Опыт Ищенко Яна Олеговича
Система проблемных учебных ситуаций на уроке математики на уровне начального общего образования как средство формирования и развития познавательных (логических) универсальных учебных действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt.docx | 226.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию администрации
Тенькинского городского округа
Магаданской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа в пос. Усть - Омчуг»
Система проблемных учебных ситуаций на уроке математики на уровне начального общего образования как средство формирования и развития познавательных (логических) универсальных учебных действий.
Автор:
учитель начальных классов
Ищенко Ян Олегович
2016
Оглавление
I. Введение. Концепция педагога …………………..…….. 1 – 5 стр.
II. Теоретическая интерпретация опыта……………….…..5 – 7 стр.
III. Описание применяемого новшества …………….……… 7 – 8 стр.
IV.Педагогические условия и особенности применения….. 8 - 13 стр.
V. Анализ результатов внедрения опыта……………………13 - 15 стр.
VI.Заключение……….……………………………………….. 15 - 16стр.
VII. Список литературы……………………………………….17 стр.
VIII. Приложения ………………………………………………18 – 26 стр.
Математика – гимнастика ума…
Математику уже затем учить следует,
что она ум в порядок приводит.
М. В. Ломоносов
Пояснительная записка.
I. Введение.
Концепция педагога.
В настоящее время учитель в школе испытывает большие трудности: педагогу приходится менять ту методическую систему, которую он создал в течение нескольких лет. Буквально 3 года назад вполне приемлемыми для качественного образования детей на уровне начального общего образования являлись хорошо известные технологии личностно ориентированного обучения. Результатом обучения были показатели успеваемости, качества обученности детей. Сейчас же во главу угла ставится формирование и развитие универсальных учебных действий, в соответствии с требованиями ФГОС универсальные учебные действия являются целью образования. Учитель сталкивается с противоречием: старые методики приносили результат – в настоящее время учитель должен в целом отказываться от них, изменить свою роль наставника – на современном уроке приоритеты отдаются деятельностному подходу в организации учебной деятельности детей, а это требует обновления методического оснащения урока. Учитель становится консультантом, он режиссирует урок. Учителю предстоит решить и другое противоречие: планируемые результаты, в том числе УУД, основаны на практике – а ученик и родители не осознают необходимости наличия у ребёнка УУД (ученик не поощряется по достижению УУД), а УУД – цель образования. Противоречиями определяется проблема осознанного изменения цели образования учителем (предметные результаты и универсальные учебные действия как цель образования) и изменение подхода к организации учебной деятельности младших школьников. Актуальность темы заключается в определении способов организации учебной деятельности учащихся начальной школы через создание проблемных учебных ситуаций, способствующих достижению планируемых предметных и метапредметных результатов. Причинами выбора темы являются педагогические затруднения, возникшие при переходе на обучение по федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования в 2013 – 2014 учебном году.
Цель:
Повышение эффективности применения технологии проблемного обучения на уроках математики на уровне начального общего образования при формировании и развитии познавательных УУД.
Цель соответствует потребностям образовательной практики, так как на этапе введения и реализации ФГОС каждый учитель испытывает серьёзные затруднения в отборе способов обучения.
Задачи:
Обучающие задачи:
- отобрать дидактический материал, способствующий качественному формированию УУД (научить детей решать примеры в 2 – 3 действия - формирование УУД: поиск оптимального пути решения)
В соответствии с требованиями ФКГОС отбор содержания материала на уроке осуществлялся проще: наличие разнообразной методической литературы, опыт коллег. В настоящее время учителя с различным профессиональным опытом находятся в равном положении: опыта достижения планируемых результатов в части формирования и развития УУД практически нет или он минимален.
Развивающие:
- создать условия развития УУД – установление причинно – следственных связей (младшим школьникам тяжело даётся такое действие – отвлечённость, абстрагирование)
Компонент стандарта регламентировал определённые качества личности, которые педагог должен развивать: память, мышление, воображение. ФГОС предъявляет более широкие требования в процессе развития: развитие охватывает не только аспекты учебной деятельности ребёнка, но и способностей и умений ученика выполнять действие на уроке и во внеурочное время.
