Взаимодействие с родителями
Сотрудничество семьи и школы: вместе против проблемы, а не против друг друга. Когда люди объединяются - они могут гораздо больше
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_my_vmeste_yumaguzina.doc | 180.5 КБ |
rabota_kl._ruk._s_roditelyami.docx | 15.52 КБ |
razvitie_kollektiva_1-4.docx | 23.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 6"
ПРОГРАММА
РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
«ШКОЛА И СЕМЬЯ: МЫ ВМЕСТЕ»
(Программа рассчитана на 4 года)
Классный руководитель:
Юмагузина Гульфира Минигалиевна
г. Когалым
СОДЕРЖАНИЕ
1.Введение……………………………………………………...3
2.Основные функции деятельности классного руководителя и способы его общения с родителями………………………….5-7
2.1.Функции классного руководителя………...
2.2.Способы общения родителей и классного руководителя
2.3.Формы работы с родителями.
3.План мероприятий по реализации программы …………...10-17
3.1 1 класс «Навстречу друг другу»
3.2. 2 класс «Школа и семья»
3.3. 3 класс «Азбука коллективной жизни»
3.4. 4 класс «Мы вместе»
Заключение……………………………………………………..17 Список литературы…………………………………………… 18
- Введение
Сегодня остро встаёт вопрос о роли и функциях семьи и школы
в воспитании младших школьников. Проблемы, особенности воспитания
детей данного возраста приобретают особую важность и обращают на себя
внимание. Определяющая роль в воспитании ребёнка отводится не только
школе, но и, конечно, принадлежит семье.
«Воспитание детей надо начинать с воспитания родителей.
Именно родители должны стать нашими помощниками,
союзниками, участниками единого педагогического
процесса, коллегами в деле воспитания детей».
В.А.Сухомлинский
Семья – первый коллектив ребёнка, естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. С момента, когда ребёнок поступает в образовательное учреждение, возникает «педагогический треугольник» (учитель – ученик – родитель).
Семья как воспитательный коллектив обладает рядом специфических особенностей. Во-первых - это коллектив, объединенный не только общностью цели и деятельностью по ее достижению, но кровнородственными связями. Родительские чувства, родительская любовь - своеобразный катализатор, ускоряющий развитие личности.
Во-вторых, это сравнительно стабильный коллектив, где общение происходит постоянно, в самых широких сферах, в разнообразных видах деятельности.
В-третьих, семья - разновозрастной коллектив, где старшие выступают естественными воспитателями детей, осуществляется передача опыта старших поколений младшим.
Именно в семье закладывается и обеспечивается воспитание важнейших качеств личности. Без их взаимодействия жизнь ребёнка становится беднее. Только тесное сотрудничество семьи и школы обеспечивает гармоничное развитие личности.
Цель программы:
организация совместного продуктивного сотрудничества и сотворчества классного руководителя и родителей в воспитании и развитии детей.
Разработанная программа позволит решить ряд задач:
- повысить уровень педагогической культуры родителей и их активность в воспитании;
- создать условия для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания учащихся;
- создавать условия для духовного общения детей и родителей;
- создавать систему целенаправленной воспитательной работы для психолого-педагогического просвещения родителей и совместного проведения досуга детей и родителей;
- вовлечь родителей и учащихся в разнообразные формы внеурочной деятельности в воспитании младших школьников компенсировать пробелы семейного воспитания:
- выявлять, поддерживать и развивать воспитательный потенциал семьи.
Данная программа призвана помочь каждому субъекту образовательного процесса реализовать свои возможности:
- учителю – по-другому взглянуть на себя, свою деятельность. Пересмотреть методы работы и помочь выявить способности ребенка, осуществлять связь с семьей;
- родителям – включиться жизнь своего ребенка и стать активным участником всех школьных мероприятий;
- детям – дать почувствовать их ценность, неповторимость, талант и вселить уверенность, что их ценят, любят, заботятся о них.
Основные направления организации совместной работы школы и родителей можно выделить следующие:
- психолого-педагогическое просвещение родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);
- участие родителей в учебно-воспитательном процессе (родительские собрания, совместные творческие дела);
- участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).
