В помощь учителю. Литературные гостиные.
«Литературные гостиные».
Их роль в творческом развитии учащихся
старших классов.
Работая в школе более 25 лет, анализируя этап познавательной, творческой, поисковой деятельности учащихся, пришла к выводу о необходимости такого вида работы, как «Литературные гостиные».
Роль их велика. Я начала работать над этой проблемой с 2006 года. Наши «Литературные гостиные» начали объединять любителей поэзии с 8-го по 11 классы. Работа ведется с ребятами на протяжении нескольких лет. Целью этой работы явилось привлечение учащихся с разноуровневыми способностями, с разным уровнем обученности, не говоря уже об одаренных детях.
Обрадовало то, что даже «заядлые» троечники потянулись к поэзии и сами стали писать стихи. Апробация нашей гостиной проявилась в создании и проведении литературных вечеров. Роль «Литературных гостиных» в развитии творческих способностей старшеклассников оказалась важной, нужной, организующей.
«Литературные гостиные» сформировали литературный вкус к слову, бережное отношение к русскому языку, литературному наследию. Речь учащихся заметно окультурилась, стал пополняться их лексический запас, появились в сочинениях элементы выразительно-изобразительных средств языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnaya_gostinaya.docx | 19.54 КБ |
afganistan_v_dushe_moey.doc | 47.5 КБ |
gostinaya.docx | 16.91 КБ |
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта программы внеурочной деятельно | 133 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературная гостиная "Уроки нравственности Эдуарда Асадова"
Никитаева Н.Ф., учитель русского языка и литературы
Оборудование:
портрет Э.Асадова, столики, свечи, томики Асадова, мультимедийный проектор, выставка книг Э.Асадова.
Цель: пробудить интерес к уникальной личности и творческому наследию замечательного поэта Эдуарда Аркадьевича Асадова.
Слово учителя:
Ребята, гости, в начале нашей литературной гостиной вспомните, пожалуйста, самое радостное событие в вашей жизни и попробуйте описать те чувства, которые в этот момент Вы испытывали, назовите цепочку слов. (Радость, трепет, удивление, восторг, ликование, восхищение ……..)
Ребята, а сейчас давайте прослушаем стихотворение. (Звукозапись)
- Понравилось ли Вам стихотворение?
- Что вы почувствовали?
- Какие у Вас возникли ассоциации?
- Захотелось ли больше узнать об авторе этого стихотворения?
Вы прослушали стихотворение Эдуарда Аркадьевича Асадова «Всё равно я приду», в его же исполнении.
- Кому знакомо это имя?
-А кто слышит его впервые?
Для того чтобы погрузиться в творчество Асадова давайте обратимся к библиографическим материалам поэта. Предоставляю слово местному библиотекарю Мурашовой Людмиле Сергеевне и Горячеву Максиму. Они приготовили нам сообщение о жизненном пути Асадова Э.А.. Итак, им слово. (Показ презентации)
Благодарность.
Ребята, судьба Асадова необыкновенна как необыкновенно его творчество. Предлагаю в память об удивительном человеке зажечь свечу.
Учитель:
«Сражаюсь, верую, люблю” — эти слова стали как бы девизом поэта, его жизненным кредо. Но любое сражение и любая вера потеряли бы, наверное, всякий смысл без самого главного, ради чего стоит жить на земле, то есть без любви. И вот ради этого-то самого прекрасного чувства в мире живет, мечтает и трудится поэт Эдуард Асадов.
Ну а начинается эта любовь с высоких и светлых чувств к тому, что ближе, важнее и дороже всего, а именно — к Родине.
- Вы согласны со мной?
Кирилл:
- Да, я считаю, что каждый человек любит Родину. Образ России, Родины присутствует во многих стихах и поэмах Асадова. Например, «Всегда в бою», «Лесная река», «Шурка», но особенно мне понравилось стихотворение «Россия начиналась не с меча». Предлагаю Вам его послушать.
Чтение стихотворения Рыловским Кириллом
Россия начиналась не с меча,
Она с косы и плуга начиналась.
Не потому, что кровь не горяча,
А потому, что русского плеча
Ни разу в жизни злоба не касалась…
Благодарность.
-Надежда Фёдоровна, ребята, а мне близки стихи Асадова о любви к родной природе. Наверное, потому, что я, как и Асадов, люблю природу, которая нас окружает. Предлагаю Вам послушать стихотворение «Серенада весны».
Чтение стихотворения «Серенада весны» Рыбкиной Марией.
Благодарность.
Выступление Зониной Любы:
-А я хочу рассказать Вам об истории создания одного стихотворения:
«Однажды ранней весной, когда Эдуарду было 11 лет, перед уроками ребятишки собрались на берегу. Бегали, дурачились, кидали в воду плоские камни. Всех развлекал маленький лопоухий щенок. Он совсем недавно научился ходить и, переваливаясь, путешествовал от одного к другому, принимая от ребят нехитрое угощение: кусочки хлеба, сахар. Когда прозвенел звонок, все собрались бежать на урок. Но вдруг девочки заметили незнакомых мальчишек, которые, подобрав на берегу старый ржавый таз, посадили в него щенка и оттолкнули от берега. Щенок жалобно скулил, а мятая посудина отплывала всё дальше. Таз оказался дырявым, в него медленно начала набираться вода. Девочки закричали. Но дотянуться до таза было невозможно. Щенок стоял в тазу в ледяной воде и, предчувствуя гибель, отчаянно визжал.
Девочки плакали. В этот момент на берегу появился худенький черноглазый мальчуган. Это был Эдик Асадов. Сбросив кепку, пальто и ботинки, через мгновение он уже плыл. Одежда сразу намокла, а тело пронизало таким холодом, что перехватило дыхание. Доплыв до таза, мальчик стал толкать его к берегу, но таз всё больше наполнялся водой, и наконец, затонул. Обхватив визжащего щенка левой рукой, мальчик лёг на правый бок и стал грести к берегу. Кто знает, чем бы закончилась эта история, если бы не помощь проходившего мимо рабочего, который, зайдя в воду по пояс, вытащил мальчика на берег вместе со щенком. В 11 лет, рискуя собой, броситься в ледяную воду, чтобы спасти чью-то жизнь, пусть даже щенячью, - на такой поступок способен не каждый.
