Мои спецкурсы

Мои разработки спецкурсов по математике.

 

АВТОРСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Курса внеурочной деятельности
«ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ ЧЕРЕЗ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ»
ДЛЯ 5 КЛАССА

Пояснительная записка

Текстовые задачи сопровождают учащегося на протяжении всего школьного обучения. Но как часто для учащихся  5, 6 классов эта часть учебной программы кажется очень сложной и трудной, а иногда даже не преодолимой. Наибольшие трудности вызывает процесс составления уравнения, с помощью которого решаются задачи. Учитывая просьбы родителей, была разработана программа дополнительного образования «От простого к сложному через решение задач», рекомендованная всем учащимся, кто испытывает эти трудности.

Предлагаемые методы решения задач раскладывают процесс математического моделирования на доступные ученику элементарные шаги. Таким образом, достигается понимание процессов, описанных в задаче, и способов их моделирования. Благодаря этому формируется устойчивый навык решения задач. Ещё одной отличительной особенностью курса является преодоление психологической "боязни задачи".

Цели курса:

  1. Сформировать обобщенный способ построения уравнений к текстовым  задачам;
  2. Отработать навыки построения уравнений к типовым задачам школьной программы;
  3. Преодолеть психологическую "боязнь задачи".

Задачи  курса:

  1. Обучение обобщенному способу составления уравнений к текстовым задачам, объединенным общими приемами и методами решения.
  2. Сформировать  алгоритм решения задач, показать, как решение весьма сложной задачи "раскладывается" на последовательность понятных ученику действий.

Обучение  разделено на ступени сложности :

1 ступень:     основы математического моделирования;

                      решение типовых задач на материале школьной программы для  5-6 классов.

2 ступень:     решение задач с дробями и процентами;

решение задач, имеющих временные параметры (задачи на работу) для  учащихся 5-6 классов.

 

Полный материал можно посмотреть в прикрепленном к статье  документе "Демидович ГМ - Курс внеурочной деятельности ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ ЧЕРЕЗ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ДЛЯ 5 КЛАССА".

 


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Едогонская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено

Руководитель МО учителей предметов естественно-математического цикла

______    /Г.В. Авдеенко_/

Протокол  заседания МО

№ 1

 от  «____»  августа 2015г.

         Согласовано

Заместитель директора по УВР

_______  / М.С. Лисицына/

Протокол  заседания МС

№ 1

от  «____» августа 2015г.

        Утверждаю

Директор МОУ «Едогонская  СОШ»

_______ /Н.С.Зыбайлова/

Приказ №____

от «____» августа 2015г.

АВТОРСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Курса внеурочной деятельности

 «ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ ЧЕРЕЗ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ»

ДЛЯ 5 КЛАССА

Образовательная  область:  математика

                                                                            Учитель: Демидович Галина Михайловна,

                                                                                         учитель математики

                                                                                  первой квалификационной категории

с. Едогон

2015\2016 учебный год

Пояснительная записка

Текстовые задачи сопровождают учащегося на протяжении всего школьного обучения. Но как часто для учащихся  5, 6 классов эта часть учебной программы кажется очень сложной и трудной, а иногда даже не преодолимой. Наибольшие трудности вызывает процесс составления уравнения, с помощью которого решаются задачи. Учитывая просьбы родителей, была разработана программа дополнительного образования «От простого к сложному через решение задач», рекомендованная всем учащимся, кто испытывает эти трудности.

Предлагаемые методы решения задач раскладывают процесс математического моделирования на доступные ученику элементарные шаги. Таким образом, достигается понимание процессов, описанных в задаче, и способов их моделирования. Благодаря этому формируется устойчивый навык решения задач. Ещё одной отличительной особенностью курса является преодоление психологической "боязни задачи".

Цели курса:

  1. Сформировать обобщенный способ построения уравнений к текстовым  задачам;
  2. Отработать навыки построения уравнений к типовым задачам школьной программы;
  3. Преодолеть психологическую "боязнь задачи".

Задачи  курса:

  1. Обучение обобщенному способу составления уравнений к текстовым задачам, объединенным общими приемами и методами решения.
  2. Сформировать  алгоритм решения задач, показать, как решение весьма сложной задачи "раскладывается" на последовательность понятных ученику действий. 

Обучение  разделено на ступени сложности :

1 ступень:    основы математического моделирования;

                      решение типовых задач на материале школьной программы для  5-6 классов.

2 ступень:    решение задач с дробями и процентами;

решение задач, имеющих временные параметры (задачи на работу) для  учащихся 5-6 классов.

 

Особенности курса

  • В процессе обучения особое внимание уделяется технике решения задач, показываются методы и приемы решения не отдельной задачи, а целого класса задач, объединенных общей структурой.
  • Выделение этапов производится в соответствии с психологическими принципами поэтапного формирования умственных действий, учитывается постановка задачи и расположение материала на листе.
  • Построение программы способствует развитию аналитических способностей учащихся, которые являются необходимым качеством не только математика, но и "делового человека".

Это достигается за счет использования как "индуктивного" ("от частного к общему") так и дедуктивного ("от общего к частному") методов изучения учебного материала.

  • Обучение проводится в малых группах, что позволяет преподавателю решить индивидуальные проблемы каждого ученика.

