Рекомендации родителям

Наталья Владимировна Курочкина

Предварительный просмотр:

Рекомендации по подготовке ребенка к посещению детского сада.

1. Убедитесь в собственной уверенности в том, что Д/С  необходим для вашей семьи именно сейчас. Ребенок чувствует, если родители сомневаются в целесообразности «садовского» воспитания, и любые их колебания использует для того, чтобы воспротивиться расставанию с ними. Легче и быстрее привыкают дети, у родителей которых нет альтернативы детскому саду.

2. Расскажите ребенку, что такое Д/С, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы он пошел в Д/С.

НАПРИМЕР: « Д/С – это такой красивый дом, куда мамы и папы приводят своих детей. Я хочу, чтобы ты познакомился и подружился с другими детьми и взрослыми. В саду все приспособлено Даля детей. Там маленькие столики и стульчики, маленькие кроватки, маленькие раковины для умывания, маленькие шкафчики, много интересных игрушек. Ты все это сможешь посмотреть, потрогать, поиграть со всем этим. В саду дети едят, играют, гуляют. Я очень хочу пойти на работу, мне это интересно. И я очень хочу, чтобы ты пошел в Д/С, чтобы тебе тоже было интересно. Утром я отведу тебя в Д/С, а вечером заберу. Ты мне расскажешь, что у тебя было интересного в саду, а я расскажу тебе, что у меня интересного на работе. Многие мамы и папы хотели бы отправить в этот Д/С своих детей, но берут туда не всех. Тебе повезло, осенью я начну водить тебя туда. Но нам нужно подготовиться к этому. Купить все необходимые вещи, выучить имена воспитателей и выучить правила жизни Д/С».

3. Проходя мимо Д/С, радостно напоминайте ребенку, как ему повезло – осенью он сможет ходить сюда. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша о своей удаче, говорите, что гордитесь своим ребенком, ведь его приняли в Д/С.

4. Подробно расскажите ребенку о режиме Д/С: что, как и в какой последовательности он будет делать. Чем подробнее будет ваш рассказ и чем чаще вы будете его повторять, тем спокойнее  и увереннее будет чувствовать себя ваш ребенок, когда пойдет в сад. Спрашивайте у него: что будет делать в саду после прогулки, куда складывать свои вещи, кто ему будет помогать раздеваться, а что он будет делать после обеда? Такими вопросами вы сможете проконтролировать, хорошо ли ребенок запомнил последовательность событий. Детей пугает неизвестность, но, когда они видят, что ожидаемое событие происходит, как и было обещано, они чувствуют себя увереннее.

5. Поговорите с ребенком о возможных трудностях, к кому он может обратиться за помощью, как он это сможет сделать. Например: «Если ты захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи:»Я хочу пить». И Анна Николаевна нальет тебе воды. Если захочешь в туалет, скажи об этом». Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по первому требованию и так, как он хочет. Объясните, что в группе будет много детей и иногда ему придется подождать своей очереди. Скажите малышу: «Воспитатель не сможет одеть сразу всех детей – тебе придется немного подождать». Попробуйте проиграть все эти ситуации с ребенком дома. Например, вы – воспитатель, а медвежонок, за которого вам тоже придется говорить, просит пить. Хорошо, если ребенок захочет быть мишкой или воспитателем в этой игре. Поддерживайте такие игры.

6. Приготовьте вместе с ребенком «радостную коробку», положив туда, например, небольшие игрушки, которые остаются привлекательными для вашего ребенка и уж точно обрадуют других детей. Это могут быть коробочки с вложенными в них забавными предметами; красивые бумажные салфетки или лоскутки из ткани, приятной на ощупь; книжки с картинками. Возможно, вы владеете приемами оригами – тогда смело отправляйте в «радостную коробку» бумажного журавлика или собачку. За лето вы наполните коробку – осенью вам проще будет отправлять ребенка в Д/С: с игрушкой веселее идти и проще завязать отношения с другим ребенком.

7. Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки; предлагать свои игрушки, свои услуги другим детям.

8. Ребенок привыкнет тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых сможет построить отношения. Помогите ему в этом. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей в присутствии вашего ребенка по именам. Спрашивайте дома своего малыша о Лене, Саше, Сереже. Поощряйте обращение вашего ребенка за помощью и поддержкой к другим людям в вашем присутствии.

9. Чем лучше будут ваши отношения с воспитателями, с другими родителями и их детьми, тем проще будет привыкнуть вашему ребенку.

