Ребёнок с особыми образовательными потребностями в детском саду.
"Дети мира невинны, уязвимы и зависимы. Они также любознательны, энергичны и полны надежд. Их время должно быть временем радости и мира игр, учебы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии и сотрудничестве…" Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей | |
дети | |
Признание за детьми с ОВЗ особых образовательных потребностей, позволяет им иметь равный доступ к образованию. | В нашем детском саду обучается 1 один ребёнок с особыми образовательными потребностями. |
С целью обеспечения доступности образования детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья: | осуществляется индивидуально ориентированный подход к побору и разработке образовательного маршрута ребенку ОВЗ, независимо от уровня его развития, нарушения и состояния здоровья; · расширяется и обновляется спектр образовательных услуг; · все участники образовательного процесса обеспечиваются коррекционной, психолого-педагогической и медико-социальной помощью. |
Реализуя образовательные потребности детей с ОВЗ педагоги опираться на: | способы коммуникации ребенка с ОВЗ с окружающими; § особенности усвоения и использования бытовых навыков, уровень их сформированности относительно возрастной нормы; § специфику речевой деятельности, знание и представление об окружающем мире; § наиболее типичные особенности индивидуального поведения. |
МЫ РАЗНЫЕ
Вместе живут на огромной планете
Разные взрослые, разные дети.
Внешностью разные и цветом кожи,
Но, безусловно, мы в чём-то похожи!
Всем нам счастливыми хочется быть,
Новые звёзды на небе открыть,
Крепко дружить, не бояться «другого».
Друг мой в коляске, а что здесь такого?
Едет он с нами наперегонки,
Вместе рыбачим мы с ним у реки.
Нет между нами преград и обид,
Он самый лучший, наш друг-инвалид!
Годы пройдут, и мы станем взрослее,
Ростом повыше, по жизни мудрее,
И поменяется мир весь вокруг,
Но рядом останется преданный друг!
Яна Дубенская
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polozhenie_ob_ovz.doc | 61 КБ |
plan-grafik.doc | 109.5 КБ |
plan_raboty.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования и молодёжи Администрации города Алушты
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №8 «Светлячок» г. Алушты
ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ
ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В МУНИЦИПАЛЬНОМ ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ «ДЕТСКИЙ САД №8 «СВЕТЛЯЧОК» ГОРОДА АЛУШТЫ
реализующем основную образовательную программу дошкольного образования по модели «частичная интеграция ребёнка
с ограниченными возможностями здоровья
в функционирующей группе нормально развивающихся сверстников.
г. Алушта
2015 г
В основу Положения заложены принципы образовательной политики в России, которые определены Федеральном законом «Об образовании в Российской Федерации», государственными программами Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 – 2015 годы и «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы, Федеральным Государственным Стандартом дошкольного образования. В данных документах речь идёт о реализации гарантированного государством права родителей (законных представителей) ребёнка на осуществление включения детей с ОВЗ в любое дошкольные образовательные учреждения по месту жительства не зависимо от наличия или отсутствия в них адаптированной среды.
1.Общие положения.
1.1. Настоящее положение регулирует деятельность ДОУ по организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее дети ОВЗ) в муниципальном дошкольном образовательном учреждении
«ДЕТСКИЙ САД №8 «СВЕТЛЯЧОК» города АЛУШТЫ (далее МДОУ),
реализующем основную образовательную программу дошкольного образования по модели «частичная интеграция ребёнка
с ограниченными возможностями здоровья в функционирующей группе нормально развивающихся сверстников.
1.2. Образовательная модель «частичная интеграция ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в функционирующей группе нормально развивающихся сверстников является новой формой дифференциации образования, позволяющей решать задачи своевременной активной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
1.3. МДОУ несёт ответственность за жизнь детей с ОВЗ, реализацию их конституционного права на образование в пределах государственного образовательного стандарта, обеспечивает условия для его обучения, воспитания, социальной адаптации и интеграции в общество.
1.4. При организации образования воспитанников с ограниченными возможностями здоровья МДОУ руководствуется следующими нормативными документами:
· Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12.2012 г. № 273-ФЗ ч.1 ст. 79.
· Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам, образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
· Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»
· Постановлением Правительства РФ от 12.03.97 №288 «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» (с изменениями 10 марта 2000 г. №212).
· Порядок организации инклюзивного обучения в образовательных организациях Республики Крым, реализующих основные общеобразовательные программы ( Пр. Минобразования Крыма от 26.11.2014 г. № 313)
2. Цели и задачи организации образования детей с ОВЗ в МДОУ.
2.1. Цель: обеспечение равного доступа к получению дошкольного образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми детьми.