Воспитательные:
Воспитание коммуникативных качеств (умение быть терпимым к мнению других, выслушивать собеседника).
Уровень учебной дисциплины в процессе работы в группах, парах неустойчив вследствие возрастных особенностей детей, поэтому взаимодействие учащихся в рамках урока недостаточно эффективно, поэтому воспитание культуры общения является неотъемлемой частью опыта.
Таким образом, и цель и задачи опыта соответствуют потребностям образовательной практики в школе.
Гипотеза
Эффективным способом формирования и развития УУД на уроках математики является проблемное обучение в рамках использования учебных ситуаций.
II. Теоретическая интерпретация опыта.
В основе опыта лежит теория проблемного обучения (В.Оконь, Д.В.Вилькеев, И.Я.Лернер, Т.В.Кудрявцев Ю.К.Бабанский и др.
«Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением или готовых выводов науки, или собственных, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащихся, устойчивости мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций» ( М.И. Махмутов).
Как известно, математика как предмет требует от человека точности и ясности мышления, которое может быть сформировано в процессе самостоятельного поиска учащимися правильного решения примера, задач (простых, составных, логических).
Особенностью уроков математики является и то, что материал ориентирован на проблемную ситуацию, позволяет ученику работать самостоятельно в течение определённого времени. Урок математики обладает неограниченными возможностями развития ребёнка, когда он становится «первооткрывателем», «исследователем» разных ситуаций. Этому способствует проблемное обучение, основанное на получении новых знаний учащимися посредством разрешения проблемных ситуаций как практического, так и теоретико-познавательного характера.
Традиционные технологии определяют роль учителя как активного наставника, проблемное обучение побуждает учителя исполнять роль помощника – организатора. Важно, чтобы учитель не сам сообщал знания, а ставил перед учениками проблемные задачи, тем самым побуждая детей искать пути и средства для их решения.
В опыте прослеживается использование основных этапов продуктивной познавательной деятельности учеников: возникновение проблемной ситуации, осознание и формулировка проблемной задачи, поиск способа решения с попыткой соответствующего обоснования, доказательство гипотезы, проверка правильности решения проблемной задачи. Последовательность и содержание этапов проблемного обучения способствуют формированию и развитию УУД: овладение способами решения проблем поискового характера (поиск и выбор способа решения примера, задачи), навыками анализа объекта с целью выявления признаков (числа, выражения, фигуры, задачи), установление причинно – следственных связей с целью самоконтроля (правильность решения задач, примеров).
Опыт показывает, в системе каких учебных ситуаций создаётся проблемное поле, кто является участником решения учебной проблемы, так как у каждого ученика познавательная потребность и интеллектуальные возможности решать задачу в рамках проблемной ситуации индивидуальны. Условием эффективной организации урока на основе проблемного обучения является реализация принципов дифференциации и индивидуализации.
Учебные проблемные ситуации, представленные в опыте, содержат признаки, требуемые теорией проблемного обучения:
1. Учёт возможностей познавательной и исследовательской активности учащихся.
2. Значимость вопросов, содержащихся в проблемной ситуации.
3.Решению основной проблемы способствует решение соподчинённых, менее значимых проблем.
Важное место в системе проблемного обучения занимает выработка гипотезы, такое действие для учащихся начальной школы достаточно сложно, поэтому обязательным элементом урока является действие по её проверке. На этапе рефлексии осуществляется оценка найденного решения.
Для учащегося начальной школы свойственны уровни обычной и полусамостоятельной активности в процессе создания и разрешения проблемных ситуаций. С точки зрения вида творчества на уроках математики присутствует практическое творчество, позволяющее искать способ практического решения, т.е. поиск способа применения известного знания в новой ситуации. На уровне начального общего образования используется 1 метод из 3-х известных (проблемное изложение, частично – поисковый, самостоятельная исследовательская деятельность) проблемного обучения: частично – поисковая деятельность, так как частично-поисковый метод постепенно приобщает учащихся к самостоятельному решению проблем. Использование этого метода обеспечивает комфортные условия деятельности учащимся и учителю. В ходе решения задач, примеров учитель формулирует проблемный вопрос, ученики ищут ответ на него. Своими вопросами учитель подводит учащихся к выводу.
