Кружковая работа
Наиболее эффективный путь профессионального саморазвития педагога – это его участие в творческих поисках, разработке инновационных проектов развития и педагогических технологий. Поэтому, помимо еженедельного проектирования воспитательно-образовательной деятельности, необходимо разрабатывать творческие проекты для организации успешного развития детей. А также саморазвития и самообразования педагога.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 6 – ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА»
Принята Утверждаю
на педагогическом совете Заведующий МБДОУ «Детский сад № 6 –
«___»___________ 201 г. центр развития ребенка»
Е.Н.Бачинская ______________
«____»______________ 201 г.
Дополнительная общеразвивающая программа
кружка художественно-эстетического направления
«Бумажный мир»
Возраст обучающихся 5-6 лет
Разработана воспитателем I-й квалификационной категории Нестеровой
Сергиев Посад 2019 год.
Актуальность программы.
Воспитание творческого отношения к делу (умение видеть красоту в обыденных вещах, испытывать чувство радости от процесса труда) – одна из наиболее сложных и интересных задач современной педагогики. И хотя в народе говорят: «Век живи – век учись», важно не пропустить тот период в жизни ребёнка, когда формируются основные навыки и умения, среди которых центральное место отводится воображению, фантазии, интересу к новому. Если эти качества не развивать в дошкольном периоде, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции, а значит, обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Актуальность данной программы - в создании условий для развития личности ребенка, мотивации к познанию и творчеству, приобщении к общечеловеческим ценностям, для социального и культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укреплении психического и физического здоровья детей, взаимодействии педагога с семьей. Современная жизнь человека отличается высоким темпом жизни, эмоциональными перегрузками. Занятия бумагопластикой помогают снизить уровень внутренней тревожности, привести состояние души ребёнка в равновесие. У современных детей отмечается недоразвитие мелкой моторики. Занятия бумагопластикой требуют одновременной работы обеих рук, что, в свою очередь, развивает речь и интеллект. Работа с бумагой у детей развивает такие виды мышления, как пространственное и интуитивное, что очень важно для успешного обучения в школе.
Программа кружка построена “от простого к сложному”. Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник.
Программа «Бумажный мир» состоит из пяти разделов: «Объемная аппликация», «Оригами», «Бумагопластика», «Бумажное моделирование» и «Киригами»
Бумажное моделирование является эффективным средством воспитания дошкольников. Занятия оригами и бумажной пластикой в ДОУ формируют такие нравственные качества, как коллективизм, умение сопереживать, готовность оказывать помощь, желание радовать окружающих результатами своего труда.
Работа в технике оригами, киригами и бумагопластики социально ориентирована. Ведущими мотивами этого вида деятельности для дошкольников является стремление к творческой самореализации, желание создавать новое, оригинальное вместе с тем, поделки оригами и бумагопластики имеют ярко выраженное, утилитарное значение: это игрушки, открытки, подарки близким, бытовые принадлежности, макеты геометрических фигур, которые создаются детьми для того, чтобы использоваться в других видах деятельности.
Таким образом, работа в технике бумажного моделирования целенаправленна: дети видят конечный результат деятельности и стремятся решить поставленную задачу.
Работа в этой технике благоприятствует развитию важнейшей социальной функции личности дошкольников – формированию навыков общения в коллективе в процессе учебной деятельности.
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными
документами:
1. Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»;
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29
августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации осуществления
образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»
Цели программы:
- Обучение детей техникам оригами, киригами, бумагопластики и бумажного моделирования;
- всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие;
- усовершенствование творческих и конструктивных способностей детей дошкольного возраста.
Задачи программы:
Обучающие:
- Знакомить детей с многообразием художественных материалов и приемами работы с ними.
- Учить детей искусству оригами, киригами, моделирования и бумажной пластики, развивать мелкую моторику, совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, глазомер, художественный вкус и творческие способности.
