Мои презентации к урокам и выступлениям

Коростелёва Анжелика Анатольевна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование универсальных учебных действий у обучающихся на уроках английского языка посредством технологии проблемного обучения Из опыта учителя английского языка Коростелёвой А.А.

Слайд 2

Цель образования: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться».

Слайд 3

Цель работы: повышение эффективности образовательного процесса через применение современных подходов к организации образовательной деятельности, непрерывное совершенствование профессионального уровня и педагогического мастерства.

Слайд 4

Задачи работы: Анализ различных источников информации по данной теме; Реализация условий обучения по ФГОС нового поколения; Подбор методики по контролю формирования коммуникативных УУД, введение методики в практику; Повышение своего профессионального мастерства через самообразование, участие в работе ШМО, совершенствование своей методической работы.

Слайд 5

Генри Томас Бокль Истинное знание состоит не в знакомстве с фактами, которые делают человека лишь предметом, а в использовании фактов, которое делает его философом .

Слайд 6

Современная школа должна научить учиться , научить жить, научить жить вместе, научить работать и зарабатывать (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).

Слайд 7

универсальные учебные действия Профилактика школьных трудностей саморазвитие самообразование

Слайд 8

Актуальность проблемы: Главные результаты образования ЛИЧНОСТНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Слайд 9

? Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты? Какие методы и приёмы работы будут эффективными? Какие формы организации деятельности обучающихся стоит применять? Какие из предложенных в учебнике задания целесообразно отобрать для урока? Нужно ли совсем отказаться от принятых в традиционной методике преподавания форм работы с обучающимися?

Слайд 10

Перспективность: технологии проблемного обучения выпускник эффективным конкурентоспособным работником мыслящим инициативным самостоятельным

Слайд 11

Своеобразие и новизна: «Чтобы совершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать» ( Р.Декарт ) проблемные ситуации, индивидуальная, парная и групповая работа.

Слайд 12

Теоретическая база: "Должна быть ориентация на потребность и умение самостоятельно находить решение не встречавшихся ранее учебных и внеучебных задач. Только тот человек может полноценно действовать в изменяющемся мире и изменить этот мир, внести в него что-то новое, который способен самостоятельно выйти за пределы стандартного набора знаний, навыков и умений, сделать самостоятельный выбор, принять самостоятельное решение". (А.А.Леонтьев)

Слайд 13

Цикл умственных действий: Проблемная ситуация - осознание сущности затруднения и постановка проблемы, - нахождение способа решения путем догадки или выдвижения предположений и обоснование гипотезы, - доказательство гипотезы, - проверка правильности решения проблем.

Слайд 14

функции проблемного обучения - усвоение учениками системы знаний и способов умственной практической деятельности; - развитие познавательной самостоятельности и творческих способностей учащихся; - формирование диалектико-материалистического мышления школьников (как основы).

Слайд 15

Проблемная задача – это учебная проблема с заданными условиями и, в силу этого получившееся ограниченное поле поиска, доступное для решения учащимся. Совокупность таких целенаправленно сконструированных задач и призвана обеспечить основные функции проблемного обучения: творческое овладение учебным материалом и усвоение опыта творческой деятельности.

Слайд 16

Условия решения задач проблемного обучения: создание познавательных трудностей, соответствующих интеллектуальным способностям учащихся; обеспечение школьников совокупностью знаний по предметному содержанию проблемной ситуации; соответствие индивидуальным особенностям, т.е. соблюдение принципа доступной трудности (сильным учащимся давать задания повышенной трудности, например роль ведущего); соответствие возрастным интересам учащихся;

Слайд 17

Система общих методов : Объяснительно иллюстративный; Репродуктивный; Проблемное изложение; Частично-поисковый; Исследовательский метод. Система бинарных методов (информационно-репродуктивный, информационно- эвристический)

Слайд 18

Структура проблемного урока: 1) возникновение проблемных ситуаций и постановка проблемы; 2) выдвижение предположений и обоснования гипотезы; 3) доказательство гипотезы; 4) проверка правильности решения проблемы.

Слайд 19

Практическая значимость: личностную активность учащихся; систематичность ; положительный результат.

Слайд 20

Урок в 5 классе

Слайд 21

Результативность опыта. Удается: - раскрыть всесторонние способности учащихся; - повысить заинтересованность ребят и увлеченность предметом; - научить учащихся быть более уверенными в себе; - научить учащихся стараться использовать полученные знания в различных ситуациях; - повысить качество знаний учащихся.

Слайд 22

http://e-koncept.ru/static/files/2.pdf - журнал Концепт печатная версия http:// http://nsportal.ru/anzhelika-anatolevna-korostelyova - персональный сайт учителя английского языка http://festival.1september.ru/articles/642078/ - http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/17/578 - научный журнал Молодой ученый [Дата обращения 30.03.2015]

Слайд 23

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проблемно-поисковый метод в формировании универсальных учебных действий у обучающихся на уроках английского языка Из опыта работы учителя английского языка Коростелёвой А.А.

