Методическая копилка
Мои выступления на практических семинарах, Педагогических советах, проведение мастер-классов для педагогов ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
31.10.2018_moya_rech.docx | 28.4 КБ |
master_-klasss_grammaticheski_pravilnaya_rech_pedagoga.docx | 29.6 КБ |
tekst_k_prezentatsii_na_konkurs_umnye_igry.docx | 21.32 КБ |
konkurs_umnye_igry_sedelnikova_yu.g._mdou_no49.pdf | 1.9 МБ |
seminar-praktikum_27.01.2022.pdf | 2.43 МБ |
it.pdf | 1.91 МБ |
tekst_k_vystupleniyu_21.03.2022.docx | 30.86 КБ |
pedsovet_may_2022g.pptx | 1.34 МБ |
otchet_na_pedagogicheskom_sovete_no4_za_2020-2021_uchebnyy_god.docx | 17.25 КБ |
pedsovet_may_2022g.pptx | 1.34 МБ |
Предварительный просмотр:
Практический семинар для педагогов:
«Основы работы по коррекции речевого развития»
Учитель-логопед Седельникова Ю.Г.
Задачи:
- Повышение профессиональной компетентности воспитателей в вопросе применения специальных логопедических приёмов с целью профилактики возникновения и коррекции речевых нарушений у детей среднего дошкольного возраста;
- Формирование знаний по применению артикуляционной и дыхательной гимнастики на практике;
- Совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности.
Вступление
Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе.
Почти все дети дошкольного возраста (до 64% от всех детей дошкольного возраста) имеют речевые недостатки, неправильно произносят один или несколько звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный характер. В середине 80-х годов дефект речи наблюдался только у 8 % детей старшего дошкольного возраста. За 30 последних лет число речевых нарушений возросло более чем в 8 раз. И только 40% детей, идущих в школу, имеют чистую, хорошо развитую речь. И, если не обращать внимания на речевые недостатки, они закрепляются и влияют в дальнейшем на обучение в детском саду, школе; возникают сложные речевые нарушения, тяжело поддающиеся коррекции.
На чистоту речи ребенка влияют такие факторы, как:
- речевой слух,
- речевое внимание,
- речевое дыхание,
- голосовой и речевой аппарат.
Поэтому с целью профилактики возникновения речевых нарушений, их коррекции, начиная с младшего дошкольного возраста, необходимо применять в работе игры и упражнения, направленные на развитие слуха, дыхания и речевого аппарата.
Сегодня я бы хотела вас познакомить с методикой проведения артикуляционной и дыхательнуойгимнастики гимнастики, с основными требованиями.
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата.
Произношение звуков речи – это сложный двигательный навык, поэтому для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи.
Артикуляционные упражнения способствуют укреплению мышц речевого аппарата, формируют правильные, полноценные движения артикуляционных органов (языка, губ, нижней челюсти и др.), улучшают дикцию; поэтому артикуляционная гимнастика необходима детям, имеющим речевые нарушения, и полезна всем детям, как с целью профилактики нарушений, так и с целью развития
У ребенка дошкольного возраста органы речи развиты слабо, поэтому ему следует помочь подготовить мышцы. Уже с младенчества ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения бормотанием, лепетом. Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Жевание, сосание, глотание способствует развитию крупных мышц. Для процесса говорения необходимо дифференцированное развитие более мелких мышц. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно на протяжении всего дошкольного детства. Этому способствует система упражнений, направленных на развитие моторики органов артикуляции.
Упражнения бывают статические (неподвижные), направленные на удержание определенного положения губ, языка (чашечка, трубочка и др.) и динамические (подвижные) (лошадка, часики, качели), требующие ритмичного повтора движений, координации движений и переключаемости.
Все упражнения объединяются в комплексы, каждый из которых имеет определенную направленность:
1 группа упражнений – вырабатывают основные движения и положения органов артикуляционного аппарата,
2 группа упражнений – способствуют выработке движений и положений для произнесения определенных групп звуков (свистящих, шипящих, соноров, заднеязычных).
3 группа упражнений – специфические упражнения, направленные на постановку звуков, способствующие выработке определенных движений: подвижность кончика языка, мягкого нёба, для растягивания подъязычной связки.
Так, в младших группах берутся упражнения на развитие основных движений, в средних – на их совершенствование и отрабатывание групп звуков (свистящие и шипящие), в старших – для сонорных звуков.
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз – разбиваем комплекс на весь день.
Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления.
Комплекс упражнений планируется на неделю. На следующей неделе хорошо выполняемое упражнение заменяется другим, новым, и отрабатывается на протяжении всей второй неделе. Таким образом, дети каждую неделю знакомятся с новым упражнением и отрабатывают его в артикуляционной гимнастике.
2. В комплексе должны присутствовать 2-3 статических упражнения и 2-3 динамических упражнения. Начинают гимнастику со статических упражнений, они выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении), далее переходят к динамическим.
3. На первых занятиях упражнение повторяется 2-3 раза в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы, в дальнейшем каждое упражнение выполняется до 10-15 раз.
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.
Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Каждое упражнение имеет своё название, свой образ. Так ребенку легче запомнить движение. А, чтобы одно и тоже движение дети не устали повторять длительное время, одному упражнению можно придумать несколько названий.
Например, упражнение «трубочка»: хоботок, шея у жирафа, дудочка, труба.
5. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
6. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Организация проведения артикуляционной гимнастики.
Что необходимо для проведения артикуляционной гимнастики? (зеркало, игровой момент, приемы, знать, как правильно выполняется упражнения, помогалочки – шпатели, ложка, шарики).
1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. Знакомя с новым упражнением необходимо дать детям сюжетную зарисовку. Например: как представить упражнение «Вкусное варенье»? – сластена Карлсон, который любит варенье.
2. Взрослый показывает выполнение упражнения, выполняя методические указания.
3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение – следит за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.
Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем). Соблюдаются гигиенические требования – чистота рук и инвентаря.
5.Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ребенок. Можно использовать нетрадиционные формы – драже, вода, биоэнергопластика – сочетание движений органов речи и рук.
