междисциплинарный курс
Междисциплинарный курс предназначен для перподавателей позволяет изучить дисциплину методика адаптивной физической культуры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
междисциплинарный курс | 25.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Т.Д.Федотова, г. Ессентуки
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ КУРС
«МЕТОДИКА АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОТНЕСЕННЫХ К СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ»
С каждым годом увеличивается количество детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Такие дети, относящиеся по медицинским показателям к специальным медицинским группам, не должны заниматься по программам физического воспитания, разработанным для здоровых детей, а должны заниматься в специальных медицинских группах. Для учащихся специальной медицинской группы применяют специальные, многообразные методики, учитывающие специфику их заболеваний [3,с.8].
Не секрет, что количество этих учащихся из года в год неуклонно увеличивается. Так как в основном все они имеют слабое физическое развитие, часто болеют, бывают, привержены к вредным привычкам.
В связи с этим весьма важным является повышение эффективности в деятельности специальных медицинских групп (СМГ). Занятия в этих группах способствуют укреплению здоровья, вовлечению ослабленных в физическом отношении учащихся в активные занятия физической культурой, пропаганда здорового образа жизни [2,с.15].
Статистические данные свидетельствуют, что среди выпускников школ за последние годы нет практически ни одного абсолютно здорового учащегося. В структуре хронических болезней современных подростков за период с 2005 по 2015г. первое место заняли болезни органов пищеварения, в 4,5 раз увеличилась доля хронических заболеваний нервной системы и психической сферы, которые стоят на втором месте, по-прежнему третье место занимают болезни опорно-двигательного аппарата. Ухудшение здоровья детей влечет за собой в будущем существенное снижение интеллектуального, трудового, репродуктивного и оборонного потенциала нашей страны, а также дальнейшее углубление демографического кризиса.
Процесс физического воспитания ослабленных детей сложен. Школьники, которые перенесли какие-либо заболевания, длительное время находятся в условиях дефицита двигательной активности, что дополнительно усугубляет состояние их здоровья. Это явление получило название «гипокинетического синдрома». Между тем, современные знания в области физиологии, гигиены и клинической медицины свидетельствуют, что таким детям и подросткам особенно необходима двигательная активность. Но заниматься они должны по специальным программам, ориентированным на показатели их здоровья, специфику протекания заболевания. Отличия в этиологии и патогенезе перенесенных заболеваний, различные локализации, характер и выраженность развившихся под влиянием патологического процесса нарушений определяют различия в методике занятий со школьниками по разным нозологическим группам [1,с.5].
В филиале ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Ессентуки осуществляется профессиональная подготовка студентов по специальности 49.02.02Адаптивная физическая культура.
Областью профессиональной деятельности учителей адаптивной физической культуры является адаптивное физическое воспитание детей, подростков и молодежи, отнесенных к специальным медицинским группам и с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях, специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I – VIII вида, оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа, образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, учреждениях довузовского профессионального образования, дополнительного образования, отдыха и оздоровления детей [4, с. 2].
Цель междисциплинарного курса «Методика адаптивного физического воспитания школьников отнесенных к специальной медицинской группе»
- обеспечить теоретическую и методико-практическую подготовку студентов к проведению занятий по адаптивному физическому воспитанию обучающихся, отнесенных к специальным медицинским группам [4,с.3-4].
Задачи курса:
1. Формирование системных знаний по истории и организации адаптивного спорта; о сущности, специфике, содержании и методах обучения в адаптивном спорте.
2. Осознание значимости обучения двигательным действиям, а также развития физических, морально-нравственных и волевых качеств личности учащихся на внеурочных занятиях по адаптивному физическому воспитанию с учетом состояния здоровья, физического развития, направленности физкультурных и спортивных интересов занимающихся и других факторов.
3. Формирование готовности студентов к педагогической практике в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.
В результате изучения междисциплинарного курса студенты должны
знать:
-цели, задачи, функции, содержание, формы и методы физического воспитания обучающихся, отнесенных к специальным медицинским группам;
-медико-биологические и психологические основы построения физического воспитания обучающихся, отнесенных к специальным медицинским группам;
-критерии распределения детей, подростков и молодежи по группам здоровья и медицинским группам для занятий физической культурой и перевода из одной группы в другую;
-причины, условия возникновения, характеристику и профилактику болезней отдельных нозологических групп: травмы, болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани, болезни системы кровообращения, болезни органов дыхания, болезни органов пищеварения, болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ, болезни нервной системы;
-основы физической реабилитации при заболеваниях, относящихся к вышеперечисленным нозологическим группам;
-средства физической культуры в системе реабилитации;
-показания и противопоказания к выполнению физических упражнений и рекомендации воспитания обучающихся, отнесенных к специальным медицинским группам;
-методические основы организации физкультурно-спортивной деятельности оздоровительной, профилактически- реабилитационной и рекреационно-досуговой направленности;
-основы проведения занятий оздоровительной физической приемы, способы страховки и самостраховки;
-формы и методы взаимодействия с родителями или лицами, их заменяющими, как субъектами образовательного процесса;
-виды специального оборудования, его назначение;
-виды документации, требования к ее ведению и оформлению[4,с.6-7].
