КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ЭКЗАМЕНЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Федотова Татьяна Дмитриевна

УДК 796/799

ББК    75.0

 

КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ЭКЗАМЕНЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

THE QUALIFYING EXAMS IN TECHNICAL TRAINING FOR FUTURE TEACHERS OF ADAPTED PHYSICAL EDUCATION

 

Голякова Н.Н.

Golyakova N.N.

доцент кафедры физической культуры, кандидат педагогических наук

Associate professor of department of Physical Education,

candidate of pedagogical science

 

Fedotova T.D.

старший преподаватель кафедры физической культуры

Senior lecturer of department of Physical Education

 

Prokopieva A.N.

старший преподаватель кафедры физической культуры

Senior lecturer of department of Physical Education

 

Филиал ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Ессентуки

The branch of the state financed educational institution of higher education «Stavropol State Pedagogical Institute» in Yessentuky

 

 

 

Аннотация

Программа подготовки специалистов среднего звена по специальности 49.02.02 Адаптивная физическая культура» включает квалификационные экзамены по каждому профессиональному модулю. В статье рассмотрены виды квалификационных экзаменов, условия допуска к ним, содержание экзаменационных материалов.

 

Annotation

Specialist training programme for mid-level by specialty 49.02.02 Adaptive physical education includes the qualifying exams for each professional module. The article describes the types of qualifying exams, conditions of accessment to them, the content of the exam.

 

Ключевые слова: адаптивная физическая культура, профессиональные модули, междисциплинарные курсы, практика, квалификационные экзамены.

 

Keywords: adaptive physical education, professional modules,
interdisciplinary team teachings, practice, qualifying exams.

 

В филиале ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Ессентуки осуществляется профессиональная подготовка студентов по специальности 49.02.02 Адаптивная физическая культура.

Область профессиональной деятельности выпускников: адаптивное физическое воспитание детей, подростков и молодежи, отнесенных к специальным медицинским группам и с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях [2, с. 3].

Организация и содержание образования в системе среднего профессионального образования позволяет сформировать у будущих профессионалов общие компетенции и профессиональные компетенции согласно видам профессиональной деятельности. Качественный уровень   подготовки регулярно отслеживается в организованном педагогическом процессе, частью которого являются квалификационные экзамены.

Программа подготовки специалистов среднего звена по специальности 49.02.02 Адаптивная физическая культура включает три профессиональных модуля по основным видам деятельности:

ПМ 1. Организация адаптивного физического воспитания обучающихся в общеобразовательных организациях;

ПМ 2. Организация адаптивного физического воспитания обучающихся, отнесенных к специальным медицинским группам;

ПМ 3. Методическое обеспечение процесса адаптивного физического воспитания [2, с.4].

Квалификационные экзамены проводятся по окончании изучения студентами профессиональных модулей. Они предназначены для проверки готовности обучающегося к выполнению указанного вида профессиональной деятельности, которая осуществляется в двух основных направлениях: оценка уровня освоения междисциплинарных курсов и оценка сформированности компетенций обучающихся (профессиональных, общих) по проверяемому профессиональному модулю.

Профессиональный модуль ПМ.01 Организация адаптивного физического воспитания обучающихся в общеобразовательных организациях включает два междисциплинарных курса: «Частные методики адаптивного физического воспитания» (базовая часть) и «Адаптивный спорт» (вариативная часть), учебную практику и производственную практику по профилю специальности.

Междисциплинарный курс «Частные методики адаптивного физического воспитания» изучается на 2-4 курсах. Цель курса – ознакомить студентов с организацией, структурой, содержанием, современными технологиями и передовой практикой воспитательной, физкультурно-оздоровительной работы инвалидов разных нозологических групп, сформировать необходимые знания, умения, интерес к педагогической профессии как гуманистической миссии, психологическую готовность к работе с данной категорией населения [3, с. 10].

Междисциплинарный курс «Адаптивный спорт» изучается на 4 курсе. Изучение данного междисциплинарного курса нацелено на обеспечение теоретической и методико-практической подготовки студентов к проведению занятий по изученным видам адаптивного спорта с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья.

