IV критерий Владение современными образовательными (в т.ч. ИКТ) технологиями, эффективное применение их в практической профессиональной деятельности. Использование в педагогической деятельности современных образовательных технологий, в том числе ИКТ
IV. Владение современными образовательными (в т.ч. ИКТ) технологиями, эффективное применение их в практической профессиональной деятельности.
Использование в педагогической деятельности современных образовательных
технологий, в том числе ИКТ
В своей работе я постоянно стремлюсь к поиску новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания, внедряю новые образовательные технологии в учебный процесс.
Список используемых образовательных технологий
№ | Название используемой технологии | Обоснование применения. | Имеющийся или прогнозируемый результат. |
1 | Технология развившего обучения. | Активизация познавательной деятельности | 1.У учащихся формируются обобщённые интеллектуальные умения: умение анализировать сложившуюся ситуацию и делать выводы; |
2 | Технология проблемного обучения | Программа обучения УМК «Спотлайт» предполагает проблемное обучение. Пробуждает мотивы. Развивает самостоятельность, уверенность.
| Помогает своевременно видеть разные функции одного и того же объекта; устанавливать связи объекта с другим выделять существенные признаки; сравнивать объекты; классифицировать их; обобщать наблюдаемые явления; переносить известные способы деятельности в другие условия. |
3 | Технология коллективных творческих дел (КТД) | Школьники предпочитают коллективные дела индивидуальной деятельности. Ученик приучается к труду, выполнению определённых обязанностей, к соблюдению правил и норм жизнедеятельности. | 1.Ученики научились определять творческие задачи и проблемы. 2.Вырабатываются ценности и идеалы коллектива исходя из личностных интересов. 3.Создаются условия включения детей в творческую деятельность, а также условия для самоопределения детьми своей роли, характера поведения. 4.Оцениваются результаты коллективной деятельности с точки зрения каждого. |
4 | Организация учебного сотрудничества на уроках. | Учебное сотрудничество - особая форма отношений ребёнка и взрослого. Существует два аспекта сотрудничества:
Используются активные методы обучения детей: работа в малых группах, бригадах, парах. | Дети становятся субъектами учебной деятельности, приобретая самое главное умение – умение самостоятельно учиться. Их отличает хорошее ориентировка в ситуациях требующих новых способов действий, умение дискутировать, рассуждать, доказывать; наличие творческой, критической самостоятельной мысли. Формируется детский коллектив, учебная мотивация. |
5 | Здоровье-сберегаю- щая технология | Высокий процент хронических заболеваний у детей. Ребенок приучается регулярно выполнять комплекс упражнений для снятия напряжения, систематически выполнять зарядку. Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий. Способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка. | Дети реже болеют инфекционными заболеваниями, повышается продуктивность работы на уроках после физкультминуток, приобретается умение самостоятельно определять уровень усталости и вовремя восстанавливать силы. Формируется ЗОЖ. |
6 | Технология «Портфолио» | Портфолио позволяет учитывать результаты в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. Портфолио нечто большее, чем просто папка ученических работ, это –спланированная и специально организованная индивидуальная подборка материалов и документов, которая демонстрирует динамику и достижения обучающегося в различных областях.
