Методическое портфолио

Наумова Галина Владимировна

Здесь можно ознакомиться с методическими разработками, конспектами занятий, сценариями праздников и родительских собраний. Также методические материалы доступны на главной странице моего сайта в разделе "Мои публикации

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«психогимнастика, как средство развития творчества дошкольников» Воспитатель Высшей квалификационной категории Наумова Галина Владимировна

Слайд 2

Человеческое сообщество качественно изменилось в целом и собственно российское общество тоже – в характере отношений, взаимоотношений. Изменилось и Детство. Изменился и ребёнок.

Слайд 3

Творческое развитие возможно только при: - обеспечение эмоционального благополучия, через непосредственное общение с ребёнком. - поддержку индивидуальности и инициативы детей через: - создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, - создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей. - организация видов деятельности, способствующих развитию общения, воображения и детского творчества, личностного, художественного – эстетического развития.

Слайд 4

В.В.Давыдов абсолютно точно замечает, что ’’нельзя выявить подлинные глубины творческого потенциала человека, оставаясь лишь в пределах устоявшихся форм его деятельности и уже принятых систем обучения и воспитания, так как в других условиях жизни в других системах обучения и воспитания этот потенциал может существенно меняться’’. .

Слайд 5

Актуальность моей работы в том, что при всей информированности современные дети не умеют владеть своими эмоциями, не умеют слушать друг друга, не хватает терпения выслушивать ответы другого, разговаривать в приветливой форме.

Слайд 6

Первоначальные задачи – через упражнения психогимнастики и театрализацию научить детей строить взаимоотношения с другими детьми, развить способность чувствовать другого, влиять на них, не оскорбляя и не вызывая агрессию. Научить внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональные состояния собеседника.

Слайд 8

1 ЭТАП работы выражение психоэмоционального и психофизического состояния: с утра во время зарядки просила детей выразить своё настроение - в осенний хмурый день, в разное время зимы -радость первому снегу, дрожь от холода, весной – радость солнышку, теплу; используя метод сопереживания ситуации, развивается способность не только анализировать, но и чувствовать всё.

Слайд 10

2 ЭТАП перешли к образно – пластическому творчеству. Обучение выразительным движениям: проигрывание этюдов с последовательным изучением поз, походки и др.; инсценировки с использованием различных эмоциональных состояний.

Слайд 12

3 ЭТАП перешла к театрализованной деятельности. Первая игра - инсценировка “Гав-гав”, игра – драматизация “Маша обедает”. К 8 марта мы подготовили уже спектакль по сказке ”Про башмачки”, в которой дети проговаривали короткие репризы с одновременным выражением психоэмоционального состояния героя – огорчение, удивление, радость по ходу действия.

Слайд 14

К новому году мы подготовили очередной спектакль “Теремок”, дети очень старались, эту сказку я тоже немного переработала, добавив, во- первых, персонажей, во- вторых – эмоции (удивление, радость, страх) , разделив сказку и детей на два потока, одна часть показывала про диких животных, а вторая про домашних. Подготавливая спектакль, мы в то же время продолжаем работу над выражением психоэмоционального и психофизического состояния, усложняя образные перевоплощения : образно – пластическое творчество детей по темам (профессии людей, пешеходы на улице).

Слайд 16

Психогимнастика помогает раскрыть эмоциональную сторону творческого потенциала.



Предварительный просмотр:

МДОУ “Центр развития ребёнка Детский сад №110” .

        Г. Петрозаводск. Дата  проведения 26.05.2014г.

Конспект непосредственной образовательной деятельности.

Подготовила воспитатель высшей квалификационной категории Наумова Галина Владимировна.

Тема: ”Встреча игрушек  со своими хозяевами”.

Направление развития : познавательно -- речевое  

Образовательные области :

-- развитие речи

-- познание

-- социализация

ЦЕЛЬ: Развитие у детей младшего дошкольного возраста познавательной речевой активности, творческого воображения, наглядно – образного мышления, памяти, внимания.

Задачи:

1.Реализация полученных артикуляционных умений, моторного праксиса рук     2.Введение навыков простейшего звукового анализа.

3.Привлечение внимания детей к собственной речи.

4. Развитие речевого аппарата.

5. Совершенствование грамматического строя речи

6.Формирование культуры речевого общения.

Оборудование и материалы:

-- мягкие игрушки ёжик и лисёнок

-- картинки с изображением леса, лошадки, кукушки,  кузнечика, пчёлки, жука, мышки, суслика.

-- машина

-- листы с заданиями

ХОД  ЗАНЯТИЯ:

Ёжик с лисёнком сидят на столе.

Воспитатель: --        ёжик с лисёнком говорят мне , что сегодня какой-то особенный день, они думают , что сегодня что-то случится. Давайте и мы с вами перенесёмся с ними в этот особенный день.