Опыт включает использование таких методов как эвристическая беседа и учебная дискуссия. В ходе эвристической беседы учитель путем умело поставленных вопросов, побуждает учащихся формулировать выводы, правила. При проведении учебной дискуссии излагается две различные точки зрения, касающиеся одной и той же проблемы, и учащиеся сами выбирают и обосновывают свою позицию.
Описание инновационной методики и технологии, направленной на реализацию федерального государственного стандарта начального общего образования (2010 г.).
III. Описание применяемого новшества.
Сущность .
Система учебных ситуаций, обеспечивающих ученика возможностью исследовать, находить способ решения проблемы, способствует формированию и развитию логических универсальных учебных действий.
Новизна.
Новое содержание учебных ситуаций определяется системой упражнений в рамках игровой, исследовательской деятельности на уроках математики в начальной школе, направленных на формирование и развитие логических универсальных учебных действий. Например, учебная ситуация – вычисление – традиционная, она создаётся каждым учителем на каждом уроке математики. Опыт же показывает способы обновления данной учебной ситуации через упражнения на основе проблемного обучения.
В опыте внедрена идея важности проблемного подхода в обучении.
Формирование и развитие умения ученика формулировать и решать проблемную ситуацию – одна из важнейших проблем учебно – воспитательного процесса в школе.
Широта опыта
Опыт связан с системой уроков математики различного типа:
1. Урок открытия нового знания - раздел «Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание», темы «Решение уравнений», «Решение неравенств».
2. Урок рефлексии - «Решение задач», «Решение примеров в столбик».
3. Урок развивающего контроля – Решение уравнений», «Решение неравенств», «Решение задач», «Решение примеров в столбик».
Длительность функционирования опыта 1 год и 6 месяцев, т.е. он охватывает период с сентября 2014 года (2 класс) по январь 2016 года (2 – е полугодие третьего класса). Очевидно, в дальнейшем опыт будет изменяться, так как в связи с переходом детей в следующий класс соответственно расширяется и перечень универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.
Трудоёмкость опыта
В процессе обновления учебной ситуации учитель может столкнуться с трудностями:
1. Неприятие детьми предлагаемого упражнения, вида деятельности.
2. Часть учеников не достигает планируемых результатов как предметных, так и метапредметных.
3. Сложность оценивания метапредметных результатов в рамках отдельных учебных ситуаций.
Внедрение обновлённых учебных ситуаций требует определённого времени, а также их корректировки по результатам анализа. В случае, если часть учеников не достигает планируемых результатов, определяется иной способ обновления учебной ситуации. Сочетание разноообразных учебных ситуаций позволяет учителю оценивать достижение планируемых метапредметных результатов адекватно возможностям ребёнка.
IV. Педагогические условия и особенности применения.
В основе формирования познавательных УУД в рамках использования проблемного обучения лежит система учебных ситуаций. Что такое учебная ситуация? Это структурная «единица» учебной деятельности детей. Учебная ситуация считается полной и завершённой при соответствии требований
- представляет полный замкнутый цикл:
дети самостоятельно или с помощью учителя обнаруживают и исследуют предмет деятельности, преобразуют, т.е. изменяют, дополняют его, частично – запоминают;
- содержательная основа учебной ситуации – планируемые результаты, т.е. ученик справляется или не справляется с заданием, отслеживается уровень сформированности определённого универсального учебного действия;
- учет возрастных особенностей.
Опыт включает ежедневно используемые учебные ситуации на уроках математики:
Устный и письменный счёт, вычисления, решение задач, обсуждение способов решения примеров, задач, проблемных заданий. В опыте описываются и анализируются учебные ситуации:
- с элементами игровой деятельности:
- соревнования – командные и индивидуальные («Математический туризм», «Математический КВН»;
- сюжетные – «Поиск спрятанного числа»
- ролевые – «Пишем инструкцию», «Учитель»
- с элементами исследовательской деятельности:
- эксперименты с изучаемыми объектами (свойства объектов) – геометрические фигуры
- маркировка, группировка и упорядочивание, классификация, сопоставление и сравнение, (подведение под понятие) – выполнение различных действий с числами, фигурами
- проведение мини-исследований - решение задач
- описание и оценка – описание способа решения учеником, оценивание им своего результата.
