Материалы для воспитателей!
В жизни, как в пути – главное выбрать нужный ориентир.
Наш с вами ориентир – пропаганда здорового образа жизни, развитие физических качеств у будущего нашей страны, у детей дошкольного возраста.
«От здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность в знаниях, вера в свои силы. Поэтому крайне важно организовать занятия физической культурой именно в дошкольном детстве, что позволит растущему организму накопить силы и развить физические качества, что в дальнейшем обеспечит всестороннее гармоничное развитие личности.»
Василий Александрович Сухомлинский
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Взаимодействие инструктора по ФК
и воспитателя
в процессе физкультурно-оздоровительной работы»
Для того чтобы физкультурная деятельность прошла эффективно необходимы слаженные действия инструктора по физической культуре и воспитателя. Однако зачастую воспитатель просто присутствует на мероприятии, не проявляя интереса к происходящему.
Воспитатели объясняют это тем, что если в ДОУ есть инструктор по физической культуре, то именно он и отвечает за физическое развитие дошкольников и организацию соответствующих занятий или досугов.
Как показывает практика, многие воспитатели не знают, чем они могут быть полезны в процессе проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий.
Между тем от активного участия воспитателя, его взаимопонимания и взаимодействия с инструктором по физической культуре зависит конечный результат и достижение таких целей, как повышение двигательной активности детей, формирование у них двигательной культуры, положительного эмоционального настроя.
Если использование сюрпризного момента является приоритетным в работе с детьми дошкольного возраста, то для воспитателя содержание предстоящего мероприятия должно быть заранее известно. Для этого накануне инструктор по физической культуре должен ознакомить его с содержанием занятия физической культурой или досуга, обсудить организационные моменты.
Конечно, организует и проводит мероприятие специалист.
А задача воспитателя - помогать инструктору по физической культуре, осуществлять страховку дошкольников, следить за качеством выполнения упражнений и дисциплиной, а также проводить индивидуальную работу с ослабленными детьми.
К педагогу предъявляются те же требования, что и к дошкольникам: обязательное наличие физкультурной формы и соответствующей обуви.
Это позволит воспитателю быть свободным в движениях, благодаря чему он сможет включиться в образовательную деятельность по физическому развитию.
Например, в ходе вводной части занятия физической культурой воспитатель может вместе с детьми под руководством специалиста выполнить запланированные виды ходьбы и бега.
В основной части занятия физической культурой, во время выполнения общеразвивающих упражнений, дошкольники должны усвоить показанное инструктором по физической культуре движение и действовать в соответствии с образцом так же ловко и технически правильно.
Функция воспитателя на данном этапе - оказание индивидуальной помощи ребенку, который в ней нуждается. Педагог может помочь ему принять правильное исходное положение или исправить неверно выполненное движение.
Если дети выполняют общеразвивающие упражнения в колоннах, то инструктор по физической культуре контролирует правильность выполнения упражнений в передних рядах, а воспитатель - в задних.
Также воспитатель может помочь специалисту расставить необходимый спортивный инвентарь и убрать его после выполнения детьми упражнений. Как известно, существуют разные способы организации детей во время проведения занятий физической культурой: фронтальный, групповой, индивидуальный, круговой тренировки.
При использовании каждого из них функции педагогов также могут быть распределены.
При фронтальном способе одинаковые для всех упражнения выполняются сразу всеми детьми. И специалист, и воспитатель следят за правильностью выполнения упражнений и осанкой дошкольников.
При групповом способе организации дети распределяются на группы, каждая из которых выполняет свое задание. При этом инструктор по физической культуре занимается с одной группой, а воспитатель с другой.
Индивидуальный способ заключается в выполнении отдельных упражнений каждым занимающимся самостоятельно. Ценность индивидуального выполнения в том, что оно позволяет обратить внимание каждого ребенка на качество движения. Задача специалиста и воспитателя - помочь ему увидеть недостатки, а при необходимости прийти на помощь в нужный момент.
При организации круговой тренировки на занятиях физической культурой воспитатель и инструктор по физической культуре делят "станции" между собой, следят за качеством и обеспечивают безопасность выполнения упражнений, осуществляют при необходимости страховку.
Зная индивидуальные возможности каждого ребенка, воспитателю необходимо расположиться так, чтобы оказать ему в нужный момент помощь.
Во время проведения подвижных игр воспитатель, как и инструктор по физической культуре, должен знать игру, заранее усвоить ее правила и выучить с детьми слова, если они предусмотрены. Участие воспитателя в подвижных играх и игровых упражнениях улучшает эмоциональный настрой дошкольников, оказывает положительное влияние на повышение уровня их двигательной активности.
В заключительной части занятия физической культурой при подведении специалистом итогов воспитатель также может выразить свое мнение о том, как прошло мероприятие, кто из детей справился с заданием, что им не удалось.
Таким образом, распределение обязанностей при совместной работе инструктора по физической культуре и воспитателя может быть следующим:
- специалист занимается с ослабленными детьми, воспитатель с остальными (и наоборот);
- специалист занимается с отстающими по физической подготовленности детьми, воспитатель с остальными (и наоборот);
- специалист проводит с каждым ребенком образовательную деятельность по физическому развитию в индивидуальной форме, воспитатель занимается со всеми детьми спокойной двигательной деятельностью;
- специалист работает с подгруппами детей, готовя их к творческим выступлениям, воспитатель отрабатывает движения на спортивных снарядах с другой подгруппой;
- специалист занимается с более успешными детьми, воспитатель с остальными;
- инструктор по физической культуре и воспитатель занимаются со всей группой, если движения освоены всеми детьми, и придумывают все новые и новые комбинации движений.
Предложенные варианты можно использовать в зависимости от конкретной ситуации, возможностей и возраста детей, поставленных целей и задач, решаемых в ходе образовательной деятельности по физическому развитию.
После совместного проведения занятия физической культурой деятельность воспитателя не заканчивается. Новые двигательные навыки он закрепляет с детьми при проведении индивидуальной работы (в течение дня в часы игр и прогулок).
Следуя рекомендациям инструктора по физической культуре, воспитатель организует индивидуальную работу с детьми, отстающими в усвоении программного материала, активизирует малоподвижных и ослабленных дошкольников.
