Проф.конкурс 2025

Томур Антонина Дмитриевна

Профессиональные конкурсы — это не просто соревнования, а мощные катализаторы развития и признания талантов!

ссылка на медиавизитку https://rutube.ru/video/b12a444c11e3ebad61eb745586...

конкурсное испытание "Педагогическая мастерская"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedag_masterskaya_21.01.25_szhatie.pptx2.54 МБ
Файл pedagogicheskaya_masterskaya.docx32.25 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Этнокультурное содержание образования по внеурочной деятельности «Развитие речи по тувинскому языку» младших школьников на примере тувинских народных сказок» учитель начальных классов Томур Антонина Дмитриевна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия №9 города Кызыла Республики Тыва

Слайд 2

Количество часов по родному ( тувинскому) языку, литературному чтению на родном ( тувинском) языке , внеурочной деятельности в начальной школе. Класс Родной ( тувинский) язык Литератур ное чтение на родном (тувинском) языке Развитие речи по родному (тувинскому) языку Народове дение 1 2 ч 1 ч 1 ч 1 ч 2 2 ч 1 ч 1 ч 1 ч 3 2 ч 1 ч 1 ч 1 ч 4 2 ч 1 ч 1 ч 1 ч

Слайд 7

Групповая работа 1 группа «Как заходили гости в юрту?» 2 группа «Если гость пожилой человек» 3 группа « Как принимают хозяева гостей»

Слайд 8

« Анайжыгаш болгаш Кымыскаяк » («Козленок и Муравей» ) Айыраң чечек (показала картинку). Улуг-эргек ( показала большой палец и поиграли в пальчиковую игру « Чадыр-ѳг», « Матпаадыр » и т.д. Шоодуп-кыжырып (подбор синонима). Чилбизи хайнып - аажок чиксээн (толкование слова).

Слайд 13

https://nsportal.ru/sites/default/files/2025/01/20/pedagogicheskaya_masterskaya.docx

Слайд 14

https://nsportal.ru/node/6831453



Предварительный просмотр:

    Слайд. « Этнокультурное содержание образования по внеурочной деятельности «Развитие речи по тувинскому языку» младших школьников на примере тувинских народных сказок».

    С малого родника берет начало большая величавая река. Так и любовь к Родине закладывается в детстве и начинается с воспитания в детях любви к близким людям, к родному языку, к родному городу и играет роль в становлении личности ребенка.

    Стремление совершенствовать, сохранить родной язык и культуру народа посредством познания - актуально во все времена. Сегодня об этом говорят, об этом думают, многих заботит судьба народа.    

 Слайд.  Количество часов по родному ( тувинскому) языку, литературному чтению на родном ( тувинском) языке , внеурочной деятельности в начальной школе.

Класс

Родной

(тувинский) язык

Литературное чтение на родном

(тувинском) языке

Развитие речи по родному

(тувинскому) языку

Народоведение

1

2 ч

1 ч

1 ч

1 ч

2

2 ч

1 ч

1 ч

1 ч

3

2 ч

1 ч

1 ч

1 ч

4

2 ч

1 ч

1 ч

1 ч

- Из таблицы мы можем сделать вывод, что    нехватка часов в учебном плане может создавать трудности при изучении тувинскому языку.

   Родной язык неотъемлемая часть культуры, но часть очень обширная и очень специфичная, ибо без знания родного языка невозможно усвоить культуру и традиции. Национальная культура может усваиваться вместе с родным языком, через устное народное творчество. Оно является национальным достоянием каждого народа.

Одним из наиболее обширных разделов народного творчества и самый любимый детьми являются сказки. Слайд .

  При дефиците учебного времени, отводимого на чтение тувинских народных сказок ,неоценима роль внеурочной деятельности по тувинскому языку в сохранении и развитии родной речи, формировании уважения к чести и достоинству каждого народа.  В нашей гимназии уроки родного языка, литературы и внеурочной деятельности « Развитие речи по родному  языку проводятся по подгруппам.  Преимуществами обучения класса по подгруппам являются : эффективное использование времени на уроке, комфортный темп изучения информации и развитие коммуникативных навыков учащихся. Во время внеурочной деятельности можно продолжить работу со сказками, используя различные формы .

   Сказки играют большую роль в жизни человека. Вместе со сказками ребенок учится доброте, честности, уважению к старшим, стремлению помочь ближнему, а также мысленно проходит путь сказочных героев. Народная сказка способствует формированию определенных нравственных ценностей, идеала. Слайд. Для девочки – это золотая даңгына (умница, рукодельница), а для мальчика – добрый молодец (смелый, сильный, добрый, любящий Родину). Идеал, приобретенный в детстве, во многом определяет его как личность.

Слайд .

     Тувинские народные сказки Чаан биле Күске» ( «Слон и Мышь») «Дилги чуге кыскыл апарганыл?» ( «Почему Лиса стала красной?») высмеивают хвастовство, учат скромности .

  Детям также интересны и поучительные сказки «Анайжыгаш болгаш Кымыскаяк» (Козленок и Муравей) , «Алдан ала чылгылыг Алаадай-Мерген»(Алаадай-Мерген, который имеет 66 скакунов» ), которые учат нравственным ценностям: добру, взаимопомощи, умению держать слово.

