Воспитатель года - 2020
Визитка для конкурса "Воспитатель года - 2020"
"МЕТОДИЧЕСКАЯ НАХОДКА"
Пояснительная записка.
В рамках Концепции развития математического образования в Российской Федерации тема «Развитие математических представлений в детском саду» становится очень важной и актуальной. Целью Концепции является выведение российского математического образования на лидирующие позиции в мире. «Математика в России должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение математических знаний – осознанным и внутренне мотивированным процессом» - так гласит Концепция.
Формирование математических представлений, согласно Образовательной программе МАДОУ «Детский сад №2 «Пчёлка», начинается в младшей группе. Знакомство с математикой не должно стать скучным занятием для детей.
Ведь, как известно, память ребёнка избирательна. Ребёнок запомнит лишь то, что ему интересно, что его удивило, вызвало какие-либо эмоции. Именно, поэтому задача педагогов вызвать неподдельный, живой интерес к занятиям математикой.
Современные дети живут в быстроменяющейся эпохе информационного общества. В этих условиях математическое развитие дошкольника не может сводиться к обучению счёту, измерению и вычислению. Особую ценность имеет развитие способности самостоятельно и творчески мыслить, владеть способами эффективной переработки информации. В современных разработках теории и методики логико-математического развития дошкольников широко представлены идеи интеграции, прежде всего за счет организации «межпредметных» связей. В связи с этим разработка инновационных способов обучения дошкольников математике является особенно актуальной.
Работая с детьми, я заметила, что многие дети в группе проявляют интерес к занимательным математическим играм, имеют математические способности. Чтобы определить уровень развития интеллектуальной активности воспитанников, наблюдала за детьми в образовательной деятельности познавательного цикла, в разных видах продуктивной деятельности, а также в деятельности, носящий моделирующий характер. Пришла к выводу, что эти дети отличаются от других.
Например:
по скоростным показателям:
- быстро решают логико–математические задачи;
- быстрота осознания проблемной ситуации;
- стремление длительное время заниматься интеллектуальной деятельностью и т.д.
По эргономическим показателям:
- стремление к продолжению и завершению интеллектуальной задачи;
- возвращение к прерванному интеллектуальному действию и т. д.
По вариативным показателям:
- разнообразие и нахождение новых способов решения задач;
- разнообразие мыслительных процессов (классификаций, направлений анализа, путей обобщении и т.д. )
- технологиями мыслительных действий, процессами познавательного поиска.
И тогда я поставила перед собой цель: организовать дополнительную работу по логико-математическому развитию с этими детьми.
Я стала читать методическую литературу по данному направлению. Изучала новые методики: Игровые наборы Фрёбеля, «Ментальная арифметика», «Методика Ж.Кац», «Технология развивающих игр семьи Никитиных», Игровое пособие «Логико-Малыш». Создала предметно-развивающею среду в группе по интеллектуальному развитию: центр познания, оборудованный необходимыми учебно-игровыми пособиями в области логико-математического развития детей. Собрала картотеки развивающих игр с логико-математическим уклоном. Разработала и изготовила карты с заданиями для работы дома и в группе.
При изучении разных методик, дидактических пособий направленных на интеллектуальное, творческое и личностное развитие детей, я увлеклась очень древней восточной методикой «Ментальная арифметика». Наукой доказано: способность к успеху зависит от гармоничного развития правого и левого полушарий мозга. Я адаптировала эту методику для работы со старшими дошкольниками и написала свою программу Дополнительная общеразвивающая образовательная программа познавательной направленности «СОРОБАН» по ментальной арифметике и стала дополнительно заниматься с детьми по этой методике.
Реализация данной методики предполагает систему разработанных комплексных занятий, с использованием разнообразных форм, методов работы направленных на развитие обоих полушарий головного мозга, а это значит развитие творческих и мыслительных процессов, как равновозможных, гармоничных и согласованных. Методика содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала ребенка. Методика доступна для каждого ребенка и не требует наличие у него хорошо развитых математических способностей.
Педагогическая целесообразность данной методики обусловлена важностью создания условий для формирования у дошкольников навыков абстрактного (пространственного) мышления, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка, а также необходимости повышения скорости мышления и умения обрабатывать большой объем информации. Мы живем в век информационного цунами, когда количество информации постоянно растет. И очень важно уметь грамотно с ней работать, «пропускать» огромные ее объемы через себя.
С помощью этих методик я смогла заинтересовать детей, у них появился интерес к занятиям по математике.