Раз , два , три- возьмёмся за руки друзья, закроем глазки дружно все и очутились мы --  в лесу. И для Ёжика с Лисёнком покажем представление – напомним , кого они встретили в лесу.

В:         Вдруг в лесу подул ветер – покажите как дует ветер.  Дети дуют.

В: Какой звук подходит , чтобы показать, как воет ветер? Дети – [В], [В’].

В:  Деревья закачались, листики затрепетали и зашелестели.

Дети – выполняют  движения и произносят звук  [Ш].

В:  Вдалеке зашептал камыш.Дети – качают головами из стороны в сторону,сопровождая протяжным звуком [ Щ  ] .

В: Тревожно закуковала кукушка. Дети – Ку-ку.

В: Птенчики в гнезде у сороки запищали. Дети: Пи-пи.

В: Птенчики есть хотят. Сорока прилетела и накормила птенцов.

Дети пальчиками  показывают :( птенчики открывают рот) и ( червячка).

В: Ветер стих и из своих укрытий выбрались насекомые. Вот с цветка на цветок порхают бабочки .

Дети – руки скрещены в запястьях, кисти одновременно машут вверх-вниз.

В: Кузнечики  в траве запрыгали. Дети-- ( прыжки со звуковым сопровождением [ЦЦЦ] ).

В: Пчёлки полетели к цветам. Дети – вытягивают  вперёд указательный палец и совершают винтообразные движения со звуком ( ЗЗЗ).

В: По своим делам полетел жук. Дети – руки в стороны со звуком (ЖЖЖ).

В: За ним погналась лягушка –Дети прыгают и квакают. Захотела съесть . Дети – упражнение –вытягивание язычка вперёд.

В: Вот мышонок  соорудил лодочку. Дети показывают лодочку ладошками.

В:  Мышонок поплыл в гости к суслику. А суслик ждёт его и свистит .Дети свистят (ССС).

В: Вдруг он прислушался  и исчез в норке. Дети присаживаются на корточки и закрывают голову руками.

В: Послушайте что же насторожило суслика.—(РРРР).Что бы это могло быть? Дети высказывают свои предположения.

В:Правильно, это машина ,а в ней дети-- хозяева Ёжика и Лисёнка. Кто помнит как Ёжик и Лисёнок  очутились в лесу. Дети рассказывают .

В:Ёжик и Лисёнок как только увидели детей, поняли как они соскучились по ним. Мальчик и девочка очень обрадовались, увидев свои игрушки. Вы ведь тоже радуетесь , когда находите потерянные игрушки.

В: Вот и Ёжик с Лисёнком тоже были очень рады вернуться домой. А вот что происходило с ними дома, какие приключения их ждали мы узнаем следующей осенью.

 А мы присядем за стол и найдём всех зверей , которые  спрятались  от машины. Обведите их всех в кружок.

Г. Петрозаводск. МДОУ “Центр развития ребёнка –Детский сад № 110”.

Дата проведения 26.05.2014г.

Конспект непосредственной образовательной деятельности .

Составила воспитатель высшей квалификационной категории Наумова Галина Владимировна

Тема: “Звери”.

Направления : познавательно –речевое

Образовательные области:

-- познание

-- речевое

-- социально-коммуникативное

Цель: Развитие у детей средней группы познавательной речевой активности ,творческого воображения, наглядно-образного мышления, памяти , внимания.

Задачи:

-- развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих.

-- развитие умения восполнять структуру предложения

-- проводить сравнительный анализ

-- обогащение активного словаря

-- развитие связной речи, продолжаем обучать отвечать на вопросы полным ответом

-- продолжаем закреплять звуковую культуру речи

Материалы:

-- зелёные ёлочки на лесной полянке

-- картинки с изображением хвостов разных зверей

-- картинки с изображением зверей: волк, ёж, лиса, медведь, заяц, мышь, олень, лягушка, белка

Ход занятия:

В: Ребята , посмотрите куда это мы с вами пришли?

Д: На лесную полянку.

В: А как надо вести себя в лесу?

Д: Не шуметь, не сорить, не ломать…

В: Посмотрите кто-то до нас здесь уже побывал.

Д: рассматривают картинки.

В: У каких зверей мех рыжий, серый , белый? Дети отвечают.

В: Какие звери живут на севере? Д: …

В: Кто из зверей умеет плавать? Д: …

В: Посмотрите ребята под ёлочкой наши старые знакомые Лисёнок и Ежонок, и у них  есть чудесная волшебная коробочка. Давайте посмотрим, что же в ней?

Д\игра :“Назови детёнышей”.

В: Как называются дети зверей? Д: Детёныши.

В: Кто детёныши у волка, у ежа, у лисы, у медведя, у зайца, у мышки, у бобра, у лягушки?

