обществе.

Главное назначение урока

Нас должно волновать, как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащегося знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое состояние?

Начальное и главное назначение урока – организовывать познавательный процесс ребенка, стимулировать его, направлять и развивать. Сейчас на уроке дети не задают вопросов, учат материал ради отметок или похвалы, значит, у них познавательный процесс приглушен, не востребован или направлен совсем на другой предмет познания. Если это так, то урок проходит впустую, воспитывает человека, не способного адекватно и творчески жить в этом мире. Почему детям стало неинтересно учиться? Как изменить это? Ориентация нашей школы на гуманизацию образования и разностороннее развитие личности предполагает необходимость гармонического сочетания учебной деятельности с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности.

Современный урок – эффективный урок, соответствующий нынешним требованиям подготовки конкурентоспособного выпускника. С проблемой его анализа и оценки знаний сталкивается каждый директор школы, каждый заместитель по учебно-воспитательной работе. У нас постоянно возникают вопросы: “Что влияет на современность урока? Мастерство педагога? Совокупность методов приемов? Наличие технических средств обучения? Вообще, каким он должен быть современный урок?” Эти проблемы можно перечислять до бесконечности. Но прежде чем анализировать, строить проекты и планы, говорить о том “как надо”, мы попытаемся сегодня ответить на вопросы: “Какой он, урок 21 века в действительности? Какой он нужен сегодняшним школьникам? Какие традиции его надо продолжать? В чем проявляется эффективность новаторства?

Мы стали задумываться: почему наши дети от класса к классу слабее учатся, менее ревностно относятся к занятиям, менее охотно бегут на уроки, на наши уроки? Может потому, что они превращаются в формальную организацию обучения. Сейчас труднее собирать детей в коллектив, объединять единым делом, единым суждением. Мы стремимся, чтобы урок стал нравственным. Урок не только просвещает своими качествами в истинных законах нравственности, но и, по выражению А.С. Макаренко, становится тренажерным залом для упражнения нравственности самого высокого уровня. Духовно-нравственная природа урока – это вера учителя и учеников друг в друга.

Жизнь не стоит на месте. Меняются цели и содержание образования, что способствует использованию новых приемов и методов обучения; появляются новые средства и технологии обучения – не может не меняться и урок. Урок должен быть современным, эффективным. Это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный урок, важный, существенный для настоящего времени.

А еще – действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам ребенка, его родителей, общества, государства. Современный урок должен быть связан не только с усвоением школьниками определенной суммы знаний, но и целостным развитием личности, ее познавательных и созидательных способностей.

Основой любого урока должны стать: глубокая теория, богатое содержание, сравнение, сопоставление фактов, явлений и понятий, поиск связей между пройденным и перспективным материалом, открытие новых и новых граней в уже известном, изученном. Традиционная тема может быть оригинально решена, методически блестяще выстроена на ярком, интересном содержании.

При планировании процесса обучения учителя  школы ориентируются на богатство и разнообразие видов деятельности, которые позволят сделать работу детей динамичной, насыщенной, менее утомительной.

На уроке непременно должна работать формула 5 “у” – учёба + удивление + удовольствие + увлечение = успех. Современные требования к уроку делятся на дидактические, психологические, гигиенические, требования к технике проведения.

При подготовке и планировании урока  педагоги  должны осуществлять целый комплекс действий:

  1. Учитывать особенности класса: уровень успеваемости, отношение к предмету, темп работы, подготовленность учащихся, отношение к дисциплине, индивидуальные особенности.
  2. Учитывать свои особенности: настроение, тип нервной деятельности, коммуникативность, эмоциональность, профессиональную компетентность, уверенность в своих знаниях, умение импровизировать, умение организовать, умение выбрать методы, формы обучения, подобрать средства.
  3. Соблюдать правила, обеспечивающие успешное проведение урока:
  • Выделить главную идею урока.
  • Отобрать содержание урока, методы, способы изучения, закрепления материала.
  • Четко и ясно ставить задачи перед учениками.
  • Следить за откликом учеников на рассказ, задание, требование.
  • Экономить время, поддерживать темп, посильный для большинства.

