Конкурс "Учитель года - 2016"
Конкурсный материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Эссе | 17.95 КБ |
predstavlenie.docx | 417.31 КБ |
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР» | 38.04 КБ |
Презентация | 86.25 КБ |
otsenochnyy_list.docx | 19.95 КБ |
rabochiy_list_1.docx | 17.16 КБ |
drevneyshiy_rim.docx | 30.87 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «ЭССЕ»
Бертякова Светлана Петровна
МОУ Новоямская средняя школа
Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян».
Д.И. Менделеев.
Своё эссе хочу начать с рассуждения о том, кто такой учитель? Кто может быть учителем? Зачем учитель нужен в современном мире?
Я работаю 20 лет учителем. Хочется подвести небольшой итог, но оказалось, как сложно однозначно сделать выводы о том, что ты за учитель, что ты сделал для того чтобы изменить мир. Хочется нам или нет, но учителя должны осознать, что мы педагоги работаем с самым сложным и непредсказуемым «материалом» на планете Земля - ребёнком, каким мы его воспитаем, как мы его обучим, в таком обществе нам и жить. Именно от нас во многом зависит, кем он вырастет, какую профессию выберет, каким он будет человеком. Профессия учитель «профессия дальнего действия», и к этим словам как некогда подходят слова Махатма Ганди: « Если мы хотим достичь настоящего мира во всем мире, то начинать надо с детей». Какой глубокий смысл заложены в этом высказывании.
Доказательства данному высказыванию мы видим каждый день, смотря телевизор. Нет ниодного выпуска новостей, в котором бы не говорилось о военных конфликтах. Самое страшное,то, что происходит в соседней с нами стране. Кто там вырастет? Кого там воспитывают и с какой целью. На экранах телевидения мы видим представителей «правого сектора» -это всё молодые люди, которые с молоком матери впитывали страшную идеологию нацизма. Во многом это вина тех, кто учил детей.
Перед учителями России на современном этапе развития геополитики стоит сложная задача: воспитать истинного патриота нашей Родины. Представитель подрастающего поколения должен в полной мере стать толерантным человеком. Тонко соблюдать чувства собственного достоинства, при этом, не ущемляя и не унижая людей другой веры, расы, с иным уровнем дохода. Очевидно, что для этого в подсознание подрастающего поколения современному учителю, кроме фундаментальных знаний гуманитарных и естественно математических наук, необходимо вложить в подсознание подрастающего поколения чёткое следование законам, чёткий смысл понятия «свобода» и то, что свобода тесно связано с понятием ответственности. Вновь обращаясь к словам Махатме Ганди: «Нас погубят – политика без принципов, удовольствия без совести, богатство без работы, знание без характера, бизнес без морали, наука без человечности и молитва без жертвы». Эти слова сказаны не вчера, но бьют не в бровь, а в глаз. Анализируя выше сказанное можно сделать вывод, что учитель это тот кто владеет профессиональной компетенцией, знанием своего предмета. Учитель должен быть тонким психологом понимать настроение учеников, видеть их мысли. Учитель на мой взгляд, очень важно, должен уметь жертвовать собой. Януш Корчаг пример бесконечной любви к детям и верности своему долгу.
Сверх задачи которое ставит государство перед педагогами, очень сложно решать с пошатнувшейся моралью в обществе, где господствует господин доллар, с вседозволенностью. Как же обучать и воспитывать подрастающее поколение, может отказаться от услуг учителя? Но тогда кто научит ребёнка видеть красоту зимнего леса, слышать весенние трели соловья, беззаветно любить свою Родину и уважать своих родителей. Ни какой сверхсовременный компьютер не сможет уловить малейшие изменения в настроении ребёнка, увидеть его боль и радость, поддержать улыбкой, добрым словом, помочь в сложной жизненной ситуации. Решать поставленные обществом задачи помогает и введение профессионального стандарта педагога, где одно из главных мест отводиться образованию педагогу. Но самое главное, на ряду с общими требованиями к педагогу, он должен бесконечно, искренне любить детей и свою профессию. Учитель обязан менять современный мир в лучшую сторону. А для этого учитель должен начать, прежде всего, с себя. Вновь обращаюсь к словам Махатма Ганди: «Начать менять в себе то, что вы хотите изменить вокруг»
http://www.happy-giraffe.ru/user/23/blog/post26359/http://www.happy-giraffe.ru/user/23/blog/post26359/
Предварительный просмотр:
В Оргкомитет районного конкурса «Учитель года - 2016»
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Новоямская средняя общеобразовательная школа
Выдвигает Бертякову Светлану Петровну, учителя истории и обществознания МОУ Новоямская средняя школа
(фамилия, имя, отчество участника конкурса) (занимаемая должность и место работы участника конкурса)
на участие в финале районного конкурса «Учитель года - 2016». Электронная регистрация на сайте www:cimto.my1.ru пройдена.
