Динамика учебных достижений
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1»
Индивидуальный образовательный маршрут педагога
Тулпаровой Меседу Магомедсалимовны
(учитель истории и обществоведения)
Г.Когалым
2022-2023 учебный год
Информационная справка об авторе ИОМ
Цели индивидуального образовательного маршрута
1. Формирование и совершенствование компетентности в разработке методических, дидактических материалов с учётом ведущих модальностей и способностей обучающихся;
2. Формирование педагогической компетентности в области мотивирования обучающихся на формирование ценностного отношения к своему здоровью;
3. Формирование педагогической компетентности в области обеспечения информационной основы педагогической деятельности: освоение современных педагогических технологий;
4. Формирование и совершенствование педагогической компетентности в организации образовательного процесса с применением современных образовательных технологий;
5. Формирование педагогической компетентности в области мотивирования обучающихся на совершенствование личностных и регулятивных УУД
Пояснительная записка
Методическая тема школы:
«Реализация компетентностного подхода на уроках и во внеурочной деятельности как средство формирования духовно-нравственного и физического здоровья личности школьника»
Тема работы МО:
«Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования в условиях внедрения ФГОС»
Индивидуальная тема по самообразованию:
«Проектная деятельность как способ формирования УУД в рамках компетентностного образования»
Принятие новых стандартов – это признание системно-деятельностного подхода в образовании как основы для построения содержания, способов и форм образовательного процесса.
ФГОС пункт 7 гласит: «В основе стандарта лежит система деятельностного подхода, который представляет:
-воспитание и развитие качества личности, отвечающих требованиям информационного общества;
-переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;
-ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающихся на основе универсальных учебных действий), что означает умение учиться, т.е. способность ученика к саморазвитию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта».
В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы самостоятельно уметь решать любые задачи. Суть этого подхода может быть выражена в свернутой формуле: «самостоятельная деятельность – личность».
Целью деятельностного подхода является воспитание самостоятельной личности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности, ставить цели, решать задачи, отвечать за результат.
Основной результат - развитие личности ребенка на основе самостоятельной учебной деятельности.
Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие.
Вектор смещения акцентов нового стандарта
Как получить новый образовательный результат?
Для этого нужно ответить на 3 вопроса:
-Зачем учить (цель)?
-Чему учить (изменение содержания)?
- Как учить (изменение методики)?
Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить учиться. Чему должен научиться ребенок.
Важность практического решения проблемы развития самостоятельности, её значение для совершенствования обучения и необходимость разработки обоснованной технологии развития самостоятельности обусловили актуальность и определили выбор темы моей индивидуальной образовательной программы.
Вопрос этот не нов. Вопрос о развитии самостоятельности и активности учащихся был центральным в педагогической системе К. Д. Ушинского, который писал, что дети должны «по возможности трудиться самостоятельно, а учитель руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал». (Собрание сочинений, том 6, 1949, с.256). Он обосновал некоторые пути и средства организации самостоятельной работы учащихся на уроке с учётом возрастных периодов обучения.
А. Н. Бекетов, А. Я. Герд в 70-80-х предложили систему организации разнообразных практических самостоятельных работ (опыты, наблюдения и пр.).
Теоретики трудовой школы (Г. Кершенштейнер, А. Ферьер и др.) и различных её модификаций («новое воспитание», «педагогика действий», «школа активности») решали проблему самостоятельности учащихся в учебном процессе путём стимулирования их «умственной самодеятельности», применяя в качестве основного воспитательного средства ручной труд. В 90-х гг. 19в. практическая самостоятельность учащихся, их личный опыт, были провозглашены основными источником знаний. Не смотря на то, что новые цели образования предполагают формирование творческой личности, способной к самостоятельному определению способов своей деятельности, функционирующая в настоящее время система подготовки учащихся, которая всё ещё опирается на репродуктивные формы и методы обучения, затрудняет развитие самостоятельности у учащихся. Развитие самостоятельности обеспечивается взаимодействием педагогической целостности: субъект, окружающий мир, действенные методы для развития самостоятельности, развивающие и самого учащегося и окружающий мир.
Во многом это зависит от умения педагога по созданию педагогических условий становления самостоятельности учащихся в учебной деятельности. Так как наиболее распространённым видом самостоятельной работы, является работа с учебником. Это знакомство и практическое применение алгоритма работы с параграфом учебника как целостностью, взаимосвязью всех его частей будет способствовать развитию самостоятельности у учащихся.
Современные дети не воспринимают учителя как единственный источник информации и поэтому часто не слушают его рассказы и объяснения. В связи с этим необходимо сместить акцент в преподавании и уделять больше внимания самостоятельной деятельности учеников на уроках, максимально используя внутренний потенциал каждого.
Самостоятельность. Это слово означает способность человека без посторонней помощи ставить цели, действовать, ориентироваться в ситуации.