У каждого учителя свои методические подходы, методические приемы, которые позволяют ему успешно проводить уроки. Накопленный опыт, задачи и поэтапная реализация программы развития позволит умело сочетать в образовательном процессе традиции и элементы новации. Тем самым можно трансформировать традиционный урок в урок нового поколения, соединив лучшее старое с инновациями.

 По словам Н.Е. Щурковой: “ Современный урок – дитя современной культуры. Это урок, порожденный стремлением гуманизировать действительность, признать человека как наивысшую ценность, предоставить человеку максимум свободы для индивидуального развития, утвердить в повседневной реальности ценности достойной жизни.

Основные пути совершенствования урока в современной школе

  1. Усиление целенаправленной деятельности учителя и учащихся на уроке.

Одна из важных задач учителя – мобилизировать учащихся на выполнение поставленных задач, достижение целей непосредственно на уроке. Вместо домашних заданий можно применять различные способы фронтальной ускоренной проверки – тестовые письменные работы, программирование, перфокарты и др.

  1. Повышение познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся.

Наиболее интересное направление связано с вопросами применения на уроке методов и приемов проблемного обучения и создания проблемных ситуаций. Качество обучения на уроке во многом определяется умениями учащихся работать с источниками знаний, учебниками. Источник – тот родник, откуда черпаются силы, знания, идеи, выводы, принципы жизни и деятельности. Это связь прошлого, настоящего и будущего. Источник – место, откуда постоянно бьет живой ключ свежей воды, он всегда полноводен, неистощим и первороден. Источник знаний в процессе урока – это наравне с учебником, письменные, а также другие вещественные, новые, разные, устные тексты. Обучение только по учебникам давит на человека своей жесткой конструкцией, заданностью , уже доказанностью. Сейчас учебники ветхие, морально устарели, не все необходимые есть в продаже, но есть аудиокниги, ТV, ПК, Интернет. Также предусматривается самостоятельная работа учащихся с учебной и научной литературой, словарями, справочниками и энциклопедиями, таблицами, диаграммами, графиками, картами. Важно отобрать тот материал, который служит решению поставленных задач наиболее простым доступным способом.

  1. Оптимизация учебно-воспитательного процесса – это целенаправленный выбор наилучшего оптимального варианта построения процесса обучения, сочетания различных методов, приемов, средств обучения, ведущих к достижению целей урока.
  2. Интенсификация учебно-воспитательного процесса на уроке.

Чем больше учебно-познавательных действий и операций выполнено учащимися за урок, тем выше интенсивность учебного труда. Степень интенсивности учебного труда зависит от производительности использования каждой минуты урока, мастерства учителя, подготовки учащихся, организованности классного коллектива, наличия необходимого оборудования и рационального его размещения, правильного чередования труда и отдыха.

В условиях интенсификации обучения учащиеся осваивают знания в основном на уроках, и отпадает необходимость заучивания дома материала. Вместо заучивания учащиеся получают возможность лучше его осмыслить и закрепить, выполнить творческие задания, вызывающие у них интерес, чувство интеллектуального удовлетворения от удачно выполненной работы.

  1. Осуществление межпредметных и внутрипредметных связей.

При переходе к новому материалу ставятся задачи и вопросы для воспроизведения и последующей коррекции, опорных для усвоения нового материала знаний и практических навыков и умений. Это возможно разрешить, используя межпредметные связи. Они осуществляются с целью обобщения и систематизации широкого круга знаний, способствуют усвоению нового по различным учебным дисциплинам. Сегодня это мы покажем на наших уроках.

Технология современного урока

Выбор технологии обучения – это сложный процесс перехода к новому, преобразования.

Сколько учителей – столько и методов обучения. Сейчас перед управленцами  резко встали вопросы о характере и качестве работы:

  • почему возникла необходимость обновлять технологию урока, что побудило обратиться к новшествам?
  • какие противоречия и недостатки в деятельности с детьми очевидны?
  • каковы причины их проявления?
  • что хотелось бы изменить?
  • нельзя ли исправить положение и снять противоречия? Как?