10. Будьте снисходительны и терпимы к другим. Идеальных людей нет, но прояснять ситуацию, тревожащую вас, необходимо. Делайте это в мягкой форме или через специалистов.

11. В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес Д/С и его сотрудников. Никогда не пугайте ребенка детским садом.

12. В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь вы проводите с ним меньше времени. Компенсируйте это качеством общения. Чаще обнимайте ребенка, говорите: «Я знаю, что ты скучаешь без меня, что тебе бывает страшно. Когда что–то новое, всегда сначала страшно, а потом привыкаешь, и становится интересно. Ты молодец, ты смелый, я горжусь тобой. У тебя все получится».

13. Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания, и малышу будет проще отпускать вас.

14. Помните, что на привыкание может потребоваться до полугода. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации своего малыша.

15. Если ребенок утром отказывается идти в сад, мама может сказать: «Да, бывает, что иногда некуда не хочется идти. У меня как раз сегодня есть такая возможность – побыть с тобой, и ты можешь остаться дома, а завтра опять пойдешь в садик. Там ведь Мария Николаевна (имя воспитателя), Сережа – твой друг. Они будут скучать по тебе. Нам придется зайти в сад, предупредить Марию Николаевну, что ты только завтра придешь. А если ты захочешь, мы погуляем вместе с ребятами из твоей группы». Ребенку необходимо знать, что родители его понимают, прислушиваются к его желаниям. Ребенок в этот день обязательно должен увидеть воспитателя, понять, что он не обижается на него, с уважением относится к его желанию побыть дома, радуется даже короткой встрече с ним и говорит о том, что ждет его завтра. Родители могут ответить и так: «Я понимаю тебя. Ты скучаешь по дому и маме. Но сегодня я занята, иду на работу. Давай сделаем так, ты побудешь в саду, а я на работе договорюсь, чтобы завтра остаться с тобой дома». Воспитатель должен быть предупрежден о состоявшемся разговоре.

16. Если через месяц ваш ребенок еще не привык к Д/С, проверьте список рекомендаций и попытайтесь выполнить те, о которых вы забыли.

17. Если вы продолжаете испытывать потребность в контакте со специалистами, педагоги и психологи детского сада ждут вас!

Уважаемые родители!

Если ваш ребенок все еще с трудом расстается с вами по утрам и испытывает отрицательные эмоции, предлагаем несколько советов, которые помогут наиболее безболезненно оставлять малыша утром в группе.

1. Скажите ребенку уверенным и доброжелательным тоном, что вам пора идти.

2. Поцелуйте его, словно ничего не происходит, и уходите не задерживаясь.

3. Продемонстрируйте свою уверенность в воспитателе, обратившись к нему с такими, например, словами: «Вижу, у вас сегодня ожидается веселый день».

4. Скажите ребенку, как он может определить время, когда вы за ним должны прийти (например, сразу после обеда), и будьте точны.

5. Попрощавшись, уходите не оборачиваясь.

Уже через несколько дней эмоциональное напряжение во время утренних расставаний снизится.



Предварительный просмотр:

Гиперактивный ребенок

                  Портрет гиперактивного ребенка

Такого ребенка часто называют «живчиком», «вечным двигателем», неутомимым. Малыш, встав на ножки, сразу побежал, с тех пор торопится куда-то, опережая сам себя. Он весь как будто на шарнирах. Особенно непослушны руки, они все трогают, хватают, ломают, дергают, бросают. А ноги? У гиперактивного ребенка нет такого слова, как «ходьба», его ноги целый день носятся, кого-то догоняют, вскакивают, перепрыгивают. Даже голова у этого ребенка в постоянном движении. Но стараясь увидеть больше, ребенок редко улавливает суть. Взгляд скользит лишь по поверхности, удовлетворяя сиюминутное любопытство. Любознательность ему не свойственна, редко задает вопросы «почему», «зачем». А если и задает, то забывает выслушать ответ. Хотя ребенок находится в постоянном движении, есть нарушения координации: неуклюж, при беге и ходьбе роняет предметы, ломает игрушки, часто падает. Тело его в царапинах и шишках, занозы невозможно перечесть, но тем не менее он снова набивает те же «шишки», не делая вывод из предыдущего опыта. У такого малыша инстинкта самосохранения как будто совсем нет. Неусидчивость, рассеянность, невнимательность, негативизм – характерные черты его поведения. Такой ребенок импульсивнее своих сверстников, у него очень быстро меняется настроение: то безудержная радость, то бесконечные капризы. Часто ведет себя агрессивно. Обычно он самый шумный, в центре драки, кутерьмы, так, где баловство, проказы. Такой малыш с трудом усваивает навыки и не понимает многие задания. Самооценка у него чаще всего заниженная. Малыш не знает, что такое расслабление, успокаивается, только когда спит. Но днем его не уложишь, спит лишь ночью, но очень беспокойно. В общественных местах такой ребенок сразу привлекает к себе внимание окружающих, потому что пытается все потрогать руками, везде залезть, что-то схватить, совершенно не слушается родителей. Родителям гиперактивных детей приходится несладко с самого рождения малыша. С самого начала он плохо, мало и очень беспокойно спит, рано отказывается от дневного сна. С таким малышом постоянно приходится быть рядом, следить за каждым его движением.
Вы узнали в описании своего ребенка? Тогда эта статья именно для Вас!