   Сказка «Υш чүүл эртемниг оол» ( «Мальчик с тремя знаниями») вроде бы не сложна сюжетом, но богата содержанием: здесь и польза знаний, и борьба за справедливость. Победа над злом обязательна.

    Слайд .

  С помощью сказок ребенок знакомится с народными обычаями, традициями, обрядами.  

    Почти во всех тувинских сказках описывается, как герои держат в хозяйстве скот.  Это обусловлено охотничьим и скотоводческим способами хозяйствования тувинского народа.

  Также в тувинских сказках о животных широко отражаются повадки зверей, особенности их ходьбы и бега, оттенки мастей скота ( «Чыраа кулун»)

  Кроме того, в сказках народ прославлял труд человека, богатство которого мерилось не деньгами, а количеством скота у человека.    

   «Человек, зашедший в юрту, края чашки зубами коснется, зашедший в лес – серой угостится». В пословице речь идет о гостеприимстве, которым славились наши предки - тувинцы. Тувинцы с давних времен отличались гостеприимством.  У тувинцев был обычай: любого человека, проезжающего мимо юрты, обязательно приглашали в жилище отдохнуть с дороги, поднося в первую очередь пиалу горячего чая с молоком. Даже если хозяева бедные люди, то они угощали  своих гостей черным чаем .

   В 4 классе после чтения  сказки « Тоолду чуге чажырбазыл?»( « Почему нельзя  таить сказку?» на уроке  по внеурочной деятельности я провела беседу  на тему « Гостеприимная юрта». В конце урока детям дала следующие задания группам. Слайд .

Перовой группе  ответить на вопрос «Как заходили гости в юрту?», второй группе «Если гость пожилой человек» и третьей группе- « Как принимают хозяева гостей». Дети , посовещавшись, ответили на вопрос.

1 группа «Как заходили гости в юрту?»

   Нельзя входить в юрту внезапно или незаметно. Человек подходя к юрте,  должен покашлять ,почистить обувь, нарочно громко постукивая прутиком. Гость давал понять хозяевам, что он приехал с мирными намерениями. Чтобы показать это, он снимал с себя любые предметы оружия, оставлял снаружи. Нельзя было входить в юрту и с плеткой. Ее нужно оставлять у седла лошади и не вносить с собой в юрту, в противном случае хозяева могли обидеться на гостя.

Слайд. 2 группа «Если гость пожилой человек»

   Если гость пожилой человек, то его хорошо угощали. Разделывали барана и готовили для гостя горячий хан, грудинку, курдюк. Приехавший перед отъездом ласково гладит головы всех детей, затем целует голову самого младшего и говорит ему : « Дарю тебе свое долголетие. Будь сильным, будь крепким!».

Слайд. 3 группа « Как принимают хозяева гостей»

Хозяин или хозяйка юрты, услышав, что кто-то подъехал к ним, непременно выходил навстречу гостя, помогал ему привязать лошадь к коновязи и приглашал в юрту. Хозяин всегда пропускает гостя вперед себя в юрту и предлагает занять почетное место напротив входа. Накормить гостя – обязанность хозяев. Еду и питье падают двумя руками. Это выражает особое почтение как к гостю, так и к подаваемой пище.

  Далее дети с интересом сделали инсценировку .

В конце урока провела мини-викторину

  1. Особый обряд приветствия во время празднования Шагаа.(Чолукшууру)
  2. Назовите национальные блюда тувинцев? (курдюк, грудинка, боорзак, далган)
  3. Самое почетное блюдо тувинцев. (курдюк)
  4. В какой район Тувы наши предки ездили за солью? (Овюрский)
  5. Основное жилище тувинцев? ( Войлочная юрта)
  6. Игральные кости (кажыктар)
  7. Назовите тувинские молочные продукты (өреме, хойтпак, курут, быштак, ааржы, саржаг  и т.д.)
  8. Сундук, разукрашенный национальными орнаментами, у тувинцев (аптара)
  9. Чем брызгала чай хозяйка юрты в огонь под треножником, затем выходила из юрты и брызгала чай тем же? (девятиглазник)

    При знакомстве детей с тем или иным произведением стараюсь доводить до их сознания идею произведения, расширять активный и пассивный словарь. Для обогащения словарного запаса и усвоения детьми слов, характеризующих народную речь, важно показать красочную иллюстрацию к сказкам, подчеркивая при этом национальный колорит предметов быта, одежды , обстановки, в которой действуют герои. Даже названия сказок для городских детей являются непонятными и очень трудными в произношении. « Инек-Сокпа» ( «Сова»), «Чыраа кулун» ( Жеребенок- иноходец»)

Словарная работа при чтении  тувинских народных сказок в начальной школе.

  Слайд. В 1 классе при изучении сказки  « Анайжыгаш болгаш Кымыскаяк» («Козленок и Муравей» ) провела словарную работу.

Слайд.Айыраң чечек ( показала картинку).

