Главные вкладки
Проф.конкурс 2025
Профессиональные конкурсы — это не просто соревнования, а мощные катализаторы развития и признания талантов!
ссылка на медиавизитку https://rutube.ru/video/b12a444c11e3ebad61eb745586...
конкурсное испытание "Педагогическая мастерская"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedag_masterskaya_21.01.25_szhatie.pptx | 2.54 МБ |
pedagogicheskaya_masterskaya.docx | 32.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Количество часов по родному ( тувинскому) языку, литературному чтению на родном ( тувинском) языке , внеурочной деятельности в начальной школе. Класс Родной ( тувинский) язык Литератур ное чтение на родном (тувинском) языке Развитие речи по родному (тувинскому) языку Народове дение 1 2 ч 1 ч 1 ч 1 ч 2 2 ч 1 ч 1 ч 1 ч 3 2 ч 1 ч 1 ч 1 ч 4 2 ч 1 ч 1 ч 1 ч
Групповая работа 1 группа «Как заходили гости в юрту?» 2 группа «Если гость пожилой человек» 3 группа « Как принимают хозяева гостей»
« Анайжыгаш болгаш Кымыскаяк » («Козленок и Муравей» ) Айыраң чечек (показала картинку). Улуг-эргек ( показала большой палец и поиграли в пальчиковую игру « Чадыр-ѳг», « Матпаадыр » и т.д. Шоодуп-кыжырып (подбор синонима). Чилбизи хайнып - аажок чиксээн (толкование слова).
https://nsportal.ru/sites/default/files/2025/01/20/pedagogicheskaya_masterskaya.docx
https://nsportal.ru/node/6831453
Предварительный просмотр:
Слайд. « Этнокультурное содержание образования по внеурочной деятельности «Развитие речи по тувинскому языку» младших школьников на примере тувинских народных сказок».
С малого родника берет начало большая величавая река. Так и любовь к Родине закладывается в детстве и начинается с воспитания в детях любви к близким людям, к родному языку, к родному городу и играет роль в становлении личности ребенка.
Стремление совершенствовать, сохранить родной язык и культуру народа посредством познания - актуально во все времена. Сегодня об этом говорят, об этом думают, многих заботит судьба народа.
Слайд. Количество часов по родному ( тувинскому) языку, литературному чтению на родном ( тувинском) языке , внеурочной деятельности в начальной школе.
Класс | Родной (тувинский) язык | Литературное чтение на родном (тувинском) языке | Развитие речи по родному (тувинскому) языку | Народоведение |
1 | 2 ч | 1 ч | 1 ч | 1 ч |
2 | 2 ч | 1 ч | 1 ч | 1 ч |
3 | 2 ч | 1 ч | 1 ч | 1 ч |
4 | 2 ч | 1 ч | 1 ч | 1 ч |
- Из таблицы мы можем сделать вывод, что нехватка часов в учебном плане может создавать трудности при изучении тувинскому языку.
Родной язык неотъемлемая часть культуры, но часть очень обширная и очень специфичная, ибо без знания родного языка невозможно усвоить культуру и традиции. Национальная культура может усваиваться вместе с родным языком, через устное народное творчество. Оно является национальным достоянием каждого народа.
Одним из наиболее обширных разделов народного творчества и самый любимый детьми являются сказки. Слайд .
При дефиците учебного времени, отводимого на чтение тувинских народных сказок ,неоценима роль внеурочной деятельности по тувинскому языку в сохранении и развитии родной речи, формировании уважения к чести и достоинству каждого народа. В нашей гимназии уроки родного языка, литературы и внеурочной деятельности « Развитие речи по родному языку проводятся по подгруппам. Преимуществами обучения класса по подгруппам являются : эффективное использование времени на уроке, комфортный темп изучения информации и развитие коммуникативных навыков учащихся. Во время внеурочной деятельности можно продолжить работу со сказками, используя различные формы .
Сказки играют большую роль в жизни человека. Вместе со сказками ребенок учится доброте, честности, уважению к старшим, стремлению помочь ближнему, а также мысленно проходит путь сказочных героев. Народная сказка способствует формированию определенных нравственных ценностей, идеала. Слайд. Для девочки – это золотая даңгына (умница, рукодельница), а для мальчика – добрый молодец (смелый, сильный, добрый, любящий Родину). Идеал, приобретенный в детстве, во многом определяет его как личность.
Слайд .
Тувинские народные сказки Чаан биле Күске» ( «Слон и Мышь») «Дилги чуге кыскыл апарганыл?» ( «Почему Лиса стала красной?») высмеивают хвастовство, учат скромности .
Детям также интересны и поучительные сказки «Анайжыгаш болгаш Кымыскаяк» (Козленок и Муравей) , «Алдан ала чылгылыг Алаадай-Мерген»(Алаадай-Мерген, который имеет 66 скакунов» ), которые учат нравственным ценностям: добру, взаимопомощи, умению держать слово.