Директор МОУ Новоямская средняя школа Бертякова С.П.
(фамилия, имя, отчество) (подпись)
М. П.
Приложение 3
к Положению о районном конкурсе
«Учитель года – 2016»
В Оргкомитет районного конкурса «Учитель года – 2016»
Информационная карта участника районного конкурса «Учитель года - 2016» 1
Бертякова Светлана Петровна
Республика Мордовия
Ельниковский муниципальный район
1. Общие сведения | |
Муниципальный район Республики Мордовия | Ельниковский муниципальный район |
Населенный пункт | с. Новоямская Слобода |
Дата рождения (день, месяц, год) | 06.01.1976 |
Место рождения | С. Новоямская Слобода |
Адрес личного сайта, блога и т. д., где можно познакомиться с участником и публикуемыми им материалами | http://nsportal.ru/bertyakova-svetlana-petrovna |
Адрес школьного сайта в Интернете | http://www.schoolrm.ru/schools_eln/nyameln/about/information-school/history/ |
2. Работа | |
Место работы (наименование образовательного учреждения в соответствии с уставом) | Муниципальное общеобразовательное учреждение Новоямская средняя общеобразовательная школа |
Занимаемая должность | Учитель истории |
Преподаваемые предметы | История, обществознание, история и культура мордовского края. |
1 Информационная карта должна быть сброшюрована и дополняться компакт-диском с электронной копией информационной карты и приложениями. Электронная версия карты размещается на сайте конкурса.
Классное руководство в настоящее время, в каком классе | Нет |
Общий трудовой и педагогический стаж (полных лет на момент заполнения анкеты) | 20 лет |
Квалификационная категория | Первая |
Почетные звания и награды (наименования и даты получения) | Нет |
Послужной список (места и сроки работы за последние 10 лет) 2 | |
Преподавательская деятельность по совместительству (место работы и занимаемая должность) | |
3. Образование | |
Название и год окончания учреждения профессионального образования | МГУ им. Н.П. Огарёва – 2001 год |
Специальность, квалификация по диплому | Социальный работник |
Дополнительное профессиональное образование за последние три года (наименования образовательных программ, модулей, стажировок и т. п., места и сроки их получения) | - «Актуальные вопросы исторического и обществоведческого образования» в Государственном бюджетном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Мордовский республиканский институт образования» с 25 февраля по 25 марта 2013 года. -«Новые подходы к преподаванию истории в условиях принятия Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории» в Государственном бюджетном учреждении дополнительного профессионального образования « Мордовский республиканский институт образования» с 30 ноября по 11 декабря 2015 года. |
Знание иностранных языков (укажите уровень владения) | |
Ученая степень | Нет |
Название диссертационной работы (работ) | |
Основные публикации (в т. ч. брошюры, книги) | |
4. Общественная деятельность | |
Участие в общественных организациях (наименование, направление деятельности и дата вступления) | Депутат Новоямского сельского поселения округ № 2, 2012 год. |
Участие в деятельности управляющего (школьного) совета | Член Управляющего совета |
Поля информационной карты, выделенные курсивом, не обязательны для заполнения.