Решая эти вопросы, можно рекомендовать учителям применять в своей работе элементы новаций. Через них учитель самореализуется, проявляет творчество. Технологий много. Условно их можно разделить на 4 группы:

  1. Технологии программно – целевого управления познавательным процессом – это преемники опытно-практического, объяснительно-иллюстрированного обучения. Суть их – более четкая дозировка учебного материала, пооперационно-пошаговое предъявление и усвоение, контроль и оценивание, дающие возможность сделать учебный материал понятным, доступным, открытым. К ним относятся модульное обучение, программирование, УДЕ – укрупнение дидактических единиц, проблемно-развивающее обучение Занкова, информационные технологии на базе ЭВМ.
  2. Технологии психического воздействия на процесс познания. В основе этих технологий лежит идея программирования не учебной деятельности, а самого мышления, чувств. Эти технологии мало разработаны, влияют на психику ребенка, применяются редко, осторожно.
  3. Технологии воспитания в процессе жизни. К ним относится концентрированное обучение (погружение), источниковое, дистанционное, школа диалога культур, технология арт-педагогики, системы коллективных способов обучения.
  4. Технологии свободного (естественного) воспитания. Это школа Толстого, семейная школа, гуманно-личностное обучение по Амонашвили.

Каждая группа технологий обучения эффективна для очень конкретных условий, ситуаций, располагает богатыми методами, приемами и средствами обучения и вариантами их применения. Важно учитывать: инновационные технологии хороши тогда, когда они не отрицают, а развивают классику. Надо помнить: ни одна технология урока, даже самая успешная, не может считаться таковой, если она ухудшает детскую нравственность и физическое здоровье. Это должно быть непреложным законом отношения учителя к выбору технологии урока.

Сейчас резко обнаружилась тенденция снижения интереса школьников к занятиям. На обострение проблемы массовая практика отреагировала новыми, нестандартными уроками с целью возбудить и удержать интерес учащихся к учебному труду.

Нестандартные уроки – одно из важных средств обучения, т. к. они формируют интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на учащихся, учат их самообучению, творчеству, оригинально мыслить и самовыражаться.

Нестандартные уроки тяжело, долго готовятся, но лучше запоминаются, их особенно хорошо использовать на вводных и обобщающих уроках.

Заключение

Урок XXI века должен быть эффективным, целостным, завершенным, доведенным до логического конца, продуманным и выстроенным до мелочей.

Открытый современный урок является проблемным, уроком взаимодействия, иллюстрацией системы работы научных позиций, технологических убеждений педагога. Очень важно, чтобы мы, заместители директоров видели в уроке учителя, сочетание его профессионального опыта, безграничного творчества, современного подхода к преподаванию. Мы, управленцы образовательного процесса в школе, постоянно занимаемся вопросами организации учебного процесса, качеством образования, эффективностью проводимых уроков. Успешному решению возникающих проблем способствует большая всесторонняя работа, направленная на достижение современного качества управления, на модернизацию образования.

Всегда интересно и полезно посещать уроки, кто бы их ни давал – сильный или слабый педагог, консерватор или новатор, молодой или опытный. В каждом уроке можно найти и хорошее, и плохое, а главное, поучительное для себя. Каждый урок о чем-то предупреждает, что-то советует, наталкивает на какие-то мысли, что-то неожиданно открывает. У некоторых учителей он распускается прямо на глазах, как бутон розы, играет всеми цветами радуги, временами свертывается до неприметного серенького макового зернышка и становится видимым только посвященным в его природу. Как захватывающе интересно зрелище настоящего хорошего урока, удовольствие видеть и открывать новое. Невольно становишься защитником этого маленького чуда-урока, длящегося всего 45 минут. Он еще не исчерпал своих возможностей, и педагоги далеко не все их открыли для себя! Все дети могут успешно учиться, если школа УМЕЕТ учить.

Библиография

  1. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1991. 
  2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996. 
  3. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления: Пер. с англ. М., 1999.
  4. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.
  5. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. М., 1955. 
  6. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы)//Серия «Новые образовательные стандарты». – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011.
  7. Оконь В. Введение в общую дидактику: Пер. с польск. М., 1990.
  8. Скаткин М. Н. Дидактика средней школы. М., 1982.
  9. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.
  10.  Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе http://festival.1september.ru/articles/527236/

Приложение

Сравнительные особенности традиционной и инновационной педагогики

Характеристики образовательных моделей

Особенности

Традиционная 
"Знаниевая" педагогика

Инновационная
"Способностная" педагогика

1

Цель

Формирование знаний, умений и навыков

Развитие личности

2

Интегральная характеристика

«Школа памяти»