Сказка «Υш чүүл эртемниг оол» ( «Мальчик с тремя знаниями») вроде бы не сложна сюжетом, но богата содержанием: здесь и польза знаний, и борьба за справедливость. Победа над злом обязательна.
Слайд .
С помощью сказок ребенок знакомится с народными обычаями, традициями, обрядами.
Почти во всех тувинских сказках описывается, как герои держат в хозяйстве скот. Это обусловлено охотничьим и скотоводческим способами хозяйствования тувинского народа.
Также в тувинских сказках о животных широко отражаются повадки зверей, особенности их ходьбы и бега, оттенки мастей скота ( «Чыраа кулун»)
Кроме того, в сказках народ прославлял труд человека, богатство которого мерилось не деньгами, а количеством скота у человека.
«Человек, зашедший в юрту, края чашки зубами коснется, зашедший в лес – серой угостится». В пословице речь идет о гостеприимстве, которым славились наши предки - тувинцы. Тувинцы с давних времен отличались гостеприимством. У тувинцев был обычай: любого человека, проезжающего мимо юрты, обязательно приглашали в жилище отдохнуть с дороги, поднося в первую очередь пиалу горячего чая с молоком. Даже если хозяева бедные люди, то они угощали своих гостей черным чаем .
В 4 классе после чтения сказки « Тоолду чуге чажырбазыл?»( « Почему нельзя таить сказку?» на уроке по внеурочной деятельности я провела беседу на тему « Гостеприимная юрта». В конце урока детям дала следующие задания группам. Слайд .
Перовой группе ответить на вопрос «Как заходили гости в юрту?», второй группе «Если гость пожилой человек» и третьей группе- « Как принимают хозяева гостей». Дети , посовещавшись, ответили на вопрос.
1 группа «Как заходили гости в юрту?»
Нельзя входить в юрту внезапно или незаметно. Человек подходя к юрте, должен покашлять ,почистить обувь, нарочно громко постукивая прутиком. Гость давал понять хозяевам, что он приехал с мирными намерениями. Чтобы показать это, он снимал с себя любые предметы оружия, оставлял снаружи. Нельзя было входить в юрту и с плеткой. Ее нужно оставлять у седла лошади и не вносить с собой в юрту, в противном случае хозяева могли обидеться на гостя.
Слайд. 2 группа «Если гость пожилой человек»
Если гость пожилой человек, то его хорошо угощали. Разделывали барана и готовили для гостя горячий хан, грудинку, курдюк. Приехавший перед отъездом ласково гладит головы всех детей, затем целует голову самого младшего и говорит ему : « Дарю тебе свое долголетие. Будь сильным, будь крепким!».
Слайд. 3 группа « Как принимают хозяева гостей»
Хозяин или хозяйка юрты, услышав, что кто-то подъехал к ним, непременно выходил навстречу гостя, помогал ему привязать лошадь к коновязи и приглашал в юрту. Хозяин всегда пропускает гостя вперед себя в юрту и предлагает занять почетное место напротив входа. Накормить гостя – обязанность хозяев. Еду и питье падают двумя руками. Это выражает особое почтение как к гостю, так и к подаваемой пище.
Далее дети с интересом сделали инсценировку .
В конце урока провела мини-викторину
- Особый обряд приветствия во время празднования Шагаа.(Чолукшууру)
- Назовите национальные блюда тувинцев? (курдюк, грудинка, боорзак, далган)
- Самое почетное блюдо тувинцев. (курдюк)
- В какой район Тувы наши предки ездили за солью? (Овюрский)
- Основное жилище тувинцев? ( Войлочная юрта)
- Игральные кости (кажыктар)
- Назовите тувинские молочные продукты (өреме, хойтпак, курут, быштак, ааржы, саржаг и т.д.)
- Сундук, разукрашенный национальными орнаментами, у тувинцев (аптара)
- Чем брызгала чай хозяйка юрты в огонь под треножником, затем выходила из юрты и брызгала чай тем же? (девятиглазник)
При знакомстве детей с тем или иным произведением стараюсь доводить до их сознания идею произведения, расширять активный и пассивный словарь. Для обогащения словарного запаса и усвоения детьми слов, характеризующих народную речь, важно показать красочную иллюстрацию к сказкам, подчеркивая при этом национальный колорит предметов быта, одежды , обстановки, в которой действуют герои. Даже названия сказок для городских детей являются непонятными и очень трудными в произношении. « Инек-Сокпа» ( «Сова»), «Чыраа кулун» ( Жеребенок- иноходец»)
Словарная работа при чтении тувинских народных сказок в начальной школе.
Слайд. В 1 классе при изучении сказки « Анайжыгаш болгаш Кымыскаяк» («Козленок и Муравей» ) провела словарную работу.
Слайд.Айыраң чечек ( показала картинку).
Улуг-эргек ( показала большой палец и поиграли в пальчиковую игру
« Чадыр-ѳг», «Матпаадыр» и т.д.