Самостоятельность – одно из ведущих качеств личности. Она открывает человеку путь к независимости, вселяет уверенность в своих силах.
К самостоятельности стремится большинство людей: это заложено в них природой. Сейчас мало кто хочет быть исполнителем чужой воли, ведомым. Гораздо приятнее уметь жить по формуле «сам задумал – сам сделал».
Самостоятельными не рождаются. Это качество формируется. Его нужно воспитывать и заботливо выращивать, опираясь, прежде всего, на те области знаний и умений, которые субъекту интересны.
Курс учебного предмета «физика» открывает ряд возможностей для этого.
Курс физики в средней школе подразумевает: освоение учащимися определенного объема знаний, умений и навыков, что невозможно без самостоятельной работы. Речь идет не только, и не столько о самостоятельном выполнении учащимися домашних заданий, а о самостоятельности в поисках информации, самостоятельности мышления, самостоятельности наработки навыков решения задач, выполнения практических заданий, самостоятельности в обобщениях и т. д.
Одна из основных задач учителя – организация работы в классе таким образом, чтобы ученики не только много трудились самостоятельно, но и делали это с достаточной долей удовольствия.
Самостоятельность в учениках надо развивать постоянно, постепенно.
Работа с учебником или любым другим учебным текстом должна стать обязательной частью урокабиологии и химии, так как является одним из важных методов обучения. Самостоятельная работа учащегося с учебником (текстом) направлена на усвоение готовой информации, т. е. ее понимание и запоминание. В основе понимания лежит аналитико-синтетическая деятельность, этот процесс требует умственной активности. При работе с текстом, ученику необходимо выделить главную мысль параграфа, уяснить логику рассуждений, последовательность изложения материала, этапы вывода формулы и т. д. Именно в процессе понимания, а затем перекодирования информации в другую форму (план, тезисы, конспект), ученик осваивает различные мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, сравнение и др.
Умение работать с книгой необходимо не только для успешного обучения, но и для будущей трудовой деятельности учащихся. Ведь в современных условиях от рабочего, а тем более от специалиста, требуется профессиональная мобильность, т. е. способность самостоятельно повышать, апорой и видоизменять свою квалификацию. Все это указывает на необходимость целенаправленно обучать учащихся приемам работы с книгой.
Решаемая проблема
Самоанализ моей деятельности как учителя-предметника выявил, что традиционно реализуемая мною позиция «учитель управляет, школьник исполняет» направлена только на отработку умения работать по образцам, алгоритмам.
Из опыта работы и личных наблюдений знаю, что существует проблема умения учащихся самостоятельно добывать знания на уроках, правильно читать и понимать текст, и как следствие, происходит ухудшение успеваемости. Как разбудить в ученике стремление работать самостоятельно? Какие приёмы работы с текстом будут способствовать развитию навыков смыслового
Цель профессионального развития:
Изменение организации учебного процесса преподавания физики и химии, направленного на развитие самостоятельности учащихся, развитие навыков смыслового чтения через системно-деятельностный подход.
Задачи:
1. Изучить учебно-методическую литературу по формированию навыков смыслового чтения.
2. Выявить дидактические средства, методы и приёмы, способствующие формированию самостоятельности учащихся на уроках физики и химии и навыков смыслого чтения.
3. Проверить эффективность методик КУЗ в реальной практике.
4. Внедрять в учебном процессе технологию критического мышления
5. Провести анализ и обобщение результатов, полученных в ходе реализации программы.
6. Оценить результаты педагогической деятельности с точки зрения развития УУД учащихся.
Инновационные процессы, происходящие в начале XXI века в системе образования, наиболее остро ставят вопрос о поисках резервов совершенствования подготовки высокообразованной, интеллектуально развитой личности.
Устанавливаемые федеральным государственным образовательным стандартом требования к предметным, личностным и метапредметным результатам вызывают необходимость изменения технологии организации обучения, в котором ученик становится активным участником учебной деятельности, а учитель - направляющим звеном. Перенос акцентов с «усвоения знаний» на формирование «компетентностей» включает в повседневную образовательную деятельность электронные учебно-методические пособия, видео-уроки, системы мультимедиа, интерактивные плакаты и многое другое.
Для современной школы необходимо создавать новые, совершенно иные образовательные условия. Они должны не только учитывать скорость информационного потока, но и быть нацеленными на развитие у ребят навыков критического анализа информации, планирования своей деятельности и эффективного воплощения идей. Из пассивного поглотителя знаний ребенок должен превратиться в их активного добытчика, искателя истины, первооткрывателя, мыслителя, разработчика, для которого любимое утверждение: «Я сам!». И здесь на помощь приходят информационные технологии. Один из путей их применения – смешанное обучение, синтез классно-урочной системы и дистанционного обучения.