Для совершенствования двигательных навыков воспитатель в тесном контакте с инструктором по физической культуре организует в группах и на территории ДОУ двигательную предметно-развивающую среду, при этом учитываются возрастные особенности детей и их интересы.
В свою очередь инструктор по физической культуре должен оказывать помощь воспитателям по различным вопросам физического развития дошкольников: подбирать упражнения для утренней гимнастики, физкультминуток, бодрящей гимнастики, организовывать игры на прогулке, а также самостоятельную двигательную деятельность воспитанников в группе и на прогулке; оформлять рекомендации для родителей по организации двигательной деятельности детей в семье.
При организации физкультурных досугов, праздников, дней здоровья и других массовых мероприятий воспитатель - незаменимый помощник инструктора по физической культуре.
Любой праздник представляет собой сложный процесс, состоящий из нескольких этапов: подготовки (составление сценария, распределение ролей и обязанностей между участниками, подбор музыкального сопровождения, оформление площадки или зала, подготовка спортивной формы, эмблем, приглашений и т. п.), проведения и подведения итогов.
Возглавлять подготовительную работу может инструктор по физической культуре, а воспитатель окажет ему ощутимую помощь на каждом из перечисленных этапов или возьмет на себя ответственность за подготовку одного из них.
Таким образом, эффективность физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ напрямую зависит от взаимодействия и взаимопонимания, всего педагогического коллектива.
Только совместными усилиями можно решить поставленные задачи, а значит, рассчитывать на положительные результаты своего труда.
Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, и выйдет из него не дело, а только мука…
«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он действует, бегает, кричит, пусть находится в постоянном движении» (Жан-Жак Руссо)
Не наша задача воспитать в дошкольнике спортсмена или Олимпийского чемпиона, есть свои специалисты в нашей стране на этом поприще.
А вот наша задача развить у дошколят и их родителей интерес и любовь к двигательной активности, повысить их кругозор и словарный запас из области физкультуры и спорта.
Привить нашим детям и их родителям важную и главную ценность – здоровый образ жизни, тем самым мы выполняем задачи ФГОС и приказ Президента РФ оздоровление нации.
Предварительный просмотр:
МАСТЕР – КЛАСС
для педагогов на тему
«Оздоровление детей дошкольного возраста по методике игрового стретчинга»
Добрый день, уважаемые коллеги!
Мне очень приятно видеть вас сегодня на нашем мастер - классе.
Я надеюсь на ваше сотрудничество, и активную двигательную деятельность.
Предлагаю начать работу мастер класса, тема которого
«Оздоровление детей дошкольного возраста по методике игрового стретчинга»
Дети готовы скакать и прыгать по всей квартире, но только не выполнять традиционные движения, просто много двигаться не значит задействовать все мышцы организма, а между тем многие малыши уже к подготовительной группе не могут выполнить элементарные упражнения, связанные с гибкостью.
В отличие от других двигательных способностей гибкость начинает ухудшаться еще до начала поступления ребенка в школу.
На мой взгляд, интересной и эффективной методикой оздоровления является стретчинг.
Что же такое стретчинг?
Вы можете сами ответить на мой вопрос?
Растяжка сопутствуют нам всю жизнь.
Рождение -это растяжка. Глубокий вдох, (вдохните пожалуйста) улыбка, (улыбнитесь) любое движение тела - растяжка.
Растяжка -это гибкость, гибкость - это здоровье, активность, хорошее настроение, раскрепощённость и уверенность в себе.
Стретчинг - оздоровительная методика, которая направленна на укрепление позвоночника и основана на естественных растяжках мышц.
Эта методика позволяет с детства сохранить гибкость тела, правильную осанку, а, следовательно, здоровье и хорошее расположение духа.
Поэтому я и решила использовать в своей работе методику
игрового стретчинга.
Почему игровой стретчинг?
Нам очень сейчас не хватает такого понятия как «Хомолуденс» - человек играющий.
Наши дети загружены телевидением, компьютером.
А ведь именно - игра это творческая деятельность детей. И хотя в нашем сознании игра - это дело не серьезное, дети живут в игре, действие образов игры не прекращается с её окончанием. Реализовать этот мир игры в целях оздоровления и развития ребенка и является целью данной методики.
При разработке планов игрового стретчинга я опираюсь на комплексно- тематическое планирование ДОУ, где прослеживается взаимосвязь с воспитателями и другими специалистами вследствие чего у детей складывается целостная картина мира.
Занятия по методике игрового стретчинга проводятся в виде сюжетно- ролевой или тематической игры. На каждом занятии рассказывается новая сказка, в которой дети превращаются в животных, насекомых выполняя в такой форме сложные упражнения
В структуру занятия входят три части: вводная, основная и заключительная.
В первой (вводной части) дети выполняют музыкальную разминку.
Задача разминки подготовить организм ребёнка к выполнению более сложных упражнений в последующей (основной) части занятия.
Во второй (основной) - переходим к игровому стретчингу.
Рассказывается сказка, по ходу которой дети выполняют упражнения стретчинга, все упражнения связаны сюжетом сказки, упражнения охватывающие все группы мышц носят близкие и понятные детям названия животных или имитационных действий.
В конце второй части занятия детям предлагается подвижная игра, которая так же подбирается исходя из темы занятия.
В заключительной части занятия - третьей решается задача восстановления организма после физических нагрузок. Этому способствуют дыхательные упражнения и релаксация
За одно занятие дети делают:
2-3 упражнения для мышц живота.
2-3 упражнения для мышц спины.
1 упражнения для укрепления позвоночника.
2-3 упражнения для укрепления мышц спины.
1-2 упражнения для укрепления мышц ног,
1-2 упражнения для развития стоп,
1 упражнения для развития плечевого пояса или на равновесие.
Подбирается музыка с ярко выраженным ритмом.
Музыка способствует положительному эмоциональному состоянию, побуждает активное желание выражать музыку в движении.
Разучив упражнения, дети самостоятельно разыгрывают сказку и придумывают свои сказки с движениями, тем самым развивая свои творческие способности.
После занятий у детей улучшается настроение, взаимопонимание
Что получают дети в результате занятий стретчингом?
