Сказкотерапия.
Проблемы? Начните с чтения сказки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_gruppy.docx | 43.59 КБ |
Сказка на тему адаптации к саду. | 48.1 КБ |
Сказка о предстоящем обучении в школе | 38.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Сказки для детей
Зайчонок
Проблема: длительное (затянутое) расставание ребёнка трёх лет с мамой (после прихода в детский сад утром).
Зайчонок ходил в лесной детский сад. Каждое утро, когда мама Зайчиха прощалась с ним, Зайчонок всё время спрашивал:
-Ты меня любишь?
-Люблю, конечно, - отвечала мама и целовала его в щёчку.
-А ты меня очень любишь? - опять спрашивал Зайчонок.
-Очень-очень, - ласково говорила Зайчиха и гладила его.
-Очень-очень-очень? - настаивал Зайчонок. * И мама всегда отвечала, что любит его
больше всех на свете.
Однажды мама Зайчиха торопилась. Она не успела сказать Зайчонку, что любит его. И он загрустил - сидел в уголке и утирал слёзы. К Зайчонку подошёл Лисёнок.
-Что случилось? Ты почему плачешь? - спросил он.
-Сегодня мне мама не сказала, что меня любит.
-Она тебя очень любит. Об этом необязательно говорить каждый день. Мамину любовь можно почувствовать.
-Как это почувствовать? - удивлённо спросил Зайчонок.
-Она тебе вчера читала сказку? - спросил Лисёнок.
-Да, - ответил Зайчонок.
-Ну вот видишь. Сказки читают только тем, кого очень любят.
К Зайчонку и Лисёнку подошёл Ёжик.
-Твоя мама тебя очень-очень любит, потому что я видел, как она радуется, когда тебя встречает. Только тот, кто так радуется, может любить очень сильно.
-Я тоже видел, что твоя мама тебя любит, - сказал Лисёнок. - Она всегда так нежно тебя обнимает. Ты же чувствовал её любовь, когда она тебя обнимала, целовала, жалела, готовила для тебя еду, читала сказки?
Я понял! - закричал Зайчонок. - Любить можно и молча.
Как Зайчонок узнал, что его любит мама?
(Л.А. Никифорова.)
Необычный сон
Проблема: старший дошкольник болезненно переживает проигрыш.
Сергей Иванович обвёл глазами полный зал. Среди журналистов и корреспондентов он увидел представителей разных каналов телевидения.
Сергей Иванович легко отвечал на вопросы и вдруг увидел в первом ряду сбоку маленького мальчика, очень похожего на него в детстве: такого же кудрявого и с озорными глазами.
Мальчик поднял руку:
- Я тоже хочу спросить. Я читал, что вы хорошо разбираетесь в музыке, в свободное
время играете в теннис, и у вас даже есть серьёзные соперники, которых вы обыгрываете. Вы закончили университет. Скажите, пожалуйста, у вас всегда всё получалось так, как вы хотели? Сергей Иванович улыбнулся.
- Нет, конечно. В детстве я очень огорчался, когда у меня что-то не получалось. Я обижался на друзей, когда они обыгрывали меня в теннис. А уж когда я учился в консерватории, многие играли лучше меня. Я сердился, ругался, хотел всё бросить, но моя бабушка научила меня быть терпеливым.
- Учение и терпение - вот твои умения, -говорила она. И если у меня не сразу всё получалось, я вспоминал слова бабушки.
- Учение и терпение - вот мои умения, -повторял я и начинал всё сначала.
...Серёжа повернулся на другой бок и проснулся.
- Ухты! Я заснул.
Он увидел перед собой ноты, виолончель и всё вспомнил. Сегодня опять Катю в музыкальной школе похвалили, а его нет.
- Серёженька, иди, милый, ужинать, сказала бабушка и обняла внука за плечи. -Учение и терпение - вот твои умения.
(Л.А. Никифорова.)
«Кто кого перебьёт, тому перца полон рот»
Проблема: старшие дошкольники не умеют устанавливать очерёдность в игре.
В холодильнике на полке лежали разные овощи и фрукты. Хозяйка сложила их вместе и, когда ей было нужно, брала один или два плода, а остальные оставались в холодильнике. Здесь было прохладно и очень скучно. Овощи и фрукты как могли развлекали друг друга. Они рассказывали, где росли, как добирались до магазина, в чём их привезли туда, как раскладывали по полкам. Как они тихонько толкали друг друга в магазине, когда хотели, чтобы покупатели увидели их с лучшей стороны.
Каждый хотел поведать свою историю первым, поэтому, когда один начинал говорить, остальные пытались его перебить и рассказать свою. Всем хотелось рассказать о себе до того, как хозяйка достанет их из холодильника.
- Я рос в жаркой стране, - начал свой рассказ Апельсин. - Она называется Испания...
О, знаем, знаем, где находится ваша Испания, - перебил его Помидор. - Та страна, где я рос, называется Италия. Она находится рядом с Испанией. Там тоже жарко. Огород, где я провёл много интересных дней и ночей, был в таком месте, что, когда мой куст вырос выше ограды, я мог видеть настоящее море! Кто-нибудь из вас видел когда-нибудь море?