Таким образом, опыт подтверждает , что учебная ситуация является неотъемлемой частью проблемного обучения.
В опыте описывается работа по формированию и развитию познавательных универсальных учебных действий:
- овладение способами решения проблем поискового характера (поиск и выбор способа решения примера, задачи),
- навыки анализа объекта с целью выявления признаков (числа, выражения, фигуры, задачи),
- установление причинно – следственных связей с целью самоконтроля (правильность решения задач, примеров).
Учебная ситуация организуется таким образом:
1. На этапе планирования (создание технологической карты) определяется вид деятельности детей, которая будет ими осуществляться: игровая, исследовательская;
2. Отбирается система упражнений, через выполнение которых будет реализован вид деятельности.
3. Контролируется как предметный, так и метапредметный результат (универсальные учебные действия).
Определить вид игровой деятельности достаточно просто, важно совместить форму игры с проблемным или исследовательским подходом к выполнению задания.
Проблемное обучение позволяет учащимся самостоятельно или с помощью учителя исследовать и обрабатывать учебный материал. Например, при поиске и выборе способа решения примера педагог учитывает, что третьеклассники владеют 2 способами сложения:
- сложение десятков и сложение единиц (разрядное сложение)
- смешанный способ сложения ( к числу прибавляется десяток, затем единицы).
В процессе выполнения примеров на сложение у учеников формируется такое УУД как умение найти способ решения проблем поискового характера. Что может стать проблемой поискового характера для ребёнка? Проблема – ученик знает правила и способы сложения, но выполняет пример долго и с ошибками. Поисковый характер решения проблемы: самостоятельно найти (выбрать) способ решения примера. При решении примера в 2-3 действия: 54 + 7+ 6 + 3 – ученик должен выбрать удобный для него способ. Ученик, обладающий достаточным уровнем сформированности УУД, решит пример следующим образом: используя переместительный закон сложения, ученик переставит слагаемые местами, зная, что от перестановки мест слагаемых сумма не меняется, пример будет выглядеть следующим образом: 54 + 6 + 7 + 3. Решение примера занимает у ребёнка от 30 до 40 секунд. Ученик, познавательные возможности которого невысоки, изберёт другой способ, он будет складывать числа последовательно, в т.ч. в столбик. Как показывает наблюдение, в этом случае зачастую дети допускают ошибки и затраты времени значительно превышают норматив выполнения данного задания. Задача учителя минимизировать потери учебного времени на уроке, добиться успешного формирования УУД у большинства учащихся. Способствует решению данной задачи использование учебных ситуаций, включающих:
1. Упражнения на усвоение состава числа (игровая деятельность + исследование):
- лесенка
- найти число
- игра «Кто в домике живёт»
- игра «Найти пару».
Названные упражнения широко используются в 1 классе, чтобы ко 2 классу ребёнок усвоил состав чисел до 20.
2. Упражнения на усвоения разряда чисел (игровая и исследовательская деятельность).
- корзинка (поместить в корзинку отдельно карточки с десятками, в другую – с единицами)
- математический диктант
- игра «Охарактеризуй число».
3. Упражнения на скорость выполнения действия (игровая деятельность и исследование).
- «Попади в цель»
- «Математический туризм»
- «Математическая эстафета»
- «Змейка».
Анализируя учебную ситуацию с использованием упражнения «Кто в домике живёт», можно отметить момент создания проблемной ситуации, которая требует определить виды деятельности – игровую и исследовательскую, сюжетность игры, возможность выполнять сопоставление и сравнение, классификацию, различные действия с числами. Третьеклассник видит на слайде рисунок: теремок, за контуром крыши которого «прячется» неизвестное число. Ученик должен не только отгадать число, но и выполнить действия с этим и другими числами, «живущими» в теремке. Ученику предоставляется свобода выбора решения проблемной ситуации, т. е. он может выбрать число 3, или 8, или 9 и в дальнейшем, используя указанные на слайде другие числа, выполнить действия на сложение, вычитание, деление, умножение. Например, если ученик возьмёт за исходное число 3, то он должен убедиться, что это число можно использовать при сложении и умножении, а при вычитании или делении он может использовать только отдельные числа. Такая проблемная ситуация, её решение способствуют не только повторению состава чисел, но и направлена на формирование УУД, а именно овладение:
- способами решения проблем поискового характера (ученик сам выбирает число, сам связывает это число с другими, сам подбирает способы выполнения примеров),
- навыками анализа объекта с целью выявления признаков (сравнивает, сопоставляет числа, анализирует возможность выполнения действий),
- установление причинно – следственных связей с целью самоконтроля (объясняет, почему возможно или невозможно выполнение тех или иных действий).
