Развитие просодической стороны речи дошкольников
Развитие просодической
стороны речи дошкольников
Елена Шевченко, учитель – логопед
КДУУ (я-с) КТ «Ладушки»
г. Ровеньки
Речь, как положительный показатель готовности детей к школьному обучению, имеет множество аспектов. И о полноценном развитии речи детей необходимо позаботиться ещё в дошкольном возрасте, чтобы избежать дискомфорта, тревожности, неуверенности в себе при общении с собеседниками (ровесниками или взрослыми). Ведь в нашей современной жизни живое речевое общение всё чаще заменяется виртуальным, а отсюда теряется культура родного языка, умение слушать, чувствовать настроение собеседника, правильно выражать свои мысли и чувства, что обедняет и речевое и личностное развитие детей.
Нарушения просодики т. е. темпо – ритмической организации и интонационной выразительности речи влияют на разборчивость, внятность, эмоциональную окраску высказываний. Смазанная, монотонная речь не даёт возможности для формирования чёткого слухового восприятия и контроля. Просодические недостатки затрудняют коммуникативные возможности ребёнка.
Недостатки просодики характерны для детей с различными речевыми нарушениями: с дизартрией, в т. ч. и стёртой дизартрией, число которой неуклонно увеличивается; с заиканием всех форм; с фонетико – фонематическим, общим недоразвитием речи, с задержкой психического развития. Они проявляются в:
· недостаточной модуляции голоса по силе и высоте (голос либо чрезмерно тихий, иссякающий к концу фонации фразы, либо чрезмерно громкий);
· нарушении тембра (глухой, хриплый или резкий, напряжённый, дрожащий);
· недостаточной координированности движений дыхательной, голосовой или артикуляционной мускулатуры;
· нарушении мелодической организации высказывания (речь невыразительна наблюдаются трудности восприятия и воспроизведения детьми эмоциональных значений интонации);
· нарушении темпа (ускоренный, замедленный), и ритма речи (скандированный, растянутый).
В практике наряду с эффективными методиками формирования произносительной стороны речи у детей, направленными на коррекцию звукопроизношения, очень важно уделять внимание вопросам коррекции и развития просодических компонентов речи.
Работая над звукопроизношением с детьми с тяжёлыми нарушениями речи, на занятиях я уделяю большое внимание мимической и артикуляционной моторике, развитию фонематического восприятия. Для этого использую ряд игр и игровых упражнений: комплексы артикуляционной гимнастики, мимические этюды, упражнения для дифференциации мелодики различных интонационных типов высказываний в обращённой речи, разработанные Л. В. Лопатиной, Н. В. Серебряковой, Г. А. Османовой, Л. П. Поздняковой, В. И. Селевёрстова.
Работая над просодикой, уделяю внимание темпо – ритмической организации речевого высказывания – темпа речи, ритма речи, развитию голосовых характеристик: тембра, силы, высоты, развитию интонационных характеристик: мелодики, логического ударения, эмоциональной выразительности. Для этого использую игры и игровые упражнения:
· для развития силы голоса с поэтапным повышением или понижением силы на счёт (1-5), на перечисление пяти предметов, игрушек, в одном ряду, над повторением фразы «Я иду гулять», «В окно заглянуло солнышко» и т. д.;
· для развития темпо – ритма голоса в произнесении одной хорошо знакомой стихотворной фразы умеренно, быстро, медленно, с постепенным замедлением или постепенным ускорением и использованием “радужной пружинки” для быстрого моделирования ситуации;
· для изменения тембра голоса со звукоподражанием животным в проговаривании фразы “голосом зверей”: лисы, лягушки, волка, медведя и т. д.;
· для изменения тембровой окраски голоса с использованием пиктограмм с определённым настроением;
· для проговаривания гласных звуков с разной интонацией (испугано, с угрозой, хитро), фразы с удлинением гласных звуков (с удивлением, одобрением, нежностью);
· для формирования логического ударения с выделением главного слова в предложении;
· для повышения и понижения интонации в стихотворении.
(Приложение №1)
Решение каждой задачи по коррекции просодики дошкольников решается в комплексе всей коррекционной работы с логопатами в содружестве всех специалистов, работающих с детьми поэтапно, во всех видах деятельности. (табл. №1, приложение №2)
Дети с нарушениями речи с удовольствием пользуются приобретёнными навыками выразительной речи на занятиях, праздниках, развлечениях, театрализованных играх, инсценировках. (Приложение №3)
Работа по развитию просодической стороны речи важна как для детей с тяжёлыми нарушениями речи, так и в театрализованной деятельности для детей – дошкольников всех возрастных групп.
Изучение особенностей просодики детей в различных формах речевого общения и использование педагогических методов, которые совершенствуют способности речевых умений и навыков – важнейший раздел коррекционно – воспитательной работы, связанной с подготовкой воспитанников к самостоятельной жизни.