Слово учителя:
У Асадова есть цикл стихов о наших четвероногих и крылатых друзьях. Достаточно вспомнить такие стихи, как “Дикие гуси”, “Стихи о рыжей дворняге”, “Пеликан”, “Медвежонок”, “Бенгальский тигр” и другие. Стихи эти в большинстве своем драматичны. Давайте послушаем стихотворение, историю создания которого нам рассказала Люба.
Чтение стихотворения Польской И. Стихи о рыжей дворняге
Слово учителя:
- И всё-таки самые проникновенные, лирические, задушевные, берущие за душу строчки могут быть только о любви к человеку (к девушке, юноше). Ребята, Вы согласны со мной?
-Стихи Эдуарда Аркадьевича настолько потрясают глубиной чувств, что многие из них положены на музыку. Давайте послушаем песню «Я могу тебя долго ждать».
Звучит песня
-Согласитесь, невозможно остаться равнодушным.
Шуралёв Сергей:
- Ребята, говорят, что любить все человечество легче, чем любить одного человека. Согласимся, что в этом шутливом афоризме есть немалая доля правды. Я хочу прочитать Вам стихотворение «Они студентами были» о самоотверженной, нежной, но такой гордой и бескомпромиссной любви.
Читает стихотворение.
Константинова Анна:
-А вот героиня моего стихотворения мечтает о чистой и светлой любви.
Чтение стихотворения Константиновой Анной «Чудачка»
Авдонин Андрей:
-А стихотворение, которое хочу прочитать Вам я, на мой взгляд, надо написать большими буквами на рекламных щитах. В нём говорится об общении людей, их культуре, манере говорить. Что в наши дни актуально и злободневно
«О скверном и святом» Авдонин А.
Что в сердце нашем самое святое?
Навряд ли надо думать и гадать.
Есть в мире слово самое простое
И самое возвышенное – Мать!
Так почему ж большое слово это,
Пусть не сегодня, а давным-давно,
Но в первый раз ведь было кем-то где-то
В кущунственную брань превращено? …
Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова.
И всё же трудно попросту понять,
Что слово «мат» идёт от слова «мать»,
Сквернейшее от самого святого!
Неужто вправду за свою любовь,
За то, что родила нас и растила,
Мать лучшего уже не заслужила,
Чем этот шлейф из непристойных слов?
Ну как позволить, чтобы год за годом
Так оскорблялось пламя их сердец?!
И сквернословам всяческого рода
Пора сказать сурово наконец:
Бранитесь или ссорьтесь, как хотите,
Но не теряйте звания людей.
Не трогайте, не смейте, не грязните
Ни имени, ни чести матерей!
Учитель:
Мы прослушали с Вами стихотворения Эдуарда Аркадьевича Асадова. Тематика их разнообразна. Есть стихи и о том, что, несмотря на трудности и неудачи, которые порой выпадают в жизни каждого, нужно уметь ценить каждый миг, который нам отводит судьба. Ведь жизнь так коротка.
Чтение стихотворения Никитаевой Т.
Дорожите счастьем, дорожите!
Замечайте, радуйтесь, берите
Радуги, рассветы, звезды глаз –
Это все для вас, для вас, для вас.
Услыхали трепетное слово –
Радуйтесь. Не требуйте второго.
Не гоните время. Ни к чему.
Радуйтесь вот этому, ему!
Учитель:
Алмаз не подчиняется годам
И никогда не превратиться в малость
Это строчки из стихотворения «Не привыкайте никогда к любви»
Есть поэты, чьи имена вроде бы на слуху у всех, но читатели не могут процитировать ни строчки их поэзии. Есть поэтические строчки, имя автора которых уже успели позабыть. Но есть живые, вечно звучащие и зовущие имена и строки, которые помнят, любят, носят в сердцах целые поколения людей. На мой взгляд, именно таким поэтом является Эдуард Аркадьевич Асадов
Учитель:
Каждый, кто пришёл сегодня в нашу литературную гостиную, так или иначе соприкоснулся с его творчеством.
- Каким оно Вам показалась?
-Получилась ли наша встреча с творчеством Асадова радостным событием?
-Удалось ли мне заставить пережить те же самые чувства, о которых мы говорили с Вами в начале урока?
Вот и заканчивается наша встреча с Эдуардом Асадовым. Мне хочется, чтобы вы продолжили знакомство с его поэзией. И я дарю Вам на память диск с записями стихов Асадова.
Предварительный просмотр:
Музыкально-литературная композиция, посвященная воинам-интернационалистам
«Афганистан в душе моей»
Цель: Познакомить учеников с предысторией войны в Афганистане; рассказать им о соотечественниках, непосредственных участниках военных действий, которые геройски выполнили свой воинский долг. Воспитывать чувство патриотизма и интернационализма.
Оборудование: отрывок из к\ф «9 рота», фотографии воинов-афганцев, записи песен афганского цикла, слайды.
Гости: Артамонов Валерий Николаевич, Елискин Алексей Алексеевич – воины-интернационалисты.
Слово учителя:
Одна из дат воинской славы России 15 февраля - День памяти о россиянах, исполнявших российский долг за пределами Отечества, кто отдал свою жизнь, проявил героизм, силу духа и верность Отчизне, всем тем, кто с честью исполнил свой интернациональный долг. 25 лет назад закончилась война в Афганистане. Эти события сыграли существенную роль в истории нашей Родины. Война никем и никому не объявленная, которая длилась 9 лет, 1 месяц и 19 дней, по сей день остается и неизвестной войной. Наши «афганцы» стали солдатами чужой войны. Но это не повод чтобы оболгать и забыть то, что тогда происходило. Ведь прошлое от нас никуда не уходит, оно навсегда с нами. «Афганистан болит в моей душе»
Историю не повернуть нам вспять,
Сполна мы за Россию заплатили,
Но память возвращает нас опять
В Афганистан – туда, где мы служили.
Предлагаю нашим гостям зажечь свечу –памяти ребятам, погибшим на Афганской земле.
Видеоролик «Афганистан болит в душе моей» (М.Муромов)
Песней об Афганистане мы продолжаем сегодняшнюю нашу встречу. Очень хочется чтобы всё, что сегодня будет сказано проникло в ваши сердца и ваши души. Наш разговор будет посвящён воинам, защитникам нашей страны. Так уж сложилось, что защитникам нашей родины приходится принимать участие в событиях и за её пределами.
