Методическая копилка выступлений
Выступление в ТОИПКРО и на Методическом выступлении историков.
«Применение игровой деятельности на уроках истории:
плюсы и минусы».
Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися. Поэтому я на своих уроков использую игровую деятельность.
Приходится постоянно искать эффективные методы обучения и такие методические приемы, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках ученик работал активно и увлеченно, использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса.
В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиться, развивает внимание, стремление к знаниям. Игра наиболее доступный вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ученика, его эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении.
Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на обычном занятии. Но это не значит, что занятия должны проходить только в форме игры. Игра – это только один из методов, и она дает хорошие результаты в сочетании с другими: беседами, самостоятельной работой. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания.
Она учит самостоятельно решать игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом.
Предлагаю несколько вариантов игр, которые использую в своей педагогической практике.
Игра для изучения нового материала.
Игра «Древо познания». В ней учащиеся учатся ставить вопросы к изученному материалу. На уроке, когда изучается новый материал, ученикам даётся задание: по ходу объяснения или работы с текстом записать на листочках 2-3 различных вопроса и заданий к нему. После изучения материала листочки сдаются. Наиболее интересные вопросы прикрепляются к «древу познания» (нарисовано на ватмане в виде обычного дерева, на ветках которого сделаны прорези со вставленными скрепками). На следующем уроке, при проверке знаний, ученики снимают листочки, читают вопрос и отвечают на него.
Эта игра помогает учащимся выделить главное, научится формулировать вопросы.
Игры для закрепления.
«Найди ошибки». Учащимся предлагается текст, в котором допущены фактические ошибки. Ребята должны найти эти ошибки и исправить.
«Снежный ком». В игре принимают участие несколько человек, которые выходят к доске. Первый ученик называет одно слово, словосочетание, относящееся к изученной теме, второй ученик называет первое слово, словосочетание и добавляет свое.
Если участник игры ошибается или делает длинную паузу, то он выходит из игры и садится на своё место. Победителем оказывается тот, кто останется последним и скажет правильно всю получившуюся цепочку.
«Реставрация» - учитель готовит текс и разрезает на полоски так, чтобы на каждой из них помещалось одно предложение. Полоски перемешиваются и помещаются в конверт.
«Герой, дата, событие» - учитель называет имя царя или личности. Один ученик называет, чем знаменит этот царь или личность. Другой ученик называет годы правление. Третий – реформы проводил.
Эта игра развивает память, внимание, быстроту реакции, помогает закрепить пройденный материал.
Игры для проверки знаний.
Для работы с терминами использую игру «Переводчик». Некоторые определения усваиваются с трудом из-за сложности научного языка. Школьники зазубривают, не понимая их смысла. В данной игре детям предлагается сказать историческую фразу другими словами, перевести с «научного» языка на «доступный».
«Таинственный сундучок» - даты.
Обобщающие игры.
На уроках обобщения я использую кроссворды, ребусы. Брейн-ринг, «Своя игра» (может быть представлена в компьютерном варианте, а может быть, игровое поле начерчено на доске) Для нее нужны всего лишь интересные вопросы в нескольких номинациях. Игра позволяет за 15-20 минут повторить основные события эпохи.
«Что, где, когда?» - Класс делится на команды. Команды играют по очереди. Какая команда начнет игру первой, выбирает жребий (или дополнительный вопрос). Время обсуждения - 1 минута. Капитан после обсуждения вопроса с членами команды выбирает того, кто будет отвечать. Если команда не отвечает на вопрос или отвечает не правильно, то ход переходит к другой команде. За каждый правильный ответ команда получаете баллы, которые указаны вместе с вопросом.
Игра создает особые условия, при которых учащиеся могут развивать творчество. Суть этих условий заключается в общении на равных, где исчезает робость, возникает ощущение - "я тоже могу", т. е. в игре происходит внутреннее раскрепощение.
В игре учащиеся учатся доброжелательному диалогу, умению выслушивать, а главное слышать друг друга.
Использование игровых методов дает хорошие результаты. Ученики начинают интересоваться предметом. Потому что, игра мотивирует, стимулирует и активизирует познавательные процессы учеников - внимание восприятие, мышление, запоминание, воображение. Игры позволяют развивать специальные способности учащихся к занятиям историй. Каждый учитель старается, чтобы ученик полюбил предмет, усвоил материал, применил знания на практике, был всесторонне развитым и грамотным человеком.
Плюсы и минусы
«+»
1. .Позволяет раскрыть творческие возможности учащихся.
2. Воспитывает коллективизм и взаимовыручку в решении трудных проблем.
3. Взаимообучение. Многие игры предполагают совещательный процесс. В группе, где собраны сильные и слабые ученики, идет процесс взаимообогащения информацией и умениями.
4.Воспитание чувства сопереживания друг за другу.
«- «
1. Организация игр - не всегда простое занятие: азарт игры может превратить урок в беспорядочное, шумное мероприятие.
2.Оценка в игре - ещё одна проблема. Артистичные дети могут получить оценку не за знание, а за артистизм.
3. Акцентирование внимания участников игры на выполнение игровых действий и поиск путей, ведущих к победе, а не на содержании материала.
Список изученной литературы по теме самообразованию:
1. Беспалько В.П. «Слагаемые педагогической технологии». М. Педагогика,1989г.
2. Борзова Л.П. Игры на уроках истории. М.: Владос-пресс., 2001 г.
3. Денисова, Л.Г. Использование игровых элементов на начальном этапе обучения. М. Педагогика. 2003 г.
4. Кулагина Г.А. Сто игр по истории. М.: Просвещение., 1983 г.
5. Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2002 с.68
6. Маркова А.П. «Формирование мотивации учения». М. Просвещение, 1990 г.
7. Мацкайлова О.А. Познавательные игры в курсе истории//Преподавание истории в школе. 1999 №8.
8. Пономаренко О.В. Что наш урок? Игра! //Коммуникативная методика// - 2004. - №5. С.36-37.
9. Пидкасисьый П.И. «Технология игры в обучении» - М. Просвещение, 1992 г.
10. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Просвещение, 1987