Методическая копилка выступлений

Котлягина Екатерина Владимировна

 

Выступление в ТОИПКРО и на Методическом выступлении историков.

«Применение игровой деятельности на уроках истории:

плюсы и минусы».

Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися. Поэтому я на своих уроков использую игровую деятельность.

Приходится постоянно искать эффективные методы обучения и такие методические приемы, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках ученик работал активно и увлеченно, использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса.

В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиться, развивает внимание, стремление к знаниям. Игра наиболее доступный вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ученика, его эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении.

Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на обычном занятии. Но это не значит, что занятия должны проходить только в форме игры. Игра – это только один из методов, и она дает хорошие результаты в сочетании с другими:  беседами, самостоятельной работой. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания.

            Она учит самостоятельно решать игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом.

Предлагаю несколько вариантов игр, которые использую в своей педагогической практике.

Игра для изучения нового материала.

Игра «Древо познания». В ней учащиеся учатся ставить вопросы к изученному материалу. На уроке, когда изучается новый материал, ученикам даётся задание: по ходу объяснения или работы с текстом записать на листочках 2-3  различных вопроса и заданий к нему. После изучения материала листочки сдаются. Наиболее интересные вопросы прикрепляются к «древу познания» (нарисовано на ватмане в виде обычного дерева, на ветках которого сделаны прорези со вставленными скрепками). На следующем уроке, при проверке знаний, ученики снимают листочки, читают вопрос и отвечают на него.

Эта игра  помогает учащимся выделить главное, научится формулировать вопросы.

Игры для закрепления.

«Найди ошибки». Учащимся предлагается текст, в котором допущены фактические ошибки. Ребята должны найти эти ошибки и исправить.

«Снежный ком». В игре принимают участие несколько человек, которые выходят к доске. Первый ученик называет одно слово, словосочетание, относящееся к изученной теме, второй ученик называет первое слово, словосочетание  и добавляет свое.

Если участник игры ошибается или делает длинную паузу, то он выходит из игры и садится на своё место. Победителем оказывается тот, кто останется последним и скажет правильно всю получившуюся цепочку.

«Реставрация» - учитель готовит текс и разрезает на полоски так, чтобы на каждой из них помещалось одно предложение. Полоски перемешиваются и помещаются в конверт.

«Герой, дата, событие» - учитель называет имя царя или личности. Один ученик называет, чем знаменит этот царь или личность. Другой ученик называет годы правление. Третий – реформы проводил.

Эта игра развивает память, внимание, быстроту реакции, помогает закрепить пройденный материал.

Игры  для проверки знаний.

Для работы с терминами использую игру «Переводчик». Некоторые определения усваиваются с трудом из-за сложности научного языка. Школьники зазубривают, не понимая их смысла. В данной игре детям предлагается сказать историческую фразу другими словами, перевести с «научного» языка на «доступный».

 «Таинственный сундучок» - даты.

Обобщающие игры.

На уроках обобщения я использую кроссворды, ребусы. Брейн-ринг, «Своя игра» (может быть представлена  в компьютерном варианте, а может быть, игровое поле начерчено на доске) Для нее нужны всего лишь интересные вопросы в нескольких номинациях. Игра позволяет за 15-20 минут повторить основные события эпохи.

 «Что, где, когда?» - Класс делится на команды. Команды играют по очереди. Какая команда начнет игру первой, выбирает жребий (или дополнительный вопрос). Время обсуждения - 1 минута. Капитан после обсуждения вопроса с членами команды выбирает того, кто будет отвечать. Если команда не отвечает на вопрос или отвечает не правильно, то ход переходит к другой команде. За каждый правильный ответ команда получаете баллы, которые указаны вместе с вопросом.

Игра создает особые условия, при которых учащиеся могут  развивать творчество. Суть этих условий заключается в общении на равных, где исчезает робость, возникает ощущение - "я тоже могу", т. е. в игре происходит внутреннее раскрепощение.

            В игре учащиеся учатся доброжелательному диалогу, умению выслушивать, а главное слышать друг друга.

Использование игровых методов дает хорошие результаты. Ученики начинают интересоваться предметом. Потому что, игра мотивирует, стимулирует и активизирует познавательные процессы учеников - внимание восприятие, мышление, запоминание, воображение. Игры позволяют развивать специальные способности учащихся к занятиям историй. Каждый учитель старается, чтобы ученик полюбил предмет, усвоил материал, применил знания на практике, был всесторонне развитым и грамотным человеком.

Плюсы и минусы

«+»

1. .Позволяет раскрыть  творческие возможности  учащихся.

2. Воспитывает коллективизм и взаимовыручку в решении трудных проблем.

3.  Взаимообучение. Многие игры предполагают совещательный  процесс. В группе, где собраны сильные и слабые ученики, идет процесс взаимообогащения информацией и умениями.

4.Воспитание чувства сопереживания друг за другу.

 «- «

1. Организация игр - не всегда простое занятие: азарт игры может превратить урок в беспорядочное, шумное мероприятие.

2.Оценка в игре - ещё одна проблема. Артистичные дети могут получить оценку не за знание, а за артистизм.

3. Акцентирование внимания участников игры на выполнение игровых действий и поиск путей, ведущих к победе, а не на содержании материала.

 

Список изученной литературы по теме самообразованию:

1.      Беспалько В.П. «Слагаемые педагогической технологии». М. Педагогика,1989г.

2.      Борзова Л.П. Игры на уроках истории. М.: Владос-пресс., 2001 г.

3.      Денисова, Л.Г. Использование игровых элементов на начальном этапе обучения. М. Педагогика. 2003 г.

4.      Кулагина Г.А. Сто игр по истории. М.: Просвещение., 1983 г.

      5.         Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2002 с.68

     6.         Маркова А.П. «Формирование мотивации учения». М. Просвещение, 1990 г.

     7.         Мацкайлова О.А. Познавательные игры в курсе истории//Преподавание истории в школе. 1999 №8.

    8.         Пономаренко О.В. Что наш урок? Игра! //Коммуникативная методика// - 2004. - №5. С.36-37.

    9.         Пидкасисьый П.И. «Технология игры в обучении» - М. Просвещение, 1992 г.

   10.     Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Просвещение, 1987