- Обучать детей различным приёмам работы с бумагой, умению следовать устным инструкциям. Оперировать понятиями, обозначающими пространственные характеристики.
- Учить детей работать со схемами и образцами, придумывать самостоятельно поделки.
Развивающие:
- Развивать память и внимание, творческие способности и исследовательские навыки.
- Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, воображение.
- Развивать «чувство» цвета, формы, зрительную память, воображение.
- Развивать у детей творческую активность и инициативу.
- Развивать умение строить композицию, организуя смысловые и композиционные связи между изображаемыми предметами.
Воспитательные:
- Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
- Воспитывать у детей чувство прекрасного, умение видеть красоту в окружающем мире.
- Научить детей оценивать свои работы и работы сверстников, выделять наиболее интересные изобразительныe решения в работах других детей, высказывать эстетические оценки и суждения, стремиться к содержательному общению, связанному с изобразительной деятельностью.
- Формировать умение работать в коллективе.
- Формировать самостоятельность, уверенность в себе, самооценку.
- Воспитание ответственности при выполнении работ, подготовке к ярмаркам, выставкам.
- Воспитывать культуру труда, коммуникативные способности детей.
- Соблюдение правил техники безопасности.
Принципы построения программы:
- От простого к сложному.
- Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
- Научность.
- Доступность
- Воспитывающая и развивающая направленность.
- Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.
- Активность и самостоятельность.
- Учёт возрастных и индивидуальных особенностей.
Объём программы.
Одно занятие в неделю, 36 занятий в год, продолжительностью 25 минут.
Формы реализации программы.
Реализация программы предполагает осуществление специально организованных занятий, в процессе которых дети получают знания, навыки по изученным темам.
Большая роль в реализации программы отводится совместной деятельности педагога с детьми. В совместной деятельности педагог широко использует дидактические, театрализованные игры с детьми, которые помогают, опираясь на основной вид детской деятельности – игровую, формировать у детей соответствующие программным задачам знания и навыки.
Большая роль отводится прослушиванию музыкальных произведений, так как наиболее эффективное воздействие оказывают на детей средства эстетического воспитания.
С целью поддержания интереса детей предлагается проводить мероприяти - творческие отчёты детей.
Методы работы:
Наглядные: рассматривание образцов, схем; демонстрация иллюстраций по теме занятия; наблюдение.
Словесные: чтение художественной литературы беседы; объяснение и обсуждения хода работы.
Практические: индивидуальная работа детей; совместная работа взрослого и детей; опора на личный опыт детей.
Учебно-методическое и информационное обеспечение программы.
Для успешной реализации программы используются:
Технические средства обучения: Аудиовизуальные (видеопроектор, магнитофон)
Учебно-наглядные пособия: Плакаты, схемы, модели, демонстрационный материал, методические пособия, дидактические игры, художественная и вспомогательная литература, фотографии, иллюстрации, разработка бесед, игр, образцы, диагностические тесты.
Оборудование: магнитная доска, бумага, картон, цветная бумага разной фактуры (салфетки, упаковочная, упаковочная гофрированная бумага для цветов, картон, глянцевые журналы, газеты и др.), ножницы, канцелярский нож (для педагога), клей ПВА, клей-карандаш¸ простой карандаш, «бегающие» глазки и т.д. для украшения поделок.
Предполагаемые результаты освоения программы:
К концу обучения по данной программе дети:
- Имеют представление об искусстве оригами, киригами, бумагопластики;
- Знают геометрические понятия (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), специальные термины и условные обозначения в оригами и бумажной пластики;
- Умеют ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, складывать квадрат в разных направлениях;
- Применяют в работе условные обозначения оригами и бумагопластики;
- Выполняют базовые формы (в оригами) и простые поделки по схеме и образцу;
- Придумывают поделки;
- Проявляют творчество и самостоятельность.
- Соблюдают технику безопасности.
- Развито внимание и память, конструктивные способности и желание работать самостоятельно.