Улуг-эргек ( показала большой палец и поиграли в пальчиковую игру  

« Чадыр-ѳг», «Матпаадыр» и т.д.

Шоодуп-кыжырып ( подбор синонима).

Чилбизи хайнып- аажок чиксеп эгелеп ( толкование слова).

   Чтение сказок способствует повышению техники чтения  у детей. Для мотивации детей при проверке техники чтения использую рейтинг.

В конце 1 полугодия 1 класса норма техники чтения следующее:

«Просто чудо!»- более 20 слов ( Список детей под ракетой)

«Это здорово!»- 16-20 слов. ( Список детей под самолетом)

«Замечательно!»- 10-15 слов ( Список детей под лошадкой)

«Эх, маловато!»- Менее 10 слов

У каждого учащегося имеется читательский дневник, где учитель держит  тесную связь  с родителями .

  Для повышения познавательной активности детей и создания эмоциональной атмосферы провожу интегрированные занятия: чтение и рисование, пересказ и аппликация. Позвольте показать работы детей на тему « Мой самый любимый сказочный герой».

  На уроках математики использую числа. В 1 классе при изучении счета, я привожу примеры из тувинских сказок.

«3»- в тувинской литературе есть сказка , которая называется «Мальчик с тремя знаниями».Там используется цифра 3, «ожук паш» ( треножник в тувинском обиходе).

  «4»- У животных , которые находятся в хозяйстве человека по 4 ноги ( овца, лошадь, коза, корова).

  На уроках чтения использую различные виды сказок и стараюсь заинтересовать учащихся не только чтением и изучением сказок, но и привлечь самим создать или придумать, сочинить свои небольшие сказки. Это упражнение помогает развить фантазию и творческое воображение, которые важны для общего развития ребенка.

В игре «Закончи сказку» ученица 3 «г» класса, Монгуш Айдысмаа  сочинила сказку « Хуулгаазын бөмбүк» .

    На вопрос детей «Какие люди рассказывали сказки?» ученик 4 «г» класса , Хертек Буян приготовил доклад.

   Сказки рассказывали во время народных праздников или же в узком кругу лиц, в том числе зимними вечерами. При этом среди тувинцев бытовало особое , ценностное отношение к тому человеку, который умел рассказывать сказки и имел широкий репертуар. Средний репертуар сказителя составлял 20-30 сказок. Существовало верование, согласно которому человек, имеющий сказительный дар, будет жить долго, потому что своими рассказами ему удается услаждать слух хозяина местности и нечисть к нему не поступит.

  Существовал также обычай одаривания того , кто рассказывал сказки  

( «холун актаар»- « обеливать руки») в рамках него сказителю преподносили что-нибудь из мясных или молочных продуктов или же восьмушку кирпичного чая.

  Тувинские сказки предполагают несколько вариантов исполнения, так, например, они могут быть рассказаны как в форме речевого интонирования, так и в форме мелодического напевного исполнения. Дети пробуют рассказывать сказки в форме мелодического напевного исполнения.

  Воспитательный процесс невозможен без тесного контакта с родителями. Родители постоянно в курсе того, чем мы занимаемся в классе.

  Это совместные экскурсии в музеи, участие родителей во всех внеклассных и внешкольных мероприятиях , совместные семейные чтения и т.д.

    После экскурсии в музей гимназии  на тему «К ветвистому дереву птицы слетаются, в приветливую юрту народ собирается» дети с интересом отвечали на вопросы учителя народоведения, Домур-оол В.ϴ..

- Вы запомнили, с какой стороны проходят гости в почетное место? (Гости проходят в почетное место с левой стороны юрты).

- Где располагаются гости? (Гости располагаются в почетное место – төр.)Как гости должны правильно сидеть в юрте?(Гости мальчики сидят, скрестив ноги. Девочки сидят следующим образом: одно колено упирается в землю, колени должны быть укрыты платьем. )

- Какая сторона считается мужской, а какая - женской? (Левая сторона юрты считается мужской, а правая – женской)

 - Кому не разрешается входить на женскую половину юрты? (Если гостья женщина могла пройти на место по левой стороне, мужчина же никогда не должен был входить на женскую половину.)

-Как хозяева юрты прощаются с гостями? ( Со словами «Пусть будут открыты ваши дороги» («Орууңар ажык болзун»).

    Часто взрослые при подборе сказок для чтения детям не учитывают возрастных и индивидуальных особенностей детей. Ведь не каждый ребенок способен прослушать весь текст до конца. Данное умение формируется постепенно. Об этом говорилось в консультации для родителей  , в которой даны рекомендации по использованию сказок в семейном воспитании.

Народные знания, доброта и отзывчивость должны лежать в основе всего воспитательного процесса. «Не зная свою культуру, не будешь знать и другой»,- гласит народная мудрость.

Патриотическое воспитание детей через ознакомление с традициями и культурой своего народа очень интересна и обширна; я и в дальнейшем планирую продолжить работу по приобщению детей к традициям тувинского народа, ибо наша общая задача – не только сформировать личность, но и наполнить душу ребенка красотой, наполнить ее добротой, уважением и любовью к людям, к своей Родине.