Виды заданий для самостоятельной работы учащихся при изучении темы "Эволюционное учение"
Представлены различные виды заданий доя самостоятельной работы учащихся при изучении темы "Эволюцинное учение".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Различные виды заданий для самостоятельной работы при изучении темы "Эволюционное учение" | 411.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Задания для самостоятельной работы учащихся при изучении темы «Эволюционное учение»
Задание №1
Рассмотрите рисунок и объясните, почему изображённых на нём птиц относят к разным видам.
Большая синица Домовый воробей
Задание №2
Из приведённого ниже перечня выпишите отдельно названия родов и видов:
воробей полевой, лютик едкий, синица лазоревка, ромашка пахучая, воробей домовый, ромашка обыкновенная, синица гаичка, лютик кашубский, лисица обыкновенная, лютик ползучий.
Задание №3
Чтобы определить принадлежность особи к тому или иному виду, надо сравнить её с другими особями этого вида и выявить сходные признаки – критерии. Запишите в таблицу характеристику каждого критерия вида.
Таблица.
Критерии вида | Характеристика критерия |
|
Задание №4.
Белый медведь обитает в арктическом и субарктическом поясах, у него белая шерсть, питается он рыбой и морскими млекопитающими.
Бурый медведь распространён в лесах умеренного пояса, у него бурая шерсть, он всеяден, на зиму впадает в спячку.
- Какие критерии видов использованы при описании медведей?
- На основании, какого критерия можно сделать вывод, что особи этих видов не могут скрещиваться?
- Чем различаются географические, экологические и физиологические критерии этих видов?
Задание №5.
Каждый вид имеет определённое число, форму и размеры хромосом.
- Назовите критерий, о котором идёт речь.
- Почему этот критерий считают наиболее важным для определения вида?
Задание №6.
В клетках ячменя и ржи содержится по 14 хромосом, однако эти виды сильно различаются между собой по внешнему строению, срокам развития, химическому составу зерна.
Рожь Ячмень
- По каким критериям растения этих видов имеют сходство , а по каким различия?
- Свидетельствует ли одинаковое число хромосом о сходстве их формы и размеров, о наличии в них одинаковых генов? Ответ поясните.
Задание №7.
К. Бэр установил закон сходства зародышей животных разных групп.
- В чём сущность этого закона?
- Каковы черты сходства зародышей рыб, земноводных, пресмыкающихся и млекопитающих? О чём они свидетельствуют?
Задание №8.
Впишите в таблицу известные вам примеры различных доказательств эволюции.
Таблица.
Тип доказательств | Примеры |
|
Задание №9.
- Что представляют собой гомологичные органы?
- Что представляют собой рудиментарные органы?
- Что представляют собой атавизмы?
- Почему они служат доказательством эволюции органического мира?
Задание №9.
Из приведённого перечня выпишите в одну графу таблицы цифры, обозначающие рудименты, а в другую – атавизмы:
- Наличие хвостового придатка у новорожденного ребёнка.
- Третье веко у человека.
- Копчик
- Сильно развитый волосяной покров на теле человека.
- Аппендикс.
- Наличие нескольких пар сосков у человека.
- Незаросшие жаберные щели у человека
Таблица
Рудименты | |||||
Атавизмы |
Задание №10.
Эволюция органического мира происходила по нескольким направлениям. Заполните таблицу, в одну графу которой выпишите цифры, обозначающие в указанном перечне ароморфозы, в другую – идиоадаптации, в третью – дегенерации.
- Появление фотосинтеза
- Возникновение четырёхкамерного сердца у птиц и млекопитающих.
- Появление у ряда животных покровительственной окраски.
- Исчезновение кишечника у ряда паразитических червей.
- Возникновение цветка и плода у покрытосеменных растений.
- Исчезновение корней и листьев у ряда растений паразитов.
- Возникновение у голосеменных и покрытосеменных растений приспособлений к опылению ветром.
- Формирование плоской формы тела у камбалы, перепонок на ногах у гусей и уток.
Таблица.
Ароморфоз | ||||
Идиоадаптация | ||||
Дегенерация |
Задание №11.
Сравните на рисунке строение нитчатой водоросли и псилофита, выявите ароморфозы, позволившие растениям выйти на сушу.
Нитчатая водоросль Псилофиты