АРТ -ТЕРАПИЯ
АРТ-ТЕРАПИЯ
В РАЗВИТИИ и КОРРЕКЦИИ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Советы
Рекомендации
Что такое АРТ-ТЕРАПИЯ?
Презентация по использованию ИЗО-средств в психолого-педагогической деятельности
Детские работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
art-terapiya.docx | 132.75 КБ |
detskie_raboty_pri_ispolzovanii_izo-_terapii.docx | 923.5 КБ |
ispolzovanie_priemov_i_sredstv_izo-_terapii.pptx | 1.73 МБ |
pesok.pdf | 848.98 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕКОМЕНДАЦИИ ПОДГОТОВИЛА
ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ МБДОУ №148
Акимова Наталья
АРТ-ТЕРАПИЯ
Теория
Арт-терапия основана на механизме сублимации. Сублимация – это подсознательный психический процесс, который открыл еще З. Фрейд в 1900г. Он заключается в перенаправлении психической энергии от травмирующего переживания к социально приемлемому выходу, чаще всего – творчеству.
Проще говоря, если у человека накопились эмоциональные переживания и психическое напряжение, он может выразить их через творчество (рисунок или поделку, стихотворение, сказку) и почувствовать облегчение
Основные средства арт-терапии
1. Простой карандаш (или ручка) и бумага
Карандаш и бумага - это основные средства арт-терапии. Обычно работа начинается именно с карандашей. Имея этот минимальный набор, вы уже можете рисовать, сочинять сказки, писать стихи или просто избавиться от скуки практически в любом месте. Это своеобразный набор "Скорой арт-помощи".В дальнейшем по ходу терапии этот набор можно и нужно разнообразить.
2. Стёрка (ластик, резинка)
Многие авторы рисуночных тестов предлагают стерку вообще не давать, чтобы на рисунке было хорошо видно "подправленные" места (именно там и надо искать проблемы, т.к. они вызывают у рисующего затруднения). Однако множественные стирания тоже хорошо видно - иногда бумага протирается до дыр! К примеру, на автопортрете правое плечо может быть нарисовано одной линией, а левое обрисовано несколько раз - именно оно периодически болит у рисующего.
3. Цветные карандаши и фломастеры
Цвет передает эмоциональное отношение к нарисованному предмету, а также эмоциональное состояние в данный момент. К примеру, девочка на рисунке семьи всех раскрасила по-разному, и только себя и бабушку - одинаково. Скорее всего, они очень близки. Или ребенок рисует "всё черным", хотя у него набор из карандашей 36 цветов . Это может указывать на подавленность, тяжелые переживания в данный момент.
4. Акварель и гуашь
Краски более экспрессивны, чем карандаши и фломастеры. Они дают больше свободы в выборе оттенка, в движении руки, в размере рисунка. Современные краски легко отстирываются и не причиняют вреда здоровью, если попадут на кожу или даже в рот.
5. Пластилин
Всех детей можно условно поделить на тех, кто больше любит рисовать, и тех, кто больше любит лепить. Пластилин отлично помогает выпустить накопившееся напряжение (тянуть, мять, рвать) и позволяет располагать фигуры в пространстве, а не на плоскости, играть с ними, переставлять и экспериментировать.
Дополнительные средства арт-терапии
1. Доска с маркерами или мелками
Хороша для разнообразия. Дети с удовольствием на ней рисуют, но также легко и стирают. Поэтому надо следить за каждым штрихом. Очень удобна для рисования динамично происходящих событий.
Подойдет также и обычная доска для мела с цветными мелками, только она сильнее пачкается и в образовательных учреждениях встречается всё реже и реже. Мелками можно много и с удовольствием рисовать на асфальте!
2. Акварельные карандаши
Отлично подходят для экспериментов в рисовании, а также для очень аккуратных детей, которые боятся испачкаться красками. Акварельные карандаши рисуют как обычные, но на бумаге их можно размыть мокрой кисточкой и получить эффект красок. А еще можно поводить по рисунку мокрой губкой или обмакнуть в воду грифель самого карандаша - и он будет рисовать
3. Пальчиковые краски
Можно рисовать руками, ногами и даже раскрашивать себя самого! Пальчиковые краски очень нужны детям, которым родители не разрешали возиться в грязи и поэтому они "проскочили" важный этап психического развития.
4. Флуоресцентные краски (светящиеся в темноте)
Самое- то для преодоления страха темноты. Темнота становится другом: ведь она делает рисунок таким ярким и красивым!
5. Тесто для лепки (вода + мука + соль)
Прекрасная альтернатива глине! Хорошо держит форму, безвредная, можно обсушить в духовке и потом расписать красками.
Предварительный просмотр:
ДЕТСКИЕ РИСУНКИ И ОБРАЗЫ
ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ
ИЗО - ТЕРАПИИ
Материал подготовила:
педагог-психолог МБДОУ № 148
Акимова Наталья
-из опыта работы
учебный год 2014-2015
Техника рисования клубком
(Норма Либен)
создание общей картинки – солнышко
для рисования нужны лишь разноцветные клубки….
Методика «Нарисуй свой страх»
Дети рисовали страх, а затем превращали его в смешной, забавный подрисовывая деталь
Методика «Нарисуй свой мир»
использование техник и материала для создания мира:
-рисование (карандаши, фломастеры, мелки, краски)
- мелкие игрушки, бросовый материал
-составление рассказа (сказкотерапия)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сублима́ция — защитный механизм психики , представляющий собой снятие внутреннего напряжения с помощью перенаправления энергии на достижение социально приемлемых целей, творчество деструктивный ЭНЕРГИЯ конструктивный внутреннее напряжение ИЗО-терапия в учреждениях образования — это метод коррекции и развития посредством художественного творчества
Преимущества изо-терапии перед другими формами психотерапевтической работы : - нет возрастных ограничений; -особые умения и навыки; -средство невербального общения; -средство свободного самовыражения ; -позитивное настроение; -разнообразие методов и технологий; - деятельностный подход
УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ Диагностика проективные методики Коррекция -самооценка -снятие мышечного напряжения -тревожных проявлений (страхи, агрессия) Развитие Креативности Освоение новых технологий
ДИАГНОСТИКА Рисуночные проективные методики: -индивидуальный характер; -интересны и разнообразны; -дают право выбора; -активный и спонтанный выход бессознательного
КОРРЕКЦИЯ агрессивного поведения Закон РФ «Об образовании»: «Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности; способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор взглядов и убеждений » Выполнить задачи, поставленные в 14 статье закона, можно только формируя в ребенке с раннего возраста социально приемлемые нормы поведения, развивая его нравственные представления
снятие повышение конструктивные м ышечного самооценки пути н апряжения решения Коррекция агрессивных проявлений у детей дошкольного возраста различные методы и технологии, средства ИЗО.терапии
Рисование пальцами и кистями Рисование на воде