Я видело море, - сказало Авокадо. - Оно действительно очень красивое! Я видело птиц, которые парили над морем, потом они рассказывали мне разные морские истории...
Погодите, Авокадо, вы меня перебили! - взволнованно закричал Помидор. - Я ещё не рассказал вам о чудесных звёздных ночах Италии.
А вы. Помидор, меня перебили, - ещё громче крикнул Апельсин. - Я только начал рассказывать о своей удивительной стране!
О-о-о! Тихо! Тихо! Так невозможно отдыхать, - строго сказал Перец, которому этот шум уже порядком надоел. - Давайте установим правила. Если кто-то начинает говорить, все остальные молчат. Я научился этому в стране, где рос, - в Мексике.
Но ведь этому невозможно научиться! -Загалдели овощи и фрукты. - Мы всё равно будем перебивать друг друга! Мы все хотим быть первыми!
Меня этому научил мой дедушка, старый жгучий Перец. Его все слушались.
Когда мы были молодыми перцами, то так же, как вы сейчас, не умели слушать друг друга. Мой старый дедушка сказал: «Кто кого перебьёт, тому перца полон рот!» И научил!
Давайте, давайте попробуем, - зашептали овощи и фрукты. - Но мы не знаем, кто будет рассказывать первым, а кто потом. Чтобы никому не было обидно.
Я знаю, как это делают дети, - сказало Яблоко. - Я долго висело в саду на раскидистой яблоне. Под ветвями яблони дети играли в разные игры. Я запомнило несколько считалок и могу вас им научить. Тот, на кого я укажу, будет рассказывать первым. А потом опять будем считаться.
Яблоко, посчитайте нас! - попросили овощи и фрукты.
И Яблоко познакомило всех со считалкой:
- Шла коза по мостику и виляла хвостиком. Зацепилась за перила, Прямо в речку угодила. Кто не верит - это он, Выходи из круга вон!
Очередь рассказывать выпала Баклажану. Он уселся поудобнее и начал:
Я рос не так, как вы все. Сначала я рос в горшке...
Я тоже сначала рос в горшке, - перебил его Помидор.
Но тут Перец строго сказал:
Помидор, вы что, забыли: «Кто кого перебьёт, тому перца полон рот!» Продолжайте, Баклажан, пожалуйста.
Извините меня. Баклажан. Я больше не буду, - заверил Помидор.
Баклажан продолжил:
- Меня посадили маленьким семечком, а потом, когда я немного подрос пересадили в огород.
Когда он закончил рассказывать, Яблоко познакомило всех с новой считалкой.
- Ёжик, Ёжик, чудачок, Сшил колючий пиджачок. Встал в кружок и ну считать - Нам водилку выбирать! Наступила очередь Винограда.
С тех пор овощи и фрукты перестали перебивать друг друга, а если кто-то пытался это
сделать, его толкали в бочок, тихо шептали: «Кто кого перебьёт, тому перца полон рот!» и показывали на Перца, который внимательно следил за порядком.
(Л.А. Никифорова.)
Про плохие слова
Проблема: старший дошкольник при общении со сверстниками использует грубые слова, ругань.
В одном лесу жил-был маленький Медвежонок. Как все лесные зверушки, он ходил в лесной детский сад. Он там играл, занимался музыкой и физкультурой. Но однажды друзья Медвежонка заметили, что он стал говорить плохие слова. Например, Медвежонок с Лисёнком строили город из конструктора ЛЕГО. Дома получались на славу: высокие, красивые, со стройными башнями. Лисёнок хотел построить мост через реку и случайно задел одну башню. Падая, она задела соседний дом и разрушила его. Медвежонок не сдержался и сказал Лисёнку плохое слово. Тот обиделся и не стал дальше играть с Медвежонком.
В другой раз, когда Зайчонок в эстафете положил обруч не на то место, куда нужно, Медвежонок опять сказал плохое слово. Зайчонок обиделся, отошёл от него и больше с ним не разговаривал.
Так случилось несколько раз. И Медвежонок заметил, что никто из зверушек с ним больше не играет.
Наступила поздняя осень, и мама Медведица сказала Медвежонку, что медведям пора ложиться спать. Мама показала сыну, где у них будет зимняя берлога. Длинной зимой много снов снилось Медвежонку: и как они ходили с мамой за малиной, и как его покусали пчёлы, когда он хотел взять мёд без спроса, и как он ходил в лесной детский сад. Но один сон запомнился ему больше других.
...Снилось ему, что он пошёл на речку ловить рыбу. Увидел большую рыбу, потянулся за ней, да не удержался - упал с берега. Понесло его течением вниз по реке. И чем дальше его относило от берега, тем быстрее становилось течение. Вода была такая холодная, что уж и лапы начали замерзать.
- Помогите кто-нибудь! - закричал Медвежонок. Но поток холодной воды нёс его дальше и дальше.