Так случилось и в 1979 году прошлого столетия. «Афганистан болит в моей душе»… Все, кто хоть как-то соприкоснулся с событиями той войны, будут чувствовать боль и через 15, и через 30, и ещё через много лет…
Любая война – это катастрофа для человечества, потому что она пренебрегает наибольшей ценностью на земле – человеческой жизнью.
В апреле 1978 года в Афганистане произошла Апрельская революция. В нашей стране не каждый обратил внимание на это событие. Но в скором времени Афганистан стал реальным фактом биографии миллионов советских граждан. Правительство Афганистана попросило руководство нашей страны о военной помощи.
Песня «Афганистан».
Послушайте отрывок телефонного разговора Председателя Совета министров нашей страны Косыгина с премьер-министром Афганистана:
Тараки. Мы просим, чтобы вы предоставили практическую и техническую помощь людьми и вооружением. Если вы нанесёте удар по городу Герату, то можно будет спасти революцию.
Косыгин. Я не хочу вас огорчить, но скрыть этот факт не удастся. Об этом будет известно всему миру через 2 часа.
Тараки. Почему Советский Союз не может послать узбеков, таджиков, туркмен в гражданской одежде? Никто их не узнает! Посылайте боевые машины. Пехоту самолётами.
Косыгин. А у вас есть кому водить эти машины?
Тараки. А вы пришлите машины вместе с водителями, которые знают наш язык.
Косыгин. Мы должны посоветоваться.
В конце декабря 1979 года советские воздушно-десантные войска по распоряжению Москвы взяли под свой контроль важнейшие стратегические пункты в Афганистане. Три бронетанковых дивизии Советской Армии начали марш в направлении Герата, Мазере-Шарифа и Кабула. Вскоре столица страны Кабул была взята.
В конфликт было втянуто много стран. Он перерос в продолжительную войну. Эта война сделала знакомыми для нас названия населённых пунктов чужой страны: Баграм, Шиндант, Кабул, Кандагар, Герат, Саланг…
Чтобы иметь представление о ситуации, в которую попали наши воины-афганцы, послушайте отрывки из письма участника тех событий. (Хлыстуна Игоря Васильевича)
«Горы здесь красивые, но по ним ходить опасно. Мин – море. Ноги отлетают только так. «Духи» - гады порядочные… Бегают по горам так, что не догонишь. Всё своё оружие носят на своих горбах: крупнокалиберные пулемёты, миномёта, автоматы, скорострельные винтовки. Всё это американского, английского, китайского, пакистанского производства. Вылезут через гору, обстреляют и прячутся. Придёшь на место, а там – шиш. В горах много пещер, многие из них заминированы. Как правило, в них не заходят, оттуда можно и не вернуться. У «духов» тактика разная: минируют дороги и тропы, обстреливают автомобильные колонны, наши позиции, грабят афганские машины».
С 25 декабря 1979 года по 15 февраля 1989 года в Афганистане побывало 620 тысяч советских солдат, офицеров, из них 84 жителя Меленковского района, которые исполняли интернациональный долг, оказывали помощь братскому народу. За это время погибли, умерли от ран, несчастных случаев, исчезли бесследно, не возвратились из плена 14 453 человека, 35 тысяч получили ранение.
Прослушаем стихотворение в исполнении Кирилла Рыловского:
До Кабула уже километров пятнадцать,
Стало ясно – колонна спокойно дойдёт.
Молчаливый комбат начал вдруг улыбаться
И сказал в шлемофон: «Нам сегодня везёт».
Нам везёт… Мы дошли без потерь и все целы,
Солнце яркое с неба бросает лучи.
Отрываю глаза я от сетки прицела.
Целый день пулемёт мой сегодня молчит.
Нас встречают не так, как читали мы в книгах,
Злобный взгляд из-под сомкнутых чёрных бровей…
Нас встречают огнём, и так хочется крикнуть:
«Ведь везём-то мы хлеб для голодных людей!»
Ведь везём вам лекарства, одежду, машины,
Мы везём вам игрушки для ваших детей,
Ну, а вы под колёса нам ставите мины
И стреляете с гор в наших юных парней!
Все, кто служили в Афганистане, свято верили, что помогают афганцам… И что тем самым их семьи спасают от посягательства извне враждебных рук
Порой бывают истины смешны,
Но истину оспаривать не надо.
Награды мёртвым, может, не нужны,
Людская память – лучшая награда.
Всем воинам, которые отдали свои жизни, выполняя воинский и интернациональный долг, посвящаются эти строки.
Песня «20 лет Афганистан»
Звучит стихотворение в исполнении Шуралева Сергея:
Вы смотрите с улыбкой на меня
Сквозь мраморные плиты обелисков.
Со мною незнакомые друзья,
Все те, кого я знал не очень близко.
Все те, кто за тебя и за меня
На камнях воевал Афганистана
И, жизни драгоценной не щадя,
Домой вернулся на борту «Тюльпана».
Вас часто навещают матери,
Цветы живые вам приносят дети.
Неужто ваша смерть была зазря,
И кто пред богом за неё в ответе?
Стою в раздумье молча средь могил,
Где спят «Афганцы» - братья боевые,
Кто умер с честью, так же как и жил,
Мне смотрят в душу словно бы живые
Наши земляки тоже принимали участие в этой войне. И я предоставляю слово нашим землякам – участникам Афганской войны. Живой диалог.
(Рассказ о земляках-афганцах, показ презентации)
Поколение воинов-афганцев знает цену жизни, цену дружбе, воинскому братству, взаимопомощи. Когда у Героя Советского Союза Руслана Аушева спросили, что больше ему запало в душу во время службы в Афганистане, он зачитал письмо однополчанина лейтенанта Александра Лез, написанное им из госпиталя.
« Хочу рассказать вам о людях, которые первыми пришли мне на помощь, когда меня ранило. Я лежал на открытом месте, передвигаться самостоятельно не мог, и бандиты просто издевались надо мною. Они стреляли так, что пули ложились в 10-15 см. от меня. И вдруг ко мне подползает рядовой Мамедов. Я ему приказал оставить меня, а самому спрятаться в укрытии, которое находилось метрах в 12-ти. Он не послушался. Вслед за ним приполз рядовой Кочиев, и вдвоём они стали тянуть меня к укрытию. Когда до него осталось метра три, и душманы поняли, что мы можем спастись, они перенесли огонь прямо на нас. И тогда Мамедов закрыл меня от пуль собой. Одна пуля пробила ему руку и уже на вылете застряла у меня в бедре. Они меня спасли от гибели».
