Взаимодействие с родителями

Юмагузина Гульфира Минигалиевна

Сотрудничество семьи и школы: вместе против проблемы, а не против друг друга. Когда люди объединяются - они могут гораздо больше 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа № 6"

ПРОГРАММА

РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

«ШКОЛА И СЕМЬЯ: МЫ ВМЕСТЕ»

(Программа рассчитана на 4 года)

          Классный руководитель:

Юмагузина Гульфира Минигалиевна

г. Когалым

СОДЕРЖАНИЕ

1.Введение……………………………………………………...3

2.Основные функции деятельности классного руководителя и способы его общения с родителями………………………….5-7

2.1.Функции классного руководителя………...

2.2.Способы общения родителей и классного руководителя

2.3.Формы работы с родителями.

3.План мероприятий по реализации программы …………...10-17

3.1 1 класс «Навстречу друг другу»

3.2. 2 класс «Школа и семья»

3.3. 3 класс «Азбука коллективной жизни»

3.4. 4 класс «Мы вместе»

Заключение……………………………………………………..17 Список литературы…………………………………………… 18

  1.    Введение

        Сегодня остро встаёт вопрос о роли и функциях семьи и школы

в воспитании младших школьников. Проблемы, особенности воспитания

детей данного возраста приобретают особую важность и обращают на себя

 внимание. Определяющая роль в воспитании ребёнка отводится не только

школе, но и, конечно, принадлежит семье.

      «Воспитание детей надо начинать с воспитания родителей.

                                      Именно родители должны стать нашими помощниками,

                                         союзниками, участниками единого педагогического

                                         процесса, коллегами в деле воспитания детей».

В.А.Сухомлинский

        Семья – первый коллектив ребёнка, естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. С момента, когда ребёнок поступает в образовательное учреждение, возникает «педагогический треугольник» (учитель – ученик – родитель).

Семья как воспитательный коллектив обладает рядом специфических особенностей. Во-первых - это коллектив, объединенный не только общностью цели и деятельностью по ее достижению, но кровнородственными связями. Родительские чувства, родительская любовь - своеобразный катализатор, ускоряющий развитие личности.

Во-вторых, это сравнительно стабильный коллектив, где общение происходит постоянно, в самых широких сферах, в разнообразных видах деятельности.

В-третьих, семья - разновозрастной коллектив, где старшие выступают естественными воспитателями детей, осуществляется передача опыта старших поколений младшим.

Именно в семье закладывается и обеспечивается воспитание важнейших качеств личности. Без их взаимодействия жизнь ребёнка становится беднее. Только тесное сотрудничество семьи и школы обеспечивает гармоничное развитие личности.

Цель программы:

 организация совместного продуктивного сотрудничества и сотворчества классного руководителя и родителей в воспитании и развитии детей.

Разработанная программа позволит решить ряд задач:

  1. повысить  уровень педагогической культуры родителей и их активность  в воспитании;
  2. создать условия для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания учащихся;
  3. создавать условия для духовного общения детей и родителей;
  4. создавать систему целенаправленной воспитательной работы для психолого-педагогического просвещения родителей и совместного проведения досуга детей и родителей;
  5. вовлечь родителей и учащихся в разнообразные формы внеурочной деятельности в воспитании младших школьников компенсировать пробелы семейного воспитания:
  6.  выявлять, поддерживать и развивать воспитательный потенциал семьи.

Данная программа призвана помочь каждому субъекту образовательного процесса реализовать свои возможности:

  1. учителю – по-другому взглянуть на себя, свою деятельность.                           Пересмотреть методы работы и помочь выявить способности ребенка, осуществлять связь с семьей;
  2. родителям – включиться жизнь своего ребенка и стать активным участником всех школьных мероприятий;
  3. детям – дать почувствовать их ценность, неповторимость, талант и вселить уверенность, что их ценят, любят, заботятся о них.

Основные направления организации совместной работы школы и родителей можно выделить следующие:

  1. психолого-педагогическое просвещение родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);
  2. участие родителей в учебно-воспитательном процессе (родительские собрания, совместные творческие дела);
  3. участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).