Участие в разработке и реализации муниципальных, региональных, федеральных, международных программ и проектов (с указанием статуса участия) | |
5. Семья | |
Семейное положение (фамилия, имя, отчество и профессия супруга) | |
Дети (имена и возраст) | |
6. Досуг | |
Хобби | |
Спортивные увлечения | |
Сценические таланты | |
7. Контакты | |
Рабочий адрес с индексом | 431376, Республика Мордовия, Ельниковский район, с Новоямская Слобода, ул. Центральная, 168 |
Домашний адрес с индексом | 431376, Республика Мордовия, Ельниковский район, с Новоямская Слобода, ул. Центральная, 168 |
Рабочий телефон с междугородним кодом | 8 83 444 2 53 24 |
Домашний телефон с междугородним кодом | 8 83 444 2 53 29 |
Мобильный телефон | 8 987 690 76 08 |
Рабочая электронная почта | nyamscool61@mail.ru |
Личная электронная почта | bertyakova.sveta@yandex.ru |
8. Документы | |
Паспорт (серия, номер, кем и когда выдан) | 89 99 035 113 Ельниковским РОВД МВД РМ |
ИНН | 130700050432 |
Свидетельство пенсионного государственного страхования | 021-496-108- 26 |
9. Профессиональные ценности | |
Педагогическое кредо участника | «Если мы хотим достичь настоящего мира во всем мире, то начинать надо с детей» М.Ганди. |
Почему нравится работать в школе | Ничто не радует так, как улыбка ребёнка, его интерес и радость от открытия нового. |
Профессиональные и личностные ценности, наиболее близкие участнику | «Начать менять в себе то, что вы хотите изменить вокруг» |
В чем, по мнению участника, состоит основная миссия победителя конкурса «Учитель года Республики Мордовия -2016» | Повысить профессиональную компетенцию учителя. |
10. Приложения | |
Подборка цветных фотографий: 1. Портрет 9x13 см; 2. Жанровая (с учебного занятия, 3. Дополнительные жанровые | Представляется на компакт-диске в формате JPEG («*.jpg») с разрешением не менее 300 точек на дюйм без уменьшения исходного размера |
Интересные сведения об участнике, не раскрытые предыдущими разделами (не более 500 слов) | |
Не публиковавшиеся ранее авторские статьи и разработки участника, которые он хотел бы опубликовать в средствах массовой информации | Представляется на компакт-диске в формате DOC («*.doc») в количестве не более пяти |
Правильность сведений, представленных в информационной карте, подтверждаю: (Бертякова С.П.)
(подпись) (фамилия, имя, отчество участника)
«____» 20____ г.
Предварительный просмотр:
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»
Бертякова Светлана Петровна
МОУ Новоямская средняя школа
Тема: «Реализация системно-деятельностного подхода на уроках истории и обществознания»
Узнать можно лишь тогда, когда учишься, дойти можно лишь тогда, когда идёшь. Вьетнамская пословица. |
«Урок – первый очаг, согревшись у которого, человек стремится стать мыслителем», - заметил однажды В.А. Сухомлинский. Поразмыслив над данной фразой, приходишь к выводу, что слова Василия Александровича, как никогда актуальны в современном мире, потому что, именно учитель должен построить урок так, чтобы ученик сам стал стремиться к свету знаний, а не остался во тьме веков. Как же построить урок так чтобы «очаг» не погас? Учитель должен владеть информацией о требованиях ФГОС второго поколения к современному уроку, следить за тенденциями развития современной педагогики, правового поля системы образования.
Согласно п. 7 Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373, и п. 5 ФГОС основного общего образования, утверждён приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897, в основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход.
Системно-деятельностный подход определяет требования к современному уроку.
Целеполагание. Перед обучающимися должны быть поставлены конкретные, достижимые, понятные, диагностируемые цели. Дети должны знать, какие конкретно знания и умения следует освоить в процессе урока. Также они должны быть ознакомлены с планом достижения поставленных задач.
Мотивация. Учитель должен вызвать интерес (как самый действенный мотив) как к процессу учебной деятельности, так и к достижению конечного результата.
Практическая значимость знаний и умений. Учитель должен продемонстрировать возможность применения получаемых знаний и умений в практической деятельности школьников.
Отбор содержания, обязательного для усвоения каждым обучающимся. На уроке должны быть качественно отработаны знания, определенные образовательным стандартом. Только эти знания могут быть подвергнуты контролю, вся остальная информация может носить вспомогательный характер и не создавать перегрузок.
Интегративность знаний, отработка общеучебных умений и навыков.
Построение каждого этапа урока по схеме: «задача – деятельность обучающихся по выполнению задачи – итог деятельности – контроль уровня выполнения». Использование разнообразных приемов организации учебной деятельности обучающихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Подведение итогов каждого этапа урока, наличие обратной связи на каждом его этапе. Выполнение любой учебной задачи должно контролироваться учителем с целью обеспечения усвоения запланированного объема материала каждым обучающимся и преодоления возникших трудностей.
Наличие блока самостоятельного получения знаний учащимися в процессе работы с различными источниками информации.
Организация групповой работы, позволяющей каждому ученику говорить и осваивать нормы работы в коллективе.
