Неравнодушным родителям

Дементьева Наталья Леонидовна

Здравствуйте, уважаемые родители ( законные представители)!

  Приветствую Вас на своём мини-сайте.

Рада, что Вы  неравнодушны к своим детям и постараюсь помочь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей
«Роль семьи в физическом воспитании ребенка»

Большое значение для правильного физического воспитания детей в семье имеет отношение родителей к вопросам здорового быта. Понятие «здоровый быт» включает в себя разумный, твердо установленный режим, чистоту самого ребенка и всего, что его окружает систематическое использование воздуха, солнца и воды для закаливания, правильную организацию игры и физических упражнений. Естественно, что быт семьи зависит от многих причин, поэтому его не всегда можно строго ограничивать определенными рамками. Однако, родители должны стремиться к тому, чтобы ребенку были созданы все условия для его правильного физического развития. Понимание того, что является наиболее существенным для воспитания здорового, физически крепкого ребенка даст возможность, даже при сравнительно скромных условиях, организовать необходимый режим и наладить правильное физическое воспитание. Старайтесь, чтобы режим дня был таким же, как в детском саду. К сожалению, некоторые родители считают, что ребенка с первого месяца жизни необходимо лишь кормить и одевать, чтобы он не простудился. Что же касается физического воспитания, то оно откладывается на то время, когда он подрастет.

Ошибочность такой точки зрения несомненна. «Дерево чти, пока оно молодо, ребенка учи, пока он не вырос», - гласит пословица. Однако, ее часто забывают. Естественно, что у родителей, которые не понимают значения своевременно начатого и систематически проводимого физического воспитания, даже при отличных условиях быта, оно не будет налажено. В просторных квартирах из-за большого количества мебели тесно, кроме того, они редко проветриваются. В них не найдется места для детской мебели. О физическом воспитании в таких семьях родители просто не думают. Малыш редко бывает на свежем воздухе (простудится!), у него нет определенного режима - днем он спит, а вечерами долго засиживается у телевизора. В таких случаях родители, не обращая внимания на то, что ребенок бледен, малоподвижен, неловок, часто утешают себя тем, что он «смышленый, все знает». Никогда не следует забывать, что прежде всего от родителей зависит, какими вырастут их дети. Необходимо с первых месяцев сознательной жизни ребенка установить ему строгий режим и стараться твердо выполнять его. Приучите его спать, есть, гулять и играть в определенное время. Было бы ошибкой считать, что роль семьи в физическом воспитании детей ограничивается только организацией правильного режима. Не менее важно привить ребенку правила личной гигиены: ежедневно умываться, мыть руки перед едой, вытирать ноги при входе в помещение и т. д. Если вы хотите, чтобы сын или дочь слушали ваши советы и выполняли их, необходимо прибегать не только к ласковому слову или строгому обращению, но и быть личным примером для него. Если кто - либо из родителей садится за стол, не помыв рук, то бесполезно требовать от малыша, чтобы он их мыл.

Систематическое мытье пола, дверей, окон, ежедневная уборка пыли влажным способом, чистка одежды, обуви вне жилых помещений должны являться строгим правилом.

Рост и развитие детей во многом зависит от того, насколько правильно составлено меню. Рациональное питание является одной из необходимых основ физического воспитания ребенка.

Помимо создания благоприятных условий жизни, следует уделять большое внимание закаливанию и совершенствованию двигательной деятельности. Приучить детский организм быстро и без вреда для здоровья приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды - нелегкая задача. Родители должны знать основные правила закаливания и проводить его постепенно, с самого рождения.

Однако, прежде приступить к закаливанию, необходимо преодолевать страхи, не редко бытующие в семьях, перед сквозняками или струей прохладной воды. Надо ежедневно находить время для проведения закаливающих процедур, гимнастики, массажа и игр.

Особенно велика роль примера при воспитании детей. «Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету, - все это имеет для ребенка большое значение Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом - вот первый и самый главный метод воспитания», - пишет выдающийся педагог А. С. Макаренко.

Если родители любят прогулки на свежем воздухе, если они ежедневно занимаются утренней зарядкой и, по возможности, спортивными играми, строго соблюдают гигиенические правила, то естественно, они будут стремиться и детей своих вырастить физически крепкими и нравственно здоровыми. Ребенок невольно старается походить на своих родителей.

С чего же начинается физическое воспитание?

Прежде всего выпишите на отдельный лист режим и рекомендуемый комплекс физических упражнений согласно возрасту вашего ребенка. Если у вашего сына или дочери имеются какие - либо отклонения от нормы в состоянии здоровья (рахит, диатез и др.), то перед началом физических упражнений необходимо посоветоваться с врачом детской консультации.

Все родители хотят видеть своих детей счастливыми. Основа счастья - это здоровье. Надо укреплять его ежедневно, начиная с раннего детского возраста. Толь правильное физическое воспитание будет залогом того, что ваш ребенок вырастет здоровым и крепким человеком.



Предварительный просмотр:

Советы родителям:

«ДЕТИ И СПОРТ.

КОГДА И С ЧЕГО НАЧИНАТЬ?»

          Все мы, родители, хотим, чтобы наши дети росли крепкими, здоровыми. А что для этого надо? Правильно, заниматься спортом.