Ожидаемые результаты программы:

  1. включенность родителей в управление образовательным процессом в школе;
  2. положительная мотивация учащихся на учебную деятельность;
  3. укрепление внутрисемейных взаимоотношений забота о духовно-нравственном воспитании детей;
  4. осуществление тесного неформального взаимодействия с семьями воспитанников;
  5. активизация педагогического и культурного сознания родителей, педагогов и других специалистов по работе с семьёй;
  6. создание активно действующей, работоспособной системы поддержки семейного воспитания;
  7. укрепление института семьи, возрождение и сохранение лучших традиций семейного воспитания.

Оценка результатов достижение цели программы состоит в сравнительном соотношении замыслов, сформулированных на этапе целеполагания, с полученным результатов в соответствии с Образом выпускника и ожидаемыми конечными результатами программы.

2.    Основные функции деятельности классного руководителя

и способы его общения с родителями

             Воспитательная работа школы не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье.

              Основа взаимодействия классного руководителя и семьи состоит в том, что обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств.

             Работа с родителями – неотъемлемая часть системы работы классного руководителя. По своему статусу классный руководитель в школе – основной субъект воспитательной работы с родителями учащихся. Он вырабатывает основную стратегию и тактику взаимодействия школы и семьи в воспитании личности школьника; будучи специалистом в области педагогики и психологии, помогает родителям в разрешении противоречий семейного воспитания, в корректировке воспитательных воздействий окружающей социальной среды. Классный руководитель выступает  в роли советчика, консультанта-специалиста, непосредственного представителя учебно-воспитательного процесса, осуществляемого школой.

Функции классного руководителя:

1) ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой;

2) психолого-педагогическое просвещение родителей;

3) вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;

4) корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся;

5) взаимодействие с общественными организациями

Основные способы общения родителей и классного руководителя:

  1. организация родительских конференций, собраний, индивидуальных встреч родителей и учителей;
  2. организация работы телефонной линии, по которой родители могут связаться с учителем или получить консультацию по поводу домашнего задания и способов его выполнения;
  3. разработка домашних заданий, в ходе выполнения которых дети должны обсудить с родителями то, что происходит в школе, или подготовить совместно с ними исследовательский проект;
  4. проведение неформальных встреч родителей,  детей  и учителей (праздники, спортивные соревнования и т.д.)
  5. уважительное общение с учетом культурной, религиозной и этнической принадлежности.

          От согласованности действий школы и семьи зависит эффективность процесса воспитания ребенка.

         В своей практике я использую следующие формы работы.

Формы работы с родителями

Индивидуальные

Групповые

Коллективные

  • посещение на дому;
  • индивидуальные консультации педагога;
  • переписка;
  • родительский лекторий;
  • тематические консультации;
  • классные детские мероприятия;
  • классные родительские собрания;
  • общешкольные родительские собрания;
  • университет педагогических знаний;
  • лекции;
  • дни открытых дверей;
  • творческие отчеты.

        

                Родительское собрание – основная форма работы родителей, где обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллектива. Школой воспитания родителей, формирующей родительское мнение, являются родительские собрания. Это основная форма коллективной работы учителя с семьями учащихся. Как показывает опыт работы, система проведения классных собраний не только вызывает интерес у родителей и положительно оценивается ими, но и помогает совместно решать важные вопросы по воспитанию детей. Большую роль играют памятки для родителей, а также подготовленные к собранию отзывы учителей об учебной деятельности учащихся.

               Университет педагогических знаний — это форма психолого-педагогического просвещения родителей. Он вооружает их необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, знакомит с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей, способствует установлению контактов родителей с общественностью, семьи со школой, а также взаимодействию родителей и учителей в воспитательной работе.

              Лекция — это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Метод общения во время лекции — непринужденный разговор, задушевная беседа, диалог.

             Тематика лекций  разнообразная, интересная и актуальная для родителей, например: «Возрастные особенности младших школьников», «Режим дня школьника», «Что такое самовоспитание?», «Индивидуальный подход и учет возрастных особенностей детей в семейном воспитании» и т.д.

               Конференция — форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями матерей, отцов. Конференции проводятся раз в год, они требуют тщательной подготовки и предусматривают активное участие родителей. К ним обычно готовится выставки работ учащихся, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности.

               Темы конференций конкретные, например: «Игра в жизни ребенка», «Нравственное воспитание детей в семье» и т. п. Чтобы собрать материал и привлечь внимание родителей, на занятиях университета педагогических знаний, предшествующих конференции, иногда предлагаю  заполнить анкеты.

         Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями  учителя. Один раз в полугодие даю возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволяет избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в школе.