Образовательные результаты:
- Социально-коммуникативное развитие;
- Развитие самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции
собственных действий;
- Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе;
- развитие интересов детей, любознательности и познавательной
мотивации;
- развитие воображения и творческой активности;
Методы текущего контроля: наблюдение за работой обучающихся, выставки художественного творчества.
Краткое описание разделов:
Раздел 1. Объемная аппликация.
Аппликация – это доступный и очень понятный вид творчества. Важно приобщать ребенка к миру красоты через изобразительную деятельность (аппликация, лепка, рисование), это полезно для его гармоничного развития.
На таких занятиях дети познают разные виды искусства, очень быстро все воспринимают. Их деятельность приобретает все больше произвольный характер, идет закрепление ранее приобретенных изобразительных знаний, умений и навыков.
Занятия по аппликации реализуют большое количество задач:
- развивают моторику рук, мышление, фантазию, эстетический вкус, художественное воображение;
- учат работать с ножницами, клеем, бумагой, вырезать предметы симметричной формы из бумаги, сложенной вдвое, а одинаковые детали из бумаги, сложенной гармошкой;
- закрепляют приемы вырезания деталей;
- дети учатся дополнять образ необходимыми деталями, создавать композиции (предметные, сюжетные), планировать и согласовывать свои действия (коллективная работа).
Раздел 2. Бумагопластика.
Бумажную пластику считают синтезом разных видов изобразительной деятельности: лепки, аппликации, рисования, конструирования из бумаги.
Занимаясь бумажной пластикой, расширяются представления детей о различных видах материалов, используемых в изобразительной деятельности. Бумага – хороший пластичный материал, который продолжает формировать устойчивый интерес к творчеству и делает работу детей содержательней, изделия выразительными и оригинальными, рождает у дошкольников идеи, желания придумывать новые способы и приёмы в художественной деятельности.
Кроме того, в занятиях полезных для развития мелких и точных движений рук от задействованных мышц (сгибательных и разгибательных) импульсы поступают в мозг. Это позволяет непосредственно стимулировать центральную нервную систему и способствовать её развитию.
Таким образом, формируя и совершенствуя мелкую моторику рук, мы усложняем строение мозга, способствуем развитию психических процессов, речи, интеллекта ребёнка. Занятия бумажной пластикой позволяют соединить полезное с приятным: развивать мелкую моторику рук, отражать свои впечатления в графо-пластической форме, приносить радость себе и близким плодами своего творчества.
Изображение в бумажной пластике выполняется в полуобъёмном варианте, т.е. все части и детали наклеиваются на картон. Не исключена возможность выполнения в объёмном виде, при этом детали соединяются между собой. Изображение на картоне более прочное, кроме того, картон служит и цветовым фоном.
Занятия по бумагопластике решают следующие задачи:
- Учить создавать полуобъёмные изображения на плоскости листа.
- Составлять изображения из частей, по образцу под контролем взрослого изготавливать несложные поделки.
- Учить композиционному размещению на листе бумаги.
- закреплять навыки работы в смешанной технике.
- Закреплять навыки работы с разнофактурной бумагой, декоративного решения в цвете.
- Развивать фантазию и воображение во время работы с различными видами бумаги.
- Воспитывать усидчивость, чёткость выполнения инструкций.
- Приучать к аккуратности во время работы с клеем и тонкими видами бумаги.
Раздел 3. Бумажное моделирование.
Конструирование из бумаги – одно из направлений моделирования. Магия превращения плоского листа бумаги в объёмную конструкцию не оставляют равнодушным не только детей, но и взрослых. Доступность материала, применение простого канцелярского инструмента (на ранних стадиях), не сложные приёмы работы с бумагой дают возможность привить этот вид моделизма у детей младшего школьного возраста. Конструирование из бумаги способствует развитию фантазии у ребёнка, моторики рук, внимательности и усидчивости. Уникальность бумажного моделирования заключается в том, что, начиная с элементарных моделей, которые делаются за несколько минут, с приобретением определённых навыков и умений можно изготовить модели высокой степени сложности (детализации и копийности). Овладевая навыками моделирования, учащиеся видят объект не просто на плоскости, а объёмную конструкцию (модель), что позволяет более полно оценить этот объект.
