План самообразования
В плане отражены основные направления самообразования,обозначены сроки и примерные источники самообразования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya_.docx | 24.27 КБ |
programma_samoobrazovaniya_yumaguzina.docx | 39.33 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
учителя начальных классов
Юмагузина Гульфира Минигалиевна
МБОУ «Средняя школа №6»
Тема самообразования:
«Реализация системно-деятельностного подхода в современной начальной школе»
Срок реализации: 2016 -2020гг.
Цель: повышение качества учебного процесса через использование системно-деятельностного подхода на уроках и во внеурочных мероприятиях
Задачи:
1.Развить творческий потенциал учащихся и создать необходимые условия для активизации познавательной деятельности учащихся.
2.Формировать личность, нужную обществу: коммуникативную, ответственную за свои поступки.
3.Использовать на уроках новые информационные технологии и средств коммуникации.
4. Повысить собственный методический уровень.
5. Обобщить и распространить собственный педагогический опыт.
Ожидаемые результаты: Повышение успеваемости и уровня обученности учащихся.
Источники самообразования: СМИ, в том числе: специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), Интернет; медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации.
Формы самообразования:
индивидуальная – через индивидуальный план;
групповая – через участие в жизни школы и города.
Направления самообразования:
Основные направления | Действия и мероприятия | Форма результатов |
Профессиональное | 1. Изучить программы и учебники, их особенности и требования. 2.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями системно- деятельностного подхода через предметные издания и Интернет. 3. Повышать квалификацию на курсах для учителей. | Конспекты Памятки Рекомендации |
Психолого-педагогические | Совершенствовать свои знания в области современной психологии и педагогики. | |
Методические | 1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся. 2.Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения, позволяющими организовать урок в технологии системно-деятельностного подхода. 3. Принимать активное участие в работе городского и школьного МО учителей начальных классов. 4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в конкурсах творческих работ, олимпиадах. 5. Изучать опыт работы учителей: посещение уроков коллег, изучение публикаций в сети Интернет. 6.Участвовать в обмене опытом: проводить мастер-классы, открытые уроки. 7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности. 8. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке. 9. Представить доклад ( творческий отчет) педагогическому сообществу школы, города.. | Программы и учебно-тематические планы. Методико-дидактические материалы Конспекты мероприятий |
Информационно-технологические технологии | 1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс. 2.Обзор в Интернете информации по предметам. 3.Разработка пакета материала в электронном виде. 4.Сетевое взаимодействие с коллегами. | Комплекты методико-дидактических электронных материалов |
Охрана здоровья | 1.Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии. 2.Вести здоровый образ жизни. |
План мероприятий по реализации программы профессионального самообразования.
№/№ | План мероприятий | Примерные сроки реализации |
I. | Повышение квалификации и профессиональная переподготовка | |
Изучение учебно-методической литературы в глобальной сети, в профессиональных газетах и журналах | 2016 Сентябрь -ноябрь | |
Прохождение курсов повышения квалификации | 2016-2018 | |
Изучение применения новых образовательных технологий в работе учителей школы. | 2016-2018 Сентябрь- май | |
Участие в профессиональных встречах, семинарах, конференциях школ. | 2017 Ноябрь, март | |
II. | Использование современных образовательных технологий. | |
Использование возможностей Интернет на уроке. | Постоянно | |
Составление мультимедийных презентаций для проведения уроков, внеклассных мероприятий | Постоянно | |
Проведение развернутых долговременных наблюдений с использованием средств педагогической диагностики (разработать программу по формированию УУД), проведение срезов с помощью анкет, тестов на начальном и конечном этапе эксперимента по применению инновационных образовательных технологий: 1) системно-деятельностный подход в обучении; 2) проверка и углубление знаний, умений и навыков обучающихся по предметам с использованием тестов; 3) развитие познавательного интереса обучающихся к предметам путем внедрения нестандартных уроков; | ||
Внедрение полученных результатов в педагогическую практику. | 2018-2020 Октябрь -апрель | |
III. | Обобщение и распространение собственного педагогического опыта | |
Выступление перед коллегами на занятиях ШМО, педсовете, конференции. | 2018-2020 Ноябрь -апрель | |
Проведение творческого отчета на занятии ШМО | 2018-2019 Апрель-май | |
Профессиональные публикации. | 2017-12020 Март -апрель | |
Оформление портфолио. | 2019-2022 в теч.года | |
Посещение уроков коллег и участие в обмене опытом. | 2018-2020 ежегодно | |
IV. | Работа с обучающимися на уроках и во внеурочное время | |
Создать условия для участия одаренных детей в олимпиадах, конкурсах различного уровня. | 2016-2020 Октябрь - март | |
Участие обучающихся в творческих конкурсах и олимпиадах по предмету. | 2013-2016 ежегодно | |
Вовлекать обучающихся в проектно-исследовательскую деятельность. | 2016-2020 Январь- апрель | |
Проведение предметных недель | Ежегодно - первая половина учебного года |
Ожидаемые результаты:
Работа над программой профессионального самообразования поможет мне повысить свой творческий, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность, а также:
- Повысить успеваемость и уровень обученности учащихся, мотивацию к изучению предметов;
- Разработать и провести уроки и внеклассные мероприятия с применением новых образовательных технологий;
- Разработать дидактические материалы, тесты, наглядности, создать комплект педагогических разработок;
- Выступать с докладами, участвовать в конкурсах.