Но заниматься профессиональным спортом дошкольникам рано. Скорее всего, для детей до 6-7 лет речь должна идти об элементах спорта, которые могут стать основой для индивидуальной зарядки ребенка. 

Малышам с 1,5 месяца и до года делают укрепляющий массаж. После того как ребенок научился ходить, с ним можно делать несложную гимнастику в игровой форме.

Сейчас с наступлением зимы детям с полутора лет можно устраивать игры на улице с санками. Но перед тем, как позволить ребенку самостоятельный спуск с горы, съезжайте с ним вместе, потом вместе тяните санки наверх, чтобы у малыша запечатлелся в памяти весь комплекс обязанностей. Постарайтесь найти единомышленников. Малыши могут катать друг друга по ровным дорожкам. Это упражнение развивает силу, ловкость, решительность.

С 2,5 - 3,5 лет ребенок может освоить лыжи. Подберите лыжи по росту ребенка (до конца вытянутых пальцев вытянутой руки), а не на вырост. Сначала шагайте без палок, потом с палками. Увеличивайте время прогулки на лыжах от 10 до 40 минут (если ваш малыш не устает, можно и больше). Лыжи - универсальное средство для здоровья (совершенствуются бронхо-легочная, сердечно-сосудистая, нервная системы и т.д.). 

Плавание предупреждает сколиоз. Старайтесь, как можно раньше научить ребенка плавать. Тогда и осанка будет хорошая, и руки сильные, и дыхательная система в норме.

С трех лет дети могут понемножку кататься на устойчивых роликах, но только при самом активном участии взрослых. В этом же возрасте дети начинают ездить на велосипедах. До велосипеда можно освоить самокат. С его помощью ребенок научится держать равновесие. Приучайте детей отталкиваться обеими ногами попеременно для равномерного развития мышц.

При выборе велосипеда важно, чтобы его размеры соответствовали росту ребенка. Если велосипед мал, это может неблагоприятно сказаться на развитии костного скелета, связочного аппарата и на формировании осанки. 

С пяти лет можно понемножку заниматься коньками, только соблюдайте правила безопасности. Катайтесь при небольшой минусовой температуре. Известно, что фигурное катание улучшает работу сердца и сосудов. То же можно сказать и о гимнастике.

Восточными единоборствами займитесь не раньше 6,5 - 7 лет.  

Не забывайте и о дозировке физической нагрузки в зависимости от возраста ребенка, уровня подготовленности, состояния здоровья. Если умеренно заниматься разнообразными видами спорта, ребенок будет гармонично физически развиваться. 



Предварительный просмотр:

Консультация: «Роль родителей в приобщении детей к здоровому образу жизни »