Ожидаемые результаты программы:
- включенность родителей в управление образовательным процессом в школе;
- положительная мотивация учащихся на учебную деятельность;
- укрепление внутрисемейных взаимоотношений забота о духовно-нравственном воспитании детей;
- осуществление тесного неформального взаимодействия с семьями воспитанников;
- активизация педагогического и культурного сознания родителей, педагогов и других специалистов по работе с семьёй;
- создание активно действующей, работоспособной системы поддержки семейного воспитания;
- укрепление института семьи, возрождение и сохранение лучших традиций семейного воспитания.
Оценка результатов достижение цели программы состоит в сравнительном соотношении замыслов, сформулированных на этапе целеполагания, с полученным результатов в соответствии с Образом выпускника и ожидаемыми конечными результатами программы.
2. Основные функции деятельности классного руководителя
и способы его общения с родителями
Воспитательная работа школы не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье.
Основа взаимодействия классного руководителя и семьи состоит в том, что обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств.
Работа с родителями – неотъемлемая часть системы работы классного руководителя. По своему статусу классный руководитель в школе – основной субъект воспитательной работы с родителями учащихся. Он вырабатывает основную стратегию и тактику взаимодействия школы и семьи в воспитании личности школьника; будучи специалистом в области педагогики и психологии, помогает родителям в разрешении противоречий семейного воспитания, в корректировке воспитательных воздействий окружающей социальной среды. Классный руководитель выступает в роли советчика, консультанта-специалиста, непосредственного представителя учебно-воспитательного процесса, осуществляемого школой.
Функции классного руководителя:
1) ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой;
2) психолого-педагогическое просвещение родителей;
3) вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;
4) корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся;
5) взаимодействие с общественными организациями
Основные способы общения родителей и классного руководителя:
- организация родительских конференций, собраний, индивидуальных встреч родителей и учителей;
- организация работы телефонной линии, по которой родители могут связаться с учителем или получить консультацию по поводу домашнего задания и способов его выполнения;
- разработка домашних заданий, в ходе выполнения которых дети должны обсудить с родителями то, что происходит в школе, или подготовить совместно с ними исследовательский проект;
- проведение неформальных встреч родителей, детей и учителей (праздники, спортивные соревнования и т.д.)
- уважительное общение с учетом культурной, религиозной и этнической принадлежности.
От согласованности действий школы и семьи зависит эффективность процесса воспитания ребенка.
В своей практике я использую следующие формы работы.
Формы работы с родителями
Индивидуальные | Групповые | Коллективные |
|
|
|
Родительское собрание – основная форма работы родителей, где обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллектива. Школой воспитания родителей, формирующей родительское мнение, являются родительские собрания. Это основная форма коллективной работы учителя с семьями учащихся. Как показывает опыт работы, система проведения классных собраний не только вызывает интерес у родителей и положительно оценивается ими, но и помогает совместно решать важные вопросы по воспитанию детей. Большую роль играют памятки для родителей, а также подготовленные к собранию отзывы учителей об учебной деятельности учащихся.
Университет педагогических знаний — это форма психолого-педагогического просвещения родителей. Он вооружает их необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, знакомит с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей, способствует установлению контактов родителей с общественностью, семьи со школой, а также взаимодействию родителей и учителей в воспитательной работе.
Лекция — это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Метод общения во время лекции — непринужденный разговор, задушевная беседа, диалог.
Тематика лекций разнообразная, интересная и актуальная для родителей, например: «Возрастные особенности младших школьников», «Режим дня школьника», «Что такое самовоспитание?», «Индивидуальный подход и учет возрастных особенностей детей в семейном воспитании» и т.д.
Конференция — форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями матерей, отцов. Конференции проводятся раз в год, они требуют тщательной подготовки и предусматривают активное участие родителей. К ним обычно готовится выставки работ учащихся, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности.