- Помогите! - в отчаянии кричал Медвежонок. Вода захлёстывала его, переворачивала с боку на бок.
- Ой-ой-ой! Помогите! - кричал Медвежонок. Он пытался ухватиться за камень, который оказался рядом, но у него ничего не получилось.
А рядом на полянке Зайчонок и Лисёнок играли в прятки. Они услышали голос Медвежонка прибежали к речке и увидели, что Медвежонок тонет. Лисёнок схватил толстую ветку, протянул её Медвежонку. Тот изловчился, схватился за конец ветки и с большим трудом выкарабкался на берег.
Зверушки добрались до дома Лисёнка. Хозяин приготовил Медвежонку чай с малиной, чтобы тот не простудился. Медвежонок просох, выпил чай. А потом долго разговаривал с Лисёнком и Зайчонком...
Наступила весна. Мама Медведица проснулась от зимней спячки и разбудила Медвежонка:
- Вставай, соня! - ласково сказала она. - Уже весна наступила. Тебе пора идти в детский сад.
Медвежонок отправился туда с радостью. А когда подходил к детскому саду, то вспомнил свой сон.
- Ой, какой же я был глупый! Говорил своим друзьям плохие слова! Больше так никогда не буду.
(Л.А. Никифорова, Е.А. Трихункова.)
День рождения
Проблема: старший дошкольник слишком медлительный, неорганизованный.
В одной семье жила девочка. Это была хорошая девочка, но очень медлительная. Её утро начиналось с того, что она мед-лен-но вставала, ещё мед-лен-не-е умывалась и очень мед-лен-но завтракала. Затем мед-лен-но одевалась и не спеша шла в школу.
Однажды девочка пришла домой из школы. Она поела, переоделась и стала играть. А про уроки совсем забыла. Играла она, играла и вдруг услышала:
- Если медленно идти, можно к цели не дойти.
Девочка удивилась:
- Кто это говорит?
Тут увидела она попугая, который сидел в клетке, чистил пёрышки и приговаривал:
- Если медленно идти, можно к цели не дойти.
А, это Кеша научился новым словам! - решила девочка.
Она построила замок из ЛЕГО, поиграла со своими любимыми лошадками, стала собирать пазлы.
Попугай опять проговорил:
- Если медленно идти, можно к цели не дойти. -
Да-замолчи ты, - воскликнула девочка, - надоел!
Тут зазвонил телефон. Это звонила подруга девочки, которая напомнила, что сегодня у неё день рождения. Будут гости - приглашены и клоун, и учёная собачка. А клоун даже покажет фокусы. Должно быть очень интересно.
Хорошо, хорошо, я успею, - сказала девочка. И стала опять собирать пазлы. Она уже закончила складывать замок, и ей осталось сложить ещё карету.
Если медленно идти, можно к цели не дойти, - опять произнёс попугай.
Опять ты глупости говоришь! Не видишь, я заканчиваю.
Затем девочка начала медленно выбирать платье для праздника.
- Это не хочу! Это мне не нравится! Это слишком длинное!
Когда она перебирала платья, случайно задела пульт от телевизора. Телевизор включился, и девочка стала смотреть новый мультфильм про принцессу.
Опять зазвонил телефон.
- Ну где же ты? Тут собачка так интересно считает! Давай, давай скорее! - волновалась подружка.
- Да, да, да, я собираюсь, - ответила девочка.
И она стала медленно надевать колготки.
- А где же мои туфельки?
Девочка стала не спеша искать свои туфли, но они никак не хотели находиться.
- Может быть, они в ванной? Я их вчера там оставила.
Наконец девочка собралась, стала надевать курточку, и вдруг зазвонил телефон.
Это была её подружка. Грустным голосом она сказала:- Ты можешь не приходить. Самое интересное уже закончилось.
- Как? Всё без меня? Закончилось самое интересное? Почему меня не дождались? Я же уже иду! Я же могу! Я умею всё делать быстро. Так. Начинай думать! Быстро надевай сапожки. Застегивай курточку. Я же всё умею! Не забудь туфельки. Надо же, я сама собой командую. Я готова, уже готова! Не забудь подарок! Быстро закрывай дверь!
Девочка выскочила из дома и побежала к подружке. Когда она пришла в гости, все ребята наперебой стали рассказывать, как было интересно: клоун показывал настоящие фокусы и даже извержение вулкана. А ещё он пускал огромные разноцветные мыльные пузыри. И каждый, кто хотел, мог тоже попробовать пускать пузыри разной формы. Учёная собачка считала до десяти - она смешно гавкала, когда ей показывали какую-нибудь цифру.
Подружка сказала:
Жалко, что ты всего этого не видела! Но я рада, что ты пришла. Мы как раз сейчас будем есть торт. Ещё свечи на нём не успели зажечь. Ты как метеор! Я не ожидала от тебя такой скорости. Расскажи, как у тебя это получилось?
Я сама от себя такого не ожидала, - сказала девочка. - Оказывается, я умею быстро собираться. Я проговаривала каждый свой шаг, что мне надо делать. Я отдавала команды самой себе. И это помогло.