Эффективным упражнением при формировании рефлексивных действий учащихся на уроке по теме «Трёхзначные числа» является учебная ситуация, включающая упражнение «Корзинка» ученикам даётся задание: «собрать» в корзинку числа, где единиц больше, чем десятков (29,38,47 , 349 и т.д.). Проблемность ситуации заключается в том, что ученик 3 класса (3 четверть) ещё недостаточно освоил разряды чисел и легко может перепутать сотни с десятками, рассуждая аналогично о составе двузначных чисел, т.е. по теме, уже освоенной ранее. Затем проводится обязательный анализ выполнения заданий, который помогает детям выявить причины ошибочных ответов, найти способ их исправления (сравнить состав чисел).
В процессе формирования УУД анализировать объекты с целью выявления признака эффективным способом является решение задач, содержание которых интегрировано с содержанием других предметов. Например, в учебнике «Математика» 3 класса (УМК «Школа России») при изучении темы «Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание» решается задача:
«Длина кита от хвоста до головы 16 м., а длина головы на 12 метров меньше. Объясни, что узнаешь, выполнив вычисления: 16 - 12 16 + (16 – 12).
Во – первых, содержание задачи связано с темой урока по курсу «Окружающий мир». Дети, знают, что кит крупное млекопитающее. Перед решением задачи они могут высказать гипотезы о размерах кита. Гипотеза проверяется по тексту задачи. Задача учителя создать проблемную ситуацию:
1. Сформулировать вопрос ко второму выражению.
2. Как разделить условно туловище кита на равные отрезки?
Такая учебная ситуация заставляет ребёнка искать способ её решения: ученик может сделать чертёж, может выдвинуть гипотезу, что условное разделение можно провести с учётом длины части тела кита и др. И такая работа побуждает ученика анализировать объект с целью выявление его признаков (длина кита).
На уроке по теме «Умножение» (3 класс) детям предлагается схема «Капустная грядка».
О О О О О О О
О О О О О О О
Ученики пробуют различные способы подсчёта урожая: складывают по горизонтали и вертикали, убеждаются, что действие выполняется достаточно долго. Им предлагается найти другой способ, безусловно, ученики испытывают затруднение. Учитель сообщает, что есть более лёгкий способ произвести подсчёт. Дети самостоятельно читают теоретический материал в учебнике: «Умножение – это сложение одинаковых слагаемых». На основании прочитанного и с помощью учителя дети делают вывод: « Действие можно выполнить быстрее, если определить сколько раз повторяется (сколько раз берём) число».
Учащиеся на уровне начального общего образования овладевают геометрическими понятиями. Для того чтобы в будущем, т.е. при обучении на уровне основного общего образования, ученики владели навыками построения геометрических фигур, их использования в учебной и иной деятельности, ученики начальной школы должны научиться анализировать эти фигуры, определять их признаки. Например, учащимся предлагается задача: «Определить длину ломаной линии, если известно, что первое звено 5 см, второе на 3 см меньше, а третье на 4 см больше первого и второго звеньев вместе». Учебная ситуация в данном случае построена на исследовании – ученик изучает чертёж, сопоставляет на глаз длину отрезков, выбирает способ решения проблемы, определяет последовательность действий, выполняет вычислительные действия, анализирует результат. Затем ученик описывает ход решения.
Определённый интерес представляет упражнение на сравнение именованных чисел, обозначающих время. Условия задачи: «Бегун пробежал дистанцию за 68 секунд, второй – за 1 минуту и 9 секунд. Определить, кто прибежал быстрее и на сколько секунд?».