Оценивать степень усвоения материала предлагается в форме консультации, где можно будет еще раз остановиться на проблемах и вопросах, возникших у учащихся в результате решения того или иного типа задач. Также, во время консультации будет возможность отобрать на отчетную конференцию лучшие презентации творческих работ. Нет необходимости проводить срезы и контроли, т.к. цель одна – снять психологический барьер, который присутствует у этих ребят при решении задач.

Итоговое занятие можно провести в форме отчетной конференции, на которую пригласить родителей,  продемонстрировать им и напомнить  себе еще раз,  самые яркие и интересные моменты работы по данной программе.

Ожидаемый результат:

  1. Преодоление психологической "боязни задачи";
  2. Положительный эмоциональный настрой и сформированная мотивация школьников к дальнейшему изучению математики;
  3. Сформированные у учащихся  умения и навыки решения текстовых задач, умения различать типы задач, умения составлять однотипные задачи.

Учебно-тематическое планирование

п/п

Тема

Теория

Практические

занятия

Дата

  1. Основы математического моделирования (1 ч)

                     

1

Основы математического моделирования

1

-

  1. Решение типовых задач на материале школьной программы (15 ч )

2

13

Решение комбинаторных задач.

-

2

Скорость, время, расстояние

0,5

0,5

Решение задач на движение тел в противоположных направлениях

0,5

2,5

Решение задач на встречное  движение

0,5

2,5

Практическая работа: составление и обсуждение однотипных комбинаторных задач.

-

1

Решение задач на движение по течению и против течения.

0,5

2,5

Практическая работа: составление и обсуждение однотипных задач на движение по течению и против течения.

-

1

Итоговое занятие /консультация/

-

1

  1. Решение задач с дробями и процентами (15 ч)

4

11

Задачи на нахождение дроби от числа.

1

2

Задачи на нахождение числа по заданной дроби.

1

2

Практическая работа: составление и обсуждение однотипных задач.

-

1

Задачи на проценты.

1

2

Задачи на пропорцию.

0,5

1,5

Задачи на расчет питательных кормов

0,5

1,5

Итоговое занятие/консультация/

1

  1. Решение задач, имеющих временные параметры (5 ч)

0,5

4,5

Еще раз о задачах на движение

-

0,5

Задачи на совместную работу.

0,5

2

Задачи на переливание.

-

1

Итоговое занятие: отчетная конференция

1

ИТОГО:

7,5

28,5

36

Содержание программы.

  1. Основы математического моделирования (1 ч).
  2. Решение типовых задач на материале школьной программы (15 ч)

Содержание: Решение задач с условием «на больше, на меньше», «в раз больше, в раз меньше». Скорость, время, расстояние. Решение задач на движение тел в противоположных направлениях. Решение задач на встречное движение. Решение задач на движение по течению и против течения.

 Практическая работа: составление и обсуждение однотипных задач на движение по течению и против течения.

Итоговое занятие по этой части программы рекомендуется провести в форме консультации, на которой можно будет еще раз остановиться на проблемах и вопросах, возникших у учащихся в результате решения того или иного типа задач. Также, во время консультации будет возможность отобрать на отчетную конференцию лучшие презентации творческих работ.

  1. Решение задач с дробями и процентами (15 ч)

Содержание: Задачи на нахождение дроби от числа. Задачи на нахождение числа по заданной дроби. Задачи на проценты. Пропорция. Задачи на пропорцию. Задачи на расчет питательных кормов.

Практическая работа: составление и обсуждение однотипных задач.

Итоговое занятие – консультация.

  1. Решение задач, имеющих временные параметры (5 ч)

Содержание: Еще раз о задачах на движение. Задачи на совместную работу. Задачи на переливание.

Итоговое занятие можно провести в форме отчетной конференции, на которую пригласить родителей,  продемонстрировать им и напомнить  себе еще раз те самые яркие и интересные моменты работы по данной программе. Можно организовать выставку творческих работ, продемонстрировать мультимедийные презентации, которые были выполнены учащимся в течение всего учебного года и т.д.

Методическое обеспечение

дополнительной образовательной программы

Формы проведения занятий: урок-обсуждение, деловая игра, практическое занятие.

Формы проведения итогов по каждому блоку: консультация, индивидуальное домашнее задание.

Форма проведения итогового занятия по курсу: итоговая конференция.

Техническое сопровождение: компьютер, мультимедийный проектор, демонстрационный экран.

Дидактический материал: учебная, методическая литература, словари, мультимедийные презентации, подборка задач на электронных носителях, интерактивная математика 5-9 класс. [Электронный ресурс].- Электронное учебное пособие к учебным комплектам 5-6 кл.

Список литературы

  1. Шарыгин И. Ф. МАТЕМАТИКА: Задачи на смекалку: Учеб. пособие для 5-6 кл. / И. Ф. Шарыгин, А. В. Шевкин.- 96 c.: ил. (в обл.).

  1. Костыркина Н.П. Задачи повышенной сложности в курсе математики 5-6 кл. М. Просвещени, 1986.

  1. Смыкалова Е.В. Развивающее обучение на уроках математики в 5-6 кл. Спб СМИО-Пресс, 2001.

  1. Смыкалова Е.В. Математика - 6. Сборник задач. Спб СМИО-Пресс, 2002.