На первом году обучения учащиеся осваивают моделирование из картона и бумаги, работу с шаблонами и простейшим ручным инструментом, строят простые бумажные модели.
Раздел 4. Оригами
В энциклопедии «Япония от А до Я» написано: «Оригами – искусство складывания фигурок из бумаги». У жителей Страны восходящего солнца даже существует некий культ бумаги как материала для изготовления предметов широкого обихода – от платьев до жилых домов.
Конечно, все мы с детства умели складывать из листа бумаги лодочки, самолётики или газетные шапочки от солнца, не предполагая, что отдаём дань древнему японскому искусству. Но число поделок, характерных для оригами, исчисляются тысячами. Увлекательным самим по себе является процесс изготовления каждого предмета – будь то фонарик на ёлку, легковая автомашина или скафандр космонавта. А гирлянды одинаковых фигурок становятся элементом праздничных украшений.
Развитые и подвижные пальцы способны гораздо более ловко и быстро реализовывать фантазию маленького умельца. Тренинг кистей и пальцев рук проводить легко: ведь их сила автоматически возрастает, когда ребёнок даже просто складывает листы бумаги и многократно сжимает полученные детали, которые в данном случае исполняют роль своеобразных «эспандеров». Но, кроме того, можно рекомендовать перед каждым началом занятий по оригами проводить выполнение нескольких специальных упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук. Такие упражнения делать несложно, обычно они не приносят утомления, а наоборот, вызывают радость и выполняются с удовольствием.
По мере овладения детьми навыками работы с бумагой, им предлагаются поделки, которые отличаются гораздо большей выразительностью и сложностью.
Занятия по изготовлению поделок оригами формируют не только воображение и аккуратность, но также изрядную ловкость пальцев и кистей рук ребёнка. В ходе работы в технике оригами ребёнок учится внимательно слушать устные инструкции воспитателя, последовательно выполнять действия, контролировать с помощью внимания тонкие движения рук. Оригами улучшает пространственное воображение, глазомер, развивает умение мысленно оперировать объёмными предметами, знакомит на практике с основными геометрическими понятиями, учит аккуратности, последовательности, формирует терпение, смекалку.
Таким образом, работа в технике оригами является эффективным средством развития творческих способностей дошкольников. А оригами, как средство обучения и воспитания может использоваться в процессе обучения в ДОУ как на правах игровой методики, наглядного пособия, так и в качестве отдельного предмета, интегрирующего в своём содержании культуроведение, технологию, геометрию и формирующего устойчивый интерес детей к учебной деятельности.
Раздел 5. Киригами
Совершенно уникальное творение получается в результате работы мастера киригами, или, как его еще называют ново-модным словом, pop-ap! Киригами — вид оригами, в котором допускается использование ножниц и разрезание бумаги в процессе изготовления модели. Это основное отличие киригами от других техник складывания бумаги. Киригами дословно с японского переводится, как разрезание бумаги - (киру) — резать, (ками) — бумага. Это достаточно молодое искусство, основоположником которого, считается японский архитектор Масахиро Чатани, сделавший несколько надрезов в бумажной модели, чтобы облегчить складывание. Киригами можно разделить на два вида - объемное и плоское. Плоское киригами (например, знакомые нам с детства снежинки)- основано на вырезании некоторых частей рисунка. После окончания получается лист с прорезями, образующими рисунок.
Техника объемного киригами – знакома нам по открыткам или детским книжкам. Раскрывая их, мы обнаруживаем внутри объемную конструкцию, а закрывая, превращаем обратно в плоскую.