- Обобщать опыт по теме самообразования.
Предварительный просмотр:
Программа
профессионального самообразования
учителя начальных классов
МАОУ «Средняя школа №6»
Юмагузиной Гульфиры Минигалиевны
Пояснительная записка
Изменения в мире задали новые параметры обучения и воспитания, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов.
Какие же умения и качества необходимы человеку 21 века?
Человек должен быть функционально грамотным.
Функциональная грамотность есть определенный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающих нормальное функционирование личности в системе социальных отношений. т.е. ее смысл состоит в приближении образовательной деятельности к жизни. Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Важную роль в работе играет профессиональная компетентность педагога. С целью повышения психологической и педагогической культуры в образовательном процессе систематически прохожу курсы повышения квалификации, занимаюсь самообразованием по индивидуальной программе развития своего профессионализма.
Программа разработана на 2021 – 2024г г.
Актуальность
На концепции функциональной грамотности основаны международные оценочные исследования - оценка математической и естественнонаучной грамотности учащихся 4 и 8-х классов (TIMSS), международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся (PISA), которые оценивают способности обучающихся использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях.
Российская школа, верная своим традициям, наполняет головы своих учеников валом информации. А вот умению самостоятельно выявлять проблему, находить способы ее решения, гибко реагировать на новые вводные – то есть применять на практике полученные теоретические знания, опираясь при этом на собственный жизненный опыт, российских школьников не учат. Понятие «функциональная грамотность» в последнее время приобрело значительную актуальность и новое содержание в связи с разработкой проблемы развития функциональной грамотности.
Таким образом, развитие функциональной грамотности в начальном образовании является актуальной задачей педагога в настоящее время.
Тема самообразования: «Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках в начальной школе»
Задачи:
В развитии компетенции ученика – на основе анализа результатов мониторинга сформулировать наиболее актуальные задачи:
- обеспечить умения находить и извлекать информацию из текста, делать на ее основе умозаключения;
- совершенствовать умения в интерпретации информации, давать простые объяснения;
- уметь оценивать отдельные языковые и стилистические особенности текста;
- развивать общеучебные умения и навыки: самостоятельность, умение работать в группе, паре;
- развивать речь учащихся.
В развитии профессиональных компетенций учителя:
Изучить и освоить современные методы и технологии:
- развития умения школьников находить и извлекать информацию из текста;
- совершенствования умения в интерпретации информации оценивания языковых и стилистических особенностей текста;
- исследовать степень влияния современных методов и технологий на развитие читательских компетенций и определить наиболее эффективных на данном этапе обучения;
- обобщение и распространение собственного педагогического опыта.
Цели:
- Обеспечить развитие читательской (естественнонаучной, математической, коммуникативной) грамотности школьников в соответствии с 3 уровнем международной шкалы оценки.
- ознакомить учащихся со способами чтения;
- формировать навык осознанного, выразительного, правильного чтения у младших школьников.
Сроки реализации: 2021-2024 гг.
Сложная и многосторонняя обучающая и воспитывающая деятельность требует регулярной и систематической работы по повышению квалификации. Учитель всегда должен удовлетворять растущие запросы школьников.
Поставила перед собой вопросы по самообразованию.