Темы конференций конкретные, например: «Игра в жизни ребенка», «Нравственное воспитание детей в семье» и т. п. Чтобы собрать материал и привлечь внимание родителей, на занятиях университета педагогических знаний, предшествующих конференции, иногда предлагаю заполнить анкеты.
Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Один раз в полугодие даю возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволяет избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в школе.
Педагогическая дискуссия (диспут) — одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Темой диспута может служить любая спорная проблема семейного и школьного воспитания,
Круглый стол — общество, конференция или собрание для непосредственного обсуждения определённых проблем (в частности, конфликтов). Круглый стол один из способов организации обсуждения некоторого вопроса; этот способ характеризуется следующими признаками: все участники круглого стола выступают в роли пропонентов (должны выражать мнение по поводу обсуждаемого вопроса, а не по поводу мнений других участников); отсутствие набора нескольких ролей характерно не для всех круглых столов; все участники обсуждения равноправны; никто не имеет права диктовать свою волю и решения.
Индивидуальные тематические консультации. Часто в решении той или иной сложной проблемы я получаю помощь непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пренебрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, родителей так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, я же — необходимые мне сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.
Обменявшись информацией, мы приходим к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия.
Все индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с родителями призваны организовать взаимодействие между школой и семьей, повысить эффективность процесса воспитания.
Эффективные формы работы с родителями в рамках ФГОС НОО
В последнее десятилетие у всех возрастных групп детей значительно уменьшился объем непосредственного эмоционального общения с взрослыми и сверстниками. У значительного числа современных детей, наряду с достаточно высоким уровнем умственного развития, обнаруживается задержка в их личностном развитии.
Очевидно, что успехи в развитии общества сегодня должны быть связаны не только с научно-техническими достижениями и новыми информационными технологиями, но и с нравственным преображением личности.
Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой и важной частью деятельности школы. Введение федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) придает этому направлению работы принципиально новую значимость, ведь ключевая идея нового стандарта - это общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством.
Важным аспектом работы с родителями в рамках введения ФГОС является информационное сопровождение и просвещение. При этом основным источником информации о ФГОС для родителей являются педагоги и администрация школы.
Значимую роль в информационном сопровождении родителей, кроме традиционных форм взаимодействия, играет Интернет-сайт школы, который включает информационные рубрики для родителей:
- - форумы для обсуждения;
- - полезные ссылки (переход на электронный дневник, сайт класса, сайт департамента образования, на портал государственных услуг);
- - материалы для родителей (материалы для подготовки к уроку, задания повышенной сложности, объявления, новости школы и класса).
Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающегося. В силу этого одним из направлений деятельности классного руководителя является работа с семьёй, в которой растёт, формируется и воспитывается ученик. При этом объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребёнка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается взаимодействие классного руководителя с родителями. Изучается семейная атмосфера, взаимоотношения, а затем выстраивается система работы.
План мероприятий по работе с семьей «Мы вместе»
- 1 класс «Навстречу друг другу»
Диагностико – коррекционная работа | Психолого – педагогическое просвещение | Совместная деятельность | |
