Мои спецкурсы
Мои разработки спецкурсов по математике.
АВТОРСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Курса внеурочной деятельности
«ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ ЧЕРЕЗ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ»
ДЛЯ 5 КЛАССА
Пояснительная записка
Текстовые задачи сопровождают учащегося на протяжении всего школьного обучения. Но как часто для учащихся 5, 6 классов эта часть учебной программы кажется очень сложной и трудной, а иногда даже не преодолимой. Наибольшие трудности вызывает процесс составления уравнения, с помощью которого решаются задачи. Учитывая просьбы родителей, была разработана программа дополнительного образования «От простого к сложному через решение задач», рекомендованная всем учащимся, кто испытывает эти трудности.
Предлагаемые методы решения задач раскладывают процесс математического моделирования на доступные ученику элементарные шаги. Таким образом, достигается понимание процессов, описанных в задаче, и способов их моделирования. Благодаря этому формируется устойчивый навык решения задач. Ещё одной отличительной особенностью курса является преодоление психологической "боязни задачи".
Цели курса:
- Сформировать обобщенный способ построения уравнений к текстовым задачам;
- Отработать навыки построения уравнений к типовым задачам школьной программы;
- Преодолеть психологическую "боязнь задачи".
Задачи курса:
- Обучение обобщенному способу составления уравнений к текстовым задачам, объединенным общими приемами и методами решения.
- Сформировать алгоритм решения задач, показать, как решение весьма сложной задачи "раскладывается" на последовательность понятных ученику действий.
Обучение разделено на ступени сложности :
1 ступень: основы математического моделирования;
решение типовых задач на материале школьной программы для 5-6 классов.
2 ступень: решение задач с дробями и процентами;
решение задач, имеющих временные параметры (задачи на работу) для учащихся 5-6 классов.
Полный материал можно посмотреть в прикрепленном к статье документе "Демидович ГМ - Курс внеурочной деятельности ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ ЧЕРЕЗ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ДЛЯ 5 КЛАССА".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Едогонская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено Руководитель МО учителей предметов естественно-математического цикла ______ /Г.В. Авдеенко_/ Протокол заседания МО № 1 от «____» августа 2015г. | Согласовано Заместитель директора по УВР _______ / М.С. Лисицына/ Протокол заседания МС № 1 от «____» августа 2015г. | Утверждаю Директор МОУ «Едогонская СОШ» _______ /Н.С.Зыбайлова/ Приказ №____ от «____» августа 2015г. |
АВТОРСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Курса внеурочной деятельности
«ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ ЧЕРЕЗ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ»
ДЛЯ 5 КЛАССА
Образовательная область: математика
Учитель: Демидович Галина Михайловна,
учитель математики
первой квалификационной категории
с. Едогон
2015\2016 учебный год
Пояснительная записка
Текстовые задачи сопровождают учащегося на протяжении всего школьного обучения. Но как часто для учащихся 5, 6 классов эта часть учебной программы кажется очень сложной и трудной, а иногда даже не преодолимой. Наибольшие трудности вызывает процесс составления уравнения, с помощью которого решаются задачи. Учитывая просьбы родителей, была разработана программа дополнительного образования «От простого к сложному через решение задач», рекомендованная всем учащимся, кто испытывает эти трудности.
Предлагаемые методы решения задач раскладывают процесс математического моделирования на доступные ученику элементарные шаги. Таким образом, достигается понимание процессов, описанных в задаче, и способов их моделирования. Благодаря этому формируется устойчивый навык решения задач. Ещё одной отличительной особенностью курса является преодоление психологической "боязни задачи".
Цели курса:
- Сформировать обобщенный способ построения уравнений к текстовым задачам;
- Отработать навыки построения уравнений к типовым задачам школьной программы;
- Преодолеть психологическую "боязнь задачи".
Задачи курса:
- Обучение обобщенному способу составления уравнений к текстовым задачам, объединенным общими приемами и методами решения.
- Сформировать алгоритм решения задач, показать, как решение весьма сложной задачи "раскладывается" на последовательность понятных ученику действий.
Обучение разделено на ступени сложности :
1 ступень: основы математического моделирования;
решение типовых задач на материале школьной программы для 5-6 классов.
2 ступень: решение задач с дробями и процентами;
решение задач, имеющих временные параметры (задачи на работу) для учащихся 5-6 классов.
Особенности курса
- В процессе обучения особое внимание уделяется технике решения задач, показываются методы и приемы решения не отдельной задачи, а целого класса задач, объединенных общей структурой.
- Выделение этапов производится в соответствии с психологическими принципами поэтапного формирования умственных действий, учитывается постановка задачи и расположение материала на листе.
- Построение программы способствует развитию аналитических способностей учащихся, которые являются необходимым качеством не только математика, но и "делового человека".
Это достигается за счет использования как "индуктивного" ("от частного к общему") так и дедуктивного ("от общего к частному") методов изучения учебного материала.
- Обучение проводится в малых группах, что позволяет преподавателю решить индивидуальные проблемы каждого ученика.
