Методическая копилка
– это и портфолио, которое наглядно показывает уровень профессионализма, это и набор универсальных инструментов, которые в любую минуту придут на выручку при подготовке к уроку, а иногда это еще и палочка-выручалочка, которой можно воспользоваться в нестандартной ситуации, возникшей на уроке
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
portfolio.doc | 37 КБ |
analiz_programmy.doc | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Портфолио - это образцы проделанной работы, которые раскрывают способности и умение ученика. Так же портфолио свидетельствует об активности ребенка в разных видах деятельности в школе и за ее пределами.
Введение портфолио для начальной школы
Несколько лет назад в учебный процесс добавили это нововведение, которое сейчас носит повсеместный характер. Многие родители учеников начальной школы, получая задание от учителей, которое связанно с оформлением портфолио, испытывают недоумение и растерянность, как и что, делать. Да и сами педагоги иной раз затрачивают много сил и времени, чтобы разобраться со структурой и оформлением портфолио для учеников. На сегодняшний день жестких требований к нему не предъявляют, что очень хорошо, можно привлечь к его созданию и самих учеников.
Цель составления портфолио для учеников
Для самореализации ребенку уже в начальных классах необходимо иметь правильную мотивацию, умение ставить цели и добиваться их. Учебный процесс требует самодисциплины от учащегося, способности проводить самоанализ, чтобы преодолевать неудачи и уметь радоваться своим победам. Поэтому родители и педагоги должны помочь ему раскрыть свой внутренний потенциал. Портфолио ученика для начальной школы создается для структуризации его работ, успеваемости и достижений. Весь собранный материал впоследствии станет основой при выборе профильных классов или может даже школы и профессии ученика. Основная цель школьного портфолио - выявить все достоинства учащегося и дать ему правильный вектор для дальнейшего развития его способностей.
Структура портфолио
Портфолио ученика начальных классов включает в себя следующие разделы:
1) Личные данные:
а) титульный лист;
б) автобиография;
в) рассказ о себе;
г) список долгосрочных и краткосрочных планов учебы и карьеры.
Для титульного листа потребуется вклеить фотографию ребенка. Будет лучше, если он сам выберет свое фото. Таким образом, можно развивать его инициативность. Ребенок мог бы описать свои увлечения, рассказать о своем городе, семье, друзьях, о своем имени или фамилии, написать о своей школе. Главное, чтобы он описывал то, что ему интересно и то, что он считает важным.
2) Достижения:
а) заполненный бланк под названием «Перечень моих достижений»;
б) творческие работы, статьи, исследовательские проекты, работы, которые признаны самыми лучшими в процессе обсуждения ученика с учителем;
в) полученные ребенком грамоты, дипломы за достижение успехов в разных сферах деятельности;
г) характеристика;
д) информация, которая подтверждает учебную инициативу и самостоятельность выполнения работ;
е) поставленные цели.
В этом разделе все имеющиеся грамоты и дипломы лучше записывать в хронологическом порядке. В начальных классах для ребенка важны все его успехи, поэтому лучше не делить их на главные достижения (например, в учебе) и второстепенные (например, в спорте).
3) Демонстрация процесса и развития ученика в определенной сфере:
а) фотографии;
б) видеозаписи;
в) результаты контрольных работ, тестирования, экзамена, рисунки;
г) информация, которая отражает всю общественно-полезную деятельность ребенка;
д) заполненные бланки:
«Исследовательские, творческие работы»;
«Посещение дополнительное образование»;
«Индивидуальные (элективные) курсы».
е) список прочтенной литературы;
ж) учебный план;
з) информация о награждениях.
В бланках может потребоваться оформление фотографиями объемных работ или подделок, которые делал ребенок. Так же можно помещать в этом разделе рисунки, стихи, сказки или любое другое творчество ученика. Для оформления этого раздела у ребенка должна быть полная свобода, чтобы он мог наглядно видеть, каких успехов достиг.
4) Отзывы и пожелания:
а) отзывы за проделанную работу;
б) рекомендации в письменном виде;
в) ободрительные письма;
г) цели на начало учебного года;
д) итоги учебного года.
Этот раздел один из самых важных для повышения самооценки у ученика. Педагоги, которые уделяют достаточно внимание стараниям ребенка, смогут положительно оценить их. Если использовать не просто слово «молодец», а хвалить ребенка за что-то конкретное, то его мотивация в учебе будет только расти. Дети, которых хвалят за конкретные достижения, намного лучше учатся. Этот раздел так же может помочь учителю выразить свои рекомендации и пожелания родителям ученика.
Портфолио может содержать дополнительные разделы, которые может добавить учитель.
Распределение ответственности в ведении портфолио
Одной из основных целей составления портфолио ученика начальной школы является установка тесного сотрудничества между родителями, педагогом и ребенком. Ученики младших классов, которые впервые оформляют портфолио, не смогут обойтись без помощи родителей. Но помощь должна заключатся в постоянном побуждении ребенка проявлять инициативу и самостоятельность в заполнении данных. Таким образом, он сможет производить оценку своих достижений и возможностей, а так же формировать личное отношение к полученным результатам.
Ребенок, ощущая на себе груз ответственности, будет самостоятельно работать с портфолио, производить оценку результатов. Он сможет развивать коммуникабельность, потому что портфолио требует общения и консультаций с родителями и педагогами. Портфолио помогает ребенку развивать уравновешенный взгляд на себя, свои достоинства и на свои цели.
Роль учителя в работе со школьным портфолио так же нельзя недооценивать. Это серьезный труд. Педагог обязан объяснять правила ведения и заполнения портфолио, производить своевременную оценку заполнений всех разделов. На плечи классных руководителей ложатся такие обязанности как подготовка выставок, конкурсов, которые позволят ученикам проявить себя. Они помогают ученикам принимать участие в разных сферах деятельности. Все это помогает формироваться личности ребенка.
Основные усилия в образовательном процессе направляются на развитие у учеников способностей, которые помогут ему полностью реализоваться и стать успешным человеком. Главное - это то, что портфолио не несет идеи соперничества между детьми, а помогает каждому индивидуально развивать свои таланты.
http://neuch.org
Предварительный просмотр:
Содержание лекций.
Семинар 1
Анализ учебно-методического комплекта курса "…"
Вопросы для обсуждения:
1.Состав учебно-методического комплекта курса "…"
2. Анализ программы и тематического планирования курса "…"
3. Анализ учебных пособий для учителей и учеников
Задания для самостоятельной работы:
К вопросу 1.
1. Проанализируйте состав учебно-методического комплекта курса "…" (авторы ….). Выявите наличие следующих элементов УМК: программа, учебник (учебное пособие), рабочая тетрадь, пособие для учителя, дидактические материалы.
2. Сравните состав УМК по курсу "…" разных авторов и коллективов, используя таблицу:
№ | Автор (авторский коллектив) | Название | Состав УМК |
К вопросу 2.
1.Проанализируйте программу курса "…" по следующему плану:
- Наличие пояснительной записки, содержания программы, списка литературы
- Отражение в программе целей, задач, идей курса, планируемых результатов обучения
- Структура содержания программы: основные блоки, логическая последовательность, причинно-следственные связи
- Разделы тематического планирования, их соответствие программе, объем часов, отводимый на изучение разделов.
2.Составьте авторскую рецензию на программу
К вопросу 3.
Выявите соответствие программы, учебного пособия и рабочей тетради "…".
Семинар 2
Анализ учебного пособия "…"
Вопросы для обсуждения:
1. Структура учебного пособия
2. Оформление учебного пособия
3. Методический аппарат учебного пособия
4. Аппарат ориентировки
Задания для самостоятельной работы:
К вопросу 1.
1.Проанализируйте структуру учебного пособия: основные разделы, их соответствие программе
2.Проанализируйте шрифтовое оформление учебного пособия: размер шрифта, размещение текста на странице, способ выделение терминов, наличие колонтитула
К вопросу 2.
1.Какие виды иллюстраций представлены в учебном пособии «…»: учебные рисунки, учебные картины, схемы, графики, фотографии, репродукции (приведите примеры)
2. С какими дидактическими целями они могут быть использованы?
К вопросу 3.
1.Проанализируйте дидактические рубрики учебника. С какими целями их использовали авторы?
2.Проанализируйте задания после параграфов в рамках выбранной темы и выявите в них соотношение заданий разного типа.
Тема | Задания на усвоение знаний (%) | Задания на формирование умений и навыков (%) | Задания на усвоение опыта творческой деятельности (%) | Задания на формирование эмоционально-ценностных отношений (%) |