Адаптация первоклассников (методики)
Адаптация первоклассников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
titul_list.docx | 13.23 КБ |
risunok_shkoly.docx | 20.03 КБ |
lesenka_1_kl.docx | 24.64 КБ |
chto_takoe_horosho.docx | 20.88 КБ |
shkolna_motivatsiya.docx | 29.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Обследование первоклассников
в период адаптации
2016-2017 учебный год
Выполнил учитель
начальных классов:
Закирова О.В.
Предварительный просмотр:
Проективная методика «Рисунок школы»
Цель: определение отношения ребенка к школе и уровня школьной тревожности.
Инструкция. Ребенку дают лист А4, цветные карандаши и просят: «Здесь на листе бумаги нарисуй школу».
Беседа, уточняющие вопросы о нарисованном, комментарии записываются на обратной стороне рисунка.
Обработка результатов и интерпретация: Эмоциональное отношение к школе и учению оценивается по 3 показателям:
1. цветовая гамма
2. линия и характер рисунка
3. сюжет рисунка
При анализе рисунка по каждому из этих показателей выставляется балльная оценка, затем баллы складываются.
1. Цветовая гамма:
2 балла – в рисунке преобладают яркие, чистые, светлые тона и их сочетания (желтый, светло-зеленый, голубой, т.д.)
1 балл – в равной степени присутствуют светлые и темные тона.
0 баллов – рисунок выполнен в темных тонах (темно-коричневый, темно-зеленый, черный).
2. Линия и характер рисунка:
2 балла – объекты прорисованы тщательно и аккуратно; используются длинные, сложные линии различной толщины, нет «разрывов» контура.
1 балл – в рисунке присутствуют обе характеристики.
0 баллов – объекты изображены нарочито небрежно, схематично; линии двойные, прерывающиеся, одинаковой длины и толщины, слабая линия.
3. Сюжет рисунка:
2 балла – симметричное изображение (рисунок школы занимает центральное место на листе); наличие деталей и украшений, элементов декорирования, изображение различных предметов, оживляющих пейзаж (цветы, деревья, плакаты, флаги, занавески на окнах, др.); изображение детей, идущих в школу или сидящих за партами, учителя и «процесса учения»; время года – весна, лето (солнце, нет туч); изображение светлого времени суток.
1 балл – обе характеристики присутствуют.
0 баллов – ассиметричность рисунка; отсутствие деталей и украшений; отсутствие людей или изображение детей, уходящих из школы; время года – осень, зима (темное небо, идет дождь или снег); время суток - ночь или вечер.
Анализ результатов
6-5 баллов – у ребенка сложилось эмоционально благополучное отношение к школе и учению, он готов к принятию учебных задач и взаимодействию с учителем.
4-2 балла – у ребенка есть некоторая тревога по поводу школьного обучения как незнакомой для него ситуации, необходимо расширить круг его знаний и представлений о школьно-учебной деятельности, формировать положительное отношение к учителю и одноклассникам; причинами тревог может быть нервозность и необдуманные высказывания взрослых, негативный опыт обучения в школе старших детей.
1-0 баллов – у ребенка явно выраженный страх перед школой, часто это приводит к неприятию учебных задач и отказу от учебной деятельности, трудностям в общении с учителем и одноклассниками.
Сводная таблица с результатами
проективной методики «Рисунок школы»
п/№п | Ф.И. учащегося | цветовая гамма | линия и характер рисунка | сюжет рисунка | Сумма баллов |
1 | 1 | 1 | 2 | 4 | |
2 | 2 | 2 | 1 | 5 | |
3 | - | - | - | - | |
4 | 2 | 1 | 1 | 4 | |
5 | 1 | 0 | 0 | 1 | |
6 | 1 | 0 | 0 | 1 | |
7 | 2 | 1 | 1 | 4 | |
8 | - | - | - | - | |
9 | 1 | 1 | 0 | 2 | |
10 | 1 | 0 | 1 | 2 | |
11 | 1 | 1 | 1 | 3 | |
12 | - | - | - | - | |
13 | 1 | 0 | 1 | 2 | |
14 | 2 | 0 | 1 | 3 | |
15 | 2 | 1 | 2 | 5 | |
16 | 2 | 2 | 1 | 5 | |
17 | 0 | 1 | 2 | 3 | |
18 | 1 | 1 | 1 | 3 |
6-5 баллов | 4-2 балла | 1-0 баллов |
3ч. | 10ч. | 2ч. |
20% | 67% | 13% |
Предварительный просмотр:
Методика №1 «Лесенка»
Цель диагностики: узнать уровень коммуникативности детей, путем определения самооценки.