Причины гиперактивности

Существует много мнений о причинах возникновения гиперактивности. Многие исследователи отмечают, что количество таких детей растет с каждым годом. Изучение таких особенностей развития идет полным ходом. На сегодняшний день среди причин возникновения выделяют:
-- генетические (наследственная предрасположенность);
-- биологические (органические повреждения головного мозга во время беременности, родовые травмы);
-- социально–психологические (микроклимат в семье, алкоголизм родителей, условия проживания, неправильная линия воспитания).

Как определить, является ли Ваш ребенок гиперактивным

Прочитав начало статьи, не спешите ставить своему ребенку диагноз! Гиперактивность (СДВГ) – медицинский диагноз, который вправе поставить только врач на основе специальной диагностики, заключений специалистов. Мы же можем заметить особенности поведения, определенные симптомы и обратиться к врачу – невропатологу, психологу - за консультацией, а затем вместе с ними помогать ребенку. Если диагноз «гиперактивность» поставлен достаточно рано и родители выполняют рекомендации специалистов, к школе симптомы сходят на нет. Но, к сожалению, многие родители обращаются за помощью, когда ребенок уже посещает школу и, начались проблемы с учебой. Резко ухудшается общее состояние и поведение ребенка, теряется интерес к учебе, не усваивается программа, появляется неадекватное поведение.

Чтобы определить, есть ли у Вашего ребенка особенности, характерные для детей с гиперактивностью, ознакомьтесь с системой критериев, по которым она определяется.
1. При невнимании:
– имеет незаконченные проекты;
– отличается нарушением устойчивого внимания (не может долго сосредотачиваться на интересном занятии);
– слышит, когда к нему обращаются. Но не реагирует на обращение;
– с энтузиазмом берется за задание, но не заканчивает его;
– имеет трудности в организации (игры, учебы, занятий);
– часто теряет вещи;
– избегает скучных задач и таких, которые требуют умственных усилий;
– часто бывает забывчив.

2. Сверхактивность:
– ерзает, не может усидеть на месте;
– проявляет беспокойство (барабанит пальцами, постоянно двигается, даже сидя);
– мало спит, даже в младенчестве;
– находится в постоянном движении (с «мотором»);
– очень говорлив.

3. Импульсивность:
– отвечает до того, как его спросят;
– не способен дождаться своей очереди;
– часто вмешивается, прерывает;
– резкие смены настроения;
– не может отложить вознаграждение (сразу и сейчас же);
– не подчиняется правилам (поведения, игры);
– имеет разный уровень выполнения заданий (на одних занятиях спокоен, на других – нет).

Если в возрасте до 7 лет проявляются 6 из перечисленных моментов, требуется консультация специалиста. Необходимо сначала проконсультироваться с педагогами, психологом, а потом уже обращаться к невропатологу. Важно не перепутать проявление гиперактивности с различными заболеваниями, а также с темпераментом холерика.

Как помочь гиперактивному ребенку

  Установите причину гиперактивности, проконсультируйтесь со специалистами. Часто в анамнезе такого ребенка есть родовая травма, ММД (минимальная мозговая дисфункция).

  Если врач- невропатолог назначает курс лекарств, массаж, особый режим, необходимо строго соблюдать его рекомендации.

  Сообщите педагогам, воспитателям о проблемах ребенка, чтобы они учитывали особенности его поведения, дозировали нагрузку.

  Всегда убирайте опасные предметы из поля зрения малыша (острые, бьющиеся предметы, лекарства, бытовую химию и т.д.).

  Вокруг ребенка должна быть спокойная обстановка. Любое разногласие в семье усиливает отрицательные проявления.

  Важна единая линия поведения родителей, согласованность их воспитательных воздействий.

