Социально-личностное развитие дошкольников

Попко Ольга Владимировна

Воспитание социально-нравственных качеств - истоки формирования полноценной личности.

Чувства долга, коллективизма, гражданственности, чести, патриотизма определяют духовные богатства зрелой личности. Все высокие социальные чувства вырастают из элементарных эмоций, непосредственных побуждений человеческого сердца. Так и освоение ребенком «азбуки чувств» - умения любить родных, близких людей, отзываться на чужую беду, радость, приходит постепенно. Переход происходит от способности выучить нормы морального поведения до органического впитывания, перерастания в собственное «я».

Социальные чувства

 

В дошкольном  детстве формируются ранние, запоминающиеся впечатления. Ощущение у ребенка, что он нужен не только маме, папе, своей семье, но и своему государству, людям, живущим в нем, проявляющим к нему заботу, отражается на эмоциональном складе ребенка, определяют формирование его мировоззрения. Педагоги должны подсказать, дать осмыслить ребенку, что дети в стране окружены любовью и заботой. Им предоставлены детские сады, школы, стадионы, различные детские коллективы для занятий музыкой, танцами, художествами с самыми лучшими условиями. Важно, чтобы ребенок смог присмотреться, понять и осмыслить свое детство, место в мире.

Чувство устойчивости

 

Для того, чтобы ребенок захотел понять себя вчерашнего, сегодняшнего, что ждет его в будущем взрослом мире необходима помощь окружающих его возрослых. Чувство устойчивости своего бытия, своей желательности в большом мире и вера в «лучший завтрашний день» просто необходимы духовному развитию ребенка. Пусть растет с мыслью, что он один из многомиллионной семьи, что вокруг него друзья, на него возлагает надежды общество, а государство думает о нем и опекает. Кроме того у ребенка прибавится, а со временем и окрепнет сознание своей ответственности перед миром, ждущим от него самых добрых и благородных свершений.

Л.Н.Толстой считал, что из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра. По мнению К. Д. Ушинского: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».

 

          Практика показала, что эффективность процесса приобщения детей к социальной действительности, усвоение ребёнком моральных норм во многом обуславливается тем, насколько грамотно строиться взаимодействие взрослых и детей. Ориентиром в жизни детей всегда выступают взрослые (педагоги, родители). В семье формируются основы характера человека, его отношения к труду, нравственным качествам, культурным ценностям. В дошкольных учреждениях ведущая роль в данном процессе принадлежит воспитателю. Деятельность воспитателя — это не простое внушение готовых нравственных схем, а повседневный, многотрудный опыт совместной жизни, опыт взаимодействия. Поэтому искусство межчеловеческих контактов самого воспитателя, умение проникать в душевный мир другого человека, свободное владение соответствующими разнообразными средствами — важнейшая предпосылка успеха всей воспитательной работы по формированию нравственных качеств у ребёнка дошкольного возраста.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8 «Светлячок» города Алушты

Конспект занятия

в старшей группе по программе «Воспитательный диалог»

(автор М.Телегин)

Составила воспитатель Попко О.В.

Тема. Ребёнок и взрослый. Права и обязанности взрослых. Взрослость как  ответственность, забота о других.

  Цель: Формирование у ребёнка собственной познавательной позиции по обсуждаемой проблеме, создание условий для осознанного принятия детьми норм этики и морали.  

ЗАДАЧИ

             Образовательные:  

        Воспитательные:

         Развивающие:

Объяснить, что быть взрослым это -не только быть высоким, носить усы, красить губы, ходить на работу и т.д. Взрослость это – осознанная ответственность за поступки, дела, поведение.

Показать важность правовой культуры для жизни человека.

Научить осознанно, выполнять обязанности и использовать свои права

Воспитывать познавательную активность ребёнка

Развивать мотивацию изучения проблемной темы  при обращении к знаниям, жизненному опыту ребёнка.

Воспитывать культуру общения, умения  работать в коллективе.                             