В 4 семестре студенты проходят учебную практику, призванную сформировать представление о профессиональной деятельности учителя адаптивной физической культуры. На этот вид практики отводится 2 недели.

На производственную практику по профилю специальности в первом профессиональном модуле отводится 7 недель (1 неделя в 4 семестре и 6 недель в 7 семестре). Цель производственной практики ПП.01.01 – формирование профессионально-педагогических умений по проведению уроков физической культуры.

Профессиональный модуль ПМ.02 Организация адаптивного физического воспитания обучающихся, отнесенных к специальным медицинским группам включает два междисциплинарных курса: «Методика адаптивного физического воспитания обучающихся, отнесенных к специальным медицинским группам» (базовая часть) и «Теория и методика оздоровительной физической культуры» (вариативная часть), производственную практику по профилю специальности.

Междисциплинарный курс «Методика адаптивного физического воспитания обучающихся, отнесенных к специальным медицинским группам» изучается на 3 курсе. Цель курса – сформировать у студентов знания, умения и навыки, необходимые для организации и проведения занятий по адаптивному физическому воспитанию с учащимися специальных медицинских групп.

Междисциплинарный курс «Теория и методика оздоровительной физической культуры» нацелен на формирование у студентов знаний по теоретическим основам и методике преподавания оздоровительных видов физической культуры.

На производственную практику по профилю специальности во втором профессиональном модуле отводится 4 недели (1 неделя в 5 семестре и 3 недели в 6 семестре). Цель производственной практики ПП.02.01 – формирование профессионально-педагогических умений учителя адаптивной физической культуры по проведению занятий с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальным медицинским группам.

Профессиональный модуль ПМ.03 Методическое обеспечение процесса адаптивного физического воспитания включает два междисциплинарных курса: «Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя адаптивной физической культуры» (базовая часть) и «Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте» (вариативная часть), а также производственную практику по профилю специальности.

Междисциплинарный курс «Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя адаптивной физической культуры» изучается в 6-7 семестрах. Курс нацелен на формирование практических умений студентов по разработке документов планирования процесса адаптивного физического воспитания, учебно-методических материалов и ведению документации.

Междисциплинарный курс «Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте» изучается студентами на 3 курсе. Цель курса – получение студентами необходимых систематизированных знаний и навыков научно-исследовательской и методической работы по проблемам адаптивной и оздоровительной физической культуры, образования и воспитания инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья всех социально-демографических и нозологических групп [1, с. 45].

Производственная практика по профилю специальности по третьему профессиональному модулю проводится в течение одной недели в 7 семестре. Цель производственной практики ПП.03.01 – формирование профессионально-педагогических умений учителя адаптивной физической культуры по разработке документов планирования и отчетности, методических материалов по адаптивной физической культуре.

К квалификационным экзаменам допускаются студенты, освоившие междисциплинарные курсы, учебную и производственную практику по профилю специальности за период изучения профессионального модуля, успешно прошедшие промежуточную аттестацию в соответствии с учебным планом специальности.

В таблице 1 представлены виды промежуточной аттестации и сроки проведения квалификационных экзаменов по каждому профессиональному модулю.

 

 

 

Таблица 1

 

Виды промежуточной аттестации и сроки проведения квалификационных экзаменов по специальности 49.02.02 Адаптивная физическая культура

 

Профессиональные модули

Шифр и наименование МДК и практик

Формы промежуточной аттестации

Квалификационные экзамены

ПМ.01 Организация адаптивного физического воспитания обучающихся в общеобразовательных организациях

МДК.01.01 Частные методики адаптивного физического воспитания (363 часа)

контрольная работа 4 семестр

экзамен 5 семестр

курсовая работа 6 семестр 

диф. зачет 7 семестр

ПМ.01.ЭК

Квалификационный экзамен по профессиональному модулю ПМ.01

7 семестр

МДК.01.02 Адаптивный спорт (69 часов)

