Консультации.
Деятельностно эмоциональный компонент в физическом развитии детей дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) обязывает нас «обеспечить развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических особенностей» (п. 2.1. ФГОС ДО).
Одна из областей ФГОС ДО является физическое развитие детей, которое направлено на укрепление здоровья ребенка; формирование правильной осанки; развитие произвольных движений, физической работоспособности; тренировки сердечнососудистой и дыхательной систем; закаливание организма.
В дошкольном возрасте движение становится потребностью, поэтому физическое воспитание особенно ценно в данный возрастной период.
В системе физического воспитания используются следующие организационные формы двигательной активности детей в период дошкольного детства: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, ритмика, физкультминутки на занятиях, подвижные игры на прогулках, спортивные праздники.
Как известно, в системе деятельностного подхода в физическом развитии, деятельность наравне с обучением рассматривается как движущая сила психического развития. В каждом возрасте существует своя ведущая деятельность внутри, которой возникают новые виды деятельности, развиваются (перестраиваются) психические процессы и возникают личностные новообразования.
Основные принципы деятельностного подхода:
- Принцип активности, инициативности и субъектности в развитии ребенка.
- Деятельность является движущей силой развития ребенка.
- Принцип амплификации развития (А.В.Запорожец).
Двигательная деятельность активизирует нравственное развитие личности ребенка. Прежде всего, она способствует формированию таких положительных личностных качеств, как сочувствие, стремление к оказанию помощи, дружеской поддержки, чувство справедливости, честности, порядочности. Это ярко проявляется в играх и игровых упражнениях, выполнение которых ставит ребенка перед необходимостью вступить в контакт со сверстником, оказать помощь в выполнении двигательного задания, найти оптимальные варианты согласований действий.
Физическое развитие дошкольника подразумевает овладение ребенком знаниями о физической культуре, умениями их использовать в деятельности, ведущей для этого возраста, а именно - в игровой, проявляя при этом творчество.
Деятельностные подходы к развитию ребенка.
В игре формируются предпосылки учебной деятельности, такие как функция обобщения, воображение и фантазия, идеальный план действия, умение соотносить свои действия с образцом, умение подчиняться правилу и др.
В подвижны играх у детей в коллективе рождается произвольное поведение, позволяющее ребенку подняться на более высокую ступень развития, чем он это может сделать в игре в одиночку, поскольку коллектив в этом случае корректирует нарушения в правилах развивает у детей умение согласовывать свои действия с действиями товарищей подчинять личные интересы интересам коллектива, воспитывать сдержанность, самообладание, чувство ответственности за успех команды.. Игра как раз требует от ребенка самопринуждения.
В игре происходит развитие произвольных психических функций дошкольника, когда высшие психические функции достигают такого уровня развития, который в обычной жизненной ситуации у детей пока не проявляется. То есть в игре возможны высшие достижения ребенка, которые завтра станут его средним реальным уровнем.
Игра способствует речевому развитию детей, поскольку для взаимодействия в игре требуется активное говорение. Игра помогает ребенку учиться сочувствию, сопереживанию.
Развитие эмоциональной устойчивости дошкольников средствами физической культуры.
Развитие эмоциональной устойчивости детей старшего дошкольного возраста обеспечивается при реализации следующих педагогических условий:
- разработана методика, обогащающая основные формы физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях специально сконструированными и рационально подобранными средствами физической культуры, наполненными психологическим содержанием (релаксационные, дыхательные, оздоровительные гимнастики; двигательные действия и задания; варианты массажных упражнений и подвижных игр и др.)
В процессе физического воспитания обеспечивается индивидуально - дифференцированный подход к детям с различными уровнями проявления эмоциональной устойчивости; - осуществляется специальная подготовка педагогов к использованию средств физической культуры с целью развития эмоциональной устойчивости старших дошкольников.
На данный момент существует множество нетрадиционных методик, позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогом. Но эффективность нововведений зависит от знания методики, систематичности и рациональности ее использования.
Основной формой организованного обучения физическим упражнениям в дошкольном учреждении являются физкультурные занятия. Мотивы выполнения активных действий детей на занятиях разнообразны. У детей старшего дошкольного возраста преобладает мотив эмоциональной привлекательности- осуществляется специальная подготовка педагогов к использованию средств физической культуры с целью развития эмоциональной устойчивости старших дошкольников.
Физические упражнения в сочетании с фольклором в структуре занятия располагаются в определённом порядке, который обусловлен физиологическими и психологическими особенностями детского организма.
В работе дошкольного учреждения используются различные типы физических занятий:
1. Двигательно – творческие занятия, основанные на одном из видов устного народного творчества – потешках, загадках, стихах. При проведении физических упражнений используются 10 - 15 потешек или загадок двигательного характера, а так же задействуется сюжет одной или двух сказок, дополняя их потешками и загадками.
2. Сюжетные физкультурные занятия с «вкраплением», «вплетением» элементов фольклора. Эти занятия проводятся в форме «двигательного» рассказа или сказки.
3. Музыкально - ритмические занятия, основанные на русских народных плясках и танцах, играх и хороводах, с использованием русских песен и народных мелодий.
4. Игровые физкультурные занятия на основе русских народных подвижных игр.
5. Познавательные занятия с использованием элементов фольклора.
Включение фольклора как элемента занятия оживляет процесс обучения, делает его доступным детям дошкольного возраста.
В последнее время в дошкольных учреждениях все чаще стали применяться нетрадиционные средства физического воспитания детей: ритмическая гимнастика, элементы йоги, занятия на фитболах.
Цель занятий: создать положительный психологический настрой, повышать эмоциональный уровень, способствовать развитию мышления, воображения; развивать творческие способности ребенка; укрепить здоровье.
При составлении комплексов для дошкольников следует учитывать не только уровень подготовленности детей, но и особенно психики, слабую координацию движений. Поэтому комплексы должны быть доступными, с подобранной музыкой, а их содержание, в случае необходимости, передавать образно, в игровой форме. Комплексы могут быть включены в праздники и развлечения как показательные выступления. Существенной стороной влияния физических упражнений является повышение эмоционального тонуса. Во время занятий по физическому воспитанию у ребенка улучшается настроение, появляется чувство радости, удовольствия.
Физические упражнения при правильном психолого-педагогическом подходе являются мощным оптимизирующим фактором, а также средством всестороннего гармонического развития ребенка.
Дети шестого года имеют более координированные движения, которые подконтрольны сознанию и могут регулироваться и подчиняться волевому приказу. Дети понимают пользу упражнений, связь между способом выполнения и конечным результатом, становятся более настойчивы в преодолении трудностей и могут многократно повторять упражнения, работать в коллективе, выполнять все команды, данные педагогом, организовано и дисциплинировано.
Спортивные праздники и занятия физкультурой оказывают сильное влияние на развитие эмоционального интеллекта, так как здесь как нигде в другой деятельности тренируется сила воли, умение мотивировать себя на достижения. Развивается искусство поддержки взаимоотношений со сверстниками, соблюдая правила игр и поддерживать их в трудной ситуации.
А так же развивается способность детей чувствовать свое тело и управлять им, что является базовым фундаментом дальнейшего развития распознавания чувств и управления ими.
Таким образом, деятельностно – эмоциональные компоненты играют важную роль в физическом развитии детей дошкольного возраста.
Используемая литература
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» зарегистрировано в Минюсте РФ 14.11 2013 г. №30384.
- Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2-х т. М., 1986.
- Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. – М.:Просвещение, 1986.
- Интернет ресурсы.