Цель:
развитие у учителя навыков раскрытия и эффективного использования личностных ресурсов, собственного потенциала для успешной самореализации
Задачи:
- внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации учащихся;
- повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения технологии «Перевернутый класс»;
3. разработка учебных, методических и дидактических материалов.
Форма самообразования: проведение самоанализа работы учителя за год, рефлексия деятельности
Предполагаемый результат (для учителя, для обучающихся)
• повышение качества преподавания
• разработанные программы, сценарии и др.
• доклады, выступления
• разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей
• разработка и проведение открытых уроков
• обобщение опыта по исследуемой проблеме.
Сроки работы над проблемой: 2022-2023 уч. годы
Индивидуальный образовательный маршрут
Цель: ликвидация пробелов по истории
Тема | Цель | Задания, способы работы | Сроки | Форма контроля | Отметка о выполнении |
Установление царской власти и ее сакрализация в общественном сознании. | Повторить основные даты и понятия по периоду правления Ивана IV. | 1.Таблица дат по истории 2.Индивидуальные карточки 3.Рабочая тетрадь по истории 4. Таблица определений по истории. Способы работы: консультация дистанционно. | 1.Хронологический диктант. 2.Понятийный диктант. 3.Самостоятельная работа | ||
Повторить основные события и причинно-следственные связи между ними периода правления Ивана IV. | Прорешать задания к документам в сборнике заданий повышенной сложности (Р.В Пазин «Анализ исторического источника» ) | Тестовые задания. Задания повышенного уровня сложности. | |||
Обобщить и систематизировать материал по теме. | Прорешать задания в сборнике Р.В Пазина «Тематические задания высокого уровня сложности». Уметь подтверждать и опровергать точку зрения. | Домашняя контрольная работа Работа над ошибками. | |||
Выяснение степени усвоения материала. | Контрольная работа | Анализ выполнения контрольной работы. Работа над ошибками |
Тема | Цель | Задания, способы работы | Сроки | Форма контроля | Отметка о выполнении |
Смутное время в России. | Повторить основные даты и понятия по начальному периоду XVIIв. | 1.Таблица дат по истории 2.Индивидуальные карточки 3.Рабочая тетрадь по истории 4. Таблица определений по истории. Способы работы: консультация дистанционно. | 1.Хронологический диктант. 2.Понятийный диктант. 3.Самостоятельная работа. | ||
Повторить основные события и причинно-следственные связи между ними периода | Прорешать задания в сборнике Р.В Пазина «Тематические задания высокого уровня сложности». Уметь подтверждать и опровергать точку зрения. | Тестовые задания. Задания повышенного уровня сложности | |||
Обобщить и систематизировать материал по теме. | Прорешать задания к документам в сборнике заданий повышенной сложности (Р.В Пазин «Анализ исторического источника») | Домашняя контрольная работа. Работа над ошибками. | |||
Выяснение степени усвоения материала. | Контрольная работа | Анализ выполнения контрольной работы. Работа над ошибками |
Индивидуальный образовательный маршрут
Цель: ликвидация пробелов по обществознанию
Тема | Цель | Задания, способы работы | Сроки | Форма контроля | Отметка о выполнении |
Налоговая система в РФ. Виды налогов. Функции налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями. | Повторить основные понятия по данной теме | 1.Индивидуальные карточки 2.Рабочая тетрадь по обществознанию 3. Сборник определений по обществознанию. Способы работы: консультация дистанционно. | 1. Самостоятельная работа. 2.Понятийный диктант. | ||
Прорешать задания в сборнике Р.В Пазина «Тематические задания высокого уровня сложности». Уметь работать с документом и писать эссе на тему «Налоги в РФ». | Тестовые задания. Задания повышенного уровня сложности | ||||
Обобщить и систематизировать материал по теме. | Домашняя контрольная работа. Работа над ошибками. | ||||
Выяснение степени усвоения материала. | Контрольная работа | Анализ выполнения контрольной работы. Работа над ошибками | |||
Охрана здоровья |
2. Вести здоровый образ жизни. |
Отчет о проделанной работе
Форма представления
результата своей работы
Где, когда, кем заслушивается
Результаты проделанной работы. Отметка о выполнении
Профессиональное
1. Изучить новые образовательные стандарты, уяснить их особенности.
Обмен опытом
Заседание РМО
Повышение качества проводимых уроков
2.Изучение нового УМК и учебников, уяснение их особенностей и требований.
Сентябрь 2020
Межсетевое МО учителей истории и обществознания
Наличие УМК в электронном варианте
3. Разработать рабочие программы по своим предметам в соответствии требований ФГОС.
Рабочие программы
Утверждение руководителем МО, завучем, директором школы
Рабочие программы по истории и обществознанию для 8 класс
4. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.
В течение года