Использование системы самоконтроля и взаимоконтроля как средств рефлексии и формирования ответственности за результаты своей деятельности.
Качественная положительная оценка деятельности обучающихся, способствующая формированию положительной учебной мотивации.
Рефлексия как осознание себя в процессе деятельности.
Минимализация и вариативность домашнего задания. Задание на дом должно охватывать только содержание знаний, определенных образовательным стандартом. Подразумевается возможность выбора заданий для отработки тех или иных умений.
Создание психологически комфортной атмосферы на уроке.
Системный подход -это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие, или из разрозненных фактов собрать целостную картину, будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни.
Деятельностный подход -психологические способности человека -это результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований.
Задача учителя – создать условия для саморазвития возможностей и творчества учащихся, вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс, с целью формирования универсальных учебных действий по определённым правилам.
Система дидактических принципов.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов.
Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятелнстных способностей, общеучебных умений.
Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Формы деятельности учащихся на уроке в рамках системно-деятельностного подхода:
- Составление опорных конспектов в виде плана, схемы, графика, диаграммы, рисунка и т.д. Позволяет систематизировать учебную информацию, расположить ее в логической последовательности, выделить главное, аргументировать свою позицию, закрепить знания и умения практически.
- Заполнение сравнительно-обобщающей таблицы, которая станет итогом анализа и сопоставления сравниваемых фактов и обобщения исторических событий.
- Составление биографических справок – характеристик исторических личностей. На основе оценок деятельности личности, историками и современниками, дети учатся давать собственную аргументированную оценку.
- Работа с исторической картой. Этот вид учебной деятельности позволяет не только получить систематизированную историческую информацию о том или ином событии, явлении, процессе, но и умело ориентироваться в историко-географическом пространстве.
- Анализ исторических источников (документов). Один из ведущих видов познавательной деятельности в процессе изучения истории, который способствует формированию таких учебных умений и навыков как: анализ, синтез, сравнение, обобщение, оценка и критическое отношение к различным интерпретациям исторических фактов.
- Подготовка и оформление сообщения, доклада, реферата. Этот вид учебной деятельности способствует формированию навыков поисковой и аналитической работы, учит грамотно оформлять в письменной форме итоги своих самостоятельных изысканий.
- Рецензия на ответ товарища. Эта работа способствует формированию умений объективной само- и взаимооценки учебной деятельности по определенным критериям, навыков рефлексии и коррекции учебной работы и ее последующего воспроизводства в соответствии с индивидуальной траекторией обучения.
- Задания на образную реконструкцию исторических фактов:
- изложение исторических событий от имени одного из участников, свидетелей, современников или потомков;
- изложение сути исторических событий в диалоге, споре, беседе их непосредственных участников, представляющих разные (противоположные) мнения и оценки.
Задача учителя:
– создать условия для саморазвития потенциальных возможностей и творчества учащихся на уроках истории:
- вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс,
- создать атмосферу сотрудничества при решении проблем,
- помочь сформировать собственное и аргументированное мнение по той или иной проблеме,
- совершенствовать интеллектуальные способности учащихся.
Этапы урока при системно-деятельностном подходе:
1. Организационный этап.
2. Этап проверки выполнения домашнего задания.
3. Подготовка учащихся к работе на основном этапе урока.
4.Этап усвоения новых знаний и способов действий.
5.Этап первичной проверки понимания изученного.
6.Этап закрепления новых знаний и способов действий.
7. Этап применения знаний и способов действий.
8.Этап обобщения и систематизации знаний.
9.Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий.
10.Этап коррекции знаний и способов действий.
11.Этап информации о домашнем задании.
12. Этап подведения итогов занятия.
13. Этап рефлексии.
Инновационное развитие методики преподавания истории ориентировано, прежде всего, на формирование информационно-коммуникативной культуры учащихся. Резко возрастает роль познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе деловых и ретроспективных игр, исследовательских, интерактивных технологий, технологий проектов.
На своих уроках истории и обществознания я использую следующие приёмы это ПОПС - формула и составление синквейна.
С пятого класса ученики учатся составлять синквейн. При составлении стнквейна важно соблюдать следующий принцип:
Первая строка - существительное , как правило ключевое слово темы. Во второй строчке – два прилагательных, представляющих два наиболее характерных признака данного существительного, Третья строчка представляет собой три глагола, описывающих наиболее важные процессы, происходящие с данным существительным. Четвёртая –ключевая фраза, наиболее важная идея. Пятая строчка – снова существительное, но уже резюме или синоним существительного из первой строчки, метафора.