Все родители хотят видеть своих детей здоровыми, весёлыми, хорошо физически развитыми. Поэтому, одновременно с заботой о чистоте тела и с удовлетворением потребностей в пище, необходимо создавать условия для реализации потребности в активных движениях, которые повышают устойчивость к заболеваниям.
Здоровье ребёнка во многом определяется отношением родителей к его физическому воспитанию. Замечено, что дети усваивают образ жизни родителей, их привычки, их отношение к жизни, в том числе к физической культуре.
Положительный пример родителей существенно влияет на формирование у детей стремления заниматься физической культурой в свободное время всей семьёй. Формы могут быть разными – туристические походы пешком и на лыжах, игры, участие в коллективных соревнованиях. Нередко у ребёнка возникает стойкое желание выполнять лишь любимые упражнения, например, ездить на самокате, играть с мячом, прыгать со скакалкой. И тогда роль взрослого состоит в том, чтобы не дать ребёнку ограничиться только такой двигательной активностью.
С раннего возраста у детей необходимо формировать привычку ежедневно выполнять утреннюю гимнастику. Кроме того, важны ежедневная двигательная активность и активный отдых, поэтому родители должны знать подвижные игры, их содержание и правила.
В тёплый период года необходимо повышать двигательную активность дошкольников на природе. Это ходьба между деревьями, по бревну или доске (мостик через речку), перешагивание через корни, бревно, перелезание через бревно, подлезание под сучья; прыжки с возвышения (пень, бревно); подъём в гору и спуск с горы; перепрыгивание препятствий с места и разбега. С целью повышения выносливости детей рекомендуется проводить бег в медленном темпе до двух минут. Используется и бег с высоким подниманием бедра, на прямых ногах (не сгибая в коленях), приставным шагом боком и другие. Все виды движений проводить в игровой форме, что улучшает качество их выполнения и поддерживает положительные эмоции у детей.
Зимой возможностей немало: катание на санках с горки, на коньках,  лыжах, спортивные игры (элементы баскетбола, футбола, настольного тенниса, плавания) в помещении. Пешеходные и лыжные прогулки являются одной из наиболее эффективных форм активного отдыха, рационального использования свободного времени для укрепления здоровья.
Итак, двигательная активность играет важнейшую роль в укреплении здоровья ребёнка, в формировании систем организма, оказывает стабилизирующее воздействие на становление психических функций.
Большое значение в укреплении здоровья имеют циклические, то есть длительные, регулярно повторяющиеся упражнения, направленные на тренировку и совершенствование выносливости. Именно выносливость в сочетании с закаливанием обеспечивает надёжную защиту от острых респираторных заболеваний. Популярное циклическое упражнение – бег трусцой со скоростью 5-7 км/ч через один-два можно получить хороший оздоровительный и общеразвивающий эффект. Нагрузку следует увеличивать постепенно, причём не за счёт удлинения пробегаемой дистанции, а за счёт повторения. Постепенно при правильно организованной тренировке дети дошкольного возраста могут пробегать 1,5-2 км без напряжения.
Спортивный уголок, созданный дома, помогает родителям разумно организовать досуг детей, способствует закреплению двигательных навыков. Необходимо сделать всё возможное для более широкого использования физических упражнений и игр, организации физкультурных уголков дома и во дворе. Во многих семьях дети с раннего возраста имеют санки, лыжи, велосипеды, коньки, ракетки и воланы для игры в бадминтон, не говоря уже о мячах, обруче, скакалках, кеглях и другом. Однако сами они не всегда могут организовать игры, так как нуждаются в руководстве со стороны родителей, которые должны познакомить детей со способами использования физкультурного инвентаря, с правилами действий, содержанием игр. Оздоровительный эффект от игры на свежем воздухе в парке, на прогулочной площадке, значительно выше, чем от игры в закрытом помещении, как бы хорошо оно ни проветривалось.
Какой можно сделать вывод?
Если мероприятия по укреплению здоровья детей, проводимые в детском саду, дополняются ежедневными упражнениями и подвижными играми в семейных условиях, у ребёнка развиваются индивидуальные склонности и интересы и отношение к здоровью становится ценностным.
Например, ряд упражнений для выполнения дома вместе с родителями:
1. «Кошечка» – развивать навык ползания, тренировать вестибулярный аппарат, укреплять мышцы туловища и конечностей;
2. «Качалка» – укреплять мышцы туловища и конечностей, развивать координацию движений, совершенствовать функцию вестибулярного аппарата;
3. «Ласточка» – тренировать вестибулярный аппарат, развивать координацию движений, укреплять связочно-мышечный аппарат, туловище, руки, ноги;
4. «Крокодил» – укреплять связочно-мышечный аппарат, туловище, руки, ноги.
И ряд подвижных игр:
«Забей гол картошкой», «Мой весёлый звонкий мяч», «Лови мяч», «Бадминтон», «Весёлая скакалка» и другие.
Играя с детьми, родители заботятся о здоровье, и это, неоспоримо, основа жизни человека, а значит, не самоцель, а необходимое условие полноты реализации жизненных целей и смыслов.
От чего же зависит здоровье человека? Оно зависит от самого человека, от того образа жизни, который он ведёт. Это значит, что в развитии у детей ценностного отношения к здоровью, важную роль играют родители, именно они формируют потребность в систематических занятиях физической культурой и в здоровом образе жизни.

Консультация для родителей «Здоровый образ жизни»

Для сохранения полноценного здоровья необходимо вести здоровый образ жизни. В понятие «здоровый образ жизни» входят следующие составляющие:
• отказ от вредных привычек (курения, алкоголя, наркотических веществ);
• оптимальный двигательный режим;
• рациональное питание;
• закаливание;
• личная гигиена;
• положительные эмоции.
Здоровый образ жизни человека несовместим с вредными привычками!
«Здоровье не существует само по себе, оно нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека»
(Н.А. Агаджанян).
«Если не бегать пока здоров, придётся бегать, когда заболеешь»
(Гораций).
«Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации»
(О. Бальзак).

Если вы хотите быть здоровыми, избегайте вредных привычек!
Полезные привычки:
* утро начинать с добрых мыслей и зарядки;
* чистить зубы после еды;
* дышать носом;
* мыть руки перед едой;
* желать окружающим здоровья
* осмысливать прочитанное, увиденное, услышанное
Вредные привычки:
* курить;
* употреблять алкоголь;
* поздно ложиться спать;
* принимать наркотики;
* завидовать.
Правильное питание – один из элементов здорового образа жизни.
Основные правила питания:
1. Пищу принимать 4 – 5 раз в день в определенные часы.
2. Пережевывать пищу медленно и тщательно.
3. Вечером не пить чай, кофе.
4. Сахар заменять медом, ягодами, фруктами.
5. Белый хлеб есть как можно реже.
6. Стараться обходиться без соли.
7. Воду пить небольшими порциями до 2л в день.
8. Пищу принимать свежеприготовленную, в тёплом виде.

Экология питания
Экология питания заключается в изучении продуктов, произведенных в определенной экологической среде и содержащих те компоненты, которые присутствуют в данной среде. Мы знаем, что существуют экологически чистые продукты, а также продукты, содержащие нитраты, остатки пестицидов, антибиотиков, гормональных препаратов и множество других добавок неприродного происхождения.
От того, какие продукты питания мы используем зависит наше здоровье, физическое развитие, сопротивляемость болезням, физическая и умственная способность. Поэтому культура питания, качество продуктов и организация рационального питания играют значительную роль в формировании здорового образа жизни. Каждый человек должен знать, сколько и какие продукты ему необходимы, где они произведены, какого качества и какие содержат добавки.