Игровых приемов великое множество. Любая история, предметы, картинка – это наглядность, с помощью которой сохраняется внимание ребенка, вследствие чего активизируется все процессы речи. Элементы соревнования, красочность, новизна атрибутов, занимательность сюжетов игр вызывает интерес и эмоциональную отдачу, тем самым решаются обучающие задачи, цели, поставленные на занятии.
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает неправильно, лучше его подбодрить.
Развитие артикуляционной моторики
1. Статические упражнения для губ.
- вытянуть губы вперед трубочкой;
- улыбнуться так, чтобы не были видны зубы;
- естественно улыбнуться с сомкнутыми зубами;
- сомкнуть зубы, округлить губы и вытянуть их вперёд;
- чередовать предыдущие упражнения: первое со вторым, третье с четвёртым;
- сомкнуть зубы, приподнять верхнюю губу и обнажить верхние резцы.
2. Динамические упражнения для губ.
- вытянуть губы вперед трубочкой, затем растянуть их в улыбку;
- поочередно почёсывать и покусывать зубами сначала верхнюю, потом нижнюю губу;
- вытянуть губы вперёд трубочкой, после чего двигать ими в различных направлениях, вращать по кругу;
- с глухим звуком хлопать губами друг о друга;
- сильно втянуть щёки, после чего резко открыть рот с чмокающим звуком;
- широко открыть рот и втянуть губы внутрь рта, плотно прижав к зубам.
3. Упражнения для щёк и губ.
- растирать, похлопывать и покусывать щеки;
- надувать щёки (сначала обе сразу, потом поочередно);
- втянуть щёки и удерживать их в этом положении;
- закрыть рот, надуть обе щеки и бить по ним кулаком или ладонью, с силой шумом выпуская воздух.
Практикум по артикуляционной гимнастике с демонстрацией презентации (см. Презентацию).
Сейчас мы с вами выполним некоторые упражнения артикуляционной гимнастики по методике Т.А.Ткаченко.
Успехов вам в работе!
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - Детский сад №49
Мастер-класс для воспитателей:
«Грамматически правильная речь педагога»
Седельникова Ю.Г.
учитель-логопед первой
квалификационной категории
22 ноября 2019г.
«Грамматически правильная речь педагога»
Уважаемые коллеги!
Многие трудности в педагогической деятельности возникают из-за неумения пользоваться словом как инструментом, воздействующим на ребенка, помогающим установить с ним контакт. Поэтому речь воспитателя должна быть правильной, в меру эмоциональной и доходчивой.
Дети удивительно чутко улавливают, как разговаривают взрослые — спокойно или с раздражением, умеренно громко или крикливо, уважительно или с пренебрежением, и, подражая, копируют. Если вслушаться, как говорят наши воспитанники, то непременно можно заметить, что в их интонациях, словоупотреблении, ударении проявляются речевые особенности не только близких людей — отца и матери, бабушки и дедушки, но и языковые особенности воспитателя. Ребенок передает ваши жесты и мимику, используя характерные и часто употребляемые обороты речи.
Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения детей, в общении с ними, является для детей основным образцом родного языка, культурной речи, поэтому она должна быть не только правильной, с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка, но и выдержана в определенном темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений. Пожалуй, перед каждым педагогом в той или иной ситуации возникают сомнения: как сказать правильно, избежать ошибки в словосочетании, произношении, как точнее выразить мысль? Такие вопросы чаще всего появляются при письменном изложении мыслей. В этом случае воспитатель проявляет довольно высокую взыскательность к слову. Почему?
Когда мы письменно оформляем свою мысль, то хотим, чтобы она звучала аргументировано, доходчиво и потому заранее сознательно подыскиваем нужные слова, обдумываем построение фразы, порядок слов и т. д. В общем, работаем над точным выражением мысли. Что касается устной речи в быту, в разговоре с коллегами, воспитанниками и их родителями, то подобная работа над словом почти исключена. Ведь разговорная речь должна литься свободно, плавно, без неоправданных логических пауз. Нужные и точные слова должны сами собой всплывать из тайников нашей памяти и выстраиваться в правильные фразы. Именно в разговоре с окружающими наиболее ярко проявляется и речевая культура, и ее дефицит.
Речь воспитателя оценивается с трех сторон:
* содержательность (о чем и сколько говорит, что сообщается детям)
* безупречная правильность формы (как говорит)
* возрастная и педагогическая направленность (умеет ли говорить с дошкольниками, может ли убежденно и доходчиво излагать сведения по вопросам педагогики взрослым – родителям, коллегам). Педагог должен придерживаться литературных норм произношения.
Орфоэпические нормы.
Сложность усвоения правильного литературного произношения заключается в том, что произношение не всегда совпадает с правописанием. Поэтому общепринятым нормам литературного произношения следует учиться у дикторов радио, телевидения, у мастеров художественного слова, у окружающих людей, имеющих образцовую культурную речь.
Рассмотрим некоторые правила литературного произношения слов.
1. Гласные звуки, находящиеся под ударением, всегда звучат четко и ясно, так как они обозначаются на письме соответствующей буквой. Сравните произношение звука О в таких словах : молодость (произносится как «молъдъсть» – слабый, неясный звук, произносимы как средний звук между А и Ы, условно обозначается знаком Ъ); договор (произносится: «дъгавор»); сороконожка (произносится: «съръканожкъ»)
2. Безударные гласные А и О в произношении ослабевают (звук О заменяется и произносится как звук А или как средний звук между А и Ы: вада (вода), акно (окно), мълако (молоко) и т.д. гласные звуки У, Ю, Ы, Э и в некоторых случаях звук И и в безударном положении не изменяются (утюг, юла, рыбак, экзамен, игра).
3. В разговорной речи при произнесении отчеств, при сочетании имен и отчеств иногда выпадают некоторые звуки и окончания: «Алексан Иваныч» (Александр Иванович), «Михал Палыч» (Михаил Павлович), «Марь Иванна» (Мария Ивановна).
4. К нелитературному произношению относится побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как они написаны: что (вместо «што»), его (вместо «ево»), счастье (вместо «щастье») и т.д.