         Педагогическая дискуссия (диспут) — одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Темой диспута может служить любая спорная проблема семейного и школьного воспитания,

        Круглый стол — общество, конференция или собрание для непосредственного обсуждения определённых проблем (в частности, конфликтов). Круглый стол  один из способов организации обсуждения некоторого вопроса; этот способ характеризуется следующими признаками: все участники круглого стола выступают в роли пропонентов (должны выражать мнение по поводу обсуждаемого вопроса, а не по поводу мнений других участников); отсутствие набора нескольких ролей характерно не для всех круглых столов;  все участники обсуждения равноправны; никто не имеет права диктовать свою волю и решения.

        Индивидуальные тематические консультации. Часто в решении той или иной сложной проблемы я получаю помощь непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пренебрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, родителей так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, я же — необходимые мне сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.

       Обменявшись информацией, мы приходим к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия.  

       Все индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с родителями призваны организовать взаимодействие между школой и семьей, повысить эффективность процесса воспитания.

 

Эффективные формы работы с родителями в рамках ФГОС НОО

В последнее десятилетие у всех возрастных групп детей значительно уменьшился объем непосредственного эмоционального общения с взрослыми и сверстниками. У значительного числа современных детей, наряду с достаточно высоким уровнем умственного развития, обнаруживается задержка в их личностном развитии.

            Очевидно, что успехи в развитии общества сегодня должны быть связаны не только с научно-техническими достижениями и новыми информационными технологиями, но и с нравственным преображением личности.

             Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой и важной частью деятельности школы. Введение федерального государственного образовательного стандарта  (ФГОС) придает этому направлению работы принципиально новую значимость, ведь ключевая идея нового стандарта - это общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством.

            Важным аспектом работы с родителями  в рамках введения ФГОС  является информационное сопровождение и просвещение. При этом основным источником информации о ФГОС  для родителей являются  педагоги и администрация школы.

    Значимую роль в информационном сопровождении родителей, кроме традиционных форм взаимодействия, играет Интернет-сайт школы, который включает  информационные рубрики для родителей:

  1. - форумы для обсуждения;
  2. - полезные ссылки (переход на электронный дневник, сайт класса, сайт департамента образования, на портал государственных услуг);
  3. - материалы для родителей (материалы для подготовки к уроку, задания повышенной сложности, объявления, новости школы и класса).

      Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающегося. В силу этого одним из направлений деятельности классного руководителя является работа с семьёй, в которой растёт, формируется и воспитывается ученик. При этом объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребёнка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается взаимодействие классного руководителя с родителями. Изучается семейная атмосфера, взаимоотношения, а затем выстраивается система работы.

     

 План мероприятий по работе с семьей «Мы вместе»

  1.   1 класс       «Навстречу друг другу»

Диагностико – коррекционная

работа

Психолого – педагогическое просвещение

Совместная

 деятельность

сентябрь

Советы родителям: «Режим дня первоклассника».

Родительское собрание:

1. «Чтобы помочь ребенку решать его проблемы, нужно их знать. Режим дня. Единые требования к учащимся в школе».

2. Выборы родительского комитета.

3. Планирование работы в классе.

Заседание родительского комитета,  распределение поручений.  

Планирование работы на год.

октябрь

Советы родителям: 

«Как помочь ребенку в период адаптации к школьной жизни?»

Индивидуальные консультации:

«Формирование у ребенка ответственности за учебный труд».

Заседание родительского комитета:

1.О подготовке к празднику «Мы школьниками стали».

ноябрь

Полезные советы родителям: «Как воспитать трудолюбие в детях».

Тест для родителей:

« Адаптация первоклассника».

Родительское собрание:

1.  «Трудности адаптации первоклассников».  

2. Итоги 1 четверти

Индивидуальная беседа:

«Причины и последствия детской агрессии». (Беседа с родителями, чьи дети проявляют агрессию по отношению к другим детям.)

Заседание родительского комитета:

1.О подготовке к родительскому собранию.

2. Подготовка к празднику «День именинника».

декабрь

Посещение семей по мере необходимости.

Индивидуальные консультации:

«О возрастных психофизиологических особенностях младшего школьника».

Заседание родительского комитета:

1.О подготовке к Новому году.

2.Участие в конкурсе новогодних игрушек.

январь

Советы родителям: «Как заинтересовать детей чтением книг».