2.2. Задачи:
- психолого-педагогическая коррекционная работа с детьми, имеющими
трудности в развитии, в том числе с ограниченными возможностями здоровья: определение формы получения дошкольного образования и
режима пребывания в образовательной организации, соответствующих возможностям и специальным потребностям ребенка;
-определение объема, содержания — основных направлений, форм организации психолого-педагогического сопровождения ребенка и его семьи; -определение стратегии и тактики (форм и содержания) коррекционно-развивающей работы с ребенком. Здесь же определяются критерии и формы оценки динамики познавательного и личностного развития ребенка, степени его адаптации в среде сверстников;
-определение необходимости, степени и направлений адаптации основной образовательной программы организации;
-определение необходимости адаптации имеющихся или разработки новых методических материалов;
-определение индивидуальных потребностей ребенка в тех или иных материально-технических ресурсах. Подбор необходимых приспособлений, организация развивающей предметно-пространственной среды.
- Выявление резервных возможностей ребенка, разработка рекомендаций
педагогу, родителям (законным представителям) для обеспечения обоснованного дифференцированного подхода в процессе коррекционного обучения и воспитания
3. Основные виды деятельности
по организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее дети ОВЗ) в МДОУ
3.1. Проведение, с согласия родителей (законных представителей), психолого-педагогической диагностики развития ребёнка.
3.2. Осуществление коррекционной деятельности по адаптированной программе.
3.3. Консультирование родителей (законных представителей) по вопросам обучения, воспитания и развития детей, имеющих трудности в развитии, в том числе ограниченные возможности здоровья, предоставление рекомендаций по обучению и воспитанию.
3.4.Консультирование педагогов и специалистов служб сопровождения по вопросам обучения, воспитания и развития детей, имеющих трудности в развитии, в том числе ограниченные возможности здоровья, предоставление рекомендаций по обучению и воспитанию.
3.5. Просвещение родителей (законных представителей) по вопросам обучения, воспитания и развития детей, имеющих трудности в развитии, в том числе ограниченные возможности здоровья.
3.6. Просвещение педагогов и специалистов служб сопровождения по вопросам обучения, воспитания и развития детей, имеющих трудности в развитии, в том числе ограниченные возможности здоровья.
3.7. Просвещение педагогов и родителей (законных представителей) по вопросам социальной адаптации детей.
4. Предоставление в МДОУ образовательных услуг для детей с ОВЗ.
4.1. Образовательные услуги детям с ОВЗ предоставляются в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом.
В соответствии с возможностями детей с ОВЗ определяются методы обучения.
4.2. Для организации инклюзивного образования детей с ограниченными
возможностями здоровья в МДОУ создаются условия
для:
- обеспечения беспрепятственного доступа детей с ограниченными
возможностями здоровья в здания и помещения МДОУ;
- обеспечения необходимыми учебно-методическими и наглядно-
дидактическими пособиями;
- проведения коррекционно-развивающих индивидуальных занятий;
4.3. Решение о частичной интеграции ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в функционирующей группе нормально развивающихся сверстников принимается руководителем образовательной организации с учетом интересов родителей (законных представителей)по согласованию с учредителем.
4.4. Зачисление детей с ограниченными возможностями здоровья
группы осуществляется в установленном порядке в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии.
4.5. Учредитель образовательной организации выделяет в установленном
Порядке:
- средства для создания специальных условий получения образования
детьми с ограниченными возможностями здоровья (специальные условия
образования – специальные образовательные программы, методы и средства
обучения, учебники, учебные пособия, дидактические и наглядные материалы, технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования (включая специальные),
- средства коммуникации и связи при реализации образовательных программ, адаптация образовательных организаций и прилегающих к ним территорий для свободного доступа всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также
педагогические, психолого-педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, обеспечивающие адаптивную среду образования и безбарьерную среду жизнедеятельности, без которых освоение образовательных программ лицам с ограниченными возможностями здоровья затруднено),
- обеспечения
дополнительного профессионального образования педагогических работников,
- обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья
детей, направленности образовательной программы, категории детей и иных
особенностей образовательной деятельности.
4.6.Учредитель и руководитель МДОУ несут ответственность за организацию, состояние и качество инклюзивного образования.
4.7. В образовательных организациях осуществляется психолого-
педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями
здоровья специалистами психологической службы (педагогами-психологами,
социальными педагогами) таких организаций и соответствующими
педагогическими работниками.