Данный приём:
- Учит анализировать полученную информацию, делать вывод и синтезировать знания.
- Способствует развитию речи учащихся, обогащает словарный запас (например первоначально при характеристике исторических личностей в качестве основного признака дети говорили умны0й.
- Позволяет учиться детям, концентрировать своё внимание на важных деталях.
- Развивает умение самостоятельно работать с текстом учебника.
Правила составления синквейна | Александр I (1801-18012 гг.) | Александр I (1812-1825 гг.) | Николай I |
Существительное | Император | император | Император |
Два прилагательных | Решительный, либеральный | Подозрительный, консервативный | Консервативный, бюрократичный |
Три глагола | Реформировал, возглавлял, победил. | Замыкался, подозревал. | Создал, боролся. Казнил. |
Ключевая фраза | Осуществил реформы в России в начале XIX века. | Осуществил контрреформы в конце своего правления. | Боролся с вольнодумством и революционным настроением. |
Существительное | Реформатор | Консерватор | Самодержавец |
Второй метод из системно - деятельностного подхода в обучении на этапе рефлексии я использую метод ПОПС – формула. В своей работе данный метод первоначально я использовала, начиная с 7 или 8 класса, а то и с 9 класса в зависимости от уровня развития детей. Постепенно, я пришла к выводу, что чем раньше ПОПС – формулу применять, тем результат становится очевидней. Ценность этого технологического приёма заключается в том, что позволяет учащимся кратко и всесторонне выразить собственную позицию по изученной теме. В данном случае учащимся предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС – формулы. Но этот приём не был бы технологичным, не обладал бы законченностью, если бы детям не даны были бы начало предложений.
П - | позиция | Я считаю, что… |
О - | объяснение (или обоснование) | Потому что … |
П - | пример | Я могу это доказать на примере … |
С - | следствие (или суждение) | Исходя из этого, я делаю вывод о том, что… |
Данный метод, даёт возможность в считанные минуты получить лаконичную информацию о степени «погружения» ученика в материал, о степени понимания происходящих процессов, о его нравственной оценке того или иного события, явления, факта.
Ученики выражают своё собственное мнение, собственную позицию.
Составление кейсов, интелект - карт позволяет систематизировать учебную информацию, расположить ее в логической последовательности, выделить главное, аргументировать свою позицию, закрепить знания и умения практически.
В своей практике использования интелект – карт, я использовала в 7 классе.
Большую помощь в работе с учащимися оказывают тетради на печатной основе. В тетрадях даны разнообразные задания, которые дают отличную возможность готовиться к ГИА и ЕГЭ с 5 класса.
На своих уроках на этапе актуализации знаний, я уже давно не использую приём пересказа параграфа. С этого учебного года я стала уходить от тестов - гадалок, всё больше готовлю вопросы такого плана как:
- Что объединяет фамилии Киселева П.Д., Канкрина Е.Ф., Сперанского М.М, но а задаю вопросы.
- Что может объединять даты 1816 г, 1818 г., 1821 г. ?
- Кто в данном ряду лишний и почему? Чарторыйский А.А., Новосильцев Н.Н., каховский П.Г., Кочубей В.П., Строганов П.А.
- Что объединяет даты? 1803 г. 1842 г., 1837- 1841 гг.
- Что объединяет исторические личности Бенжамин Дизраэли, С.С. Уваров.
Каждый этап урока должен строится по схеме: «задача – деятельность обучающихся по выполнению задачи – итог деятельности – контроль уровня выполнения».
Итак, системно-деятельностный подход в образовании – это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.
Список источников
1. Аствацатуров Г.О. Модульно-редуктивное обучение на уроках истории и обществознания . Волгоград: Учитель, 2009. – 127 с.
2. Л.Г. Петерсон, Ю.В. Агапов, М.А. Кубышева, В.А. Петерсон. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. М., 2006
3. Е.В. Тайкова История. 5-11 классы: инновационные формы уроков, интеллектуальные командные игры, литературно-исторические вечера. – Волгоград: учитель, 2010. -300 с.
4. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе http://festival.1september.ru/articles/527236/
Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода. http://omczo.org/publ/393-1-0-2468
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Системный подход - это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие, или из разрозненных фактов собрать целостную картину, будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни. Деятельностный подход - психологические способности человека -это результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований «Урок – первый очаг, согревшись у которого, человек стремится стать мыслителем», - заметил однажды В.А. Сухомлинский.