 Родительское собрание:

 «Воспитание у детей интереса к чтению».

 2.Итоги 2 четверти.

День здоровья.

февраль

Анкетирование детей и родителей о навыках здорового образа жизни ребенка.

Тематическая консультация:

«Воспитание здорового образа жизни ребенка».

День открытых дверей для родителей.

Праздник  для пап к 23 февраля.

март

Диагностика уровня воспитанности детей.

 «Умелые руки не знают скуки». Презентация творческих работ родителей и детей.

Заседание родительского комитета:

1.Подготовка к 8 марта.

2.Проведение праздника Масленицы.

апрель

Тест: «Какой Вы родитель?»

Анкетирование детей:

 «Твои отношения с родителями».

Памятка для родителей: «Будь хорошим родителем». Посещение семей опекаемых детей.

Тематическая консультация:

 «Семейный досуг».

Конкурс творческих работ, посвященных  Дню смеха.

май

Анкетирование родителей с целью выяснения степени удовлетворенности организацией и качеством учебно-воспитательного процесса, для корректировки планов деятельности классного руководителя на следующий учебный год.

Памятка для родителей: «Как научить ребенка учиться».

Родительское собрание:

1. « Без  внимания нет образования. Итоги учебного года. Организация летнего отдыха».

Индивидуальная беседа с родителями слабоуспевающих детей по теме « Как помочь преодолеть проблемы адаптации, организации помощи в усвоении знаний».

Заседание родительского комитета:

1.О подготовке к празднику

«До свидания, 1 класс!»

2 класс           «Школа и семья»

Диагностико – коррекционная работа

Психолого – педагогическое просвещение

Совместная

 деятельность

сентябрь

Советы родителям «Как заинтересовать детей чтением книг».

Родительское собрание:

1. «Ребенок стал второклассником».

2. Выборы родительского комитета.

3. Планирование работы в классе.

Заседание родительского комитета, распределение поручений.

Планирование работы на год.

октябрь

Посещение семей по мере необходимости.

Индивидуальные консультации:

 «Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии».

Выпуск классной газеты.

ноябрь

  1. Педагогический тренинг: « Что значит для вас школьная отметка вашего ребенка»
  2. Памятка для родителей: « Как относиться к отметкам ребенка!»

Родительское собрание:

1. «Первые уроки школьной отметки». «Переживание ситуации успеха — залог успешности ученика».  

2. Итоги 1четверти.

Индивидуальная беседа с родителями  гиперактивных детей: «Разрешение конфликтных ситуаций,  диагностика  и  коррекция».

Заседание родительского комитета:

1.О подготовке к родительскому собранию.

2. Подготовка к празднику «День именинника».

декабрь

Советы родителям «Как помочь ребёнку хорошо учится? Задачи, содержание и особенности учебной деятельности учащихся».

Индивидуальная беседа с родителями  детей, часто пропускающих уроки по болезни, как укрепить здоровье детей.

«Сохранение и укрепление здоровья детей в период их обучения в начальной школе».

Индивидуальная беседа с родителями  о планах на организацию зимних  каникул с детьми.

Заседание родительского комитета:

1.О подготовке к Новому году.

2.Участие в конкурсе новогодних игрушек.

январь

Анкетирование детей и родителей о навыках здорового образа жизни ребенка.

Тематическая консультация:

«Воспитание здорового образа жизни ребенка». Итоги 2 четверти.

1. Праздник «Папа, мама, я - здоровая семья».

2. День здоровья.

февраль

Анкетирование детей «Телевизор в твоей жизни».

 Родительское собрание:

 «Телевизор в жизни ребенка».

1. Рейд родительского комитета по проверке за питанием в столовой.

2. Праздник  для пап к 23 февраля.

март

Диагностика уровня воспитанности детей.

 Вовлечение родителей в творческую, проектную и исследовательскую деятельность младших школьников.

Заседание родительского комитета:

1.Подготовка к 8 марта.

2.Проведение праздника «Масленица».

апрель

Тест: «Какой Вы родитель?»

Анкетирование детей «Твои отношения с родителями».

Памятка для родителей «Будь хорошим родителем».

Тематическая консультация:

«Семейный досуг».

2.Итоги 3 четверти

Конкурс творческих работ, посвященных  Дню космонавтики.

май

Диагностика степени заботы о ребенке со стороны родителей.

