Опыт работы
Из опыта работы: "Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста на основе использования лепбуков как формы совместной деятельности детей и взрослых" для II младших групп ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_buhalina1.pdf | 1.54 МБ |
buhalina_n.v._opyt_raboty.ppt | 2.93 МБ |
opyt_buhalinoy.docx | 1.06 МБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Позитивная социализация детей, приобщение их к социокультурным нормам, расширение представлений об окружающем мире является приоритетным направление деятельности дошкольных организаций
Педагогический коллектив МДОУ «ЦРР – детский сад №4 п. Майский», решает задачи обогащения детского развития, позитивной социализации и индивидуализации, поддержки познавательной активности и инициативы детей, взаимодействия и партнерства с семьей.
Образовательное пространство детского сада позволяет реализовать задачи социально-коммуникативного развития детей, обеспечивая психологический комфорт
Мониторинга сформированности социальной компетенции (март – апрель 2013-2014 уч. года) по программе «Детство» в форме, бесед, наблюдений, игровых и проблемных ситуаций) № Основные показатели Средний балл 1. Эмоциональная отзывчивость, проявление эмпатии, употребление понятий, обозначающих эмоциональные состояния, этические качества 3,4 2. Саморегуляция поведения, нравственная оценка своих поступков 3,1 3. Желание участвовать в совместной трудовой и творческой деятельности 3,6 4. Соблюдение норм поведения в быту, социуме, природе 3,3 5. Итого: 3,4
Итоги мониторинга От 2,3 до 3,7 считаются показателями проблем
Актуальность воспитания Воспитанность Доброжелательность Речевая культура
Актуальность опыта заключается в организации методического сопровождения социально-коммуникативной образовательной деятельности, для реализации социального заказа общества и семьи . Наряду с актуальностью, в педагогической практике прослеживается противоречие между важностью проблемы и неспособностью и неготовностью родителей к созданию условий для гармоничной социализации ребёнка, ослаблением семейных традиций .
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании необходимых условий в дошкольной организации для социально-комму- никативного развития дошкольников на основе использования лепбуков как формы совместной деятельности детей и взрослых.
Длительность работы над опытом I этап (март 2013 – август 2013 г.) – подготови- тельный: наблюдение за детьми, подбор материалов для мониторинга, сравнение результатов мониторинга на начало и конец уч. года. II этап – основной (сентябрь 2013 г. – февраль 2016г.) – апробация и реализация опыта в условиях МДОУ. III – заключительный (март 2016г.) – мониторинг результатов реализации опыта.
Диапазон опыта включает: диагностические материалы, выявляющие уровень формирования социально-коммуникативного развития старших дошкольников ; тематическое планирование образовательной деятельности; систему непосредственно- образовательной деятельности с использованием лэпбуков.
Истоки изучения проблемы социально-коммуникативного развития старших дошкольников содержатся в научных трудах: А.В. Запорожца Л.С Выготского С.Л.Рубинштейна Д.Б. Эльконина М.И. Лисиной
1 ) Социализация – это процесс и результат усвоения социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. 2)Социально-коммуникативное развитие - это направление развития и образования. ФГОС ДО к основным характеристикам социально‐коммуникативного развития детей относит : положительное отношение к себе и к другим; активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; участие в совместных играх;способность договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам других детей и радоваться их успехам; стараться разрешать конфликты; инициативность и самостоятельность соблюдение социальных норм поведения и правил в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правил безопасного поведения и личной гигиены.
Лэпбук (lapbook) – это средство обучения, в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap –колени, book- книга). Это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему.
Методическая ценность использования лэпбука в совместной деятельности : 1.Помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять, и запомнить материал (особенно если ребенок визуал). 2.Это отличный способ для повторения пройденного. 3.Ребенок учится собирать и организовывать информацию. 4. Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов.
Новизна опыта заключается в использовании лэпбука как формы совместной работы взрослых и детей для решения задач социально-коммуникативного развития воспитанников на основе привлечения к этой работе родителей
Характеристика условий. Данный опыт может применяться в дошкольных образовательных организациях, где образовательная деятельность осуществляется по примерной образовательной программе дошкольного образования «Детство» Т.Н. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой
Технология опыта: Цель – развития личности дошкольника, раскрытие его индивидуальности , способностей, накопление опыта взаимодействия с окружающим миром на идеях нравственности, гуманизма, и гражданственности в процессе совместной деятельности взрослых и детей.
Задачи : - способствовать формированию представлений о нормах и ценностях, включая моральные и нравственные ценности; - расширять возможности взаимодействия со взрослыми и сверстниками; - развивать социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость; - способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; - формировать готовность к совместной деятельности в коллективе; - развивать познавательные интересы и познавательные действия детей в различных видах деятельности; - развивать начала социальной активности и навыки социально правильного поведения и в быту, обществе, природе; - воспитывать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; - повышать педагогическую компетентность родителей в вопросах формирования социально-коммуникативной компетентности дошкольников; - включать родителей в образовательную деятельность.