68 секунд сравнивается с 1 минутой и 9 секундами. Данная учебная ситуация побуждает ребёнка определить, сколько минут укладывается в 68 секундах, сколько секунд остаётся. Ученику необходимо не только исследовать состав числа, но и преобразовать числа в другое значение, сделать вывод, продемонстрировав таким образом навыки анализа объекта, поиска и выбора способа решения проблемной ситуации.
Успешности использования учебных ситуаций на основе проблемного обучения при формировании УУД способствует реализация принципов обучения: систематичности, дифференциации и индивидуализации, природосообразности.
Фактором, снижающим эффективность их использования, является:
- отсутствие единых требований к учащимся в урочной и внеурочной деятельности (работают разные педагоги).
Наблюдения показывают, что ученики с интересом воспринимают предлагаемые приёмы, включаются в работу, проявляют инициативу и самостоятельность.
Педагог испытывает сложности в процессе отбора вариативности приёмов организации учебных ситуаций. В процессе внедрения опыта складывается система заданий различного уровня, формируется определённое сочетание учебных ситуаций при формировании логических универсальных учебных действий.
V. Анализ результатов внедрения опыта.
Итоги выполнения части (математика) итоговой комплексной
проверочной работы в 1-б классе (2013 – 2014 учебный год).
Часть работы | № задания | Параметры анализа | Класс | |
1б | ||||
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ | По списку | 16 | ||
Выполняли работу | 14 | |||
4.1 | Математика: числа и величины | 50% | ||
4.2 | Математика: задачи на уменьшение на несколько единиц | 8% | ||
Всего | Базовый уровень | |||
Математика | 83% | |||
Дополнительная часть | 9 | Математика (текстовые задачи) | 12% | |
Всего | Повышенный уровень: | 12% | ||
Математика | 12% |
Результаты части интегрированной работы (математика) во 2 – б классе
(2014 – 2015 учебный год)
№ задания | Параметры анализа | Справились правильно | |
1. | Определение компонентов арифметических действий | 19 ч | 100% |
2 | Решение задачи с выбором варианта решения. | 10 ч | 53% |
3 | Сложение, вычитание двузначных чисел | 14 ч | 74% |
4 | Нахождение периметра прямоугольника | 13 ч | 68% |
Успеваемость Качество СОУ | 100% 79% 78% |
Сравнительный анализ результатов выполнения итоговых работ в первом и во втором классе осуществить достаточно сложно, так как содержание заданий различно, как и содержание проверяемого материала и уровня сформированности умений и навыков учащихся, связанных с логическими универсальными учебными действиями. Тем не менее, сравнение цифровых показателей отражает динамику достижений учеников: на 17 % возросло количество учащихся, справившихся с базовым заданием (83 % - 100%), на 45 % возросло количество учеников, справившихся с решением задачи (8% - 53 %).
Анализ работы по итогам первого полугодия 2015 – 2016 учебного года.
№ задания | Параметры анализа | Справились правильно | |
1. | Определение компонентов арифметических действий | 15 ч | 100% |
2 | Решение задачи с выбором варианта решения. | 11 ч | 73 % |
3 | Сложение, вычитание двузначных чисел | 15 ч | 100% |
4 | Нахождение периметра прямоугольника | 11 ч | 73% |
Процент успеваемости составил 93 %, качества знаний – 60%. Наблюдается повышение показателей по следующим параметрам: измерение периметра прямоугольника на 5%, сложение, вычитание двузначных чисел – на 26%, решение задачи – на 23 %.