Анкета для родителей «Удовлетворенность обучением ребенка в школе».

Родительское собрание:

1.  «Роль отца и матери в воспитании».

2. Итоги года.

Заседание родительского комитета:

1.О подготовке к празднику

 «До свидания, 2 класс!»

Поход.

  1. 3 класс         «Азбука коллективной жизни»

Диагностико - коррекционное

Психолого – педагогическое просвещение

Совместная

 деятельность

сентябрь

Советы родителям «Как заинтересовать детей чтением книг».

Родительское собрание

1. «Ребенок стал третьеклассником».

2. Выборы родительского комитета.

2. Планирование работы в классе.

Заседание родительского комитета, распределение поручений.

Планирование работы на год.

октябрь

Посещение семей по мере необходимости.

 Тематическая консультация:

 «Учим детей мыслить».

Выпуск классной газеты.

ноябрь

Анкетирование детей и родителей «Участие ребенка в трудовых делах дома».

Полезные советы родителям «Как воспитать трудолюбие в детях».

Родительское собрание:

1.«О роли семьи в трудовом воспитании ребенка».

2.Итоги 1 четверти.

Заседание родительского комитета:

1.О подготовке к родительскому собранию.

2. Подготовка к празднику «День именинника».

декабрь

Посещение семей на дому.

Индивидуальные консультации:

«Проблемы успеваемости и как их преодолеть».

Заседание родительского комитета:

1.О подготовке к Новому году.

2.Участие в конкурсе новогодних игрушек.

январь

Практикум: знакомство с валеологической диагностикой состояния здоровья детей.

День здоровья.

февраль

Тест для родителей: 

« Психологический портрет вашего ребёнка».

Памятка: « Как сохранить психическое здоровье ребенка».

Родительское собрание:

1. «Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и  личностных качеств ребёнка».

2.Итоги 2 триместра.

День открытых дверей для родителей.

Праздник  для пап к 23 февраля.

март

Диагностика уровня воспитанности детей.

 «Умелые руки не знают скуки». Презентация творческих работ родителей и детей.

Заседание родительского комитета.

1. Подготовка к 8 марта.

2. Концерт для мам и бабушек.

апрель

Тест: «Какой Вы родитель?»

Анкетирование детей «Твои отношения с родителями».

Памятка для родителей: «Будь хорошим родителем». Посещение семей опекаемых детей.

Тематическая консультация:

«Семейный досуг».

Конкурс творческих работ, посвященных  Дню смеха.

май

Диагностика степени заботы о ребенке со стороны родителей.

Анкета для родителей «Удовлетворенность обучением ребенка в школе».

Родительское собрание 

1. «Значение общения в развитии ребенка».

2. Итоги года.

Заседание родительского комитета:

1.О подготовке к празднику «До свидания, 3 класс».

Поход.

4 класс «Мы вместе»

Диагностико – коррекционная работа

Психолого – педагогическое просвещение

Совместная

 деятельность

сентябрь

Анкетирование взрослых и детей о детской дружбе.

Памятка «Правила товарищества».

Родительское собрание:

1. «О детской дружбе».

2. Выборы родительского комитета.

2. Планирование работы в классе.

Заседание родительского комитета, распределение поручений.

Планирование работы на год.

Выпуск классной газеты.

октябрь

Посещение семей на дому.

Индивидуальная беседа с родителями слабоуспевающих детей.

Поздравление бабушкам ко дню пожилого человека «Бабушки и внуки».

День открытых дверей для родителей.

ноябрь

Анкетирование детей и родителей «Участие ребенка в трудовых делах дома».

Полезные советы родителям «Как воспитать трудолюбие в детях».

Родительское собрание:

1.«О роли семьи в трудовом воспитании ребенка».

2.Итоги 1 триместра.

Заседание родительского комитета:

1.О подготовке к родительскому собранию.

2. Подготовка к празднику «День именинника».

декабрь

Анкетирование детей.

Тест для родителей «Я – родитель, я – приятель».

Памятка для родителей «Чтобы ребенок не стал трудным».

Индивидуальные консультации:

«Эти трудные домашние задания».

Заседание родительского комитета.

1.О подготовке к Новому году.

2.Участие в конкурсе новогодних игрушек.

Новогодний праздник.

январь

Памятка для родителей «Как любить своего ребенка».

Посещение семей по мере необходимости.