Метод проведения диагностики: опросный лист.
Срок проведения: октябрь 2016 г; январь 2017 г.
Количество диагностированных: 15 человек.
Диагностику провела: Закирова О.В., учитель
Инструкция к проведению теста «ЛЕСЕНКА»:
У каждого участника – бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш; на классной доске нарисована лесенка.
Ребенку дается следующая инструкция:
- Ребята, возьмите красный карандаш и послушайте задание. Вот лесенка. Представь себе, что на этой лесенке стоят все ваши одноклассники. На какой ступеньке стоишь ты? Нарисуй на ней кружок».
Обработка результатов и интерпретация:
Ступенька 1 – завышенная самооценка.
Она чаще всего характерна для первоклассников и является для них возрастной нормой. В беседе дети объясняют свой выбор так: «Я поставлю себя на первую ступеньку, потому что она высокая», «Я самый лучший», «Я себя очень люблю», «Тут стоят самые хорошие ребята, и я тоже хочу быть с ними». Нередко бывает так, что ребенок не может объяснить свой выбор, молчит, улыбается или напряженно думает. Это связано со слабо развитой рефлексией (способностью анализировать свою деятельность и соотносить мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих).
Именно поэтому в первом классе не используется балльная (отметочная) оценка. Ведь первоклассник (да и нередко ребята второго класса) в подавляющем своем большинстве принимает отметку учителя как отношение к себе: «Я хорошая, потому что у меня пятерка («звездочка», «бабочка», «солнышко», «красный кирпичик»)»; «Я плохая, потому что у меня тройка («дождик», «синий кирпичик», «черточка», «см.»).
Ступеньки 2, 3 – адекватная самооценка
У ребенка сформировано положительное отношение к себе, он умеет оценивать себя и свою деятельность: «Я хороший, потому что я помогаю маме», «Я хороший, потому что учусь на одни пятерки, книжки люблю читать», «Я друзьям помогаю, хорошо с ними играю», – и т.д. Это нормальный вариант развития самооценки.
Ступенька 4 – заниженная самооценка
Дети, ставящие себя на четвертую ступеньку, имеют несколько заниженную самооценку. Как правило, это связано с определенной психологической проблемой ученика. В беседе ребенок может о ней рассказать. Например: «Я и ни хороший и ни плохой, потому что я бываю добрым (когда помогаю папе), бываю злым (когда на братика своего кричу)». Здесь налицо проблемы во взаимоотношениях в семье. «Я ни хорошая и ни плохая, потому что пишу плохо буквы, а мама и учительница меня ругают за это». В данном случае разрушены ситуация успеха и положительное отношение школьницы, по меньшей мере к урокам письма; нарушены межличностные отношения со значимыми взрослыми».
Ступеньки 5, 6 – низкая самооценка
Младших школьников с низкой самооценкой в классе около 7%. Иногда у ребенка ситуативно занижается самооценка. На момент опроса что-то могло произойти: ссора с товарищем, плохая отметка, неудачно наклеенный домик на уроке труда и т.д. И в беседе ученик расскажет об этом. Например: «Я плохой, потому что подрался с Сережей на перемене», «Я плохая, потому что написала диктант на три», – и т.д. В таких случаях, как правило, через день-другой Вы получите от ребенка другой ответ (с положительной самооценкой).
Гораздо серьезнее являются стойкие мотивированные ответы ребят, где красной линией проходит мысль: «Я плохой!» Опасность этой ситуации в том, что низкая самооценка может остаться у ребенка на всю его жизнь, вследствие чего он не только не раскроет своих возможностей, способностей, задатков, но и превратит свою жизнь в череду проблем и неурядиц, следуя своей логике: «Я плохой, значит, я не достоин ничего хорошего».