Технику киригами используют многие дизайнеры для оформления интерьеров, создания декора, оформления подарков.
Для выполнения изделий в технике киригами, требуется бумага нужного размера, обязательно маленькие ножницы, канцелярский зажим, чтобы бумага не двигалась во время вырезания, карандаш и линейка.
Чтобы получить задуманный образ из бумаги, надо её сложить, определенным образом, нанести рисунок, по которому будет производиться вырезание ножницами. После чего аккуратно развернуть полученную заготовку и отогнуть необходимые детали, для достижения выразительности задуманного образа.
Учебно-тематический план на 2019-2020 учебный год.
№ п/п | Название раздела/ Тема занятия | Количество часов | Форма проведения | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Вводная беседа. Знакомство с видами бумаги и картона. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | 1 | Беседа, демонстрация. | |
2. Раздел 1. Объемная аппликация. | |||||
2.1. | Знакомство с техниками объемной аппликации, вариантами поделок. | 1 | 1 | Познавательный рассказ, показ мультимедийной презентации. | |
2.2. | «На лугу» | 1 | 0,25 | 0,75 | Демонстрация Практическая деятельность. |
2.3. | «Еж» | 1 | 1 | Практическая деятельность. | |
2.4. | «Осеннее дерево» | 1 | 1 | Практическая деятельность. | |
2.5. | Ваза с цветами | 1 | 1 | Практическая деятельность. | |
2.6. | «Витаминки» | 1 | 1 | Практическая деятельность. | |
2.7. | «Воздушный шар» | 1 | 1 | Практическая деятельность. | |
3. Раздел 2. Бумагопластика | |||||
3.1. | Знакомство с техниками бумагопластики, вариантами поделок. | 1 | 1 | Познавательный рассказ, показ мультимедийной презентации. | |
3.2. | «Змейка» | 1 | 0,25 | 0,75 | Практическая деятельность. |
3.3. | «Петушок» | 1 | 0,25 | 0,75 | Практическая деятельность. |
3.4. | «Гуси-Лебеди» | 1 | 0,25 | 0,75 | Практическая деятельность. |
3.5. | «Листья» | 1 | 0,25 | 0,75 | Практическая деятельность. |
3.6. | «Бабочка» | 1 | 1 | Практическая деятельность. | |
3.7. | «Павлин» | 1 | 1 | Практическая деятельность. | |
4. Раздел 3. Бумажное моделирование. | |||||
4.1. | Знакомство с техниками бумажного моделирования, вариантами поделок. | 1 | 1 | Познавательный рассказ, показ мультимедийной презентации. | |
4.2. | «Наш театр» | 1 | 0,25 | 0,75 | Практическая деятельность. |
4.3. | «Машинки» | 1 | 1 | Практическая деятельность. | |
4.4. | «Город» | 1 | 0,25 | 0,75 | Практическая деятельность. |
4.5. | «Деревья» | 1 | 1 | Практическая деятельность. | |
4.6. | «Самолет» | 1 | 1 | Практическая деятельность. | |
4.7. | «Зоопарк» | 1 | 0,25 | 0,75 | Практическая деятельность. |
5. Раздел 4. Оригами. | |||||
5.1. | Знакомство с техникой оригами, вариантами поделок. | 1 | 1 | Познавательный рассказ, показ мультимедийной презентации. | |
5.2. | «Кошка» | 1 | 0,25 | 0,75 | Практическая деятельность. |
5.3. | «Рыбка» | 1 | 1 | Практическая деятельность. | |
5.4. | «Кораблик» | 1 | 0,25 | 0,75 | Практическая деятельность. |
5.5. | «Цветы» | 1 | 0,25 | 0,75 | Практическая деятельность. |
5.6. | «Лягушка» | 1 | 1 | Практическая деятельность. | |
5.7. | «Птицы» | 1 | 1 | Практическая деятельность. | |
6. Раздел 5. Киригами | |||||
6.1. | Знакомство с техникой киригами, вариантами поделок. | 1 | 1 | Познавательный рассказ, показ мультимедийной презентации. | |
6.2. | «Открытка-сердце» | 1 | 0,25 | 0, 75 | Практическая деятельность. |
6.3. | «Елка» | 1 | 1 | Практическая деятельность. | |
6.4. | «Веселые щенки» | 1 | 1 | Практическая деятельность. | |
6.5. | «Бабочка» | 1 | 1 | Практическая деятельность. | |
6.6. | «Подводный мир» | 1 | 1 | Практическая деятельность. | |
6.7. | «Домик» | 1 | 1 | Практическая деятельность. | |