Система дидактических принципов. Принцип деятельности Принцип непрерывности Принцип целостности Принцип минимакса Принцип психологической комфортности Принцип вариативности Принцип творчества
Формы деятельности учащихся на уроке в рамках системно- деятельностного подхода: Составление опорных конспектов. Заполнение сравнительно-обобщающей таблицы. Составление биографических справок. Работа с исторической картой. Анализ исторических источников (документов). Подготовка и оформление сообщения, доклада, реферата. Рецензия на ответ товарища. Задания на образную реконструкцию исторических фактов:
Задача учителя : - создать условия для саморазвития потенциальных возможностей и творчества учащихся на уроках истории: - вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс, - создать атмосферу сотрудничества при решении проблем, - помочь сформировать собственное и аргументированное мнение по той или иной проблеме, - совершенствовать интеллектуальные способности учащихся.
Этапы урока при системно- деятельностном подходе: 1. Организационный этап. 2. Этап проверки выполнения домашнего задания. 3. Подготовка учащихся к работе на основном этапе урока . 4.Этап усвоения новых знаний и способов действий. 5.Этап первичной проверки понимания изученного. 6.Этап закрепления новых знаний и способов действий. 7. Этап применения знаний и способов действий. 8.Этап обобщения и систематизации знаний. 9.Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий. 10.Этап коррекции знаний и способов действий. 11.Этап информации о домашнем задании. 12. Этап подведения итогов занятия. 13. Этап рефлексии.
СИНКВЕЙН Правила составления синквейна Александр I ( 1801-18012 гг. ) Александр I ( 1812-1825 гг.) Николай I Существительное Император император Император Два прилагательных Решительный, либеральный. Подозрительный, консервативный. Консервативный, бюрократичный. Три глагола Реформировал, возглавлял, победил. Замыкался, подозревал, Создал, боролся, казнил Ключевая фраза Осуществил реформы в России в начале XIX века. Осуществил контрреформы в конце своего правления. Боролся с вольнодумством и революционным настроением. Существительное Реформатор Консерватор Самодержавец
Попс -формула П - позиция Я считаю, что… О - Объяснение (или обоснование) Потому что … П - пример Я могу это доказать на примере … С - следствие (или суждение) Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…
- Что объединяет фамилии Киселева П.Д., Канкрина Е.Ф., Сперанского М.М, но а задаю вопросы. - Что может объединять даты 1816 г, 1818 г., 1821 г .? - Кто в данном ряду лишний и почему? Чарторыйский А.А., Новосильцев Н.Н., каховский П.Г., Кочубей В.П., Строганов П.А. - Что объединяет даты? 1803 г. 1842 г., 1837- 1841 гг. - Что объединяет исторические личности Бенжамин Дизраэли, С.С. Уваров.
Каждый этап урока должен строится по схеме: «задача – деятельность обучающихся по выполнению задачи – итог деятельности – контроль уровня выполнения».
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Рабочий лист по теме: «Древнейший Рим»
Ф.И. ученика ______________________________________________
ученика 5 класса
Задание № 1. Установите соответствие
№ | Характеристика | Государство | |
1 | В какой стране жил великий мудрец Конфуций? | А | Греция |
2 | В какой стране люди занимались выращиванием винограда и оливок? | Б | Спарта |
3 | Назовите город-полис, где основное занятие жителей была подготовка к войне? | В | Китай |
4 | Назовите город-полис, где строили красивейшие храмы, развито гончарные ремёсла. | Г | Древнейший Рим |
5 | д | Афины |
А | Б | В | Г | Д |
|
Задание № 2.Закончите предложения.
Город Рим возник на берегу реки ___________________.
Мать Рема и Ромула звали _____________ . Она была - жрицей богини огня и домашнего очага Весты.
Отец Ромула и Рем бог войны _________________.
Рема и Ромула спасли ________________и _________________.
Задание № 3. Закончите предложения.
Город Рим назван в честь__________
Жители Рима выращивали __________, ________, ___________, _________, разводили___________, ________,___________ и _________, занимались _________.
Потомки древнейших жителей Рима называли себя ______________.
Переселенцы из других областей назывались _______________.
Высшая власть в Риме принадлежала________.
Последнего царя звали__________________.