Слайд 2

«Дети учатся лучше и в тысячу раз успешнее, если им дают возможность самостоятельно исследовать основы изучаемого материала». Питер Клайн

Слайд 3

«Чтобы совершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать» Р.Декарт

Слайд 4

Цель образования: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться».

Слайд 5

Мирза Исмаилович Махмутов Сергей Леонидович Рубинштейн Алексей Михайлович Матюшкин

Слайд 6

Структура проблемного урока Проблемная ситуация. Формулировка проблемы. Выдвижение гипотез. Доказательство или опровержение гипотез. Проверка правильности решений (рефлексия-самоанализ). Воспроизведение нового материала (выражение решения).

Слайд 7

Приемы создания проблемной ситуации 1. Одновременно предъявить ученикам противоречивые факты, теории, мнения. -Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты налицо? Выбрать подходящее: - Какой возникает вопрос? -Какая будет тема урока? 2 . Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал -Вопрос был один? А сколько мнений? Или Задание было одно? А как его выполнили? -Почему так получилось? Чего мы не знаем? 3. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими. -Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие?

Слайд 8

Успех проблемного урока зависит от: Осознания учебной задачи учащимися Четкой формулировки проблемы Знания детьми опорного материала Умения детей высказывать свою точку зрения, делать выводы

Слайд 9

Проблемное обучение – творческое «открытие»знаний учениками Место проблемного обучения : это урок изучения нового материала на любом предметном содержании. Цель проблемного обучения : развитие интеллекта и творческих способностей учащихся; формирование прочных знаний; повышение мотивации через эмоциональную окраску урока; воспитание активной личности. Успех использования проблемного метода во многом зависит от заинтересованной позиции педагога и высокой внутренней мотивации учащихся. Главным результатом является выпускник школы с опытом творческой деятельности

Слайд 10

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

Управление образования Департамента по социальной политике

Администрации городского округа Саранск

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №13»

Проблемно – поисковый метод в формировании универсальных учебных действий у обучающихся на уроках английского языка

Номинация:

эффективные технологии в образовательном процессе

Подготовила

учитель английского языка

Коростелёва А.А.

Саранск 2020

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Актуальность работы.
  2. Цель и задачи  работы.
  3. Основная часть
  1. . Наличие теоретической базы опыта.
  2. . Методы технологии проблемного обучения на уроках английского языка.
  1. Заключение.    
  2. Список литературы.

Проблемно – поисковый метод в формировании универсальных учебных действий у обучающихся на уроках английского языка

Цель: повышение эффективности образовательного процесса через применение современных подходов к организации образовательной деятельности, непрерывное совершенствование профессионального уровня и педагогического мастерства.

Задачи:

  • Анализ различных источников информации по технологии проблемного обучения;
  • Реализация условий обучения по ФГОС нового поколения;
  • Подбор методики по контролю формирования УУД на уроках английского языка, введение методики в практику;
  • Повышение своего профессионального мастерства через самообразование, участие в работе ШМО, совершенствование своей методической работы.

Истинное знание состоит не в знакомстве с фактами, которые делают человека лишь предметом, а в использовании фактов, которое делает его философом. (Генри Томас Бокль)

Одна из главных задач подготовки к жизни современных мальчишек и девчонок – формирование самостоятельности мышления, подготовка к профессиональной деятельности. Поэтому важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться». Сформированность универсальных учебных действий является залогом профилактики школьных трудностей. Формирование универсальных учебных действий является основой способности учащихся к дальнейшему саморазвитию и самообразованию. Появилось несколько концепций деятельности обучаемых. Одной из этих концепций является и теория проблемного обучения.

 Актуальность проблемы обусловлена требованиями современного общества, мира информационных технологий и межкультурного общения и обмена информацией. Для её  решения необходимы «универсальные учебные действия» – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. Иными словами проблемное обучение ярко отображает изменение сути образования «От образования на всю жизнь – к образованию через всю жизнь».

Перспективность технологии проблемного обучения обусловлена возрастающим интересом к образовательному процессу в целом. Молодому человеку просто необходимо сегодня иметь способность быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно, проявлять инициативу.

Своеобразие и новизна. «Чтобы совершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать» (Р.Декарт). Используя на уроках английского языка технологии проблемного обучения, я наблюдаю, как мои ученики все больше убеждаются в том,  что знание – необходимое средство, обеспечивающее способность человека грамотно выстраивать свои стратегии, принимать решения, адаптироваться в социуме.