Педагогическая практика убеждает, что проблемное обучение способствует развитию умственных способностей учащихся (противоречия заставляют задумываться, искать выход из проблемной ситуации), самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формирование проблемного вопроса, ситуации, самостоятельность выбора плана решения). Проблемное обучение обеспечивает прочное усвоение знаний (то, что добыто самостоятельно, лучше усваивается и надолго запоминается); развивает аналитическое мышление (проводится анализ условий, оценка возможных вариантов решений), логическое мышление (требует доказательств правильности выбираемого решения, аргументации). Проблемное обучение вооружает учащихся методами познания окружающей действительности, развивает умения и навыки целесообразного наблюдения, воспитывает способность к обобщениям и выводу основных закономерностей с обоснованием их, прививает вкус к доступной исследовательской работе. Учащиеся быстрее осмысливают сущность изучаемого явления и дают обоснованные ответы. У них развиваются познавательные потребности и интерес, воспитывается убеждённость в знаниях, т.к. ученики сами выдвигают гипотезу и сами доказывают её. Таким образом, использование проблемного обучения в процессе создания различных учебных ситуаций обуславливает:
- увеличение объема знаний, умений, навыков у учащихся;
- углубление и упрочение знаний, новый уровень обученности;
- новый уровень познавательных потребностей учения;
- новый уровень сформированности познавательной самостоятельности и творческих способностей;
- формирование и развитие логических и иных универсальных учебных действий.
6. Заключение.
Истории мировой педагогической мысли и практики обучения известны разнообразные методы организации обучения. Их возникновение, развитие связано с требованиями, потребностями общества, которое развивается. Каждый новый исторический этап в развитии общества накладывает свой отпечаток на организацию обучения. В результате, педагогическая наука накопила значительный материал в этой области.
Анализ методической, научной литературы, посвящённой теории проблемного обучения, содержания Стандарта, самостоятельный поиск эффективных способов образования учащихся начальной школы - это компоненты самообразования, в результате которого выбор технологии проблемного обучения неслучаен, так как постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешать, тем самым мы имеем дело с творческой личностью, всегда способной к поиску.
Литература
- Выбор методов обучения в средней школе/ Под редакцией Ю.К. Бабанского, – М., 1982 г.
- Константинов Н.А., Смирнов В.З. История педагогики. Учебник для пед. училищ. Издательство «Просвещение», Москва – 1965 год
- Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: источники, сущность, перспективы. Москва. Издательство «Знание», 1991 год.
- Максимова В.Н. Проблемный подход к обучению в школе. Методическое пособие по спецкурсу. Львов, 1973 год.
- Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. Москва. Педагогика, 1972 год.
- Махмутов М.И. Организация проблемного обучения. Москва. Педагогика, 1977 год.
- Оконь В. Основы проблемного обучения. Москва, 1968 год
- Общие методы обучения в школе. Под редакцией Алексюка А.М. Киев, 1973 год.
- Педагогика. Под общей редакцией Г. Найнера, Ю.К. Бабанского. Москва. «Педагогика», 1984 год.
- Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей. Под общей редакцией В.С. Кукушина – Серия «Педагогическое образование», Москва: ИКЦ «МарТ» Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004 год.
- Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов высших учебных заведений: В 2 книгах. Москва. Издательский центр «ВЛАДОС», 2001 – Кн.1, общие основы. Процесс обучения.
- Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. Москва. Педагогика. 1980 год.
13. Хрестоматия по педагогической психологии. Учебное пособие для студентов: Красило А. и Новгородцева А., Москва, 1995 год
ПРИЛОЖЕНИЕ
УРОК | Математика | |
КЛАСС | 1 б класс | |
ТЕМА | Сложение и вычитание вида: …. – 2; …… + 2 | |
ЦЕЛЬ УРОКА |
| |
I II | ОРГМОМЕНТ Вход под музыку «Улыбка» - Улыбнитесь друг другу. (показ настроения друг другу) ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА Прежде чем начать наш урок, я хочу поделиться с вами одной тайной. Я получила зашифрованную телеграмму от моего старинного знакомого. Он сообщил, что отправляется в путешествие по сказочной стране «Математика», а вот в какой город я понять не могу. Помогите мне разгадать телеграмму.
Найдите выражение соответствующие рисунку. (2+2; 4-2) Тема урока: Сложение и вычитание 2. Мы с вами отправляемся в город – и + 2. Во время нашего путешествия мы с вами:
| ТСО Проблема ММ слайд ММ слайд |
III | УСТНЫЙ СЧЕТ И так мы с вами отправляемся в путешествие по математической сказке, вокруг нас лес, непроходимое болото, надо найти верный путь. а) Игра с мячом (прыгаем по болоту) - счет от 1 до 10 через один в прямом и обратном порядке. - назвать число: перед, за, между. - увеличь на 1, уменьши на 1. б) Установи закономерности Вышли мы на тропинку, а она оборвалась. Продолжите дорожку, но прежде определите закономерность. 1 3 5 * * * 10 8 6 * * * - какое число самое маленькое; - какое число больше 3 или 5, на сколько; - какое число больше 9 или 7, на сколько. Вдалеке виднеется дом. Нам необходимо отдохнуть. Выложить домик палочками. Переложите две палочки, чтобы получился флажок.