Оценивать степень усвоения материала предлагается в форме консультации, где можно будет еще раз остановиться на проблемах и вопросах, возникших у учащихся в результате решения того или иного типа задач. Также, во время консультации будет возможность отобрать на отчетную конференцию лучшие презентации творческих работ. Нет необходимости проводить срезы и контроли, т.к. цель одна – снять психологический барьер, который присутствует у этих ребят при решении задач.
Итоговое занятие можно провести в форме отчетной конференции, на которую пригласить родителей, продемонстрировать им и напомнить себе еще раз, самые яркие и интересные моменты работы по данной программе.
Ожидаемый результат:
- Преодоление психологической "боязни задачи";
- Положительный эмоциональный настрой и сформированная мотивация школьников к дальнейшему изучению математики;
- Сформированные у учащихся умения и навыки решения текстовых задач, умения различать типы задач, умения составлять однотипные задачи.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Теория | Практические занятия | Дата |
| 1 | |||
Основы математического моделирования | 1 | - | ||
| 2 | 13 | ||
Решение комбинаторных задач. | - | 2 | ||
Скорость, время, расстояние | 0,5 | 0,5 | ||
Решение задач на движение тел в противоположных направлениях | 0,5 | 2,5 | ||
Решение задач на встречное движение | 0,5 | 2,5 | ||
Практическая работа: составление и обсуждение однотипных комбинаторных задач. | - | 1 | ||
Решение задач на движение по течению и против течения. | 0,5 | 2,5 | ||
Практическая работа: составление и обсуждение однотипных задач на движение по течению и против течения. | - | 1 | ||
Итоговое занятие /консультация/ | - | 1 | ||
| 4 | 11 | ||
Задачи на нахождение дроби от числа. | 1 | 2 | ||
Задачи на нахождение числа по заданной дроби. | 1 | 2 | ||
Практическая работа: составление и обсуждение однотипных задач. | - | 1 | ||
Задачи на проценты. | 1 | 2 | ||
Задачи на пропорцию. | 0,5 | 1,5 | ||
Задачи на расчет питательных кормов | 0,5 | 1,5 | ||
Итоговое занятие/консультация/ | 1 | |||
| 0,5 | 4,5 | ||
Еще раз о задачах на движение | - | 0,5 | ||
Задачи на совместную работу. | 0,5 | 2 | ||
Задачи на переливание. | - | 1 | ||
Итоговое занятие: отчетная конференция | 1 | |||
ИТОГО: | 7,5 | 28,5 | ||
36 |
Содержание программы.
- Основы математического моделирования (1 ч).
- Решение типовых задач на материале школьной программы (15 ч)
Содержание: Решение задач с условием «на больше, на меньше», «в раз больше, в раз меньше». Скорость, время, расстояние. Решение задач на движение тел в противоположных направлениях. Решение задач на встречное движение. Решение задач на движение по течению и против течения.
Практическая работа: составление и обсуждение однотипных задач на движение по течению и против течения.
Итоговое занятие по этой части программы рекомендуется провести в форме консультации, на которой можно будет еще раз остановиться на проблемах и вопросах, возникших у учащихся в результате решения того или иного типа задач. Также, во время консультации будет возможность отобрать на отчетную конференцию лучшие презентации творческих работ.
- Решение задач с дробями и процентами (15 ч)
Содержание: Задачи на нахождение дроби от числа. Задачи на нахождение числа по заданной дроби. Задачи на проценты. Пропорция. Задачи на пропорцию. Задачи на расчет питательных кормов.
Практическая работа: составление и обсуждение однотипных задач.
Итоговое занятие – консультация.
- Решение задач, имеющих временные параметры (5 ч)
Содержание: Еще раз о задачах на движение. Задачи на совместную работу. Задачи на переливание.
Итоговое занятие можно провести в форме отчетной конференции, на которую пригласить родителей, продемонстрировать им и напомнить себе еще раз те самые яркие и интересные моменты работы по данной программе. Можно организовать выставку творческих работ, продемонстрировать мультимедийные презентации, которые были выполнены учащимся в течение всего учебного года и т.д.
Методическое обеспечение
дополнительной образовательной программы
Формы проведения занятий: урок-обсуждение, деловая игра, практическое занятие.
Формы проведения итогов по каждому блоку: консультация, индивидуальное домашнее задание.
Форма проведения итогового занятия по курсу: итоговая конференция.
Техническое сопровождение: компьютер, мультимедийный проектор, демонстрационный экран.
Дидактический материал: учебная, методическая литература, словари, мультимедийные презентации, подборка задач на электронных носителях, интерактивная математика 5-9 класс. [Электронный ресурс].- Электронное учебное пособие к учебным комплектам 5-6 кл.
Список литературы
- Шарыгин И. Ф. МАТЕМАТИКА: Задачи на смекалку: Учеб. пособие для 5-6 кл. / И. Ф. Шарыгин, А. В. Шевкин.- 96 c.: ил. (в обл.).
- Костыркина Н.П. Задачи повышенной сложности в курсе математики 5-6 кл. М. Просвещени, 1986.
- Смыкалова Е.В. Развивающее обучение на уроках математики в 5-6 кл. Спб СМИО-Пресс, 2001.
- Смыкалова Е.В. Математика - 6. Сборник задач. Спб СМИО-Пресс, 2002.