Учителю очень важно знать причину низкой самооценки школьника – без этого нельзя помочь ребенку. Приведем примеры ответов ребят, из которых сразу становится понятно, в каком направлении оказывать им помощь: «Я поставлю себя на нижнюю ступеньку (рисует кружок на пятой ступеньке), потому что мама говорит, что я невнимательный и делаю много ошибок в тетрадях». Здесь необходима работа с родителями школьника: беседы, в которых следует объяснить индивидуальные особенности ребенка. Например, если это первоклассник, то необходимо рассказать, напомнить лишний раз родителям о том, что ребенок в этом возрасте еще не обладает ни устойчивым вниманием, ни произвольностью поведения, что у каждого ученика свой темп усвоения знаний, формирования учебных навыков. Полезно регулярно напоминать родителям о недопустимости чрезмерных требований к неуспевающему школьнику. Крайне важна демонстрация родителями положительных качеств, каждого успеха их ребенка.
«Я сюда себя поставлю, на нижнюю, шестую ступеньку, потому что у меня двойки в дневнике, а учительница меня ставит в угол». Первое, что необходимо сделать, – это выявить причину неуспешности школьника (его учебы, плохого поведения) и вместе со школьным педагогом-психологом, родителями начать работу по созданию успешной учебной ситуации. Существенную роль может сыграть положительная словесная оценка процесса деятельности и отношения ученика к выполнению учебной работы.
Все педагоги понимают, что отрицательные отметки не способствуют улучшению учебы, а лишь формируют негативное отношение ребенка к школе. Искать положительное в деятельности ученика, указывать даже на незначительные успехи, хвалить за самостоятельность, старание, внимательность – основные способы повышения самооценки школьников. «Я дерусь с ребятами, они меня не принимают в игру» (ставит себя на шестую ступеньку)». Проблема несформированности межличностных отношений – одна из острейших в современном начальном образовании. Неумение детей общаться, сотрудничать друг с другом – основные причины конфликтов в детской среде.
Ступенька 7 – резко заниженная самооценка
Ребенок, который выбирает самую нижнюю ступеньку, находится в ситуации школьной дезадаптации, личностного и эмоционального неблагополучия. Чтобы отнести себя к «самым плохим ребятам», нужен комплекс негативных, постоянно влияющих на школьника факторов. К несчастью, школа нередко становится одним из таких факторов.
Чтобы скорректировать ее, необходима совместная деятельность учителя, школьного педагога-психолога, социального педагога (в случае неблагоприятной обстановки в семье).
Диагностическая карта
Дата проведения 27 октября 2016г.
№ | Фамилия, имя ребёнка | 2016-2017 г. | |
ноябрь | январь | ||
1 | Адекватная самооценка | ||
2 | Завышенная самооценка | ||
3 | Адекватная самооценка | ||
4 | Резко заниженная самооценка | ||
5 | Завышенная самооценка | ||
6 | Адекватная самооценка | ||
7 | Резко заниженная самооценка | ||
8 | Завышенная самооценка | ||
9 | Адекватная самооценка | ||
10 | Завышенная самооценка | ||
11 | Завышенная самооценка | ||
12 | Резко заниженная самооценка | ||
13 | ---- | ||
14 | Адекватная самооценка | ||
15 | ---- | ||
16 | Адекватная самооценка | ||
17 | ---- | ||
18 | Низкая самооценка | ||
Завышенная самооценка Адекватная самооценка Заниженная самооценка Низкая самооценка Резко заниженная самооценка | 33% 40% --- 7% 20% |
Вывод: В результате диагностирования было установлено, что 33% детей имеют завышенный уровень самооценки. Поскольку в завышенной самооценке нет ничего хорошего, следующая задача заключается в приведении самооценки к адекватному уровню, соответствующему реальным возможностям ребёнка, то есть в одних случаях повысить, в других – понизить.
Для развития у детей адекватной самооценки и коммуникабельности необходимо создание атмосферы психологического комфорта и поддержки, не только в школе, но и в семье - первостепенно. Родители должны стремиться оценивать детей, не сравнивая между собой, а ориентировать на индивидуальные достижения, давая соответствующие разъяснения.
Предварительный просмотр:
Методика №3 «Что такое хорошо и что такое плохо»
Цель: выявить отношения учащихся к нравственным нормам.
Учащихся просят привести примеры:
доброго дела, свидетелем которого ты был;
зла, сделанного тебе другими;
справедливого поступка твоего знакомого;
безвольного поступка; проявления безответственности
Интерпретация результатов теста
Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-балльной шкале:
- 1 балл – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;
- 2 балла – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;
- 3 балла – если сформировано полное и четкое представление.
Критерии оценивания результата:
4-7 баллов - неустойчивое
8- 11 баллов - недостаточно устойчивое, пассивное.