-гибкость
- развитие опорно- двигательного аппарата;
- формирование правильной осанки;
- профилактика плоскостопия;
- развитие и функциональное совершенствование органов дыхания, кровообращения, сердечно - сосудистой системы, нервной системы;
- совершенствование психомоторных способностей детей;
- развитие функции равновесия, вестибулярной устойчивости;
- развитие внимания, памяти;
- повышение интереса к занятиям физической культурой.
А теперь я приглашаю Вас поучаствовать в практическом занятии, где я поделюсь методами и приемами, которые я использую в работе.
Практическая часть
1.Телесно - ориентированная разминка
«Братский Букваренок»
2.Основная часть - игровойстретчинг.
- Приглашаю детвору
В сказку быль про Ангару,
Про море рукотворное
Ни Белое, ни Черное.
Ну что готовы к путешествию?
1. Упражнение «Ходьба». Укрепление и развитие стоп
Терапевтический эффект
Предупреждение развития плоскостопия. Развитие подвижности суставов ног, способствующее пластичности движений, улучшению осанки.
И.п. Сесть в позу прямого угла, ноги вместе, носки вытянуты. Руки в упоре сзади (высокий упор).
1. Тянуть носки на себя.
2. Вытянуть носки.
3. Повторить как в 1-м, 2-м, но попеременно.
4. Круговым движением по полу сблизить носки друг с другом, пятки остаются вместе, колени не сгибать.
Движения динамичные или с задержкой в каждой позиции. Дыхание нормальное. Повторить нужное число раз
В старые добрые времена могучий Байкал - был веселый и добрый. Крепко любил он свою единственную дочь Ангару. Красивее её не было на земле.
Днем она светла - светлее неба, ночью темна- темнее тучи.
2.Упражнение «Солнышко»- солнечные лучики.
Терапевтический эффект
Помогает сохранить гибкость позвоночника и подвижность тазобедренных суставов.
И. п. широкая стойка, руки в стороны
1 на выдохе, наклонить туловище влево (вправо), пока левая рука не коснется пола, правая рука вытянута вверх.
И кто бы не ехал мимо Ангары все любовались ею все славили её.
Даже перелетные птицы: гуси, лебеди, журавли- спускались низко, но на воду Ангары садились редко.
3.Упражнение «Птица»
Укрепление мышц спины и брюшного пресса путем наклона вперед.
Терапевтический эффект
Растягиваются мышцы спины, ног. Воздействие на поясничные нервы растягивает и укрепляет их. Предупреждаются функциональные расстройства желудка, печени, кишечника, селезенки. Внутренние органы обильно снабжаются кровью
И.п. Сесть в позу прямого угла, развести ноги как можно шире, носки оттянуты. Руки соединить за спиной за локти («полочкой»).
1. Поднять руки вверх (взмахнуть) и опустить вниз.
2. Наклониться к правой ноге, стараться дотянуться двумя руками до носка.
3. Вернуться в и.п.
4. Тоже повторить в левую сторону.
5. Вернуться в и.п.
6. Наклониться впере, руки развести в стороны. Постараться подбородком и грудью достать до пола.
7. Вернуться в и.п
Они говорили: разве можно светлое чернить? Старик Байкал берег дочь пуще своего сердца. Однажды, когда Байкал уснул, бросилась Ангара бежать к юноше Енисею.
4.Упражнение «Бег»
Терапевтический эффект
Создавая общее напряжение в ногах и бедрах, упражнение стимулирует действие подкожных нервов. Укрепление мышц тазового пояса, бедер, ног.
И.п. сесть в позу прямого угла, носки оттянуты, руки расположены сзади внизкомупоре.
1.Поднять прямые ноги и делать перекрестные движения.
2. вернуться в и п. дыхание нормальное.
Проснулся отец, гневно всплеснул волнами.
Поднялась свирепая буря, зарыдали горы,
5. Упражнение «Гора»
Терапевтический эффект
Упражнение, направленное на формирование правильной осанки и укрепление мышц спины и живота.
И.п лежа на спине, ноги согнуты, стоят на полу.
Руки лежат вдоль туловища.
1. оторвать бедра, таз от пола, не прогибаясь в талии.
Поднять таз выше живот. (вдох)
2. и.п выдох.
попадали леса, почернело от горя небо, звери в страхе разбежались по всей земле, рыбы нырнули на самое дно, даже птицы унеслись к солнцу.
6.Упражнение «Рыбка»
Терапевтический эффект
Укрепление мышц спины и брюшного таза
И.п. лечь на живот, ноги чуть развести в стороны, руки согнуть в локтях, ладони положить на пол на уровне плеч.
1. Плавно, без рывков, разгибая руки, поднять голову и грудь, одновременно сгибая ноги в коленях, постараться дотянуться ступнями ног до головы. Задержаться нужное время.
2. Вернуться в и.п. Дыхание: вдох в 1-й фазе, выдох во 2-й.
Повторить нужное количество раз.
Могучий Байкал ударил по седой горе, отломил от нее скалу и бросил вслед убегающей дочери. Скала упала на красавицу Ангару. И Ангара, задыхаясь и рыдая, стала просить:
- Отец, я умираю от жажды, прости меня и дай мне хоть одну капельку воды……
Байкал гневно воскликнул;
- Я могу дать только твои слезы!
Сотни лет течет Ангара в Енисей водой – слезой, а седой одинокий Байкал стал хмурым и страшным. Скалу, которую бросил Байкал вслед дочери, назвали люди Шаманским камнем.
7.Упражнение «Камень»
Терапевтический эффект
Упражнение помогает сосредоточиться, развивает подвижность тазобедренных суставов, статическое равновесие, вестибулярный аппарат.
И.п сидя на коленях, руки опущены вдоль туловища.
1. потянуться вверх, выпрямить спину, вытянуть позвоночник- вдох
2. на выдохе наклониться вперед, положить грудь на колени, лбом коснуться пола, руки лежат на полу вдоль туловища на тыльной стороне ладони.
С тех пор люди говорят, «Байкал разгневается, сорвет Шаманский камень, вода хлынет и зальет всю землю».
Только давно это было, теперь люди смелые и Байкала не боятся.
Рефлексия.
Спасибо, уважаемые коллеги за внимание, и я предлагаю закончить нашу встречу.