Д: Волчонок, ежонок…

В: Назовите “папу и маму” волчонка, ежонка, лисёнка, медвежонка, зайчонка, бобрёнка?

В: А теперь вспомните, кто как  передвигается :

-- медведь : ходит, лазает, бегает, плавает

-- заяц: прыгает, скачет, бегает

-- лиса, волк: бегают, догоняют

-- белка: прыгает, лазает, бегает, карабкается

-- бобры: ходят, плавают, ныряют

-- ёж: бегает, ходит

-- лягушка: прыгает, плавает

В: А вы знаете, кто как голос подаёт? Что делает волк? — воет.

Лиса – тявкает, медведь – ревёт, уж – шипит, мышка -- пищит, лягушка – квакает.

В: а теперь давайте превратимся в зверей и будем говорить как они: порычим, повоем, потявкаем, пошипим, попищим, поквакаем.

Физкультминутка:

Зайка серенький сидит и ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть,

Вот так, вот так надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять , надо зайке поскакать,

Вот так , вот так, надо зайке поскакать.

Кто-то зайку напугал, зайка – прыг и убежал.

В: Ребята, вы знаете сказку “Теремок”? Вот мы сейчас и узнаем, хорошо ли?

В: Я начну, а вы продолжите.

В: Кто в теремочке живёт, кто в невысоком  живёт?

В: Мышка – Д:- норушка, лягушка – Д: -- квакушка, зайка – Д:-- побегайка, лисичка – Д: сестричка, волк – Д: зубами щёлк.

В: А почему развалился теремок? Д: высказываются. Наверное, звери не знали свой размер? А вы знаете  размер зверей? Сейчас мы это мы проверим.

В: Кто больше медведь или волк, заяц или лиса, волк или лось,  лиса или белка, ёж или мышка, заяц или белка?

В: Кто из зверей больше зайца, но меньше медведя? Д: --волк, лиса.

В: Меньше лисы, но больше белки? Д: - заяц.

 В:Ребята, отгадайте загадку – описание: мордочка у неё хитрая. ушки острые, шёрстка рыжая, лапки с коготками, брюшко белое, хвостик пушистый – кто это?

В: давайте попробуем придумать ещё загадки про зайца, …, про ежа,…, про медведя,…, про волка,… .

Самостоятельная работа в тетрадях.

В: Чей хвост виден из коробки? Д: - беличий.

В: Чьи уши? – Д: волчьи, заячьи.

В: Отгадайте, кто из зверей кем нарядился? Д: - рассказывают.

Выполняют задания в своих тетрадях.



Предварительный просмотр:

Конспект совместной деятельности во 2 младшей группе.

Тема: ”Зима”.

Подготовила воспитатель высшей квалификационной  категории

Наумова Галина Владимировна.

Направления  развития:

Познавательно – речевое, социально – личностное.

Образовательные области:

1.коммуникация

2.социализация

4.познание

5.развитие речи

6.безопасность

В процессе совместной деятельности я использовала проблемно – диалогическую технологию, психогимнастику, разнообразные игры и упражнения, экспериментальную деятельность:

1.Игра и упражнения на развитие психических процессов, на  развитие памяти и внимания,  психогимнастика, загадки. Д/игра ”Найди пару”.

2.Игра на развитие координации движения – пантомимика “Снеговик”,

    “Кружатся снежинки” под музыку Л. Вихаревой  “Хрустальный замок”,

     “Зайка”.

3.Упражнение на развитие речевого дыхания “Сдуй пёрышко”.

4.Экспериментальная деятельность со снегом.

5.Д/упражнение “Что это значит?” – символы.

6.Пальчиковая гимнастика – рисование мукой.

ОБОРУДОВАНИЕ:

1.карточки с изображением животных и их детёнышей, животные зимой и        

     летом

2.пакет с крахмалом

3.большой лист синей бумаги

4.мука

5.пакет из под молока

6. ножницы

7.изображения белки и зайца зимой и летом

8.карточки  -  символы

ЦЕЛЬ:

Цель совместной деятельности расширение кругозора детей об окружающем мире и явлениях, уметь совместно играть и выполнять различные действия.

ЗАДАЧИ:

1.Продолжать формировать чувство общности ,радость от совместной  работы

2.Воспитывать умение работать в группе, внимательно  слушать ответы другого ребёнка.

3.Познакомить с характерными признаками зимы, свойства  снега , изменениями  в жизни птиц и диких животных.

4.Развивать интерес к явлениям природы.

5.Учить устанавливать простейшие причинно – следственные связи

6.Развивать слуховое и зрительное внимание , мелкую моторику.

7.Знакомить с символами.

8.Активизировать словарь.

9.Учит отвечать на поставленный вопрос.

10.Закреплять правила прогулки в зимнее время.

                   

                                      ПЛАН

1.Организационный момент:

     Создание игровой ситуации – кто стучится к нам в окно?