Быть в движении - значит укреплять здоровье

Каждый родитель хочет видеть своего ребёнка здоровым, весёлым, хорошо физически развитым. Движения оказывают всестороннее влияние на организм человека, и это влияние неизмеримо выше для растущего и развивающегося детского организма.
Интенсивная работа большого количества мышц при выполнении движений предъявляет высокие требования к основным функциональным системам организма и в то же время оказывает на них тренирующее влияние. Под воздействием движений улучшается функция сердечно - сосудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно-двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы и ряда других физиологических процессов. При активных движениях, в особенности циклических, дыхание углубляется, улучшается лёгочная вентиляция.
Активные движения повышают устойчивость ребёнка к заболеваниям, вызывают мобилизацию защитных сил организма, повышаю деятельность лейкоцитов. И напротив, недостаток движений (гиподинамия) вызывает изменения в центральной нервной системе, которые могут привести к эмоциональной напряженности и неустойчивости, к нарушению обмена веществ в организме, к снижению работоспособности организма.
Имеет большое значение отношение родителей к физическим упражнениям. Их положительный пример существенно влияет на формирование у ребят стремления заниматься физической культурой в свободное время всей семьёй. Формы здесь разные туристические походы пешком и на лыжах, игры, участие в коллективных соревнованиях «Всей семьёй - на старт». Роль взрослого - не дать ребёнку ограничиться, каким- то одним движением, чувство ритма, прыгучесть. Полезно объединять в играх и упражнениях активных и пассивных детей. Делать это надо тактично. Сильному предложить научить слабого, а ребёнок сам может выбрать, с кем ему позаниматься.

Анкета для родителей.

Уважаемые родители!


1. «Здоровый образ жизни» – как Вы это понимаете?
• Правильное питание
• Соблюдение режима дня
• Благоприятные условия окружающей среды
• Гармоничные отношения в семье
• Занятия физической культурой
• Другое _____________________________________________________________________________

2. Какие факторы, с Вашей точки зрения, в большей степени влияют на состояние здоровья человека?
• Экологические загрязнения
• Наследственные заболевания
• Недостаточный уровень двигательной активности
• Неправильное питание
• Вредные привычки
• Другое _______________________________________________________________________________

3. Оцените состояние здоровья
Свое
• Хорошее
• Плохое
• Затрудняюсь ответить Ребенка
• Хорошее
• Плохое
• Затрудняюсь ответить

4. Часто ли болел Ваш ребенок в течение прошлого года?
• Да Сколько раз? _____________
• Нет
В чем Вы видите причины заболеваний? _____________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Изменилось ли здоровье Вашего ребенка за время посещения детского сада?
• Улучшилось
• Осталось таким же
• Ухудшилось

6. На что, по Вашему мнению, должны обратить особое внимание семья и детский сад, заботясь о здоровье и физическом воспитании ребенка?
• Соблюдение режима
• Рациональное питание
• Полноценный сон
• Достаточное пребывание на свежем воздухе
• Здоровая гигиеническая среда
• Благоприятная психологическая атмосфера
• Закаливающие мероприятия
• Другое _____________________________________________________________________________

7. Установлен ли для Вашего ребенка дома режим дня?
  -Да   -Нет
Если «Да», укажите время основных его компонентов
Будние дни Выходные дни
• Прием пищи
• Ночной сон
• Дневной сон
• Прогулка

8. Укажите виды деятельности Вашего ребенка дома
Будние дни (вечер) Выходные дни
• Занятия рисованием, лепкой, конструированием
• Подвижные игры
• Пешие прогулки вместе с родителями
• Прослушивание рассказов, сказок
• Просмотр детских телевизионных передач
• Занятия физическими упражнениями
• Другое

9. Какие меры Вы предпринимаете с целью укрепления здоровья Вашего ребенка?
• Посещение врачей
• Занятия физическими упражнениями
• Закаливание
• Дыхательная гимнастика
• Массаж
• Прогулки на свежем воздухе
• Правильное питание
• Другое _____________________________________________________________________________

10. Как часто Вы уделяете внимание укреплению здоровья своего ребенка?
• Регулярно
• От случая к случаю
• Не уделяю
• Другое _______________________________________________________________________________

11. Есть ли причины, мешающие уделять внимание здоровью ребенка? Если есть, то какие?
• Отсутствие специальных знаний и умений
• Дефицит времени вследствие высокой профессиональной занятости
• Причины в собственной инертности
• Другое _______________________________________________________________________________

12. Что для Вас является основным источником получения информации о возможностях физического развития и оздоровления ребенка?
В детском саду
• Педагоги
• Медицинские работники
• Родители других детей
• Наглядно-текстовая информация
• Другое _____________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________ Вне детского сада
• Средства массовой информации
• Интернет
• Собственный жизненный опыт
• Советы родителей, друзей, знакомых
• Консультации специалистов в области медицины
• Другое _____________________________
_____________________________________________________________________________
13. В какой информации в данной области Вы нуждаетесь?
• Профилактика простудных заболеваний
• Организация рационального питания
• Двигательный режим ребенка дошкольного возраста
• Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей
• Закаливание ребенка дошкольного возраста
• Режим дня дошкольника
• Физическая и психологическая готовность к школе
• Другое _______________________________________________________________________________