«Школа развития»

3

Преобладающий тип и 
характер взаимоотношений

Субъект - объектный

Субъект – субъектный

4

Девиз педагога

«Делай как я»

«Не навреди»

5

Характер и стиль 
взаимодействия

Авторитарность
монологичность, 
закрытость

Демократичность
диалогичность, открытость, рефлексивность

6

Формы организации

Фронтальные,
индивидуальные

Групповые,
коллективные

7

Формы обучения

Иллюстративно-объяснительные
информационные

Проблемные:
проблемного изложения
частично-поисковый, эвристический
исследовательский

8

Ведущий принцип

«продавливания»

«выращивания»

9

Ведущий тип деятельности осваиваемый учеником:

Репродуктивный, воспроизводящий

Продуктивный, Творческий, Проблемный

10

«Формула обучения»

Знания – репродуктивная деятельность

Проблемная деятельность - рефлексия - знания

11

Способы усвоения

Заучивание, деятельность по алгоритму

Поисковая мыслительная деятельность, рефлексия

12

Функции учителя

Носитель информации, хранитель норм и
традиций,
пропагандист предметно – дисциплинарных знаний

Организатор сотрудничества, Консультант,
Управляющий поисковой 
работой учащихся, консультант

13

Позиция ученика

Пассивность,
отсутствие интереса,
отсутствие мотива к
личностному росту

Активность, наличие мотива к самосовершенствованию,
наличие интереса к деятельности



Предварительный просмотр:

Автореферат на тему:

 «Современный урок английского языка

 в информационно - образовательной среде.

        Актуальность работы обусловлена тем, что  современность предъявляет всё более высокие требования к обучению практическому владению иностранным языком в повседневном общении и профессиональной сфере.  Целью уроков иностранного языка является формирование коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение. Важной составляющей профессиональной компетентности учителя является степень его готовности к использованию современных информационно - коммуникационных технологий в профессиональной деятельности. ИКТ и урок иностранного языка - актуальное направление в методике, требующее новых подходов и нестандартных решений.

Цель исследования направлена на выявление и теоретического обоснования методики применения компьютерных, Интернет - и видео - технологий в процессе обучения английскому языку.

Объектом исследования являются основные цели и содержание информационно – коммуникационных технологий активного обучения.

        Задача исследования следующая: охарактеризовать и рассмотреть различные виды информационно – коммуникационных технологий.

        Гипотеза темы основывается на предположении о том, что  в случае использования разных вариантов сочетания информационных технологий как способа решения коммуникативных задач можно добиться оптимизации учебного процесса, результатом которого будет являться овладение обучающимися навыками устной речи, активизации и стимулирования их познавательной деятельности и повышения качества успеваемости.

В учебном процессе могут использоваться различные технические средства.  Их различают по:

I.решению педагогических задач:1)средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний);2) средства практической подготовки (тренажеры);
3) вспомогательные средства (энциклопедии, словари, мультимедийные учебные занятия и т.д.); 4) комплексные средства(дистанционные учебные курсы);

II. функциям в организации:  1) информационно-обучающие (электронные учебники, библиотеки, словари);  2)  интерактивные (телеконференция); 3) поисковые (каталоги, поисковые системы);

III. типу информации: 1)  электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией;  2)  электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией; 3) электронные и информационные ресурсы с аудиоинформацией;

IV. формам применения: 1) урочная;  2) внеурочная.

Учитывая специфику предмета «Английский язык», выделяем основные аспекты работы с ИКТ: 1) семантизация лексических и грамматических материалов; 2) осуществление наглядной и опорной поддержки; 3) проведение промежуточного и итогового контроля; 4) использование презентации PowerPoint.

 Привлечение ИКТ в практику помогает в решении дидактических задач: 1) формирование умения чтения;2) пополнения словарного запаса обучающихся; 3) повышение познавательной активности обучающихся; 4)совершенствование их знаний по предмету; 5) расширение кругозора, знакомство с культуроведческими знаниями.

Технология использования ИКТ в сочетании с методом проекта развивает навыки и умения самостоятельного труда, использует компьютер как средство обучения и управления учебно-познавательной деятельностью обучающихся, опирается на опыт, знания, умения и навыки, приобретенные на уроках, устанавливает межпредметные связи. Кроме того, стимулирует профессиональный рост учителя.