- Наличие инноваций в работе, т.е. овладение новыми информационными технологиями, введение новых образовательных стандартов.
- Работать над созданием в коллективе учащихся класса творческой обстановки, здорового нравственно – психологического климата.
- Распространение педагогического опыта на муниципальном уровне.
- Самоанализ и оценка своей творческой деятельности.
- Продолжать изучать педагогический опыт других преподавателей.
- Умение оказать практическую помощь коллегам в овладении инновацией.
- В классе, ставить перед собой задачу – проанализировать потребности и способности ребёнка, учитывая его возрастные особенности и заинтересованность предметом.
Источники самообразования:
СМИ, в том числе: специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), Интернет; медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации.
Формы самообразования:
- индивидуальная – через индивидуальный план;
- групповая – через участие в жизни школы и города.
Этапы реализации программы:
№/№ | Этапы | Содержание работы | Практическая деятельность |
I. | Диагностический | Изучение литературы по теме и имеющегося опыта | 1.Изучение литературы. 2.Подписка на методическую литературу. 3.Курсы повышения квалификации. 4.Выступление на заседании ШМО |
II. | Прогностический | 1.Определение целей и задач темы. 2.Разработка системы мер, направленных на достижение целей и задач. 3.Прогнозирование результатов. | Создание программы профессионального самообразования. |
III. | Практический | 1.Применение новых образовательных технологий в образовательном процессе. 2.Формирование методического комплекса. 3.Корректировка работы. | Целенаправленная работа по программе. |
IV. | Обобщающий | 1.Подведение итогов. 2.Оформление результатов работы. | 1.Выступление на заседании МО школы. 2.Участие и результаты на муниципальных, всероссийских конкурсах и олимпиадах. |
Направления самообразования:
Основные направления | Действия и мероприятия | Форма результатов |
Профессиональное | 1. Изучить программы и учебники, их особенности и требования. 2. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет. 3. Повышать квалификацию на курсах для учителей. | Конспекты Памятки Рекомендации. |
Психолого-педагогические | 1. Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики. | |
Методические | 1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся. 2.Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения. 3.Принимать активное участие в работе школьного МО. 4.Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в конкурсах творческих работ, олимпиадах. 5.Изучать опыт работы лучших учителей своей школы и через Интернет, участвовать в обмене опытом. 6.Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности. 7.Проводить открытые уроки для коллег 8.Выступать с докладами, с творческим отчетом. | Программы и учебно-тематические планы. Методико-дидактические материалы Конспекты мероприятий, в том числе и посещенных |
Информационно-технологические технологии | 1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс. 2.Обзор в Интернете информации по предметам. | Комплекты методико-дидактических электронных материалов |
Охрана здоровья | Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии. |
План мероприятий по реализации программы
профессионального самообразования
№/№ | План мероприятий | Примерные сроки реализации |
I | Повышение квалификации и профессиональная переподготовка | |
Изучение учебно-методической литературы в глобальной сети, в профессиональных газетах и журналах | 2021– 2024 | |
Прохождение курсов повышения квалификации | 2021-2024 | |
Аттестация на высшую квалификационную категорию | 2026 | |
Изучение применения новых образовательных технологий в работе ведущих учителей школы, города, округа в области обучения и воспитания. | 2021-2024 | |
Участие в профессиональных встречах, семинарах, конференциях школ. | 2021-2024 | |
II | Использование современных образовательных технологий | |
Использование возможностей Интернет на уроке | постоянно | |
Составление мультимедийных презентаций для проведения уроков, внеклассных мероприятий | постоянно | |
Проведение развернутых долговременных наблюдений с использованием средств педагогической диагностики, проведение срезов с помощью анкет, тестов на начальном и конечном этапе эксперимента: 1) системно-деятельностный подход в обучении; 2) анализ литературных произведений на основании опорных положений (конспектов); 3) развитие познавательного интереса обучающихся к предметам путем внедрения нестандартных уроков; 4) проекты на уроках, во внеклассной работе по предметам. | 2021-2024 | |
Внедрение полученных результатов в педагогическую практику | 2021-2024 | |
III | Обобщение и распространение собственного педагогического опыта | |
Выступление перед коллегами на заседаниях ШМО, педсовете, конференции. | 2021-2024 | |
Профессиональные публикации | 2021-2024 | |
Оформление портфолио | 2021-2024 | |
Посещение уроков коллег и участие в обмене опытом. | 2021-2024 | |
Проведение открытых уроков и мастер-классов на уровне школы и города | 2021-2024 | |
IV | Работа с обучающимися на уроках и во внеурочное время | |
Систематически пополнять папки результатами работы над темой самообразования | 2021-2024 | |
Создать условия для участия особо одаренных детей в олимпиадах, конкурсах различного уровня. | 2021-2024 | |
Вовлекать больше обучающихся в проектно-исследовательскую деятельность | 2021-2024 | |
Проведение предметных недель | ежегодно | |
Анкетирование учащихся, родителей с целью выявления эффективности использования новых образовательных технологий | ежегодно |
Ожидаемые результаты: Работа над программой профессионального самообразования поможет мне повысить свой творческий, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность, а также:
- Повысить успеваемость и уровень обученности учащихся, мотивацию к изучению предметов;
- Разработать и провести уроки и внеклассные мероприятия с применением новых образовательных технологий;
- Выступать с докладами, участвовать в конкурсах.