Итого: | 36 | 9 | 27 |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 6 – ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА»
141307 Россия, Московская область, г. Сергиев Посад, ул. Победы, д. 10
Тел./Факс: +7 (496) 545 - 62-14, +7 (496) 552 - 30 - 09 e-mail: mbdou6center@yandex.ru сайт: mddou6posad.ucoz.net
Принята Утверждаю
на педагогическом совете Заведующий МБДОУ «Детский сад № 6 –
«___»___________ 201 г. центр развития ребенка»
Е.Н.Бачинская ______________
«____»______________ 20 г.
Дополнительная общеразвивающая программа
кружка социально-педагогической направленности
«Финансовая грамотность дошкольника»
Срок реализации 1 год
Возраст обучающихся 6-7 лет
Разработана
воспитателем I-й квалификационной
категории Нестеровой И.А.
г. Сергиев Посад, 2020 г.
Актуальность программы.
Формирование финансовой грамотности, финансово-экономическое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике.
Проблема формирования элементарных экономических представлений и формирования финансовой грамотности начиная с раннего возраста в современном мире является как никогда актуальной. Ранняя социализация дошкольников в современной социально-экономической жизни необходима не менее, чем взрослым. Непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать именно с дошкольного возраста – когда приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Сегодняшнее поколение живет современном материальном мире. Дети окружены рекламой, в их лексикон входит все больше и больше финансово-экономических терминов и понятий. Дети гораздо раньше включаются в экономическую жизнь, сталкиваясь с деньгами, покупками в магазинах и интернет-магазинах, заказом еды, совместно с родителями участвуют в процессе купли-продажи товара, тем самым овладевая экономической информацией на бытовом уровне. При этом многие родители жалуются на то, что дети не знают цену деньгам, ждут дорогих подарков или не ценят новые игрушки, и родители ищут помощи педагогов в решении этих проблем. Современный детский сад может в этом помочь, имея программу развития финансовой грамотности дошкольников. Поэтому неправильно полагаться на стихийное усвоение экономической стороны жизни, так как в процессе познания дети сталкиваются с такими этическими понятиями, как богатство, деньги, кредиты, долги, бедность и должны научиться воспринимать их в соответствии с ситуацией.
Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.
В возрасте до 7 лет основы финансовой грамотности могут приниматься через базовые нравственные представления: о добре, зле, красивом, некрасивом, о хорошем и плохом. Представления о нормах финансового поведения формируются на основе определенной последовательности поступков, умело демонстрируемых взрослыми.
Основная задача – дать понятие о бережливом отношении к вещам, природным ресурсам, а затем и деньгам. Центральная идея – бережливость, «я – бережливый ребенок».
Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах: бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности. Без сформированности первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
Отличительными особенностями программы кружка «Финансовая грамотность» являются:
1.Определение видов организации деятельности обучающихся, направленных на достижение личностных результатов на этапе завершения дошкольного образования.
2. В основу реализации программы положены целевые ориентиры.
3.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, родителями.
4. В рамках данного проекта предполагается осуществление комплексного подхода к отработке вопросов финансовой грамотности.
Цель:
Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, формирование финансовой грамотности детей и создание необходимой мотивации для ее повышения.
