Раздел 3. Научно-методическая деятельность педагога.

Платонова Надежда Владимировна

В 2019-2020 году на муниципальном уровне обобщила опыт работы по теме «Формирование познавательной активности у дошкольников с умственной отсталостью 4-7 лет через использование ковролинографа».

Выступаю на городских методических объединениях, принимаю активное участие в областных, окружных научно-практических конференциях, семинарах,  форумах.

В 2020-2021 году принимала активное участие в работе опорной площадки ДОУ "Развитие личности дошкольников с ОВЗ в различных видах культурных практик": выступала по теме "Проектирование культурных практик дошкольников с ОВЗ в образовательном процессе детского сада"  и в рамках единого методического дня представляла интегрированную образовательную деятельность "Спешим на помощь ученым".

 

Опубликовала конспект ИОД на другом сайте https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/k...

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированной образовательной деятельности

в подготовительной к школе группе

«Спешим на помощь ученым»

разработала:

Платонова Надежда Владимировна

Учитель-логопед

Цель: закреплять представление о космосе.

Задачи:

  • Воспитывать осознанное отношение к профессии космонавта. Содействовать становлению дружного коллектива группы.
  • Развивать мышление, познавательный интерес, инициативу,  устную речь.
  • Создавать условия для умения размышлять, обобщать, давать короткие и развернутые ответы на вопросы, придерживаясь сюжетной линии.
  • Закреплять умение решать математические задачи; дифференцировать звуки на слух.

Предварительная работа: чтение детской литературы о космосе, рассматривание макетов и плакатов о Солнечной системе, героях космонавтах. Просмотр слайдов, электронных презентаций на тему «Космос».

Используемый материал:

Демонстрационный: фонограмма голоса космонавта, разрезные картинки созвездий, картинки:5 тюбиков с едой, 2 тюбика с напитками (для решения задачи), маркер, учебная доска.

 Раздаточный: звезды-картинки на звуки «С», «З», карточки с цифрами от 1 до 8, на обратной стороне с буквами «П» «О» «М» «О» «Г» «И» «Т» «Е», схема-лабиринт на каждого ребенка, фломастеры.

ИОО: познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие.

Взаимодействие с родителями: экскурсии с ребенком в планетарий, чтение детских энциклопедий о космосе.

Этап

Содержание

Время

Процесс вовлечения Проблема

Л.: здравствуйте наши ладошки, (хлопают 3 раза)

Здравствуйте, резвые ножки, (топают 3 раза)

Эй, язычки просыпайтесь, (цокают языком)

Глазки скорей открывайтесь. (моргают глазами)

Здравствуй дружок, здравствуй дружок (поворачиваются друг к другу, улыбаются)

Давай оживим наш волшебный кружок (встают в круг).

Руку мне дай, и я тебе дам (подают друг другу руки)

И будет весело нам!

Скажем мы дружно на весь белый свет:

Солнце, привет! (машут солнцу)

Гости, привет!  (машут гостям)

Л: На электронную почту детского сада пришло письмо. (на столе лежат карточки вразнобой с цифрами от 1 до 8, на обратной стороне с буквами «П» «О» «М» «О» «Г» «И» «Т» «Е») Посмотрите внимательно, мы можем его прочитать? (нет)

Л.: Нам помогут цифры. Возьмите каждый по 1 карточке и выложите цифры по порядку, а затем переверните их. Получилось слово. Прочитайте его.

Дети читают «помогите».

Л.: Вам интересно от кого это письмо? (да)

Звучит фонограмма голоса космонавта. «Здравствуйте, ребята мы команда ученых, находимся на орбитальной станции Восток. У нас закончилось питание и медикаменты. Помогите нам, пожалуйста».

1-2 мин

Процесс целеполагания

Л.: Ребята, что же делать? (надо помочь космонавтам)

Вы хотите помочь? (да). Педагог предлагает пройти детям за столы.

1 мин

Процесс планирования

Л .: как вы думаете на чем можно долететь до орбитальной станции? (на ракете)

Л.: кто управляет ракетой? (космонавт)

Каким должен быть космонавт? (сильным, ловким, решительным, здоровым, умным, смелым, дисциплинированным).

