Методические разработки

Аллабердин  Фиргат Азаматович

Урок- тандем по технологии в 5 классе (Биология + технология)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Разработка урока25.58 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по технологии в 5 классе

Данные об учителе: Аллабердин Фиргат Азаматович

Предмет: технология мальчики  

 Класс:  5  

Учебник (УМК): А.Т.Тищенко, В.Д. Симоненко  «Технология. Индустриальные технологии»

Тема: Тонколистовой металл и проволока. Искусственные материалы.

Тип урока:  интегрированный урок изучения нового материала

Задачи урока:

образовательная:

- активизировать знания учащихся по теме «Металлы. Сплавы»;

- познакомить учащихся в ходе исследовательской работы со свойствами металлов;

развивающая:

способствовать:

- развитию наблюдательности, любознательности, умения сравнивать, делать выводы;

- развитию технического мышления воображения, творческих и коммуникативных способностей;

воспитательная:

способствовать:

- развитию у учащихся таких качеств как: трудолюбие, самостоятельность, аккуратность и бережливость;

- воспитанию у учащихся культуры трудовых отношений и формирование общей технологической культуры.

Тип урока: комбинированный, с использованием исследовательской технологии.

Методы и формы обучения: наблюдения, исследовательская работа, эвристическая беседа, сравнительно-сопоставительный анализ, устный опрос, беседа, рассказ, работа с кластером, демонстрация презентации, взаимопроверка, лабораторная работа.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, колонки, карточки с заданиями (приложения 1-3), образцы металла (латуни, меди, стали), кернеры, пружины, грузы, проволока.

Ход урока:

1. Организационно-подготовительная часть:

Приветствие учителя, контроль посещаемости, проверка готовности учащихся к уроку.

  1. Активизация знаний по теме   «Обработка древесины».

Эпиграфом к уроку я взял китайскую пословицу. Слайд 1

Мы с вам изучали раздел обработка древесины. Давайте вспомним. Для этого вам нужно отгадать КРОССВОР ( Слайд 2)

Угадайте зашифрованное слово:

 По горизонтали:

 1.  Приспособление, с помощью которого размечают большое количество одинаковых деталей.

2.  Приспособление, на котором пилят лобзиком.

3.  Приспособление для крепления выпиловочного столика к верстаку.

4.  Нанесение контурных линий будущего изделия на заготовку.

5.  Маленький напильник с мелкой насечкой.

6. Часть лобзика, которой пилят.

 

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Ответы: 1. Шаблон2. Столик 3. Струбцина 4. Разметка   5. Надфил   6. Пилка

Зашифрованное слово – лобзик. Слайд 3

  1. Работа над новой темой : «Металлы и сплавы».

Учитель: Посмотрите, пожалуйста, на предметы на ваших столах, что у них общего? Из чего они сделаны?

Предполагаемые ответы учащихся: Образцы металла, кернеры, пружины, грузы, проволока.

Тема - «Тонколистовой металл и проволока. Искусственные материалы». Цель: ознакомится с понятиями металл, проволока, искусственные материалы. Изучить свойства металлов .(Слайды 4-5)

Учитель: Как вы определили, что это металл? Что такое металл? Что такое сплав?

Ответы учащихся.(Слайды 6)

Учитель: дает определению понятия Металл: Металл- это вещества, которые обладают особым блеском, проводят электрический ток и тепло, плавятся при сильном нагреве. Записываем определение (Слайд 7)

4. Сообщение нового материала.

Рассказ учителя. Металлы гораздо прочнее и тверже чем древесина.. Еще  в давние времена люди использовали металлы для изготовления оружия, посуды, украшений, инструментов, а так же для обработки земли.  В настоящее время из металлов изготавливаются машины, самолеты, карали, предметы домашнего хозяйства. (Слайд8 )

Металлы подразделяются на черные и цветные

Металлы

                               Черные                                             Цветные

    железо и его сплавы: сталь, , чугун.                           медь алюминий  олово, цинк Слайд 9

 Каждый металл и сплав обладает определёнными механическими и технологическими свойствами. Слушая мой рассказ вы должны заполнить кластер. (Слайд 10)

Механические свойства  металлов (Слайд 11-14)

Технологические свойства металлов

Учитель: Итак, рассмотрим технологические свойства металлов. Посмотрите на определение свойства металла и догадайтесь о чём идёт речь. (На слайдах ученики видят определение и кубики с буквами, из которых они должны сложить слово)

Учитель: Свойство металла или сплава получать новую форму под действием удара. (Слайд 15)Предполагаемые ответы учащихся: Ковкость. (Слайд 16)

Учитель: Свойства металла в расплавленном состоянии хорошо заполнять литейную форму. (Слайд 17)

Предполагаемые ответы учащихся: Жидкотекучесть. (Слайд 18)

Учитель: Свойство металла или сплава подвергаться обработке резаньем разными инструментами. (Слайд 19)

Предполагаемые ответы учащихся: Обрабатываемость резаньем. (Слайд 20)

Учитель: Свойство металла соединяться в пластичном или расплавленном состоянии. (Слайд 21)

Предполагаемые ответы учащихся: Свариваемость. (Слайд 22)

Учитель: Свойство металлов и сплавов противостоять коррозии не разрушаясь. (Слайд 23)

Предполагаемые ответы учащихся: Коррозионная стойкость. (Слайд 24)

Физкультминутка

Учитель:

1, 2, 3, 4, 5 — все умеем мы считать. 

Раз! Подняться, потянуться. 

Два! Согнуться, разогнуться. 

Три! В ладоши три хлопка, головою три кивка. 

На четыре — руки шире.

Пять — руками помахать.

Шесть — за парту тихо сесть.

Учитель: Проверим ваши кластеры. (Слайд 25)

Учитель: кроме тонколистового металла, для изготовления изделий используется проволока. Проволока это металлическая нить в поперечном сечении имеющая форму круга. (Слайд26) В промышленности из стальной проволоки изготовляют гвозди, шурупы, металлическую сетку.

Оксана: Внимательно осмотритесь вокруг. Где вы не были: дома, в школе, на улице или в транспорте – вы увидите, какое множество металлов трудится вокруг нас. А какое множество тайн и загадок таит их производство и применение? Параллельно уживаются и польза от применения металлов и опасность от многих из них для живых организмов.

Учитель: Назовите металлы, которые вам известны.?

Знаете ли вы металлы, имеющиеся в организме человека? (Слайд 27)

А вы знаете что нехватка определенных металлов в организме человека  может вызывать различные заболевания.( Слайды 28,29,30,31 ).

Металлы находящиеся вне организма также влияют на человека.

 Золото.

Средневековые алхимики считали золото совершенством, а остальные металлы – ошибкой в акте творения и, как известно, прикладывали большие усилия для ликвидации этой ошибки. Идею введения золота в медицинскую практику приписывают Парацельсу, который провозгласил, что целью химии должно быть не превращение металлов в золото, а приготовление лекарств. Лекарственные препараты из золота и его соединений пытались применять при многих заболеваниях. Им лечили проказу, волчанку, туберкулез. У людей, чувствительных к золоту, оно может вызвать нарушение состава крови, реакцию со стороны употребляется термин «золотой»: «золотые руки», «золотая осень», «золотое сердце». Часто хлопок называют «белым золотом», пушнину – «мягким золотом», нефть – «черным золотом»

Медь.

В человеческом организме наибольшее количество меди содержится в мозге и печени, и одно это обстоятельство указывает на ее важность в жизнедеятельности. Обнаружено, что при болях повышается концентрация меди в крови и спинномозговой жидкости. В Сирии и Египте новорожденным для профилактики рахита и эпилепсии надевают медные браслеты.

 Алюминий.

Алюминиевую посуду называют посудой бедняков, так как этот металл способствует развитию старческого атеросклероза. При приготовлении пищи в такой посуде алюминий частично переходит в организм, где и накапливается.

Картинки с изображением плодов и фруктов. В них есть металлы. Например, чеснок – единственный продукт питания, содержащий германий, от которого зависит крепость кровеносных сосудов. Кукуруза содержит золото, обеспечивающее работу нервной системы.

4. Закрепление нового материала.

Учитель: Посмотрим насколько хорошо вы запомнили свойства металлов. Выполним следующие задания.

  1. Какие механические свойства металла иллюстрируют данные картинки? (Слайды 32-33)
  2. Какие технологические свойства металла показывают  данные картинки?(Слайды34-35)
  3. Сопоставьте механические свойства металлов и их определения (Слайд 36-37)

5. Подведение итогов урока

Учитель: Для чего нам нужно знать свойства металлов и сплавов?

Предполагаемые ответы учащихся: Для того чтобы правильно подбирать материал для изготовления изделия в зависимости от его назначения.

Учитель: Ваше домашнее задание повторение пройденный на уроке материала. Подготовить сообщение на тему: Искусственные материалы.

До свидание! Урок окончен