4.8. Для обеспечения психолого-медико-педагогического сопровождения
детей с ограниченными возможностями здоровья в группах
с инклюзивным обучением в МДОУ в соответствии
с потребностями, индивидуально-типологическими особенностями в
познавательном, физическом, эмоционально-волевом развитии воспитанников создаются малые психолого-медико-педагогические консилиумы с обязательным участием родителей (законных представителей). 4.9.Члены психолого-медико-педагогического консилиума участвуют в разработке
- адаптированной образовательной программы для детей ОВЗ;
- отслеживают динамику развития ребенка, оценивают успешность в освоении образовательной программы.
4.10.Адаптированная образовательная программа утверждается руководителем МДОУ по согласованию с родителями (законными
представителями) и пересматривается дважды в год (в случае необходимости
чаще) с целью ее корректирования.
4.11. В МДОУ комплектование групп с инклюзивным обучением осуществляется с учетом особенностей психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, а также в соответствии с требованиями постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013№ 26 СанПиН 2.4.1.3049-13«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».
4.12. Количество детей с ограниченными возможностями здоровья в группе
с инклюзивным обучением не должно превышать двух воспитанников, при этом их нарушения в развитии должны быть сходными.
4.13. Наполняемость групп с инклюзивным обучением не должно превышать 20 воспитанников с учетом детей с ограниченными возможностями здоровья.
4.15. Содержание образования и условия организации образовательного
процесса для детей с ОВЗ в МДОУ определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, с
учетом индивидуально-типологических особенностей в познавательном,
физическом, эмоционально-волевом развитии обучающихся и рекомендаций
психолого-медико-педагогической комиссии.
4.16. При организации получения образования детьми с ограниченными
возможностями здоровья в МДОУ с инклюзивным обучением
целесообразно использовать возможности их обучения в установленном
порядке по индивидуальному учебному плану наряду с применением
современных образовательных технологий, обеспечивающих гибкость
образовательного процесса и успешное освоение обучающимися
образовательных программ.
4.17.Личностно-ориентированная направленность учебно-воспитательного
процесса обеспечивается тьютором, ассистентом (помощником), оказывающего обучающимся с ограниченными возможностями здоровья необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Тьютор, ассистент (помощник) принимает участие в разработке и выполнении индивидуальных учебных планов и программ, адаптирует учебные материалы с учетом индивидуально-типологических особенностей в познавательном, физическом, эмоционально-волевом развитии обучающихся данной категории. Тьютор, ассистент (помощник) вводится в штатное расписание образовательных организацийв соответствии с рекомендациями психолого-медико- педагогической комиссии из расчета по одной штатной единицы на каждые 1-6 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
4.18. Дошкольное образование детей с ОВЗ в МДОУ осуществляется
по учебным планам, программам, учебникам и пособиям, рекомендованными
Министерством образования и науки Российской Федерации.
4.19. Расписание организованной деятельности для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья составляется с учетом индивидуальных особенностей их учебно-познавательной деятельности, динамики умственной трудоспособности на протяжении дня и недели.
4.20.МДОУ организует предметно-развивающую среду, обеспечивающую разным детям доступ к развитию их возможностей.
4.21 МДОУ осуществляет промежуточную и итоговую диагностику развития ребёнка с ОВЗ, мониторинг их социальной адаптации, формы и сроки которых установлены основной общеобразовательной программой ДОУ.
4.22 .При выпуске из детского сада дети с ОВЗ направляются на ПМПК для определения формы обучения в школе (общеобразовательной или специальной коррекционной).
III. Финансовое обеспечение
3.1.Образовательные услуги детям с ОВЗ предоставляются бесплатно.
3.2.Дополнительные расходы, связанные с осуществлением воспитания и обучения ребёнка с ОВЗ, не предусмотренные специальной образовательной программой ребёнка с ОВЗ, утверждённой ДОУ, производятся за счёт средств родителей (законных представителей).
3.3.Платные образовательные услуги, предусмотренные Уставом дошкольного образовательного учреждения, предоставляются детям с ОВЗ, на общих основаниях в соответствии с законодательством РФ.
IV. Участники образовательного процесса
4.1. Участники образовательного процесса: педагогические работники, родители и воспитанники.
4.2. Родители (законные представители) имеют право:
- защищать законные права ребенка;
- обращаться для разрешения конфликтных ситуаций к администрации ДОУ.
4.3. Воспитанник имеет право:
- на уважение человеческого достоинства;
- на моральное поощрение за успехи;
4.4. Педагогический работник имеет права, предусмотренные законом РФ «Об образовании».
V. Порядок управления
Заведующий осуществляет общее руководство воспитанием и обучением детей с ОВЗ, координирует деятельность коллектива детского сада и специалистов системы здравоохранения на основании заключаемого ежегодно договора, осуществляет систематический контроль эффективности работы.