Мужество случайным не бывает!
Оно в душе солдата родилось,
Когда он о друзьях не забывает
И с Родиной себя не помнит врозь.
Песня «Я возвращусь»
Но пришло время, когда война закончилась. Последний наш солдат оставил землю Афганистана.
Прослушаем стихотворение в исполнении Гулёнкина Валерия
Из земли, изувеченной язвами мин,
Измождённые, злые как черти, Ветераны боёв возвращаются в мир
На правах победителей смерти.
И не скажут вам метрики, сколько нам лет:
Так случилось – на высях сожжённых
Прикоснулись мы к вечному миру, где нет
Победителей и побеждённых.
Вот поднялся наш лайнер, мы вышли в зенит,
Вот и смерть мы раздвинули грани.
Только тело на север, на север летит,
А душа остаётся в Афгане.
И, преследуя солнце, мы рвёмся домой,
К нашим семьям, по нам тосковавшим,
А над выжженной солнцем афганской землёй
Наши души вселяются в павших
Как долго они ждали этого дня! Уже больше никогда не надо будет выводить на конвертах тревожный адрес, надеясь получить ответ. Уже больше не будут убивать на чужой земле наших ребят, а кладбищенскую тишину не будут мучить залпы прощального воинского салюта.
(песня Мы идём с Востока)
Это произошло 15 февраля 1989 года. Сколько бессмысленных смертей, горя. Генерал-полковник Борис Громов, который командовал 40-й армией, утверждал: «Афганская война – это ужасный военно-политический просчёт. И всё-таки никто не умалит героизма наших воинов там, в афганском аду. И никто, и ничто не может быть предано забвению. Чтобы не забыть – надо знать и помнить». Мы не должны допускать исторического беспамятства!»
Ведущий: Всем воинам, которые отдали свои жизни, выполняя воинский и интернациональный долг, посвящаются эти строки
Ученик Вы смотрите с улыбкой на меня
Сквозь мраморные плиты обелисков.
Со мною незнакомые друзья,
Все те, кого я знал не очень близко.
Все те, кто за тебя и за меня
На камнях воевал в Афганистане
И, жизни драгоценной не щадя,
Домой вернулся на борту «Тюльпана».
Ученик: Вас часто навещают матери,
Цветы живые вам приносят дети.
Неужто ваша смерть была зазря,
И кто пред Богом за нее в ответе?
Ученик Стою в раздумье молча средь могил,
Где спят «афганцы» - братья боевые,
Кто умер с честью, так же как и жил,
Мне смотрят в душу словно бы живые.
Ведущий: Память о павших прошу почтить минутой молчания. Склоним головы перед светлой памятью тех, кто отдал свою жизнь, уйдя в бессмертие.
.Минута молчания
Звучит песня «Черный тюльпан» , «Помяните меня».
Предварительный просмотр:
Литературная гостиная «...Я знаю и верю: вновь наступит весна», посвящённая творчеству Лидии Александровны Симаковой.
Никитаева Н.Ф.- учитель русского языка и литературы
Оборудование:
портрет Л.А.Симаковой, столики, мультимедийный проектор, компьютер, выставка книг Л.А.Симаковой.
Цель: пробудить интерес к уникальной личности, удивительной женщине, стойкой, мужественной, талантливой поэтессе, нашей землячке Симаковой Лидии Александровны.
Слово учителя:
1.Ребята, гости, сегодня наша литературная гостиная посвящена матери-героини, секретарю первичного партийного отделения КПРФ Симаковой Лидии Александровны - удивительной женщине, стойкой, мужественной, талантливой. Ее стихи - светлые родники для души. В них и лирические темы, и замечательные пейзажные зарисовки, и патриотическая лирика.
Любовь всю жизнь Шагала рядом.
Конечно, не всегда была Парадом.
И боль, и огорченья были,
Но мы любили, горячо любили.
Если говорить о самом главном в жизни, то эти слова Лидии Александровны - самый точный эпиграф.
2.А сейчас давайте прослушаем несколько стихотворений.
- Понравились ли Вам стихотворения?
- Что вы почувствовали?
- Какие у Вас возникли ассоциации?
- Захотелось ли больше узнать об авторе этих стихотворений?
Вы прослушали стихи Симаковой Лидии Алексадровны. Лидия Александровна частый гость в нашей школы. Вот и сегодня она у нас в гостях. Поприветствуем Лидию Александровну.
3.Для того чтобы погрузиться в творчество Лидии Александровны давайте обратимся к библиографическим материалам. Предоставляю слово школьному библиотекарю Кандрушиной Елене Николаевне и Никитаевоей Татьяне. Они приготовили нам презентацию «Живая легенда». Итак, им слово.
4.Учитель:
Читая стихи и прозу Л.А.Симаковой, убеждаешься, с какой искренностью и душевной болью она пишет о России, о любви к природе, к родному краю.
Предлагаю прослушать стихотворение «Родимый край» в исполнении Шуралёва Сергея.
Родимый край, березовые рощи
Сосновый бор, покосные луга.
И ветерок, что треплет колос тощий,
Оки-красавицы крутые берега.
Мне все здесь дорого: равнины и пригорки,
И аромат черемухи в цвету
И голос за селом девичий, звонкий,
Что на заре услышишь за версту.
Чудесные просторы, широкие поля
Леса, моря и горы – все Родина моя.
Ложбинки и овраги, высокий косогор,
Речные перекаты, вдали сосновый бор.
Березовые рощи и птиц чудесный хор
И токот глухариный, и блеск лесных озер
И запах земляники и прелого листа
И посвист соловьиный и пение дрозда.
Всего не перечислить, что душу бередит
Что русская природа тебе и мне дарит.
Осинки-недотроги, орешник, тополя
Все это – Русь родная, любимая земля.
5.Учитель: Л.А.Симакова принадлежит к тому поколению, которому пришлось в детские и юношеские годы испытать все тяготы и лишения военного лихолетья. И не случайно в своих стихах она вновь и вновь с любовью и нежностью пишет о ветеранах, об их героических подвигах во имя Победы над жестоким и коварным врагом.
Чтение стихотворения. Горячев Максим.
Блокадная, скорбная доля в годину кровавой войны
Досталась тебе, Ленинград, поневоле и нет твоей в этом вины.
Три года без малого длилась блокада твоя, Ленинград
О волю и стойкость разбилась фашистская злобная рать.
И голодом годы морили, мороз леденящий сжигал.