- Обобщать опыт по теме самообразования.
Оценка эффективности программы:
Эффективность программы будет оцениваться по количественным и качественным показателям:
- качество знаний и умений учителя в области новых образовательных технологий;
- уровень обучаемости и обученности школьников;
- степень удовлетворенности учащихся и их родителей учебно-воспитательным процессом;
Проектирование индивидуального образовательного маршрута
Направление деятельности | Содержание деятельности | Ожидаемые результаты | Формы и способы представления результата |
1 ЭТАП | |||
Мониторинг образовательных достижений учащихся по функциональной грамотности | Входная диагностика сформированности читательских компетенций у обучающихся 1 класса | Покажут низкий уровень | Диагностическая работа Анализ работ |
Изучение современных российских и зарубежных материалов по вопросам развития читательской грамотности | Статья на тему «Читательские умения российских четвероклассников: уроки PIRLS-2016» Круглый стол на тему «Как различить оценку и формирование читательской грамотности» Вебинар на тему«Особенности оценки читательской грамотности в международном сравнительном исследовании PIRLS-2021». | Изучить предоставленный материал, узнать новые методики мотивации детей к чтению и формирования читательской грамотности | Изучение статей, составление копилки материалов |
Методическая работа и деятельность в профессиональном сообществе | Курсы повышения квалификации в объёме 24 часа на тему «Совершенствование качества чтения, математического и естественнонаучного образования в начальной школе в контексте международных сопоставительных исследований» | Научиться прогнозировать читательские умения своего класса Узнать об особенностях читательской компетентности младших школьников | Разработка индивидуального образовательного маршрута |
2 ЭТАП | |||
Мониторинг образовательных достижений учащихся по функциональной грамотности | Промежуточная диагностика, выявление читательских компетенций у обучающихся 2 класса | Покажут средний уровень | Анализ работ своих учеников |
Изучение современных российских и зарубежных материалов по вопросам развития читательской грамотности |
«Как мотивировать детей читать: три мощных школьных метода» | Изучить представленный материал, узнать способы и приёмы повышения уровня читательской грамотности учащихся, научиться мотивировать детей читать, при разработке конспектов уроков применять новые знания | Составление конспектов уроков с применением изученных методик |
Методическая работа и деятельность в профессиональном сообществе |
5. Родительское собрание на тему «Родителям о детском чтении» | Совершенствование читательских умений, развитие критического мышления | Разработка конспектов урока в виде технологических карт, выпуск книжки-малышки |
3 ЭТАП | |||
Мониторинг образовательных достижений учащихся по функциональной грамотности | Текущая диагностика сформированности читательских компетенций у обучающихся 3 класса | Определение текущего уровня обучающихся | Анализ работ, мониторинг |
Изучение современных российских и зарубежных материалов по вопросам развития читательской грамотности | 1. Вебинар «Читательская грамотность. Элитарная привилегия посвящённых или полезная привычка» 2. Участие в семинарах | Положительная динамика развития читательской грамотности моих учеников | Получение сертификата |
Методическая работа и деятельность в профессиональном сообществе | 1.Участие в семинарах и конференциях различных уровней (муниципальных, региональных) 2.Разработка методических материалов, подбор диагностического материала (для 3,4 классов) | Личный профессиональный рост компетенции в вопросах развития читательской грамотности школьников | Разработка методических материалов |