  С таким ребенком необходимо общаться мягко, спокойно, т.к. он, будучи очень чувствительным и восприимчивым к настроению и состоянию близких людей, «заражается» эмоциями, как положительными, так и отрицательными.

  Не превышайте нагрузки, не стоит усиленно заниматься с ребенком, чтобы он был таким, как другие сверстники. Бывает, что такие дети обладают неординарными способностями, и родители, желая их развить, отдают ребенка сразу в несколько секций, «перескакивают» через возрастные группы. Этого делать не следует, т.к. переутомление ведет к ухудшению поведения, к капризам.

  Не допускайте перевозбуждения. Важно строго соблюдать режим до мелочей. Обязателен дневной отдых, ранний отход ко сну на ночь, подвижные игры и прогулки должны сменяться спокойными играми, прием пищи в одно и тоже время и т.д. Друзей не должно быть слишком много.

  Старайтесь делать меньше замечаний, лучше отвлеките ребенка. Количество запретов должно быть разумным, адекватным возрасту.

  Чаще хвалите за то, что получается. Хвалите не слишком эмоционально во избежание перевозбуждения.

  Когда просите что-то сделать, старайтесь, чтобы речь не была длинной, не содержала сразу несколько указаний. («Пойди на кухню и принеси оттуда веник, потом подмети в коридоре» – неправильно, ребенок выполнит лишь половину просьбы.) Разговаривая, смотрите ребенку в глаза.

  Не заставляйте ребенка долгое время спокойно сидеть. Если Вы читаете сказку, дайте ему в руки мягкую игрушку, малыш может встать, походить, задать вопрос. Следите за ним, если вопросов становится слишком много и не по теме, ребенок ушел в другой угол комнаты, значит, он уже устал.

  Приобщайте ребенка к подвижным и спортивным играм, в которых можно разрядиться от вьющей ключом энергии. Ребенок должен понять цель игры и учиться подчиняться правилам, учиться планировать игру. Желательно занять каким-то видом спорта, доступного по возрасту и темпераменту.

  Освойте элементы массажа, направленные на расслабление и регулярно проводите его. Поможет сосредоточиться легкое поглаживание по руке, по плечу в процессе чтения или другого занятия.

  Прежде чем отреагировать на неприятный поступок ребенка, сосчитайте до 10 или сделайте несколько глубоких вдохов, постарайтесь успокоиться и не терять хладнокровие. Помните, что агрессия и бурные эмоции порождают те же чувства и у малыша.

  Повремените с оформлением такого ребенка в детский сад.

  Гасите конфликт, в котором замешан Ваш ребенок, уже в самом начале, не ждите бурной развязки.

  Гиперактивный ребенок - особый, являясь очень чувствительным, он остро реагирует на замечания, запреты, нотации. Иногда ему кажется, что родители его совсем не любят, поэтому такой малыш очень нуждается в любви и понимании. Причем в любви безусловной, когда ребенка любят не только за хорошее поведение, послушание, аккуратность, но и просто за то, что он есть!

  Когда становится совсем тяжело, вспомните, что к подростковому возрасту, а у некоторых детей и раньше, гиперактивность проходит. Важно, чтобы ребенок подошел к этому возрасту без груза отрицательных эмоций и комплексов неполноценности.



Предварительный просмотр:

Как вести себя с маленьким упрямцем?

(советы родителям)

  1. Обвиняя своего ребенка в упрямстве, задумайтесь, не упрямы ли Вы сами.
  2. Пытаться переключить упрямстве ребенка на что-то захватывающее и интересное для него.
  3. Задумайтесь об атмосфере в Вашей семье, потому, что если в семье конфликты постоянны, ребенок невольно впитывает поведение родителей, он подражает и папе и маме.
  4. Определите, что мучает Вашего ребенка. Такое поведение обычно сопровождает длительный, неразрешимый для ребенка эмоциональный стресс. Ищите, где источник стресса.
  5. Не спорьте с ребенком и не ссорьтесь с ним. Поймите его и проявите чуткость.
  6. Найдите способ переключить его интерес, подберите задание, чтоб он выполнил его с успехом, и не забудьте похвалить  его.
  7. В тех случаях, когда нет реальных поводов для упрямства и «дух противоречия» беспричинен, а Ваш ребенок не чувствует в этом своей вины и даже агрессивен, обязательно покажите его врачу.
  8. Помните, что упрямство может быть проявлением не только возрастных особенностей ребенка, но и свидетельствовать о заболевании малыша.
  9. Не требуйте от ребенка невозможного и не пытайтесь унизить его чувство собственного достоинства.
  10. Если Ваш ребенок особенно упрям, прежде чем перевоспитывать его, убедитесь, что он не левша (при некотором доминировании правого полушария у детей очень часто развито упрямство).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ребенок и интернет