Тут подружка загадала желание, задула зажжённые свечи, и все стали есть торт.
(Л.А. Никифорова, Е.А. Трихункова.)
Сон бабочки
Проблема: социализация ребёнка с особыми потребностями, инвалида в группе детского сада.
Как только солнце стало просыпаться, под большим кустом цветущих роз из коконов появились бабочки. Они были все разные: большие и маленькие, с бледными и ярко раскрашенными крылышками. Одни были очень красивые, другие не такие, красивые. Одни были очень важные и медлительные, другие - скромные и быстрые. Среди них была бабочка, которая считала себя самой красивой. И дружила она только с красивыми бабочками. Они вместе летали над высокими цветами и собирали вкусный нектар: с цветка на цветок, с одуванчика на василёк, с ромашки на колокольчик. Все хотели дружить только с этой бабочкой, они были рады полетать с ней вместе. Но она сама выбирала себе друзей и всегда отказывала в дружбе самой незаметной неяркой бабочке.
- Ты такая некрасивая! Мы с тобой не летаем вместе. Ты не бабочка, а непонятно что, -говорила она. - Ты не можешь высоко взлететь. У тебя крылышки совсем не красивые.
Когда солнышко уходило спать за горизонт, все бабочки складывали крылышки, выбирали себе листики под кустом роз и засыпали.
Однажды горделивой бабочке приснился сон. Ей снилось, что она, как всегда, летала, летала с цветка на цветок, с одуванчика на василёк, с ромашки на колокольчик. И вдруг не заметила, как её крылышко зацепилось за колючий репей. Бабочка попыталась вытащить крылышко, но у неё ничего не получилось. Она дернула его ещё сильнее. Все радужные чешуйки с крылышка осыпались, и оно стало бесцветным. Вся красота бабочки исчезла.
- Ой! Что же мне делать? Как я смогу летать со всеми остальными бабочками с цветка на цветок, с одуванчика на василёк, с ромашки на колокольчик? Со мной никто не захочет дружить.
Она так расстроилась, что даже заплакала. И тут проснулась. Бабочка посмотрела на свои крылышки: «Как хорошо, что это был сон!»
Она вернулась к своим подружкам. Увидев некрасивую бабочку, которая одиноко сидела на маленьком цветочке и собирала нектар, она вспомнила свой сон и подлетела к ней.
Горделивая бабочка сказала:
- Какая ты трудолюбивая! Давай с тобой дружить! Будем летать вместе, играть с ветерком в прятки и собирать вкусный нектар.
(Л.А. Никифорова, Н.А. Спободчикова.)
Сказки для родителей
Любовь, забота, доброта
Проблема: преодоление недоверия; родителей к специалистам ДОУ при адаптации ребёнка к детскому саду.
В одной волшебной стране жили прекрасные садовницы. Они занимались, выращиванием удивительных, самых прекрасных цветов на свете. У каждой садовницы была своя оранжерея, в которой она выращивала рассаду. К концу весны рассаду высаживали на открытые клумбы. Но одна молодая садовница никак не могла решиться на это. Сначала она долго искала клумбу для посадки: одна была на подветренной стороне, другая - в тени, третья - под палящим солнцем, четвёртая - слишком маленькая, а пятая - далеко от её оранжереи. Наконец место было найдено, и садовница стала выбирать для посадки подходящий день. Проверив множество лунных календарей, зайдя на форум в Интернете, она выбрала третий день после новолуния. И решилась. Утром, прослушав прогноз погоды на день, прихватила с собой зонт на случай дождя, полиэтилен, подкормку, удобрения, горшочки с рассадой. Погрузив всё это на тележку, она отправилась к выбранной клумбе. Когда садовница везла свою тележку, то увидела другие клумбы, где посаженные цветы уже хорошо принялись и стали набирать бутоны. Но тут подул ветерок. Садовница достала полиэтилен, укутала им свою рассаду и повернула домой. «Посажу завтра», - подумала она.
Утром, прослушав прогноз погоды, садовница снова поместила всё на тележку и отправилась высаживать рассаду. Посадив растения, она так долго их поливала и удобряла, что другие садовницы забеспокоились: «А не повредит ли это цветам?»
Молодая садовница долго стояла около клумбы и с грустью говорила:
Как же вы теперь без меня? Как же я теперь без вас?
Идите, всё будет хорошо, - сказал ей ландшафтный дизайнер. - Любовь, забота, доброта - основные правила моей работы. Доверьте мне теперь заботу о ваших цветах.
С тяжёлым сердцем садовница пошла домой. На следующее утро с первыми лучами солнца она уже была около своей клумбы.
- Как вы тут без меня, мои милые? Вас поливали? Землю рыхлили?
И с удивлением заметила, что земля уже полита и разрыхлена, а на каждом стебле появилось по маленькому бутону.
К садовнице подошёл ландшафтный дизайнер:
- Видите, у ваших цветов всё хорошо. Я же говорил вам: любовь, забота, доброта - основные правила моей работы.