Способствовать развитию  мировоззренческих представлений, формирование логических, рефлексивных, творческих компонентов мышления старших дошкольников. 

Научить детей собирать информацию, группировать и интерпретировать факты;

 выражать мысли, грамотно  аргументировать собственную позицию.

Способствовать развитию познавательных интересов:

закрепить навыки исследовательской деятельности;

работать в группах, осуществлять совместную учебно-творческую деятельность

Предварительная работа. Опрос детей «Кто такой взрослый?», беседа «Взрослые и дети», рассматривание сюжетных картинок по теме.

Ход занятия. Я приглашаю вас на наш коврик в круг мудрецов,  располагайтесь так, как кому удобно (дети садятся в круг).

Беседа.                                                                                                                                       Воспитатель читает детям стимульный рассказ.

Ребята, вчера я опять встретила свою знакомую девочку Свету. Иду я домой, а она сидит на скамейке, грустит. Я спросила у неё, чем она так озабочена?

Света говорит: Вот сижу я и думаю, что плохо быть худеньким, лучше быть толстым. Плохо быть низеньким, лучше быть рослым, Плохо быть маленьким, лучше быть взрослым. Взрослым быть просто. Взрослый может долго гулять, ходить вечером в кино. Ой, меня могут домой позвать! Мама смотрит в окно.

Вопросы для обсуждения.

Вы хотите быстрее подрасти или дольше оставаться детьми?

Кем лучше быть – ребенком или взрослым? Почему?

Взрослый может смотреть телевизор сколько хочет, гулять, где

ему вздумается. А вы?

Взрослые командуют детьми. Значит, взрослым быть лучше?

Упражнение «Рокировка»

Фантазируем с ребятами на тему «Дети превратились в родителей, родители – в своих детей». Будут ли новоявленные родители

прибегать к наказаниям? Что изменят в своем поведении? Может

быть, станут внимательнее, добрее? Почему?

Упражнение «Взаимные претензии»

Спрашиваю у ребят, за что на них обижаются родители. Узнаю, что в поведении родителей травмирует, вызывает обиду у них. В конце поговорите о том, как можно избежать ссор и конфликтных ситуаций.

Взрослые работают, получают деньги, могут ими распоряжаться,

покупать, что захотят. Получается, взрослым быть лучше?

Что может делать взрослый и не может ребенок?

Ваши родители заботятся о вас?

Взрослые устают на работе?

Что должны делать взрослые? Каковы их обязанности?

У кого больше прав – у детей или взрослых? А обязанностей?

Упражнение «Права и обязанности»

Беседа с детьми о правах и обязанностях взрослых и детей.

Предлагаю детям подобрать картинки с такими темами: «Что могут делать взрослые (права взрослых)»; «Что должны делать взрослые

(обязанности взрослых)». Аналогично подбираем серию картинок таблицу относительно прав и обязанностей детей. Анализируем результаты. Предлагаю ответить на вопрос: «У кого больше прав и обязанностей

– у взрослых или детей?»

Направляю внимание ребят на связь, существующую между правами и обязанностями.

Дидактическая игра «Сказочные герои о правах»

Дети называют литературное произведение, из которого дан отрывок? Помогаю детям обосновать право ребенка, подходящее к данному литературному произведению.