Любая образовательная технология должна соответствовать следующим методическим требованиям: 1)концептуальность; 2)системность; 3)эффективность; 4)гибкость; 5)динамичность; 6)воспроизводимость.

Интерактивная доска, одно из современных технических достижений, позволяет учителю не просто презентовать что-то, но и манипулировать им, внося изменения в представляемый материал.

На примере компьютерной программы для 4 класса "Enjoy listening and playing" рассмотрим эти этапы. На этапе показа на экране появляются слова и соответствующие им картинки. Одновременно с графическим изображением слов младшие школьники имеют возможность прослушать слово. Этап проверки осуществляется в разных формах: ученики отвечают на вопросы, находят соответствующие содержанию аудиозаписи картинки. На следующем этапе лексика отрабатывается в упражнении на соотнесении слова с картинкой. На последнем этапе необходимо напечатать пропущенные буквы. Зрительное и слуховое восприятие помогает ребенку активно, сознательно усвоить лексический материал. При обучении с использованием компьютера контроль осуществляется на всех этапах обучения лексике за счет того, что с его помощью решается проблема обратной связи.

В данной работе предпринята попытка выявить пути и способы оптимизации учебного процесса с помощью еще одного метода -  Интернет - технологий. Интернет погружает обучающихся в языковую среду, предоставляя возможность заниматься по аутентичным УМК, читать журналы, газеты, письма, просматривать фото и знакомиться с предметами быта. Обучая подлинному языку, Интернет помогает в формировании умений и навыков разговорной речи, а также в обучении лексике и грамматике, обеспечивая подлинную заинтересованность и, следовательно, эффективность. Более того, Интернет развивает навыки, важные не только для иностранного языка. Это, прежде всего, связано с мыслительными операциями: анализа и синтеза, абстрагирования, идентификации, сравнения, сопоставления, вербального и смыслового прогнозирования и упреждения и т.д. Таким образом, навыки и умения, формируемые с помощью Интернет технологий, выходят за пределы иноязычной компетенции даже в рамках "языкового" аспекта.

При формировании речевой деятельности и коммуникативной культуры очень эффективно также применение видео-технологий. Видеоматериалы предоставляют большие возможности для изучения языка, так как соединяют несколько компонентов, например аудирование и зрительное восприятие.

Применение видео можно начать  с использования фрагментов мультипликационных фильмов уже на первых этапах обучения английскому языку языку. Для этого можно использовать серии образовательных программ «Любимые герои говорят по-английски». В данной серии выпущены хорошо знакомые всем с детства мультфильмы, такие как «Малыш и Карлсон», «Трое из Простоквашино», в которых персонажи говорят на английском языке фразы, знакомые нам наизусть на русском.

В структуре видео-урока  для обучения устной речи можно выделить четыре этапа: 1)подготовительный – этап предварительного снятия языковых и лингвострановедческих трудностей; 2) восприятие  видеофильма – развитие умений восприятия информации; 3) контроль понимания основного содержания; 4) развитие языковых навыков и умений устной речи.  Четвертому этапу может предшествовать повторный просмотр фрагмента.  

Итак, мы рассмотрели такие методы, как использование компьютерных технологий, сети Интернет и видеоматериалов. Суть этих методов заключается в том, чтобы сделать обучающихся активными участниками образовательного процесса, повысить их мотивацию, заинтересовать их изучаемым предметом. Как показывает практика, все это приводит к повышению уровня овладения иностранным языком, что в настоящее время особенно важно, в связи с возросшими требованиями к выпускникам.

Таким образом, рациональное использование и сочетание современных технических средств обучения  языку позволяет: 1) восполнить отсутствие иноязычной среды;  2) повышать мотивацию обучающихся; 3) полнее реализовать важный дидактический принцип наглядности;  4) создать лучшие условия для программирования и контроля; 5) осуществлять обучение с учетом индивидуальных типологических возможностей каждого обучающегося; 6) обеспечивать ускоренное формирование и развитие навыков слухового самоконтроля; 7) выполнять многие активные виды упражнений со всеми обучающимися одновременно; 8) максимально использовать аналитические и имитационные способности обучающихся, полнее мобилизовать их внутренние ресурсы.