 Родительское собрание:

 «Воспитание сознательной дисциплины  у детей».

Консультация соцпедагога.

День открытых дверей для родителей.

февраль

Анкетирование детей и родителей о навыках здорового образа жизни ребенка.

Тематическая консультация:

«Профилактика вредных привычек у детей».

День здоровья.

Праздник  для пап к 23 февраля.

март

Диагностика уровня воспитанности детей.

 Презентация творческих работ родителей и детей.

Заседание родительского комитета:

1.Подготовка к 8 марта.

2.Конкурс для девочек «Мисс совершенство».

Праздник Масленицы.

апрель

Диагностика уровня воспитанности детей.

Тематическая консультация:

 «Обучение младших школьников решению своих жизненных задач».

Заседание родительского комитета.

1.О подготовке к празднику семьи.

Праздник семьи.

Создание проекта «Моя родословная».

май

Анкета для родителей «Удовлетворенность обучением ребенка в школе».

Итоговое родительское собрание: «Вот и стали мы на год взрослей».

Заседание родительского комитета:

1.О проведении выпускного  вечера «Прощай, начальная школа!».

2.Награждение активных родителей.

Выпуск классной газеты.

Поход.

     

* Темы родительских собраний, консультаций составляются с учетом пожеланий родителей, администрации школы, возникающих проблем. Темы корректируются, видоизменяются. Планируются темы на 4 года обучения (примерное планирование).

Заключение

Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности педагога. Родители учеников являются основными участниками образовательного процесса, с которыми делятся усилия и ответственность за итоги педагогической работы.

Работа должна строиться не от праздника к празднику, а иметь своеобразный круг дел, когда родители вместе с педагогическим коллективом постепенно становятся готовыми к взаимодействию. Сегодня в школе есть родители, которые полностью посвящают себя воспитанию детей, они ждут от педагогов советов и рекомендаций, готовы подключиться к любым общественным делам и активно проявляют себя в общественной и досуговой жизни своего ребенка и всего классного коллектива в целом.

Эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители и воспитатели. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагога создаст благоприятные условия для развития ребенка. Мы всегда должны помнить, что функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников - важное направление вашей деятельности.

Здоровье, счастье и успешность детей - норма жизни в современном обществе и совместная цель родителей и педагогов.

А успех сотрудничества семьи и школы обеспечивается  благодаря

  1. педагогическому такту и этике взаимоотношений;
  2. педагогической подготовленности родителей и уровню их культуры;
  3. педагогическому просвещению родителей;
  4. умению видеть сложные взаимоотношения в семье;
  5. единству требований школы и семьи.

Литература

1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ.

2. Валькова Л. Н. « Семейный клуб — одна из активных форм повышения компетентности участников образовательного процесса»,  2010.

3. Дереклеева Н.И. Научно – исследовательская деятельность классного руководителя в школе. М.: Вербум – М:, 2003.

4. Осипова М. П. работа с родителями. Минск: УП «Экоперспектива», 2003.

5. Решетников П.Е. Организация педагогической практики в начальных классах. М.: ГИЦ-В, 2002.

6. Рожков М. И. Организация воспитательного процесса в школе. М.: ГИЦ-В, 2003.

7. Журнал «Классный руководитель» для заместителей директоров по воспитательной работе, классных руководителей и кураторов, учителей начальной школы. № 6, М:, 2007.

8. Интернет-ресурсы.



Предварительный просмотр:

Совместная работа классного руководителя с родителями

№ п/п

Направление совместной деятельности.

Сроки

Ответственные

Привлечение родителей к организации и проведение познавательных лекций и бесед.

в течение

года

Классные руководители

Привлечение учащихся и родителей к экспертизе качества образования.

в течение

года

Заместители директора

Классные руководители

Организация учебных экскурсий по месту деятельности родителей.

в течение

года

Классные руководители

Привлечение родителей и представителей  общественности для профориентационной работы со школьниками.

в течение

года

Профориентатор

Классные руководители

День открытых дверей для родителей  (консультации педагогов, психолога, открытые уроки)

в течение

года

Администрация

Классные руководители

Общешкольные родительские собрания  1,5, 9,10,11 классов (психологи, врач нарколог, инспектор ГИБДД по пропаганде ПДД)

Сентябрь-ноябрь

Заместители директора

Классные руководители

Посещение  семей в целях профилактики жестокого обращения с детьми

Октябрь-декабрь

Март-апрель

Классные руководители

Социальный педагог

Классные родительские собрания  1- 4 классов с приглашением

(психологи, соц.педагог, инспектор ОДН  ОВД)

Ноябрь -

май

Заместитель директора  Классные руководители

Проведение конференции родителей, учащихся, педагогов, представителей учредителя, общественности.