(Л.А. Никифорова, Н.А. Слободчикова.)
Проверяя без конца того, кому мы дали поручение, разве не уподобляемся мы человеку, выдёргивающему росток из земли всякий раз с той лишь целью, чтобы удостовериться наверняка, растут или нет корни? (Китайская пословица.)
Два деревца
Проблема: избалованный младший ребёнок.
Эту историю мне рассказали листья одного большого дерева, когда я отдыхала под ним в поисках прохлады. А может быть, её мне рассказала бабушка, когда я была совсем маленькой девочкой. Но ведь я была маленькой и не могла так хорошо её запомнить. Скорее всего, эту историю мне рассказала моя мама.
В одном саду росло маленькое деревце. Женщина очень любила его и ухаживала за ним. Когда деревце немного подросло, женщина посадила рядом с ним ещё одно, совсем крохотное. Его веточки и ствол были такие тоненькие, что, казалось, дунь сильный ветер - и оно сломается. Да ещё это деревце часто болело: то у него кора пересыхала, то листья желтели. Женщине приходилось много времени проводить рядом с ним, и часто она просила старшее деревце помочь ей. И деревце всегда помогало: то веточки у младшего расплетёт, когда ветер их запутает, то листиками его прикроет, когда солнце ярко светит, то утренней росой обрызгает, когда жарко. Иногда даже сказки рассказывало, когда младшее начинало грустить.
Со временем младшее деревце окрепло и выросло, но так привыкло к тому, что все о нём заботятся, что, когда ему не оказывали внимания, начинало капризничать, плакать.
- Расскажи ещё сказку! - капризным голосом обращалось младшее деревце к старшему.
- Полейте меня ещё разочек! - канючило оно, когда женщина поливала оба деревца.
- Опять эти птицы свили гнездо. Они так чирикают, что отдыхать мешают! - ворчало младшее деревце.
- Ты уже большое и с птицами можешь само справиться. Пошелести листочками - и птицы перестанут так громко чирикать, - терпеливо учило его старшее деревце.
- Ты уже само можешь поворачивать свои листочки так, чтобы солнце не обжигало их, -говорила женщина, брызгая на листья водой.
- Нет, я маленькое, маленькое и часто болею, - капризничало младшее деревце.
В заботах о младшем деревце женщина так уставала, что на другие дела у неё не хватало сил.
- Пусть ещё немного подрастёт, - говорила она каждый день, ложась без сил в кровать.
И однажды увидела сон.
Ярмарка! Ярмарка! Женщина, купите мой цветущий куст, - обратился к ней продавец.
Где это я? Неужели на ярмарке? Я так давно здесь не была, - подумала женщина. - А как же моё маленькое деревце? Как оно переживёт разлуку со мной? Но как хочется посмотреть, что здесь продают! Я давно хотела купить новые кусты сирени, черёмухи, но не могла оставить деревце. Пойду посмотрю, будь что будет!
Вдруг женщина увидела два дерева, такие же, как у неё. Они были сильные, красивые, и на каждом из них было много плодов.
Как вы ухаживали за этими деревьями, что они стали такими? - обратилась она к продавцу.
Их надо закалять, тогда они смогут выдерживать перепады температур, заморозки, сильный ветер.
- Как можно закалять деревья? - удивилась женщина.
Понемножку, постепенно давайте им больше свободы - и они справятся. Чем больше вы о них заботитесь, тем меньше они опираются на свои собственные силы и возможности.
- Но ведь они могут сначала болеть?
- Да, могут, но будут быстро восстанавливаться. Попробуйте! - И продавец ласково погладил листья своих деревьев...
Тут женщина проснулась, посмотрела в окошко и увидела, как выросли оба её деревца. Как же она раньше этого не замечала?! Она увидела, как маленький птенчик со старшего деревца свалился вниз, а младшее деревце подставило ему свои веточки и задержало падение. Да, маленькое деревце выросло!
(Л.А. Никифорова.)
Драмкружок, кружок по фото...
Проблема: загруженность старших дошкольников.
У катка на скамейке сидели две куклы. Одна кукла была фарфоровая, в красивом, бархатном платье. Её пальцы украшали изящные кольца. Бархатные туфельки на ногах были под цвет платья.
А другая была сделана из ткани. Её большие голубые глаза, вышитые цветными нитками, с восторгом смотрели на мир. На ней было простое ситцевое платьице. Она была тряпичная и с трудом удерживалась на скамейке.
Пока их хозяйки учились кататься, разучивали прыжки, петли, восьмёрки, круги, скобки, куклы смотрели на них и тихонько разговаривали.
- Постарайтесь не упасть, - капризно сказала красивая кукла. - Помнёте моё бархатное платье! Видите, какое оно красивое! Как у принцессы. Сегодня я и была принцессой. Моя хозяйка надела на меня корону, красивую накидку. Я выходила замуж за прекрасного принца. Потом устроили бал. На балу я была королевой, и слуги исполняли все мои желания".