Список литературы
1. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб.; Союз, 2001.
2. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стёртой формой дизартрии. – СПб.: Образование, 1994.
3. Алябьева Е. А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. М.: Сфера, 2005.
4. Лопатина Л. В. Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников со стёртой формой дизартрии. – СПб., 1987.
5. Т. Попова, Интонационная выразительность речи. Игровые приёмы в работе со старшими дошкольниками. Дошкольное воспитание №5. 2008.
6. Смолякова О. А., Коррекция просодической стороны речи средствами приобщения детей к народному творчеству. Логопедия сегодня №3. 2009.
7. Османова Р. А, Позднякова Л. А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков. – СПб: Каро, 2007
Приложение №1
1. Пособия для развития силы голоса с поэтапным повышением или понижением силы на счёт 1-5, на перечисление пяти предметов в одном ряду.
а) мячи, футболки, яблоки, ласточки, кошки
от шёпота (самый маленький) до громкого называния предметов (самый большой)
б) осенние листья – словосочетания существительных и прилагательных
1 – зелёный осенний листочек – шёпотом.
2 – Оранжевый осенний, кленовый листочек – тихо
3 – жёлтый кленовый листочек – силой нормальной громкости
4 – красный кленовый листочек – громко
5 – золотой кленовый листочек – очень громко
в) различные предметы одной группы
1 – ёж – шепотом
2 – белка – тихо
3 – заяц – нормально
4 – лиса – громко
5 – лев – очень громко
г) проговаривание предложений по сюжетной картинке
Мы идём гулять.
Дети делают зарядку.
по такой же схеме 1 – 5.
2. Пособие для развития темпо – ритма голоса с использованием радужной пружинки:
а) - медленно
б) - быстро
в) с постепенным ускорением
г) с постепенным замедлением
Для проговаривания с моделируемым темпо – ритмом можно использовать хорошо знакомые стихи А. Барто
3. Пособие для изменения тембра голоса со звукоподражанием животным в проговаривании фразы голосом животных.
4. Пособие для развития умения изменять тембровую окраску голоса с использованием пиктограмм с определённым настроением
4. Схемы для выделения интонацией главного слова
а) в предложении с предметами:
Мама купила куклу.
Мама купила куклу.
Мама купила куклу.
б) по сюжетным картинкам:
Дети играют в футбол.
Мы помогли щенку.
Приложение № 3
Конспект
логопедического развлечения
«В гостях у Зимы»
1. Цель: Создать у детей чувство психологического комфорта, хорошее настроение. Развивать у детей интонационно – выразительную речь: умение практически владеть силой голоса, отражать ритмический рисунок песни, мелодию. Развивать умение владеть тембровой окраской голоса. Закрепить умение дифференцировать звуки С и Ш. Развивать внимание, логическое мышление, слуховую память.
2. Материал и оборудование: ёлка, атрибуты к инсценированию сказки: одежда для персонажей звучащие игрушки, погремушки, снежинки, пиктограммы, сугроб загадок.
3. Метод: развлечения.
4. Ход развлечения.
Ведущий (логопед):
- Мы собрались повеселиться, поиграть и пошутить.
Чтоб лучше могли друг друга понять
Мы правила должны все знать
Как нам нужно говорить?
Дети: Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо!
Вспоминаем обязательно,
Что учили на занятиях.
Каждый день - всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Ясно, четко говорим,
Потому, что не спешим
Нам спокойно и приятно,
говорим — и всем понятно!
(Раздать снежинки)
Логопед: На нашем зимнем празднике всегда желанны снежинки. Вот они падают легко, красиво и опускаются на вашу ладошку. Сколько лучиков! Какой узор замысловатый!
Дети повторяют за логопедом, подражая интонационной выразительности речи:
На полянку, на лужок
Тихо падает снежок. (Произносится тихо)
Но подул вдруг ветерок –
Закружился наш снежок. (Громче)
Пляшут все пушинки,
Белые снежинки. (Громко)
(дети ловят снежинки)
- Сдуйте снежинку. (дети выполняют дыхательные упражнения)
- Когда снег падает - это ... (снегопад)
- Пусть будет снежная метель! (дети выполняют дыхательные упражнения)
- Садитесь!
- О, сколько снега намело!
- Наверное, руки - то замёрзли?
- Согрейте их! (дети выполняют дыхательные упражнения)
Х-Х-Х
- Пошевелите пальчиками, согрейтесь!
а) Пальчики здороваются,
б) "Колечки",
– А ладошки?
а) Ладошка вверх, ладошка вниз Положили на бочок и зажали в кулачок. (Правая, затем левая)
Ладошки вверх ладошки вниз
Положили на бочок и зажали в кулачок.