Основные принципы: Гуманизм – приоритет общечеловеческих ценностей. Индивидуализация - построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка. Интегративность – интеграция образовательных областей, которая, с одной стороны, дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональ -ную и практическую сферы личности ребенка, а другой - позволяет ребенку осваивать целостную картину мира, накапливать социальный опыт. Рационализм – основан на рациональном сочетании разных видов детской деятельности и адекватном возрасту балансе интеллектуального, двигательного и социально-эмоционального содержания образования. Системность – последовательность усвоения знаний, когда каждое последующее представление или понятие вытекает из предыдущего, а вся система опирается на определенные исходные положения, выступающие как центральное ядро. Развивающего обучения - основан на детской активности в решении проблемных образовательных ситуаций и дилемм; Регионализм – использование возможностей, традиций, обычаев региона в социализации и воспитании личности дошкольников. Открытость – основан на сотрудничестве между детьми, педагогами и родителями, сотрудничестве детского сада с социальными и культурными институтами.
Содержание построено с учетом следующих методологических подходов: Деятельностный подход - организация образовательного процесса строится на основе ведущих видов детской деятельности: игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка. Деятельность развивается от возраста к возрасту, меняются ее содержание и форма. Индивидуально-дифференцированный подход - все воспитательные мероприятия, приемы обучения дошкольников направлены на утверждение самоценности личности ребенка, на создание условий для включения в успешную деятельность каждого ребенка.
Основные направления работы: педагогическая диагностика сформированности социальной компетенции дошкольников; - организация образовательной работы с использованием лэпбука; - привлечение родителей к участию в образовательной деятельности.
Итогом проекта или тематической недели со II мл. группы Составной частью НОД (занятия) Совместная образовательная деятельность по изготовлению лэпбуков может быть:
Итогом исследовательской деятельности, начиная со старшей группы Совместная образовательная деятельность по изготовлению лэпбуков может быть: Как задание для конкретной семьи в целях решения задач индивидуального развития ребенка
Этапы организации образовательной работы: I этап. Выбор темы лэпбука . Она может быть любая: интересные события; праздники, увлечения детей; литературные произведения. Темы могут быть как общие, так и частные. Например, можно сделать лэпбук на тему "Моя семья". А можно взять более конкретную тему «Традиции моей семьи».
II этап. Составление плана лэпбука, определяющей его содержание Лэпбук во II младшей группе «Надо умываться по утрам и вечерам»: Мини-книжка с потешкой «Водичка-водичка». 2. Схема последовательности умывания. 3. Кармашек с картинками принадлежностей для КГН. 4.Книжка-раскладушка с загадками о принадлежностях для КГН. 5. Конверт с картинками «Хорошо-плохо». Лепбук в старшей группе «Чистота - залог здоровья»: Мини-книжка с отрывком стихотворения К. Чуковского. Схема «Как чистить зубы». 3. Кармашек с картинками «Как следит за своим внешним видом девочка/ мальчик». 4. Книжка-раскладушка с загадками о КГН и принадлежностях для них. 5. Кармашек с д/и «Собери картинку» по данной теме. 6. Конверт «Придумай рассказ» (нужно придумать рассказ по картинке). 7. Книжка - раскладушка с основными культурно-гигиеническими правилами в данной возрастной группе.
III этап. Создание макета лэпбука. Этот этап самый интересный. Нуждо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана, то есть - нарисовать макет
Использование лепбуков позволяет педагогам в условиях реализации ФГОС ДО: • создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности; • обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи; • создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих социально-коммуникативное развитие детей; • повысить компетентность родителей в вопросах развития, образования и воспитания детей и их социализации.
Взаимодействие с родителями по социально-коммуникатиному развитию детей с использованием такой формы как лэпбук можно начинать со II младшей группы. Наиболее эффективно проводить в форме мастер-классов.
Результативность опыта: Положительная динамика качества образовательного процесса в этом направлении за 3 года составила 10 %– Дети стали более отзывчивы к проблемам других Дети понимают и употребляют слова, обозначающие эмоциональное состояние, этические качества, эстетические характеристики Дети могут дать нравственную оценку своим и чужим поступкам Дети принимают активное участие в совместной коллективной деятельности (продуктивной, трудовой) Родители стали активно участвовать в совместных мероприятиях, принимают участие в образовательной деятельности
- Опыт внесен в банк данных АПО МДОУ ; - Материалы из опыта представлены на семинаре воспитателей младших групп района; - Материалы опыта размещены: на международном образова тельном портале maam . ru .; в социальной сети nsportal . ru ; I место в Международном интернет – конкурсе «Время знаний», номинация: мастер-класс «Изготовление лэпбука на тему «Осень»(2016 г.). - Доклад из опыта работы занял I место во Всероссийском интернет – конкурсе «Время знаний».