5. Отклонение от нормы литературного произношения является речь с национальном акцентом, с характерными особенностями местных говоров: яканьем (вясна вместо весна), цоканьем («цто» вместо «што» и др.), известно, что ребенок впитывает особенности речи той местности, где он растет. Если он слышит так называемый «окающий» говор (с подчеркнутым звуком «о»), или «якающий» («нямного» вместо «немного»), то и сам станет так же говорить. Поэтому воспитателю необходимо следить за собственной речью и не отступать от норм литературного произношения.
6. Речь с неправильным ударением в словах (магазин, километр).
Если возникают сомнения в правильности произнесения слов и постановки ударения, пользуйтесь орфоэпическими словарями-справочниками. Часто можно слышать: «Я кушаю». При этом человек и не подозревает, что слово «кушать» употребляется в современном литературном языке с определенными ограничениями: «кушать» говорят, приглашая к еде, предлагая еду или обращаясь к кому-либо с вопросом о еде. Например: «Садитесь, пожалуйста, кушать», «Кушайте на здоровье». По отношению к детям тоже обычно говорят «кушать» и в данном случае это уместно, так как употребленное слово выражает ласку, внимание. Но о себе всегда нужно говорить: «Я ем».
Часто допускается ошибка в употреблении глагола «занять» вместо «одолжить», т. е. в значении, прямо противоположном литературному: «Дать взаймы, в долг кому-нибудь». Нередко педагог, давая поручение ребенку, говорит: «Пойди, пожалуйста, к Вере Петровне и скажи ей, что я велела дать книжку». Правильно ли это? Ведь говорить Вере Петровне «велела» невежливо; велеть — значит приказывать. Важно, чтобы ребенок правильно понял это поручение и правильно обратился с просьбой, т. е. передал не приказ, а просьбу в вежливой форме, значит, и сформулировать поручение следует примерно так: «Скажи, пожалуйста, Вере Петровне, что я ее прошу...»
Не принято, например, говорить о ком-либо из присутствующих в третьем лице: «Мы все пришли к единому мнению, а она считает, что...» Вместо «она» следует называть человека по имени и отчеству. Можно слышать, как говорят: «Мы наметили провести родительское собрание в октябре месяце». Но это неправильно: слово «месяц» лишнее, так как словосочетание «в октябре» уже содержит понятие месяца.
В качестве недостатков словаря воспитателей можно назвать частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (Танечка, вымой ручки; Катенька, убери чашечку со стола и т.п.), засоренность лишними словами (ну, вот, так сказать, значит); подлаживание под речь малышей, то есть неуместное использование звукоподражательных слов (Где ав-ав? и т.д.).
Одна из первостепенных задач воспитателя - подмечать собственные речевые недостатки, вслушиваться в собственную речь, ставить почаще перед собой вопросы: как звучит моя речь? Каковы интонации в общении с детьми и окружающими взрослыми? Нет ли дефектов звукопроизношения? Может ли служить моя речь образцом для ребят? Дети учатся у воспитателя произносить правильно звуки, слова, грамматически правильно строить предложения, логически последовательно излагать мысль и т.д. Значит, педагог должен разговаривать с детьми понятно и доступно, короткими фразами, а не громоздкими и витиеватыми; правильно и точно подбирать слова; не допускать многословия; не употреблять слова-сорняки («это самое», «ну», «вот так», «так сказать» и др.); исключить всякого рода огрубленные выражения, избегать просторечий, диалектизмов.
Воспитатель должен помнить: чем богаче его лексический запас, тем разнообразнее выбор нужных слов, тем точнее и выразительнее речь. Тогда он не будет испытывать особых затруднений в установлении речевых контактов с окружающими. Быть чутким к слову, постоянно обогащать свой лексический багаж — одно из требований современности.
В наше время, когда огромный поток информации приносит много новых сведений из различных областей знаний, связанных с научно-техническим прогрессом, развитием общественно-политической и культурной жизни, мы постоянно встречаемся с новыми понятиями и словами, обозначающими их.
Например: Евровидение, брифинг, универсиада, абитуриент, юниор, реанимация, экстремальный и другие, получившие сейчас широкое распространение, а также многие слова ограниченного или специального употребления. Расширение словарного запаса обогащает человека, положительно сказывается на его деятельности, в частности, педагогической.
Общение с детьми обязывает воспитателя вдумчиво использовать новые слова, далекие по своему содержанию от мира детских мыслей. Однако это не означает, что взрослый не может свободно использовать лексическое богатство родного языка, ведь главное - учитывать возрастные особенности дошкольников и употреблять в речи такие слова, которые им доступны и понятны. Вводя новое слово, педагог объясняет его значение, побуждает детей употреблять его в своей речи. В результате у дошкольников накапливается соответствующий словарь, расширяется круг представлений, что создает возможность свободно общаться с взрослыми и сверстниками, понимать литературные произведения, слушать радио, смотреть телепередачи и т. д.
Интонационная выразительность речи — немаловажный фактор воздействия на ребенка. Монотонная речь утомляет маленьких слушателей, снижает интерес к содержанию текста. Слушая такую речь, дети быстро начинают отвлекаться, смотреть по сторонам, а затем и совсем перестают слушать. Воспитатель должен стараться разговаривать с детьми, используя многообразную гамму голосовых оттенков, подчеркивающих эмоциональное и смысловое содержание сказанного. Интонации спокойные и взволнованные, сдержанные и оживленные, лукавые и простодушные, торжественные и деловые, вопросительные и утвердительные, радостные и грустные, присущие человеческой речи, помогают маленькому ребенку глубже понять то, о чем ему говорят, почувствовать отношение взрослого к событию, поступку, предмету.
Фраза может прозвучать интригующе, и ребенок ожидает, что ему сообщат что-то интересное, даже таинственное. Если же интонация деловая — возможно, доверят ответственное поручение. Очень важны доброжелательность и искренность интонации речи взрослого, даже если в ней выражается недовольство. Поза, мимика, жест, как известно, дополняют выразительность речи, усиливают понимание того, о чем говорится. Имеет огромное значение, с каким выражением лица разговаривает педагог с детьми. Особенно это важно для малышей — ведь по выражению лица старшего им легче определить смысл сказанного. Мимика, так же как и жест, дополняет, углубляет понимание слова, усиливает его эмоциональный оттенок. И здесь воспитатель является как бы актером, который хорошо владеет искусством позы, мимики, жеста. Но, ни в коем случае нельзя переигрывать: малейшая фальшь может дать обратный результат. Внешние проявления воспитателя должны соответствовать его душевным побуждениям, быть выразительны и одновременно сдержанны.