14. Какие формы и виды физической активности используете Вы лично?
• Утренняя зарядка
• Закаливающие процедуры (водные, сауна и др.)
• Занятия в оздоровительных группах (лечебная физкультура, бассейн и др.)
• Пешие прогулки
• Занятия спортом
• Туризм
• Другое ______________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________

15. Как часто Вы занимаетесь физкультурой?
• Регулярно
• От случая к случаю
• Не занимаюсь
• Другое _______________________________________________________________________________

16. Испытываете ли Вы недостаток двигательной активности?
- Да - Нет - Иногда

17. Продолжите  следующее  утверждение:    «Я   считаю,   что   соблюдаю   здоровый  образ   жизни  
на __________%, потому что я ___________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________

18. Возраст

- Ваш __________- Вашего ребенка ___________

19. Образование

- Высшее - Среднее

20. Состав семьи _________________________________________________________________________


21. Количество детей __________________




Спасибо за сотрудничество!



Предварительный просмотр:

Консультация « Здоровая стопа».

Плоская стопа не только ухудшает осанку человека. Из-за утраты ею функции амортизатора нагрузки на скелет, она способствует предрасположенности к серьезным костным заболеваниям - артритам, остеохондрозам.

Бывает, что, начиная учиться в школе, ученик внезапно жалуется на дискомфорт в стопах. И это естественно, ведь у него возрастает нагрузка на позвоночник из-за того, что теперь приходится носить довольно тяжелую школьную сумку. В большинстве случаев эти дискомфортные жалобы (и порождающие их болезненные ощущения) связаны с детским плоскостопием. 

В первую очередь необходимо определить, есть ли
плоскостопие у малыша, или же его нет. Пусть ребенок разуется и намочит ступни ног. Затем попросите его встать на голый пол (в этом случае хорошо, если пол дощатый). Внимательно посмотрите на отпечатки ножек малыша. Отчетливо должны отпечататься пальцы, плюсна, к которой прикрепляются пальцы, узенькой полоской должен быть отпечатан внешний край ступни и пятка. Внутренний край середины ступни не должен быть отпечатан — на его месте должна оказаться выемка в форме полукруга. Если же на полу виден след всей ступни полностью, и внешний и внутренний края середины ступни пропечатаны полностью, это значит, что у малыша плоскостопие — или, попросту говоря, плоская стопа.

Незначительный, казалось бы, дефект может, развиваясь в дальнейшем, иметь неприятные последствия. Стопа, не способная сохранять опорно-двигательный аппарат человека в нужном положении, перемещает центр тяжести на менее приспособленные для этого зоны позвоночника и мускулы. В результате чего может деформироваться осанка, появляются болевые ощущения в спине, ногах и пояснице.

Что же делать, если у малыша плоскостопие? Прежде всего — не разрешать ему дома бегать в носочках или вязаных «бабушкиных» тапочках, где отсутствует нормальная жесткая подошва. Обувь для дома должна быть подобрана с особой тщательностью. Не рекомендуются шлепанцы - они не оказывают нужного формирующего воздействия на ножку малыша. Необходимы тапочки с мягким верхом, упругой подошвой и небольшим каблучком — сантиметр-два в высоту, но не более. При выборе повседневной обуви обратите внимание на супинатор — среднюю часть подошвы. Он должен быть ярко выражен, достаточно крепок, но не груб, чтобы исправить дефект ступни ребенка и в то же время не деформировать ножку.

Кроме обуви можно посоветовать
различные упражнения, оказывающие исправляющее воздействие на стопы. Вероятно, во многих домах есть пороги между дверями в комнатах. Пусть малыш, придерживаясь руками за косяк двери, встанет серединой ступней на порог и перекатывается через него с пятки на носок и обратно. Упражнение проделать сначала два-три раза, чтобы не повредить стопы. По мере привыкания ребенка к упражнению количество проделывания подобных перекатов следует увеличить до десяти — пятнадцати раз.

Во многих современных квартирах новой планировки пороги отсутствуют. В таком случае в магазине можно приобрести резиновый коврик для ног с характерным выступом в середине, Коврик весь состоит из резиновых шишечек, и его давление окажет благотворное исправляющее воздействие на стопы малыша при проделывании вышеназванных упражнений.

Хороший эффект дает ежедневное упражнение, которые называется «камни в сковородке» для его выполнения действительно понадобятся килограмм — полтора крупных гладких камней и широкая плоская сковородка с низкими бортиками. Лучше, если камешки для этого упражнения вы привезете с юга — морская галька диаметром от 1 до 5 см будет постоянно напоминать ребенку о теплом пляже. Но подойдут и хорошо обточенные камешки с берегов наших речек. В крайнем случае можно воспользоваться обычным сухим горохом. И сковороду лучше взять обычную - старинную, чугунную, а не новомодную аристократку «тефаль».
Высыпаем камешки на сковородку, а дальше - дело техники. Сковородку устраиваем возле умывальника. Попросите ребенка, по утрам занимаясь чисткой зубов, стоять не на полу возле ванны, а на камешках в сковороде. Только надо не просто стоять, а переступать с ноги на ногу, делать подошвами перекаты от пяточек к пальцам. Подошвы стоп, разминаясь, получают автоматическое давление на разные участки. И времени это лишнего не занимает, и эффект получается нужный. Закончили заниматься — сковороду задвинули под ванну, и она никому не мешает. Время от времени камешки надо промывать в теплой соленой воде, а сковородку ополаскивать.

