Программа факультативного курса
Программа факультативного курса "Юный эколог ХМАО" для 6,7 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа факультативного курса "Юный эколог ХМАО" | 45.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Казенное образовательное учреждение
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
«Ларьякская школа-интернат для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья»
Программа факультативного курса
«Юный эколог ХМАО»
для обучающихся 6, 7 классов
Разработала: учитель Матыгулина Н.В.
Ларьяк 2014 год
Статус документа
Программа разработана в соответствии с законом РФ от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ». Опирается на следующие законодательные и правовые документы: Конвенция ООН о правах ребенка; Закон об образовании РФ; Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка РФ.
Настоящая рабочая программа факультативного курса «Юный эколог ХМАО» соответствует основным требованиям образовательной программы и учитывает основные задачи развития образования в регионе. Составлена на основе «Региональных программ по экологии для образовательных учреждений ХМАО-Югры» (Г.Н. Гребенюк, Н.А. Иванова, Е.С. Овечкина).
Пояснительная записка
В настоящее время экологическое образование школьников становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Это связанно с тяжелой экологической ситуацией на нашей планете.
Одной из важнейших причин такого положения дел является экологическая неграмотность населения, неумение предвидеть последствия своего вмешательства в природу. Поэтому международная организация ЮНЕСКО и ЮНЕП поднимают вопрос о необходимости пересмотра содержания, экологического образования жителей Земли.
Решение данной задачи предполагает учет регионального компонента. В связи с этим в 2000 году был принят Закон ХМАО-Югры «Об экологическом образовании населения Ханты-Мансийского округа» (№56-оз от 22.06.200г.), в главе II ст.7 установлено, что «содержание образования в области экологии определяется программами, разработанными образовательными учреждениями самостоятельно на основе примерных образовательных программ».
Предлагаемая программа по курсу «Юный эколог ХМАО» направлена на становление экологически грамотной личности, осознанно относящейся к окружающей его среде, к природным богатствам. Отбор содержания обязательного минимума производился с учетом трех основных положений:
1) междисциплинарного характера экологического образования, раскрытия вопросов естествознания (жизнь, природа, здоровье человека), обществознания (принципы и нормы экологического поведения); 2) связи федерального и регионального компонентов экологического образования. Учитывалось, что базовые вопросы включены в стандарты по биологии и географии, ОБЖ, а региональный компонент ориентирован на экологическую ситуацию и путей их решения в родном крае, вовлечение учащихся в социально-ориентированную экологическую деятельность в окружающей среде; 3) региональных особенностей автономного округа – исторической связи коренных народов региона с природой, проблема сохранения здоровья в условиях Севера, экологические проблема, связанных с развитием с ресурсодобывающих отраслей и пути их решения:
Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края, отличается новизной и доступностью. Он предполагает расширение кругозора, развитие учебно-интеллектуальных, коммуникативных, исследовательских умений и навыков, творческих способностей школьников с ограниченными возможностями здоровья, а также практических навыков. Экологические вопросы, рассматриваемые в рамках программы, непосредственно связаны с реальной жизнью ребёнка, его родителей, знакомых, они близки и понятны ему. На этом пространстве он начинает осознавать себя представителем своего народа, частью окружающего его мира. Изучение вопросов, связанных с сохранением окружающей среды, среды в которой они обитают, которая помогает им выживать в условиях Крайнего Севера, способствует осознанию школьником важности этого мира, своего места в нём, позволяет по-новому осмыслить привычное, способствует ранней социализации личности.
Актуальность формирования экологических представлений и понятий у учащихся с интеллектуальными проблемами предопределена тем, что:
- Дети, обучающиеся в Ларьякской специальной (коррекционной) школе- интернате тесно связаны с окружающей природной средой. Они являются представителями коренных народов Севера, проживают в родовых угодьях, занимаются национальными видами промысла (оленеводство, охота, рыболовство, сбор дикоросов), поэтому необходимо, чтобы они знали и понимали проблемы экологии.
