Главные вкладки
"Мой опыт работы"
"Опыт работы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_opyt_raboty.pptx | 1.18 МБ |
priobshchenie_k_chteniyu.odt | 55.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ушакова Светлана Николаевна воспитатель муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детского сада №31 «Алёнушка» с. Марьины Колодцы
Моё увлечение Я очень люблю выращивать цветы, особенно розы, экспериментируя с различными способами выращивания.
Мое педагогическое кредо- Воспитывать и развивать играя, создавать, творить, выдумывать для детей и вместе с ними.
Качества, которые стремлюсь воспитывать в детях -"Важно не кем быть, а каким быть», поэтому в первую очередь - честным, добрым, заботливым и любознательным.
Опыт работы «Развитие творческих проявлений у детей в процессе театрализованных игр»
Цель: Формирование творческого мировосприятия жизни, развитие воображения , эмоциональной сферы, игровых умений – это главная цель моей методической работы.
Обучающие задачи: - Формировать первые представления дошкольников о театральном искусстве и его видах (музыки, живописи, литературе); активизировать эмоциональный, мыслительный, социально-психологический настрой личности ребёнка. - Научить детей слушать, воспринимать, отвечать на вопросы, пересказывать, сочинять. - Формировать представление детей об искусстве перевоплощения (определённых изменениях в голосе, теле, движениях, костюме, речи).
Развивающие: - Развивать у детей интонационную выразительность. - Развивать воображение, внимание, скорость реакции, навык слаженной работы, обогащать впечатлениями; - Развивать фантазию, чувство пространства, времени. Декламационные способности, инициативу, эстетический вкус.
Воспитывающие: Воспитывать любовь к прекрасному, способствовать формированию нравственных представлений, чувств коллективизма, доброжелательность, умение сопереживать успехам и неудачам сверстников, справедливо оценивать поступки .
Для успешной реализации программы необходимы такие условия: 1.Создание предметно – пространственной среды, которая обеспечивает право и свободу выбора каждого ребенка на любимое занятие или на театрализацию любимого произведения.
2.Различнае виды тетра – настольный, перчаточный, пальчиковый, театр ложек, театр на фланелеграфе, би-ба-бо.
Вот такой театр на ладошке я шила для малышей!
3.Костюмы, шапочки для ряженья.
4. Природный и бросовый материал для моделирования, поиска и экспериментирования с различными материалами при подготовки декораций.
5.Различные готовые декорации.
Для успешной реализации программы я использую следующие средства: необходимое количество учебных часов; светлый, просторный зал, группа; обеспеченность занятий музыкальным сопровождением (фортепиано, магнитофон); наличие необходимого инвентаря (атрибуты для игр, танцев и т.д.)
Актуальность программы заключается в том, театрализованная деятельность позволяет решать многие проблемы современной педагогики и психологии, связанные с художественным образованием и воспитанием детей, формированием эстетического вкуса, нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, воспитанием воли, развитием памяти, воображения, фантазии, речи, созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций
Содержание театрализованной деятельности включает в себя: - просмотр кукольных спектаклей и бесед по ним; -игры-драматизации; -разыгрывание различных сказок и инсценировок; -упражнения по формированию выразительности упражнений (вербальной и невербальной); -упражнения по социально-эмоциональному развитию детей .
В своей работе использую мнемотехнику
Результаты уровня развития творческих проявлений у детей в процессе театрализованных игр
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Приобщение к чтению детей дошкольного возраста
Чтение - вот лучшее учение
А.С.Пушкин
В настоящее время книга проигрывает неравную схватку с техническими средствами: телевизором и компьютером. Современные дети все чаще проводят свободное время за компьютерными играми, просмотром телепередач, особенно мультфильмов и все реже читают книги. И это объяснимо, чтение – это своего рода труд, при котором ребенок размышляет, воображает, вживается в образ. Что же касается технических средств – не надо прикладывать никаких усилий, не надо думать, воображать, просто сиди и смотри.
Задача сегодняшнего дня -приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы– озвучена в примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы», которая разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы.Область «Ознакомление с художественной литературой» звучит как «Чтение художественной литературы» ибо, по словам Пушкина «Чтение - вот лучшее учение», так как именно с помощью книги ребенок открывает мир во всех его взаимосвязях и взаимозависимостях, начинает больше и лучше понимать жизнь людей, переживая и проживая прочитанное. Главная миссия– воспитание в ребенке читателя, который «начинается» в дошкольном детстве.