Предварительный просмотр:
Управление образования и Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8 «Светлячок» г. Алушты 298500, Р. Крым, г. Алушта т.(06560) 5 44 77 ул. Ялтинская, дом 19 а |
УТВЕРЖДАЮ Заведующая МДОУ №8 г. Алушта __________ Е.Ю.Вихляева Приказ от «_____» №_________ |
ПЛАН-ГРАФИК («дорожная карта»)
мероприятий по созданию условий для инклюзивного образования воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в МДОУ №8
на 2015-2016 учебный год
Цель: становление инклюзивной практики и обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разными образовательными потребностями.
Алушта
2015г
№ п/п | Направления мероприятий | Сроки | Ответственные |
1. | Нормативно-правовое обеспечение реализации инклюзивного образования | ||
1.1. | Проведение совещания при заведующей по реализации плана-графика инклюзивного образования за 2014/2015 уч. г. и созданию условий инклюзивного образования в соответствии с определенными категориями в новом учебном 2015-2016 учебном году. | май 2015 г. | Администрация МДОУ |
1.2. | Подготовка отчета по исполнению плана-графика мероприятий реализации инклюзивного образования за 2014-2015 уч .год | Май 2015 | Администрация МДОУ |
1.3. | Разработка локальных актов по подготовке и введению инклюзивного образования в новом учебном году | Июль-август 2015 г. | Администрация МДОУ |
1.4. | Итоговое заседание ПМПК МДОУ | май, ежегодно | Администрация МДОУ |
2. | Организационное обеспечение реализации инклюзивного образования | ||
2.1. | Проведение мониторинга готовности МДОУ, стартовых условий введения инклюзивного образования, подготовка обобщенной информации мониторинга готовности МДОУ | Июль-август | Администрация МДОУ |
2.2. | Организация методического объединения педагогов, реализующих инклюзивное образование, организация их курсовой подготовки | Октябрь 2015 | Старший воспитатель |
2.3. | Участие в мероприятиях Центра информационно-методического сопровождения | 2015-2016 уч год по графику ЦИМФ | Администрация МДОУ |
2.4. | Заполнение банка детей с ОВЗ, получающих образовательную услугу в условиях инклюзивного образования | Постоянно (1 раз в год) | Администрация МДОУ |
2.5. | Заполнение банка данных о педагогах, осуществляющих образовательный процесс детей-инвалидов в условиях инклюзивного образования | Постоянно (1 раз в год) | Администрация МДОУ |
2.6. | Организация и проведение Недели инклюзивного образования | 14–18 марта (ежегодно) | Администрация МДОУ |
2.7. | Организация и проведение мероприятий, посвященных Международному Дню инвалидов | ежегодно | Администрация ОО |
2.8. | Организация консультирования для родителей детей, включенных в инклюзивный процесс (на базе ПМПК (психолого-педагогического сопровождения МДОУ) | 2015 | Администрация ОО |
3. | Методическое обеспечение реализации инклюзивного образования | ||
3.1. | Методическое сопровождение процессов введения и развития инклюзивного образования | В теч года | Методический совет |
3.2. | Составление обращения для приобретения оборудования для создания универсальной среды | Май 2015 | Руководитель МДОУ |
3.3. | Разработка раздела ООП «Коррекционная работа» | Июль-август 2015 | Старший воспитатель |
3.4. | Разработка методических рекомендаций по развитию и внедрению инклюзивного образования в ОО | Ежеквартально по итогам контроля и мониторинга | Администрация МДОУ |
3.5. | Проведение методических консультаций для воспитателей и музыкального руководителя по реализации ООП «Коррекционная работа» | ежеквартально | Старший воспитатель |
3.6. | Анализ, отбор материала для обобщения успешного опыта инклюзивного обучения и социализации детей с особенностями развития | Апрель–май 2016 | Администрация МДОУ |
3.7. | Разработка ООП и рабочих программ педагогов. | Август 2015 | Старший воспитатель воспитатели |
4. | Кадровое обеспечение введения инклюзивного образования | ||
4.1 | Участие в семинарах-совещаниях по вопросам инклюзивного образования | Постоянно | Администрация МДОУ |
4.2. | Участие педагогов на дискуссионной педагогической площадки ЦИМС | 2014–2015 | Администрация МДОУ |
4.3. | Участие в обучающих семинарах, в т.ч. Web-семинарах, для педагогических работников по вопросам инклюзивного образования | 2015–2016 | Администрация МДОУ |
4.4. | Участие в курсах повышения квалификации для педагогических работников, осуществляющих образовательный процесс с детьми с ОВЗ | 2015–2016 | Администрация МДОУ |