- К моменту обучения в школе детям с ограниченными возможностями здоровья не уделяется достаточного внимания по экологическому образованию, что приводит к жестокому отношению к растениям и животным.
- В методических журналах и пособиях проблема экологического образования детей с ограниченными возможностями здоровья не рассматривается, специальных учебных курсов по экологии нет.
- Формирование нравственных знаний и убеждений в необходимости охраны
природы стали актуальными для данной категории детей.
Целью данного курса является создание условий для формирования экологических представлений и понятий, в основе которых лежит ответственное отношение к окружающей природной среде, условий для практической ориентации ученика в окружающем микромире, содействие развитию ребенка, достижению им определенного уровня образованности в этом направлении.
Задачи экологического образования:
- углубленное изучение природы родного края, ее ресурсов;
- осознание учащимися своей связи с окружающим их “малым” миром, сопричастности к делам и традициям земляков, самореализации в условиях Ханты-Мансийского автономного округа;
- формирование знаний о единстве природы, ее значении, взаимоотношение « человек – природа - общество»;
- формирование мотивов, потребностей, привычек целесообразного поведения в природе;
- формирование положительной мотивации в практической деятельности учащихся по сохранению природы родного края, по улучшению состояния окружающей среды;
- воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно, ответственно относящейся к богатствам природы и общества;
- повышение социально-адаптивных возможностей данной категории детей, подготовка их к жизни в той природной среде, которой они принадлежат.
Новизна программы заключается в том, что в соответствии с особенностями учащихся с ограниченными возможностями здоровья обосновывается содержание, формы и методы ознакомления школьников с основами экологической культуры, учитывает возрастные и психологические особенности школьников данного контингента.
Практическая значимость программы определяется тем, что совокупность содержания, методов и приемов обучения способствуют повышению социально-адаптивных детей, имеющих отклонения в интеллектуальном развитии.
Пути реализации программы:
- Анализ программ по таким учебным предметам, как природоведение (5 класс) и география 6-9 классы, биология 6-9 классов, планов внеклассной работы педагогов школы, с целью выявления содержания методов и приемов работы педагогического коллектива по исследуемому вопросу.
- Разработка календарно-тематического планирования, согласно содержанию программы и основные требования к ЗУН учащихся.
- Проведение групповых занятий согласно планированию.
- Экскурсии в природный парк Северные Увалы; на хантыйское стойбище.
- Проведение экологической недели в школе.
- Проведение туристических походов.
- Сотрудничество с мастерами декоративно-прикладного творчества, охотоведами и рыбаками и оленеводами.
Методы и формы реализации программы:
- Анкетирование.
- Беседа.
- Сюжетно-ролевая игра. Экологические сказки.
- Теоретические и практические занятия.
- Экскурсии в природу
- Тестирование.
- Традиционные и нетрадиционные формы проведения занятий, мероприятий (общешкольные мероприятия, экологические недели, выставки, турслеты и турпоходы).
Условия реализации программы.
Курс факультативных занятий рассчитан для 6 и 7 класса на 34 часа, по 1 часу в неделю для каждого класса. Он изучается параллельно курсу географии и биологии составлен с учетом программ и учебников по данной дисциплине с акцентом на экологические и этнографические аспекты, а также с учетом возможностей детей с нарушениями интеллектуального развития.
Структура документа
Программа факультативного курса представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы:
- Пояснительная записка.
- Краткое описание программы.
- Формы работы.
- Требования к уровню подготовки учащихся.
- Учебный план для 6 и 7 классов.
- Тематическое содержание программы.
- Литература.
Факультатив по своему содержанию охватывает природоведческий, географический материал и включает, например, такие темы: «Географические сведения о своей местности», «Природные сообщества (биоценоз)», «Способы охраны природы», «Культура поведения в природе», «Экология растений и животных ХМАО», «Охраняемые растения и животные нашего края», «Человек и его здоровье в условиях ХМАО».