С теми же камешками можно проделать следующее упражнение. Положите перед малышом несколько колец диаметром от сорока сантиметров и несколько крупных камешков. Пусть малыш босиком сядет на пол или разложенный диван. Дайте ему задание: надо пальцами босых ног поднимать с пола камешки и раскладывать их по кольцам. Упражнение дает потрясающий эффект для разработки ступней.

Еще одну тренировку можно производить буквально на ходу. Шагая по комнате, следует выполнять четыре шага обычных, четыре — на носках, четыре - на пятках и четыре — на внешних сторонах ступней. Упражнение позволяет разрабатывать гибкость ступней, не тратя на это специального времени.

Для борьбы с плоскостопием можно использовать не только приведенные физические упражнения, но и интенсивный массаж стопы, способствующий повышению в ней кровотока. Благодаря этому мышцы увеличивают свой объем и становятся достаточно сильными, чтобы «стянуть» звенья скелета стопы к центру. При этом образуется нужный дугообразный свод, распрямляющийся при напоре и амортизирующий нагрузки. А это очень важно именно в школьный период, так как последующие 10 лет нагрузки на ребенка будут неуклонно расти и расти.

Самомассаж стоп.

Чтобы далеко шагали,
В путь дороге не устали.
Сядем все мы, отдохнем
И массаж подошв начнем.
На каждую ножку масла понемножку.
Хоть они и не машина,
Смазать их необходимо!
Проведем по ножке нежно,
Будет ноженька прилежной.
Ласка всем, друзья нужна.
Это помни ты всегда!
Разминка тоже обязательна
Выполняй ее старательно.
Растирай старайся и не отвлекайся.
По подошве, как граблями,
Проведем сейчас руками.
И полезно и приятно -
Это всем давно понятно.
Рук своих ты не жалей
И по ножкам бей сильней
Будут быстрыми они потом попробуй догони!
Гибкость тоже нам нужна,
Без нее мы никуда
Раз - сгибай, два - выпрямляй
Ну активнее давай
Каждый пальчик мы найдем,
Хорошенько разомнем.
Надо с ними нам дружить,
Чтобы всем здоровым быть.
Скажем все: "Спасибо!"
Ноженькам своим.
Будем их беречь мы
И всегда любить.



Предварительный просмотр:

Помните - Здоровье начинается со стопы

     Детская стопа по сравнению со стопой взрослого человека имеет ряд морфологических особенностей. Она более широкая в передней части и сужена в пяточной. Пальцы имеют веерообразное расхождение, в то время как у взрослых они плотно прилегают друг к другу. У детей дошкольного возраста на подошве сильно развита подкожная клетчатка, заполняющая своды стопы, что нередко приводит к диагностическим ошибкам. В соответствии с этим заключение о плоскостопии выносят, начиная с пятилетнего возраста.
     Форма стопы влияет также на состояние осанки и позвоночника ребенка. Снижение амортизационных свойств свода существенно повышает требования к рессорной функции позвоночника и может привести к его деформации, а также травматизации межпозвонковых суставов и возникновению боли в спине. Одностороннее снижение свода стопы - справа или слева - приводит к перекосу таза, асимметрии лопаток, плеч и формированию сколиотической осанки и сколиоза.
     Важная функция стопы определяется расположением особых, так называемых рефлексогенных зон на подошвенной поверхности, обеспечивающих связь стопы с различными системами организма (сердечно¬сосудистой, дыхательной и др.)
Таким образом, стопа, благодаря уникальному строению и важным функциям, оказывает влияние на весь организм. Поэтому особое внимание необходимо уделять профилактике деформаций стопы начиная уже с раннего возраста.


Какой же должна быть обувь для дошкольника?

1.    Обувь должна соответствовать форме, размеру стопы и иметь в носочной части припуск 5-7 мм, учитывающий увеличение длины стопы за счет ее естественного прироста и во время ходьбы под влиянием нагрузок. Если в обуви нет припуска, то при удлинении пальцы принимают согнутое положение, что может привести к их деформации. Недопустима зауженность в носочной части, поскольку это приводит к деформации большого пальца, его отклонению наружу. Чрезмерно свободная обувь также оказывает отрицательное влияние - могут появиться потертости, мозоли.

2.    Подошва должна быть гибкой. Недостаточная гибкость ограничивает движение в суставах, предъявляет повышенные требования к мышцам голени и стопы, способствуя более быстрому их утомлению и ослаблению. При этом нарушается походка, что оказывает негативное влияние на осанку и позвоночник ребенка. Чтобы проверить гибкость подошвы, следует, удерживая пяточную часть обуви, поднять носочную. Гибкость считается достаточной, если угол составляет 25°.
Подошва не должна быть высокой, поскольку в процессе ходьбы в такой обуви нарушаются сцепление пальцев с опорной поверхностью и толчковая функция стопы.  Это  приводит к дополнительной нагрузке.Слишком мягкая подошва (например, в чешках) также недопустима, так как способствует формированию плоскостопия при ходьбе по жесткому грунту, асфальту или полу.