Воспитание любви к книге и приобщение детей к чтению - одна из главных задач моей педагогической деятельности.
Многолетний труд, постоянный поиск эффективных методов и приемов, творческий подход к делу позволил мне создать некую систему в области подготовки юного читателя:
Направления деятельности по приобщению детей к чтению:
Работа с детьми по приобщению к чтению строится следующим образом:
- Создание предметно-развивающей среды:
- книжный уголок, книжные выставки по различным темам (к памятным датам, по сказкам, одного автора, одного иллюстратора и т.п.);
- уголок для театрализованной и режиссерской игры (настольный театр, теневой, кукольный, пальчиковый, атрибуты для режиссерской игры и т.п.),
- уголок изодеятельности, в котором кроме изобразительных материалов находятся книжки-раскраски по темам художественных произведений, иллюстрации к любимым произведениям, репродукции известных картин художников, иллюстраторов;
- выставка книжек – самоделок, касса букв, плакаты по грамоте и т.п.
- Проведение занятий:
- по ознакомлению с художественной литературой и развитие речи, на которых идет ознакомление детей с загадками, пословицами и поговорками, стихами и песенками, рассказами и сказками. Именно эти занятия способствуют приобщению детей к чтению, способствуют развитию познавательной активности ребенка, интереса к познанию. Детям открывается мир словесного искусства, у них возникает интерес и любовь к книге, умение слушать ее и понимать, эмоционально откликаться на изображаемые события, «содействовать» и сопереживать героям.
- Чтение – это первоначальная ступенька в школьном обучении родному языку. Но, прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, научиться звуковому анализу слов, то есть называть по порядку звуки, из которых они состоят. Этому он учится на занятиях по овладению основами первоначальной грамоты. На этих же занятиях дети овладевают послоговым и слитным способами чтения. Однако, чтение - не самоцель, здесь закладывается фундамент будущей грамотности человека.
- Занятия по развитию экологических представлений, изобразительному искусству, художественному конструированию, музыкальному воспитанию и развитию выразительности движений также помогают приобщать детей к чтению (в книгах дети с помощью педагогов подыскивают необходимую информацию, «иллюстрируют» персонажей известных художественных произведений на музыкальных занятиях и занятиях хореографией, на занятиях по изодеятельности).
- В свободной деятельности дети закрепляют знания, полученные на занятиях:
- театрализованные игры (кукольный театр «Теремок», настольный театр «Волк и семеро козлят, пальчиковый театр «Репка» и др.);
- режиссерские игры - драматизации сказок И.Истомина («Снегирь и мышонок», «Почему у зайца длинные уши» и др.), русских народных сказок;
- конкурсы чтецов (к 65-летию Победы, стихи о Ямале), литературная викторина «Узнай сказку»;
- проектная деятельность («Сказка: правда или вымысел?», «Книжки-малышки»);
- акции («Книга детскому саду», «Книжкина больница», «Книга-малышам»);
- самостоятельное чтение в книжном уголке;
- свободная изобразительная деятельность.
Работа по приобщению детей к чтению очень многогранна, и за короткий срок представить ее невозможно. Очень хочется немного подробнее остановиться на работе со сказкой, т.к. считаю, что именно сказке принадлежит большая роль в привитии любви к чтению. Дети любят сказки и черпают из них множество удивительных познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. При чтении сказок малыши впервые познают, что такое храбрость и стойкость, добро и зло. Сказки в полной мере способствуют развитию воображения, мышления, речевого творчества и активного воспитания добрых чувств и, конечно же, воспитания любви к чтению и книге.
Наряду с традиционными приемами ознакомления со сказкой (ознакомление с содержанием сказки через чтение, показ иллюстраций, обсуждение героев сказки, их проступков, обыгрывание, драматизация) использую и нетрадиционные методы и приемы, так как они являются более интересными, эффективными и приносят ощутимый значительный результат.
На каждом возрастном этапе работа с детьми имеет свои особенности.
Младший дошкольный возраст. Важнейший период в развитии дошкольника. При знакомстве ребенка с литературными текстами особенно важна эмоциональность взрослого и яркая красочная наглядность. Важно эмоционально, красочно наглядно донести до детей содержание сказки, поэтому использую яркие красочные иллюстрации, настольный, кукольный и пальчиковый театр. Неоценима также работа с заместителями – это одно из направлений работы по ознакомлению с художественной литературой программы «Развитие», по которой работает наш детский сад. Заместитель – условный знак, замещающий персонажа сказки, например лиса - оранжевый кружок, заяц - серый кружок. Давайте придумаем заместители к сказке «Волк и 7 козлят», «Красная шапочка».