Задачи:
Образовательные:
- расширить знания детей о возникновении денег, о роли денег в современном мире;
- научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;
- формировать первичные экономические представления об экономических категориях: «потребности», «труд», «товар», «деньги», «семейный бюджет»;
- показать принципы финансового планирования и разумных покупок, объяснить происхождение стоимости товара и основы финансовой безопасности;
Развивающие:
-развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей;
- развивать экономическое мышление;
- развивать память, воображение, речь, внимание;
- развивать наблюдательность;
Воспитательные:
- воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как трудолюбие, экономность, щедрость, ответственность, бережливость и честность.
- научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т. д.);
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;
- воспитывать уважительное отношение к труду людей.
Принципы:
- доступность, познавательность и наглядность
- учёт возрастных особенностей
- сочетание теоретических, практических, игровых форм деятельности
- психологический комфорт.
Формы и объем занятий:
Форма обучения - очная
1. Игровая деятельность (высшие виды игры – игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективно выработанным правилам; сюжетно - ролевая игра).
2. Совместная образовательная деятельность (включенность в парную и групповую работу).
3. Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, составление мини-проектов).
4. Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде).
Периодичность занятий
- 1 раз в неделю, 32 занятия в учебный год.
Длительность занятий для детей 6-7 лет – 30 минут
Программа «Финансовая грамотность дошкольника» логически выстроена от осознания собственного опыта – к пониманию экономических, в том числе финансовых категорий и педагогически целесообразна, так как обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие направления развития и образования детей:
— социально – коммуникативное развитие;
— познавательное развитие;
— речевое развитие;
— художественно – эстетическое развитие;
— физическое развитие.
Познавательно-творческая совместная образовательная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия обучающихся, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Программа «Финансовая грамотность дошкольника» рассчитана на любого обучающегося, независимо от его уровня интеллектуального развития и способностей, результаты освоения программы соответствуют требованиям ФГОС ДО.
Объем: Программа «Финансовая грамотность дошкольника» рассчитана на 32 часа и предполагает проведение 1 занятия в неделю.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы кружка
«Финансовая грамотность дошкольника»
Содержание программы кружка ««Финансовая грамотность дошкольника», формы и методы работы позволят, достичь следующих результатов:
Для детей:
- приобретение новые знаний социально-экономического характера,
- приобретение первичных навыков рационального распределения доходов семьи
- формирование способности принимать правильные финансовые решения;
- формирование навыков ответственного отношения к финансовым обязательствам;
- развитие внимания и воображения, способности искать и находить новые решения, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации;
- применение практических советов в решении конкретных ситуаций;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме;
- развитие мышления через умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
- формирование позитивных отношений дошкольника к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом;
- повышение интереса к изучению окружающего мира.
- формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности дошкольников
-становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
-развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости;
-развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
-развитие воображения и творческой активности;
- формирование познавательных действий, становление сознания;
Для родителей:
- участие родителей в совместной продуктивной деятельности.
- повышение педагогической культуры родителей в проблеме взаимодействия с детьми по экономическим вопросам.
Методы текущего контроля: наблюдение за работой обучающихся, устный фронтальный опрос, беседа, выставки художественного творчества, открытые занятия.
Форма отслеживания и фиксации образовательных результатов – аналитический материал на основе отзывов детей и родителей.