Осмыслению того, о чем говорит воспитатель, способствуют и логические ударения, и паузы, и сила голоса. Немаловажно, как разговаривает педагог с детьми — быстро, умеренно или медленно. Ведь это один из значительных компонентов выразительности речи, который придает ей динамику, живость, убедительность.
Речь убыстренная («строчит, как из пулемета») детьми воспринимается затрудненно: они не успевают вслушаться в слова, вникнуть в смысл того, о чем им говорят. Равномерный, монотонный темп без убыстрений и замедлений «убаюкивает», снижает внимание, и, следовательно, сказанное может быть не понято или не дослушано. Поэтому с дошкольниками лучше всего разговаривать в умеренном темпе, замедляя или убыстряя его в зависимости от смыслового содержания сказанного. Недопустима бесстрастно-равнодушная растянутая речь. Сказки, рассказы, стихи для детей следует читать, в более замедленном темпе, чем тот, который характерен для разговорной речи. Замедленную речь детям легче воспринимать, легче следить за ее содержанием, запоминать текст.
Нужно, однако, помнить, что это правило не всеобъемлющее. При чтении художественных произведений ускорение или замедление речи должно быть оправдано передаваемых в данный момент содержанием, является средством художественной выразительности. Рассказ, прочитанный воспитателем с использованием средств художественной выразительности, вызовет у детей интерес, заставит их сопереживать, почувствовать силу слова, надолго запомнить содержание; тот же рассказ, прочитанный сухо, в быстром темпе, без эмоций, может вызвать только скуку и безразличие к художественному произведению.
Голос – это профессиональный инструмент воспитателя, и им необходимо правильно пользоваться, беречь его от перегрузок. Неверное использование голоса может проявляться, например, в чрезмерном повышении его громкости (при шуме в группе, на площадке). Если все-таки ситуация общения потребует значительного усиления громкости речи, это не означает, что нужно доводить ее до крика. Следует, несколько увеличив громкость, более четко произносить слова, замедлив при этом темп речи.
Если голос тихий и слабый, его необходимо развивать до более громкого и укреплять специальными упражнениями. Так же может быть устранена и неблагозвучность голоса (сиплость, хрипота, гнусавость). Дети учатся у взрослых не только правильно произносить звуки и слова, но и четко пересказывать содержание сказок, рассказов, передавать собственные наблюдения об окружающем, последовательно излагать свои мысли, делать выводы.
Умение связно, интересно, в доступной форме донести до детей то или иное передаваемое в речи содержание является необходимым качеством речи педагога. Последовательно излагая мысли, воспитатель не должен загромождать свою речь непонятными словами, сложными оборотами, длинными фразами. Речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз, так как при употреблении длинных, да к тому же в грамматическом отношении сложно построенных фраз детям трудно установить связь между частями предложения, осмыслить и понять содержание. Но нельзя ограничиваться и употреблением только простых предложений. Важно шире использовать недлинные сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Многословие, наслоение лишних фраз делают речь воспитателя громоздкой, трудной для восприятия. При слушании рассказа, насыщенного сложными оборотами, дошкольникам трудно проследить за мыслью педагога, запомнить содержание, и такой рассказ не принесет им пользы.
В общении с детьми воспитателю необходимо широко использовать лексическое богатство родного языка. Особо следует остановиться на выразительности речи, в частности на фразеологизмах.
Фразеологизм — лексически устойчивое и целостное по своему значению словосочетание, готовая речевая единица. Если мы говорим «работать засучив рукава», то это значит работать интенсивно, усердно, «работать спустя рукава» — работать плохо, «вставлять палки в колеса» — препятствовать делу, «тянуть канитель» — медлить и т. д. Фразеологизмы придают речи эмоциональность, образность, лаконичность. Например, чтобы охарактеризовать времяпрепровождение человека, можно сказать: «Он привык бездельничать, праздно проводить время» и «Он привык бить баклуши». Сравним: в первом случае высказывание многословно, во втором — лаконично, эмоционально, прицельно точно. В разговорной речи мы часто употребляем такие выражения, как «огород городить», «как пить дать», «остаться с носом», «медвежья услуга», «держать камень за пазухой» и т. п. Подобные конструкции ярко выражают национальное своеобразие языка, обогащают речь, делают ее особенно выразительной, экспрессивной. Мысль высказывается предельно спрессовано, и одновременно ей придается определенный, оттенок: одобрения, осуждения, пренебрежения и т. д. Однако иногда употребляют фразеологизмы, не понимая их истинного значения. И тогда возникают курьезы. Так что пользоваться фразеологизмами в речи надо очень аккуратно.
Положительно влияет на развитие детей речь воспитателя, изобилующая эпитетами. Эти художественные определения придают ей образность, эмоциональность. У педагога, обладающего искусством употребления эпитета, и ребята более чутки к слову, способны сами метко выразить то, что они наблюдают, что на них произвело впечатление. Старшие дошкольники говорят: «Зима — художница. Вон как разрисовала стекла»; «Шапочка у Дашеньки будто одуванчик — белая и пушистая»; «Ветки, как лапы»; «Огромный подсолнух, будто таз для варенья»; «Поле — ситцевое платье: яркое и пестрое».
Не менее важно для воспитателя умение пользоваться афоризмами, крылатыми выражениями, художественным словом, что помогает глубже воздействовать на слушателя. Это присуще начитанному педагогу, хорошо знающему произведения русских классиков — писателей и поэтов.