Слайд 2

Чтобы снизить риск компьютерной зависимости, взрослым важно придерживаться следующих пра­вил: - Четко регламентировать время игры в соответствии с возрастными особенностями ребенка. Для млад­ших школьников — не более 30 минут в день. Для этого самим родителям следует отслеживать вре­мя игры ребенка с последующим формированием у него внутренней осознанной позиции: можно включать таймер, контролирующий допустимое время игры, учить ребенка пользоваться функцией паузы, которая позволяет приостановить игру, не дойдя до ее сохранения. - Помогать ребенку в поиске других интересов и увлечений — находить интересные секции, круж­ки. Они есть практически во всех школах или учреждениях дополнительного образования. Постараться показать ребенку интересный мир за пределами компьютера.

Слайд 3

Учить его использовать компьютер и Интернет как способ познания мира, освоения новых возможно­стей. Показать, что в Интернете можно не только играть, но и создавать видеоролики, общаться по интересам и др. - Помогать ребенку быть успешным в реальном мире: учебе, общении. В этом случае ребенок не будет рассматривать Интернет как единственное место, где можно ■ найти друзей, почувствовать себя уверенным и защищенным. Показывать конструктивные способы разреше­ния жизненных проблем и трудностей. - Постараться создать гармоничные детско-роди-тельские отношения, а также комфортную атмо­сферу в семье.

Слайд 4

- Научить ребенка определять цели и достигать их: если есть стремление к реализации задач, то раз­влечения не становятся единственным занятием ребенка.

Слайд 5

Можно ли размещать в блоге или на сайте фотографии детей, коллег без их согласия? Этот вопрос регулируется статьей 152.1. Граждан­ского кодекса РФ, в соответствии с которой «обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а так­же видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. В случае использования изображения ребенка такое согласие предоставляется его родителями или опекунами.

Слайд 6

использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публич­ных интересах; изображение гражданина (ребенка) получено при съемке, которая проводится в местах, откры­тых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях, за исключением случаев, когда та­кое изображение является основным объектом ис­пользования, а также при условии, что такие фо­тографии не являются основным объектом исполь­зования, то есть служат, например, иллюстрацией к статье. При этом можно размещать только об­зорные планы фотографий; размещение самих фотографий без контекста должно осуществляться при условии получения со­гласия родителей или опекунов, так как это будет являться использованием изображения в качестве основного объекта использования». Вышеуказанное согласие не требуется в тех слу­чаях, когда:

Слайд 7

Если рисунок используется как иллюстрация к методической статье, разработке урока, то возмож­но его использование без согласия родителей. При этом должны быть указаны фамилия и имя ребенка. Иное использование рисунков, письменных работ учащихся возможно только при наличии письмен­ного согласия родителей, например, если мы решим создать галерею работ, привести цитаты из сочине­ний, издать сборник материалов детей. : Можно ли размещать детские рисунки, сочинения без согласия родителей?

Слайд 8

Сбор, использование, распространение и иные действия с информацией о любом лице, включая де­тей, регулируется Федеральным законом «О персо­нальных данных». В соответствии с ним, под персональными данными понимается «любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой ин­формации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация». Можно ли размещать в блоге информацию о ребенке, например, ставить дату его рождения в календарь?

Слайд 9

Для того чтобы разместить персональные данные о лице, необходимо получить согласие данного лица в письменной форме. В случае размещения персо­нальных данных о ребенке разрешение дает его за­конный представитель (родители или опекуны). Лучше, чтобы сами участники, в том числе дети, регистрировались в блоге, сами заполняли свой профиль, тогда и проблем не возникнет. А на встав­ку дня рождения в календарь необходимо взять со­гласие у родителей.

Слайд 10

Нужно ли давать ссылку на сайт при использовании оттуда фотографии или картинки?



Предварительный просмотр:

В каком возрасте психологи рекомендуют отдавать ребенка в детский сад?

Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Но определенные границы исследователи все же отмечают. С физиологической и психологической точек зрения оптимальный возраст начала посещения детского сада наступает после двух с половиной лет, ближе к трем годам, когда малыш становится достаточно самостоятельным. До этого возраста навыки самообслуживания крайне несовершенны, ребенок нуждается в значимом взрослом и не испытывает особой потребности в общении со сверстниками. Такая потребность актуализируется к четырем годам. То есть с этого возраста посещение образовательной организации наиболее эффективно с точки зрения развития, в том числе навыков общения.

