Мастер - класс " Профилактика плоскостопия у детей."
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 22 «Журавленок»
города Новочебоксарска Чувашской Республики
Конспект мастер - класса для педагогов
на тему:
«Здоровью скажем – да!»
(по профилактике плоскостопия у детей)
Выполнила:
Филиппова К. Я., инструктор
по физической культуре
МБДОУ «Детский сад
№ 22 «Журавленок»
Дата проведения:
18.12.2018 г.
Декабрь 2018г.
Конспект мастер - класса для педагогов на тему: «Здоровью скажем – Да» (по профилактике плоскостопия у детей).
Цель: повышать педагогическую компетентность по профилактике плоскостопия у детей; показать на примере, какие физические упражнения можно проводить с детьми по предупреждению плоскостопия.
Целевая аудитория: Инструктора по физической культуре и воспитатели.
Длительность проведения: 35 – 40 мин.
Структура проведения:
1.Теоретическая часть.
2.Практическая часть.
3.Рефлексия.
4.Список литературы.
1. Теоретическая часть.
Плоскостопие – это одно из самых распространенных заболеваний опорно – двигательного аппарата у людей. Плоскостопие - это деформация стопы с уплощением ее свода (у детей обычно деформируется продольный свод), из-за чего подошва становится плоской и всей своей поверхностью касается пола. Оно бывает продольное и поперечное, но часто встречается и смешанное и ряд других.
Стопа в дошкольном возрасте находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут привести к возникновению функциональных нарушений. Казалось бы, пустяк – небольшая ложбинка, но она выполняет важную роль: уменьшает нагрузку на кости и мышцы ног и всего позвоночника, когда мы бегаем, прыгаем, ходим.
Плоскостопие трудно излечить, но его можно предупредить и без специальных упражнений никак не обойтись.
При плоскостопии необходимо укреплять мышцы ног, особенно сгибатели стопы и пальцев, мышцы, поворачивающие стопу подошвой внутрь. Специалистами в этой области разработано много упражнений для профилактики плоскостопия из разных исходных положений.
Это упражнения, выполняемые:
а) при ходьбе;
б) в положении стоя (лучше делать, держась за опору на уровне груди);
в) в положении сидя. Все эти упражнения просты и доступны детям.
Организуя занятия с детьми можно выбрать несколько (3 – 5) упражнений и выполнять их с детьми до тех пор, пока ему не надоест.
Причем движения стопами в положении сидя предпочтительнее делать вначале, (чтобы исключить статическую нагрузку на ослабленные мышцы, поворачивающие стопу подошвой внутрь); затем, по мере укрепления мышечно – связочного аппарата, следует перейти к упражнениям в положении стоя и упражнениям при ходьбе.
Все упражнения следует делать медленно, тщательно, до появления у ребенка ощущения усталости. Количество движений определяется индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, выносливости его мышц. Усиливать нагрузку можно, увеличив количество повторений одного упражнения или введя новое. Помните: для эффективности занятия важно не разнообразие, а качество выполнения движений! Делать упражнения можно когда угодно и где угодно, главное – упражняться ежедневно, превращая эти движения в привычку
Самое важное состоит в том, каким образом ребенок будет воспринимать занятия. Надо не просто предоставить ему возможность упражняться, следует прививать ребенку любовь к движениям. А чтобы гимнастика приносила больше радости ребенку, вводите в упражнения элементы игры.
Самые простые упражнения – это ходьба на носках, ходьба на пятках, ходьба на наружных краях стоп (мишки), ходьба по ребристой доске. Сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми из них и на практике поучимся их выполнять.
2. Практическая часть:
Упражнения в положении сидя:
а. Сгибание и разгибание стоп.
б. Сжимание и разжимание пальцев.
в. Круговые движения стопами по максимальной окружности в обе стороны.
г. Поворот стоп подошвами внутрь
д. Захват и удержание подошвами округлого предмета (мяча, кегли).
е. Катание подошвами округлого предмета (тенисного шарика).
ж. Попеременные удары носками и пятками в пол.
з. Захват и подъем с пола мелких предметов (прямыми и скрещенными ногами).
и. Собирание пальцами ног ткани (платочка, салфетки), лежащей на полу.
к. Катание на велосипеде. Важно, чтобы ребенок нажимал на педали пальцами, а не серединой стопы.
Упражнения в положении стоя. (Эти движения лучше делать, держась за опору на уровне груди).
а. Сокращение стоп.
б. Перекатывание с пятки на носок и с носка на пятку.
в. Сведение и разведение пяток.
г. Приседание на носках.
Упражнения, выполняемые при ходьбе.
Ходьба на носках.
б. Ходьба на пятках.
в. Ходьба на наружных краях стоп.
г. Ходьба по ребристой доске.
д. Ходьба по гимнастической палке вправо и влево поочередно (носки на палке, пятка на полу; пятки на палке, носки на полу).
Подвижные игры для профилактики плоскостопия.
Игры не только развлекают ребенка, придают занятиям более живой и веселый характер, но и способствуют оздоровлению организма, укрепляя опорно – двигательный аппарат. Кроме того, в них развиваются навыки совместной деятельности.
Ловкие ноги. Дети садятся на пол, опираясь сзади на руки, ноги вытянуты вперед, между стопами мяч. Обхватив мяч стопами, перекладывать его в сторону, передавая следующему игроку. Можно играть командами. Выигрывает та команда, которая быстрее передаст мяч.