Например, стараясь привлечь внимание ребят к красоте заснеженной березы, что стоит перед окном групповой комнаты, воспитатель вспоминает вслух четверостишие из стихотворения С. Есенина «Белая береза»:
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
Учить на лучших образцах родного языка — одна из важнейших задач воспитателя, которую он решает в процессе повседневного общения с детьми. В целом речь педагога должна быть четкой, логичной, грамматически правильно оформленной, с точно подобранными словами, выразительной. Необходимо умело пользоваться синонимами, метафорами, эпитетами, которые делают нашу речь выразительней, разнообразней, богаче по содержанию, шире использовать устное народное творчество (пословицы, поговорки), фразеологические обороты. Кроме того, речь воспитателя должна быть спокойной, всегда уравновешенной, немногословной, но очень понятной, вежливой не только по отношению к детям, но и ко всем другим работникам детского сада.
Таким образом, работая с детьми, воспитатель должен обратить внимание на следующее:
1. Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющие дефекты речи.
2. Иметь ясную, четкую и отчетливую речь, то есть хорошую дикцию.
3. Использовать в своей речи литературное произношение, то есть придерживаться орфоэпических норм.
4. Стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учетом содержания высказывания.
5. В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса.
6. Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции (в соответствии с возрастом детей).
7. Не допускать в разговоре с детьми и с персоналом повышенного тона, грубых выражений.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение Центр развития ребенка – Детский сад №49
Выступление на районном конкурсе «Умные игры»
среди учителей-логопедов и учителей-дефектологов дошкольных образовательных учреждений Раменского
городского округа с методической разработкой:
«Логопедические карты по автоматизации
и дифференциации звуков для нейро-планшета «Логико»
Седельникова Юлия Геннадиевна
учитель-логопед
первой квалификационной категории
2020
Добрый день, уважаемые коллеги!
Проблема речевого развития является актуальной в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует большое количество методик, технологий, с помощью которых можно развивать речь у детей. Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, речевой среды, способствующей возникновению желания активно развивать свою речь и участвовать в речевом общении. Самая близкая, доступная и увлекательная деятельность дошкольников - игра. Поэтому усваиваются знания лучше всего в игре.
Сегодня я хочу познакомить вас со своей методической разработкой «Логопедические карты по автоматизации и дифференциации звуков для нейро-планшета «Логико». Данный материал предназначен для детей дошкольного возраста с нарушениями речи от 4 лет. Пособие «Логопедические карты» предоставляет новые возможности проведения индивидуальных и групповых логопедических занятий с детьми, помогает использовать учителю-логопеду разнообразные материалы и приёмы работы.
В «Логико» играют дети по всему миру. Пособие было придумано немецкими авторами Дорис Фишер и Манфредом Криком, переведено на 24 языка и используется в 30 странах, в том числе в России. На сегодняшний день планшет «Логико» является одним из универсальных дидактических средств, формирующих мыслительные процессы у детей. Его можно многопланово использовать при решении задач развития речи у дошкольников, внести элемент игры в занятие, поддерживать интерес к изучаемому материалу.
Пособие «Логико» состоит из пластикового планшета и комплектов карточек по разным направлениям развития ребенка. В планшет вставляются карточки. С помощью цветных подвижных фишек ребенок отвечает на поставленные вопросы и может самостоятельно проверить правильность ответов. Оборотная сторона карточки содержит ответы для самопроверки, дополнительные вопросы и темы для бесед по предложенной иллюстрации.
Изучив представленный материал по развитию речи, я увидела, что он интересен, но не систематизирован для логопедической работы. Поэтому были разработаны логопедические карты для планшета по автоматизации и дифференциации звуков: свистящих (с), (з), (ц), шипящих (ш), (ж), (ч), (щ), соноров (р), (л). Данные карты я с успехом использую в своей педагогической деятельности.
РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА
Пособие «Логопедические карты» способствует обогащению развивающей предметно-пространственной среды кабинета учителя-логопеда и соответствует всем параметрам, необходимым для её создания:
- содержательная насыщенность
С помощью данного пособия можно организовать множество игр, соответствующих возрастным особенностям детей и содержанию образовательной программы;
- трансформируемость
Пособие дает возможность изменять предметно-пространственную среду в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Планшет можно положить на стол, тогда дети смогут организовать коллективную игру, играть с ним на ковре и др.
- полифункциональность
Данное пособие можно преобразовать в пособие для интеллектуальных состязаний между командами.
- вариативность
«Логопедические карты» обеспечивают проведение разнообразных игр для формирования правильного звукопроизношения, развития фонематических представлений, формирование лексико-грамматических категорий на материале автоматизируемых звуков (например, игры и игровые упражнения: «Сьедобное – несъедобное», «Что между чем?», «Один-много», «Где, чья тень?», «Подбери картинку к предложению», «Составь предложения с опорой на картинки», «Разложи по местам», «Составь предложения с опорой на картинки», «Найди половинки картинок», «Сложи вещи в ящик» и другие). Лёгкая сменяемость и разнообразие картинного материала, стимулирует появление новых игр, направленных на развитие речевой и познавательной активности детей;
- доступность
Планшет и логопедические карты к нему находятся в зоне свободного доступа дошкольников, дети могут самостоятельно выбирать материал к данному пособию.
- безопасность
Применяемые нами планшеты изготовлены из качественного материала, поэтому организуют безопасную среду, соответствующую требованиям по обеспечению надежности и безопасности использования.
Занятия с «Логопедическими картами для нейро-планшета «Логико» проводятся в течение учебного года на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях с детьми, имеющими нарушения речи.
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ «Логопедические карты» для планшета «Логико»:
Применение «Логопедических карт» эффективно помогает:
- автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки у дошкольников;
- создавать условия для развития у детей мыслительной деятельности, способности к мыслительным операциям (анализа, синтеза обобщения, сравнения);
- развивать мелкую моторику и контролировать координацию глаза и руки;
- добиваться усвоения материала, тестируя знания в игровой форме;
- создавать благоприятную эмоциональную ситуацию для развития речевых навыков, у детей появляется желание участвовать в речевом общении.
У меня получилось интересное пособие, которое полюбили мои воспитанники, получившее положительные отзывы педагогов и родителей.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение
Центр развития ребенка – Детский сад №49
Выступление на районном конкурсе
«Умные игры. Коррекционная игровая среда»
с методической разработкой на тему:
«Использование «Кругов Луллия» в коррекционной работе по формированию фонематических представлений у детей дошкольного возраста с нарушениями речи»
Седельникова Юлия Геннадиевна
учитель-логопед
первой квалификационной категории
2022
Тема выступления: «Использование «Кругов Луллия» в коррекционной работе по формированию фонематических представлений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи».