3.    Важным элементом обуви для дошкольников является каблук, высота которого влияет на распределение нагрузки на различные отделы стопы, ее положение. При отсутствии каблука увеличивается нагрузка на свод. При небольшом каблуке свод, наоборот, разгружается за счет перераспределения нагрузки с увеличением ее на передний отдел. Слишком высокий каблук делает нагрузку на передний отдел стопы чрезмерной - это приводит к снижению поперечного свода и формированию поперечного плоскостопия. Итак, высота каблука не должна превышать 5-10 мм. Такой каблук увеличивает свод стопы, ее рессорность, защищает пятку от ушибов, смягчая удар о твердую поверхность при ходьбе, и, кроме того, повышает износоустойчивость обуви.

4.    В профилактике деформации стопы особое значение имеет наличие фиксированного задника, который позволяет прочно удерживать пяточную кость и предотвращает ее отклонение наружу. Деформация пяточной кости нарушает устойчивость голеностопного сустава, формирует болевой синдром, а впоследствии приводит к плоскостопию (плоско-вальгусные стопы).

5.    Наряду с фиксированным задником обувь должна обеспечивать прочную фиксацию в носочной части. Открытый носок в летних туфлях, часто используемых в качестве сменной обуви, приводит к неустойчивому положению стопы. Кроме того, возрастает угроза травматизации пальцев.

6.    Прочная фиксация стопы в обуви обеспечивается также соответствующими креплениями. Их отсутствие может привести к ослаблению мышц, снижению свода и деформации пальцев.

7.    Для обеспечения оптимального температурно-влажностного режима внутриобувного пространства необходимы такие конструктивные решения (переплетение ремешков, дополнительные «окошки» и др.), которые позволяли бы осуществлять хорошую вентиляцию обуви. Перегрев стопы ведет к расслаблению мышц и, как следствие, снижению свода стопы с формированием в последующем плоскостопия.

Таким образом, профилактическая сменная обувь для детей дошкольного возраста должна соответствовать форме и размеру стопы (недопустимо носить обувь с зауженной носочной частью); иметь достаточно гибкую (но немягкую), невысокую подошву, каблук высотой 5-10 мм, фиксированный задник для обеспечения прочной фиксации пяточной кости, закрытую носочную часть и крепления для прочной фиксации стопы.



Предварительный просмотр:

 « Физическая культура »

1.Физическая культура составляет важную часть культуры общества. Физическая культура оказывает существенное влияние на духовный мир человека мировоззрение, умственное и физическое  развитие.

 Физическое развитие самым непосредственным образом связано со здоровьем человека. Фундамент здоровья, физического и психического, закладывается в детстве. Достаточно ли прочным будет этот фундамент, зависит целиком от взрослого, от того, как будут воспитываться дети, какие полезные привычки они приобретут. Важно привить детям дошкольного возраста вкус к занятиям физкультурой, потребность в таких занятиях. Физическая культура и спорт - эффективное и действительное средство воспитания духовного и физического здоровья подрастающего поколения.

              2.Важным направлением в формировании у детей основ здорового образа жизни является правильно организованная предметно-пространственная среда, прежде всего это двигательная предметно-развивающая среда. Она должна носить развивающий характер, быть разнообразной, динамичной, трансформируемой, для этого в нашем детском саду мы используем различное физкультурное оборудование,  в том числе изготовленное своими руками, ведь новое спортивное оборудование - это всегда дополнительный стимул активации физкультурно-оздоровительной работы.  

Для успешной реализации цели в МБДОУ созданы все  условия:

  • - физкультурный зал, который оснащен необходимым спортивным оборудованием: баскетбольные кольца, сетка для волейбола, шведская стенка, щиты для метания на дальность и меткость, мячи разных размеров, скакалки, обручи, гимнастические ленты, гантели .
  • - тренажерный зал с современным оснащением: велотренажеры, беговые дорожки, мягкие спортивные модули, балансиры, батуты и др.

3.Согласно современной методике физического воспитания детей дошкольного возраста, основными организационными формами физического воспитания детей в нашем центре  являются:

  • Занятия по физкультуре
  • Утренняя гимнастика и оздоровительный бег
  • Гимнастика после сна
  • Спортивные досуги, праздники и развлечения
  • Спортивная студия для детей с высоким уровнем физической подготовленности.

Физкультурные занятия (НОД) являются ведущей формой воспитания двигательной культуры детей в ДОУ.

Назначение занятий по физкультуре состоит в том, чтобы:

  • Удовлетворить естественную потребность в движении, запрограммировать ее определенную дозу;
  • Обеспечить развитее и тренировку всех        и функций организма ребёнка через специально организованную, оптимальную для всех детей данного возраста и для каждого ребёнка в отдельности физическую нагрузку;
  • Дать возможность каждому ребёнку демонстрировать свои двигательные умения сверстникам и учиться у них.