| Создается папка личных достижений. Создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях. - Максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка, создание условий для его самореализации и самоактуализации в различных областях школьной и внешкольной жизни. - Формирование установки на творческую деятельность, развитие мотивации, дальнейшего творческого роста. - Приобретение навыков саморефлексии. |
7 | Личностно-ориентированная технология обучения | Помогает мне в создании творческой атмосферы на уроке, а также создает необходимые условия для развития индивидуальных способностей детей. | Дифференцированные задания помогают создать ситуации успеха для неуверенных в себе учащихся или детей с заниженной самооценкой, дают почувствовать свою интеллектуальную состоятельность; помогают сохранить мотивацию у учащихся с более высоким учебным потенциалом |
8 | Игровые технологии | Использование на уроках игровых технологий обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Так включение в урок игровых моментов делает процесс обучения более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает преодоление трудности в обучении. | Усвоение знаний становится более качественным и прочным; - сохранение и укрепление нравственного, психического и физического здоровья
|
9 | Информационно-коммуникативная технология | Главным преимуществом этих технологий является наглядность, так как большая доля информации усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении. | Увеличивается объем усвоенной информации за счет воздействия на зрительную память. Усвоение знаний становится более качественным и прочным. |
10 | Тестовые технологии | Вносит разнообразие в учебную работу, повышает интерес к предмету. Варианты заданий индивидуальны для каждого, что очень важно для психологически неустойчивых учащихся. Задания на тестовой основе использую на различных этапах урока, при проведении занятий разных типов, в ходе индивидуальной, групповой и фронтальной работы, в сочетании с другими средствами и приемами обучения. При тестовом контроле обеспечиваются равные для всех обучаемых условия проверки, т. е. повышается объективность проверки знаний.. | Позволяет учителю получить сведения об усвоении того или иного материала, не затрачивая время на беседу с учащимися или на проверку письменных работ. Это улучшает обратную связь, делает ее регулярной. Систематическая проверка знаний не только способствует прочному усвоению учебного предмета, но и воспитывает сознательное отношение к учебе, формирует аккуратность, трудолюбие, целеустремленность, активизирует внимание, развивает способность к анализу. |
| Технология проектно-исследовательской деятельности | Полезна и в плане развития мышления ребенка, и в плане формирования у него исследовательских умений и навыков. Это бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя. | У обучающихся формируется умение устанавливать связи объекта с другими, выделять существенные признаки, сравнивать объекты; анализировать и делать вывод Проекты, создаваемые детьми, активизируют их стремление к исследованию, часто делают исследования более строгими, подчиненными определенной задаче. |
| Технология использования ЭОР | Создание и использование ЭОР на уроках помогает учащимся преодолеть трудности в обучении, а так же создаёт благоприятные условия для более тесного и результативного взаимодействия взрослого и детей в учебном процессе, позволяет чувствовать себя уютно в новом формате образования, продвигает учеников в их общем развитии, показывает им возможность использования ИКТ для самообразования, мотивируя их на самостоятельную и исследовательскую деятельность. | В результате использования ЭОР уроки интересны и наглядны. Ученики быстрее и эффективнее усваивают материал.
|
| Технология критического мышления | В настоящее время школа призвана воспитать свободную, развитую и образованную личность, владеющую определенным субъективным опытом, способную ориентироваться в условиях постоянно меняющегося мира. Формирование критического мышления в период расширения информационного пространства приобретает особую актуальность. | Критерием результативности опыта является повышение познавательной активности и учебной мотивации младших школьников. За 4 года обучения ребята принимали активное участие в различных школьных, городских, всероссийских конкурсах и олимпиадах. |
| Технологии учебного взаимодействия | Сотрудничество создает условия и для большей заинтересованности в знаниях. Чем совершеннее методика преподавания, тем больше и активнее интерес к предмету. Возможность присовокупить к своим и чужие знания. | Формируется критический подход к информации и умение аргументировать свою точку зрения; Развиваются творческие способности; Формирует позитивное отношение к изучаемому предмету; Сосредоточенность на достижении общего успеха благотворно сказывается на эмоциональном состоянии учащихся; Создает обстановку взаимного доверия. Взаимное доверие - прекрасная основа для отличной успеваемости каждого; В группах налажена обратная связь. |
| Технологии формирования умений самоорганизации учебной деятельности | Овладение умениями самоорганизации: определять цель выполнения задания, планирование его и целесообразное выполнение, контроль и оценивание хода, результатов его выполнения, является обязательным минимумом для младших школьников В концепции нового Федерального государственного образовательного стандарта общего образования говорится, что современная школа должна воспитывать готовность человека к «инновационному поведению». | Основным результатом является формирование общеучебных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе, воспитания умения учиться – способности самоорганизации с целью решения учебных задач.
|
Личностно-ориентированная технология обучения.