ВВЕДЕНИЕ
Проблема речевого развития является актуальной в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует большое количество методик, технологий, с помощью которых можно развивать речь у детей. Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, речевой среды, способствующей возникновению желания активно развивать свою речь и участвовать в речевом общении. Самая близкая, доступная и увлекательная деятельность дошкольников - игра. Поэтому усваиваются знания лучше всего в игре.
ИСТОРИЯ МЕТОДА «КРУГОВ ЛУЛЛИЯ»
«Круги Луллия» – это методика, построенная на изобретении Раймонда Луллия, философа, алхимика и богослова, жившего в 14 в., Италия. Этот французский монах изобрел круги, на которых можно было найти ответ на любой вопрос путем простого раскручивания. Раймонд Луллий, создал приспособление, логическую машину для открытия новых истин и умозаключений, которое представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки). Луллий на секторах размещал рисунки, писал слова и целые изречения. Любой желающий мог задать вопрос и с помощью полученной комбинации получить ответ, который надо было расшифровать, подключив воображение.
В настоящее время этот метод, используется педагогами для создания развивающих игр и головоломок для детей дошкольного возраста. «Круги Луллия» прочно заняли свое место в педагогике. На сегодняшний день они являются одним из универсальных дидактических средств, формирующих мыслительные процессы у детей. Их можно многопланово использовать при решении задач развития речи у дошкольников. «Круги Луллия» вносят элемент игры в занятие, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу.
Цель методической разработки – развитие фонематических представлений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи как базы для формирования звукового анализа и синтеза слов с помощью «Кругов Луллия».
Для достижения поставленной цели были поставлены задачи:
ЗАДАЧИ:
- Изучить методическую литературу по данной теме;
- Приобрести или сделать «Круги Луллия»;
- Подобрать игры, направленные на развитие фонетической системы языка;
- Научить детей старшего дошкольного возраста пользоваться «Кругами Луллия» на занятиях по коррекции фонематических представлений.
ИДЕИ
При подборе игр с «Кругами Луллия» мы опирались на концептуальные идеи классической педагогики - положение Льва Семеновича Выготского и Алексея Николаевича Леонтьева о ведущей игровой деятельности ребенка и положение о том, что обучение должно идти впереди развития. Мы учли идею Генриха Сауловича Альтшуллера о том, что ребенка надо учить думать системно (технология ТРИЗ).
ИЗГОТОВЛЕНИЕ «КРУГОВ ЛУЛЛИЯ»
«Круги Луллия» есть в продаже, также данное пособие можно изготовить самостоятельно. На стержень (например, от пирамидки) нанизывается несколько кругов разного диаметра. Можно использовать даже старые виниловые пластинки. Сверху устанавливают стрелку. Все круги разделяют на одинаковое число секторов. «Круги Луллия» представляются дошкольникам как загадочные круги, которые необходимо поворачивать так, чтобы внутри указателя или под стрелкой оказался ряд карточек, являющийся ответом на заданный вопрос. Круги и указатель свободно двигаются независимо друг от друга. По желанию можно получить разные комбинации картинок, расположенных на секторах, и объединить, казалось бы, несовместимые объекты.
Использовать круги Луллия можно очень широко – в познавательной деятельности, развитию речи, в формировании элементарных математических представлений, рисованию, в творческой деятельности и, конечно же в сочинительстве и фантазии.
Мы используем пособие, изготовленное из древесины. «Круги Луллия» состоят из 4 кругов разного диаметра, разделенных на 8 секторов. Имеется указатель. Картинки заламинированы, они прикрепляются к пособию на круглых липучках с клеевой основой.
МЕТОД «КРУГОВ ЛУЛЛИЯ»
Основная цель пособия «Круги Луллия» - развитие логического мышления, внимания, навыков устной речи, воображения. «Круги Луллия» могут использоваться и в продуктивной деятельности, по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, математике и др.
Игры пособия «Круги Луллия» могут быть подобраны по 2 направлениям, по двум методам:
- закрепление и уточнение уже имеющихся знаний.
Например, на сектора большого круга изображения животных, а на сектора меньшего круга – еда. Игра «Кто чем питается?»
- развитие воображения, фантазии и творчества.
Например, «Составь рассказ», где ребенок совмещает кольца, на которых изображены предметы и действия, затем придумывает историю с ними.
Количество используемых секторов в круге можно менять в зависимости от возраста детей и сложности заданий. Для детей 3-4 лет рекомендуется брать только два круга с 4 секторами на каждом. Для детей 4-5 лет – можно использовать два-три круга с 4-6 секторами. Дети 6-7-летнего возраста справляются с заданиями, в которых используется четыре круга из 8 секторов.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
В результате были систематизированы и переложены на пособие «Круги Луллия» игры и задания по формированию фонематических представлений у детей старшего дошкольного возраста, получившие название «Круг-волшебник».
- Игра «Я различаю звуки»
Цель: развитие умения выделять последний звук в слове.
Задание: поверни круги так, чтобы в одном ряду оказались слова, которые оканчиваются на гласный звук.
- Игра «Звонкий – глухой»
Цели: закрепление понятий «согласный звук», «звонкий звук», «глухой звук», закрепление умения находить первый и последний согласный звук в слове.
Задания:
1) Поверни круги так, чтобы в одном ряду оказались слова, в которых первый звук согласный звонкий;
2) Поверни круги так, чтобы в одном ряду оказались слова, в которых первый звук согласный глухой.
3. Игра «Подбери к схеме слово»
Цель: закреплять умение проводить звуко-слоговой анализ и синтез односложных и двусложных слов с опорой на схемы.
Задание: поверни круги так, чтобы слово внутри стрелки подошло к заданной звуковой схеме.
4. Игра «Собери слово»
Цель: составление двусложных слов из 2-х открытых слогов. Совершенствование навыков слоговой структуры слова.
Задание: поверни круги так, чтобы в одном ряду получилось слово, прочитай его.