Представляю Вам конспект по ФЭМП с использованием элементов ментальной арифметики и заданий на логику.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_k_konspektu_masha_i_medved.rar | 2.93 МБ |
prezentatsiya_mentalnaya_arifmetika_i_zadaniya_na_logiku.pptx | 1.05 МБ |
konspekt_zanyatiya.docx | 840.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое Ментальная арифметика? Ментальная арифметика- это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японских счетах АБАКУС без использования компьютера , калькулятора и другой вычислительной техники… только перекидывая косточки счетов в уме . Реализация данной методики предполагает систему разработанных комплексных занятий, с использованием разнообразных форм, методов работы направленных на развитие обоих полушарий головного мозга, а это значит развитие творческих и мыслительных процессов, как равновозможных, гармоничных и согласованных.
Преимущества методики «Ментальная арифметика» Главной целью методики является развитие у детей: концентрации внимания, фотографической памяти, творческого мышления, слуха и наблюдательности, воображения, логики, аналитического мышления
Для чего нужно заниматься ментальной арифметикой? Формирует фундамент для реализации себя в жизни. Повышает успеваемость по предметам школе. Разностороннее развитие от математике до музыки. Быстрое изучение иностранных языков. Инициативность и самостоятельность. Развитие лидерских качеств. Уверенность в себе . Самореализация.
«Ментальная арифметика» – уникальная программа для развития вашего ребенка Наш мозг состоит из двух полушарий – правого и левого. Каждое полушарие анализирует реальность по-разному. Левое полушарие «думает» о вещах с помощью слов, тогда как правое полушарие воспринимает вещи только в виде образов. Несмотря на то, что нынешняя образовательная система отдает преимущество развитию левого полушария мозга у детей вместо развития правого полушария мозга, в правом полушарии мозга скрыт колоссальный потенциал. В течение первых лет жизни образуются нейронные связи, которые определяют развитие мозга. Если эти соединения не стимулируются на этом важном этапе жизни, то они отмирают навсегда.
Логико-математическое развитие Процесс логико – математического развития детей дошкольного возраста в современных условиях должен: активизировать мыслительную деятельность, позволять ребенку находить и осваивать способы познания окружающей действительности, развивать творческие способности и уверенность в своих силах.
Задания на логику
Тест Струпа
Чтение задом напёред
Логический квадрат
Игра « Abakus - Code »
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №2 «Пчёлка» города Асино Томской области
Организация образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе
по теме: «В гости к Маше и Медведю»
Автор конспекта:
Резаева Ирина Александровна
Асино- 2020
Организация образовательной деятельности детей в подготовительной группе по теме: «В гости к Маше и Медведю»
Автор конспекта ОД: Резаева Ирина Александровна, воспитатель МАДОУ «Детский сад №2 «Пчёлка» г. Асино
Задачи приоритетной образовательной области:
Образовательные:
1. Закрепить умение работать с флеш-картами.
2. Продолжить тренировку счета на абакусах.
3.Закрепить умение работать с таблицами Шульте.
4. Совершенствовать навык счета в пределах 100, используя абакус.
5. Закрепить знания детей о геометрических фигурах.
6. Закрепить навык группировки фигур по определенным признакам.
Развивающие:
1. Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
2. Развивать смекалку, фотографическую память, воображение.
3. Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные:
1. Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
2. Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Предпосылки учебной деятельности: умеют группировать геометрические фигуры по определенным признакам, развит навык работы с таблицами Шульте. Имеют представления о составе числа. Развиты пространственные ориентировки и мелкие движения, умеют действовать по инструкции взрослого. Владеют элементами культуры общения: умение приветствовать, общаться не перебивая, выражать просьбу, развиты навыки общения и взаимодействия ребѐнка с взрослыми и сверстниками.
Оборудование для педагога: интерактивная панель, презентация, конверты с заданиями, большой абакус, флеш-карты, геометрические фигуры, интерактивные кубы, мольберты, маркеры, таблица Шульте.
Оборудование для детей: абакусы, карточки с примерами, мандалы для собирания, карты для тренировки фотографической памяти, карандаши.