Л.: Как вы думаете, все ли могут стать космонавтами? (нет)

Почему? (На космонавта надо учиться, готовиться к полету на земле, изучать работу приборов, чтобы управлять полетом)

А вы знаете, кто был первым космонавтом, совершившим полет на ракете? (Ю. Гагарин)

Путь на орбитальную станцию предстоит трудный, нам необходимо будет выполнить ряд заданий. Вы не боитесь? Хотите? (нет, хотим)

1-2 мин

Процесс осуществления действий

 Л.:  вы знаете откуда запускают космические ракеты? (с космодрома)

Нас ждет космическая ракета. Используя схему, найдите космический корабль, который нас ждет. Проведите дорожку до ракеты цветным фломастером.

Л.: Молодцы. Для того, чтобы ракета взлетела, нужно отсчитать от 10 до 1. Начинайте обратный отсчет. (включается аудиозапись запуска ракеты). Артем посчитай.

Вот мы и взлетели.

Л.: посмотрите в окно. Как называется окошко в ракете? (иллюминатор). Как красиво.

Что мы можем увидеть в иллюминатор? (звезды, солнце, планеты, кометы, метеориты)

Как называется планета, на которой мы живем? (Земля) А на других планетах есть жизнь?  (там нет условий для жизни людей) Какие условия для жизни человека есть на земле?    (воздух, вода, солнечное тепло и свет.)

Знаете, названия других планет? (да, Нептун, Плутон, Юпитер) Сколько их всего? (8)

Л.: Вы помните, что просили привезти ученые? (продукты, медикаменты) а вы знаете, как питаются космонавты? (да, едят из тюбиков)

На доске картинки 1 –ый ряд 5 тюбиков с едой, 2-ой ряд 2 тюбика с напитками.

Посмотрите на доску. Попробуйте составить задачу по этим картинкам. Дети придумывают условие задачи. Ученым нужно доставить 5 тюбиков с едой и 2 с напитками. Вопрос: Сколько всего тюбиков нужно доставить космонавтам?

1 ребенок пишет решение задачи на доске.

Назовите ответ задачи? (7) 

Физкультминутка.

Л.: синие звезды спустились с небес (дети приседают)

Смотрит на них зачарованно лес (поднимаются на носки)

Ветер тихонько над ними кружил (кружатся на месте)

Смотрит на синие звезды во ржи

Нежно качает волну васильков (покачивают поднятыми вверх руками)

Синих как звезды волшебных цветов (бегут по кругу, взявшись за руки)

Л.: При запуске ракеты слова раскололись. Помогите их починить, соединить части, чтобы получились слова.

Логопед произносит слово наоборот, а дети отгадывают его и произносят в правильной последовательности.

(на-лу=лу-на, ля-зем=зем-ля, мос-кос=кос-мос, бо-не=не-бо, та-ке-ра=ра-ке-та, та-ме-ко=ко-ме-та)

Л.: посмотрите какие необычные звезды, (звезды с картинками и веревочки для собирания звезд лежат на столе, дети встают вокруг стола) на них нарисованы предметы. Вам нужно разбиться на пары по желанию. 2 пары будут собирать звезды с картинками, содержащими звук «с», 2 пары звезды с картинками, содержащими звук «з». (картинки на звездах: самосвал, зонт, лиса, коса, завтрак, посуда, роза и т.д.)

Проверяем. Называйте свои картинки Вова и Никита. Проверяйте дети.

Л.: отлично. Последнее задание.

Сколько нас всего человек? (8)

Как нам разделиться на 2 команды? (пополам, на мальчиков и девочек, поровну, по считалке и т.д. по 4)

Каждая команда соберет разбившееся созвездие. (созвездия лежат на 2 столах)

Л.: вот мы и добрались до орбитальной станции.

21 мин

Рефлексия

Л.: ученые нас благодарят за доставленные продукты и медикаменты.

Вам понравилось путешествие?

А что понравилось больше всего?

1-2 мин.

Что было трудно?

Как вы думаете, зачем изучают космос?

Как вы думаете кто сегодня был самым ловким, активным, уверенным? А как ты думаешь Даша?