Барабан. Дети садятся на стулья или скамейку. Взрослый сидит напротив и в определенном ритме отбивает такт поочередно носком одной ноги, другой и носками обеих ног одновременно. Дети повторяют движения за ним, пятки остаются плотно прижатыми к полу. Игра повторяется, только такт отбивается пятками, а носки плотно прижаты к полу.
Кто быстрее спрячет простынку. Дети садятся на стулья (скамейку). У каждого ребенка своя простынка длиной 50- 60 см. По сигналу взрослого они начинают собирать простынку пальцами ног. Выигрывает тот, кто быстрее подберет ее под стопы.
Донеси платочек. Дети садятся на стулья (скамейку) в одном из концов зала. У каждого ребенка под ногами платочек. Нужно захватит платочек пальцами одной ноги и, ни разу не уронив, донести его любым способом (прыгая на одной ноге, на четвереньках) до противоположного конца зала. То же самое повторить другой ногой. Выигрывает тот, кто быстрее донесет платочек, ни разу не уронив его.
Великан и карлик. «Великаны ходят, приподнимаясь на носках как можно выше. «Карлики» передвигаются присев на корточки.
Лошадка. Дети двигаются по кругу, подражая аллюру лошади: шагом, рысью, галопом.
Пройди не ошибись. Дети проходят по линии, начерченной мелом на полу, ставя пятку к носку впереди стоящей ноги. Затем идут обратно, спиной вперед, ставя носок к пятке.
Ходьба змейкой. Поставить кегли (мячи, кубики и т.п.) в ряд на расстоянии 1 м друг от друга. Дети, держась за пояса впереди стоящих детей и образуя «змейку», обходят кегли, стараясь не задеть их.
Резвый мешочек. Играющие становятся в круг. Водящий стоит посередине. Он вращает веревку с небольшим грузом (мешочком, наполненным песком) на конце. Дети следят за веревкой и при ее приближении стараются перепрыгнуть через нее.
Вывод: Не стоит недооценивать значение игры. Для более эффективной тренировки мышц и связок стоп игровые задания следует выполнять без обуви. Чем чаще играют с детьми взрослые, тем лучше они осваивают нужные навыки. Под руководством взрослого в играх с заданием действия ребенка приобретает целенаправленный характер: несколько раз повторяя движения, он закрепляет двигательные навыки, развивает подвижность и ловкость.
3. Рефлексия:
Что вы узнали нового?
Что вы будете использовать в своей практике?
Какие упражнения вы считаете доступными для использования в практике работы?
4. Список литературы.
Лосев В. С. Плоскостопие у детей 6 -7 лет: профилактика и лечение. М.: ТЦ Сфера, 2007. 64с.
Подвижные игры для профилактики плоскостопия.
Игры не только развлекают ребенка, придают занятиям более живой и веселый характер, но и способствуют оздоровлению организма, укрепляя опорно – двигательный аппарат. Кроме того, в них развиваются навыки совместной деятельности.
Ловкие ноги. Дети садятся на пол, опираясь сзади на руки, ноги вытянуты вперед, между стопами мяч. Обхватив мяч стопами, перекладывать его в сторону, передавая следующему игроку. Можно играть командами. Выигрывает та команда, которая быстрее передаст мяч.
Барабан. Дети садятся на стулья или скамейку. Взрослый сидит напротив и в определенном ритме отбивает такт поочередно носком одной ноги, другой и носками обеих ног одновременно. Дети повторяют движения за ним, пятки остаются плотно прижатыми к полу. Игра повторяется, только такт отбивается пятками, а носки плотно прижаты к полу.
Кто быстрее спрячет простынку. Дети садятся на стулья (скамейку). У каждого ребенка своя простынка длиной 50- 60 см. По сигналу взрослого они начинают собирать простынку пальцами ног. Выигрывает тот, кто быстрее подберет ее под стопы.
Донеси платочек. Дети садятся на стулья (скамейку) в одном из концов зала. У каждого ребенка под ногами платочек. Нужно захватит платочек пальцами одной ноги и, ни разу не уронив, донести его любым способом (прыгая на одной ноге, на четвереньках) до противоположного конца зала. То же самое повторить другой ногой. Выигрывает тот, кто быстрее донесет платочек, ни разу не уронив его.
Великан и карлик. «Великаны ходят, приподнимаясь на носках как можно выше. «Карлики» передвигаются присев на корточки.
Лошадка. Дети двигаются по кругу, подражая аллюру лошади: шагом, рысью, галопом.
Пройди не ошибись. Дети проходят по линии, начерченной мелом на полу, ставя пятку к носку впереди стоящей ноги. Затем идут обратно, спиной вперед, ставя носок к пятке.
Ходьба змейкой. Поставить кегли (мячи, кубики и т.п.) в ряд на расстоянии 1 м друг от друга. Дети, держась за пояса впереди стоящих детей и образуя «змейку», обходят кегли, стараясь не задеть их.
Резвый мешочек. Играющие становятся в круг. Водящий стоит посередине. Он вращает веревку с небольшим грузом (мешочком, наполненным песком) на конце. Дети следят за веревкой и при ее приближении стараются перепрыгнуть через нее.