Содержание интегрированной образовательной деятельности | Образовательная область | Формы работы | Наличие средств у детей | Образовательные задачи этапа | Целевые ориентиры (характеристики) |
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап) | |||||
Воспитатель: Поприветствуем наших гостей. Здравствуйте, гости долгожданные. Проходите, посмотрите, Наши старания вы оцените. А также сегодня к нам на занятие пришли наши друзья. Узнаем и увидим мы их, только когда отгадаем загадку. Слушайте внимательно: Сидит в корзинке девочка У Мишки за спиной, Он сам того не ведая, Несет ее домой. Воспитатель: - Из какой сказки наши друзья, ребята? Ответы детей: - Маша и Медведь. Слайд№1 Воспитатель: - Да, действительно, эта сказка называется Маша и Медведь. А вот и они. Мотивация: На интерактивной панели появляется значок видеозвонка и раздаѐтся соответствующий звук (звук электронной почты), воспитатель принимает звонок, это Маша и Медведь. Привет, друзья! Мы приглашаем вас к нам в школу «Ментальной арифметики». Мы для вас приготовили много интересных и занимательных заданий. Знаем, что вы тоже увлекаетесь ментальной арифметикой. Ждем вас. Ваши Маша и Медведь. слайд№1 Воспитатель: Принимаем приглашение от друзей? Ответы детей: - Да. Воспитатель: - Ребята, мы команда? Ответы детей: Да. Мы команда «Лучики»! Воспитатель: - Отправляемся в школу к «Маше и Медведю». Музыка на 2слайде В лес тропинка заколдована, чтобы расколдовать надо тропинку собрать. Собираем её из четырехугольников(выбирают из разных геометрических фигур, только четырехугольники) Пришли к школе и сели на пенечки (интерактивные кубы) Слайд №3 Воспитатель: - Около доски лежат конверты. Подходим и смотрим. Ребят, Маша и Медведь оставили для нас конверты с заданиями. | Интеграция образовательных областей: -познавательное развитие, - речевое развитие, - социально –коммуникативное, - физическое развитие. | Утреннее приветствие Беседа Художествен ное слово (загадывание загадки) Проблемная ситуация | Слово Разнообразные геометричес- кие фигуры. | -Создать положительный эмоциональный настрой на занятие. -Развивать коммуникативные качества, способствующие установлению дружеских взаимоотношений в нутрии детского коллектива. - вызвать у детей желание посетить школу сказочных друзей; -Закрепить умение группировать геометрические фигуры по определенным признакам. | Эмоционально отзывчивый; любознательный, активный. Проявляет инициативу в разнообразных видах деятельности. Умеют группировать геометрические фигуры по определенным признакам. |
Основная часть (содержательный, деятельностный этап) | |||||
Открываем конверт №1. Берем конверт, открываем и читаем: 1 задание: «Разминка с флеш-картами» (Дети на скорость называют число на флеш-картах) Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием. Воспитатель: Следующее задание для разминки: «Покажи на большом абакусе число, которое назову». (Дети выходят по очереди к большому абакусу и показывают число, которое назовет его сосед) | Интеграция образовательных областей: -познавательное развитие, - речевое развитие, - социально –коммуникативное, - физическое развитие. | Упражнения с флеш-картами | Слово | Закрепить навык работы с флеш-картами. | У детей сформированы навыки работы с флеш-картами. |
2 задание «Цифры на Абакусе» Воспитатель: Для выполнения этого задания Маша предлагает пройти за столы. Воспитатель: Запишите числа показанные на карточке-абакусе. Выложите числа по убыванию. Воспитатель: Переверните карточки и соберите слово. Ученик. Воспитатель: Где занимаются ученики? Ответ детей: В школе. Воспитатель: Здорово! Вы справились с заданием и прочитали слово, которое у вас получилось. | Интеграция образовательных областей: -познавательное развитие, - речевое развитие | Игровое упражнение | Карточка-панель абакуса | -Закрепить числовой ряд до 100. -Уметь располагать числа от большего к меньшему. -Закрепить навыки чтения. Развивать логическое мышление. | Может назвать и записать любое число до 100. Умеет располагать числовой ряд от большего к меньшему. Умеет читать. Может использовать речь, для выражения своих мыслей |
Слайд №4 Воспитатель: Ребята, чтобы перейти к следующему заданию, надо ответить на Машин вопрос. Включается аудио запись: «Посмотрите на картинку и определите, что Мишка любит делать на озере? (Ответ детей) Ловить рыбу. 3 задание «На озере» Воспитатель: Приглашаю вас прогуляться на озеро. На озере мусор, надо очистить его (ребята собирают листочки, но один ребенок перевернул листочек, а там задания.) Воспитатель: «Найдите соответствие числа с количеством косточек на панели абакуса. Воспитатель: Предлагаю для выполнения задания пройти за стол. Воспитатель: Молодцы и на этот раз вы справились с заданием. | Интеграция образовательных областей: -познавательное развитие, - речевое развитие, - социально –коммуникативное, - физическое развитие. | Ситуативный разговор | Карточки с заданием. | -Закрепить умение находить соответствия числа и количества косточек на панели абакуса. -Совершенствовать диалогическую речь (построение устных высказываний); - развивать желание участвовать в беседе | Может использовать речь, для выражения своих мыслей. Проявляет любознательность. Умеет находить соответствия числа и количества косточек на абакусе. |