5. Игра «Подбери к букве слово»
Цели: закрепление зрительного образа буквы, соотнесение звука со зрительным образом буквы.
Задания:
1) Поверни круги так, чтобы в одном ряду оказались слова, которые начинаются звук, который подходит этой букве;
2) Поверни круги так, чтобы в одном ряду оказались слова, которые оканчиваются звук, который подходит этой букве.
6. Игра «Считаем слоги»
Цели: закрепление умения делить слова на слоги, соотносить количество слогов с цифрой, находить лишнее слово по количеству слогов.
Задания:
1) Поверни круги так, чтобы слова в одном ряду подходили к цифре, обозначающей количество слогов в слове;
2) Найди лишнее слово, обратив внимание на количество слогов в
7. Игра «Придумай предложение»
Цель: автоматизация и дифференциация поставленных звуков, формирование синтаксических конструкций.
Задание: на кругах предметные картинки с автоматизируемым звуком. Логопед просит придумать предложение с парой слов, находящейся в одном ряду.
(например: мышка, машина (Мышка спряталась под машину. Мышка едет в машине. На машине нарисована мышка и т.д.)
8. Игровые задания:
Цель: закреплять произношение поставленных звуков в речи, развивать звуковой анализ и синтез слов. Например, на верхнем круге расположены звуковые символы, на втором – схема местоположение закрепляемого звука в слове, на третьем-предметные картинки.
Задание: назови картинку, подбери к ней правильную схему положения звука в слове и подбери правильный звуковой символ
РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА
Пособие «Круги Луллия» способствует обогащению развивающей предметно-пространственной среды кабинета учителя-логопеда, обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства для реализации задач образовательной программы, обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых.
Пособие «Круги Луллия» соответствуют всем параметрам, необходимым для создания развивающей предметно-пространственной среды:
- содержательная насыщенность
С помощью данного пособия можно организовать множество игр, соответствующих возрастным особенностям детей и содержанию образовательной программы;
- трансформируемость
Пособие дает возможность изменять предметно-пространственную среду в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
«Круги Луллия» можно поместить на стену, положить на стол, тогда дети смогут организовать коллективную игру.
- полифункциональность
Данное пособие можно преобразовать в пособие для интеллектуальных состязаний между командами. Например, в игре «Что? Где? Когда?».
- Вариативность
«Круги Луллия» обеспечивают проведение разнообразных игр для развития, в данном случае, фонематических представлений. Карточки для игр можно взять из различных дидактических пособий, настольно-печатных игр и картотек, имеющихся в арсенале педагога. Это обеспечивает легкую сменяемость, разнообразие картинного материала, стимулирует появление новых игр, направленных на развитие речевой и познавательной активности детей;
- Доступность
«Круги Луллия» находятся в зоне свободного доступа дошкольников, дети могут самостоятельно выбирать картинный материал к данному пособию.
- Безопасность
Применяемое нами пособие «Круги Луллия» изготовлены из качественного древесного материала, поэтому организуют безопасную среду, соответствующую требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Занятия с «Кругами Луллия» по развитию фонетической системы языка проводятся в течение учебного года на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях с детьми, имеющими нарушения речи.
РЕЗУЛЬТАТЫ применения «Кругов Луллия»
Применение пособия «Круг-волшебник» в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи эффективно помогает:
- формировать и развивать фонематический слух и восприятие, звуковой анализ и синтез слов у дошкольников как предпосылки к обучению грамоте;
- создавать условия для развития мыслительной деятельности у дошкольников, способности к мыслительным операциям (анализа, синтеза обобщения, сравнения);
- создавать благоприятную эмоциональную ситуацию для развития речевых навыков, у детей появляется желание участвовать в речевом общении.
Это значит, что мы вооружаем детей необходимыми инструментами для дальнейшего успешного обучения в школе. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама будущая школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Возрастная группа Количество детей, поступивших в логопедическую группу Общее количество поступивших детей на начало учебного года согласно логопедическим заключениям (43 человека) Количество выпущенных детей- 34 человека Рекомендовано : Количество детей , выбывших в течение года ФФНР, дизартрия ОНР III 0НР II СНР II Речь соответствует норме Речь с улучшением Речь без улучшения СОШ Возрастная группа ДОУ Продолжить занятия с логопедом ДОУ 6-й г.ж. 36 8 3 1 1 5 0 0 1 5 6 0 7-й г.ж. 7 15 14 1 0 20 9 0 33 0 1 1 Всего 43 23 17 2 1 25 9 0 34 5 7 1 Результаты логопедической работы в МДОУ №49 за 2021-2022 учебный год
Результаты логопедической работы в МДОУ №49 за 2021-2022 учебный год
Коррекционно-развивающая работа
Участие детей с ОВЗ в районном конкурсе «Солнечный зайчик» - Воспитанники логопедических групп нашего детского сада ежегодно участвуют в районном конкурсе чтецов для детей с ОВЗ «Солнечный зайчик». Две воспитанницы в этом году заняли: 3 место.
Работа по повышению квалификации В течение года учителями-логопедами изучались новинки методической литературы, интернет-ресурсы по теме самообразования «Применение инновационных технологий в логопедической работе с детьми с нарушениями речи». Учителя-логопеды повысили свою квалификацию на курсах: «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования в ДОО» (72 часа; Самарина И.Г.), «Формирование речевой готовности к школьному обучению у детей с ограниченными возможностями здоровья» (72 часа; Седельникова Ю.Г.); курс «Дифференцированный логопедический массаж при коррекции нарушений произносительной стороны речи на разных возрастных этапах» (36 ч., Седельникова Ю.Г., Самарина И.Г.). 6
Информационно-просветительская работа Для педагогов ДОУ в рамках реализации задач годового плана проведены следующие мероприятия: семинар-практикум «Речь педагога. Методы снижения голосо-речевой нагрузки воспитателей ДОО»; мастер-класс «Инновационные технологии для развития речи дошкольников». 7
Районный конкурс «Умные игры. Коррекционная игровая среда»
На следующий 2022-2023 учебный год зачислен на логопедические занятия 41человек, но не все родители смогли вовремя предоставить справки, в связи с сложившейся эпидемиологической обстановкой. Поэтому, это не окончательное количество детей, начиная с 16.08.22г, желающие могут самостоятельно пройти ПМПК в Центре «Диалог», с полным пакетом документов. 9
Предварительный просмотр:
Отчёт учителей –логопедов
Самариной И.Г. и Седельниковой Ю.Г.