Если в традиционном уроке чаще использовалась фронтальная работа, то на уроке современного типа преобладает индивидуальная, парная и групповая работа. 

На занятиях я имею уникальную возможность создать конкретные проблемные ситуации, взятые из школьной, бытовой или семейной практики. Обучающиеся с особым энтузиазмом участвуют в анализе ситуации и находят решения, так как темы очень близки и понятны, а, следовательно,  интересны и актуальны.

Наличие теоретической базы опыта. Анализ передового педагогического опыта и результатов исследований позволяет констатировать, что использование проблемных методов в школе необходимо. А.А. Леонтьев пишет: "Должна быть ориентация на потребность и умение самостоятельно находить решение не встречавшихся ранее учебных и внеучебных задач. Только тот человек может полноценно действовать в изменяющемся мире и изменить этот мир, внести в него что-то новое, который способен самостоятельно выйти за пределы стандартного набора знаний, навыков и умений, сделать самостоятельный выбор, принять самостоятельное решение".

В педагогической литературе полый цикл умственных действий от возникновения  проблемной  ситуации  до решения проблемы имеет несколько этапов:

- возникновение проблемной ситуации,

- осознание сущности затруднения и постановка проблемы,

- нахождение   способа   решения   путем   догадки    или    выдвижения предположений и обоснование гипотезы,

- доказательство гипотезы,

- проверка правильности решения проблем.

По опыту можно сказать, что проблемная ситуация стимулирует речевую деятельность обучающихся, увеличивает ее объем и разнообразие форм высказывания, а также способствует прочности формируемых речевых навыков и умений. Проблемная ситуация, осознанная и принятая обучаемым к решению, перерастает в проблему. Проблема с указанием параметров и условий решения представляет собой проблемную задачу.

Проблемная задача – это учебная проблема с заданными условиями и, в силу этого получившееся ограниченное поле поиска, доступное для решения учащимся. Совокупность таких целенаправленно сконструированных задач и призвана обеспечить основные функции проблемного обучения: творческое овладение учебным материалом и усвоение опыта творческой деятельности.

При выборе проблемных ситуаций всегда учитываю возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Для успешного решения обучающих, развивающих, воспитательных задач проблемного обучения школьников на уроках английского языка предусматриваю следующие условия:

  • создание познавательных трудностей, соответствующих интеллектуальным способностям учащихся;
  • обеспечение школьников совокупностью знаний по предметному содержанию проблемной ситуации;
  • соответствие индивидуальным особенностям, т.е. соблюдение принципа доступной трудности (сильным учащимся давать задания повышенной трудности, например роль ведущего);
  • соответствие возрастным интересам учащихся;

Проблемная технология предполагает раскрытие такого способа, который приведет к проблемному знанию. Следовательно, ученик должен уходить с урока с проблемой. Наглядные пособия при проблемно-поисковых методах обучения применяются уже не в целях активизации запоминания, а для постановки экспериментальных задач, которые создают проблемные ситуации на уроках. Таким образом, проблемное обучение следует рассматривать в постоянном совершенствовании знаний и умений как учителя, так и обучающихся. Навыки самообразования приходят не вдруг, их надо планомерно культивировать, поэтому проблемное обучение использую как на стадии введения учебного материала, так и на стадии его закрепления в процессе речевой практики на разных этапах обучения школьников.

Система  общих   методов   (наиболее   известна   номенклатура   методов,

предлагаемая М.Н. Скаткиным и И.Я. Лернером):

  • Объяснительно иллюстративный
  • Репродуктивный
  • Проблемное изложение
  • Частично-поисковый
  • Исследовательский метод

Система бинарных методов -  информационно-репродуктивный,  информационно- эвристический и  другие  методы  преподавания  и  такие  методы  учения, как слушание чтения учебника, упражнения и так далее.

Я считаю, что использование на уроках технологии проблемного обучения обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Технология постановки проблемного вопроса так же помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу. Так перед изучением новой темы ребятам задается вопрос или создается ситуация, для решения которой требуются новые знания. Этот прием позволяет учителю держать в напряжении одну из пружин процесса обучения – детскую любознательность. При объяснении нового материала, закреплении и обобщении, а также при контроле знаний можно использовать презентации. Важно помнить, что уровень сложности заданий должен соответствовать уровню знаний конкретного обучающегося и одновременно способствовать развитию компетенций. Нужно заметить, что основная часть проблемных ситуаций на уроке носит творческий характер, требует сложных мыслительных операций – анализа, аргументации, собственных выводов.

Практическая значимость  данной проблемы заключается в том, что в конечном итоге проблемное обучение стимулирует личностную активность учащихся, а это обеспечивает активное отношение к знаниям, систематичность и настойчивость учащихся, и, конечно, положительный результат в обучении и воспитании. С целью повышения уровня познавательной активности обучающихся, побуждения их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом я использую следующие активные методы обучения: деловые игры; дидактические игры; учебные игры; игровые ситуации; анализ конкретных ситуаций; действие по инструкции; дискуссии; решение проблемных ситуаций; использование ИКТ.