- Падет Ленинград! – говорили, но ты не сдавался, стоял.
Казалось, что мертвые встали, телами тебя заслонив
И годы лихих испытаний ты вынес, весь мир удивив.
Слава вам, не склонившим знамена. Слава павшим и слава живым.Слава знаемым и незнакомым. Слава гордым Героям твоим.
6.Учитель:
Лидия Александровна талантлива во всем. В ее характере много русского: стойкости, патриотизма, жизнелюбия, высокой культуры, образованности. Она замечательный организатор, заботливая мать и бабушка. Она удивительно русская во всем.
Прослушаем стихотворение «Мы русские» в исполнении Рыловского Кирилла.
7.Учитель:
Не осталась равнодушной Лидия Александровна и к солдатам, участникам войны в Афганистане, Чечне. В ее творчестве появились стихи «Солдат Афганской войны», «Герой России». А когда затонула подлодка «Курск», она пишет стихотворение «Памяти моряков подлодки «Курск». Слово Авдонину Андрею.
8.Учитель: Несмотря на трудности она воспитала семерых детей, всем дала путевку в жизнь. Много стихов посвятила женщине-матери: «Гимн матери», «Россия, Родина моя», «О Русь, любовь моя и боль».
9.Слово учителя:
В 2003 году вышел новый сборник для детей под названием «Карнавал под Новый год» - это четвертый сборник поэтессы, в котором Лидия Александровна пытается показать детям красоту Мещерского края, его удивительную природу, призывая любить и беречь ее, расти добрыми, внимательными, чуткими людьми, учит быть наблюдательными, дружными, т.к. «дружба силы прибавляет, в каждом деле помогает».
10.
Поэтический дар позволяет Лидии Александровне быть острой и бескомпромиссной в борьбе со злом, несправедливостью. Она верна своим идеалам, как бы ни складывалась ее жизнь, она верна Коммунистической партии. Встречаясь с молодежью, учит их быть патриотами, вырабатывать жизненную позицию на идеалах коммунистического движения.
Слово героине нашей литературной гостиной.
Цветы. И, как всегда, звучит уверенный голос Лидии Александровны. Она читает свои стихи.
Вопросы детей. Беседа.
11. Значимость поэта определяется степенью проникновенности в душу читателя. Стихи Лидии Александровны удивительно проникновенны.
Кто вам сказал,
Что сердце отлюбило...
Я читаю и думаю, а ведь это и о моем сердце тоже...
Но я знаю и верю:
Вновь наступит весна...
И это о моей вере.
На ветках почки набухают,
Пробилась зелень кое-где,
И на полях грачи гуляют,
И ищут что-то в борозде.
А эта картинка - прямо из моего детства.
Творческой удачи Вам, Лидия Александровна, здоровья и благополучия всей Вашей семье. Спасибо всем.
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Дмитриевогорская средняя общеобразовательная школа»
Проект
«Литературная гостиная - одна из форм эффективного обучения и воспитания школьников»
Автор проекта: Никитаева Надежда Фёдоровна,
учитель русского языка и литературы
2014 - 2017 г
Содержание проекта:
1.Паспорт проекта 2-4
2.Актуальность 4-6
3.Анализ внешней и внутренней среды 6
4.Цели и задачи проекта 6-7
5.Участники и их роль в реализации проекта 7-8
6.Ресурсы проекта 9
7.Механизм реализации проекта 10-13
8.План реализации проекта 13-15
9.Ожидаемые результаты. Критерии оценки эффективности 15-16
10.Перспектива дальнейшего развития проекта 17
11.Список литературы 18
12.Приложение 19-35
1. Паспорт проекта
Название проекта | Литературная гостиная - одна из форм эффективного обучения и воспитания школьников |
Тема проекта | Развитие индивидуальных способностей обучающихся в процессе подготовки и проведения внеклассных мероприятий с использованием технологии гостиная |
Авторы проекта | Никитаева Н.Ф., учитель русского языка и литературы |
Место реализации проекта | МБОУ «Дмитриевогорская СОШ» |
Проблема, на решение которой направлен проект | Социальная проблема проекта В России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. В результате огромного количества перемен в жизни общества за последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему сильно изменились. Проблема чтения находится в зоне особо пристального внимания. Актуальность проблемы утраты интереса к чтению вызвала реакцию в стране. Российским книжным союзом была разработана и в настоящее время реализуется «Национальная программа поддержки и развития чтения», рассчитанная на 14 лет, до 2020 года, с целью противодействия снижению интереса к чтению, исходя из понимания роли чтения в развитии общества. Педагогическая проблема проекта Педагогическая проблема проекта наиболее ярко прослеживается на основе существующих сегодня противоречий в образовании: - снижением интереса к чтению у молодого поколения и необходимостью поддерживать устойчивый эмоциональный интерес к литературе и чтению; - уменьшением количества часов на изучение литературы; - информационной насыщенностью школьных предметов и возможностью их замены на другие информационные ресурсы (Интернет, медиасредства). Методическая проблема проекта Недостаточное методическое обеспечение педагогической деятельности учителей, родителей (законных представителей) обучающихся, школьных библиотекарей, ориентированной на приобщение школьников к культуре чтения и формирования читательской компетенции школьников в кругу семьи, в условиях учебной и внеурочной деятельности. |
Цель проекта | Содействие становлению личности учащихся через ознакомление с нравственным, духовным, историческим, эстетическим наследием малой родины, судьбами людей сельского поселения. |
Задачи проекта | - развивать познавательный интерес к истории своего сельского поселения, людям интересной судьбы сельского поселения; - соотносить исторические события, происходившие в сельском поселении и связанные с судьбой отдельного человека, с временной лентой развития России; - организовать поиск людей сельского поселения с интересной судьбой; - создавать комфортную обстановку во время проведения гостиной для всех участников; - формировать личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные универсальные действия. |
Участники проекта | Учащиеся 9-11 классов МБОУ «Дмитриевогорская СОШ» Учителя гуманитарного цикла Социальные партнеры |
Сроки реализации проекта | I Организационно-подготовительный этап – сентябрь-май 2014 г. II Основной этап – 2015-2017гг. III Обобщающий этап – сентябрь - май 2018 г. |
Ожидаемые результаты реализации проекта | 1) практические результаты: - оценка возможностей технологии гостиной в реализации социального заказа на образование в условиях открытого образовательного пространства сельского социума на ассоциативной (межведомственной) основе; - обоснование структуры и содержания образовательного модуля внеурочной деятельности «Гостиная» - обоснование системы мониторинга (критериев и показателей) социальных и личностных эффектов образования, анализ полученных результатов. 2) образовательные результаты (эффекты): - устойчивое функционирование системы образования, обеспечивающей личностное, социальное и профессиональное самоопределение обучающихся на этапе общего образования, - накопление опыта использования технологии гостиная в формировании жизнеспособной личности в условиях интеграции общего и дополнительного образования; 3) социальные результаты (эффекты): - расширение и развитие связей между социальными институтами сельского социума; - сохранение и развитие социокультурных традиций сельской территории. |
2. Актуальность и социальная значимость проекта.