А я вчера была мамой. - сказала тряпичная кукла. - У меня было две дочери. Я им готовила торт и угощала гостей. В выходные к нам приходили подружки моей хозяйки* Они долго играли вместе - строили замок из ЛЕГО. Вечером, когда моя хозяйка положила меня спать с собой, я слушала вместе с ней сказку. Ночью нам обеим снились волшебные сны. Она мне утром рассказывала свой сон.
А моя хозяйка всё время занята; В понедельник и среду по утрам она ходит в драмкружок. Во вторник, четверг и субботу после обеда - на английский, потом сразу на каток. В понедельник, воскресенье и пятницу к двум часам она должна быть на хоре. А ещё... я забыла, в какие дни у неё кружок по фото. В остальное время она ходит в детский сад. Она такая умница: считает по - английски, поёт в хоре, читает книжки, играет в шахматы.
А подружки у твоей хозяйки есть?
Зачем они ей? У неё и так всё время занято!
Накатавшись, девочки подбежали к своим куклам.
- Пойдём скорее домой! Мы станем играть с тобой в зоопарк. Ты пойдёшь в зоопарк, а я буду твоим экскурсоводом. Я тебе расскажу про всех животных, - сказала девочка, обнимая свою тряпичную куклу.
Другая аккуратно приподняла свою куклу и, придерживая её платье, чтобы оно не помялось, обратилась к маме:
- Мама, что у нас сегодня? Драмкружок? Английский? Фото? Хор? Или детский сад?
(Л.А. Никифорова.)
Предварительный просмотр:
«Тигренок и дружелюбный детский сад»
Проблема. Недостаток представлений о детском саде, тревожность и страх перед расставанием с родителями, нежелание посещать детский сад. Сказка рассчитана на возраст от двух до четырех лет. (Если части II и IV неактуальны для ребенка, то их можно опустить.)
Часть I
В далеком волшебном лесу жил-был Тигренок. (Если сказка предназначена девочке, то главная героиня - маленькая Тигруля, а все зверята, которые появляются в ходе сказки, - тоже девочки. - Авт.) Он был совсем маленьким, но уже умел завязывать шнурки и убираться в своей комнате. А еще очень любил строить из кубиков пирамиды, домики и длинные мосты. (Вставляем то, что ребенок хорошо умеет делать и что он любит больше всего, в том числе любимые игрушки. - Авт.)
Летом мама рассказала Тигренку, что, когда наступит осень и листья на деревьях начнут желтеть, он пойдет в детский сад.
- Тебе обязательно понравится там, - добавила она. - Детский сад - дружелюбный и веселый, он любит детей. Каждый день он с нетерпением ждет ребят, хранит для них игрушки и помогает дружить с другими зверятами.
Тигренку стало интересно, но он забеспокоился:
- А мне точно понравится? Скучно не будет? Получится подружиться с другими ребятами? Вы не забудете прийти за мной вечером? - завалил он вопросами маму.
Она объяснила Тигренку, что в детском саду много интересных и веселых занятий. Он может взять туда свои любимые игрушки, например кубики. Детей в саду тоже много, поэтому он обязательно подружится с кем-то. Некоторых ребят Тигренок уже знает, например маленького Зебру, который живет по соседству. Вечером в детском саду никого не остается, потому что всех забирают домой. И конечно, родители придут за ним после работы. А потом все вместе будут ужинать.
Тигренок успокоился и обрадовался. Он с нетерпением ждал начала осени.
Незаметно лето закончилось. Тигренок повзрослел, и пришло время идти в детский сад. Он вместе с папой и мамой встал рано утром, умылся, оделся и в сопровождении родителей отправился в путь.
Детский сад выглядел дружелюбно, он был чистым и светлым. Воспитатель Кенгуру показала Тигренку его шкафчик, на который была наклеена картинка - красивая разноцветная пирамидка. На каждом шкафчике была своя картинка, чтобы их не перепутать. Тигренок переобулся в удобные тапочки, и Кенгуру повела его в группу.
На завтрак была вкусная манная каша и сладкий чай с булочкой. А после ребята -приступили к играм. Тигренок сразу же начал строить домик из кубиков, которые мама разрешила ему взять с собой. Его друг Зебра помогал ему. Тигренок подружился еще с Волчонком и Жирафиком. Они играли в машинки, а на прогулке - в салочки. Было весело.
«Детский садик оказался очень добрым и уютным», - думал Тигренок, засыпая после обеда в новой для него кроватке.
Часть II
(Если страха перед расставанием с родителями нет, то эту часть можно опустить.)
Когда Тигренок проснулся, то забеспокоился: «Мама точно придет за мной вечером? Не забудет?». И загрустил. Но воспитатель Кенгуру объяснила ему, что на ночь детский сад остается один. По-другому не бывает. Она давно работает, но ни разу ночью никто из детей не оставался, всех забирали мамы и папы. Тогда Тигренок решил, что оставит детскому саду на ночь часть своих кубиков, чтобы ему не было так одиноко.
Он заметно повеселел, и игры с друзьями продолжились.