Доказано педагогической практикой, что результативность обучения связана с мотивацией учения. А мотивация напрямую зависит от понимания значимости знаний и использования ИКТ на уроках. Поэтому, учитель должен владеть современными информационно - коммуникационными технологиями в своей профессиональной деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современный урок английского языка в информационно-образовательной среде Валикаева Людмила Леонидовна учитель английского языка МОБУ СОШ №14

Слайд 2

Актуальность Одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования является информатизация . Современность предъявляет всё более высокие требования к обучению практическому владению иностранным языком в повседневном общении и профессиональной сфере .

Слайд 3

Целью урока иностранного языка является формирование коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение .

Слайд 4

Профессиональная компетентность учителя определяется степенью его готовности к использованию современных информационно - коммуникационных технологий в профессиональной деятельности .

Слайд 5

Цель исследования : выявить и теоретически обосновать методики применения компьютерных, Интернет - и видео - технологий в процессе обучения английскому языку. Объектом исследования явились основные цели и содержание информационно - коммуникационных технологий активного обучения на современном уроке английского языка.

Слайд 6

Задачи исследования : - охарактеризовать различные виды информационно- коммуникационных технологий; - рассмотреть такие технологии активного обучения, как компьютерные, интернет– и видео- технологии.

Слайд 7

Гипотеза темы : В случае использования разных вариантов сочетания информационных технологий как способа решения коммуникативных задач можно добиться оптимизации учебного процесса, результатом которого будет являться овладение учащимися навыками устной речи, активизации и стимулирования их познавательной деятельности и повышения качества успеваемости.

Слайд 8

Метод использования компьютерных технологий в обучении английскому языку

Слайд 10

ИКТ в практике обучения английскому языку помогает в решении дидактических задач:

Слайд 11

Технология использования ИКТ направлена на достижение следующих целей : - развитие навыков и умений самостоятельного труда; - использование компьютера как средства обучения и управления учебно-познавательной деятельностью обучающихся; - опира на опыт обучающихся, знания, умения и навыки, приобретенные ими на уроках; - установление межпредметных связей;

Слайд 12

Образовательная технология должна соответствовать следующим методическим требованиям:

Слайд 13

Интерактивная доска

Слайд 14

Компьютерная программа “Enjoy listening and playing” (4 класс), тема «Мой дом»

Слайд 18

Применение Интернет – технологий на уроках английского языка Языковая парасреда : аутентичные УМК журналы газеты письмо фото предметы быта аудиовизуальные материалы.

Слайд 19

Коммуникативная способность обучаемых развивается через Интернет путем вовлечения их в решение широкого круга значимых, реалистичных задач. Интернет помогает в формировании умений и навыков разговорной речи.

Слайд 20

Интернет развивает мыслительные операции : анализ и синтез , абстрагирование , идентификация , сравнение, сопоставление, вербальное и смысловое прогнозирование , упреждение и т.д .

Слайд 21

Применение элементов видео - технологий на уроках английского языка Видеоматериалы соединяют несколько компонентов, например аудирование и зрительное восприятие . Кроме аудирования учитель имеет возможность предлагать обучающимся различные задания, например на расшифровку мимики и жестов, на стимулирование беседы и общения, на развитие навыков письма .

Слайд 22

В структуре видео - урока для обучения устной речи можно выделить четыре этапа:

Слайд 23

Заключение В данной работе были рассмотрены такие методы, как использование компьютерных технологий, сети Интернет и видеоматериалов . Суть этих методов заключается в том, чтобы сделать обучающихся активными участниками образовательного процесса, повысить их мотивацию, заинтересовать их изучаемым предметом.

Слайд 24

Рациональное использование современных технических средств обучения языку позволяет: - восполнить отсутствие иноязычной среды на всех этапах обучения ; - повысить мотивацию ; - полнее реализовать важный дидактический принцип наглядности ; - создать лучшие условия для программирования и контроля ; - осуществлять обучение с учетом индивидуальных типологических возможностей каждого обучающегося .

Слайд 25

- обеспечивать ускоренное формирование и развитие навыков слухового самоконтроля ; - выполнять многие активные виды упражнений со всеми обучающимися одновременно ; - максимально использовать аналитические и имитационные способности обучающихся, полнее мобилизовать их внутренние ресурсы .

Слайд 26

Спасибо за внимание!