4 задание «Мандалы для собирания» слайд№5
Воспитатель: У каждого из вас своя картинка. Вы смотрите на картинку, которая состоит из нескольких геометрических фигур, разного цвета. Запомните, переверните и соберите такую же картинку. Воспитатель: Какие геометрические фигуры вы использовали? Какая фигура самая большая? Сколько треугольников вы использовали? (ответы детей) Воспитатель: Хорошо и на этот раз вы справились с заданием. | Интеграция образовательных областей: -познавательное развитие, - речевое развитие, - социально –коммуникативное, | Игровое упражнение. | Мандалы для собирания. | -Закрепить знания детей о геометрических фигурах. -Закрепить умение группировать геометрические фигуры по определенным признакам. Тренировать память. | Хорошо развита память. Имеют представления о форме, размере и расположении геометрических фигур. Проявляет инициативу и самостоятельность. Активен, любознателен. |
5 задание «Таблица Шульте» слайд№6 Воспитатель: Посмотрите, Маша и Медведь приготовили для нас волшебную таблицу с цифрами. Воспитатель: Назовите числа от 1 до 25 в прямом порядке. | Познавательное развитие | Таблица Шульте | Слово | -Развивать внимание, память, усидчивость, скорость реакции. | Хорошо развито периферийное зрение и скорость реакции. |
Физминутка Кинезиологические упражнения под музыку слайд №7 музыка | Физическое развитие | Комплекс кинезиологиче ских упражнений | Движение | -Развить умственные способности через определенные двигательные упражнения. | У детей снизилась утомляемость. Улучшилась координация движений. |
6 задание «Помогите Мише испечь блины» (тренируем фотографическую память) слайды карты На слайде появляются ингредиенты-картинки для блинов. Дети закрывают глаза, ингредиенты меняются, открывают глаза и говорят, что изменилось. Воспитатель: Какие вы внимательные, не зря Миша и Маша к вам обратились за помощью. Воспитатель: Я смотрю у Медведя остался последний конвертик? Откроем и его. | Интеграция образовательных областей: -познавательное развитие, - речевое развитие, - социально –коммуникативное. | Игровое упражнение | Ингредиенты -картинки | -Тренировать фотографическую память. -Закрепить умение сохранять и воспроизводить зрительные образы. -Развитие логического мышления. | У детей развито зрительное внимание и восприятие. Хорошо развито логическое мышление. |
Воспитатель: Пока Миша выпекал блины, Маша успела уже несколько блинчиков скушать. Миша просит помочь ему посчитать блины. Поможем посчитать? (ответы детей) Задание 6 «Посчитай блины» Воспитатель: Прежде чем вы будете считать на абакусах , давайте разомнем наши пальцы: Надо пальчики размять, Вверх большой, вниз указательный Вышел крабик замечательный. Приготовили абакусы, обнулили. + 1, 10, 21,55, 12. – 31,50,2,10. Ответ : 6 Воспитатель: Какой ответ у вас получился? (ответы детей) Молодцы! Мы справились со всеми заданиями. Слайд № 8 | Интеграция образовательных областей: -познавательное развитие, - речевое развитие, - социально –коммуникативное. | Пальчиковая гимнастика. Упражнения на абакусе. | Абакус | -Продолжить тренировку счета на абакусах. -Совершенствовать навык счета в пределах 100, используя абакус. | Имеют представления о составе числа. Имеют хорошие навыки счёта на абакусе. |
Заключительная часть (рефлексивный этап) | |||||
Маша и Миша дарят нам свою любовь в виде сердца. А я предлагаю подарить наши улыбки. Давайте пройдем к мольбертам и нарисуем смайлики, но не обычным способом, а двумя руками. Слайд № 10 музыка Пришла пора возвращаться. Возвращаемся по дорожке из геометрических фигур (под музыку). Воспитатель: Вот мы и вернулись к нам в группу. Воспитатель: Ребята, у кого были мы в гостях? В какой школе мы побывали? Что мы делали сегодня на занятии? (ответы детей) Воспитатель: Все вы сегодня молодцы, справились со всеми трудностями, помогли Маше и Медведю понять, как надо выполнять задания, используя ментальную арифметику и логику. Маша и Миша передали вам вкусные блины. | Интеграция образовательных областей: -познавательное развитие, - речевое развитие, - социально –коммуникативное, - физическое развитие. | Нестандартная техника творчества –рисование двумя руками. Сюрпризный момент. | Мольберт и маркеры. Слово. | -Активизировать работу двух полушарий головного мозга. -Совершенствовать диалогическую речь (построение устных высказываний); - Развивать желание участвовать в беседе. -Усовершенствовать навык самостоятельного оценивания результатов своей деятельности. | Может оценивать результат своей деятельности. Может использовать речь, для выражения своих мыслей. Умеют делать выводы. |