Презентация опыта Ищенко Яна Олеговича
Система проблемных учебных ситуаций на уроке математики на уровне начального общего образования как средство формирования и развития познавательных (логических) универсальных учебных действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_opyta.pptx | 193.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ФГОС Противоречия профессиональной деятельности учителя. Новая система работы учителя Системно - деятельностный подход Опыт прежних лет Практика Система оценивания, принятие родителями и учениками УУД Результаты (УУД)
ЦЕЛЬ: Повысит ь эффективность применения технологии проблемного обучения на уроках математики в начальной школе. Целеполагание и гипотеза опыта: ЗАДАЧИ: Обучающие – отбор дидактического материала. Развивающие – создание условий развития УУД. Воспитательные – воспитание коммуникативных качеств. ГИПОТЕЗА: Эффективный способ формирования УУД – проблемное обучение в рамках учебных ситуаций.
Теоретические основы опыта РЕЗУЛЬТАТ ТЕОРИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКА ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ ОСОЗНАНИЕ, ОСМЫСЛЕНИЕ УУД: - ОВЛАДЕНИЕ СПОСОБАМИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ПОИСКОВОГО ХАРАКТЕРА; ОВЛАДЕНИЕ НАВЫКАМИ АНАЛИЗА ОБЪЕКТА С ЦЕЛЬЮ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРИЗНАКОВ; - УСТАНОВЛЕНИЕ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ С ЦЕЛЬЮ САМОКОНТРОЛЯ. РЕШЕНИЕ ВЫБОР СПОСОБА
Способы создания учебных проблем УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Учёт возможностей познавательной и исследовательской активности учащихся. Значимость вопросов, содержащихся в проблемной ситуации. ГИПОТЕЗА Решению основной проблемы способствует решение соподчинённых, менее значимых проблем.
ПРИЕМ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ПРОБЛЕМНОГО ВОПРОСА Способы создания проблемных ситуаций: ДИСКУССИЯ ЧАСТИЧНО - ПОИСКОВЫЙ БЕСЕДА МЕТОД
Сущность Новизна Широта Система учебных ситуаций, обеспечивающих ученика возможностью исследовать, находить способ решения проблемы. Определяется системой упражнений в рамках игровой, исследовательской деятельности на уроках математики. Связь с системой уроков математики различного типа: урок открытия нового знания; урок рефлексии; урок развивающего контроля. Содержание опыта:
Неприятие детьми предлагаемого упражнения, вида деятельности. Часть учеников не достигает планируемых результатов как предметных, так и метапредметных. Сложность оценивания метапредметных результатов в рамках отдельных учебных ситуаций. Что вызывает трудности:
Учет возрастных особенностей Учебная ситуация: Планируемы результаты Цикл Требования к учебной ситуации
Устный и письменный счёт. Вычисление Решение задач Обсуждение способов решения задач, примеров, проблемных заданий. Примерные учебные ситуации на уроках математики:
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УЧЕБНЫЕ СИТУАЦИИ ОЦЕНКА СЮЖЕТНЫЕ ИГРЫ РОЛЕВЫЕ ИГРЫ ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МИНИ-ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТ ЛОГИЧЕСКИЕ УУД ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ
Определение (на этапе планирования) вида деятельности детей: игровая, исследовательская. Отбор системы упражнений. Контроль предметных и метапредметных результатов. Организация учебной ситуации:
Задание: найти значение выражения 54 + 7 + 6 + 3 1 способ: 54 + 6 + 7 + 3 2 способ: Риски: ошибка! МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
1. Упражнения на усвоение состава чисел: - «Лесенка»; - «Найди число»; - игра «Кто в домике живёт?»; - игра «Найди пару». 2. Упражнения на усвоение разряда чисел: - «Корзинка»; - математический диктант; - «Охарактеризуй число». 3. Упражнения на скорость выполнения действий: - «Математический туризм»; - «Математическая эстафета»; - «Змейка». Упражнения по предупреждению ученических неудач.
«Кто в домике живёт?»
«Корзинка» 41 198 33 65 78 315 90 29 127 46
«На смекалку…» Длина кита от хвоста до головы – 16 м, а длина головы – на 12 м меньше. Объясни, что узнаешь, выполнив вычисления: 16 – 12 16 + (16-12) 16 м
На уроке по теме «Умножение» (3 класс) детям предлагается схема «Капустная грядка». 7 х 2 = 14 «Капустная грядка»
1 класс 2 класс 3 класс (первое полугодие) Успеваемость 83 % 100 % 93% Качество - 79% 60% СОУ - 78% 63% Результативность опыта
Увеличение объёма знаний, умений, навыков. Углубление и упрочнение знаний. Новый уровень познавательных потребностей учения. Новый уровень сформированности познавательной самостоятельности. Формирование и развитие логических и иных УУД. Полезность опыта для учащихся: