Инновационные формы с родителями по программе "Социокультурные истоки"

Курасова Зулейха Исмагиловна

Главные воспитатели для детей - это родители, поэтому подрастающее поколение будет таким, какой является семья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnye_formy_s_roditelyami.docx47.42 КБ
Файл innovatsionnye_formy_s_roditelyami.docx47.42 КБ

Предварительный просмотр:

        

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРОГРАММЕ «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ»

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной

речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему

жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь,

это любовь  переходит  в  любовь  к  Родине,  её  истории,

прошлому и настоящему, ко всему человечеству»

Д.С. Лихачёв.

Слайд №2

Все мы знаем, что главными воспитателями детей являются родители, поэтому подрастающее поколение будет таким, какой будет семья. Современным родителям нужна помощь в вопросах воспитания и обучения детей. Поэтому для того чтобы повысить знания родителей, нужно вовлечь их в жизнь детского сада и это надо делать с первого дня.

Так  появилась программа «Истоки» воспитание на социокультурном опыте».

Слайд№3

В программе «Социокультурные истоки» определена система духовно-нравственных ценностей, на которые следует ориентировать детей.

Ценности родной культуры:

мудрые пословицы и умные загадки, хороводные игры, песенки и потешки, торжественные былины, поучительные сказы и сказки, лучшие образцы литературных текстов классиков русской литературы, картины наших выдающихся художников, музыкальные произведения русских композиторов, родная песня  и народная игрушка.

Ценности внутреннего мира человека: Вера, Надежда, Любовь, Мудрость.

Слайд №4

Ценности деятельности человека: праведный труд на земле, верное служение людям и отечеству,  добрых рук мастерство, таланты человека.

 Нравственные ценности: способность к различению добра и зла, послушание, почитание родителей, забота о ближнем, терпение,

доброта, сострадание.

Слайд №5

Социокультурные  ценности: семья, род, Родина, защита родной земли, забота о тех, кто в ней нуждается, единение и радость в празднике.

Ценности внешнего мира:  родные просторы (поля и нивы), сказочный лес, «братья наши меньшие», горы и реки, моря – океаны, деревни и города.

Все, что провозглашают «Истоки», это наше родное, это отечественные традиции воспитания, развития и обучения детей.

В этой программе нет никаких модернистских идей, посылов, взятых из зарубежных методик.

Работа с родителями является важным, ключевым элементом в реализации программы «Истоки» и  «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования.

Сегодня я хочу поделиться  своим опытом работы по  данной программе.

Слайд №6

Первый шаг взаимодействия с родителями дошкольников – это родительское собрание.

Опрашивали родителей, «Каким вы видите своего ребёнка в будущем?». Наряду с такими характеристиками как, «чтобы был здоровым, образованным, успешным», отвечали,  «чтобы вырос порядочным человеком», или «хорошим», или «нравственным». Это наглядно демонстрировало, что родители признают необходимость духовно-нравственного воспитания детей наряду с их интеллектуальным развитием и заботой о здоровье. Далее мы рассказали родителям о содержании программы духовно-нравственного воспитания «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте», обратив внимание, что программа не предусматривает глубокого религиозного просвещения, она нацелена на овладение детьми теми личностными качествами, которые определят правильный выбор жизненных ценностей. Также познакомили родителей с инструментарием программы: с учебным изданием, книгами для развития дошкольников, рассказали об альбоме «Мои истоки», нацелили их на необходимость самого активного участия при подготовке и проведении занятий.

Слайд № 7

Занятия по программе  мы проводим в последнюю неделю месяца. Работа по программе предполагает освоение детьми и их родителями серии «Книг для развития детей дошкольного возраста». В них содержится основная и предварительная работа с детьми и родителями по подготовке к занятиям. В течение недели до итогового занятия, родители совместно с детьми выполняют задания, указанные в книгах.

Например,  тема занятия «Ласковая песня»  для детей 3-4 лет, из категории  «Доброе слово».

Родители выполняют с ребенком следующие задания:

  • Спойте вашим детям колыбельные песни, выучите любимую;
  • Поиграйте с детьми. «Укладываем любимую куклу спать…» (Мама и ребёнок по очереди поют кукле колыбельные песни);

Слайд №8    

  • Впишите любимую им колыбельную песенку  на странице  альбома «Мои истоки»

Слайд №9

  • Родители организовали выставку книг «Ласковая песня»

Слайд № 10

На итоговом занятии с детьми идет разговор  о колыбельных песнях в ходе сюжетно-дидактической игры «Уложи свою любимую куклу спать», все дети по очереди поют свою колыбельную песню и качают куклу-малыша.

Слайд №11, 12, 13.

Начиная со 2 младшей группы, в течение 4, лет родители вместе с детьми оформляют страницу альбома «Мои истоки». И на страницах альбома выполняют задания дома: помещают любимую колыбельную своего ребёнка, рисуют вместе с детьми.

С детьми 4-5 лет по программе «Социокультурные истоки проводила занятие «Добрая забота», из категории «Праведный труд»

Слайд №14

Родителям предлагалось выполнить следующие задания с детьми:

  • Прочитать рассказ Л.Нечаева «Как покататься на лошадке», рассказ К.Д.Ушинского «Петушок с семьей»
  • Поразмышлять вместе с детьми о смысле пословиц о животных;

Слайд №15

  • Дети раскрасили страницу альбома.

 Слайд №16

  •  Ребёнок выполняет задание: накорми домашних животных.

Слайд №17

  • Родители с детьми составляют рассказ «Мой любимый питомец»

Слайд №18

  • Совместно с родителями дети создают мини-книжку о своём любимом домашнем животном, включая  подборку стихов о животном, пословиц и поговорок, рисунок или фотографию  с любимым животным.

Слайд №19

  • Для итогового занятия родители сделали  макет «На бабушкином дворе»

На итоговом занятии дети выполняют задание «Покорми животное» и каждый ребёнок рассказывает о своём домашнем животном.

Слайд №20, 21

Итогом и показателем реализации программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» является создание каждой семьёй  оформление альбома «Мои истоки»», который торжественно вручается на выпускном утреннике. Альбом содержит фотографии и  сведения о результатах развития дошкольника с 3 до 6 лет. Рассказывается о значении имени ребёнка, помещаются фотографии членов семьи, близких друзей, на занятиях,  игры дома и в детском саду,  рассказы детей о добрых делах, питомцах.  В альбом включены грамоты, дипломы, полученные в детском саду.

Слайд № 22

Существенной особенностью программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» является непосредственное участие родителей в   подготовке и проведении занятий.    

Важно, что и занятия, и праздники позволяют развить умения каждого работать в группе, проявлять свою творческую активность и самостоятельность, развить толерантность. Дети в мероприятиях такого рода другими глазами смотрят на родителей, открывая в них что-то новое.

В завершении хочется привести слова одной из мам, Дулиной Елены Петровны, которая вместе с сыном занималась  по этой программе четыре года:

«Истоки дают возможность пообщаться, посмотреть, поучиться, порадоваться! Я считаю, эта программа сближает детей, педагогов и родителей. Мы стали   одной большой дружной семьёй»

                           



Предварительный просмотр:

        

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРОГРАММЕ «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ»

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной

речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему

жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь,

это любовь  переходит  в  любовь  к  Родине,  её  истории,

прошлому и настоящему, ко всему человечеству»

Д.С. Лихачёв.

Слайд №2

Все мы знаем, что главными воспитателями детей являются родители, поэтому подрастающее поколение будет таким, какой будет семья. Современным родителям нужна помощь в вопросах воспитания и обучения детей. Поэтому для того чтобы повысить знания родителей, нужно вовлечь их в жизнь детского сада и это надо делать с первого дня.

Так  появилась программа «Истоки» воспитание на социокультурном опыте».

Слайд№3

В программе «Социокультурные истоки» определена система духовно-нравственных ценностей, на которые следует ориентировать детей.

Ценности родной культуры:

мудрые пословицы и умные загадки, хороводные игры, песенки и потешки, торжественные былины, поучительные сказы и сказки, лучшие образцы литературных текстов классиков русской литературы, картины наших выдающихся художников, музыкальные произведения русских композиторов, родная песня  и народная игрушка.

Ценности внутреннего мира человека: Вера, Надежда, Любовь, Мудрость.

Слайд №4

Ценности деятельности человека: праведный труд на земле, верное служение людям и отечеству,  добрых рук мастерство, таланты человека.

 Нравственные ценности: способность к различению добра и зла, послушание, почитание родителей, забота о ближнем, терпение,

доброта, сострадание.

Слайд №5

Социокультурные  ценности: семья, род, Родина, защита родной земли, забота о тех, кто в ней нуждается, единение и радость в празднике.

Ценности внешнего мира:  родные просторы (поля и нивы), сказочный лес, «братья наши меньшие», горы и реки, моря – океаны, деревни и города.

Все, что провозглашают «Истоки», это наше родное, это отечественные традиции воспитания, развития и обучения детей.

В этой программе нет никаких модернистских идей, посылов, взятых из зарубежных методик.

Работа с родителями является важным, ключевым элементом в реализации программы «Истоки» и  «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования.

Сегодня я хочу поделиться  своим опытом работы по  данной программе.

Слайд №6

Первый шаг взаимодействия с родителями дошкольников – это родительское собрание.

Опрашивали родителей, «Каким вы видите своего ребёнка в будущем?». Наряду с такими характеристиками как, «чтобы был здоровым, образованным, успешным», отвечали,  «чтобы вырос порядочным человеком», или «хорошим», или «нравственным». Это наглядно демонстрировало, что родители признают необходимость духовно-нравственного воспитания детей наряду с их интеллектуальным развитием и заботой о здоровье. Далее мы рассказали родителям о содержании программы духовно-нравственного воспитания «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте», обратив внимание, что программа не предусматривает глубокого религиозного просвещения, она нацелена на овладение детьми теми личностными качествами, которые определят правильный выбор жизненных ценностей. Также познакомили родителей с инструментарием программы: с учебным изданием, книгами для развития дошкольников, рассказали об альбоме «Мои истоки», нацелили их на необходимость самого активного участия при подготовке и проведении занятий.

Слайд № 7

Занятия по программе  мы проводим в последнюю неделю месяца. Работа по программе предполагает освоение детьми и их родителями серии «Книг для развития детей дошкольного возраста». В них содержится основная и предварительная работа с детьми и родителями по подготовке к занятиям. В течение недели до итогового занятия, родители совместно с детьми выполняют задания, указанные в книгах.

Например,  тема занятия «Ласковая песня»  для детей 3-4 лет, из категории  «Доброе слово».

Родители выполняют с ребенком следующие задания:

  • Спойте вашим детям колыбельные песни, выучите любимую;
  • Поиграйте с детьми. «Укладываем любимую куклу спать…» (Мама и ребёнок по очереди поют кукле колыбельные песни);

Слайд №8    

  • Впишите любимую им колыбельную песенку  на странице  альбома «Мои истоки»

Слайд №9

  • Родители организовали выставку книг «Ласковая песня»

Слайд № 10

На итоговом занятии с детьми идет разговор  о колыбельных песнях в ходе сюжетно-дидактической игры «Уложи свою любимую куклу спать», все дети по очереди поют свою колыбельную песню и качают куклу-малыша.

Слайд №11, 12, 13.

Начиная со 2 младшей группы, в течение 4, лет родители вместе с детьми оформляют страницу альбома «Мои истоки». И на страницах альбома выполняют задания дома: помещают любимую колыбельную своего ребёнка, рисуют вместе с детьми.

С детьми 4-5 лет по программе «Социокультурные истоки проводила занятие «Добрая забота», из категории «Праведный труд»

Слайд №14

Родителям предлагалось выполнить следующие задания с детьми:

  • Прочитать рассказ Л.Нечаева «Как покататься на лошадке», рассказ К.Д.Ушинского «Петушок с семьей»
  • Поразмышлять вместе с детьми о смысле пословиц о животных;

Слайд №15

  • Дети раскрасили страницу альбома.

 Слайд №16

  •  Ребёнок выполняет задание: накорми домашних животных.

Слайд №17

  • Родители с детьми составляют рассказ «Мой любимый питомец»

Слайд №18

  • Совместно с родителями дети создают мини-книжку о своём любимом домашнем животном, включая  подборку стихов о животном, пословиц и поговорок, рисунок или фотографию  с любимым животным.

Слайд №19

  • Для итогового занятия родители сделали  макет «На бабушкином дворе»

На итоговом занятии дети выполняют задание «Покорми животное» и каждый ребёнок рассказывает о своём домашнем животном.

Слайд №20, 21

Итогом и показателем реализации программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» является создание каждой семьёй  оформление альбома «Мои истоки»», который торжественно вручается на выпускном утреннике. Альбом содержит фотографии и  сведения о результатах развития дошкольника с 3 до 6 лет. Рассказывается о значении имени ребёнка, помещаются фотографии членов семьи, близких друзей, на занятиях,  игры дома и в детском саду,  рассказы детей о добрых делах, питомцах.  В альбом включены грамоты, дипломы, полученные в детском саду.

Слайд № 22

Существенной особенностью программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» является непосредственное участие родителей в   подготовке и проведении занятий.    

Важно, что и занятия, и праздники позволяют развить умения каждого работать в группе, проявлять свою творческую активность и самостоятельность, развить толерантность. Дети в мероприятиях такого рода другими глазами смотрят на родителей, открывая в них что-то новое.

В завершении хочется привести слова одной из мам, Дулиной Елены Петровны, которая вместе с сыном занималась  по этой программе четыре года:

«Истоки дают возможность пообщаться, посмотреть, поучиться, порадоваться! Я считаю, эта программа сближает детей, педагогов и родителей. Мы стали   одной большой дружной семьёй»