Важно помнить, что развитие и воспитание ребенка - это в первую очередь задача родителей, которые являются для него значимыми взрослыми. До трех лет в детском саду малыш получит только присмотр и уход, позже добавится образовательная программа, но разностороннее развитие - это дело семьи. Не стоит перекладывать его на дошкольную организацию.

И еще один важный момент, касающийся времени начала посещения детского сада. Физиологические и психологические особенности, во-первых, индивидуальны у каждого малыша, а во-вторых, материальные потребности семьи никто не отменял. Если по каким-либо причинам маме необходимо выходить на работу, то детский сад может стать выходом в любом возрасте ребенка. Просто это потребует от родителей усиленного внимания к малышу по вечерам и на выходные.



Предварительный просмотр:

Когда лучше начинать подготовку к школе и на что обратить внимание в первую очередь?

Продолжительность подготовки к школе зависит от индивидуальных особенностей малыша. Оптимально пройти диагностику его психологической готовности за полгода до начала обучения. На основании полученных результатов уже определяются основные направления подготовки и время, которое на нее потребуется, - от полугода до нескольких недель. В большинстве случаев на это уходит около трех месяцев. Полученные в ходе диагностики рекомендации можно и нужно использовать для того, чтобы уделить повышенное внимание проблемам ребенка. Также важно за три месяца до поступления воссоздать режим, максимально приближенный к школьному. Если мы заранее готовим малыша к такому распорядку дня, то тем самым частично снижаем тревогу, связанную с предстоящей неизвестностью, и создаем дополнительные условия для лучшей адаптации к обучению.

Психологическая готовность включает в себя мотивационный, интеллектуальный, личностный, социальный и эмоционально-волевой компоненты. Особое внимание важно обратить на мотивацию. Многие специалисты считают, что ее сформированность является главным показателем психологической готовности ребенка к школе.

Основные направления мотивационной подготовки:

  • Спокойные и понятные ответы на все вопросы «почемучек».
  • Подкрепление и стимулирование познавательной активности ребенка (домашние эксперименты, знакомство с окружающим миром, проблемные задачи).
  • Освоение малышом простейших способов работы с книгами и интернетом как с источниками информации.
  • Рассказы о школе (что значит быть учеником, почему школьник уже взрослый, какие обязанности его ждут; интересной для ребенка будет аналогия между детским садом и школой с обоснованием преимуществ последней), о своем опыте (в том числе и о не совсем удачном, но положительные примеры должны преобладать).
  • Демонстрация уважительного отношения к профессии учителя.
  • Игры в «школу зверей», психотерапевтические сказки по этой тематике.


Предварительный просмотр:

Ребенку с трудом дается изучение стихов, он невнимательный и неусидчивый. Можно ли это изменить? Ведь в следующем году сыну идти в школу.

Зачатки произвольности появляются только к третьему году жизни ребенка одновременно с формированием потребности в достижении успеха. Однако возможность управлять своим поведением в этом возрасте крайне ограниченна, малышу не только трудно сдерживать возникающие желания, но еще сложнее выполнять действия, которые ему неинтересны. Невнимательность и неусидчивость могут быть также связаны с проблемами со здоровьем и сном, несоблюдением режима, несбалансированностью питания ребенка.

Хотя развитие произвольного внимания, памяти и усидчивости начинается в дошкольном возрасте, данные процессы еще несовершенны и будут формироваться уже в младшем школьном. Поэтому ориентируемся на возрастные нормы, помним, что на этом этапе ребенку очень тяжело заниматься одной деятельностью более 20 минут. Чтобы обеспечить волевую подготовку малыша к школе и формирование произвольности, можно продолжать заучивать стихотворения, предлагая ребенку логические приемы запоминания, например использовать картинки, находить сходство и различия между запоминаемыми предметами или рисунками, распределять их на группы по существенным признакам (опосредованное запоминание, смысловое соотнесение и смысловая классификация доступны старшим дошкольникам), заниматься продуктивными видами деятельности (конструирование, лепка, рисование, моделирование) и работой по дому (помощь в уборке, уходе за растениями), а также использовать задания и игры, развивающие внимание, память и усидчивость (например, головоломки и настольные игры). Развитие произвольности поведения должно быть постепенным; следует начинать с простых занятий, далее переходить к более трудным.