Примите, пожалуйста ту позу, которая наиболее подходит вам после прослушанного мастер класса.
Предварительный просмотр:
Консультации для воспитателей
«Футбол в детском саду»
ОРГАНИЗАЦИОННО–МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
«ФУТБОЛ В ДЕТСКОМ САДУ»
Физическое воспитание играет главную роль во всестороннем развитии современного дошкольника. Дошкольный возраст - это возраст, в котором закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств, формирования основ здорового образа жизни. В детском организме заложены большие возможности для тренировок, а это дает возможность внедрять доступные детям элементы спорта в систему физического воспитания ДОУ. Ведь освоение элементов спортивных игр в дошкольном возрасте составляет основу для дальнейших занятий спортом. Вместе с тем детям дошкольного возраста не рекомендуется заниматься спортом в прямом смысле этого слова, т.е. осуществлять подготовку и участие детей в спортивных соревнованиях с целью достижения высоких результатов.
Но отдельные элементы действия в спортивных играх и упражнениях, элементы соревнования не только возможны, но и целесообразны.
Футбол - спортивная игра.
Динамичность, эмоциональность, разнообразие действий в различных ситуациях в футболе привлекают детей старшего дошкольного возраста, формируя интерес и увлеченность ею. Материал данного пособия по обучению детей старшего дошкольного возраста игре в футбол представляет собой синтез методики спортивной школы (адаптированный к условиям ДОУ) и игровой специфики дошкольного учреждения. Таким образом, посредством разнообразных игр, игровых упражнений, заданий, эстафет дошкольники обучатся азам игры в футбол в условиях дошкольного учреждения, а также в секции футбола детско-юношеской спортивной школы.
Футбол - игра с мячом.
В играх и действиях с мячом дошкольники совершенствуют навыки большинства основных движений. Вместе с тем игры с мячом — это своеобразная комплексная гимнастика. В ходе игр дети упражняются не только в бросании и ловле мяча, забрасывании его в корзину, ударам по мячу ногой, ведении ногой, ударам по цели и на дальность с места и с разбега, но также и в ходьбе, беге, прыжках. Все эти движения дети выполняют в постоянно изменяющейся обстановке. А это способствует формированию у детей старшего дошкольного возраста умений самостоятельно применять движения в зависимости от условий игры. Так как у них еще слабо развита
способность к точным движениям, любые действия с мячом оказывают положительное влияние на развитие этого качества.
Упражнения и игры с мячом при соответствующей организации и способах проведения благоприятно влияют на физическое развитие и работоспособность ребенка.
Разнообразные спортивные упражнения позволяют всесторонне воздействовать на мышечную систему детей, укреплять их костный аппарат, развивать дыхательную и сердечно-сосудистую системы, регулировать обмен веществ, усиливая его функциональный эффект.
Благодаря спортивным упражнениям дети овладевают техникой выполнения движений, отдельными тактическими комбинациями спортивной игры, требующей взаимодействия участников, выдержки, решительности, смелости. Посредством игр и игровых упражнений дети будут учиться управлять не только своими движениями, но и эмоциями в разнообразных условиях, в различных игровых ситуациях.
Футбол - игра коллективная, а в играх коллективного характера нередко возникают конфликты, споры между детьми, разрешать которые дети будут учиться также в ходе игр. Игры и упражнения с мячом развивают навыки поведения ребенка в коллективе, воспитывают товарищеские взаимоотношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи.
Элементы спорта помогают значительно повысить функциональные возможности детского организма.
Ведь двигательные навыки, сформированные у детей до 7 лет, составляют фундамент для их дальнейшего совершенствования в школе, облегчают овладение более сложными движениями, позволяют в дальнейшем достигать высоких результатов в спорте. Развитие общей выносливости и физических качеств, таких как ловкость, быстрота, координация движений, двигательная реакция, ориентация в пространстве, обучение двигательным умениям и навыкам будут способствовать укреплению здоровья детей старшего дошкольного возраста в целом.
Возрастные особенности и физические возможности детей, специфика работы дошкольного учреждения определяют, как специфические методы обучения, так и форму проведения занятий по обучению детей игре в футбол. В зависимости от того, насколько будут учтены возрастные особенности и физические возможности дошкольников, упражнения могут давать различные результаты в оздоровительном, воспитательном и образовательном отношении.
Цель занятий со спортивными играми в ДОУ - ознакомление детей с определенным видом игры и основами ее техники.
Задача обучения игре в футбол детей старшего дошкольного возраста заключается в том, чтобы, учитывая индивидуальные возрастные особенности ребенка, целенаправленно развивать и совершенствовать качества и способности в ходе выполнения заданий, требующих посильных физических и психических усилий.
Отличительная особенность обучения игре в футбол в дошкольном учреждении - это ее эмоциональная направленность. Ведь положительный эмоциональный тонус является важнейшей предпосылкой здоровья, предупреждает развитие различных заболеваний, а также поддерживает у детей интерес к физической культуре. Разнообразие игровых упражнений, подвижных игр увлекает детей настолько, что они иногда «забывают» о времени. Познав радость и удовольствие от предложенной им деятельности, дошкольники уходят с занятия с желанием продолжить его как можно скорее. Так формируются осознанный интерес и мотивация к занятиям не только футболом, но и физкультурой в целом.
В основу методики обучения игре в футбол, равно как и другим спортивным играм, положена игровая форма проведения занятий.
В содержании занятий эффективно сочетаются игровые упражнения и эстафеты, подвижные игры и спортивные упражнения.
Содержание занятий объединяет в себе ряд дидактических принципов, среди которых принципы доступности и индивидуального подхода играют значительную роль, так как спортивные игры являются достаточно сложными для освоения дошкольниками. Индивидуальный подход достигается при подборе методов обучения и воспитания в зависимости от уровня усвоения учебного материала каждым ребенком, а также при учете реакции его организма на данную ему физическую нагрузку. Обучение технике проводится постепенно, путем усложнения условий выполнения движений.
Обучение дошкольников игре в футбол целесообразно разделить на три этапа: подготовительный, основной, заключительный.