На сегодняшний день предполагается совершенствование начальной школы, а так же структура и содержание начального общего образования. На этапе его модернизации школа переходит и совершенствуется от навыково-знаниевой до личностно-ориентированной, развивающей модели обучения. Обновление образования требует использование нетрадиционных методов и форм организации обучения.
Одним из них является личностно-ориентированная технология обучения в процессе дифференцированного обучения. Считаю это обучение приоритетным, т. к акцентируется внимание на личность ребенка, ее самобытность, субъективный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.
Цель этого обучения-создание условий для проявления познавательной активности учащегося. Дифференцированные задания использую во всех предметных областях, на разных этапах урока. Эффективной формой проверки знаний. умений, навыков при личностно ориентированном обучении считаю используемые мной тестовые задания.
Алгоритм работы с разноуровневыми заданиями:
1. По результатам проверочных работ определяю общий уровень знаний учащихся.
2. Выясняю склонности учащихся к различным способам работы (индивидуальной и групповой).
3. Учитываю психологическую совместимость учащихся (работа в группах).
4. При помощи психологической службы школы определяю тип памяти, наиболее продуктивный способ восприятия материала (тестирование).
Используя данную технологию, создаю на уроке благоприятные психолого-педагогических условия, обеспечивающие активное стимулирование у учащихся самоценной образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями, стараюсь создать в классе атмосферу заинтересованности каждого ребенка в работе класса. Оцениваю деятельность ученика не только по конечному результату, а по процессу его достижения.
По результатам промежуточных и итоговых проверочных работ по предмету: английский все ребята справляются с заданиями.
Качество знаний учащихся по английскому языку за 2020-2021 год на основе анализа административных контрольных работ показывают положительную динамику.
Предмет Английский контрольная | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть |
Входная | 76,5% | 75% | 75,7% | 78,5% |
Срезовая | 78,5% | 75% | 79,2% | 82,1% |
Итоговая | 70,1% | 73,5% | 74% | 76% |
Вывод: дифференцированный подход личностно-ориентированной технологии обучения позволил добиться в классе хороших результатов в обучении учащихся. Работая индивидуально, я помогаю учащимся в их развитии. Личностно ориентированное обучение позволяет усовершенствовать знания, умения, навыки каждого ученика, уменьшает. отставание, углубляет и расширяет знания учащихся исходя из их интересов и индивидуальных особенностей.
Информационно-коммуникативные технологии.
Использование Информационно-коммуникативных технологий при обучении помогает создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребенка, усиливает мотивацию к обучению.
В своей педагогической деятельности я использую Интернет-ресурсы на уроках и в мероприятия с компьютерными презентациями, которые позволяют выходить за рамки школьных учебников, дополняют и углубляют их.
Цель информационно-коммуникативных технологий-повышение мотивации к учебе, углубление знаний, развитие психофизических качеств. ИКТ вызывает у ребенка интерес: анимационные фрагменты приближают изучаемые процессы к жизни ребенка. Компьютер значительно расширил возможности представления учебной информации. Информационно-коммуникативные технологии дают возможность разнообразить уроки, делают их более яркими, запоминающимися, позволяют привлекать больше дополнительного материала, что, бесспорно положительным образом отражается на знаниях учащегося, стимулирует их познавательную деятельность. Учащиеся сами участвуют в подготовке презентаций. Дети активно предлагают свои наработки (в программе Power Point), они помогают оптимально соотносить традиционные и инновационные методы обучения, что несет прогнозируемый результат в развитии познавательной и эмоционально-волевой сферы ребенка. Создание новых средств получения информации дает толчок для развития активной творческой деятельности.