г) решение примеров Посмотрите, рядом с домом находится лужайка с цветами. Давайте соберем букет и украсим наш дом. - работа с консультантами 8 + … = 7 2 … … = 4 6 + … = 9 5 … … = 3 … + 3 = 5 6 … … = 9 … + 4 = 6 7 … … = 5 ВЫВОД: Как же + 1 +1? - 1 - 1? д) задачи в стихах Гном решил с вами поиграть, загадать задачки.
Две еще к ним прилетели Отвечайте быстро смело, Сколько всех их прилетело? (нашептывание)
Трех щенят домой позвали Они в окно глядят, считают Сколько их теперь играет? (ответ показать на пальцах)
Один впереди, два позади. Один позади, два впереди. Один между двумя и три в ряд. Сколько всего гусей? (3)
Две левые ноги, две ноги спереди, Две сзади. Сколько ног у животного? (2)
Сколько щенков в будке, если мы видим 7 хвостиков? (7) М О Л О Д Ц Ы! | ММ слайд ММ слайд Фронтальная работа Индивидуальная работа У доски ребенок составляет решение Решение учителя на наборном полотне с ошибкой |
VI | ФИЗМИНУТКА | |
V | ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ Мы с вами отдохнули, и наш Гном приглашает нас пойти в математический лес за грибами.
3 + 1 + 1 = 5
Сколько сорвала грибов Катя? (2) Сколько получилось грибов? (5) Вывод: Как к 3 прибавить 2? (+1+1) Запись: 3 + 2 = 5 3 + 1 + 1 = 5 | |
VI | ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА Положите на наборное полотно 6 кружков. Нам нужно отнять 2 кружка. Как будем убирать?
Сколько кружков убрали? (2) Как убирали два? (-1-1) Сколько кружков получили? (4) Вывод: Как от 6 отнять 2? (-1-1) Запись: 6 – 2 = 4 6 – 1 – 1 = 4 | |
VII | РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ с. 76 А теперь отправляемся в гости к девочке. а) Работа по иллюстрации.
Сколько кукол она взяла? Сколько кукол осталось? Как узнали? (6 – 2 = 4) - Каждую куклу обозначили кружком, два кружка зачеркнуто. Объясните, как из 6 вычли 2?
Сколько машинок возле дорожки? Сколько всего машинок? Как узнали? (6 + 2 = 8) - Каждая машина обозначена кружками. Рассмотрите схему и сделайте запись. Объясните, как к 6 + 2. б) Рассмотрите домино. Объясните, как к 8 -2; 9 – 2; 4 + 2. Вывод: как + 2; - 2. | |
VIII | ФИЗМИНУТКА | |
IX | РАБОТА В ТЕТРАДИ а) Работа по иллюстрации.
Найдите решение и прочитайте его.
Запишите решение самостоятельно.
Вывод: Как – 2; + 2 . б) Парная работа по карточкам Помогите гномику вернуться домой. Найдите дорожки. 4 + 2 4 7 + 2 6 – 2 5 8 – 2 6 5 + 2 7 10 – 2 8 + 2 8 9 – 2 9 10 Вывод: Как + 2; - 2. | Самопроверка |
X | ИТОГ УРОКА Интервью с микрофоном. - Чему учились на уроке? - Как + 2; - 2? - Что понравилось? - С какими трудностями столкнулись? - Какое настроение стало после урока? |
Урок математики в 4 классе.
Тема: Письменное умножение на трёхзначное число.
Цель урока: познакомить учащихся с письменным приёмом умножения на трёхзначное число.
Задачи:
- закрепить ранее изученный материал;
- формировать умение самостоятельно и совместно принимать решение;
- развивать внимание, мышление, память учащихся;
- формировать умение решать логические задачи;
- воспитывать интерес к предмету.