Предварительный просмотр:
ТЕМА УРОКА: ДРЕВНЕЙШИЙ РИМ.
Учитель: Бертякова Светлана Петровна
МОУ Новоямская средняя школа
Педагогические | Способствовать формированию представлений о местоположении и природных условиях Италии, образе жизни римлян; создать условия для ознакомления с устройством римского общества, управлением в древнейшем Риме; содействовать развитию умения работать с картой, текстом учебника |
Тип и вид урока | Изучение и первичное закрепление новых знаний / урок-исследование |
Планируемые | Овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества; умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность |
Личностные | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов мира; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания |
Метапредметные | Владение умением работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях |
Основное содержание темы, понятия и термины, персоналии | Древнейший период. Местоположение и природа Апеннинского полуострова. Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этрусски. Легенды об основании Рима. Основание Рима (753 г. до н. э.). Положение патрициев и плебеев. Рим эпохи царей. Восстание римского народа против Тарквиния Гордого. Весталка, патриций, плебс, легенда, ликтор, сенат, Народное собрание, царь. Нумитор, Амулий, Рея Сильвия, Ромул, Рем, Тарквиний Гордый |
Образовательные ресурсы | Карты: «Древний Рим», «Древнейшие государства», «Древнейшая Греция». Учебник. Рабочая тетрадь № 2. Электронное приложение к учебнику. Схема «Управление в Древнем Риме царского периода» |
Организационная структура урока
Этапы урока | Формы, | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма | |
характеристика | формируемые УУД | ||||
I. Организационный момент | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствует учащихся. - Здравствуйте, ребята! Какое у вас сегодня настроение? Покажите взяв в руки сигнальные смайлики. Если грустное не весёлое – выражение у смайлика – грустное, а если весёлое показываете мне улыбающегося смайлика. Слайд № 1 Ребята, поделитесь свои весёлым настроением, улыбнитесь друг другу. Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Быстрое включение в деловой ритм | |
II. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, работа с картой | – Сегодня мы, мы продолжим с вами путешествие в историю Древнего Мира. Но для этого нам нужно взять билет. Нашим билетом будет тетрадь. В билете необходимо указать дату отправления нашего путешествия. Перед нами стоит задача определить направление нашего путешествия. Для этого возьмите рабочий лист и выполните задание № 1. ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 Слайд № 2 - На сколько правильных вопросов вы ответили? Ставите столько же баллов в оценочном листе. - Ребята, о каком государстве нет характеристики в задании? - В какое государство мы совершим сегодня путешествие? Слайд № 3 (Древнейший Рим). - Запишем пункт назначения путешествия на нашем билете. - Перед путешествием нам нужно определить цели нашего путешествия. - Ребята давайте поставим цель нашего урока. Учитель делает выводы о целях урока. Сегодня на уроке мы с вами начнём изучать ещё одну древнюю цивилизацию, которая называется Рим. В наши дни Рим – это столица государства Италии, а в древности он был главным городом, в котором процветало очень сильно рабовладение. Это государство, как и его главный город, называлось Рим. Вас ждет увлекательное путешествие в страну, мало известную или совсем не известную вам до этого урока, но знания, полученные на этом уроке, будут необходимы вам продолжительное время – и для изучения новых тем по истории во всех последующих классах, и на уроках литературы и ИЗО, да и просто в обычной жизни. Многие слова и термины, изученные на этом уроке, вы уже слышали, так как они используются в повседневной жизни, в средствах массовой информации, но значение этих слов вы узнаете сегодня. В наши дни Рим – столица государства Италия. В древности словом «Рим» назывались и город, и государство. Нередко древнее государство и его главный город назывались одинаково. Приведите примеры, подтверждающие эту мысль | Учащиеся самостоятельно работают с заданием и делают вывод, о том, каком государстве нет характеристики. | Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; планируют учебные действия; учатся работать по плану. Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; воспроизводят по памяти информацию | Беседа, работа с заданием № 1. |
