Государственная итоговая аттестация по химии
В помощь учащимся:
Открытый банк заданий ЕГЭ по химии
На экзамене по химии разрешено применение непрограммируемого калькулятора; периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева, таблицы растворимости солей, кислот и оснований в воде, электрохимического ряда напряжений металлов.
ПЛАН ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ ЕГЭ ПО ХИМИИ 2022 ГОДА
Работа состоит из 34 заданий: заданий базового уровня сложности 20, повышенного — 8, высокого — 6. Максимальный первичный балл за работу — 56. Общее время выполнения работы — 210 мин.
Обозначение уровня сложности задания: Б — базовый, П — повышенный, В — высокий.
Проверяемые элементы содержания и виды деятельности | Уровень сложности задания | Максимальный балл за выполнение задания | Примерное время выполнения задания (мин.) |
Задание 1. Строение электронных оболочек атомов элементов первых четырёх периодов: s-, p- и d-элементы. Электронная конфигурация атома. Основное и возбуждённое состояние атомов. | Б | 1 | 2−3 |
Задание 2. Закономерности изменения химических свойств элементов и их соединений по периодам и группам. Общая характеристика металлов IА–IIIА групп в связи с их положением в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов. Характеристика переходных элементов – меди, цинка, хрома, железа — по их положению в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностям строения их атомов. Общая характеристика неметаллов IVА–VIIА групп в связи с их положением в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева и особенностями строения их атомов | Б | 1 | 2−3 |
Задание 3. Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов | Б | 1 | 2−3 |
Задание 4. Ковалентная химическая связь, её разновидности и механизмы образования. Характеристики ковалентной связи (полярность и энергия связи). Ионная связь. Металлическая связь. Водородная связь. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Тип кристаллической решётки. Зависимость свойств веществ от их состава и строения | Б | 1 | 2−3 |
Задание 5. Классификация неорганических веществ. Номенклатура неорганических веществ (тривиальная и международная) | Б | 1 | 2−3 |
Задание 6. Характерные химические свойства простых веществ-металлов: щелочных, щелочноземельных, алюминия; переходных металлов: меди, цинка, хрома, железа. Характерные химические свойства простых веществ-неметаллов: водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния. Характерные химические свойства оксидов: оснóвных, амфотерных, кислотных | Б | 2 | 5−7 |
Задание 7. Классификация неорганических веществ. Номенклатура неорганических веществ (тривиальная и международная). Характерные химические свойства неорганических веществ | П | 2 | 5−7 |
Задание 8. Классификация неорганических веществ. Номенклатура неорганических веществ (тривиальная и международная); Характерные химические свойства неорганических веществ | П | 2 | 5−7 |
Задание 9. Взаимосвязь неорганических веществ | Б | 1 | 2−3 |
Задание 10.Классификация органических веществ. Номенклатура органических веществ (тривиальная и международная) | Б | 1 | 2−3 |
Задание 11. Теория строения органических соединений: гомология и изомерия (структурная и пространственная). Взаимное влияние атомов в молекулах. Типы связей в молекулах органических веществ. Гибридизация атомных орбиталей углерода. Радикал. Функциональная группа | Б | 1 | 2−3 |
Задание 12. Характерные химические свойства углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов, диенов, алкинов, ароматических углеводородов (бензола и гомологов бензола, стирола). Основные способы получения углеводородов (в лаборатории) | Б | 1 | 2−3 |
Задание 13. Характерные химические свойства азотсодержащих органических соединений: аминов и аминокислот. Важнейшие способы получения аминов и аминокислот. Биологически важные вещества: жиры, углеводы (моносахариды, дисахариды, полисахариды), белки | Б | 1 | 2−3 |
Задание 14. Характерные химические свойства углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов, диенов, алкинов, ароматических углеводородов (бензола и гомологов бензола, стирола). Важнейшие способы получения углеводородов. Ионный (правило В. В. Марковникова) и радикальные механизмы реакций в органической химии | П | 2 | 5−7 |
Задание 15.Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов, фенола, альдегидов, карбоновых кислот, сложных эфиров. Важнейшие способы получения кислородсодержащих органических соединений | П | 2 | 5−7 |
Задание 16. Взаимосвязь углеводородов, кислородсодержащих и азотсодержащих органических соединений | Б | 1 | 2−3 |
Задание 17. Классификация химических реакций в неорганической и органической химии | Б | 1 | 2−3 |
Задание 18. Скорость реакции, её зависимость от различных факторов | Б | 1 | 2−3 |
Задание 19. Реакции окислительно-восстановительные | Б | 1 | 2−3 |
Задание 20. Электролиз расплавов и растворов (солей, щелочей, кислот) | Б | 1 | 2−3 |
Задание 21. Гидролиз солей. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная | Б | 1 | 2−3 |
Задание 22. Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение равновесия под действием различных факторов | П | 2 | 5−7 |
Задание 23. Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Расчёты количества вещества, массы вещества или объёма газов по известному количеству вещества, массе или объёму одного из участвующих в реакции веществ | П | 2 | 5−7 |
Задание 24. Качественные реакции на неорганические вещества и ионы. Качественные реакции органических соединений | П | 2 | 5−7 |
Задание 25. Правила работы в лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии. Научные методы исследования химических веществ и превращений. Методы разделения смесей и очистки веществ. Понятие о металлургии: общие способы получения металлов. Общие научные принципы химического производства (на примере промышленного получения аммиака, серной кислоты, метанола). Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Природные источники углеводородов, их переработка. Высокомолекулярные соединения. Реакции полимеризации и поликонденсации. Полимеры. Пластмассы, волокна, каучуки | Б | 1 | 2−3 |
Задание 26. Расчёты с использованием понятий «растворимость», «массовая доля вещества в растворе» | Б | 1 | 3−4 |
Задание 27. Расчёты теплового эффекта (по термохимическим уравнениям) | Б | 1 | 3−4 |
Задание 28. Расчёты массы вещества или объёма газов по известному количеству вещества, массе или объёму одного из участвующих в реакции веществ. Расчёты массовой или объёмной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного. Расчёты массовой доли (массы) химического соединения в смеси | Б | 1 | 3−4 |
Задание 29. Реакции окислительно-восстановительные | В | 2 | 10−15 |
Задание 30. Электролитическая диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты. Реакции ионного обмена. | В | 2 | 10−15 |
Задание 31. Реакции, подтверждающие взаимосвязь различных классов неорганических веществ | В | 4 | 10−15 |
Задание 32. Реакции, подтверждающие взаимосвязь органических соединений | В | 5 | 10−15 |
Задание 33. Расчёты с использованием понятий «растворимость», «массовая доля вещества в растворе». Расчеты массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси), если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества. Расчеты массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного. Расчеты массовой доли (массы) химического соединения в смеси | В | 4 | 20−25 |
Задание 34. Установление молекулярной и структурной формулы вещества | В | 3 | 10—15 |