Декабрь

апрель

Директор,

род.комит.школы,

социальный педагог,

психологи

Проведение спортивного праздника «Папа, мама, я – спортивная семья»

1 раз в год

Заместитель директора по УВР

уч.физ-ры,

род.комит.школы

Проведение фестиваля народов мира  «Вместе дружная семья»

Ноябрь

Заместитель директора

Концерты

-  ко Дню пожилых людей;  Дню Матери;  Дню инвалидов;  дню Победы в ВОВ;  День защитника Отечества; Международный женский день;

октябрь

май

Заместитель директора по УВР

Родительский  комитет

Привлечение родителей к организации экскурсий (музейный центр, городская центральная, детская библиотека, ПЧ, предприятия города и др.)

в течение

года

Родительский комитет

Классные руководители

Встречи с интересными людьми города, округа

в течение

года

Заместитель директора по УВР

Классные руководители

Привлечение родителей к организации и проведению традиционных школьных праздников:

  • День знаний
  • Посвящение в первоклассники
  • Посвящение в пешеходы
  • День учителя
  • День матери
  • Новогодняя сказка
  • День защитника Отечества
  • Прощание с Азбукой
  • День мам и бабушек
  • Творческий отчетный концерт дополнительного образования
  • Последний звонок
  • Выпускной вечер

в течение

года

Заместитель директора по УВР

Педагоги-организаторы

Учителя физической культуры, музыки

Анкетирование родителей  «Отдых детей  – лето 2021 года»

Ноябрь

март

Заместитель директора по УВР

Классные руководители

Привлечение родителей учащихся 1-4 классов к проведению мониторинга уровня воспитанности по методике  Н.П. Капустина

Декабрь

март

Заместитель директора по УВР

Классные руководители



Предварительный просмотр:

Развития коллектива (1 - 4 класс)

на 2016-2021 г.г.

Цель:

Формирование ученического коллектива как устойчивого объединения учащихся, направленного на учебную и общественно-полезную деятельность, имеющего четкую структуру и единые нравственные и этические нормативы.

Задачи:  

     1. Способствовать формированию отношений между учащимися, основанных на уважении личностных особенностей другого человека, взаимопомощи и взаимопонимании.

     2. Организовать учебную деятельность таким образом, чтобы она стала направляющей деятельностью класса.

     3. Ввести в классе поэтапно самоуправление (насколько это позволяет младший школьный возраст).

     4. Способствовать возникновению и закреплению общего для всех учащихся отношения и единой оценки с точки зрения нравственности события или явления.

     5. Способствовать созданию в классе атмосферы энтузиазма, веры в общий успех, увлеченности, общего эмоционального переживания успехов и неудач.

    6. Воспитывать сознательную дисциплину, волю в достижении поставленных целей.

ЦЕЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

Создание условий для интеллектуального, нравственного развития личности каждого ребенка.

ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

  1. Сформировать учебную мотивацию и развить учебные навыки;
  2. Способствовать сплочению классного коллектива, устранение соперничества, воспитание чувства отзывчивости и товарищества;
  3. Обучить культуре  поведения на основе наблюдений за собой (умение слушать и слышать, умение общаться, дисциплина);
  4. Сформировать потребность в здоровом образе жизни;
  5. Воспитать нравственные чувства (любовь к Родине, ее традициям, культурным ценностям, гордость за Отечество, чуткость к природе);

Структурные компоненты программы развития коллектива

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Отношения между членами коллектива

Преодоление барьеров, снятие напряжения в общении, установление      эмоциональных контактов между детьми,   возникновение   чувства «нам хорошо вместе».

Поиск    общих    или    совпадающих интересов. Сближение детей на основе открытия ими интересов, взглядов, позиций   внутреннего   мира другого. Построение доверительных   отношений,   готовности к принятию личностных   особенностей   другого человека.

Появление стремления к открытому,  откровенному  общению,   развитие   самокритичности,  пробуждение стремления  к     положительным изменениям. Уважение   личностных   особенностей другого человека.