4.5. | Участие в практикоориентированных семинарах для педагогов и специалистов системы сопровождения | 2015–2016 | Администрация МДОУ |
4.6. | Участие в стажировочных мероприятиях организации инклюзивного образования | 2015-2016 | Администрация МДОУ |
4.7. | Обучение педагогических работников инновационным образовательным технологиям в контексте форм инклюзивного подхода и моделей предоставления специальных образовательных услуг для детей с ОВЗ, в том числе с инвалидностью. Введение в практику МДОУ инновационных образовательных технологий инклюзивного образования. | 2014–2015 | Администрация МДОУ |
4.8. | Участие в республиканских и муниципальных мероприятиях, организация августовских педагогических чтений | Июль–август 2015–2016 | Администрация МДОУ |
5. | Финансово-экономическое обеспечение введения инклюзивного образования | ||
5.1. | Разработка перечня необходимого оборудования для организации предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС. | Май 2015 | Администрация МДОУ |
5.2. | Приобретение необходимого оборудования для организации предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС. | 2014–2015 По мере финансирования | Администрация МДОУ |
6. | Информационное обеспечение введения инклюзивного образования | ||
6.1. | Создание и наполнение раздела «Солнечное детство» инклюзивное образование» на сайте МДОУ | Постоянно, 1 раз в квартал | Старший воспитатель воспитатели |
6.2. | Участие в вебинарах ЦПМПК | 2014–2015 | Старший воспитатель |
6.3. | Проведение дискуссий, «круглых столов» с педагогами и родителями детей с особенностями развития и других (обычных) детей по вопросам социальной адаптации и обучения детей с ОВЗ | 2015–2016 | Администрация МДОУ |
6.4. | Проведение конкурса педагогических проектов «Мы вместе» | Март 2016 | Старший воспитатель |
7. | Материально-техническое обеспечение условий реализации инклюзивного образования | ||
7.1. | Создание универсальной образовательной среды | Сентябрь 2015 | Администрация МДОУ |
7.2. | Организация инклюзивной инфраструктуры: для беспрепятственного доступа в в МДОУ маломобильных групп из числа воспитанников и их родителей: пандусы, уголки лечебной физкультуры, психомоторной коррекции, уголки для коррекционных занятий, медицинский кабинет, спортивный зал и др. | В теч года по мере финансирования | Администрация МДОУ |
7.2. | Обеспечение воспитательно-образовательного процесса обучающим и развивающим игровыми материалами и оборудованием в соответствии с ФГОС ДО | В теч года по мере финансирования | Администрация МДОУ |
Ответственный исполнитель:
Старший воспитатель Попко О.В.
т. 06560 5 44 77
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №8 «Светлячок» г. Алушты
График
плановых заседаний ПМПк
МДОУ «Детский сад №8 «Светлячок» г. Алушты
на 2015-2016 учебный год
№ | Заседание | Дата проведения | Ответственный |
1 | Организационное заседание: Утверждение плана работы ПМПк. Предварительная работа: - сбор информации о детях, нуждающихся в психолого-медико-педагогическом сопровождении; - комплектование групп ДОУ по направлениям ПМПК на 2015-2016 уч. год. | 25.09.2015г. | Председатель ПМПк |
2 | Плановое заседание: 1.«Диагностика-путь к определению форм и методов с детьми, нуждающимися в психолого-медико-педагогическом сопровождении». 2. промежуточные результаты по реализации индивидуальных программ развития детей; отчёты ПМПк о работе за первое полугодие. | 20.01.2016 г. | Председатель ПМПк |
4 | Плановое заседание: Итоговое. Отчет по итогам коррекционной работы. | 15.05.2016г. | Председатель ПМПк |
Программы и учебно-методические комплекты (УМК)
для детей с недостатками речи.
1. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (для детей подготовительной к школе группы). Составители: Г. А. Каше, Т. Б. Филичева.
Программа адресована логопедам и воспитателям дошкольных учреждений (групп) для детей с нарушениями речи, является руководством при обучении детей с недоразвитием фонетического строя речи в подготовительной к школе группе.
Задачи программы: 1) помочь детям в овладении фонетической системой языка; 2) подготовить к овладению грамотой общепринятым аналитико-синтетическим методом и усвоении некоторых элементов грамоты.
Ступеньки развития (концепция построения адаптивной модели обучения и воспитания детей с ЗПР и программно-методический материал)
Автор Н.Ю.Борякова
Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста Авторы: О.П.Гаврилушкина, Н.Д.Соколова