Историческое значение каждого великого человека измеряется
его заслугами, его человеческое достоинство – силою его патриотизма.
Н.Г.Чернышевский.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта программы внеурочной деятельности должны быть ориентированы на формирование гражданской идентичности. Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи - задача первостепенной важности. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу. Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии, не ценит память, не любит старые улицы, старые дома, бывшие "участниками" его детства, юности, свидетелями исторических событий, - значит, у него нет любви к своему городу, селу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, он, как правило, равнодушен и к своей стране.
Родина – это территория, географическое пространство, где человек родился, социально-духовная среда, в которой он вырос, живёт и воспитывается. Условно мы различаем большую и малую родину. Под большой Родиной подразумеваем страну, где человек вырос, живёт, и которая стала для него родной и близкой. Малая родина – это место рождения и становления человека как личности. По итогам проведенного опроса среди старшеклассников оказалось, что они совсем мало знают о людях своего села, которые внесли огромный вклад в развитие сельского поселения. Так возникла идея создания настоящего проекта. Проект «Особенности социокультурной практики «гостиная», на мой взгляд, способствует созданию условий для формирования активной гражданской позиции старшеклассников, формированию ценностного отношения к сельским жителям как важнейшего условия позитивного влияния на процесс формирования чувства патриотизма и их социализации.
Рождаясь на свет, каждое новое поколение попадает в конкретные культурно-исторические условия. Успешная социализация, вхождение в культуру – это обязательные условия развития личности. Собственный опыт личности складывается из воспитывающих воздействий старших поколений. Российское село хранит в своей исторической памяти огромный позитивный пласт духовной культуры, в основе которой находятся такие нравственные качества личности как доброта, милосердие, сострадание, стремление сообща решать трудные проблемы, опора на собственные силы, потребность в труде, в том, чтобы своими руками производить материальные ценности. Эти и другие качества личности всегда формировали особую сельскую мораль, которая должна стать оплотом возрождения типа активной и жизнеспособной личности. В условиях открытого образовательного пространства сельского социума педагоги попытались оживить эту форму совместной деятельности с социальными партнерами, осовременить ее, ориентируясь на интересы и потребности подростков и молодежи в успешной социализации, самовыражения и самореализации.
Вопрос интеллектуального и творческого развития школьников в условиях современной школы чрезвычайно актуален на сегодняшний день. Понимая это, я обратилась к теме «Развитие индивидуальных способностей обучающихся в процессе подготовки и проведения внеклассных мероприятий с использованием технологии гостиная».
3.Анализ внешней и внутренней среды
Дмитриевогорская средняя общеобразовательная школа работает в условиях социокультурного комплекса (СКК) на базе муниципального образования «Дмитриевогорское сельское поселение», участником которого она является. В селе сегодня, на мой взгляд, идет диалог и сотворчество между всеми участниками СКК во имя будущего села и детей. Ведь какими бы знаниями ни обладал выпускник школы, прежде всего он должен стать человеком с нравственным взглядом на взаимоотношения между людьми, природой, окружающей средой в самом широком смысле слова. Историю Отечества, малой Родины, народную культуру, народные традиции коллектив социальных партнеров сделал эффективным средством воспитания детей. Человеческие отношения – самый важный предмет в обширной учебной программе жизни. И задача коллектива взрослых - выстроить эти отношения в совместной деятельности социальных партнеров в работе гостиной, как одной из технологий формирования жизнеспособной личности.
4.Цели и задачи проекта
Цель проекта:
Содействие становлению личности учащихся через ознакомление с нравственным, духовным, историческим, эстетическим наследием малой родины, судьбами людей сельского поселения.
Задачи проекта:
- развивать познавательный интерес к истории своего сельского поселения, людям интересной судьбы сельского поселения;
- соотносить исторические события, происходившие в сельском поселении и связанные с судьбой отдельного человека, с временной лентой развития России;
- организовать поиск людей сельского поселения с интересной судьбой;
- создавать комфортную обстановку во время проведения гостиной для всех участников;
- формировать личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные универсальные действия.
- координировать деятельность школы и сельского сообщества в рамках гражданско-патриотического воспитания учащихся;
- сохранять, продолжать и создавать традиции жителей сельского поселения.
5.Участники и их роль в реализации проекта
№ | Участники проекта МБОУ «Дмитриевогорская СОШ» | Функции |
1. | Учащиеся 9-11 классов | • Творчески развиваются, самостоятельно придумывают и проводят исследовательские работы. • Активно участвуют в проекте • Получают информацию. • Взаимодействуют с педагогами |
2. | Учителя гуманитарного цикла | •Разрабатывают проект • Обеспечивают нормативно-правовые условия для реализации проекта • Реализуют проект • Ведут мониторинг •Осуществляют взаимодействие «родители +дети +педагоги +социальные партнёры», • Получают информацию • Ведут наблюдения за детьми. • Формируют кейс-папку. |
3. | Кандрушина Елена Николаевна – школьный библиотекарь | • Взаимодействует с педагогами. • Реализует проект |
4. | Ионкина Ирина Евгеньевна – руководитель школьного краеведческого музея | • Взаимодействует с педагогами. • Реализует проект |
5. | Родители | • Получают информацию. • Взаимодействуют с педагогом. • Участвуют совместно с детьми в мероприятиях |
№ | Участники проекта Социальные партнёры | Функции |
1. | Костин Виктор Алексеевич – руководитель музея СПК ПЗ «Дмитриевы Горы» | • Взаимодействует с педагогами. • Участвуют совместно с детьми в мероприятиях |
2. | Работники поселенческих библиотек | • Реализуют проект • Взаимодействуют с педагогами. • Участвуют совместно с детьми в мероприятиях |
3. | Андрианова Нина Юрьевна – руководитель музея села Воютина | • Взаимодействует с педагогами. • Участвуют совместно с детьми в мероприятиях |
4. | ДОУ №21 | • Реализуют проект |
В рамках реализации проекта активно функционирует работа учителей, педагогов дополнительного образования, социального педагога, педагога-психолога, социальных партнеров школы. В проекте принимают участие педагогические работники школы, учащиеся 9-11 классов, родители, жители сельского поселения.