Я использую в своей работе сочетание традиционных и компьютерно-ориентированных подходов, методических подходов для изучения всех предметов. Использую Интернет-ресурсы для создания дидактических средств, применяемых при организации обучения. На уроках изобразительного искусства и технологии демонстрирую видеосюжеты и иллюстративные фрагменты электронных систем обучения, собственные учебные презентации и энциклопедии для фронтальной работы. Применяю обучающие программы «UCHI.RU»,ЯКласс, РЭШ, Smart электронное приложение к учебнику Interactive 2,3,4.
Самые эффективные электронные образовательные ресурсы-мультимедиа ресурсы.
В них учебные объекты представлены множеством различных способов: с помощью текста, видео, звука и анимации. Таким образом используются все виды восприятия, следовательно, закладывается основа мышления и практической деятельности ребенка.
Вывод: ИКТ-технологии повышают познавательную активность учащихся, мотивацию, формируют информационную компетентность учащихся: мои ученики сами активно работают в данном направлении, они создают авторские презентации, защищают свои рефераты и исследовательские работы с использованием компьютера.
Здоровьесберегающие технологии.
Здоровьесберегающие технологии применяются как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе. На мой взгляд, формирование ответственного отношения к своему здоровью-необходимое условие успешности современного человека. Считаю, что здоровье-это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.
Здоровьесберегающий подход прослеживается на всех этапах урока, поскольку предусматривает четкое чередование видов деятельности. В уроках, во внеклассных мероприятиях по предмету включаю гимнастику для глаз, релаксирующую гимнастику, танцевально-ритмические паузы (под музыку), физкультминутки, двигательно- речевые упражнения, точечный массаж и самомассаж, пальчиковую гимнастику, оздоровительные игры на переменах, упражнения на релаксацию, дыхательную гимнастику, беседы на темы «чистота-залог здоровья», «полезные продукты», «уроки здоровья и ОБЖ». Выбираю физкультминутку от преобладающей деятельности на уроке: если работа статична, например письмо, то использую упражнения для снятия общего или локального утомления, упражнения для кистей рук; если чтение-гимнастику для глаз; слушание, говорение-гимнастику для слуха, дыхательную гимнастику.
Технология проектной и исследовательской деятельности.
Метод проекта используется мной как один из способов организации учебно-познавательной деятельности. Метод проектов предает креативный характер процессу изучения, развития у младших школьников ключевых компетентностей: интеллектуальной, коммуникативной, исследовательской и пр.
В основе методов проекта лежит развитие творческих интересов учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. В результате выполнения повышается мотивация учащихся, развиваются способности к активной практической деятельности, создаются условия для отношений сотрудничества совместной творческой деятельности. Как показывает практика, знания, приобретённые и контролируемые самостоятельно или в диалоге с одноклассниками, приобретают особую ценность, значимость. Совместные размышления, поиск истины требует использование дополнительных источников информации; развивают умение анализа, синтеза, обобщения. Используя технологию проектной и исследовательской деятельности, вижу позитивные результаты:
Наименование внеурочной деятельность | 2015-2016
| 2016-2017
| 2017-2018
| 2018-2019
| 2019-2020
| 2020-2021 |
2«В» | 6«В» | 7«В» | 6«А» | 7 «Б» | 10б | |
НПК | (1) 5% | (1) 5% | (1) 5% | (2) 9% | (2) 11% | 1 (6%) |
Всероссийская научно-практическая конференция «Кочневские чтения» - Жженых Давид, Диплом 3 м,2017
Всероссийкая научно-практическая конференция «Кочневские чтения» - Молонова Алтана, Диплом 2 м,2018
Городская научно-практическая конференция «Кузьминские чтения»,Свирипа Владислав, сертификат,2018
Международная научно-практическая конференция «Школа Севера » -Азизов Георгий , Диплом 2 степени,2019
Городская научно-практическая конференция «Кузьминские чтения»,Горельский Кирилл, Диплом 3 степени, 2021
Городская научно-практическая конференция «Шаг в будущее» - Червяков Степан, Копытцев Матвей, сертификат 2020
Городская научно-практическая конференция «Шаг в будущее» - Ермизин Богдан, сертификат 2020
Городская научно-практическая конференция «Якутск-город для детей»-Слепцов Владислав, Диплом 3 место, 2022
Республиканская научно-практическая конференция «Наше здоровье в наших руках» Чернышова Элеонора – диплом I степени, 2019г.