12 баллов - устойчивое.
Результаты изучения личности
№ | Ф.И. | Ситуация №1 | Ситуация №2 | Ситуация №3 | Ситуация №4 | Общее кол-во баллов | Результат |
1 | 3 | 3 | 3 | 3 | 12 | устойчивое. | |
2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 10 | недостаточно устойчивое, пассивное | |
3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 12 | устойчивое. | |
4 | 2 | 3 | 2 | 3 | 10 | недостаточно устойчивое, пассивное | |
5 | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | недостаточно устойчивое, пассивное | |
6 | 2 | 3 | 2 | 2 | 9 | недостаточно устойчивое, пассивное | |
7 | 3 | 3 | 3 | 3 | 12 | устойчивое. | |
8 | 3 | 2 | 3 | 2 | 10 | недостаточно устойчивое, пассивное | |
9 | 1 | 2 | 1 | 2 | 6 | неустойчивое | |
10 | 3 | 3 | 3 | 3 | 12 | устойчивое. | |
11 | 3 | 3 | 3 | 3 | 12 | устойчивое. | |
12 | 2 | 2 | 2 | 1 | 7 | неустойчивое | |
13 | 3 | 3 | 3 | 3 | 12 | устойчивое. | |
14 | 2 | 3 | 1 | 2 | 8 | недостаточно устойчивое, пассивное | |
15 | 3 | 3 | 3 | 3 | 12 | устойчивое. | |
16 | 3 | 3 | 2 | 2 | 10 | недостаточно устойчивое, пассивное | |
17 | 3 | 3 | 3 | 3 | 12 | устойчивое. | |
18 | 3 | 3 | 3 | 3 | 12 | устойчивое. |
Вывод:
- неустойчивое отношение к нравственным нормам – 11 % учащихся;
- недостаточно устойчивое, пассивное отношение к нравственным нормам – 39 % учащихся;
- устойчивое отношение к нравственным нормам - 50% учащихся.
Предварительный просмотр:
Методика №2 «Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой»
Цель: Определение уровня школьной мотивации.
— ответ ребёнка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в три балла;
— нейтральный ответ («не знаю», «бывает по-разному» и т.п.) оценивается в один балл;
— ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребёнка к той или иной школьной ситуации, оценивается в ноль баллов.
Установлено пять основных уровней школьной мотивации:
- 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки ли замечания педагога.
- 20-24 балла – хорошая школьная мотивация.
Наиболее типичный уровень для младших школьников, успешно справляющихся с учебной деятельностью. При ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жёстких требований и норм.
- 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.
Такие учащиеся достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.
- 10-14 баллов – низкая школьная мотивация.
Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации в школе.
- ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Такие дети испытывают серьёзные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываясь выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам.
№ вопроса | Оценка | ||
За первый ответ | За второй ответ | За третий ответ | |
1 | 1 | 3 | 0 |
2 | 0 | 1 | 3 |
3 | 1 | 0 | 3 |
4 | 3 | 1 | 0 |
5 | 0 | 3 | 1 |
6 | 1 | 3 | 0 |
7 | 3 | 1 | 0 |
8 | 1 | 0 | 3 |
9 | 1 | 3 | 0 |
10 | 3 | 1 | 0 |
Сводная таблица с результатами анкетирования
«Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой»
№ п/п | Ф.И. учащегося | Ответы на вопросы анкеты | Уровень мотивации | ||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | Сумма баллов | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 3 | 9 | + | |||||
2 | 1 | 3 | 3 | 0 | 3 | 1 | 3 | 1 | 0 | 0 | 15 | + | |||||
3 | 1 | 0 | 1 | 3 | 1 | 1 | 3 | 1 | 3 | 3 | 17 | + | |||||
4 | 1 | 0 | 1 | 3 | 0 | 0 | 3 | 1 | 1 | 3 | 13 | + | |||||
5 | 1 | 1 | 1 | 3 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 3 | 12 | + | |||||
6 | 1 | 3 | 3 | 3 | 0 | 0 | 3 | - | 0 | 0 | 13 | + | |||||
7 | 3 | 3 | 3 | 3 | 1 | 3 | 3 | 1 | 1 | 1 | 22 | + | |||||
8 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | ||||||
9 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | ||||||
10 | 1 | 0 | 3 | 0 | 0 | 1 | 3 | 1 | 1 | 1 | 11 | + | |||||
11 | 1 | 1 | 1 | 0 | 3 | 1 | 1 | 1 | 3 | 3 | 15 | + | |||||
12 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | ||||||