Предварительный просмотр:

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С

УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ЛЕГКОЙ СТЕПЕНИ ЧЕРЕЗ

 ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Исходя из социального заказа общества на сохранение национально-исторического наследия народов России, на сегодняшний день особенно актуальным становится воспитание новых граждан – патриотов правового государства, способных к социализации в условиях уважения прав и свободы личности.

Опираясь на целевые ориентиры ступеней дошкольного образования, которые представлены в виде возрастных характеристик ребенка и отражают идеальные социокультурные ожидания, для детей с нарушением интеллекта на этапе завершения дошкольного образования характерно:

  • Проявление доброжелательного внимания к окружающим;
  • Стремление оказать помощь, поддержку близкому человеку;
  • Уважение к достоинству других;
  • Стремление к познанию окружающей действительности;
  • Бережное отношение к окружающей природе, результатам труда других людей чужим и своим вещам;
  • Проявление интереса к решению вопросов о далеком прошлом и будущем своей страны, малой Родины.

При реализации разделов «Ознакомление с окружающим и явлениями общественной жизни» в нашей группе были выявлены проблемы:

  • Дети страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций;
  • Проявляют равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия сострадания к чужому горю;
  • Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье;
  • Низкий уровень гражданской позиции некоторых родителей.

Поиск подходов к организации образовательной деятельности показал, что метод проектов создает условия для «врастания в культуру», реализации права ребенка на наследование общественно – исторического опыта. Таким образом, возникла необходимость внедрения в практику проекта «городок старинный Муром – маленькая Русь», в котором дети с нарушениями в развитии, совместно с педагогами и родителями, изучали историю своего города, развивали творческие, познавательные и социально-коммуникативные способности.

 Проектно-исследовательская деятельность всех участников проходила по трем направлениям: в рамках НОД, в ходе режимных моментов, в ходе культурно-досуговой деятельности.

Ключевая позиция обновления дошкольного специального образования – это включение проблемного ребенка в освоение пласта социальных и культурных достижений общечеловеческого развития. Многие дети с нарушением интеллекта смотрят на мир широко открытыми глазами, но видят не все, а иногда не замечают главного.

Поэтому мы старались отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему. Эпизоды, к которым привлекали внимание детей, подбирали яркие, образные, конкретные, вызывающие интерес.

Начиная работу по воспитанию любви к Родному краю, определили, что наиболее интересно и доступно для наших детей: чем славен город, традиции, достопримечательности, известные земляки.

Чувства маленького человека формируются через восприятие. Поэтому мы формировали умение ребенка смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать, а затем обобщать увиденное в словесных высказываниях.

Главное, не учить   запоминать названия объектов достопримечательностей, а как к ним относиться.

ФГОС ДО инициирует на поиск новых механизмов взаимодействия с родителями с целью непосредственного включения их в образовательный процесс.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, особенно близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи прививали понятие «долг перед Родиной», «трудовой подвиг», «любовь к Отечеству». Важно подвести ребенка к пониманию, что Родина чтит и помнит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Отношение к своей родной стране, ее культурному наследию, языку, природе передается от родителей к детям. Поэтому всю работу по воспитанию маленьких патриотов мы проводим в тесном сотрудничестве с родителями. Вместе с родными дети принимали непосредственное участие в благоустройстве своего участка, вносили свой посильный вклад в его озеленение и очищение.

В дни памятных дат родители вместе с детьми и педагогами возлагали цветы к памятнику Неизвестного солдата, посещали Музейные экспозиции живописца – муромлянина И. С. Куликова, выставочный центр и др.

Воспитывая у детей любовь к родному городу, подводили их к пониманию, что во всех местах, больших и маленьких, есть много общего: люди трудятся для всех, соблюдаются традиции, дружно живут люди разных национальностей, люди   берегут и охраняют природу, отмечают общие профессиональные и общественные праздники.

Дошкольное детство – период начальной социализации ребенка. Формирование у него нравственных чувств, таких как патриотизм, возможно и через организацию специально подобранных нами народных подвижных игр. При проведении таких игр способствовали формированию уверенности в своих силах, дружелюбия, выдержки, смелости, терпения, желания подражать воинам, быть гордыми, готовыми прийти на помощь товарищу. Подобные игры регулярно проводили с участием родителей, что создавало определенный настрой, дарило детям радость от взаимного общения, развивало чувство гордости за своих родителей.