6.Ресурсы проекта
Ресурсы, необходимые для реализации Проекта:
1. Обеспечение организационных условий (создание творческой группы по реализации проекта, разработка нового содержания, методов, подходов и приемов работы с новым содержанием)
2. Обеспечение информационных условий (сбор, обработка, анализ информации, нужной для реализации проекта)
3. Обеспечение кадровых условий (подбор, расстановка и подготовка педагогических работников, призванных обеспечить внедрение проекта)
4. Обеспечение мотивационных условий (действия, призванные сформировать заинтересованность в решении задач, изменении существующих позиций учителей-предметников, внесение позиций в положение о стимулировании учителей, занимающихся реализацией проекта).
5. Обеспечение нормативно-правовых условий (подготовка документов регламентирующего характера).
6. Обеспечение научно-методических условий. Создание научно-методического обеспечения реализации проекта:
● различных методических памяток и рекомендаций;
● сценариев гостиных по тематике;
● дидактических ресурсов с готовыми гостиными по тематике, выполненные в PowerPoint и Flash;
● рекомендаций для учителей, социальных работников по работе с технологией гостиные.
7. Обеспечение рефлексивного пространства для участников проекта.
8. Обеспечение материально-технических условий (наличие кабинетов с современным рабочим местом учителя).
9. Наличие у преподавателей педагогических компетенций (владение учителем технологиями личностно-ориентированного обучения, ИКТ, проектной методикой, групповыми и индивидуальными формами работы, владение знаниями психологии и возрастных особенностей учащихся).
7.Механизм реализации проекта
Механизм реализации проекта включает:
• концептуальную составляющую: принципы реализации проекта;
• организацию и порядок проведения проекта (план-график подготовки, этапы и сроки реализации);
• методические рекомендации по разработке, организации и проведению гостиных;
• определение роли учителя, социальных партнёров при организации и проведении гостиных;
• формы поощрения участников гостиных;
• анализ рисков;
• план реализации проекта по определенной тематике (план-график с
намеченными мероприятиями, указанием дат и ответственных за каждое мероприятие).
1.1. Принципы организации проекта:
1. Принцип развития
1. личности учащегося и учителя через взаимодействие;
2. индивидуальных интеллектуальных, творческих, социальных способностей детей в образовательном учреждении;
2. Принцип личной причастности
Каждый учащийся является активным участником всех гостиных. Он может попробовать себя в разных ролях и видах деятельности.
3. Принцип массовости
Работа организуется таким образом, что в творческую деятельность вовлекается как можно больше обучающихся.
4. Принцип доступности
5. Принцип заинтересованности
Задания и материал должны быть интересно оформлены, чтобы привлечь внимание визуально и по содержанию.
6. Принцип междисциплинарного подхода
Формирует у школьника интегративное мышление и общую картину мира.
7. Принцип выбора и ответственности
Учащиеся самостоятельно выбирают свою роль, место, мероприятие, гостиную в которой будут участвовать, и несут ответственность за сделанный выбор.
8. Принцип открытости
Участвовать в гостиной по подготовке и проектированию
могут все желающие, согласно своему выбору.
9. Принцип сотрудничества
1.2. Организация и порядок проведения проекта
• Организатором проекта является Никитаева Н.Ф.- руководитель проблемной творческой группы по внедрению ФГОС
• Проект реализуется в соответствии с планом работы.
• Гостиные соответствуют целям, задачам и тематике проекта.
•Проект осуществляется в урочной и внеурочной деятельности, используя интеграцию образовательного процесса без увеличения учебной нагрузки на ребенка.
•Проект предполагает разработку положения, регулирующего все тонкости оценивания гостиной.
• Проведение проекта разбито на следующие этапы
Этапы реализации проекта
№ | Этап/сроки | Содержание деятельности | результаты |
1 | Подготовительный сентябрь-май 2014 | 1.Сбор информации через диагностику и анализ данных по вопросам: - содержание проекта (тематика гостиной); - количество желающих посещать гостиную; - нормативное обеспечение взаимодействия с социальными партнерами; - определение группы лиц, непосредственных гостей для встречи в гостиной. | 1.Определение количества участников гостиной. 2. Определение участников, готовых к обмену своим жизненным опытом. 3. Выявление проблем в организации и проведении гостиной. 4. Разделение участников на группы с учетом их возможностей и желаний по подготовке встреч в гостиной. |
2 | Основной практический 2015-2017гг. | 1. Разработка плана проведения встреч в гостиной 2. Отбор содержания и разработка сценария встреч. 3. Оказание методической помощи педагогам в подготовке и привлечение социальных партнеров. 4. Разработка пакета нормативных документов по организации и проведению встреч в гостиной. 5.Вовлечение педагогов в проведение гостиной через информационное обеспечение: объявления, памятки, буклеты, прайсы-приглашения. | 1. Разработанные нормативные документы - Программа проведения встреч в гостиной; - Методические рекомендации педагогам по использованию технологии гостиной с точки зрения формирования УУД. - Банк методических приемов при проведении гостиной. 2. Реализация Программы проведения встреч в гостиной. 3. Активное участие всех заявленных: педагогических работников школы, педагогических работников дошкольных образовательных учреждений сельского поселения, руководителей любительских объединений культурно-досугового центра сельского поселения, библиотекарей поселенческой библиотеки |
3 | Обобщающий вторая половина сентябрь-май2018 | 1.Анализ реализации проекта с педагогическими работниками и социальными партнерами. 2.Диагностика позитивных изменений в личностном развитии учащихся. | 1.Банк эффективных приемов при проведении гостиной. 2.Методические рекомендации по использованию технологии гостиной в формировании гражданской позиции учащихся. 3.Результаты личностных достижений обучающихся. |
8.План реализации проекта
Содержание данного проекта определяется следующими направлениями ФГОС: духовно-нравственное, социальное, общекультурное. На примере жизни и деятельности интересных людей сельского поселения, внесших значительный вклад в развитие сельской территории, формируется у обучающихся активная гражданская позиция и гражданская идентичность
Тематический план проведения гостиной
срок | тема | Место проведения |
Декабрь 2014 | «...Я знаю и верю: вновь наступит весна», посвящённая творчеству Лидии Александровны Симаковой, уроженки д. Муратово
| конференц-зал школы |