13 | 1 | 0 | 1 | 3 | 0 | 1 | 3 | 1 | 1 | 3 | 14 | + | |||||
14 | 1 | 0 | 1 | 3 | 0 | 1 | 3 | 1 | 1 | 3 | 14 | + | |||||
15 | 1 | 1 | 0 | 0 | 3 | 1 | 1 | 1 | 0 | 3 | 11 | + | |||||
16 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 3 | 1 | 1 | 3 | 11 | + | |||||
17 | 1 | 1 | 1 | - | 0 | 1 | 3 | 1 | 1 | 3 | 12 | + | |||||
18 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 3 | 1 | 3 | 3 | 14 | + | |||||
Кол-во 2-3 ответов | 1 | 7 | 5 | 8 | 3 | 4 | 4 | - | 6 | 4 | Итого | - | 1 | 3 | 10 | 1 | |
% учащихся | 7 | 47 | 33 | 53 | 20 | 27 | 27 | - | 40 | 27 | % | - | 7 | 20 | 66 | 7 |
Качественный анализ
Первые четыре вопроса показывают эмоциональное отношение ребенка к школе. Выбор третьего варианта ответа на них может свидетельствовать о высокой тревожности (Ф.И.обучающихся). Выбор второго варианта — о психологической защите (Ф.И.обучающихся.)
О перегрузке учащихся свидетельствует выбор третьего варианта ответа на вопрос 5 («Как ты относишься к домашнему заданию?»). (Ф.И.обучающихся.)
Конфликтные отношения учащихся с классным руководителем выявляет вопрос 8 («Как ты относишься к своему классному руководителю?»). О возможных проблемах свидетельствует выбор второго и особенно третьего вариантов ответа. (Нет таких детей в классе).
Для выделения детей группы риска по эмоциональному самоощущению в учебном коллективе анализируются ответы на вопросы 9 («Есть ли у тебя друзья в классе?») и 10 («Как ты относишься к своим одноклассникам?»). О полной изоляции или отвержении ребенка может свидетельствовать выбор третьего варианта ответов на оба эти вопроса (Ф.И.обучающихся). При различных комбинациях второго и третьего вариантов ответов можно предполагать либо частичную изоляцию ребенка в классе, либо его включенность в малую замкнутую группу из 2-х или 3-х человек. При комбинации «третий вариант ответа на 9-й вопрос — первый вариант ответа на 10-й» можно предположить, что сам ребенок стремится к общению, однако по какой-то причине ему не удается установить контакт с одноклассниками, т.е. фактически он является отвергаемым (Ф.И.обучающихся). Обратная комбинация ответов на эти вопросы может свидетельствовать о том, что ребенок, хотя и имеет обширные контакты в классе, не удовлетворен самим коллективом. (Нет таких детей в классе).
Негативные ответы (третьи варианты) на вопросы 2 («С каким настроением ты идешь утром в школу?») (Ф.И.обучающихся.) и 3 («Если бы вам сказали, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, как бы ты поступил?») (Ф.И.обучающихся) в совокупности с промежуточным или негативным ответом на вопрос 7 («Рассказываешь ли ты о школе своим родителям или друзьям?») при прочих положительных ответах (первые варианты) и при достаточно высоком общем уровне развития ребенка могут свидетельствовать о скрытом неблагополучии в отношении к школе.
ТЕСТ
Инструкция: Выбери один из трёх предъявляемых ответов (наиболее тебе подхо-дящий) на поставленный вопрос, отметь его галочкой.
Тебе нравится в школе?
а) не очень б) нравится в) не нравится
- Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
а) чаще хочется остаться дома б) бывает по-разному в) иду с радостью
- Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошёл бы в школу или остался дома?
а) не знаю б) остался бы дома в) пошёл бы в школу
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
а) не нравится б) бывает по-разному в) нравится
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
а) хотел бы б) не хотел бы в) не знаю
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
а) не знаю б) не хотел бы б) хотел бы
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
а) часто б) редко в) не рассказываю
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
а) точно не знаю б) хотел бы в) не хотел бы
- У тебя в классе много друзей?
а) мало б) много в) нет друзей
- Тебе нравятся твои одноклассники ?
а) нравятся б) не очень в) не нравятся