Республиканская научно-практическая конференция «Наше здоровье в наших руках» Расновская Рада – диплом II степени, 2020г.
Технология «Портфолио».
В настоящее время большую популярность приобрела образовательная технология
«Портфолио». Использование мною технологии «Портфолио» позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны, позволяет судить не только об учебных, но и творческих и коммуникативных достижениях.
С 2 класса каждым учащимся ведется портфолио, где фиксируется информация об участии ученика в различных мероприятиях. Это важная форма оценивания позволяет составить более полную картину о достижениях, способствует повышению активности и самостоятельности учащихся, постоянному росту учебной мотивации.
Педагогическая технология-это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер. Преимущества этих технологий состоит не только в усилении роли и удельного веса самостоятельной работы учащихся, но и нацеленности технологий на развитие творческого потенциала личности, индивидуализации и дифференциации учебного процесса, содействие эффективному самоконтролю и самооценке результатов обучения.
Технология «Развитие критического мышления»
Технология «Развитие критического мышления» является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы. Она позволяет:
- добиваться таких образовательных результатов как умение работать с увеличиваю щимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
- умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
- умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
- умение решать проблемы;
- способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);
- умение сотрудничать и работать в группе;
- способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.
Основная идея технологии развития критического мышления - создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире[1].
Показателями результативности данного опыта являются показатели проведенного психологического исследования совместно с психологической службой школы учащихся с 2 по 5-й класс.
В ходе работы были подобраны соответствующие принятым показателям - параметры и методики.
Критерии | Показатели | Диагностический инструментарий |
1.Уровень развития мышления
| 1.Умение обобщать 2.Умение анализировать 3.Словесно-логическое мышление 4.Умение исключать лишнее | Методика Э.Ф. Замбацявичене, методика Г. Витцлака |
2.Развитие критического мышления | 1.Наличие навыков и компетенций продуктивной работы с информацией 2.Наличие умения устанавливать логически-понятийные связи. | Анализ продуктов учебной деятельности (кластеры, таблицы, маркировка текста, круги Вена и т.д.) |
3.Применение навыков критического мышления в различных типах заданий | Наличие СУУН и компетенций, проявляемых в ходе изучения блоков «Как строен наш язык», «Правописание», «Развитие речи»), включающая урочную и внеклассную деятельность. | Карта динамики успешности обучения
Результативное участие обучающихся в различных интеллектуальных конкурсах, викторинах и т.д. |
Уровень развития мышления определялся в баллах:
Уровень | Количество баллов |
Высокий | 90 и больше |
Возрастная норма | 70-89 |
Близкий к норме | 50-69 |
Низкий | 30-49 |
Результаты мониторинга обследования обучающихся сведены в таблицу:
Сравнительный анализ уровня развития мышления по годам обучения
Уровень развития | 4 класс 2015 - 2016 | 5 класс 2016 – 2017
| 2 класс 2017 - 2018 | 3 класс 2018 - 2019 | 4 класс 2019-2020 |
Высокий | 44% | 32 % | 36 % | 41 % | 48% |
Норма | 40% | 28 % | 32 % | 38 % | 37% |
Близкий к норме | 16% | 30 % | 26 % | 19% | 13% |
Низкий | - | 10 % | 6 % | 2 % | 2% |
|
|
|
|
|
|
Вывод: использование вышеперечисленных современных образовательных технологий позволяет повысить эффективность учебного процесса, помогают достигать лучшего результата в обучении по приметам начальной школы. Применение современных обучающих технологий в учебном процессе, позволяют разнообразить формы и средства обучения, повышают творческую активность учащихся.