- «Матушка, сёстры, можно мне хоть одним глазком взглянуть на бал?» 
(Автор Шарль Перро «Золушка» Ст. 31.)
(Ребёнок имеет право отдохнуть, поиграть, повеселиться. Взрослые же  могут заставить ребёнка читать, учиться, идти на кружок и т.д)
- «Ничего! Ничего! — сказала фрёкен Бок. — У меня и дети и собаки быстро становятся 
шёлковыми». 
(А. Лингрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше». Ст. 19.: Родители, воспитатели, учителя должны уважать детей, быть добрыми, терпеливыми. Нельзя бить и оскорблять ребёнка).
- «Приехала Василиса Премудрая домой, хватилась – нет лягушачьей кожи. Искала-искала не нашла и говорит Ивану-царевичу: - Ах, Иван-царевич, что же ты наделал!»
(Русская народная сказка «Царева-лягушка». Ст. 16: Ребёнок имеет право на личную жизнь, свою тайну. Никто не имеет право вмешиваться и силой переделывать жизнь человека. Можно объяснить и переубедить его в том, что какой-то поступок ребёнка ошибочен или дурной).
- «На следующий день папа Карло купил сыну Азбуку с крупными буквами и цветными картинкам и отправил сына в школу».
(А. Толстой «Золотой ключик, или Приключений Буратино». Ст. 28.)

 Каждый ребёнок имеет право на бесплатное образование. А государство должно следить, чтобы все дети посещали школу, чтобы не получилось как в сказке про золотой ключик)

Взрослый отличается от ребенка только размерами?

Взрослые ходят на работу, дети в детский сад. Главное различие в этом?

Взрослые старше детей, им больше лет. В этом заключается                             основное различие?

Взрослые закончили школу, многие учились в институтах, они

больше знают и умеют, чем дети. Главное различие в этом?

Если у взрослых больше обязанностей, значит, лучше быть ребенком?

У взрослых больше прав и больше обязанностей. Согласны?

Если человек, которому много лет, не заботится о своих детях, не

держит слова, ничего не умеет, не хочет учиться и работать, его                            можно назвать взрослым?

Если человек, которому много лет, только отдыхает, веселится,

никому не помогает, не делает ничего полезного, его можно назвать

взрослым?

Когда человек становится взрослым – когда идет в школу, когда

учится в институте, когда работает, когда у него появляются

собственные дети или когда он выходит на пенсию?

Если человек, которому много лет, только пользуется своими

правами, делает, что хочет и забывает о своих обязанностях, о том,

что необходимо делать, его можно назвать взрослым?

Упражнение «Кто взрослый?»

Дети отвечают на вопрос, можно ли назвать взрослыми:

маленькую девочку, заботящуюся о своей заболевшей маме;

мальчика,

старательно учащегося музыке, доставляющего людям наслаждение своей игрой на скрипке;

большого дядю, не сдержавшего обещания, грубо разговаривающего с женщинами;

тетю, ушедшую в кино, не приготовив ужина своим детишкам;

мальчишку – циркового артиста, вместе с родителями выступающего под куполом цирка на головокружительной высоте?

Могут ли взрослые вести себя как дети? Это хорошо или плохо?

Взрослый человек тот, кто заботится о других, выполняет свои

обязанности. Согласны?

Может ли ваш ровесник быть взрослым, вести себя по-взрослому?

Может ли ребенок заботиться о других, помогать старшим, приносить пользу?

Если маленький ребенок заботится о родителях, помогает друзьям, серьезно относится к учебе, его можно считать взрослым?

Упражнение «Я – взрослый»

Спросите у ребят, доводилось ли им чувствовать себя взрослыми.

В каких случаях? Постарайтесь показать, что быть взрослым – это не

только нести тяжкий крест обязанностей, но и испытывать радость,

удовлетворение, гордость за свою силу, за искреннюю заботу, по"

мощь другим.

Что главное во взрослом человеке – возраст, размер ботинок,                                     возможность делать всё, что захочется, или забота о других,                          ответственность, выполнение своих обязанностей?

Взрослым быть просто?

Какие качества необходимы взрослому человеку?

Вы хотите быть похожими на своих родителей? С кого вы берете

пример?

Чему вы учитесь у взрослых людей? А взрослые могут чему-то научиться у вас?

Кто вас воспитывает?

Вы зависите от родителей? А они от вас?

Кем вы хотите стать? Какими людьми вырасти?

Упражнение «Путешествие в будущее»

Прошу детей мысленно перенестись в будущее, представить

себя взрослыми. Кем видят себя ребята? Какими людьми хотят

стать? Почему?