Серьезную помощь в нравственно-патриотическом воспитании оказывает музыка. Тема Родины – особая тема на музыкальной непосредственно образовательной деятельности. Некоторые музыкальные произведения помогают воспитывать интерес к военному делу, другие формируют представления о лиризме окружающей природы.  

Немаловажную роль играет предметно-развивающая среда. Поэтому в группе создан краеведческий уголок, который постоянно обновляется благодаря трудам не только педагогов, но и неравнодушных к истории города родителей наших воспитанников. С помощью новых технологий (виртуальные экскурсии, компьютерные игры, мультимедийные презентации) повышали интерес современных дошкольников к истории Родного города.

Неоценимую помощь оказывает музейная педагогика, способствующая становлению личности ребенка. Подлинная встреча с культурным наследием помогает сформировать суждения и оценки у детей с нарушением интеллекта.

Также дети обогащаются впечатлениями о своей малой Родине через экспозиции, выставки фотографий о родном городе, организуемые в ДОУ.

В нашем ДОУ существует традиция поздравлять ветеранов с Днем Победы. Воспитанники готовят концерт и дарят памятные подарки-поделки, открытки и цветы.

Наиболее сложным в работе с детьми с ОВЗ являлось знакомство с государственными символами. Этому предшествовала предварительная работа: чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, экскурсия по детскому саду с рассматриванием символов групп. Целевые прогулки по близлежайшему микрорайону. Рассматривание символов – знаков дорожного движения, учреждений, имеющих свой символ.

Также трудность вызывала работа по ознакомлению детей с историей города, его достопримечательностями. Чтобы детям было интересно, старались преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя их мировоззрение.

Продуктом проектной деятельности являются:

  • Игра – путешествие «Знатоки города Мурома»
  • Развлечение, посвященное «Дню семьи»
  • Выставки совместного сотрудничества детей, родителей и педагогов;
  • Изготовление настольно-печатных игр.

Реализация проекта позволила достичь следующих результатов:

  • У детей появился познавательный интерес и повысился уровень знаний о родном городе, особенностях русских традиций;
  • У воспитанников формируется чувство любви и заботливое отношение к близким людям, товарищам по группе, сострадание к чужому горю, навыки правильного поведения;
  • Повысились социально-коммуникативные и творческие способности детей;
  • Активизировался и расширился словарный запас, что способствовало развитию связной речи у детей;
  • Повысилась музыкальная культура детей;
  • Обогатились знания детей о музыкальных традициях родного края, о музыке и музыкантах города Мурома;
  • Успешно осуществлялось взаимодействие в команде педагогов группы и музыкального руководителя;
  • Сформировалась система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье;
  • Повысился уровень компетентности и заинтересованности в вопросах патриотического воспитания, активности, участия родителей в жизни своих детей, укрепления сотрудничества педагогов ДОУ и семьи;
  • Установились доверительные партнерские отношения между родителями и детьми.

Практическая значимость проекта.

Практическая значимость проекта заключается в создании патриотической развивающей среды в группе компенсирующей направленности, разработке дидактических игр по ознакомлению с родным городом, подборке речевых, подвижных народных игр.

Данный проект помог детям, родителям и самим педагогам приобщиться к богатым традициям города Мурома, а также не остаться равнодушными к самобытной красоте родного края.

Метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным.

Преимущество данной модели видится в том, что баланс взрослой и детской инициативы достигается за счет гибкого проектирования партнерской деятельности, где обе стороны выступают как центральные фигуры образовательного процесса.

Новизна тематического проекта.

Новизна представленного тематического проекта заключается в:

  • дополнении регионального компонента конкретным содержанием;
  • расширение педагогических возможностей в реализации задач социально-личностного развития детей, развития чувства патриотизма, уважения к людям, к объектам культурного наследия родного края;
  • обогащение педагогического процесса оригинальными и современными формами работы с детьми через интеграцию деятельности педагогов и образовательных областей.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: