Программа кружка "Краеведение"
Программа расчитана для детей от 6 до 7 лет, в пограмму вхлдит изученик родного края, гле живут дети.
Скачать:
Предварительный просмотр:
2. Пояснительная записка
В «Концепции модернизации российского образования» отмечена большая роль регионального компонента, позволяющего «обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитывать патриотов России, граждан, обладающих высокой толерантностью». Региональность - опора на объект ближайшего окружения, учёт природных, экологических, социальных, культурных особенностей региона.
Одним из важных этапов работы с детьми по социальному развитию является формирование накопления жизненного опыта о своём ближайшем окружении, усвоения принятых норм поведения и приобщения к культурным ценностям. Именно, поэтому краеведческая работа должна вестись уже с детского сада - с возраста, когда начинается процесс социализации и становления личности.
Актуальность краеведческой работы характеризуется тем, что одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является их ознакомление с историей родного края. Необходимость развития интересов дошкольников в этой области связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его жителях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в приобщении к культуре родного края.
Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с жизнью, помогает формировать нравственные понятия и чувства.
Краеведческий материал имеет большое значение в расширении кругозора детей, в развитии их интеллектуального потенциала. Краеведческий подход в воспитании детей способствует реализации основных дидактических принципов педагогики: от близкого ─ к далёкому, от известного ─ к неизвестному, от простого ─ к сложному.
Вхождение ребёнка в современный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера и включения его в систему социальных отношений, то есть вне социализации.
Нормативные документы, в соответствии с которыми разработана данная программа:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
3. приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Срок реализации программы 1 год. Ведущая форма кружка «Краеведение» - организации совместной деятельности взрослого и детей – НОД. Продолжительность НОД– 30минут. 1НОД в неделю, 4 НОД в месяц; 32 НОД в год. Мониторинг образовательной деятельности в сентябре и в мае.
3. Цель программы
формирование знаний детей об истории и культуре города и Раменского района;
воспитание в детях чувства патриотизма через ознакомление с историей и традициями родного края;
развитие интереса к изучению окружающего мира
4. Задачи программы
приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
формировать первичные представления о семье (её составе, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, традициях и др.);
развивать интерес каждого дошкольника к настоящему и прошлому родного края, умение видеть историю вокруг себя (в домах, в названиях улиц и т.д.);
развивать у детей эмоционально – ценностного отношения к своей малой Родине;
формировать первичные представления о крае (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, её природе) и принадлежности к нему, уважение и гордость за свой родной край;
5. Основные принципы программы
Принцип развивающего образования, который реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности, приближаясь к разумному «минимуму»;
Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
6. Возрастные и индивидуальные особенности детей 6-7 лет (подготовительная группа)
Старший дошкольный возраст — период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в его жизни — обучению в школе. В этом возрасте чаще всего ребенок:
• Практически готов к расширению своего микромира, если им освоено умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Ребенок, как правило, в состоянии воспринять новые правила, смену деятельности и те требования, которые будут предъявлены ему в школе. • Постепенно социализируется, то есть адаптируется к социальной среде. Он становится способен переходить от своей узкой эгоцентричной позиции к объективной, учитывать точки зрения других людей и может начать с ними сотрудничать.
• Маленький ребенок делает выводы о явлениях и вещах, опираясь только на непосредственное восприятие. Он думает, например, что ветер дует потому, что раскачиваются деревья. В 7 лет ребенок уже может учитывать другие точки зрения и понимает относительность оценок. Последнее выражается, например, в том, что ребенок, считающий все большие вещи тяжелыми, а маленькие легкими, приобретает новое представление: маленький камешек, легкий для ребенка, оказывается тяжелым для воды и поэтому тонет.
• Способен сосредотачиваться не только на деятельности, которая его увлекает, но и на той, которая дается с некоторым волевым усилием. К его игровым интересам, в которые входят уже игры по правилам, добавляется познавательный интерес. Но произвольность все еще продолжает формироваться, и поэтому ребенку не всегда легко быть усердным и долго заниматься скучным делом. Он еще легко отвлекается от своих намерений, переключаясь на что-то неожиданное, новое, привлекательное.
• Часто не только готов, но и хочет пойти в школу, поскольку смена социальной роли придает ему взрослости, к которой он так стремится. Но полная психологическая готовность ребенка к школе определяется не только его мотивационной готовностью, но и интеллектуальной зрелостью, а также сформированной произвольностью, то есть способностью сосредотачиваться на 35—40 минут, выполняя какую-либо череду задач. Чаще всего такая готовность формируется именно к семи годам.
• Очень ориентирован на внешнюю оценку. Поскольку ему пока трудно составить мнение о себе самом, он создает свой собственный образ из тех оценок, которые слышит в свой адрес.
7. Планируемые результаты реализации программы
Проявляет любознательность, задаёт вопросы, интересуется причинно-следственными связями, пытается объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать, экспериментировать;
Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт, знает домашний адрес;
Проявляет уважение к жизни и заботу об окружающей среде;
Имеют представление об исторических событиях на территории города и района, понимать их связь;
Знают историю возникновения города и особенности культуры своего населенного пункта;
Знают природные особенности своего края, особенности животного и растительного мира;
Знают правила поведения в общественных местах;
Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного искусства;
Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, край, город, её достижения, имеет представление о географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях;
Имеет первоначальные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу;
Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам. Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.
Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.
8. Методы педагогической диагностики для отслеживания запланированных результатов
Знания выявляются в ходе бесед по разделам:
Историко-географический;
Этнографический;
Хозяйственно-бытовой.
Историко-географический раздел
№ | ФИО ребенка | Как называется город | Как назывался город рвньше | Кто основал город | Какие достопримечательности нашего города ты знаешь? | Какие деревни нашего рая ты знаешь? | Какие редкие животные обитают в нашем крае? | Символика города | Какие растения произрастают в нашем крае | Итоговый показатель | |||||||||
сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | ||
Этнографический раздел
№ | ФИО ребенка | Какие крупные предприятия нашего города ты знаешь? Что на них делают? | Какие профессии ты знаешь? | Кто такой мастер, умелец? | Кто такой собиратель сказок? | Итоговый показатель | |||||
сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | ||
Хозяйственно-бытовой раздел
№ | ФИО ребенка | Какие народы живут в нашей области? | Ты знаешь, что такое народный костюм? | Какие народные сказки ты знаешь? | Какие виды общественного транспорта есть в нашем городе? | Итоговый показатель | |||||
сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | ||
3 балла - ребенок самостоятельно отвечает на вопросы, проявляет интерес к беседе.
2 балла – ребенок отвечает на вопросы с помощью воспитателя, интерес носит ситуативный характер.
1 балл – ребенок с трудом отвечает на вопросы, не вызывает интереса к новым знаниям, не проявляет инициативы.
9. Модель образовательной работы на год (определение основного содержания деятельности и возможных форм образовательного процесса для реализации данного содержания, перспективный план занятий)
Структура занятия
Вводная часть.
Создание игровой ситуации (проблемной ситуации, целевой установки, любой мотивации, стимулирующей активность детей к поиску ее решения).
В подготовительной группе - потребность в создании игровой мотивации сохраняется, но здесь уже можно добавить проблемные ситуации.
Проблемная ситуация – это спланированное, специально задуманное педагогом средство, направленное на пробуждение интереса детей к обсуждаемой теме. Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой ребенок хочет решить трудные задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.
Также в качестве мотивации можно использовать игры с правилами, дети следят за выполнением правил. Используется игра- соревнование с установкой на выигрыш. Дать возможность каждому ребенку побывать в ситуации выигрыша и проигрыша.
2) Основная Часть.
Проектирование решений проблемной ситуации, выполнение действий. Детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность, либо дети сами добывают знания, путем исследований, поиска, открытий.
Наметив задачу для совместного выполнения (дети выбирают себе цель или несколько целей, взрослый, как равноправный участник, предлагает всевозможные способы ее реализации). В самом процессе деятельности исподволь он «задает» развивающее содержание, предлагает свою идею или свой результат для детской критики; проявляет заинтересованность в результате других; включается во взаимную оценку и интерпретацию действий участников; усиливает интерес ребенка к работе сверстника, поощряет содержательное общение, провоцирует взаимные оценки, обсуждение возникающих проблем.
Ответы детей не оценивать – принимать любые. В процессе деятельности в-ль всегда спрашивает детей «Зачем, почему ты это делаешь, чтобы ребенок осмысливал каждый шаг. Если ребенок делает что-то не так, дать ему возможность самому понять: «что именно не так, можно на помощь отправить более смышленого ребенка.
3) Заключительная Часть.
Анализ результатов деятельности, рефлексия. Подведение итогов.
Итоги и рефлексия, до 5 минут.
Прежде всего, данную часть характеризует «открытый конец», каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он или нет исследование, работу. Оценка взрослым действий детей может быть дана лишь косвенно, как сопоставление результата с целью ребенка: то есть что хотел сделать –что получилось.
Не спрашивать у детей: понравилось или нет? Надо спросить «зачем вы это делали? Чтобы понять осознал ли ребенок цель. Или «А для чего вам это нужно было? «Может ли вам это пригодиться когда-нибудь?»
Найти, кого за что похвалить, не только за результат, но и за деятельность в процессе работы. Оценка должна быть дифференцирована.
При организации занятия профессиональная позиция педагога состоит в заведомо уважительном отношении к любому высказыванию ребенка по содержанию обсуждаемой темы. Нужно нам заранее подумать, как обсуждать детские версии, не в жестко – оценочной форме.
Форма проведения занятия групповое. Продолжительность занятия в подготовительной группе 30 минут. График проведения занятия в подготовительной группе – один раз в неделю. 4 занятия в месяц; 32 занятия в год. Мониторинг образовательной деятельности в сентябре и в мае.
Календарно-тематическое планирование
Дата | Тема | Программное содержание | Работа с детьми |
сентябрь 1 неделя | Проведение мониторинга. Мы раменчане | Определение уровня знаний детей. Расширять знания детей о родном городе. Познакомить с историей появления города. Познакомить с понятием «Малая Родина» | Беседы с детьми. Рассматривание карты города. Беседы о градообразующем предприятии и его назначении. |
2 неделя | История Раменского | Познакомить детей с картой Раменского района. Побуждать интересоваться историей родного края. Формировать первоначальные представления об обычаях и традициях Раменского района | Рассматривание карты Раменского района. Беседы на тему «Чем славится Раменский район» |
3 неделя | Транспорт нашего города | Расширять знания детей о разнообразии видов транспорта родного города. Воспитывать уважение к труду транспортных профессий | Беседы о городском транспорте. Целевые прогулки, наблюдения. Рассматривание иллюстраций. Чтение произведений о профессиях, Загадки про транспорт. Аппликация: «Автобус». Дидактическая игра: «Кто чем управляет». |
4 неделя | Транспорт наших предков. | Знакомить детей с развитием транспорта у наших предков. Расширение знаний о лошадях как о первых помощниках в работе крестьян. | Знакомство с презентации «Транспорт наших предков». Чтение литературы о развитии транспорта. |
Октябрь 1 неделя | Осень в нашем городе. | Развивать у детей любовь к родной природе, её красоте. Пробуждать эстетические чувства. Воспитывать умение наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними. | Беседы об осенних приметах в родном городе. Целевая прогулка. Рисование осенних пейзажей. Чтение произведений об осени. Составление осеннего букета. Дидактическая игра: «Когда это бывает». |
2 неделя | Какой урожай собирают в нашем крае? | Расширять знания об овощах и фруктах, произрастающих в нашем крае. Знакомить со способами уборки урожая. | Беседы о сборе урожая в семьях детей. Рассматривание сюжетных картин о сборе урожая овощей и фруктов. Загадывание загадок об овощах и фруктах. |
3 неделя | Деревни рядом с нами. | Познакомить детей с особенностями жизни людей в деревне, характером их занятий. Формировать интерес и любовь к своей малой родине. | Беседы о жизни людей в деревне, рассматривание иллюстраций, чтение стихотворений, литературы о жизни в деревне, красоте русской природы. Дидактические игры: «В городе, в деревне», «Деревня городу». |
4 неделя | Животный мир Раменского района | Расширять представления детей о животном мире края. Формировать основы экологического мировоззрения. | Знакомство с животными и растениями Раменского района, занесенными в Красную книгу. Дидактические игры: «У кого какой домик», «Узнай по описанию». |
ноябрь 1 неделя | Птицы Раменского района | Знакомить с многообразием мира птиц Раменского района. Систематизировать знания о зимующих и перелётных птицах. Расширять знания о птицах, живущих рядом с нами и ждущих помощи от нас. Воспитывать любовь к всему живому. | Знакомство с презентацией «Птицы рядом с нами». Рассматривание картинок с различными птицами. Беседы о зимующих и перелётных птицах. Загадывание загадок, чтение стихов и рисование птиц. |
2 неделя | Человек без роду, что дерево без корней | Закреплять представление детей о том, что такое семья, о некоторых родственных отношениях. Дать представление о родословной. Знакомить с иерархией в семьях наших предков | Беседы о членах семьи, семейных праздниках, семейном отдыхе. Рисование: «Мои бабушка и дедушка». Составление генеалогического древа. |
3 неделя | Традиции моей семьи | Знакомить с понятием «семейные традиции». Расширение знаний о семье. Воспитание уважения и любви к родным. | Беседы о важности семейных традиций. Чтение произведений литературы о семье, предках, семейных праздниках. Рисование на тему «Праздник в моей семье». |
4 неделя | «Красна изба углами» | Познакомить детей с устройством крестьянской избы, с мудростью предков, с продуманностью быта людей. Воспитание уважения к предкам, к своей истории. | Знакомство с презентацией «Крестьянская изба». Рассматривание иллюстраций на тему «Быт крестьянина». Рисование. |
декабрь 1 неделя | Забавы вокруг печки | Знакомить детей с бытом русского народа, с печкой – главной частью избы. Формировать образную речь с использованием пословиц и поговорок. Воспитывать любовь к своей Родине. | Беседы о самом важном предмете дома – печке. Анализ знакомых сказок, в которых упоминается о русской печи. |
2 неделя | «Щи да каша пища наша» | Познакомить со спецификой еды наших предков, с особенностями её приготовления. Воспитывать интерес к прошлому | Знакомство с разнообразными крупами. Рассматривание посуды для приготовления пищи. |
3 неделя | Хлеб всему голова | Закреплять знания о том, что хлеб – это одно из самых главных наших богатств, его очень трудно вырастить. Познакомить детей с трудом хлеборобов. Воспитывать чувство уважения к труду и бережное отношение к хлебу. | Беседы по теме. Знакомство с книгами о труде хлеборобов. Рисование на тему «Хлеб». |
4 неделя | Что делали в старину зимой? | Расширять знания детей о быте русского народа. Знакомить с понятиями «зимние посиделки», «зимние гулянья». Развивать интерес к прошлому. | Рассматривание сюжетных картин. Рассказ воспитателя. Рисование и чтение литературы на тему «Зимние забавы». |
январь 1 неделя | Как строился наш город | Знакомить с историей строительства города. Расширять знания об улицах города, истории названий улиц. Воспитывать любовь к родному городу. | Рассматривание старых снимков города Рассказ воспитателя. |
2 неделя | Мой город – Раменское | Закрепление знаний о родном городе, его окружении, водоёмах. Формировать патриотические чувства. | Рассматривание альбомов, фотографий с видами родного города. Составление рассказов о городе. Рисование «Мой город». |
3 неделя | Турнир знатоков Родного края | Расширять и закреплять знания детей о родном городе. Познакомить с историей возникновения родного города. Воспитывать патриотические чувства к малой родине | Беседы о родном городе. Чтение и заучивание стихотворений о Ульяновске Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Родные улицы», «Домашний адрес». |
4 неделя | Рождественские праздники, народные традиции и культура края | Дать представление о народных традициях и культуре России. Воспитывать чувства любви и гордости за свою страну | Рассказ воспитателя о народных традициях и праздниках на Руси. Рассматривание иллюстраций. Продуктивная деятельность «Поздравительная открытка». |
февраль 1 неделя | Растительный мир родного края | Расширять представления детей о природе родного края. Побуждать детей восхищаться красотой родной природы | Беседы о растениях родного края. Рассматривание альбомов, фотографий, открыток с видами родной природы. Загадки про растения, деревья. Решение экологических задач. Дидактические игры: «Кто больше назовёт деревьев?», «С какого дерева листок». |
2 неделя | Деревья нашего края | Знакомить детей с природой Раменского района, его заповедными лесами | Рассматривание иллюстраций и фотографии с изображением деревьев. Рисование деревьев нашей местности. |
3 неделя | Вслед за солнышком | Познакомить детей с понятием «народный календарь», сравнить с гражданским календарём. Знакомить детей с народными приметами и поверьями. | Рассматривание календаря. Беседы о необходимости слежения за погодой. Дидактическая игра «Когда это бывает?» |
4 неделя | Как наши предки защищали Родину | Знакомство с боевыми традициями нашего народа, воспитывать уважение к защитникам Родины. Знакомить с былинными героя | Чтение художественных произведений и защитниках Родины. Рисование на тему «Наши Защитники». |
март 1 неделя | День Защитников Отечества | Формировать чувство уважения к защитникам Родины, развивать патриотические чувства | Праздник для детей и родителей. Разучивание стихов, песен. Изготовление подарков для пап и дедушек. Чтение худ. литературы, произведений о подвигах наших соотечественниках в годы ВОВ. |
2 неделя | Предприятия и организации нашего города | Знакомить детей с основными предприятиями нашего города. Закреплять знания о месте работы родителей. | Знакомство с предприятиями нашего города. Рассказы детей о предприятиях, на которых работают родители. |
3 неделя | Знаменитые люди нашего города | Познакомить детей со знаменитыми земляками, первостроителями города, участниками Великой Отечественной Войны. Воспитывать уважение к труду и подвигам | Рассматривание портретов знаменитых раменчан. Рассказ воспитателя. |
4 неделя | Мама – первое слово | Средствами эстетического воспитания формировать в сознании детей образ мамы как самого дорогого человека. Побуждать детей восхищаться красотой, добротой мамы. Ценить ежедневную заботу мамы о своей семье. | Праздник для мам и бабушек. Разучивание стихотворений, песен. Изготовление подарков для мам и бабушек. |
апрель 1 неделя | Масленица | Знакомить с традициями русского народа, его фольклором, традициями. Воспитывать любовь к природе, уважение к традициям | Праздник «Масленица». Разучивание закличек, обрядовых песен. Рассматривание иллюстраций «Народные гулянья». |
2 неделя | Что делали в старину весной? | Расширять знания детей о быте русского народа. Знакомить с работами детьми, проводимыми весной с растениями, которые сажают в нашем крае. Развивать интерес к прошлому | Рассказ воспитателя. Рисование на тему «Что можно делать весной?». Рассматривание сюжетных картин. |
3 неделя | Что сажают в нашем крае | Расширять знания детей о посадке растений на огородах и в полях. Познакомить с уникальностью почвы Ульяновской области. Воспитывать любовь к труду | Работа в огороде. Рассказ воспитателя. Рассматривание сюжетных картин о посадке культур |
4 неделя | Национальный состав Раменского района | Познакомить детей с понятием «национальность». Формировать представления о культурных ценностях народов Раменского района | Рассказ воспитателя. Знакомство с русской, татарской, чувашской, мордовской национальной одеждой. Рассматривание иллюстраций |
май 1 неделя | Народное творчество | ознакомить детей с устным народным творчеством и играми народов, проживающих на территории нашего края | Знакомство с некоторыми национальными играми. |
2 неделя | Лекарственные растения родного края | Расширять представления детей о природе родного края. Побуждать восхищаться красотой родной природы. Познакомить с лекарственными растениями Ульяновской области, их использовании в лечебных целях. | Беседы о природе родного края. Рассматривание Красной книги Раменского района, альбомов с иллюстрациями лекарственных растений. Дидактическая игра: «Зелёная аптека». |
3 неделя | «И помнит мир спасённый…» | Формировать чувство уважения к защитникам Родины. Знакомить детей с героями Великой Отечественной войны на примере наших земляков. Рассмотреть фотографии, открытки на которых запечатлены монументы, памятники, воздвигнутые в честь защитников Отечества, павших в боях. Воспитывать у детей чувство патриотизма | Заучивание стихов и песен. Изготовление подарков для ветеранов. Чтение худ. литературы о подвигах в годы ВОВ. Рассматривание открыток и фотографий с изображением мемориалов города. Рисование на тему «Война и память о ней» |
4 неделя | Малая Родина (итоговая) | Формировать у дошкольников чувство патриотизма путем осмысления таких понятий, как родители, родная природа, родной город, Родина. Воспитывать любовь к «малой» Родине и Отечеству. | Праздник «Наша Родина». Выставка детских работ. Фотовыставка «Наш город». Дидактические игры: «Узнай наш герб», «Узнай наш флаг». Чтение стихотворений, литературных произведений о Родине. |
Проведение итогового мониторинга | Определение уровня знаний детей | Беседы с детьми |
9. Способы поддержки детской инициативы
Используются для поддержки детской инициативы такие виды, как поисково-исследовательская деятельность, продуктивные виды деятельности, экспериментирование, игра, манипуляция с предметами, фантазирование, творческая деятельность.
Приоритетной сферой проявления детской инициативы в данном возрасте является научение, расширение сфер собственной компетентности в различных областях практической предметности, в том числе орудийной деятельности, а также информационная познавательная деятельность. Для поддержки детской инициативы необходимо вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта деятельности; спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей; создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников; обращаться к детям, с просьбой продемонстрировать свои достижения и научить его добиваться таких же результатов сверстников; поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатами; создавать условия для различной самостоятельной творческой деятельности детей по их интересам и запросам, предоставлять детям на данный вид деятельности определенное время; при необходимости помогать детям решать проблемы при организации игры; презентовать продукты детского творчества другим детям, родителям, педагогам (концерты, выставки и др.)
10. Перечень методических пособий и используемая литература
Алёшина Н. В. «Ознакомление дошкольников с социальной действительностью и окружающим. Старшая и подготовительная группы» - М.: Элизе Трейдинг, ЦГЛ; 2004.
Захарова Л.М., Сайфутдинова И.Р. «Мир, в котором я живу» Программа и методические рекомендации по воспитанию у дошкольников культуры межнационального общения. – Ульяновск, 2014г.
Маханёва М. Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие». Издательство: Сфера, 2009г.
Козлова С.А., «Я – человек». Программа приобщения ребенка к социальному миру.- М.2012.
Кондрыкина Л.А. «С чего начинается Родина?» М.: ТЦ Сфера, 2005.
Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. «Развитие связной речи по лексико-семантической теме «Человек: я, мой дом, моя семья, моя страна» - М.: «Издательство ГНОМиД», 2001.
Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
6. «С чего начинается Родина?» / Под ред. Л. А. Кондрыкиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005.