2.Основная часть:

    --загадки

   --экспериментальная деятельность со снегом , льдом.

   --игра со словом с показом движений – Что мы делаем зимой?

   --правила прогулки  зимой

   --д/игра “найди пару”

   --тактильное , слуховое  упражнение : ”Угадай на что похоже?”/крахмал

   --физкультминутка “Снежинка”

   --изготовление кормушки для птиц

   --разговор о птицах зимой.

   

3.Заключительная часть

   --физминутка  -- психогимнастика “Снеговик”

   --экспериментальное рисование мукой/пальчиковая гимнастика.

          ХОД СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Стук в окно.

В:Интересно, кто это там стучится к нам в окно? Да нам письмо.

Просят отгадать загадки:

 1.Покружилась звёздочка в воздухе немножко,  

    Села и растаяла на моей ладошке./снежинка

 2.Без досок , без топоров через речку мост готов,

    Мост как синее стекло! Скользко, весело, светло./лёд

 3.Дел у меня не мало я белым одеялом всю землю укрываю,

    В лёд реки убираю, белю поля, дома. Зовут меня…/зима

Воспитатель: Вот мы с вами стоим у окна, давайте посмотрим в окно. Что

    вы там видите ?

Дети: Много снега.

В: Какой он ?

Д: белый, холодный.

В: Снег нам кажется очень чистым, посмотрим на него очень внимательно.

Положу вам немного снега на ладошку. Понаблюдайте.

Куда же пропал снег из  ваших рук?

Д: растаял .

В: Почему он растаял?

Д:ладошки тёплые.

В: А вот лёд – какой он?

Д: тоже холодный, но твёрдый.

В: А что быстрее растает лёд или снег?

Д: снег.

В:Давайте посмотрим на воду в чашке ,в которую превратился снег. Опустите  палец в воду. Какая вода ?

Д: прохладная.

В:Объясните почему нельзя есть снег на улице?

Д: Он грязный и холодный, можно заболеть.

В: Вот  у зимы есть для вас задание – надо разбиться на пары: вот вам карточки – посмотрите на них внимательно и встаньте  парами.

Дети ищут свою пару по принципу – мама и детёныш.

В: Посмотрите на картинку и ответьте -- что мы делаем  зимой?

Д: Катаемся на санках, лыжах, коньках.

В: Вот и давайте покатаемся на санках.

Дети едут парами к столу.

Физкультминутка:”Снежинки”.

На столе пакет с крахмалом. Беру его  в руки.

В: Закройте глаза и послушайте. Мну пакет. Что напоминает вам этот звук?

Д: скрип снега.

В: Снег скрипит, когда  на улице сильный мороз. При сильном морозе снег не лепится. Когда на улице не очень холодно, то снег становится липким и что тогда можно сделать из снега?

Д: можно слепить снеговика, снежки.

В: Посмотрите на картинки и скажите чем отличаются эти животные?

Д:  Белка и заяц  зимой и летом.

В: Как  вы думаете о чём могут говорить белка и заяц ,когда на улице непогода?

Д: Что холодно и голодно.

В: Скажите, а птицам как живётся зимой? Ведь нет ни червяков, ни жуков.

Д: тоже холодно  и голодно.

В: Надо помочь птицам. Чем можно покормить птиц?

Д: хлебом, семечками, зерном.

В: Вот у меня на столе тут есть пакет из-под молока, ножницы. Давайте попробуем сделать кормушку для птиц. Может подскажете как сделать?

Дети предлагают.

В: А почему назвали кормушкой?

Д: Кормит птиц.

В: Куда повесим?

Д: На улицу.

В: А что надо одеть, выходя на улицу ?

Д: шапку, пальто, рукавицы…

В: Зачем люди так одеваются зимой?

Д: Чтоб было тепло и не замёрзнуть.

В: А что  нельзя делать зимой ?

В: Как от морозов спасаются звери?

Д: предлагают свои варианты.

В: У всех зверей шуба зимой становится более пушистой и тёплой.

У меня тут карточка , интересно что это может обозначать?

Дети предлагают свои варианты.

В: Кружится. Снега много намело давайте с вами слепим снеговика.

Физкультминутка – психогимнастика:

Давай дружок, смелей дружок кати по снегу свой снежок

Он превратится в снежный ком и станет ком снеговиком

Два глаза, шляпа, нос, метла …Его улыбка так светла…

В: На столе там у меня разложен лист бумаги, давайте  докружимся до стола .

В: Мы сейчас с вами попробуем порисовать разными способами. Вот мука и

   крахмал – указательным пальцем обмакните и приложите к листу, получится снежинка, указательным и средним , сложив их вместе, -- хлопья,

четыре пальца вместе – снегопад.

В:А теперь давайте порисуем.

Самостоятельное рисование.