В результате изучения междисциплинарного курса студенты должны
уметь:
-находить и использовать методическую литературу и др. источники информации, необходимой для подготовки и проведения урочных и внеурочных занятий оздоровительной физической культурой с обучающимися, отнесенными к специальным медицинским группам;
-планировать физическое воспитание обучающихся, отнесенных к специальным медицинским группам, строить его с учетом возрастно-половых, морфофункциональных и индивидуально-психологических особенностей обучающихся, уровня их физической подготовленности, характера патологии;
-устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися и их родителями (лицами, из заменяющими);
-подбирать, готовить к занятию и использовать спортивное оборудование и инвентарь;
-использовать различные формы адаптивного физического воспитания; использовать различные методы и приемы обучения двигательным действиям, методики развития физических качеств, дозировать физическую нагрузку в соответствии с педагогическими задачами, формой организации физического воспитания, характером патологии, функциональными возможностями организма обучающихся;
-использовать различные средства и методы физической реабилитации и восстановления организма;
-мотивировать обучающихся к участию в занятиях физической культурой оздоровительной, реабилитационной и рекреационной направленности;
-планировать и проводить педагогически целесообразную работу с родителями; выполнять профессионально ориентированные виды двигательных действий;
-применять приемы страховки и самостраховки при выполнении физических упражнений, соблюдать технику безопасности на занятиях; -осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся на занятии;
-осуществлять самоанализ и самоконтроль при проведении урочных и внеурочных занятий;
-анализировать процесс и результаты физического воспитания, отдельные уроки, внеурочные мероприятия и занятия корректировать и совершенствовать их.
В результате изучения междисциплинарного курса студенты должны
иметь практический опыт:
-анализа планов и организации процесса физического воспитания обучающихся, отнесенных к специальным медицинским группам, и разработки предложений по его совершенствованию;
-определения цели и задач, планирования и проведения урочных и внеурочных занятий оздоровительной физической культурой с обучающимися, отнесенными к специальным медицинским группам;
-проведения диагностики физической подготовленности обучающихся специальных медицинских групп;
-наблюдения, анализа и самоанализа уроков, внеурочных мероприятий и занятий с обучающимися, отнесенными к специальным медицинским группам, их обсуждения в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями, разработки предложений по совершенствованию и коррекции;
-применения приемов страховки при выполнении физических упражнений;
-ведения документации, обеспечивающей процесс физического воспитания обучающихся, отнесенных к специальным медицинским группам [4,с.8-9].
Профессиональный модуль «Организация адаптивного физического воспитания обучающихся, отнесенных к специальным медицинским группам» включает два междисциплинарных курса: «Методика адаптивного физического воспитания обучающихся, отнесенных к специальным медицинским группам» (базовая часть) и «Теория и методика оздоровительной физической культуры» (вариативная часть), а также производственную практику по профилю специальности.
Междисциплинарный курс «Методика адаптивного физического воспитания обучающихся, отнесенных к специальным медицинским группам» изучается на 3 курсе. Цель курса – сформировать у студентов знания, умения и навыки, необходимые для организации и проведения занятий по адаптивному физическому воспитанию с учащимися специальных медицинских групп.
В ходе освоения курса студенты знакомятся с содержанием программ по физической культуре для учащихся 1-11 классов специальной медицинской группы; изучают методику проведения комплексов упражнений оздоровительной и корригирующей гимнастики, лечебной физической культуры; методику обучения детей специальных медицинских групп основам базовых и новых физкультурно-спортивных видов; средства и методы развития двигательных способностей учащихся; методы регулирования и контроля уровня физической нагрузки на занятиях; технологию разработки документов планирования. Формами промежуточной аттестации по курсу являются экзамен (5 семестр) и дифференцированный зачет (6 семестр).
Кафедра физической культуры филиала СГПИ в г. Ессентуки осуществляет научно-исследовательскую деятельность в лаборатории «Адаптивная физическая культура» Ставропольского государственного педагогического института. Научное направление кафедры: «Формирование профессиональной готовности специалистов по адаптивной физической культуре к применению базовых и новых физкультурно-спортивных видов в физическом воспитании лиц с отклонениями в состоянии здоровья».
В связи с научным направлением кафедры в вариативную часть учебного плана специальности 49.02.02. Адаптивная физическая культура включен междисциплинарный курс «Методика адаптивного физического воспитания обучающихся, отнесенных к специальным медицинским группам». Данный междисциплинарный курс включен в профессиональный модуль «Организация адаптивного физического воспитания обучающихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях», поскольку учитель адаптивной физической культуры должен быть подготовлен к проведению разных форм занятий по адаптивному физическому воспитанию, включая внеклассные занятия и мероприятия.
Изучение междисциплинарного курса «Методика адаптивного физического воспитания обучающихся, отнесенных к специальным медицинским группам», по нашему мнению, будет способствовать более качественной подготовке будущих учителей адаптивной физической культуры, формированию их профессиональной готовности к применению изученных видов адаптивного спорта в физическом воспитании детей с отклонениями в состоянии здоровья.
Список литературы.
1. Программа по физической культуре. Специальная медицинская группа. 1-11 классы / Авт.-сост. Т.В. Дараева и др.; под общ. ред. М.Ю. Ушаковой. – М.: Издательство «Глобус», 2010. – 216 с. – (Образовательный стандарт).
2. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник. В 2 т. Т. 1: Введение в специальность. История, организация и общая характеристика адаптивной физической культуры / Под общей ред. проф. С.П. Евсеева. – М.: Советский спорт, 2010. – 291 с.
3.Физическая реабилитация инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата: учеб. Пособие / С.П. Евсеев, С.Ф. Курдыбайло, А.И. Малышев, Г.В. Герасимова, А.А. Потапчук, Д.С. Поляков: под ред. д-ра пед. наук, проф. С.П. Евсеева и д-ра мед. наук, проф. С.Ф. Курдыбайло. – М.: Советский спорт, 2010. – 488 с.
4.Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 050142 Адаптивная физическая культура. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 5 ноября 2009 г. № 529. – 50 с. [электронный ресурс] – Режим доступа: http:www.firo.ru (дата обращения 07.11.2015).
5. Частные методики адаптивной физической культуры: учебник / под общ. ред. проф. Л.В. Шапковой. – М.: Советский спорт, 2007. – 608 с.