Обучение начинается с получения знаний о географическом положении ХМАО на физической карте России и непосредственно Нижневартовского района на карте Тюменской области. Рассматриваются особенности рельефа местности. Делается вывод, что жизнь коренных народов Сибири связана с водой и тайгой, тундрой и болотами. Систематизируются представления и знания об округе.
Расширяются знания о многообразии растений, животных, знания о взаимодействии природы и общества, что накладывает отпечаток на формирование региональных особенностей хозяйства, традиционно-бытовой культуры, языка и пр. Большое внимание уделяется природной среде, в которую вернется ребенок по окончании школы. Учащиеся, изучая разделы: «Экология растений и животных ХМАО», «Охраняемые растения и животные нашего края», школьники узнают причины сокращения численности животных и растений нашего края и меры их охраны. Показывается роль экологического фактора в сохранении традиционного хозяйственного уклада, связанного с оленеводством, учащиеся знакомятся с основными промысловыми пушными животными (соболем, белкой и др.). На этих уроках важно показать неразрывную связь всего живого с традиционным мировоззрением коренных жителей тайги. Формируются представления школьников о Красной книге, знакомятся с заповедниками и заказниками ХМАО и их роли.
Огромное значение для повышения социально-адаптивных возможностей учащихся имеет изучение хозяйственной деятельности коренных народов Севера. Учащееся должны знать и уметь объяснять экологические проблемы, связанные с традиционным хозяйствованием.
Важное место имеют занятия, на которых школьники знакомятся с основными природными богатствами родного края. Влияние нефтедобычи на природу. Школьники узнают, как влияет нефтяное загрязнение на природные сообщества.
При изучении темы «Человек и его здоровье в условиях ХМАО» школьники знакомятся с опасными для жизни и здоровья природными и экологическими условиями и образом жизни в условиях сурового климата Севера, с безопасным поведением и приемами оказания первой помощи пострадавшим при обморожениях, утоплениях, при укусах клещей и змей.
Таким образом, программа факультативного курса «Юный эколог ХМАО», формирует практические знания и умения учащихся. Приобретенные знания помогают учащимся в практической деятельности и в повседневной жизни.
Структура занятия.
1.Организационный момент. Эмоционально-психологический настрой.
2. Введение в деятельность.
3. Основная часть.
4. Итог.
Формы работы.
Программа факультатива включает многие формы, методы и приемы как внеклассной, так и урочной системы работы.
Одной из таких форм работы является внеклассное чтение. С этой целью организуется пропаганда книги: книжные выставки, сопровождаемые беседами, обсуждения книг писателей и поэтов нашего края.
Также развитию интереса к изучаемому способствуют встречи с охотниками и оленеводами. Общение с охотниками и оленеводами расширяет кругозор школьников, влияет на их чувства, формирует нравственные оценки, развивает навыки самообразования.
В процессе экскурсий и походов воспитанники знакомятся со своим краем, негативными и позитивными последствиями деятельности человека, привлекаются к выполнению несложных природоохранных мероприятий. Экскурсии помогают учащимся устанавливать связи между содержанием уроков и окружающей действительностью, находить подтверждение в жизни о том, что они узнали из книг или на уроках.
Ни один вид внеклассной и внешкольной работы не привлекает так школьников, как туристический поход. Хорошо подготовленный поход, экспедиция – это условия для применения полученных умений и навыков по выживанию в условиях природы. В таких походах воспитывается наблюдательность и самостоятельность, выносливость и смелость, любовь к родному краю. У школьников появляется возможность проверить свои знания, умения, опыт в естественной природной среде.
По итогам программы учащиеся должны:
Учащиеся 6 класса | Учащиеся 7 класса | ||
Знать | Уметь | Знать | Уметь |
Географическое положение округа, района. Основные формы рельефа ХМАО. Климатические особенности. Сезоны и их особенности. Природные явления, встречающиеся в округе. Разновидности полезных ископаемых, добываемых в округе. Водоемы округа. Особенности почв округа. Природные сообщества и сезонные изменения в них. Ледостав, заморные явления, ледоход. Названия, расположение, площадь, значение природоохранных территорий ХМАО. Правила поведения в природе. | Ориентироваться на карте округа, находить свой район, соседние районы. Работать с картой климата, делать выводы об особенностях климата своего региона. Определять факторы почв, состав почв. Проводить опыты с почвой. Определять по карте основные местрождения полезных ископаемых. Находить на карте ХМАО крупные реки и озера ХМАО. Определять основные природные сообщества. Работать с картой особоохраняемых территорий ХМАО. Вести себя в природе, не причинив ей вреда и не навредив себе. | Особенности географического положения. Что такое природопользование. Основные виды традиционного природопользования коренных народов Севера. Экологические факторы. Основные типы экосистем. Особенности природы ХМАО. Экологические проблемы ХМАО. Красная книга ХМАО. Лекарственные растения ХМАО, их значение и способы сбора растений. Причины возникновения описторхоза, туберкулеза. Правила оказания первой помощи при укусах змей, клещей, насекомых. Правила оказания первой помощи при обморожении и утоплении. | Выделять особенности географического положения ХМАО. Ориентироваться на карте округа. Называть основные виды традиционного природопользования народов Севера. Распознавать в природе различные экосистемы округа. Называть компоненты экосистем. Составлять простейшие пищевые цепочки. Называть представителей растительного и животного мира ХМАО. Распознавать представителей флоры и фауны, занесенных в Красную книгу ХМАО. Оказывать первую помощь пострадавшему. Предупреждать болезни, связанные с загрязнением воды, продуктов питания. |
Учебный план для 6 класса
№ п/п | Наименование разделов программы | Кол- во часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Географические сведения о своей местности | 16 |
3 | Природные сообщества. Биоценоз | 5 |
4 | Сезонные изменения в природе | 3 |
5 | Способы охраны природы | 5 |
6 | Культура поведения в природе | 4 |
Итого часов: | 34 |
Учебный план для 7 класса
№ п/п | Наименование разделов программы | Кол -во часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Географические сведения о своей местности | 1 |
3 | Природа и человек | 9 |
4 | Экология растений и животных ХМАО | 12 |
5 | Охраняемые растения и животные нашего края | 7 |
6 | Человек и его здоровье в условиях ХМАО | 4 |
Итого часов: | 34 |
Перспективы и критерии результативности:
- Развитие целостной системы экологических знаний.
- Применение знаний и практических умений в жизненных условиях.
- Следовать экологическим нормам поведения в окружающей среде.
- Участие в общешкольных тематических конкурсах.
- Участие в социально-значимых проектах.
Приобщая детей к пониманию природного своеобразия своего края (посредством экскурсий, практических работ, турпоходов, наблюдений) в детях развивается чувство гордости и ответственности за сохранение и приумножение богатств родного края. Первое условие – это реализация в педагогическом процессе новых знаний. Второе условие – системный охват разнообразных сфер жизнедеятельности учащихся. Третье условие – организация учебно – воспитательного процесса в максимально приближенных к природной среде.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что для создания оптимальных условий ознакомления обучающихся с основами экологического образования необходимо сочетание различных форм организации учебно-воспитательного процесса на разных уровнях.
Организация и проведение подобной работы обеспечит непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социальной – природной среде, поможет приобщить школьников и повысить адаптивные возможности в своей субкультуре.
Тематическое планирование для 6 класса
№ | Тема | Тематическое содержание | Кол час | |
1 | Введение | Знакомство с особенностями курса. | 1 | |
Географические сведения о своей местности | ||||
2 | Географическое положение ХМАО на карте. | Знакомство с картой ХМАО, составом территорий, границами. | 2 | |
3 | Географическое положение Нижневартовского района | Знакомство с картой, основными географическими объектами района. | 1 | |
4 | Разнообразие форм рельефа округа | Понятие рельеф, формы рельефа ХМАО | 1 | |
5 | Рельеф окрестностей населенного пункта | Знакомство с особенностями рельефа Нижневартовского района. | 1 | |
6 | Климатические особенности округа | Знакомство с понятием климат, климатически особенностями ХМАО. | 1 | |
7 | Сезоны года | Знакомство с особенностями сезонов. | 2 | |
8 | Опасные явления | Знакомство с опасными атмосферными явлениями, встречающимися на территории округа. Туман. Метель. | 2 | |
9 | Полезные ископаемые ХМАО. | Понятие полезные ископаемые. Разновидности полезных ископаемых ХМАО | 1 | |
10 | Добыча полезных ископаемых. Отрасли полезных ископаемых. | Способы добычи полезных ископаемых. Основные месторождения полезных ископаемых. | 1 | |
11 | Водоемы ХМАО | Знакомство с крупными водоемами округа. | 2 | |
12 | Почвы ХМАО | Понятие почвы. Разнообразие почв округа. Почвообразующие породы. | 1 | |
13 | Состав почвы. Эрозия почв. | Особенности почв округа. | 1 | |
Природные сообщества (биоценоз) | ||||
14 | Природные сообщества | Понятие природное сообщество (биоценоз) | 1 | |
15 | Разнообразие природных сообществ на территории округа | Особенности строения природных сообществ (хвойный лес, лиственный лес, луг, болото, водоем) | 3 | |
16 | Взаимоотношения природных сообществ | Особенности взаимоотношений в природных сообществах. | 1 | |
Сезонные изменения в природе | ||||
17 | Сезонные изменения в природных сообществах ХМАО | Сезонные изменения в хвойном лесу, лиственном лесу, на лугах, болотах водоемах. | 2 | |
18 | Ледостав. Заморные явления. Ледоход. | Знакомство с понятиями ледостав, заморные явления, ледоход. Правила поведения. | 1 | |
Способы охраны природы | ||||
19 | Особо охраняемые территории | Понятия заповедник, заказник, памятник природы, национальный парк. | 2 | |
20 | Заповедники ХМАО. «Малая Сосьва», «Юганский» | Расположение, площадь, значение заповедника. Объекты изучения. | 1 | |
21 | Заказники Нижневартовского района «Кулуманский», «Верхне Вахский». | Расположение, площадь, значение, объекты изучения и охраны заказника. | 1 | |
22 | Природный парк «Сибирские увалы» | Расположение, значение, площадь, объекты изучения и охраны. | 1 | |
Культура поведения в природе | ||||
23 | Правила поведения на болотах | Правила поведения на болотах. | 1 | |
24 | Правила поведения у водоемов | Правила поведения у водоемов. | 1 | |
26 | Правила поведения в лесу. | Правила поведения в лесу. | 1 | |
27 | Экскурсия в лес | Сохранить природу – значит сохранить человека. Как вести себя в лесу. | 1 | |
Всего часов | 34 |
Тематическое планирование для 7 класса
№ | Тема | Тематическое содержание | Кол час |
1 | Введение | Знакомство с особенностями курса, формами занятий, требованиями к учащимся. | 1 |
Географические сведения о своей местности | |||
2 | Особенности географического положения округа | Знакомство с особенностями географического положения округа | 1 |
Природа и человек | |||
3 | Природопользование – что это? | Понятие «природопользование». | 1 |
4 | Традиционное природопользование коренных народов Севера. | Знакомство с основными видами традиционного природопользования коренных народов Севера. | 1 |
5 | Рыболовство. | Способы и приемы рыбной ловли. Орудия рыбной ловли. | 2 |
6 | Охота. | Охота на зверей и птиц. Традиционные приемы охоты. Основные приемы лова птиц. | 2 |
7 | Пушной промысел. | Активные и пассивные виды охоты. Способы добычи пушных зверей. | 1 |
8 | Оленеводство. | Годовой цикл оленеводства. | 1 |
9 | Современное природопользование. | Ущерб окружающей природной среде в связи с добычей нефти и природного газа | 1 |
Экология растений и животных ХМАО | |||
10 | Экологические факторы | Понятие экологического фактора. | 1 |
11 | Экосистемы | Понятие экологической системы | 1 |
12 | Основные типы экосистем ХМАО | Знакомство с основными типами экосистем ХМАО | 1 |
11 | Особенности растительного мира ХМАО | Строение, размеры, адаптивные признаки растений ХМАО | 2 |
12 | Особенности животного мира ХМАО | Строение и адаптивные признаки животных ХМАО | 2 |
13 | Экологические ниши в лесу. | Понятие «экологические ниши». Разнообразие условий жизни в лесу | 1 |
14 | Пищевая цепь | Понятие пищевой цепи, ее компоненты. | 1 |
15 | Культурно- хозяйственная деятельность человека в лесу. | Знакомство с культурно – хозяйственной деятельностью в лесу. | 1 |
16 | Экологические проблемы ХМАО | Экологические проблемы ХМАО. Пути их решения. | 2 |
Охраняемые растения и животные нашего края | |||
18 | Красная книга ХМАО | Классификация по категориям. Цель создания, разделы Красной книги ХМАО | 1 |
19 | Растения, занесенные в Красную книгу ХМАО | Знакомство с представителями растительного мира, занесенными в Красную книгу ХМАО. | 2 |
20 | Животные, занесенные в Красную книгу ХМАО | Знакомство с представителями животного мира, занесенными в Красную книгу ХМАО. | 1 |
21 | Птицы, занесенные в Краснуюкнигу-ХМАО | Знакомство с видами птиц, занесенными в Красную книгу ХМАО. | 2 |
22 | Рыбы, занесенные в Красную книгуХМАО | Знакомство с видами рыб, занесенными в Красную книгу ХМАО | 1 |
Человек и его здоровье в условиях ХМАО | |||
23 | Оздоровительная роль природы Севера | Знакомство с природными факторами здоровья. | 1 |
24 | Лекарственные растения ХМАО | Целебные свойства сибирского леса. Значение и способы сбора лекарственных растений. | 1 |
25 | Болезни Севера. Туберкуле. Описторхоз. | Социальные факторы здоровья. Причины возникновения заболеваний. Меры предосторожности. | 1 |
26 | Оказание первой помощи при укусах змей, клещей, насекомых | Правила оказания первой доврачебной помощи пострадавшим, при укусах змей, клещей, насекомых. | 1 |
27 | Оказание первой помощи при обморожении, утоплении. | Правила оказания первой доврачебной помощи пострадавшим, при обморожении, утоплении. | 1 |
Всего часов | 34 |
При составлении программы использовались:
- Г.Н. Гребенюк, Н.А. Иванова, е.С. Овечкина. Региональные программы по экологии для образовательных учреждений ХМАО-Югры, Ханты-Мансийск, 2005г.
- Кулемзин В.М., Лукина Н.В. Знакомьтесь: ханты. Изд. ВО «Наука», Новосибирск, 1992.- 131 с.
- Еременко И.Г. Организация учебной деятельности учащихся вспомогательной школы на основе повышения их познавательной активности: Дис. … д-ра пед. наук. – Киев, 1967. – 1ч.
- Виноградов Ю.Ф. Формирование экологической культуры младших школьников. ГУИПП «Полиграфист» ХМАО, 2002. – 62 с.
- Бугаева А.Л. Традиционная педагогическая культура ханты и манси. - М.: 1994. – 152 с.
- Иванова Н.А., Сторчак Т.В., Гребенюк Г.Н.. Хрестоматия «Экология леса» Ханты – Мансийск, 2006.- 219с,225с.
- Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М., 1973. - 283 с.