Предварительный просмотр:

Сценарий родительского собрания по теме: «Растим любознательных»

Автор:

Наумова Галина Владимировна,воспитатель высшей квалификационной категории МДОУ "Детский сад №110".Группа №2 "Птички".возораст - средний 4-5лет.

Цели:

Раскрыть значение познавательного интереса ребенка и отклика взрослых на него; научить развивать познавательную активность.

Форма проведения:

Круглый стол в лесу у костра - совместный поход родителей с детьми.

План проведения:

Вступительная часть собрания.

Прослушивание и обсуждение ответов детей.

Решение педагогических ситуаций.

Работа с памяткой «Как отвечать на детские вопросы».

Чтение стихотворения «Почему?».

Обсуждение вопроса о подключении родителей к процессу познавательного развития детей данной группы.

Практикум по познавательной деятельности:"Как вести себя в лесу".

Подведение итогов собрания. Принятие решений.

Ход мероприятия

Подготовительный этап

Провести анкетирование родителей (смотри приложение).

Подготовить приглашение на собрание каждой семье (изготовить вместе с детьми в виде индивидуальных открыток).

Оформить с детьми на занятиях памятки «Как отвечать на детские вопросы» (Смотри приложение).

Распечатать памятки для родителей по развитию любознательности.

Написать на листе ватмана обращение к родителям (Смотри приложение).

Опросить детей, записать ответы на вопросы (смотри приложение).

Организационный этап

Пока родители собираются, тихо звучат записи песен: «То ли еще будет» и другие; столы расставлены полукругом.

Вступительная часть собрания

Ведущий: 

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады видеть вас за нашим круглым столом. Спасибо вам за то, что пришли на эту встречу.

Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания. Я думаю, вы согласитесь с тем, что познавательный интерес у ребенка должен быть сформирован в дошкольные годы.

Ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Открытия у него каждый день: то он впервые узнает, что сосулька превращается в руке в воду; что бумага рвется, мнется, шелестит; что камень, брошенный в воду, тонет, а дерево плавает на поверхности.

Стремление познать часто подводит детей. Они нечаянно режут салфетки, когда хотят узнать, можно ли это разрезать, или разбирают игрушки с целью узнать, что там внутри и почему они двигаются. Этим они нередко доставляют нам, взрослым, беспокойство. Ребенок растет. Возрастает его любознательность к окружающему, незнакомому. Часто возникают вопросы: что это? Для чего? Из чего сделано? Недаром их называют почемучками.

Наша дискуссия – о развитии любознательности у детей. Интересно, одинаковы ли по значению слова «любознательность» и «любопытство»? Я решила заглянуть в словарь. Что же сказано в «толковом словаре русского языка» Сергея Ивановича Ожегова?

«Любознательный – склонный к приобретению новых знаний, пытливый…

Любопытство:

Мелочный интерес ко всяким, даже не существенным подробностям (праздное любопытство).

Стремление узнать, увидеть что-нибудь новое, проявление интереса к чему-нибудь.

Прослушивание и обсуждение ответов детей.

Ведущий: 

Как вы думаете, любознательны ли наши дети? (высказывания родителей.) Послушайте, пожалуйста, ответы детей. (слушается запись ответов детей. Приложение.)

Вы услышали ответы детей, а теперь хотелось бы узнать ваше мнение.

Задает ли ваш ребенок вопросы? О чем? Как часто?

Всегда ли вы отвечаете на вопросы и, как вы считаете, всегда ли надо отвечать?

Всегда ли ребенок удовлетворен вашим ответом?

К кому из взрослых ребенок чаще всего обращается с вопросами? Почему?

Обсуждение вопросов.

Решение педагогических ситуаций

Ведущий: 

Представьте такую ситуацию. Мать с сыном идут по улице. Неожиданно пошел дождь. Сын спрашивает :»Мама, почему пошел дождь?» - и слышит ответ: «Ты плачешь и небо плачет».

Вопросы:

1. Согласны ли вы с ответом матери? Постарайтесь себя поставить на место пятилетнего ребенка.

2. Как, по вашему, отвечать на детские «почему», чтобы интерес, заключенный в вопросе, не угасал, а развивался?

3. Всегда ли полезно давать сразу исчерпывающий  ответ на вопрос ребенка?

4. Что следует учитывать при ответах на вопросы детей?

5. Василий Александрович Сухомлинский советовал нам, взрослым, оставлять что-то недосказанное, что бы ребенку вновь и вновь хотелось возвратиться к тому, что он узнал. А как вы считаете? (Обсуждение).

Папа с шестилетней дочкой рассматривает иллюстрированную книгу о зоопарке. У девочки возникает вопрос: «Почему у льва такая желтая шкура?»

Обсуждение возможных вариантов ответов.

Мы находимся с вами в лесу,давайте вместе спросим у детей,что им интересно здесь.

Обсуждение.


