Выступления
"Системно-деятельностный подход на уроках в начальной школе"
“Тыва дыл кичээлинде ажыл-чорудулгаже бот-тодарадылга"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 476 КБ |
![]() | 1.83 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Структура урока 1. Мотивация. Самоопределение к познавательной деятельности. 2. Актуализация знаний. 3. Затруднение в деятельности (проблемная ситуация ). 4. Первичное закрепление. 5. Самоконтроль и самооценка. 6. Рефлексия. 2
Структура урока 1. Мотивация. Самоопределение к познавательной деятельности. 2. Актуализация знаний. 3. Затруднение в деятельности (проблемная ситуация ). 4. Первичное закрепление. 5. Самоконтроль и самооценка. 6. Рефлексия. 3
Цель проекта: - совершенствование форм работы по повышению качества знаний учащихся за счет обновления содержания и структуры учебной деятельности по средствам внедрения в практику работы технологии системно-деятельностного метода обучения. Задачи: -показать преимущество использования системно-деятельностного метода обучения в школе. -проанализировать преимущества применения технологии системно-деятельностного метода обучения. -познакомить с результатами апробации метода учителями нашего образовательного учреждения. -разработать урок в системно - деятельностном подходе. Системно -деятельностный подход 6
«Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» Б Шоу Системно – деятельностный подход – методологическая основа концепции государственного стандарта общего образования второго поколения 7
Ученые основоположники теории системно- деятельностного подхода 8
Системно – деятельностный подход базируется на зоне ближайшего развития ребенка Л.С. Выгодский развитие деятельность обучение В.В. Давыдов 9
Что значит «деятельность»? Целеустремленная система, нацеленная на результат о братная связь (коррекция, обратная ориентация ). психолого-возрастные и индивид. особенности развития личности ребенка 10
Системно-деятельностный подход Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом. Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях). 11
Системно-деятельностный подход позволяет на каждой ступени общего образования: - представить цели образования в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности; - на основании построенных целей обосновать не только способы действий, которые должны быть сформированы в учебном процессе, но и содержание обучения в их взаимосвязи; - выделить основные результаты обучения и воспитания как достижения личностного, социального, коммуникативного и познавательного развития учащихся . 12
Овладеть универсальными учебными действиями УУД В действии порождается знание! . Чему должен научиться ребенок? 13
Системно-деятельностный подход Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность. 14
Основная педагогическая задача - организация условий, инициирующих детское действие Чему учить? обновление содержания Ради чего учить? ценности образования (обновление цели) Как учить? обновление средств обучения (обновление методики ) 15
Система дидактических принципов принцип деятельности непрерывности целостности минимакса психологической комфортности вариативности творчества 16
Этапы построения урока при системно- деятельностном подходе Мотивация к учебной деятельности Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии Выявление места и причины затруднения Построение проекта выхода из затруднения Реализация построенного проекта Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Самостоятельная работа с самопроверкой Включение в систему знаний, повторение Рефлексия 17
Мотивирование к учебной деятельности Предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно: 1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”); 2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”); 3) устанавливаются тематические рамки (“могу”). В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального “Я” с образом “Я - идеальный ученик”, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации. 18
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает: 1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию; 2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; 3) мотивацию к пробному учебному действию (“надо” - “могу” - “хочу”) и его самостоятельное осуществление; 4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании. 19
Выявление места и причины затруднения Учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны: 1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место- шаг, операцию, где возникло затруднение; 2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще . 20
Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство) Учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов. 21
Реализация построенного проекта На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения. 22
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. 23
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. 24
Включение в систему знаний и повторение Выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм. 25
Критерии результативности урока Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.) Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся). 26
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности. 27
Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.) Критерии результативности урока 28
Условия успеха есть возможности для двигательной активности много практических упражнений , лабораторных работ, действий с предметами, моделями, макетами учебный материал предполагает связь с актуальными проблемами жизни учащихся на уроке обеспечена частая смена деятельности 29
Вы - блестящий учитель, у вас прекрасные ученики! Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса Веди ученика от собственного опыта к общественному Будь не «НАД», а «РЯДОМ» Радуйся вопросу, но отвечать не спеши Учи анализировать каждый этап работы Критикуя, стимулируй ученика 30
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Допчузу: Тыва дыл кичээлини ң технологтуг картазы. Тыва дыл башкылаашкынга чогаадыкчы дилээшкиннер. а) Ажыл-чорудулгаже бот-тодарадылга. б) Рефлексия.
Тыва дыл кичээлини ң технологтуг картазы. Кичээлди ң хевири. Кичээлдиң сорулгазы. Планнаттынган т ү ңнелдер. Бүгү талалыг өөредилге ажыл-чорудулгазы. Дерилгези.
Кичээлдиң чадалары: Организастыг кезээ. Ажыл-чорудулгаже бот-тодарыдылга. Билиглерни тодаргайжыдары. Чаа билиглерни ажыдары. Сула шимчээшкин. Чаа билиглерни быжыглаары. Эштежип, бөлүглежип ажылдаары. Рефлексия. Түңнел.
Тыва дыл башкылаашкынга чогаадыкчы дилээшкиннер. а ) Ажыл-чорудулгаже бот-тодарадылга.
Темазы: “Х деп үн болгаш Х, х деп үжүктер”
х ой ө шкү д агаа
Темазы: “Эгезинде [ т ] - [ д ] деп үннер кирген сөстер. аа
ди
тор
т 10
д иис т орлаа д агаа т он
Темазы: “Азырал амытаннарның шола аттарынга улуг үжүк” Согунчугаштарны чоргус М ойнак В ася К ара-кыс Э зир-Кара
Темазы: “Удурланышкак уткалыг демдек аттары”
Темазы: “Ат болгаш фамилияларга улуг үжүк”
Темазы: “Кыска болгаш узадыр адаар ажык үннер болгаш үжүктер” ал-аал даш-дааш кир-киир сук-суук
Темазы: “Дефистеп бижиир нарын сөстер” Эжин тып.
бора-хөкпеш кызыл-кат ала-сааскан
Темазы: “Слог”
сава ( ава ) чаан ( ча,чаа ) орук ( ук ) тоорук ( оор,орук )
б) Рефлексия
Кичээлде чүнү сонуургадыңар? Чаа чүнү билип алдыңар? Сорулганы чедип алдыңар бе? Кандыг ажылды ам-даа чедир кылырыл?