(Эта проективная методика позволит лучше понять ваших маленьких собеседников)

е поговорите о том, как можно избежать ссор и конфликтных ситуаций.

Упражнение «Идеальный взрослый»

Составляем «коллективный портрет» идеального взрослого.

Расположите признаки и качества такого, не существующего в природе

субъекта, в порядке их важности, значимости. Свои суждения ребята

должны обосновать. Красиво оформите «кодекс» идеального взрослого. Пусть ребята подарят по одному экземпляру этого «кодекса»

своим папам и мамам, бабушкам и дедушкам.

Упр. « Мое настроение» 
Скажите, пожалуйста, с настроением какого цвета вы сегодня пришли на занятие. Говорим по кругу (ребята называют свое настроение).

Обратная связь.

Итог занятия. Что особенно понравилось? Что нового узнали?

Ребята, у каждого из вас есть право на свое личное мнение. Возьмите символ и в зависимости от того, понравилось занятие или не очень, и поместите его на облачко.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение                                 «Детский сад № 8 «Светлячок» города Алушты

Философия в детском саду

                         



Предварительный просмотр:

Этапы работы

по апробации технологии «Философия для детей»

сентябрь

октябрь

Подготовительный этап

1.Освоение технологии формирования мировоззренческих представлений старших дошкольников средствами воспитательного (сократического) диалога.

2. Знакомство с программой М.В. Телегина «Воспитательный диалог»

3. Обучение педагогов: проведение практического семинара. Цель которого: повышение качества образования, обновление содержания педагогических технологий  дошкольного образования

4. Подбор диагностического инструментария и контрольный срез актуального уровня развития спонтанных мировоззренческих представлений детей старших групп, не проходивших обучение по программе «Воспитательный диалог» (этот срез – материал для сравнительного исследования)

5. Отработка технологии программы (проведение пробных занятий) для создания деятельностной модели реализации программы «Воспитательный диалог».

Прогнозируемые результаты

1.Овладение педагогами технологии формирования мировоззренческих представлений старших дошкольников средствами воспитательного (сократического) диалога.

2. Создание базовых условий для реализации технологии по формированию мировоззренческих представлений старших дошкольников средствами воспитательного (сократического) диалога.

3. Формирование творческой группы.

октябрь

апрель

Основной этап (апробация)

1. Проведение мониторинга для определения уровня актуального развития мировоззренческих представлений детей.

2. Проведение методического семинара в рамках проблематики эксперимента.

3. Апробация программы «Воспитательный диалог» в образовательном процессе.

4. Проведение заседаний творческой группы.

5. Разработка методических и практических рекомендаций для педагогов и родителей.

6. Диагностика по итогам реализации программы.

Прогнозируемые результаты

  1. Положительная динамика уровня развития спонтанных мировоззренческих представлений и уровня развития мышления старших дошкольников.
  2. Положительная динамика развития связной речи у детей 1 и 2 старших групп.
  3. Формирование педагогической  компетентности родителей на основе мировоззренческого диалога.
  4. Развитие профессиональной компетентности педагогов ДОУ.
  5. Анализ деятельности педагогов, участвующих в «воспитательном диалоге» и обсуждение результатов на методическом совете.
  6. Создание методического руководства для педагогов по организации воспитательно-мировоззренческих диалогов.
  7. Улучшение психологического климата в детско – взрослом коллективе ДОУ

Апрель май

Итогово – аналитический этап

  1. Проведение итоговой диагностики. Качественный и количественный анализ результатов.
  2. Обобщение полученных результатов с целью выявления эффективности педагогической технологии «Воспитательный диалог».
  3. Распространение методических и практических рекомендаций для педагогов и родителей.

4. Презентация материалов работы с детьми.

Прогнозируемые результаты

  1. Проведение городского методического объединения для педагогов по представлению опыта ДОУ №8.
  2. Распространение опыта в сети интернет.