сентябрь | Советы родителям: «Режим дня первоклассника». | Родительское собрание: 1. «Чтобы помочь ребенку решать его проблемы, нужно их знать. Режим дня. Единые требования к учащимся в школе». 2. Выборы родительского комитета. 3. Планирование работы в классе. | Заседание родительского комитета, распределение поручений. Планирование работы на год. |
октябрь | Советы родителям: «Как помочь ребенку в период адаптации к школьной жизни?» | Индивидуальные консультации: «Формирование у ребенка ответственности за учебный труд». | Заседание родительского комитета: 1.О подготовке к празднику «Мы школьниками стали». |
ноябрь | Полезные советы родителям: «Как воспитать трудолюбие в детях». Тест для родителей: « Адаптация первоклассника». | Родительское собрание: 1. «Трудности адаптации первоклассников». 2. Итоги 1 четверти Индивидуальная беседа: «Причины и последствия детской агрессии». (Беседа с родителями, чьи дети проявляют агрессию по отношению к другим детям.) | Заседание родительского комитета: 1.О подготовке к родительскому собранию. 2. Подготовка к празднику «День именинника». |
декабрь | Посещение семей по мере необходимости. | Индивидуальные консультации: «О возрастных психофизиологических особенностях младшего школьника». | Заседание родительского комитета: 1.О подготовке к Новому году. 2.Участие в конкурсе новогодних игрушек. |
январь | Советы родителям: «Как заинтересовать детей чтением книг». | Родительское собрание: «Воспитание у детей интереса к чтению». 2.Итоги 2 четверти. | День здоровья. |
февраль | Анкетирование детей и родителей о навыках здорового образа жизни ребенка. | Тематическая консультация: «Воспитание здорового образа жизни ребенка». | День открытых дверей для родителей. Праздник для пап к 23 февраля. |
март | Диагностика уровня воспитанности детей. | «Умелые руки не знают скуки». Презентация творческих работ родителей и детей. | Заседание родительского комитета: 1.Подготовка к 8 марта. 2.Проведение праздника Масленицы. |
апрель | Тест: «Какой Вы родитель?» Анкетирование детей: «Твои отношения с родителями». Памятка для родителей: «Будь хорошим родителем». Посещение семей опекаемых детей. | Тематическая консультация: «Семейный досуг». | Конкурс творческих работ, посвященных Дню смеха. |
май | Анкетирование родителей с целью выяснения степени удовлетворенности организацией и качеством учебно-воспитательного процесса, для корректировки планов деятельности классного руководителя на следующий учебный год. Памятка для родителей: «Как научить ребенка учиться». | Родительское собрание: 1. « Без внимания нет образования. Итоги учебного года. Организация летнего отдыха». Индивидуальная беседа с родителями слабоуспевающих детей по теме « Как помочь преодолеть проблемы адаптации, организации помощи в усвоении знаний». | Заседание родительского комитета: 1.О подготовке к празднику «До свидания, 1 класс!» |
2 класс «Школа и семья»
Диагностико – коррекционная работа | Психолого – педагогическое просвещение | Совместная деятельность | |
сентябрь | Советы родителям «Как заинтересовать детей чтением книг». | Родительское собрание: 1. «Ребенок стал второклассником». 2. Выборы родительского комитета. 3. Планирование работы в классе. | Заседание родительского комитета, распределение поручений. Планирование работы на год. |
октябрь | Посещение семей по мере необходимости. | Индивидуальные консультации: «Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии». | Выпуск классной газеты. |
ноябрь |
| Родительское собрание: 1. «Первые уроки школьной отметки». «Переживание ситуации успеха — залог успешности ученика». 2. Итоги 1четверти. Индивидуальная беседа с родителями гиперактивных детей: «Разрешение конфликтных ситуаций, диагностика и коррекция». | Заседание родительского комитета: 1.О подготовке к родительскому собранию. 2. Подготовка к празднику «День именинника». |
декабрь | Советы родителям «Как помочь ребёнку хорошо учится? Задачи, содержание и особенности учебной деятельности учащихся». | Индивидуальная беседа с родителями детей, часто пропускающих уроки по болезни, как укрепить здоровье детей. «Сохранение и укрепление здоровья детей в период их обучения в начальной школе». Индивидуальная беседа с родителями о планах на организацию зимних каникул с детьми. | Заседание родительского комитета: 1.О подготовке к Новому году. 2.Участие в конкурсе новогодних игрушек. |