Часть III
Вечером за малышом пришла мама. На прощанье воспитатель Кенгуру похвалила Тигренка за то, что он так хорошо умеет завязывать шнурки.
Все случилось так, как рассказывала ему мама. Вся семья собралась за ужином, -сдители расспрашивали сына, как прошел его первый день в саду, понравилось ли ему. А он с большой радостью рассказывал о том, как все было. И с нетерпением ждал следующего дня. Он знал, что дружелюбный садик тоже ждет его.
Часть IV
(Если ребенок охотно посещает детский сад, то эту часть можно опустить.)
Наступила зима, выпал первый снег. На улице стало холодно. Тигренок решил, что не будет больше ходить в детский сад. Он попросил у мамы разрешения остаться дома, и она согласилась. Но предупредила его, что родители будут уходить на заботу, а он - оставаться совсем один. Так прошло несколько дней.
На выходных Тигренок с папой пошел на каток. И встретил там маленького Зебру.
- Мы так ждали тебя, Тигренок, - воскликнул Зебра. - Твои кубики пропали, и детский сад грустит без тебя, он перестал сиять, его окна потускнели.
- Как так?! - возмутился Тигренок. - Завтра я приду в детский сад, нужно ему помочь и кубики найти.
Рано утром он позавтракал, сам собрался и попросил маму отвести его в детский сад.
Кубиков нигде не было. Но сначала он решил порадовать детский сад. Вместе с ребятами они вымыли все окна и вытерли пыль в группе. Детский сад снова засиял. Еще зверята решили убрать все игрушки на свои места. Так они нашли неваляшку и потерянную деталь от пожарной машины. Но кубиков в группе не оказалось.
Во время прогулки Тигренок внимательно осмотрел площадку. Ура! Кубики лежали у ограды.
- Как вы сюда попали, мои любимые кубики? - поинтересовался он.
- Мы искали тебя, - ответили они. - Но не смогли перелезть через ограду и решили дождаться тебя тут. Почему ты не приходил?
- Я... - растерялся Тигренок. Ему было стыдно признаться, что он ленился. И что дома одному ему было очень скучно. - Это уже не важно. Не убегайте больше. Я буду ходить в детский сад. Идемте строить крепость.
И малыш сдержал свое слово.
Часть V
Каждый день Тигренок приходил в дружелюбный детский сад, играл вместе со зверятами, занимался с воспитателем и гулял.
В твоем садике тоже много игрушек и ребят, с которыми ты подружишься. Он ждет тебя с твоей любимой игрушкой. Будет радовать тебя, помогать, когда трудно, а каждое утро с нетерпением ждать твоего возвращения в группу.
Ритуал. Рассказываем малышу, что он сможет брать в детский сад свою любимую игрушку. Она поможет ему преодолеть грусть и страхи.
Вопросы
- Расскажи, что умел хорошо делать Тигренок? (После ответа комментарий: «Представляешь, как вы с ним похожи? Ты тоже хорошо умеешь это делать».)
- О чем Тигренок забеспокоился, когда узнал, что скоро пойдет в детский сад?
- Как на самом деле все оказалось?
- Что случилось, когда Тигренок решил не ходить в детский сад?
- Тигренку понравилось в детском саду?
- Как ты думаешь, что ему понравилось больше всего?
- А тебе понравится в детском саду? Какую игрушку ты возьмешь с собой туда?
Предварительный просмотр:
«Школа пингвинов»
Проблема. Недостаток представлений о школе, тревожность, связанная с предстоящим началом обучения, профилактика неуважительного отношения к учителю и отрицательной мотивации обучения.
Сказка рассчитана на детей шести-семи лет. В этом возрасте можно ее не только рассказывать, но и разыгрывать.
За глубокими морями, за высокими горами, там, где круглый год холодно и снежно, жил пингвиненок Эдрик. (Если сказка предназначена девочке, то главную-героиню зовут Синти.)
Он рос добрым и веселым. С каждым годом становился все умнее и сильнее. И вот, когда ему исполнилось семь лет, настало время идти в школу.
Эдрик очень волновался: понравится ли ему там, получится ли хорошо учиться, справится ли он с заданиями. Родители успокоили его. Оказалось, что он будет учиться по чуть-чуть, постепенно, поэтому все точно получится. Папа рассказал сыну историю из своего детства. Он так переживал в первый день, что даже забыл свой портфель дома. Но это не помешало папе выполнить задания, которые дал учитель. Главное, внимательно слушать его и делать все, о чем он просит. (Можно вставить сюда интересную историю из детства одного из родителей ребенка.) Это не всегда удается, но когда хочется отвлечься, очень помогает заклинание, о котором папа узнал от своего отца. Нужно три раза про себя сказать: «Снуп-креп-трурре». И внимание к тебе вернется. Заклинание помогало папе много раз. Став постарше, он даже победил в нескольких олимпиадах по математике.
Первого сентября Эдрик проснулся рано, сделал зарядку, умылся, оделся, позавтракал, взял красивый портфель с нарисованной на нем синей машиной и пошел в школу.