Средний дошкольный возраст. Продолжаю использование выше упомянутых приемов, но в более усложненной форме, также применяю такой прием технологии ТРИЗ-РТВ как проживание сказки.
Прием проживания сказки. Многие сказки уже были знакомы детям, но знакомы только по содержанию. Моя же задача - ввести детей в сущность сказки, т.е. научить детей понимать действия персонажей, понять сущность каждого из них, анализировать правильность их поступков. В процессе беседы выясняем, как поступил персонаж, хорошо ли он сделал, для сравнения ставлю детей на место героя сказки, спрашиваю о том, а как бы вы чувствовали себя в той или иной ситуации. Н-р, сказка «Волк и семеро козлят». На вопрос, какой был волк? Дети приходили к выводу злой и хитрый, потому что он обманул и съел козлят, но нашелся тот - кто его хитрее. Дети анализировали персонаж не только с внешней стороны (вводили заместитель по внешним признакам (по цвету), но и с внутренней стороны (какой был по характеру). При проживании сказок словарь ребенка обогащался новыми словами, обозначающими качества характера, состояние настроения (добрый, злой, хитрый, глупый, веселый, грустный и т.д.).
Старший дошкольный возраст.При работе с детьми данного возраста использую следующие приемы работы со сказкой:
- моделирование сказок (схема+ пример),
- сочинение новых сказок с использованием элементов ТРИЗ:
- сказки с новым концом (что было бы, если бы волк не съел Красную шапочку и бабушку),
- сказка по- новому (Красная шапочка встретила не волка, а Винни Пуха),
- универсальную методику работы со сказкой Л.Б. Фесюковой, в которой используется творческое наследие Д. Родари, ТРИЗ и собственный опыт автора. В этой методике на конкретных увлекательных примерах описываются нестандартные методы и приемы работы со сказкой. Идею методики помогают раскрыть оригинальные иллюстрации, а к некоторым произведениям предлагаются схемы и модели, отражающие идею сказки.
В данной методике разработана универсальная схема работы со сказкой, где на примере одной сказки решаются такие задачи, как нравственное воспитание, речевое развитие, развитие мышления и воображения, экологическое воспитание, развитие мелкой моторики.
Универсальная схема работы со сказкой. Она выглядит следующим образом.
Название сказки.
1. Нравственный урок.
2. Воспитание добрых чувств.
3. Речевая зарядка.
4. Развитие мышления и воображения.
5. Сказка и математика.
6. Сказка и экология.
7. Сказка развивает руки
При работе со сказкой важно знать, для чего необходим нравственный урок: не зря же существует поговорка «Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Выявить этот «намек», проявить его суть, дать себе урок – вот главная задача. Нетрадиционный подход как раз дает и воспитателю, и ребенку возможность уяснить, что в сказке или герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно. Следующий пункт –воспитание добрых чувств.Доброта стала наиболее дефицитным явлением в окружающем мире, поэтому знакомя детей со сказкой, следует обращать внимание на значимые в нравственном плане моменты, а именно:
· учить детей сравнивать, сопоставлять;
· формировать привычку доказывать, что это так или иначе;
· ставить ребенка на место положительного или отрицательного героя, тем самым, давая малышу возможность выбора собственной позиции;
· упражнять детей в синхронном выражении чувств и телодвижений, обеспечивая значительно более глубокое сопереживание действиям и поступкам героев, к примеру: «Докажи, что Аленка лучше всех», «Как бы ты поступил на месте…», «Как движениями похвалить петушка» и т.п.
Трудно не оценить роль сказок в воспитании правильной устной речи. Если говорить традиционно, то тексты расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной, логической речи. Но помимо всех этих, пусть и узловых задач, не менее важно сделать нашу устную речь эмоциональной, образной, красивой. На решение этих проблем направлен третий пункт схемы методики –Речевая зарядка. Умение задавать вопросы является одним из показателей успешного развития дошкольников.
Чтобы помочь детям уяснить идею сказки и переносный смысл форм малого фольклора, в методике используются специально подобранные фразеологизмы и пословицы. Разбирая их вместе с ребенком и обсуждая смысл каждой из них, помогаю ребенку запомнить поговорки, учу применять их к месту, помогаю более четко уяснить внутреннее содержание сказки.