Тропинка завлекалочка.
Совместно с родителями провести детей по лесной тропе,на которой прячутся лесные животные и родители загадывают загадки детям,кто прячется и как готовятся к зиме, и совместно обсуждают правила поведения в лесу.

Работа с памяткой «Как отвечать на детские вопросы»

Ведущий:

У вас на столах лежат памятки «Как отвечать на детские вопросы». Эти памятки оформили наши дети и очень хотели, чтобы вы с ними познакомились.

Как вы считаете, заслуживают ли внимания эти советы? Или вы не согласны с ними?

Многие из советов, конечно же проверены вами на практике, и все же, какой из них вы считаете самым важным в воспитании любознательности ребенка, почему? (обсуждение)

Очень эффективно развивается наблюдательность с помощью загадок.

Вы загадали загадку:

Пушистая вата

Плывет куда-то.

Чем вата ниже.

Тем дождик ближе.

Ребенок ответил: «туча».

Будете ли вы удовлетворены ответом?

Какие вопросы ему зададите?

Уважаемые родители, вы, надеюсь, поддержите предложение о создании в каждой семье альбомов с загадками. Очень важно, чтобы в составлении загадок в рисунках, аппликациях по темам загадок принимали участие ваши дети.

- Как вы считаете, нужно ли стремиться к тому, чтобы ребенку дать как можно больше сведений и не по возрасту глубоких знаний? (обсуждение).

Однажды одна мама с гордостью рассказывала, что ее пятилетняя дочь сама читает и интересуется книгами, предназначенными для школьников, умеет считать до ста. Мама всегда добавляет при этом, что ее ребенок развит не по годам

- Какого вы мнения? (обсуждение).

Ну а сейчас дети покажут нам свою сценку.

Чтение стихотворения «Почему»

Ведущий: 

Сын пришел к отцу с вопросом.

Сын:           

Пап! Папа! Вот смешно!

Почему, скажи мне, просом

Называется зерно?

Почему сосед новатор?

Что такое экскаватор?

Почему шагает он?

Как без спичек жили раньше?

Почему бывает дым?

Отец:         

Да отстань же ты, отстань же

С почемучканьем своим.

Сын:         

Папа!

Ведущий: 

Сын вернулся вскоре…

Сын:           

А бывал в пустыне ты?

А приплыть в любое море

Могут, думаешь, киты?

Почему с ушами заяц?

Пап, а что такое грань?

Отец:           

После, некогда, отстань!

Ведущий:   

Снова сын пришел к папаше…

Сын:           

Где луна бывает днем?

Папа, папа, а когда же

Мы с тобой в театр пойдем?

Ведущий: 

А в ответ сверкнула вспышка:

Отец:       

У меня свои дела!

Ведущий: 

И, вздохнув побрел сынишка

От отцовского стола.  

Почему? Когда же? Где же?

Всякий раз ответ один.

Постепенно стал все реже беспокоить папу сын.

Но однажды в час вечерний

У почтенного отца  

От волненья, огорченья

Изменился цвет лица.

Вопрошал родитель сына:

Отец:         

Вызов в школу? Почему? Что такое?

В чем причина? Совершенно не пойму!

У других , посмотришь, детки

Только радуют сердца.

Почему твои отметки –

Огорченье для отца?

Почему разбил стекло ты?

Поцарапал в школе дверь?

Почему одни заботы

Причиняешь мне теперь?

Почему других ты хуже?

В толк никак я не возьму?

Отчего же? Почему же?

Ведущий:    

В самом деле, почему?

Обсуждение ситуации.

Ведущий: 

Все мы не хотим, чтобы такая ситуация сложилась в наших семьях, произошла с нашими детьми. Что же сегодня мы можем сделать для наших детей не только в семьях, но и в группе.

Мы с ребятами обращаемся к вам с идеей, чтобы каждый родитель принял участие в процессе познавательного развития детей нашей группы.

Обсуждение вопроса помощи группе в плане познавательного развития.

Ведущий: 

Пожалуйста, подумайте:

Что можно сделать для наших детей?

Кто из членов ваших семей может принять участие в организации встреч с детьми?

Обсуждение

А теперь, если вы подумали, то отметьте, пожалуйста, на плакате то, что вы выбрали, напишите время встречи и фамилию.

Подведение итогов собрания. Чаепитие.

Приложение

 

Анкета для родителей «Познавательные интересы»

Задает ли ваш ребенок вопросы? Как часто? Какого содержания?

Чем интересуется ваш ребенок больше всего?

Стремится ли ваш ребенок пополнить свои знания используя различные средства информации?

Рассказывает ли взрослым и сверстникам о своих интересах?

К кому из членов семьи ребенок чаще обращается с вопросами?

Широк или узок круг интересов ребенка? Постоянны или изменчивы его интересы?