Учитель Серафима Кузьминична показала Эдрику, где он будет сидеть, и познакомила с другими учениками. Некоторых пингвиненок уже знал, с кем-то он ходил в детский сад, а с другими играл на площадке. На уроках было очень интересно. Они учили цифру 1 и букву А. На третьем уроке Серафима Кузьминична рассказала о далеких теплых странах, где живут верблюды. На переменах было весело, ребята катались с ледяной горки, ели замороженную рыбу и даже немного мороженого.
По дороге домой Эдрик помог малышам из детского сада перейти дорогу. Так приятно было стать взрослее. А еще самостоятельнее. Потому что уроки он делал сам. К родителям подходил, только если появлялись вопросы. А иногда даже находил ответы без их помощи в Пингвинете.
Так проходил день за днем. Эдрик узнавал все больше. У него всегда было много вопросов. Серафима Кузьминична отвечала на все. Казалось, не было того, чего бы она не знала. Уроков становилось все больше, добавлялись новые предметы. Благодаря физкультуре Эдрик становился сильнее. Он не только помогал малышам переходить через дорогу, но и защищал их от хулиганов. Пингвиненок сдружился с ребятами из класса. По выходным они играли в хоккей и ходили в музеи и театр. Но особенно ему нравился планетарий, где можно было увидеть далекие звезды.
Однажды по дороге в школу Эдрик встретил птицу Буревестника. Она не окончила школу, поэтому очень не любила все, что с ней связано. Эдрик и не заметил, как птица заколдовала его. Она хотела, чтобы как можно больше учеников остались безграмотными. Пингвиненок стал считать себя совсем взрослым и самым умным. Поэтому, когда он пришел в школу, он сказал, что сам теперь будет учить всех. А Серафима Кузьминична может отправляться домой. Мудрая учительница сделала вид, что идет домой, а сама спряталась за дверью.
- К доске! - скомандовал Эдрик своему другу Тинки. (Если сказка предназначена девочке, то подруге Тинки.)
Тинки никак не мог решить пример из учебника, он не до конца разобрался со сложением. А Эдрик никак не мог ему объяснить основные правила. На следующем уроке он должен был рассказывать детям о северном сиянии. Эдрик прочитал по слогам параграф из учебника, но не смог ответить ни на один вопрос одноклассников.
Однако все это не расстраивало Эдрика, а только злило его. И он ставил двойки всем подряд, даже тем, кто обращался к нему за помощью. Чего еще ждать от заколдованного пингвиненка?
В конце дня одноклассники были очень недовольны Эдриком. Тихий и даже немного застенчивый Тинки сказал:
- Ты плохой учитель. Мы не будем ходить к тебе на уроки. Сначала тебе нужно выучиться самому.
Ребята собрали портфели и ушли домой.
Только Серафима Кузьминична не торопилась. Она поняла, что Эдрика заколдовали. Она была мудрым и опытным учителем и уже однажды сталкивалась с таким случаем. Она поговорила с Эдриком, объяснила ему, что со временем он сможет учить других. Но ребята правы - сначала нужно окончить школу самому. Чтобы расколдовать пингвиненка, она произнесла заклинание: «Снуп-креп-трур-ре». И Эдрик стал прежним. Добрым, веселым учеником.
- Как? Это заклинание и тут действует? - удивился он.
- Оно действует всегда, когда ты перестаешь слушать учителя, - объяснила Серафима Кузьминична.
(Ребенка можно спросить: «Как еще можно расколдовать Эдрика?» - или предложить придумать способ слушать учителя самому. Например, один раз крепко закрыть и открыть глаза, крепче сжать ручку или совершать любые другие действия, которые позволят вновь сосредоточиться.)
Эдрик попросил прощения у учителя, а на следующий день и у одноклассников.
И все вернулось на свои места. Эдрик хорошо учился, Серафима Кузьминична часто хвалила пингвиненка. Заклинание много раз выручало его. Каждый день он с радостью спешил в школу. И всегда обходил буревестников стороной.
Ритуал. Знакомим ребенка с распорядком дня школьника и предлагаем заклинание, которое поможет быть внимательным и слушать учителя: «Снуп-креп-трур-ре».
Вопросы
- О чем волновался Эдрик, когда узнал, что скоро пойдет в школу?
- А ты волнуешься? Что тебя беспокоит?
- Что рассказал Эдрику папа?
- Что он делал в школе? Ему понравилось там?
- Что однажды случилось с пингвиненком? К чему это привело?
- Кто помог Эдрику?
- Что еще можно было сделать?
- Хочешь, поиграем в школу пингвинов? (Важно, чтобы ребенок примерил на себя разные роли - ученика и учителя.)
Очередное задание по составлению психотерапевтической сказки в конце года: предложить актуальную для вашего малыша проблему и способы ее преодоления, которым можно научить ребенка. Важно учитывать, что это сказка, поэтому можно предлагать символические варианты разрешения, например эликсир для храбрости. Но также подойдут и вполне реальные, например расслабление на выдохе перед уколом.