Требования современной дошкольной педагогики таковы: «Когда мы говорим о ребенке как объекте педагогической науки, важно не только знать и учитывать основные линии развития и особенности возраста. Обобщенное слово «ребенок» предполагает, что им может быть мальчик или девочка. Только в нашем дошкольном учреждении , на протяжении многих лет при организации занятий по физической культуре  внедрен дифференцированный подход по половому признаку. Начиная с 4х летнего возраста с детьми занимаются два инструктора.

Каждый знает, что физкультура полезна!

А занятия физкультурой в удобной  спортивной одежде полезней вдвойне! Одежда ребенка должна быть удобной ,не должна  стеснять движений , изготовлена из натуральных материалов , должна быть эстетичной и чистой .

В дошкольном возрасте опорно-связочный аппарат (голеностопного сустава в особенности) очень слаб и поэтому, занимаясь в ботинках, сапогах  или босоножках на каблучках, можно получить травму. Неудобная и тяжелая одежда не дает ребенку возможность  правильно двигаться , «перекутывание» приводит  к развитию простудных заболеваний. Отправляя ребенка на занятия или пробежку в неправильно подобранной одежде или обуви, вы должны помнить о том, что этим  вы наносите вред здоровью своего  ребенка.

Требования к одежде для занятий пор физической культуре в зимний период.

  • Футболка х.б. с коротким рукавом белого цвета.
  • Шорты х.б. без карманов темного цвета.
  • Носки х.б.
  • Обувь спортивная  по размеру ноги ребенка на гнущейся подошве со шнурками.

Требования к одежде для занятий пор физической культуре в осеннее- весенний  период.

  • Футболка х.б.с длинным рукавом любого цвета.
  • Короткие шорты х.б. без карманов темного цвета.
  • Колготки (трико) х.б..
  • Обувь спортивная  по размеру ноги ребенка на гнущейся подошве со шнурками.

Оздоровительный бег – это комплекс физических, психологических и гигиенических элементов. Он является естественным привычным способом передвижения в любую погоду, в разное время года.

 Цель оздоровительного дозированного бега – дать детям эмоциональный заряд бодрости и душевного равновесия, тренировать дыхание, улучшить газообмен, укрепить мышцы, кости и суставы.


Значение оздоровительного бега:

  • Оздоровительный бег отлично действует на верхние дыхательные пути, на мускулатуру кишечника, сердце легкие, вызывает активное потоотделение.
  • Оздоровительный бег вырабатывает выносливость, подготавливает организм к более сильным нагрузкам.

Требования к одежде для оздоровительного бега в весенне - осенний период.

  • Шапочка спортивная х.б.
  • Водолазка х.б..
  • Спортивный костюм с начесом или ветровка.
  • Колготки ( носки).
  • Перчатки тонкие.
  • Кроссовки (кеды).

Требования к одежде для оздоровительного бега в зимний период.

  • Шапочка спортивная шерстяная.
  • Свитер шерстяной.
  • Спортивный костюм с начесом или балония.
  • Колготки
  • Варежки шерстяные.
  • Кроссовки (кеды или сапоги фетровые) на 1-2 размера больше ноги ребенка  носки шерстяные.

        4.Физкультурный досуг - одна из форм активного отдыха детей. Введение в практику дошкольного учреждения физкультурных досугов позволяет реализовать естественную потребность ребенка в движении, восполнить дефицит двигательной активности. Содержание досуга - это знакомые детям физические упражнения, но проводимые в игровой форме, в виде веселых забав, аттракционов, что создает положительный эмоциональный фон, оказывающий благоприятное воздействие на организм ребенка.  

          5.«Дерево чти, пока оно молодо, ребенка учи, пока он не вырос», - гласит пословица.

 К сожалению, некоторые родители считают, что ребенка с первого месяца жизни необходимо лишь кормить и одевать, чтобы он не простудился. Что же касается физического воспитания, то оно откладывается на то время, когда он подрастет.

Роль семьи в деле воспитания положительного отношения к физической культуре очень велика. Правильное физическое воспитание детей предполагает заботливое постоянное отношение к их здоровью в семье. Уже в раннем возрасте надо больше уделять внимания правильному развитию движений у детей, совершенствованию двигательных умений. Дети, которые недостаточно упражняются в движениях, остаются неловкими, несмелыми.  Недостаток движений(гиподинамия) вызывает изменения в центральной нервной системе, которые могут привести к эмоциональной напряженности и неустойчивости, к нарушению обмена веществ в организме, к снижению работоспособности организма. В домашних условиях следует так организовывать физическое воспитание, чтобы дети ежедневно занимались утренней гимнастикой. Играли в подвижные игры, систематически совершали прогулки, принимали закаливающие процедуры. Старайтесь, чтобы режим дня был таким же, как в детском саду.

 Имеет большое значение отношение родителей к физическим упражнениям. Их положительный пример существенно влияет на формирование у ребят стремления заниматься физической культурой в свободное время всей семьёй. Спортивный уголок, созданный дома, помогает родителям разумно организовать досуг детей, способствует закреплению двигательных навыков. Дети с раннего возраста должны иметь санки, лыжи, велосипеды, коньки, ракетки и воланы для игры в бадминтон и теннис, не говоря уже о мячах разных по диаметру, обруче, скакалке, кеглях и другом спортивном инвентаре.  Уважаемые родители , пусть будут здоровы ваши дети! Растите и любите их!