Что делается в семье для развития интересов ребенка?

Какие вопросы ребенка ставят вас в тупик?

Всегда ли ребенок удовлетворен тем, как вы отвечаете на его вопросы?

Памятка для родителей по развитию любознательности

Внимательно относитесь к детским вопросам, не отмахивайтесь от них.

Не раздражайтесь из-за них на ребенка.

Ответы давайте краткие и доступные пониманию ребенка.

Научите ребенка играть в шахматы или шашки.

Проводите в семье различные конкурсы.

Организовывайте совместные походы в театры, в музеи, на выставки.

Проводите постоянные прогулки на природу.

Мастерите с детьми поделки из природного материала.

Поощряйте экспериментирование детей.

Читайте детям природоведческую литературу.

Любите своего ребенка!

Памятка для родителей «Как отвечать на детские вопросы»

Относитесь к вопросам детей с уважением, не отмахивайтесь от них.

Внимательно вслушайтесь в детский вопрос, постарайтесь понять, что заинтересовало ребенка.

Давайте краткие и доступные пониманию ребенка ответы.

Ответ должен обогатить ребенка новыми знаниями, побудить к дальнейшим размышлениям.

Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребенка.

В ответ на вопрос ребенка постарайтесь вовлечь его в наблюдения за окружающей жизнью.

Отвечая на вопрос ребенка, воздействуйте на его чувства. Воспитывайте в нем чуткость, тактичность к окружающим людям.

Если ответ на вопрос недоступен пониманию ребенка, не бойтесь ему сказать: «Пока ты еще мал. Пойдешь в школу, научишься читать, узнаешь много нового и сам сможешь ответить на свой вопрос».

Вопросы для детей

Любите ли вы загадки? Кто загадывает их вам дома?

Чем вы любите заниматься больше всего? Почему?

Принимают ли участие взрослые в ваших играх?

Если бы вы были взрослыми, как бы вы помогали своим детям в занятиях и играх?



Предварительный просмотр:

                Конспект  НОД  в подготовительной группе по введению в математику с применением проблемно-диалогической технологии.

Тема: «Играем и считаем».

Цель: Обобщение и закрепление пройденного материала.

Задачи:

ПР: 1.Продолжить учить разбивать группу на подгруппу с заданными признаками, производить классификацию.

2. Учить объединять подмножества и вычленять подмножества из множества.

3. Учимся находить и называть заданные закономерности.

4. Продолжаем учиться составлять математические рассказы с опорой на рисунок.

5. Развивать организационные умения - называть тему занятия, понимать цель задания.

6. Оценивать результат работы.

7. Развивать память и внимание.

СК: 1. Способствовать развитию взаимопонимания, работая подгруппой.

2. Вырабатывать умение работать по плану.

РР: 1. Расширять и обогащать словарный запас.

2. Развитие грамматического строя речи.

3. Развитие умения говорения и слушания.

Демонстрационный и раздаточный материал:

- картотека разрезанного лото

- цветные карандаши

- листы с заданиями

- маркеры, доска для рисования

Форма работы: фронтальная, подгруппами.

ХОД:

  1. Мотивационный этап.

В: Вы сегодня смотрели новости по Карелии?  А я с утра по телевизору успела посмотреть, у нас в Петрозаводске оказывается большая проблема с бродячими животными. На работу шла, видела стаю таких бродячих собак.

В.: Они опасны? Откуда они берутся? Как же можно решить данную проблему, как  вы думаете?

-А кто её должен решать?

Дети: Люди.

- Кто именно? / администрация города/

Д: С плана.

В: Давайте попробуем составить такой план? Каким образом можно составить такой план?

Д: Алгоритм действий.

Д: высказывают свои предположения, запись символами на доске: планирование деятельности.

 Алгоритм: -проект  здания, место для строительства, инструменты, материалы, техника, порядок в помещении, проект размещения животных.

В: Ребят, у меня в конверте есть одна игра, которая поможет  в строительстве, давайте посмотрим. Для игры нам надо разделиться на три группы. Первая группа собирает лото здесь, вторая - , третья -.

Д/И : разрезанное лото «Машины специализированного назначения».

Дети: разбирают и собирают картинки, объясняя какие машины они нашли и для чего они предназначены, отбирая машины для строительства. Там же есть картинки с изображением электроинструментов.

Возникает затруднение. Инструмент нужен для строительства, но это не автомобили. Вывести детей на название группы – машины специального назначения. А инструменты – это не транспорт, но это же техника, ведь у неё есть мотор, значит  - машина? Какое может у всего такого разнообразия техники общее название?

Рассуждения детей./ Специальная/

Динамическая пауза: психогимнастика – отгадываем загадки о спецтранспорте и изображаем его пластическим этюдом.

В: Ребят, что там у нас по плану дальше? /  после строительства надо привести помещение в приятный вид, что для этого надо сделать?