На подготовительном этапе главными задачами являются: повышение общей физической подготовленности; совершенствование общей выносливости; улучшение техники бега; улучшение состояния здоровья и прежде всего деятельности сердечно-сосудистой системы и органов дыхания. Реализация этого этапа осуществляется в повседневной жизни дошкольников посредством подвижных игр и физических упражнений на прогулках, во время самостоятельной двигательной деятельности детей, непосредственно во время физкультурных занятий и спортивных развлечений. Данный этап во временном отношении может длиться от нескольких месяцев до полу года и более.
Основной этап — этап непосредственного обучения игре в футбол.
Основная и наиболее эффективная форма обучения дошкольников игре в футбол — занятия, которые целесообразно проводить в форме физкультурно-оздоровительного кружка под названием, например, «Веселый мяч», «Юный футболист» или «Школа мяча» и т.п. Футбольные элементы могут быть также включены в программный обучающий материал по физвоспитанию на протяжении учебного года. Длительность таких занятий составляет 25-30 минут.
Содержание основного обучающего этапа представлено в конспектах занятий, приведенных ниже.
Наличие трехчастной формы занятий (вводная часть, основная, заключительная) позволяет педагогу рационально распределить учебно-тренировочный материал.
Для каждого занятия определяются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.
Вводная часть — это разминка, целью которой является подготовка организма ребенка к более интенсивной работе в основной части занятия. В содержание вводной части могут входить различные виды ходьбы (на носках, на пятках, на внешней стороне стопы, с перекатом с пятки на носок, с высоким подниманием колен, с захлестом голени назад, с хлопком под коленом и т.п.) и бега (в колонне по одному, с перестроением в пары, «змейкой», по диагонали, бег в сочетании с другими движениями, спиной вперед, с поворотом вокруг себя по сигналу и т.п.), а также прыжки, подскоки, упражнения дыхательной гимнастики и подвижные игры.
Продолжительность вводной части для старших дошкольников - до 3-4 минут.
Таким образом, упражнения вводной части занятия являются подводящими упражнениями к изучению движений в основной части занятия.
Содержание основной части занятия разнообразно. Она начинается с небольшого комплекса общеразвивающих упражнений или подвижной игры. В этой части занятия сочетаются более интенсивные упражнения с менее интенсивными, чем и обеспечивается оптимальный уровень физической и умственной нагрузки на организм старшего дошкольника. Движения подбираются энергичные, быстрые, требующие выносливости, а также повышающие функциональное состояние организма. Комплекс общеразвивающих упражнений (далее ОРУ) можно разучить и выполнять в течение 4-5 занятий, не более. Согласованное выполнение уже разученных и усвоенных движений позволит детскому организму подготовиться к освоению новой нагрузки, а педагогу - наиболее рационально и эффективно распределить их силы при выполнении основных видов движений.
Как показывает практика, при обучении дошкольников техническим азам игры в футбол целесообразно использовать так называемые подводящие упражнения, т.е. движения, сходные по структуре с главными элементами техники того или иного движения. Например, при обучении удару по мячу внутренней стороной стопы подводящими могут стать упражнения имитационного характера этого же движения; при обучении остановки мяча подошвой - прокатывание вперед-назад мяча подошвой, стоя на месте, и т.п.
Упражнения в футболе дети выполняют как правой, так и левой ногой.
Вместе с тем необходимо обеспечить осознанное освоение детьми упражнений и не ограничивать их в творчестве. А этот аспект будет достигнут тогда, когда ребенок будет знать, когда и при каких условиях он сможет применить полученные умения и навыки.
Например, старшие дошкольники, освоившие элементарную технику игры в футбол в детском саду, будут способны сыграть в эту игру в команде старших по возрасту детей в школе, дома во дворе или где-либо на отдыхе и т.п.
Продолжительность основной части - до 20 минут.
Таким образом, разнообразная и увлекательная по содержанию основная часть занятия позволит педагогу реализовать поставленные задачи.
В заключительной части занятия необходимо привести организм ребенка в относительно спокойное и ровное состояние. Этому будут способствовать: ходьба в сочетании с дыхательными упражнениями, упражнения на расслабление и релаксацию, спокойная игра и т.п. Продолжительность заключительной части составляет 4-5 минут.
Заключительный этап - этап совершенствования технических, элементарных тактических навыков игры в футбол, т.е. непосредственно сам футбольный матч. С детьми дошкольного возраста длительность футбольного матча составляет 25 минут с учетом 5-минутного перерыва для отдыха и расслабления. Перед каждой игрой необходима разминка, состоящая из упражнений, уже знакомых детям.
Футбольный матч двух команд, состоящих из детей одной или двух групп детей старшего дошкольного возраста, целесообразно включать в программу Дня здоровья, спортивного праздника, в совместные с родителями физкультурно-оздоровительные мероприятия и т.д. Все занятия данного этапа проводятся на улице.
Дошкольникам необходимо знать элементарные правила игры в футбол:
- перед началом игры проводится жеребьевка для выбора сторон или начального удара. Мяч ставится на землю в центре поля;
- игроки команды стремятся забить как можно больше голов в ворота соперника, а после потери мяча защищать свои, соблюдая при этом правила игры;
- футбол - игра двух команд, и в каждой команде - до 5-7 игроков, один из которых капитан;
-соблюдение правил игры и продолжительность матча контролирует судья;
-мяч считается забитым в ворота, если он полностью прошел линию ворот, а также во время игры были соблюдены все правила;
-в футболе все действия с мячом игроки выполняют ногами;
-правом брать мяч в руки обладают вратарь и игрок, выполняющий вбрасывание;
-футбол — игра коллективная, и игроки относятся друг к другу с уважением, несмотря на дух соперничества и желание победить.
ЭЛЕМЕНТЫ ФУТБОЛЬНОЙ ТЕХНИКИ
Техническое совершенствование данных движений будет достигаться посредством выполнения следующих упражнений, включенных в содержание занятий.
Передвижение игроков по площадке:
различные виды бега («змейкой»; бег с изменением темпа по команде (ускорение, замедление); спиной вперед; со сменой направляющего; в колонне по одному с перестроением в пары по сигналу; с препятствиями; в чередовании с другими движениями; обегая предметы и т.п.);
различные виды прыжков, подскоки;
подвижные игры «Ловишки», «Пятнашки», «Заморожу» и т.п.