за 2020-2021г на Педагогическом совете №4 «Логопедическая работа в ДОУ за 2020-2021учебный год».
На период с 2020-2021 у/г было зачислено 43 ребёнка с ОВЗ и ТНР, из них 1 ребёнок с ЗПР.
Основной задачей перед нами стало – коррекция речевых нарушений.
Проводили 2-3раза в неделю подгрупповые занятия. На них дети :
- учились выполнять самомассаж;
- развивали подвижность артикуляционного аппарата, учились выполнять артикуляционную гимнастику, используя новое зеркало;
- работали над развитием правильного выдоха и силы голоса с использованием волшебных дудочек;
- учились исправлять недостатки звукопроизношения;
- закреплять поставленные звуки : в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и стишках.
На этапе закрепления стали использовать новое оборудование поступившее к нам в сад по Федеральной программе « ДОСТУПНАЯ СРЕДА»
Это различные пособия от компании МЕРСИБО:
- наборы карточек – 3 комплекта;
- диски с интерактивными играми от 3-7лет-4 комплекта;
А больше всего для детей представляет интерес это компьтэрный стол под названием «ВОЛШЕБНЫЙ ЭКРАН» .
С помощью этих игр мы закрепляли с детьми лексико-грамматические категории, пополняли словарный запас, отрабатывали слоговую структуру сложных слов и многое другое….
В разделе «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» - есть много игр и заданий, которые способствуют развитию многих речевых и неречевых процессов.
- Тренировка воздушной струи (тренируем силу выдоха)
- Неречевые звуки ( тренировка фонематического слуха)
- Признаки- действия ( подбери слово к действию, подбери картинку к действию, и др.
- Буква и алфавит ( закрепляем буквы, гласные и согласные)
- Слоги и слова (учим детей звуко- буквенному анализу слова)
- Предложения и понятия (учим детей составлять предложения; схему предложения; омонимы; синонимы; предлоги –просты – сложные и др.
В разделе «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» - много игр на лексические темы и обогащение словарного запаса.
-Лексические темы (в этом разделе есть все лексические темы с разными интересными заданиями )
-найди лишнее;
-что изменилось?;
-найди пару;
-загадки и др.
-Природоведение ( в этом разделе есть все игры для пополнения кругозора детей, обогащение словарного запаса, развитию речи)
- где они растут?
-времена года
-мамы и детёныши
-деревья и кустарники
-среда обитания
-кто чем питается? И др.
Как рекомендует известный учитель-логопед , высшей квалификационной категории и автор методик интерактивных игр Екатерина Александровна Суслова «развивающие игры лучше давать детям в конце занятия, в качестве поощрения».
Кроме того, мы с родителями ведём в он-лайн – работу по взаимодействию. Все задания я им давала по группам на wfzap.
У нас была создана « ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ГРУППА» отдельно для подготовительной и отдельно для старшей группы. Родители стали с большим желанием и участием включатся в коррекционную работу.
Т.О. проделанная работа пошла только на пользу, а родители остались довольны результатами детей.
Итак:
из всего зачисленных – 43ребёнка, из них 21ребёнок зачислены на 2г.
Выведено в школу - 22ребёнка = 100/
Вывод с N - 17человек = 80 /
Со значительными улучшениями – 5человек =20 /
На следующий 2921-2022у\год зачислено 47человек.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Возрастная группа Количество детей, поступивших в логопедическую группу Общее количество поступивших детей на начало учебного года согласно логопедическим заключениям (43 человека) Количество выпущенных детей- 34 человека Рекомендовано : Количество детей , выбывших в течение года ФФНР, дизартрия ОНР III 0НР II СНР II Речь соответствует норме Речь с улучшением Речь без улучшения СОШ Возрастная группа ДОУ Продолжить занятия с логопедом ДОУ 6-й г.ж. 36 8 3 1 1 5 0 0 1 5 6 0 7-й г.ж. 7 15 14 1 0 20 9 0 33 0 1 1 Всего 43 23 17 2 1 25 9 0 34 5 7 1 Результаты логопедической работы в МДОУ №49 за 2021-2022 учебный год
Результаты логопедической работы в МДОУ №49 за 2021-2022 учебный год
Коррекционно-развивающая работа
Участие детей с ОВЗ в районном конкурсе «Солнечный зайчик» - Воспитанники логопедических групп нашего детского сада ежегодно участвуют в районном конкурсе чтецов для детей с ОВЗ «Солнечный зайчик». Две воспитанницы в этом году заняли: 3 место.
Работа по повышению квалификации В течение года учителями-логопедами изучались новинки методической литературы, интернет-ресурсы по теме самообразования «Применение инновационных технологий в логопедической работе с детьми с нарушениями речи». Учителя-логопеды повысили свою квалификацию на курсах: «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования в ДОО» (72 часа; Самарина И.Г.), «Формирование речевой готовности к школьному обучению у детей с ограниченными возможностями здоровья» (72 часа; Седельникова Ю.Г.); курс «Дифференцированный логопедический массаж при коррекции нарушений произносительной стороны речи на разных возрастных этапах» (36 ч., Седельникова Ю.Г., Самарина И.Г.). 6
Информационно-просветительская работа Для педагогов ДОУ в рамках реализации задач годового плана проведены следующие мероприятия: семинар-практикум «Речь педагога. Методы снижения голосо-речевой нагрузки воспитателей ДОО»; мастер-класс «Инновационные технологии для развития речи дошкольников». 7
Районный конкурс «Умные игры. Коррекционная игровая среда»
На следующий 2022-2023 учебный год зачислен на логопедические занятия 41человек, но не все родители смогли вовремя предоставить справки, в связи с сложившейся эпидемиологической обстановкой. Поэтому, это не окончательное количество детей, начиная с 16.08.22г, желающие могут самостоятельно пройти ПМПК в Центре «Диалог», с полным пакетом документов. 9