Д: Покрасить стены, полы..

В: Решите задачи – У вас на столах листы, рассмотрите их внимательно и определите на какие группы можно разделить детей и по каким признакам, обсудите вместе, определите лидера, кто от вашей группы будет рассказывать одну группу и один признак.

Каждой группе задаётся по задаче:

  1. Десять ребят играли в маляров. У троих из них были ведёрки с краской, а у остальных – кисточки. Сколько было ребят с кисточками?
  2. Десять ребят играли в маляров. У семерых из них были кисточки, а у остальных  - ведёрки с краской. Сколько было ребят с ведёрками?
  3. Ребята играли в маляров. У семерых из них были кисточки, а у троих – ведёрки с краской. Сколько ребят играли в маляров?

В: Мы с вами разобрали - какие машины, инструменты необходимы для строительства, покрасили помещение, по плану  у нас дальше?  –

Дети: теперь надо расселить жильцов по их квартирам.

 За столом  работают в парах.

Задание на листах – определить подмножества из множества, общие признаки расселения животных, классификация.

/По цвету и размеру, по группам – кошки - 4 серых, мелких, 3 крупнее рыжих; собаки – 1 крупная рыжая, 2 серых мелких./

Дети выполняют задание самостоятельно. Проверяют в парах правильность выполнения,  обсуждение,  почему именно так. Выявление закономерности.

В: Сколько всего животных?

Д: 10

В: Как можно разбить число 10?

Д: 4-6, 3-7…

В: Составьте  математический рассказ с опорой  на рисунок./ Если будет время, оставить на следующее занятие./

Д: Выполняют задание, помогая друг другу и проверяя правильность.

Подведение итогов.

В: Как вы думаете, понравится ли наш дом животным, а вам самим понравилось работать над конкретным проектом? Что узнали нового?

Рефлексия.

 Что было сложно? Какие эмоции вы испытали при работе с лото?

Выход на самостоятельную деятельность:

А как можно воплотить в жизнь, действительно реализовать данный проект –чем мы с вами можем помочь бездомным животным? Подойдёт ли вот такой дом какой у нас на картинке?

Что для этого нужно?

Обсуждение вариантов, дискуссия.

Загадки.

 1.   Поднимает великан груды груза к облакам.

       Там, где встанет он, потом вырастает новый дом.

                                                            /подъёмный кран.

  1. Начинает он копать, заменяет сто лопат. / экскаватор.

  1. Для цемента и бетона, для постройки дачи, дома - Машина с бочкою мешалкой зовётся  -               / бетономемешалкой.

  1. Могу копать, пахать, возить, могу тянуть, могу грузить.

У меня мотор силач, хотя я братцы не тягач.     / трактор.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«технология проблемно-диалогического обучения» Воспитатель Высшей квалификационной категории Наумова Галина Владимировна МДОУ « Центр развития ребёнка. Детский сад№ 110»

Слайд 2

Технология постановки проблемы Проблема «существует» в двух основных формах: Как тема занятия Как не совпадающий с темой занятия вопрос, ответом на который является новое знание

Слайд 3

Побуждающий от проблемной ситуации диалог Приём создания проблемной ситуации – 1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории, точки зрения Побуждение к осознанию противоречия : о фактах – что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты? о теориях – Что вас удивило? Сколько существует теорий

Слайд 4

Приёмы создания проблемной ситуации 2. Столкнуть мнения детей вопросом или практическим заданием Например: Сколько мнений? Кто прав? Почему так получилось? Почему вы удивились? 3. Обнажить житейское представление детей вопросом или практическим заданием -- Вы сначала как думали? Вы что предполагали? А как на самом деле? Предъявить научный факт сообщением, экспериментом, наглядностью И выбрать подходящее : Какой возникает вопрос? - проблема Какова тема занятия? -проблема

Слайд 5

Приём 4 Дать практическое задание не выполнимое вообще. Вопрос - Вы смогли выполнить задание? Почему? В чём затруднение?

Слайд 6

Приём 5 Дать практическое задание, не сходное с предыдущим. Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем же это задание не похоже на предыдущее?

Слайд 7

Приём 6 Шаг 1. Дать практическое задание, сходное с предыдущими. Шаг 2. Доказать, что задание детьми не выполнено. Вопросы: Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено?

Слайд 8

Актуальность Побуждающий от проблемной ситуации диалог обеспечивает подлинно творческую деятельность детей и развивает их речь и творческие способности. Подводящий диалог успешно формирует логическое мышление и речь детей, а развивающий результат незначителен. При побуждающем диалоге может появится и тема занятия и вопрос для исследования. Главное педагогу правильно и корректно задавать детям вопросы! Кто может выразить мысль точнее? Кто думает иначе? Кто ещё что хочет сказать? Слушаю! ……..И чуть – чуть говорю!