январь | Анкетирование детей и родителей о навыках здорового образа жизни ребенка. | Тематическая консультация: «Воспитание здорового образа жизни ребенка». Итоги 2 четверти. | 1. Праздник «Папа, мама, я - здоровая семья». 2. День здоровья. |
февраль | Анкетирование детей «Телевизор в твоей жизни». | Родительское собрание: «Телевизор в жизни ребенка». | 1. Рейд родительского комитета по проверке за питанием в столовой. 2. Праздник для пап к 23 февраля. |
март | Диагностика уровня воспитанности детей. | Вовлечение родителей в творческую, проектную и исследовательскую деятельность младших школьников. | Заседание родительского комитета: 1.Подготовка к 8 марта. 2.Проведение праздника «Масленица». |
апрель | Тест: «Какой Вы родитель?» Анкетирование детей «Твои отношения с родителями». Памятка для родителей «Будь хорошим родителем». | Тематическая консультация: «Семейный досуг». 2.Итоги 3 четверти | Конкурс творческих работ, посвященных Дню космонавтики. |
май | Диагностика степени заботы о ребенке со стороны родителей. Анкета для родителей «Удовлетворенность обучением ребенка в школе». | Родительское собрание: 1. «Роль отца и матери в воспитании». 2. Итоги года. | Заседание родительского комитета: 1.О подготовке к празднику «До свидания, 2 класс!» Поход. |
- 3 класс «Азбука коллективной жизни»
Диагностико - коррекционное | Психолого – педагогическое просвещение | Совместная деятельность | |
сентябрь | Советы родителям «Как заинтересовать детей чтением книг». | Родительское собрание 1. «Ребенок стал третьеклассником». 2. Выборы родительского комитета. 2. Планирование работы в классе. | Заседание родительского комитета, распределение поручений. Планирование работы на год. |
октябрь | Посещение семей по мере необходимости. | Тематическая консультация: «Учим детей мыслить». | Выпуск классной газеты. |
ноябрь | Анкетирование детей и родителей «Участие ребенка в трудовых делах дома». Полезные советы родителям «Как воспитать трудолюбие в детях». | Родительское собрание: 1.«О роли семьи в трудовом воспитании ребенка». 2.Итоги 1 четверти. | Заседание родительского комитета: 1.О подготовке к родительскому собранию. 2. Подготовка к празднику «День именинника». |
декабрь | Посещение семей на дому. | Индивидуальные консультации: «Проблемы успеваемости и как их преодолеть». | Заседание родительского комитета: 1.О подготовке к Новому году. 2.Участие в конкурсе новогодних игрушек. |
январь | Практикум: знакомство с валеологической диагностикой состояния здоровья детей. | День здоровья. | |
февраль | Тест для родителей: « Психологический портрет вашего ребёнка». Памятка: « Как сохранить психическое здоровье ребенка». | Родительское собрание: 1. «Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребёнка». 2.Итоги 2 триместра. | День открытых дверей для родителей. Праздник для пап к 23 февраля. |
март | Диагностика уровня воспитанности детей. | «Умелые руки не знают скуки». Презентация творческих работ родителей и детей. | Заседание родительского комитета. 1. Подготовка к 8 марта. 2. Концерт для мам и бабушек. |
апрель | Тест: «Какой Вы родитель?» Анкетирование детей «Твои отношения с родителями». Памятка для родителей: «Будь хорошим родителем». Посещение семей опекаемых детей. | Тематическая консультация: «Семейный досуг». | Конкурс творческих работ, посвященных Дню смеха. |
май | Диагностика степени заботы о ребенке со стороны родителей. Анкета для родителей «Удовлетворенность обучением ребенка в школе». | Родительское собрание 1. «Значение общения в развитии ребенка». 2. Итоги года. | Заседание родительского комитета: 1.О подготовке к празднику «До свидания, 3 класс». Поход. |
4 класс «Мы вместе»
Диагностико – коррекционная работа | Психолого – педагогическое просвещение | Совместная деятельность | |
сентябрь | Анкетирование взрослых и детей о детской дружбе. Памятка «Правила товарищества». | Родительское собрание: 1. «О детской дружбе». 2. Выборы родительского комитета. 2. Планирование работы в классе. | Заседание родительского комитета, распределение поручений. Планирование работы на год. Выпуск классной газеты. |
октябрь | Посещение семей на дому. | Индивидуальная беседа с родителями слабоуспевающих детей. | Поздравление бабушкам ко дню пожилого человека «Бабушки и внуки». День открытых дверей для родителей. |