Обеспечение  прочного  контакта,   достижение   взаимопонимания, согласованности действий,   состояния   защищенности,  формирование чувства «мы».

Направленность коллектива

Переход от игровой деятель нести к учебной. Поддержка значимости для детей нового статуса - статуса школьника. Пробуждение интереса к учебной работе через игровые формы организации учебного процесса. Поощрение пытливости, любознательности. Ведение «Карты открытий». Включение в учебную деятельность слабых учащихся через групповую работу

Формирование отношения к учебной деятельности как к
деятельности значимой для
окружающих взрослых.
Стремление к прилежности в
учении. Решение учебных задач, моделирование способа действия, апробация и уточнение модели - основные коллективные действия на уроке. Ведение карты движения в учебном материале. Организация взаимопомощи на уроке.

Престижность высоких    качественных     показателей  обучении  как результата  постоянного   учебного   труда, любознательности, активности. Формирование познавательного мотива как ведущего
мотива учебной деятельности. Развитие познавательной активности во внеурочной деятельности, стремление к расширению кругозора.

Возникновение    стремления коллектива к самостоятельной постановке учебных задач, к исследовательской деятельности.

Организационное единство коллектива

Предложение учителем списка интересных и полезных дел. Обсуждение и выбор дел для класса. Совместная выработка норм работы на уроке в малой группе. Стремление к соблюдению правил в игровой деятельности. Совместная выработка норм дружной жизни в классе. Первые общественные поручения. Выбор помощников для их выполнения.

Предложение учащимися
списка интересных и полезных дел. Обсуждение и выбор дел для класса.
Совместная выработка норм
дружной работы в команде
при выполнении общего дела. Первые пробы организации самоуправления: работа
в командах - выполнение
сменных поручений.
Организация общения членов коллектива вне школы
(совместное посещение
кружков, секций: походы
выходного дня с родителями)

Предложение учащимися
списка интересных и полезных дел. Обсуждение и выбор дел для класса.
Совместная выработка норм
дружной работы в команде
при выполнении общего дела. Первые пробы организации самоуправления: работа
в командах - выполнение
сменных поручений.
Организация общения членов коллектива вне школы
(совместное посещение
кружков, секций: походы
выходного дня с родителями)

Планирование интересных и полезных дел на год. Определение цели каждого дела. Участие в организации дел всех членов коллектива. Самоуправление: создание команд для выполнения постоянных (в течение четверти) поручений. Составление плана работы каждой команды.

Формирование коллектива

Непосредственное     переживание детьми конкретных событий, высказывание своего личного мнения в отношении этого события. Выяснение детьми индивидуальных мнений. Накопление опыта «добрых» поступков. Появление стремления соответствовать представлению взрослых «хороший ученик» между детьми.

Обмен своими представлениями, взглядами, оценками и чувствами по поводу конкретных событий. Коллективное обсуждение разных | мнений. Выработка с помощью взрослых правильного оценочного суждения.

Утверждение в классе коллективного мнения – общих оценок по вопросам нравственного и безнравственного воспитания

Стремление      большинства учащихся совершать нравственные поступки, руководствуясь при этом коллективным мнением.

Эмоциональное единство коллектива

Создание в классе бодрой, приподнятой атмосферы оптимизма. Воспитание доброжелательности во взаимоотношениях

Появление общих переживаний событий, относящихся к деятельности класса. Дальнейшая распространенность симпатий и дружбы между учащимися. Энтузиазм. Вера в общий успех.

Стремление к общим переживаниям. Желание разделить свои чувства с одноклассниками. Сочувствие и сопереживание в отношениях между детьми. Увлеченность коллективным делом. Возникновения чувства гордости за свой класс.

Дальнейшее развитие способности ставить ближайшие и более отдаленные цели и достигать их, преодолевая возникающие трудности в совместной деятельности без помощи взрослых.

Волевое единство коллектива

Работа    с    правилами    для учащихся как основным законом школьной     жизни.

Волевое единство коллектива

Подчинение  своего   поведения этим правилам.

Развитие способностей сдерживать    свои    чувства, когда этого требуют интересы класса.

Развитие способности ставить ближайшие цели и достигать их, преодолевая возникающие трудности в совместной деятельности (при необходимости с помощью взрослых).

Дальнейшее развитие способности ставить ближайшие и более отдаленные цели и достигать их. преодолевая возникающие трудности в совместной деятельности без помощи взрослых.