Удары по мячу:
носком ноги по неподвижному мячу в стену с расстояния 2,5-3,5 м с места;
носком ноги в ворота шириной 2-2,5 м с расстояния 3-4 м с места;
5-6 ударов подряд на точность с расстояния 2-4 м в уменьшенные ворота (1,5-1,7 м) без вратаря;
с разбега по неподвижному мячу в стену;
передача мяча друг другу носком ноги, стоя в паре (тройке), с места;
по команде коснуться носком центра мяча, лежащего неподвижно;
игровое упражнение «Снайпер»;
пяткой: подбежав с расстояния 2-3 м к 5-6 мячам, лежащим на одной линии, выполнить поочередные удары по ним;
пяткой по неподвижно лежащему мячу в ворота шириной 2,5 м с расстояния 2,5-3 м;
передача мяча в паре, ударяя пяткой (расстояние между партнерами – 2-2,5 м);
передача мяча пяткой, стоя по обе стороны дуги (ворот);
игровое задание «Кто быстрее»;
серединой подъема (имитация удара по мячу);
с места по неподвижному мячу в стену с расстояния 3-4 м;
с места (с разбега) по неподвижно лежащему мячу с целью попасть в предмет (расстояние до предмета - 2-3 м);
(с постепенным увеличением силы удара) с места (с разбега) по неподвижному мячу в стену (3-4 м);
отбивая мяч от пола, посылать его через натянутый шнур (высота шнура - 20 см);
по цели, нарисованной на стене, после передачи мяча партнером (взрослым);
внешней стороной стопы (выполнить 6-8 ударов, имитируя удары по мячу с разбега);
отметив мелом соответствующую часть подъема, выполнить 8-10 ударов по мячу в стену (по предмету) с места (с разбега);
внутренней стороной стопы («щечкой»);
по мячу с места (с разбега) в стену (расстояние – 3-4 м);
ударив по мячу с места (с разбега), попасть через шнур (высотой 20 см) в стену;
после передачи мяча партнером ударить по мячу и попасть в цель (или предмет) с расстояния 2,5-3 м;
передача мяча от водящего игрокам, стоящим по кругу;
мячом по предмету, который размещен в центре круга (диаметр круга – 4-5 м), игроками, стоящими по периметру круга.
Остановка (прием) мяча ногой:
остановка катящегося мяча подошвой ноги: передача мяча в парах (тройках) любым способом и остановка подошвой ноги;
передача мяча от водящего, находящегося в центре круга, игрокам, образующим этот круг.
Ведение мяча ногой:
по прямой (10 м) попеременно то правой, то левой ногой;
по начерченной прямой линии (Юм) попеременно то правой, то левой ногой;
по извилистой линии;
между предметами (медболы, кегли и т.п.), обводя их;
по коридору (шириной 2 м и длиной 10 м), постепенно уменьшая его ширину;
произвольное ведение мяча любым способом.
Финты (уход с мячом в сторону от соперника):
в паре с тренером, а по мере усвоения техники - с другим игроком;
пронося ногу над мячом, другой ногой подтолкнуть его на ход.
Отбор мяча:
игровое упражнение «Ну-ка отними!» в паре с тренером;
игровое упражнение «Горячий мяч» (по принципу «Горячей картошки» - только ногами).
Вратарская техника:
ловля высоколетящего мяча в прыжке (перебрасывание мяча руками друг другу);
ловля мяча, стоя в паре (тройке) на расстоянии 2-3 м;
ловля мяча, брошенного через сетку, натянутую выше роста детей на 20 см;
ловля мяча во время бега попарно (расстояние в паре - 2,5-3 м);
подбрасывание и ловля мяча двумя руками, стоя на месте и с продвижением вперед;
бег с прыжком в высоту (игровое упражнение «Дотронься до колокольчика»);
ловля и отбивание высоколетящего мяча в стороне от ворот (игроки поочередно бросают вратарю мяч руками из разных точек с от 2 до 4 м, затем игроки выполняют подачу ногами любым известным им способом).
ловля мяча, летящего на уровне груди (игроки подают мяч вратарю сначала руками - игровое упражнение «Горячая картошка»: вратарю во время ловли мяча необходимо подпрыгнуть вверх так, чтобы мяч оказался на уровне живота, - затем ногами);
ловля низколетящего мяча (перемещаясь боком с одной стороны гимнастической скамейки к другой, отбивать ладонями брошенный тренером мяч с расстояния 2,5-3 м);
из и. п. - полуприседе с сомкнутыми ногами, ладони обращены навстречу мячу отбивать мяч, брошенный водящим;
прием катящегося мяча (перемещаться вдоль линии и отбивать ладонями, с широко расставленными пальцами, катящиеся мячи, которые поочередно посылают игроки ногами с расстояния 3-4 м);
бросок мяча двумя руками: из-за головы;
Предварительный просмотр:
При проведении зрительной гимнастики необходимо соблюдать общие правила: • предложить детям занять удобную позу, не напрягаться; • зафиксировать положение головы; • следить за дыханием; • сосредоточить все внимание на своих глазах; • прослеживать траекторию пути глазами от начала до конца; • после выполнения упражнения - поморгать. Длительность проведения зрительной гимнастики – 2-3 минуты в младшей и средней группе. 4-5 минут в старших группах. Проводить 2 раза в день. | Памятка для педагогов «Зрительная гимнастика» Комплексы упражнений гимнастики для глаз при использовании интерактивного оборудования |
Упражнение «Моргание» Вариант1. Закрыв глаза, медленно сосчитать до 5. Открыть глаза, быстро поморгать. Повторить 3 раза. Вариант 2. Попросите ребенка представить, что его ресницы -это крылья бабочки. - Бабочка на цветочек присела, крылышки опустила. (Закрыть глаза на 5-10 секунд.) - Бабочка крылышками взмахнула и полетела вдаль. (Быстро поморгать глазами несколько секунд.) Повторить 3 раза. Упражнение «В разные стороны» Попросите ребенка представить красный воздушный шарик. Скажите ребенку, что вы будете говорить, куда полетел воздушный шарик, а он должен будет следить за полетом воображаемого шарика глазами, не поворачивая головы. - Шарик полетел вверх... - Шарик полетел вниз... - Шарик полетел в правый верхний угол комнаты... - Шарик полетел в верхний левый угол комнаты... - Шарик полетел в левый нижний угол комнаты... Выполнять в течение 20-30 секунд. | Упражнение «Кружок и квадрат» Нарисовать глазами круг, сначала в левую сторону, потом в правую. Затем нарисовать глазами квадрат. Следите за тем, как ребенок выполняет упражнение: должны двигаться только глаза, голова должна оставаться неподвижной. Если у ребенка не получается, то можно помочь ему, рисуя в воздухе эти фигуры указкой, карандашом или пальцем. Повторить 2-3 раза. Упражнение «Вблизи - вдали» Попросите ребенка вытянуть вперед руку. Глядя на указательный палец, нужно приближать его к кончику носа, а затем отодвигать. Повторить 3-4 раза. __________________________________ | Расширение поля зрения Указательные пальцы обеих рук поставить перед собою, причём за каждым пальцем следит свой глаз. Развести пальчики в стороны и свести вместе. Свести их и направить в противоположные стороны на чужие места, но каждый глаз следит за своим пальчиком. Вернуться на свои места. Буратино. Предложить детям закрыть глаза и посмотреть на кончик своего носа. Учитель медленно считает до 8. Дети должны представить, что их носик начинает расти, они продолжают с закрытыми глазами следить за кончиком носа. Затем, не открывая глаз, с обратным счётом от 8 до 1, ребята следят за уменьшением. ___________________________________ |
Предварительный просмотр:
«Стрекоза»
Вот какая стрекоза- как горошины глаза.