ноябрь | Анкетирование детей и родителей «Участие ребенка в трудовых делах дома». Полезные советы родителям «Как воспитать трудолюбие в детях». | Родительское собрание: 1.«О роли семьи в трудовом воспитании ребенка». 2.Итоги 1 триместра. | Заседание родительского комитета: 1.О подготовке к родительскому собранию. 2. Подготовка к празднику «День именинника». |
декабрь | Анкетирование детей. Тест для родителей «Я – родитель, я – приятель». Памятка для родителей «Чтобы ребенок не стал трудным». | Индивидуальные консультации: «Эти трудные домашние задания». | Заседание родительского комитета. 1.О подготовке к Новому году. 2.Участие в конкурсе новогодних игрушек. Новогодний праздник. |
январь | Памятка для родителей «Как любить своего ребенка». Посещение семей по мере необходимости. | Родительское собрание: «Воспитание сознательной дисциплины у детей». Консультация соцпедагога. | День открытых дверей для родителей. |
февраль | Анкетирование детей и родителей о навыках здорового образа жизни ребенка. | Тематическая консультация: «Профилактика вредных привычек у детей». | День здоровья. Праздник для пап к 23 февраля. |
март | Диагностика уровня воспитанности детей. | Презентация творческих работ родителей и детей. | Заседание родительского комитета: 1.Подготовка к 8 марта. 2.Конкурс для девочек «Мисс совершенство». Праздник Масленицы. |
апрель | Диагностика уровня воспитанности детей. | Тематическая консультация: «Обучение младших школьников решению своих жизненных задач». | Заседание родительского комитета. 1.О подготовке к празднику семьи. Праздник семьи. Создание проекта «Моя родословная». |
май | Анкета для родителей «Удовлетворенность обучением ребенка в школе». | Итоговое родительское собрание: «Вот и стали мы на год взрослей». | Заседание родительского комитета: 1.О проведении выпускного вечера «Прощай, начальная школа!». 2.Награждение активных родителей. Выпуск классной газеты. Поход. |
* Темы родительских собраний, консультаций составляются с учетом пожеланий родителей, администрации школы, возникающих проблем. Темы корректируются, видоизменяются. Планируются темы на 4 года обучения (примерное планирование).
Заключение
Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности педагога. Родители учеников являются основными участниками образовательного процесса, с которыми делятся усилия и ответственность за итоги педагогической работы.
Работа должна строиться не от праздника к празднику, а иметь своеобразный круг дел, когда родители вместе с педагогическим коллективом постепенно становятся готовыми к взаимодействию. Сегодня в школе есть родители, которые полностью посвящают себя воспитанию детей, они ждут от педагогов советов и рекомендаций, готовы подключиться к любым общественным делам и активно проявляют себя в общественной и досуговой жизни своего ребенка и всего классного коллектива в целом.
Эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители и воспитатели. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагога создаст благоприятные условия для развития ребенка. Мы всегда должны помнить, что функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников - важное направление вашей деятельности.
Здоровье, счастье и успешность детей - норма жизни в современном обществе и совместная цель родителей и педагогов.
А успех сотрудничества семьи и школы обеспечивается благодаря
- педагогическому такту и этике взаимоотношений;
- педагогической подготовленности родителей и уровню их культуры;
- педагогическому просвещению родителей;
- умению видеть сложные взаимоотношения в семье;
- единству требований школы и семьи.
Литература
1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ.
2. Валькова Л. Н. « Семейный клуб — одна из активных форм повышения компетентности участников образовательного процесса», 2010.
3. Дереклеева Н.И. Научно – исследовательская деятельность классного руководителя в школе. М.: Вербум – М:, 2003.
4. Осипова М. П. работа с родителями. Минск: УП «Экоперспектива», 2003.
5. Решетников П.Е. Организация педагогической практики в начальных классах. М.: ГИЦ-В, 2002.
6. Рожков М. И. Организация воспитательного процесса в школе. М.: ГИЦ-В, 2003.
7. Журнал «Классный руководитель» для заместителей директоров по воспитательной работе, классных руководителей и кураторов, учителей начальной школы. № 6, М:, 2007.
8. Интернет-ресурсы.