III. Усвоение новых знаний и способов действий. Местоположение и природа Апеннинского | Фронтальная. Словесный, наглядный, практический, проблемный. Рассказ, беседа, работа | Слайд № 4 - Какое же путешествие без карты. Откроем учебник на странице 213. Обращает внимание на очертания Апеннинского полуострова. -Ребята на что похож Апеннинский полуостров? - Ребята расскажите о географическом положении полуострова. Знакомит с местоположением и природой Апеннинского полуострова. - Давайте сравним природные условия Апеннинского и Балканского полуостровов. Работа с учебником на с. 215 Слайд № 5 | Показывают на карте и описывают местоположение Апеннинского полуострова. Осуществляют сравнение природных условий Апеннинского и Балканского полуостровов | Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; осуществляют сравнение, делают выводы. Коммуникативные: слушают | Беседа по вопросам, работа с картой |
Легенда о возникновении Рима | Фронтальная. Словесный. Практическая., | Учитель рассказывает легенду об основании Рима. Слайд № 6,7 Организует самостоятельную работу в рабочем листе с Задание № 2. Слайд № 8. - Ребята проверяем свою работу. Слайд № 9, 10Сколько правильных ответов, столько баллов и выставляем. | Находят ответы на вопросы в тексте | Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме | Самостоятельная работа. |
Физкультминутка | Слайд № 11. Для продолжения нашего путешествия, мы должны свами окунуться в волшебный мир музыки Древнего Рима. Посмотрите, как красив вид на Рим. Музыка нам говорит о красоте природы Рима, о тёплом климате, солнце, теплом ветерке. Все встаём и показываем теплый ветер, шум воды в фонтане. | Личностные: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, традициям, ценностям народов мира.; | |||
Город на семи холмах и его обитатели | Фронтальная. Словесный, наглядный. Рассказ, беседа, работа с иллюстрациями | - Ребята наше путешествие продолжается. Мы сейчас с вами будем работать с учебником, это будет очень важный исторический источник, который нам раскроет тайну возникновения Рима. Откроем учебники на странице 216-21. 7 Предлагает в ходе комментированного чтения познакомиться историей возникновения Рима. - Ребята, какую важную информацию мы узнали? Слайд № 12 753 год до нашей эры – основание Рима. Запишем дату в наш билет. - Как жили римляне?
| Характеризуют условия жизни | Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы | Беседа по вопросам |
Устройство римского | Групповая. Словесный, практический, проблемный. Работа с текстом, таблицей, беседа | Сейчас мы продолжим путешествовать оценить результаты своей деятельности на уроке для путешествия мы делим класс на три группы. I – первый ряд работает с учебником 1 абзац 3 пункта параграфа. II группа –второй ряд 2 абзац 3 пункта параграфа. III группа читает 3 абзац 3 пункта параграфа. - Каждая группа готовит сообщение, по своему абзацу. Один ученик докладывает, другие добавляют к его сообщению. Ученики делают сообщение. Слайд № 13 - Ребята, мы вновь обращаемся в рабочий лист и выполняем задание № 3 Слайд № 14,15 | Заполняют таблицу, составляют рассказ по схеме | Регулятивные: учатся работать Коммуникативные: умеют работать в группе | Рассказ по схеме |
IV. Рефлексия. | Фронтальная. Словесный, наглядный, творческий, проблемный. Работа с картой, иллюстрацией, беседа, рассказ | - Ребята наше путешествие подходит к концу. Чтобы вернуться домой нам необходимо вспомнить тему урока и цели. - Вам понравился урок? - Что нового вы узнали на этом уроке? - Где вам пригодятся эти знания? - Вы доволен своим результатом? - Над чем вам нужно еще поработать дома? | Находят на карте и называют племена Древней Италии, описывают область, в которой расположено Римское государство. Отвечают на вопросы | Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи. Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме; слушают и понимают речь других | Работа с картой, беседа по вопросам, рассказ |
V. Оценка знаний | - Ребята, мы с вами вернулись домой. Сейчас очень важно, посмотреть багаж, который мы с вами привезли. Считаем баллы в оценочном листе. Слайд № 16 23-20 – «5» 19-16 –«4» 15-11 – «3» Ставим в рабочем листе свои отметки. - Ребята, на своём оценочном листе вы изобразите своё настроение. Если оно у вас хорошее рисуем улыбку, если не очень опускаем губки вниз. Слайд № 17 | Оценивают результаты своей деятельности на уроке | Регулятивные: оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения; адекватно воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами | ||
VI. Информация о домашнем задании | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя | Комментирует задание. Слайд № 18 § 44. Задания 55, 57 в рабочей тетради, по контурной карте (№ 56), записать определения новых терминов: патриций, плебеи, сенат. | Воспринимают задание, уточняют | Регулятивные: принимают учебную задачу | Задания в рабочей тетради, контурная карта |