Учебно-тематический план:
№п/п | Название | Количество часов | Форма | ||
Всего | Теория | Прак тика | |||
1 | «Путешествие в сказочную страну Финансов» | 1 | - | 1 | Практическая деятельность |
2 | «Что такое деньги?» | 1 | 1 | - | Беседа |
3 | «Как появились деньги?» | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическая деятельность |
4 | «Деньги разных стран» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа Практическая деятельность |
5 | «Деньги в жизни людей» | 1 | - | 1 | Практическая деятельность |
6 | Деловая игра «Как проверить деньги?» | 1 | - | 1 | Практическая деятельность |
7 | «Откуда берутся деньги и на что тратятся?» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа Практическая деятельность |
8 | «Трудолюбие и заработок» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа Практическая деятельность |
9 | «Что такое «бюджет»?» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа Практическая деятельность |
10 | «Кто приносит деньги в дом: профессии родителей» | 1 | - | 1 | Практическая деятельность |
11 | «Планирование расходов – залог успеха» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа Практическая деятельность |
12 | «Как потратить деньги с пользой?» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа Практическая деятельность |
13 | «Как сберечь деньги? Основы бережливости» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа Практическая деятельность |
14 | «Полезные экономические навыки и привычки в быту» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа Практическая деятельность |
15 | «Мы — бережливые» | 1 | - | 1 | Практическая деятельность |
16 | «Путешествие в Экономград» | 1 | - | 1 | Практическая деятельность |
17 | «Как сохранить и приумножить деньги?» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа |
18 | «Банк: дом, в котором живут деньги» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа Практическая деятельность |
19 | «Карты» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа Практическая деятельность |
20 | «Кредиты и займы» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа Практическая деятельность |
21 | «Что такое «бартер»?» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа Практическая деятельность |
22 | «Товар» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа Практическая деятельность |
23 | «Цена и стоимость. Ценообразование» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа Практическая деятельность |
24 | «Выгода. Скидки и акции.» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа Практическая деятельность |
25 | «Поможем коту Матроскину открыть магазин» | 1 | - | 1 | Практическая деятельность |
26 | «Поход в супермаркет: применяем знания» | 1 | - | 1 | Беседа |
27 | «Реклама: правда и ложь. Виды реклам» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа Практическая деятельность |
28 | «Играем в рекламу. Применяем знания» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа Практическая деятельность |
29 | «Азартные игры. Почему их нужно обходить стороной» | 1 | 1 | - | Беседа |
30 | «История Буратино: кто такие мошенники?» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа Практическая деятельность |
31 | Викторина: «Мошенники» по сказкам | 1 | - | 1 | Практическая деятельность |
32 | Итоговое мероприятие «Знатоки финансовой грамотности» | 1 | - | 1 | Практическая деятельность |
Итого: | 32 | 12 | 20 |
Методическое обеспечение программы.
Методы обучения:
Наглядные: наблюдение, демонстрация наглядных пособий, презентаций, учебных видеофильмов, опытов и т.п.
Словесные: рассказ, беседа
Игровые: дидактическая игра, воображаемая ситуация, квест-игры, сюжетно-ролевые игры
Практические: экспериментирование.
Форма организации образовательного процесса – групповая.
Формы организации занятий: групповая работа, работа в малых группах, командная игра, индивидуальная работа, проектная деятельность, самооценка и самоконтроль, взаимооценка и взаимоконтроль.
Материально-техническое и информационное обеспечение программы «Финансовая грамотность дошкольника»
Программы может быть реализована как в отдельно взятой группе, так и в подгруппе.
Оборудование:
- дидактические материалы;
- бумага для рисования, карандаши;
- деньги бумажные и металлические (можно копии);
- атрибуты для дидактических и сюжетно-ролевых игр;
Технические средства обучения: ноутбук, мультимедиапроектор, экран.
Работа с родителями:
1. Привлечение родителей к созданию условий в семье способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми на занятиях.
2. Просветительская работа в виде консультаций, рекомендаций, наглядных материалов
Список используемой литературы.
1. Т. А. Шорыгина «Беседы об экономике. Методические рекомендации. – М. : Сфера, 2017.
2. Е. Н. Табих Дошкольникам об экономике. – М. : Высшая школа, 2007.
3. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–7 лет. – М. : 2018.
4. Т. Смирнова «Белка и компания. Экономика для детей в сказках, играх и задачках». – М. : Дом Федорова, 2013.
5. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–7 лет. – М. : 2018.
6.