Предварительный просмотр:
Совместная работа классного руководителя с родителями
№ п/п | Направление совместной деятельности. | Сроки | Ответственные |
Привлечение родителей к организации и проведение познавательных лекций и бесед. | в течение года | Классные руководители | |
Привлечение учащихся и родителей к экспертизе качества образования. | в течение года | Заместители директора Классные руководители | |
Организация учебных экскурсий по месту деятельности родителей. | в течение года | Классные руководители | |
Привлечение родителей и представителей общественности для профориентационной работы со школьниками. | в течение года | Профориентатор Классные руководители | |
День открытых дверей для родителей (консультации педагогов, психолога, открытые уроки) | в течение года | Администрация Классные руководители | |
Общешкольные родительские собрания 1,5, 9,10,11 классов (психологи, врач нарколог, инспектор ГИБДД по пропаганде ПДД) | Сентябрь-ноябрь | Заместители директора Классные руководители | |
Посещение семей в целях профилактики жестокого обращения с детьми | Октябрь-декабрь Март-апрель | Классные руководители Социальный педагог | |
Классные родительские собрания 1- 4 классов с приглашением (психологи, соц.педагог, инспектор ОДН ОВД) | Ноябрь - май | Заместитель директора Классные руководители | |
Проведение конференции родителей, учащихся, педагогов, представителей учредителя, общественности. | Декабрь апрель | Директор, род.комит.школы, социальный педагог, психологи | |
Проведение спортивного праздника «Папа, мама, я – спортивная семья» | 1 раз в год | Заместитель директора по УВР уч.физ-ры, род.комит.школы | |
Проведение фестиваля народов мира «Вместе дружная семья» | Ноябрь | Заместитель директора | |
Концерты - ко Дню пожилых людей; Дню Матери; Дню инвалидов; дню Победы в ВОВ; День защитника Отечества; Международный женский день; | октябрь май | Заместитель директора по УВР Родительский комитет | |
Привлечение родителей к организации экскурсий (музейный центр, городская центральная, детская библиотека, ПЧ, предприятия города и др.) | в течение года | Родительский комитет Классные руководители | |
Встречи с интересными людьми города, округа | в течение года | Заместитель директора по УВР Классные руководители | |
Привлечение родителей к организации и проведению традиционных школьных праздников:
| в течение года | Заместитель директора по УВР Педагоги-организаторы Учителя физической культуры, музыки | |
Анкетирование родителей «Отдых детей – лето 2021 года» | Ноябрь март | Заместитель директора по УВР Классные руководители | |
Привлечение родителей учащихся 1-4 классов к проведению мониторинга уровня воспитанности по методике Н.П. Капустина | Декабрь март | Заместитель директора по УВР Классные руководители |
Предварительный просмотр:
Развития коллектива (1 - 4 класс)
на 2016-2021 г.г.
Цель:
Формирование ученического коллектива как устойчивого объединения учащихся, направленного на учебную и общественно-полезную деятельность, имеющего четкую структуру и единые нравственные и этические нормативы.
Задачи:
1. Способствовать формированию отношений между учащимися, основанных на уважении личностных особенностей другого человека, взаимопомощи и взаимопонимании.
2. Организовать учебную деятельность таким образом, чтобы она стала направляющей деятельностью класса.
3. Ввести в классе поэтапно самоуправление (насколько это позволяет младший школьный возраст).
4. Способствовать возникновению и закреплению общего для всех учащихся отношения и единой оценки с точки зрения нравственности события или явления.
5. Способствовать созданию в классе атмосферы энтузиазма, веры в общий успех, увлеченности, общего эмоционального переживания успехов и неудач.
6. Воспитывать сознательную дисциплину, волю в достижении поставленных целей.
ЦЕЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:
Создание условий для интеллектуального, нравственного развития личности каждого ребенка.
ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:
- Сформировать учебную мотивацию и развить учебные навыки;
- Способствовать сплочению классного коллектива, устранение соперничества, воспитание чувства отзывчивости и товарищества;
- Обучить культуре поведения на основе наблюдений за собой (умение слушать и слышать, умение общаться, дисциплина);
- Сформировать потребность в здоровом образе жизни;
- Воспитать нравственные чувства (любовь к Родине, ее традициям, культурным ценностям, гордость за Отечество, чуткость к природе);
Структурные компоненты программы развития коллектива | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Отношения между членами коллектива | Преодоление барьеров, снятие напряжения в общении, установление эмоциональных контактов между детьми, возникновение чувства «нам хорошо вместе». | Поиск общих или совпадающих интересов. Сближение детей на основе открытия ими интересов, взглядов, позиций внутреннего мира другого. Построение доверительных отношений, готовности к принятию личностных особенностей другого человека. | Появление стремления к открытому, откровенному общению, развитие самокритичности, пробуждение стремления к положительным изменениям. Уважение личностных особенностей другого человека. | Обеспечение прочного контакта, достижение взаимопонимания, согласованности действий, состояния защищенности, формирование чувства «мы». |
Направленность коллектива | Переход от игровой деятель нести к учебной. Поддержка значимости для детей нового статуса - статуса школьника. Пробуждение интереса к учебной работе через игровые формы организации учебного процесса. Поощрение пытливости, любознательности. Ведение «Карты открытий». Включение в учебную деятельность слабых учащихся через групповую работу | Формирование отношения к учебной деятельности как к | Престижность высоких качественных показателей обучении как результата постоянного учебного труда, любознательности, активности. Формирование познавательного мотива как ведущего | Возникновение стремления коллектива к самостоятельной постановке учебных задач, к исследовательской деятельности. |
Организационное единство коллектива | Предложение учителем списка интересных и полезных дел. Обсуждение и выбор дел для класса. Совместная выработка норм работы на уроке в малой группе. Стремление к соблюдению правил в игровой деятельности. Совместная выработка норм дружной жизни в классе. Первые общественные поручения. Выбор помощников для их выполнения. | Предложение учащимися | Предложение учащимися | Планирование интересных и полезных дел на год. Определение цели каждого дела. Участие в организации дел всех членов коллектива. Самоуправление: создание команд для выполнения постоянных (в течение четверти) поручений. Составление плана работы каждой команды. |
Формирование коллектива | Непосредственное переживание детьми конкретных событий, высказывание своего личного мнения в отношении этого события. Выяснение детьми индивидуальных мнений. Накопление опыта «добрых» поступков. Появление стремления соответствовать представлению взрослых «хороший ученик» между детьми. | Обмен своими представлениями, взглядами, оценками и чувствами по поводу конкретных событий. Коллективное обсуждение разных | мнений. Выработка с помощью взрослых правильного оценочного суждения. | Утверждение в классе коллективного мнения – общих оценок по вопросам нравственного и безнравственного воспитания | Стремление большинства учащихся совершать нравственные поступки, руководствуясь при этом коллективным мнением. |
Эмоциональное единство коллектива | Создание в классе бодрой, приподнятой атмосферы оптимизма. Воспитание доброжелательности во взаимоотношениях | Появление общих переживаний событий, относящихся к деятельности класса. Дальнейшая распространенность симпатий и дружбы между учащимися. Энтузиазм. Вера в общий успех. | Стремление к общим переживаниям. Желание разделить свои чувства с одноклассниками. Сочувствие и сопереживание в отношениях между детьми. Увлеченность коллективным делом. Возникновения чувства гордости за свой класс. | Дальнейшее развитие способности ставить ближайшие и более отдаленные цели и достигать их, преодолевая возникающие трудности в совместной деятельности без помощи взрослых. |
Волевое единство коллектива | Работа с правилами для учащихся как основным законом школьной жизни. Волевое единство коллектива Подчинение своего поведения этим правилам. | Развитие способностей сдерживать свои чувства, когда этого требуют интересы класса. | Развитие способности ставить ближайшие цели и достигать их, преодолевая возникающие трудности в совместной деятельности (при необходимости с помощью взрослых). | Дальнейшее развитие способности ставить ближайшие и более отдаленные цели и достигать их. преодолевая возникающие трудности в совместной деятельности без помощи взрослых. |