диф. зачет 7 семестр

УП.01.01 Учебная практика (72 часа)

диф. зачет 4 семестр

ПП.01.01 Производственная практика по профилю специальности (252 часа)

диф. зачет  4 семестр

диф. зачет  7 семестр

ПМ.02 Организация адаптивного физического воспитания обучающихся, отнесенных к специальным медицинским группам

МДК.02.01 Методика адаптивного физического воспитания обучающихся, отнесенных к специальным медицинским группам (216 часов)

экзамен 5 семестр

диф. зачет 6 семестр

ПМ.02.ЭК

Квалификационный экзамен по профессиональному модулю ПМ.02

6 семестр

МДК.02.02 Теория и методика оздоровительной физической культуры (102 часа)

экзамен 6 семестр

ПП.02.01 Производственная практика по профилю специальности (144 часа)

диф. зачет 5 семестр

диф. зачет 6 семестр

ПМ.03 Методическое обеспечение процесса адаптивного физического воспитания

МДК.03.01Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя адаптивной физической культуры (111часов)

контрольная работа 6 семестр

диф. зачет 7 семестр

ПМ.03.ЭК

Квалификационный экзамен по профессиональному модулю ПМ.03

7 семестр

МДК.03.02 Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте (86 часов)

диф. зачет 5 семестр

ПП.03.01 Производственная практика по профилю специальности (36 часов)

диф. зачет 7 семестр

Форма проведения квалификационных экзаменов –  устная.

На каждом экзамене предлагается билет, включающий три квалификационных испытания:

1)  вопрос по первому междисциплинарному курсу;

2)  вопрос по второму междисциплинарному курсу;

3)  практикоориентированное задание.

На подготовку к ответу отводится 60 минут. При этом выпускнику раз­решается пользоваться программой квалификационного экзамена.

На ответ по билету дается 20-30 минут. После ответа могут быть заданы вопросы, количество которых не регламентируется.

В ходе квалификационного экзамена оцениваются: уровень освоения междисциплинарных курсов и уровень сформированности общих и профессиональных компетенций.

По итогам квалификационных экзаменов выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Результатом работы аттестационной комиссии по профессиональному модулю является решение «вид профессиональной деятельности освоен» или «вид профессиональной деятельности не освоен». Такая же запись производится в экзаменационную ведомость и зачетную книжку студента.

 

Список использованной литературы

1.  Коваль Л.Н., Алексеева Е.Н., Богданов О.Г. Место профессионального курса «Основы научно-методической деятельности в адаптивной физической культуре» в подготовке специалистов среднего профессионального образования // Материалы II международной научной конференции «Вопросы педагогики». «Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук» журнал научных публикаций № 04 (75) часть III. – Москва: изд-во: Институт стратегических исследований, 2015. – С. 43-49.

2.  Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 49.02.02 Адаптивная физическая культура. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 13 августа 2014 г. № 998. – 41 с. [электронный ресурс] – Режим доступа: http: www.consultant.ru (дата обращения 16.10.2014).

3.  Частные методики адаптивной физической культуры: учебник / под общ. ред. проф. Л.В. Шапковой. – М.: Советский спорт, 2007. – 608 с.

 

The list of the used literature

1.    Koval L.N., Alekseeva E.N., Bogdanov O.G. Location a professional course "Basics of scientific and methodological activities in adaptive physical education" in the training secondary professional education // Materials of II international scientific conference "Problems of pedagogics." "Actual problems of the humanities and natural sciences" journal of scientific publications № 04 (75) Part III. - Moscow: publ: Institute for Strategic Studies, 2015. - P. 43-49.

2.    The Federal State Educational Standard secondary professional education by specialty 49.02.02 Adaptive physical training. Approved by the Ministry of Education and Science of the Russian Federation August 13, 2014 № 998. - 41. [Electronic resource] - Access mode: http: www.consultant.ru (reference date 10/16/2014).

3.    Private methods of adaptive physical education: the textbook / under total. Ed. prof. L.V. Shapkova. - M .: Soviet Sport, 2007. - 608 p.