Шоодуп-кыжырып ( подбор синонима).
Чилбизи хайнып- аажок чиксеп эгелеп ( толкование слова).
Чтение сказок способствует повышению техники чтения у детей. Для мотивации детей при проверке техники чтения использую рейтинг.
В конце 1 полугодия 1 класса норма техники чтения следующее:
«Просто чудо!»- более 20 слов ( Список детей под ракетой)
«Это здорово!»- 16-20 слов. ( Список детей под самолетом)
«Замечательно!»- 10-15 слов ( Список детей под лошадкой)
«Эх, маловато!»- Менее 10 слов
У каждого учащегося имеется читательский дневник, где учитель держит тесную связь с родителями .
Для повышения познавательной активности детей и создания эмоциональной атмосферы провожу интегрированные занятия: чтение и рисование, пересказ и аппликация. Позвольте показать работы детей на тему « Мой самый любимый сказочный герой».
На уроках математики использую числа. В 1 классе при изучении счета, я привожу примеры из тувинских сказок.
«3»- в тувинской литературе есть сказка , которая называется «Мальчик с тремя знаниями».Там используется цифра 3, «ожук паш» ( треножник в тувинском обиходе).
«4»- У животных , которые находятся в хозяйстве человека по 4 ноги ( овца, лошадь, коза, корова).
На уроках чтения использую различные виды сказок и стараюсь заинтересовать учащихся не только чтением и изучением сказок, но и привлечь самим создать или придумать, сочинить свои небольшие сказки. Это упражнение помогает развить фантазию и творческое воображение, которые важны для общего развития ребенка.
В игре «Закончи сказку» ученица 3 «г» класса, Монгуш Айдысмаа сочинила сказку « Хуулгаазын бөмбүк» .
На вопрос детей «Какие люди рассказывали сказки?» ученик 4 «г» класса , Хертек Буян приготовил доклад.
Сказки рассказывали во время народных праздников или же в узком кругу лиц, в том числе зимними вечерами. При этом среди тувинцев бытовало особое , ценностное отношение к тому человеку, который умел рассказывать сказки и имел широкий репертуар. Средний репертуар сказителя составлял 20-30 сказок. Существовало верование, согласно которому человек, имеющий сказительный дар, будет жить долго, потому что своими рассказами ему удается услаждать слух хозяина местности и нечисть к нему не поступит.
Существовал также обычай одаривания того , кто рассказывал сказки
( «холун актаар»- « обеливать руки») в рамках него сказителю преподносили что-нибудь из мясных или молочных продуктов или же восьмушку кирпичного чая.
Тувинские сказки предполагают несколько вариантов исполнения, так, например, они могут быть рассказаны как в форме речевого интонирования, так и в форме мелодического напевного исполнения. Дети пробуют рассказывать сказки в форме мелодического напевного исполнения.
Воспитательный процесс невозможен без тесного контакта с родителями. Родители постоянно в курсе того, чем мы занимаемся в классе.
Это совместные экскурсии в музеи, участие родителей во всех внеклассных и внешкольных мероприятиях , совместные семейные чтения и т.д.
После экскурсии в музей гимназии на тему «К ветвистому дереву птицы слетаются, в приветливую юрту народ собирается» дети с интересом отвечали на вопросы учителя народоведения, Домур-оол В.ϴ..
- Вы запомнили, с какой стороны проходят гости в почетное место? (Гости проходят в почетное место с левой стороны юрты).
- Где располагаются гости? (Гости располагаются в почетное место – төр.)Как гости должны правильно сидеть в юрте?(Гости мальчики сидят, скрестив ноги. Девочки сидят следующим образом: одно колено упирается в землю, колени должны быть укрыты платьем. )
- Какая сторона считается мужской, а какая - женской? (Левая сторона юрты считается мужской, а правая – женской)
- Кому не разрешается входить на женскую половину юрты? (Если гостья женщина могла пройти на место по левой стороне, мужчина же никогда не должен был входить на женскую половину.)
-Как хозяева юрты прощаются с гостями? ( Со словами «Пусть будут открыты ваши дороги» («Орууңар ажык болзун»).
Часто взрослые при подборе сказок для чтения детям не учитывают возрастных и индивидуальных особенностей детей. Ведь не каждый ребенок способен прослушать весь текст до конца. Данное умение формируется постепенно. Об этом говорилось в консультации для родителей , в которой даны рекомендации по использованию сказок в семейном воспитании.
Народные знания, доброта и отзывчивость должны лежать в основе всего воспитательного процесса. «Не зная свою культуру, не будешь знать и другой»,- гласит народная мудрость.
Патриотическое воспитание детей через ознакомление с традициями и культурой своего народа очень интересна и обширна; я и в дальнейшем планирую продолжить работу по приобщению детей к традициям тувинского народа, ибо наша общая задача – не только сформировать личность, но и наполнить душу ребенка красотой, наполнить ее добротой, уважением и любовью к людям, к своей Родине.