Февраль 2015 | «Человек интересной судьбы» (посвящение сельскому библиотекарю Беловой З.И.) | Поселенческая библиотека (с. Дмитриевы Горы) |
Март 2015 | «Он и сегодня в строю» (посвящение бывшему главному инженеру СПК ПЗ «Дмитриевы Горы» Костину В.А.) | Музей СПК ПЗ «Дмитриевы Горы» |
Май 2015 | «Строки, опалённые войной» | Поселенческая библиотека (с. Кононово) |
Октябрь 2015 | «Вся жизнь – служение народу» (неизвестные страницы рода Авроровых) | Поселенческая библиотека (с. Воютино) |
Декабрь 2016 | «Уроки нравственности Эдуарда Асадова» | конференц-зал школы |
Февраль 2016 | «Афганистан болит в душе моей…» (посвящение воинам-афганцам сельского поселения) | Дмитриевогорская СОШ |
Март 2016 | «Женщина – руководитель» (посвящение главе сельского поселения Шейкиной К.И. | Дмитриевогорская СОШ |
Апрель 2016 | « Я горжусь, что из крестьян!» (посвящение орденоносцам сельского поселения) | Музей СПК ПЗ «Дмитриевы Горы» |
Май 2016 | «Время памяти» (посвящение участникам Великой Отечественной войны) | Дмитриевогорская СОШ |
Октябрь 2016 | «Где родился, там и пригодился» | Дмитриевогорская СОШ |
Февраль 2017 | «Как сердцу высказать себя» | конференц-зал школы |
Апрель 2017 | «Многоцветные кружева родного края» (встреча с народными умельцами сельского поселения) | Дмитриевогорская СОШ |
Февраль 2018 | «Его имя в истории края» | конференц-зал школы |
Встречи в гостиной обеспечивают на межпредметной основе углубление знаний, полученных в рамках отдельных предметов, а также способствует развитию метапредметных способов действий обучающихся, ориентированы на систему базовых национальных ценностей:
- Патриотизм – любовь к России, своему народу, малой Родине, служении Отечеству;
- Гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир свободы совести и вероисповедания;
- Семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
- Социальная справедливость – доверие к людям, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
- Труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание;
- Наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
- Искусство – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;
- Природа – родная земля, заповедная природа, экологическое сознание;
Система базовых национальных ценностей составляет смысловую основу пространства гражданско-патриотического развития личности, формирования активной жизненной позиции.
9.Ожидаемые результаты. Критерии оценки эффективности
Реализация проекта позволит получить следующие результаты:
1) практические результаты:
- оценка возможностей технологии гостиной в реализации социального заказа на образование в условиях открытого образовательного пространства сельского социума;
- обоснование структуры и содержания образовательного модуля внеурочной деятельности «Гостиная»
- обоснование системы мониторинга (критериев и показателей) социальных и личностных эффектов образования, анализ полученных результатов.
2) образовательные результаты (эффекты):
- формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных универсальных действий;
- накопление опыта использования технологии гостиная в формировании жизнеспособной личности в условиях интеграции общего и дополнительного образования.
3) социальные результаты (эффекты):
- расширение и развитие связей между социальными институтами сельского социума;
- сохранение и развитие социокультурных традиций сельской территории.
По завершении проекта участники образовательного процесса: учитель, социальный партнер - получат Методические рекомендации, в которых раскрываются научно-методическое обоснование использования технологии гостиной как средства формирования жизнеспособной личности.
Критерии, показатели и методы оценки эффективности проекта Особенности социокультурной практики «Гостиная»
(См. приложение№1)
Разработанные критерии эффективности проекта развития интеллектуальности личности», позволяют выявить:
● успешность проекта и его значимость для ОУ:
- массовость проекта
-удовлетворенность участников проекта своей деятельностью
● развитие индивидуальности личности ученика:
-владение предметными компетентностями
- индивидуальные достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности
- достижения классных коллективов в образовательных областях
- владение школьниками социальной и коммуникативной компетентностями
● формирование имиджа образовательного учреждения
● развитие индивидуальности личности учителя
● рейтинговая оценка .
10.Перспектива дальнейшего развития проекта
Вопросы организации внеурочной деятельности по формирования гражданской идентичности в условиях социокультурного комплекса будут интересны не только ОУ, работающим в модели СКК, но и образовательным учреждениям любого типа, центрам внешкольной работы, всем, кто работает с детьми. Интерес к клубной технологи гостиная как технологии формирования жизнеспособной личности в условиях сельского социума, в рамках реализации ФГОС, может быть вызван и у педагогических работников: учителей, воспитателей, социальных педагогов, педагогов-психологов, педагогов дополнительного образования.
Реализация проекта обеспечит:
- Привлечение большего числа учащихся к проектно-исследовательской деятельности в условиях сельского социума;
- Освоение и внедрение новых образовательных программ внеурочной деятельности и технологий формирования жизнеспособной личности в образовательном пространстве школы;
- Распространение опыта педагогов по формированию гражданской идентичности в условиях социокультурного комплекса.
- Каждая из заявленных тем найдет продолжение в различных тематических блоках или образовательных модулях.
Список литературы:
- Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. Академия образования // под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008. – с. 15.
- Интеграция дополнительного и других сфер образования: Монография / Под ред. Е.Б. Евладовой, А.В. Золотаревой, С.Л. Паладьева. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2005. – 197 с.
- Социальный заказ на образование в условиях сельского социума. Материалы социолого-педагогического исследования социального заказа на образование в сельских школах Владимирской области. / Авторы: Хлопченкова А.Н., зав. лабораторией «Сельская школа», Прохоров Ю.А., ст. н. сотр., кан. филос. наук. – Владимир: ВИПКРО, 2012 – 60 с.
- Новикова Г. Н. Социально-культурные технологии как система управления социокультурной деятельностью // Технологические основы социально-культурной деятельности. — М.: МГУКИ, 2004. — 176 с.
- М.П.Гурьянова. Технология обучения искусству жизнетворчества сельских школьников Стартовые позиции и жизненные ценности выпускников сельских школ. – М.: ИСПО, 2007.