(Пальцами делают очки.)
Влево- вправо, назад- вперед-
(Глазами смотрят вправо- влево.)
Ну, совсем как вертолет.
(Круговые движения глаз)
Мы летаем высоко.
(Смотрят вверх.)
Мы летаем низко.
(Смотрят вниз.)
Мы летаем далеко.
(Смотрят вперед.)
Мы летаем близко.
(Смотрят вниз.)
«Теремок»
Терем- терем- теремок!
(Движение глазами вправо- влево.)
Он не низок, не высок,
(Движение глазами вверх- вниз.)
Наверху петух сидит,
Кукареку он кричит.
(Моргают глазами.)
«Кот»
Кот на солнышке сидит,
Глаз закрыт, другой закрыт
(закрыть по очереди оба глаза)
Кот играет в «Жмурки»
(крепко зажмуриться)
— С кем играешь, Васенька?
— Мяу, с солнцем красненьким!
(открыть оба глаза)
«Качели»
Есть качели на лугу:
Вверх-вниз, вверх-вниз
(посмотреть глазами вверх, вниз)
Я качаться побегу
Вверх-вниз, вверх-вниз
(посмотреть вверх, вниз)
«Лучик»
Лучик, лучик озорной,
Поиграй-ка ты со мной.
(Моргают глазками.)
Ну-ка лучик, повернись,
На глаза мне покажись.
(Делают круговые движения глазами.)
Взгляд я влево отведу,
Лучик солнца я найду.
(Отводят взгляд влево.)
Теперь вправо посмотрю,
Снова лучик я найду.
(Отводят взгляд вправо.)
«Отдыхалочка»
Мы играли, рисовали (выполняется действия, о которых идет речь)
Наши глазки так устали
Мы дадим им отдохнуть,
Их закроем на чуть — чуть.
А теперь их открываем
И немного поморгаем.
«Ночь»
Ночь. Темно на улице.
Надо нам зажмурится.
Раз, два, три, четыре, пять
Можно глазки открывать.
Снова до пяти считаем,
Снова глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять
Открываем их опять.
Уважаемые воспитатели, проводите систематически эти упражнения с ребёнком, чтобы глазки не уставали.
Памятка для педагогов»
«Зрительная гимнастика для глаз»
«Гимнастика для глаз в стихах»
Этот комплекс упражнений поможет ребятам запомнить дни недели и способствует профилактике глазных заболеваний.
1.Всю неделю по порядку,
Глазки делают зарядку.
В понедельник. как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.
(Поднять глазки вверх; опустить их вниз, голова не двигается)
2.Во вторник часики-глаза,
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо
Не устанут никогда.
(Повернуть вправо глаза, потом влево, голова не двигается)
3.В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем.
Так игру мы продолжаем.
(Плотно закрыть глаза, досчитать до пяти и широко открыть глазки)
4.5. По четвергам мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали
Глазки рассмотреть должны.
(Смотрим перед собой прямо, располагаем пальчик на расстояние 25-30 см от глаз, переводим взгляд на пальчик и смотрим на него, опускаем руку)
5. В пятницу мы не зевали
Глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять,
В другую сторону бежать.
(Поднимаем взгляд вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх)
6.Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.
(Смотрим в верхний правый угол, потом — в нижний левый; Смотрим в верхний левый угол, затем — в нижний правый)
7.В воскресенье будем спать,
А потом пойдём гулять,
Чтобы глазки закалялись
Нужно воздухом дышать.
(Закрываем глаза, массажируем их круговыми движениями подушечками пальцев: верхнее веко — от внешнего к внутреннему краю, нижнее веко от внешнего к внутреннему, и наоборот)
Глазкам нужно отдохнуть.
(Все закрывают глазки)
Нужно глубоко вздохнуть.
(Глубоко вдыхаем. Глазки еще закрыты)
Глаза по кругу побегут.
(Глазки открыты. Поворачиваем зрачком по кругу по часовой стрелки и против часовой стрелки)
Много-много раз моргнут
(Быстро моргаем глазами)
Глазкам стало хорошо.
(Слегка касаемся глаз кончиками пальчиков)
Увидят мои глазки все!
«Дождик»
Дождик, дождик, пуще лей.
(смотрят вверх)
Капай, капай, не жалей.
(смотрят вниз)
Только нас не замочи
(делают круговые движения глазами)
Зря в окошко не стучи.
Комплекс упражнений для глаз, которые рекомендовано проводить с детьми.
1. «Буратино» — нужно смотреть на кончик носа, затем, представить, как он увеличивается, а потом снова уменьшается.
2. «Рожицы» — дети представляют себя в роли животных, и изображают их: щурятся, передают мимикой мордочки животных.
3.«Геометрические фигуры» — предлагаем детям рисовать геометрические фигуры глазами.