Следующим существенным моментом в данной методике является пункт Развиваем мышление и воображение. Воображение очень полезно и важно для дошкольника: оно делает его жизнь индивидуально-творческой, неповторимой, нестандартной. Здесь предлагаю детям впервые отойти от первичных стереотипов и изобрести новую сказку или какой-то ее эпизод и т.д.
Теперь о связи сказки и математики. Это необычные математические задания, требующее от детей смекалки, умения устанавливать связи и взаимосвязи. Когда ребенок познакомится с геометрическими фигурами, полезно с их помощью шифровать и моделировать знакомые сказки, т. е. прятать героев в фигурки, которые легко можно угадать по форме и величине.
Игра «Чем, похоже, чем отличаются», например, чем похожи и чем отличаются простое и золотое яйцо? и т. д.
Еще одна из важнейших задач, стоящих сегодня на повестке дня – формирование экологической культуры детей. Сказка сама подсказывает, какой вопрос или задание дать детям в пункте «Сказка и экология». Все вокруг нас приспосабливаются: заяц к зиме меняет цвет, лисий хвост помогает заметать следы, длинная шея жирафа помогает ему кормиться и т.д. Это понимание взаимозависимостей желательно перенести в сказки, помогая любимым героям в их бедах (например, колобку лучше поменять цвет на зеленый, тогда он будет невиден на траве и т. д.).
Наконец, сказка помогает развивать руки. Не случайно говорится «Когда я слушаю – узнаю, когда делаю – запоминаю». Детям предлагаю что-то сделать: вырезать, склеить, изобразить сказку схематически, показать эпизод с помощью жестов и мимики, драматизировать. О полезности таких заданий говорилось выше.
Обязательно знакомлю детей с технологией создания книги (беседа с детьми «Откуда книжка к нам пришла»). Обращаю внимание на то, сколько труда вложено в создание книги, сколько людей задействовано в ее изготовлении, сколько деревьев отдали свою жизнь для того, чтобы ребенку досталась эта книга. Данную работу сопровождаю наглядностью, примерами из жизни.
Взаимодействие с родителями
Родители должны быть партнерами в деле приобщения детей к чтению. Без тесного сотрудничества с ними не будет высокого результата. Поэтому свою работу строю таким образом, чтобы максимально привлечь родителей к решению данной задачи. Для этого:
- вывешиваю в информационном уголке для родителей: список художественной литературы, которую рекомендовано читать детям в этом возрасте; высказывания известных людей и статьи специалистов о важности привития любви к чтению; памятка для родителей о том, как с ребенком организовать работу с книгой;
- провожу совместные с родителями литературные викторины, досуги по литературным произведениям различных детских писателей и поэтов;
- привлекаю родителей к совместной проектной деятельности, изготовлению костюмов для театрализованной деятельности;
- поощряю родителей и детей, посещающих библиотеку (совместно с сотрудниками библиотеки не раз отмечали грамотами родителей и детей как активных читателей);
- привлекаю к оказанию помощи в обогащении книжного уголка группы (родителями собрана богатая библиотека красочно- иллюстрированных книг).
Сотрудничество с коллегами
Вся работа по приобщению детей к чтению была бы не полной без сотрудничества с коллегами в данной области:
- Музыкальный руководитель помогает в проведении праздников, театрализованных постановок, в обогащении эмоциональной сферы ребенка, посредством ознакомления с музыкальными произведениями, отражающими характер того или иного литературного героя, ознакомления с элементарными пластическими приемами изображения характерных особенностей персонажей и т.п.
- Взаимодействие с воспитателями других групп помогает в реализации полученных детьми знаний и умений. Это и литературные викторины, показы театрализованных постановок, совместная творческая деятельность – мастерим настольный конусный театр для малышей , мастер класс «Театр на ладошке».
Взаимодействие с социумомПомимо работы с родителями большое внимание уделяю взаимодействию с социумом. Осуществляется оно, главным образом, через тесный контакт с работниками городской детской библиотеки, с которыми составлен и согласован план взаимодействия. Это:
- совместное проведение на базе МДОУ:
- театрализованных вечеров сказок
- конкурсы рисунков и поделок по сказкам;
посещение мероприятий библиотеки:
- конкурсы стихов, посвященные 70-летию Победы;
- Сказочная викторина.
Многие «литературные» события, происходящие в группе и МДОУ, освещаются на сайте ДОУ, что очень приятно и детям, и родителям, и, конечно, нам.