б) "Вертятся - крутятся".(Разным темпом рисуют "восьмёрки")
— А быстрее?
в) Игра "Делай как я скажу".
— Дотронься указательным пальцем левой руки к носу.
— Пальцем правой руки к левому колену.
— Мизинцем правой руки к локтю левой руки.
- Хотите сказку послушать, не так ли?
(Атрибуты к сказке)
(Дети в костюмах деда и бабы, курочка Ряба Прозрачная ёмкость для воды, "Волшебное яйцо" и деревянные ложки).
"Жили - были Дед и Баба. Была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко, да не простое, а волшебное. Дед бил - бил - не разбил, Баба била - била -не разбила, а мышка бежала, хвостиком махнула - яичко упало и - утонуло. Дед плачет, Баба плачет, а курочка кудкудахчет:
— Не плачь Дед, не плачь Баба, я вам снесу яичко не волшебное, а простое, а то вон сколько воды натекло от ваших слёз. А ведь мороз на дворе! И вода замерзает, что может получиться если будет голый лёд? ...
(Дети отвечают: гололёд).
- А когда снег падает? (Дети отвечают: снегопад).
(Логопед достаёт "волшебное" полотенце, и вытирает слёзы Деду и Бабе)"
— Вот и, высохли слёзы! Настоящее волшебство и настроение подняло!
(Пиктограммы)
Логопед: У меня для вас загадка. Отгадайте:
Я прихожу с подарками
Блещу огнями яркими.
Нарядная, забавная,
На Новый год я главная
Пускай как ёж колючая,
Но для ребят всех лучше я. (Елка)
Игра: Укрась ёлку шарами!
(Ёлочные шары для дифференциации звуков)
Команда "Шипульки" и "Свистюльки" выбирают шары соответственно со звуком С и Ш, и развешивают на ёлке. С - с правой, Ш - с левой стороны.
- Давайте возле ёлки водить хоровод
(Раздать погремушки)
Дети выполняют движения с заданиями по указанию логопеда.
В лесу родилась ёлочка,
В лесу она росла.
Зимой и летом стройная
Зелёная была.
- А теперь на ЛА – ЛА – ЛА:
- А теперь на СА – СА – СА:
- А теперь на ША – ША – ША.
- А отхлопать с хлопком (отражение ритмического рисунка песни)
- А оттопать с топотком.
- А под нашей ёлкой вырос целый сугроб загадок
(Подготовить сугроб с загадками)
(Дети садятся и отгадывают загадки)
Длинноухий зайка серый обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь, в спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Зимой)
Он вошёл - никто не видел,
Он сказал - никто не слышал.
Дунул в окна и исчез, А на окнах вырос лес. (Мороз)
Мы проворные сестрицы,
Быстро бегать мастерицы,
В дождь - лежим, в снег - бежим,
Уж такой у нас режим. (Лыжи)
Ой, насыпало снежка! Вывожу коня дружка.
За верёвочку - узду через двор его веду,
С горки на нём лечу, а назад его тащу. (Санки)
Он черной тучей был сначала,
Он белым пухом лёг на лес,
Покрыл всю землю одеялом,
А по весне совсем исчез. (Снег)
Меня растили, из снега слепили,
Вместо носа ловко вставили морковку
Глаза - угольки, губы - сучки.
Холодная, большая кто я такая? (Снежная баба)
Что за стол среди берёз под открытым небом?
Угощает он в мороз птиц зерном и хлебом. (Кормушка)
- Догадайтесь, что я делаю? (Имитация умывания, причёсывания, стирки, рисования и т.д.)
- А теперь показываем руками и рассказываем вместе.
(Имитация движений со словами)
«Ехали мы ехали»
На лошадке ехали, Лёгкие приседания, руки вытянуты будто
В огород заехали держат вожжи.
ГОП – ГОП – ГОП!
ГОП – ГОП – ГОП!
На машине ехали, Повороты руками, которые будто держат руль
До угла доехали Большим пальцем подавать “сигнал”
Паровозом ехали, Рука сжата в кулаке вверху, движение руки
До горы доехали вниз - вверх.
Стали на лыжи и с горы скатились.
(Дети имитируют)
Обули коньки и по льду чертим рисунки.
(Дети имитируют)
Сели на санки и с горы скатились и набок повалились.
(Дети имитируют)
Встали, снежки слепили и бой открыли.
(Дети имитируют)
(Раздать снежки)
Игра «Попади в цель» (Дети бросают снежки в кольцо)
- Какой у нас получился сугроб! А в сугробе сюрприз! Угощение для детей.
(Угощение детей)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_prosodicheskoy_storony_rechi_doshkolnikov.docx | 2.83 МБ |