Ведущая педагогическая идея. Новые технологии обучения не отбрасывают преподнесение информации ученикам. Просто меняется роль информации. Она необходима не только для запоминания и усвоения, сколько для того, чтобы ученики использовали ее в качестве условий или среды для создания собственного творческого продукта. Основная задача, которую я ставлю перед каждым учеником, – не просто пройти программу, а научиться понимать то, о чем говоришь сам, и что говорят другие, научиться мыслить, научиться овладевать фундаментальными знаниями. При обучении языку важна тренировка воображения. Это, прежде всего, глубокое понимание сути изучаемых явлений.

Проблемное обучение на уроках английского языка эффективнее, когда проблемные вопросы обращены к самому ученику и предполагают использование его жизненного опыта (взаимоотношение в семье, увлечения, проблемы подростков, получение образования).

Таким образом,  существуют следующие основные методы поиска решения учебной проблемы: побуждающий к гипотезам диалог; подводящий от проблемы диалог; подводящий без проблемы диалог. Их сходство в том, что любой обеспечивает понимание нового знания учениками, ибо нельзя не понимать то, что ты открыл сам. Различие методов - в характере учебной деятельности школьников и, следовательно, в развивающем эффекте.

Обеспечив «открытие» знания любым из названных методов, перехожу к следующим этапам учебного процесса - воспроизведению знаний, решению задач или выполнению упражнений. При этом необходимо помнить, что в случае постановки учебной проблемы в форме вопроса требуется: во-первых, вернуться с вновь «открытым» знанием к вопросу и ответить на него: во-вторых, предложить ученикам сформулировать тему урока. Задание на формулирование темы урока также обязательно при подводящем без проблемы диалоге.

Ребенок должен научиться жить. Не только познавать действительность, но и преобразовывать её в лучшую сторону. Школа для ребенка – это частица жизни. Поэтому приучаю своих учеников решать любые проблемы самому, учиться превращать информацию в знания, а знания применять на практике.

Результативность опыта. В результате использования вышеописанных подходов в изучении английского языка удается:

     - раскрыть всесторонние способности учащихся;

     - повысить заинтересованность ребят и увлеченность предметом;

     - научить учащихся быть более уверенными в себе;

     - научить учащихся стараться использовать полученные знания в различных ситуациях;  

      - повысить качество знаний учащихся.  

Проблемное обучение на уроках английского языка приводит к хорошим результатам, оно «учит учиться». Поэтому мы  принимаем участие в конкурсах, олимпиадах, а также активно используем современные информационные технологии, которые позволяют погрузить нас в мир иноязычной среды. На своих уроках я развиваю познавательный интерес и познавательную деятельность по смысловым блокам: занимательность, наглядность, игра, нестандартные уроки.

Реализация проектов, таких как  создание книги-азбуки, создание книги о друге, изготовление открыток и подарков (к Рождеству, к Новому году, к дню рождения), написание письма английскому другу,  конкурс оформленных рецептов (меню), проект «Моя комната», проект "Школа моей мечты" (включающий в себя: план школы, расписание уроков, описание школы мечты, правила для учащихся и учителей) позволяет включить каждого ученика в учебно-познавательную деятельность. Подобные уроки проходят эмоционально и продуктивно.

Список использованных источников

Литература:

  1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат. – М.: Аcademia, 2000.
  2. Типология заданий, направленных на развитие социокультурной наблюдательности в теории и практике преподавания иностранных языков, Вестник ТГУ, выпуск 8(64), 2008
  3. Сафонова, В. В. Проблемные задания на уроках английского языка в школе / В. В. Сафонова. -  Москва «Еврошкола», 2001. – 271 с.
  4. Конышева, А. В. Современные методы обучения английскому языку / А. В. Конышева. – Изд: “ТетраСистемс”, 2008. – 304 с.
  5. Скалкин В.Л. Коммуникативные упражнения на английском языке.- М., 2003.
  6. Примерные программы по учебным предметам Иностранный язык 5-9 классы, Стандарты второго поколения, Москва «Просвещение» 2012
  7. Рабочая программа курса  к учебникам  Ю.А.Комаровой, И.В. Ларионовой и др. «Английского язык». Автор - составитель: И.В. Ларионова, М: Русское слово, 2012-56 с. (ФГОС. Инновационная школа).

Интернет-ресурсы

  1. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс]. URL: http://fgos.isiorao.ru/
  2. ФГОС второго поколения // Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества [Электронный ресурс]. URL: http://www.openclass.ru/blogs/61808
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. URL: http://standart.edu.ru