Упражнения: глазками следим за стрелочками по цветным линиям:
Предварительный просмотр:
Опубликовано:
«СУНДУЧОК» для педагогов и родителей https://vk.com/club_sunduk_ru
Беседа
«Сказка о волшебнице Гигиене» в средней группе
Ангелина Анатольевна Мизонова
Задачи: закреплять знания детей о предметах личной гигиены для мытья и умывания, последовательность действий, способствовать формированию привычки к опрятности, продолжать побуждать детей к ведению здорового образа жизни.
Материал: предметы личной гигиены для мытья и умывания, куклы.
Ход беседы:
Воспитатель:
«Ладошки»
Не пойму, как по ладошке
Мама обо всём узнала:
По царапине – что кошку
Я вчера за хвост таскала,
По пятну от шоколадки –
То, что лазила в буфет
И взяла себе украдкой
Десять маленьких конфет.
Даже то, что понарошку
Губы красила с утра,
Рассказали ей ладошки.
Может, их помыть пора?
(И. Ищук)
Дидактическая игра «Вымоем куклу»
Ход игры: играют два ребенка. Сначала им предлагается из множества предметов выбрать те, которые «Помогают» вымыть куклу. Затем моют её. Выигрывает тот, кто правильно отберет предметы личной гигиены и правильно последовательно вымоет куклу.
Воспитатель: Волшебница Гигиена живет в стране здоровья и помогает всем жителям соблюдать законы чистоты и порядка. Поэтому в этой стране никто не болеет.
1. Закон первый: Соблюдай чистоту рук!
На коже человека есть вредные микробы – невидимые мельчайшие существа, которые вызывают различные болезни. Чтобы одолеть микробов и сохранить своё здоровье, нужно мыть руки.
МОЙ РУКИ, ПРИДЯ С УЛИЦЫ, ПОСЛЕ ПОСЕЩЕНИЯ ТУАЛЕТА, ПОСЛЕ ИГРЫ С ЖИВОТНЫМИ.
«Про микроба»
Микроб — ужасно вредное животное:
Коварное и, главное, щекотное.
Такое вот животное в живот
Залезет — и спокойно там живёт.
Залезет, шалопай, и где захочется
Гуляет по больному и щекочется.
Он горд, что столько от него хлопот:
И насморк, и чихание, и пот.
Вы, куклы, мыли руки перед ужином?
Эй, братец Лис, ты выглядишь простуженным…
Постой-ка, у тебя горячий лоб:
Наверное, в тебе сидит микроб!
(Г. Кружков)
2. Закон второй: Береги зубы!
Полость рта и зубы всегда должны быть чистыми, чтобы вредные микробы оставались голодными, а не устраивали пир после каждой еды, разрушая зубы.
ЧТО ЖЕ НАДО ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ЗУБЫ НЕ ПОРТИЛИСЬ И НЕ БОЛЕЛИ?
• ЧИСТИТЬ ЗУБНОЙ ЩЕТКОЙ С ПАСТОЙ УТРОМ ПОСЛЕ ЗАВТРАКА И ВЕЧЕРОМ ПОСЛЕ УЖИНА.
• ЧТОБЫ ХОРОШО ПОЧИСТИТЬ ЗУБЫ, ТРЕБУЕТСЯ НЕ МЕНЕЕ ТРЁХ МИНУТ.
• ПОЛЬЗОВАТЬСЯ НАДО ТОЛЬКО СВОЕЙ ЩЕТКОЙ.
• ЧЕРЕЗ КАЖДЫЕ 1- 2 МЕСЯЦА НЕОБХОДИМО МЕНЯТЬ СТАРУЮ ЩЕТКУ НА НОВУЮ.
• ХОДИТЬ К ЗУБНОМУ ВРАЧУ НУЖНО ДВА РАЗА В ГОД.
Вот тюлень ему не лень,
Чистить зубы каждый день.
Вот зайчишка молодой,
Он полощет рот водой.
Лев купил порошок
И рычит: - "Хорошо!"
Чистит слон свои клыки,
Оттого они крепки.
Научился и медведь,
Зубы щеткою тереть.
Крокодил зубастый
Чистит зубы пастой.
Говорит он малышам:
"Чистить зубы надо вам,
Чистить зубы надо вам
По утрам и вечерам!" (Г. Кодиненко)
3 Закон третий: Соблюдай чистоту тела!
Если человек не будет регулярно мыться. На коже скопиться грязь, которую так любят вредные микробы. От них –то и появляются всякие кожные заболевания.
ПОЭТОМУ НУЖНО СОБЛЮДАТЬ ПРОСТЫЕ ПРАВИЛА:
• ЕЖЕДНЕВНО УМЫВАТЬСЯ И ПРИНПМВТЬ ДУШ.
• КАЖДЫЙ ДЕНЬ НАДО МЕНЯТЬ НАТЕЛЬНОЕ БЕЛЬЁ.
• СПАТЬ НУЖНОВ ПИЖАМЕ ИЛИ В НОЧНОЙ СОРОЧКЕ.
4. Закон четвёртый: Следи за ногтями и волосами!
• НЕ ГРЫЗИ НОГТИ! МИКРОБЫ, КОТОРЫЕ НАХОДЯТСЯ ПОД НОГТЯМИ, МОГУТ ПОПАСТЬ В ОРГАНИЗМ И ВЫЗВАТЬ РАЗЛИЧНЫЕ БОЛЕЗНИ.
• ВОВРЕМЯ ОБРЕЗАЙ НОГТИ НА РУКАХ И НОГАХ.
ПРАВИЛЬНО ВЫПОЛНИТЬ ЭТУ ПРОЦЕДУРУ ТЕБЕ ЕЩЕ ТРУДНО, ПОЭТОМУ ПОПРОСИ РОДИТЕЛЕЙ ПОМОЧЬ ТЕБЕ.
Пальчик, пальчик!
Где ты был?
Милый мальчик,
Где бродил?
Покажи – ка ноготок!
Подстрижем его: цок-цок!
Стриг да стриг, цок да цок!
Аккуратный ноготок! (потешка)
Воспитатель: Ребята, если вы будете соблюдать все законы Гигиены, то вам не страшны никакие микробы.