для родителей

Наталья Александровна Олейник

Консультации,рекомендации, советы, новости группы "Улыбка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чаще всего, когда речь идет о вредных привычках у детей, имеются в виду онанизм, сосание пальцев, языка, грызение ногтей. Однако проблема много шире. Вредная привычка - отрицательная склонность, ставшая потребностью и выражающаяся в действиях, в поведении, привычка нередко превращается в черту характера. Русская пословица гласит: «Посеешь привычку - пожнешь характер». В таком аспекте к вредным привычкам правомерно отнести и обыкновение теребить волосы, мочку уха, сидеть и ходить сутулясь, елозить на стуле и шаркать ногами при ходьбе, поминутно отплевываться и употреблять слова-паразиты "вот", "значит", громко говорить и чрезмерно жестикулировать, хватать другого за рукав, ворот куртки или за пуговицу при разговоре, не смотреть в глаза собеседнику и т.п.

За этими издержками воспитания, в частности, в привитии культурных навыков, очевидна тенденция к росту числа вредных привычек, когда одна рождает другую, и они оказываются взаимосвязанными в комплексы. Поскольку становление вредных привычек происходит в самом раннем возрасте, воспитание, кроме всего прочего, это еще и привитие полезных привычек. В частности аккуратности, организованности, привычки доводить начатое дело до конца, и борьба буквально с колыбели с возникновением вредных привычек.

Что же касается вредных привычек, с которыми обращаются за помощью к врачу, а именно сосания пальца, языка, губы, тканей (воротничка, рукава пижамки, уголка пододеяльника, наволочки и т.д.), верчения волос, качания головкой из стороны в сторону или биения ею о подушку перед засыпанием и во сне, онанизма, то причины и механизмы их возникновения более сложны. Чаще всего вышеперечисленные привычки возникают у ребенка, которого с младенчества воспитывали жестко, по гиперсоциальному типу или по типу неприятия. Его надолго оставляли одного в постельке. Он рано отлучался от материнской груди, но ему еще и отказывали в соске. Его редко брали на руки, не укачивали, когда ему было не уснуть, ему уделяли мало внимания, ласки. И все это - причины возникновения вредных привычек. Нередко вредные привычки возникают у ребенка в связи с тревожно-мнительным воспитанием.

Сосание пальцев, языка, губы и т.д.- самостимуляция и после года нередко является свидетельством задержки созревания тех или иных функциональных систем в организме. Как эквивалент стимуляции оно возникает у детей, лишенных прикосновений любящих рук матери. Понятны и попытки ребенка заменить недостающую стимуляцию поглаживанием самого себя, прикосновением к себе. Однако это не руки матери, как и соска не материнская грудь. Ребенок, привыкший успокаивать, убаюкивать и укачивать себя сам, сосет или теребит что-то, вертит волосики, трет половые органы или пах, раскачивается в постели, чтобы уснуть. Все это самостимуляция, всегда растягивающаяся на годы, чтобы добрать недостающее естественное.

Вредная привычка, как ритуал самоуспокоения, самоутешения, самоободрения нередко приобретает сложные формы выражения. Ребенок сосет большой палец правой руки, а левой вертит волосы, прикрывает глаза. Если левую руку подвязать к туловищу, он перестает сосать правую. Нарушена целостность ритуала, и часть его не приносит удовлетворения. Испытывая тревогу, сосут язык, прикрыв рот ладонью правой руки, потягивая мочку уха левой. Эти ритуалы, равно как и грызение ногтей, надногтевых валиков, слизистой щеки, губ, кожи на пальцах, облизывание губ, кожи вокруг них до красноты, язвочек, нередко входят в клинику невроза навязчивых состояний или неврастении.

Более всего родителей волнует детский онанизм. До семи лет он отмечается у каждого десятого ребенка. Иногда уже в шесть - восемь месяцев дитя плотно сжимает бедра, не реагируя на окружающее, взгляд его устремлен в одну точку, личико краснеет, на лбу выступают капли пота. Если родители пытаются отвлечь ребенка или мешают иными способами, он бурно протестует. После года онанизм принимает иные формы. Малыш ерзает на стуле, засиживается на горшке сжимает или трет одеяло между ног. Иногда уже до года ребенок раздражает половые органы рукой.

Начинается отчаянная борьба родителей с ним. Иногда в эту борьбу вовлекается и воспитатель яслей, а потом и детского сада. Взрослые сурово осуждают эту привычку, рассматривая ее как свидетельство испорченности ребенка, чрезмерной его сексуальности. Однако дитя до трех лет по сути бесполо. Оно не выделило себя из окружающей среды. Оно только для нас мальчик иди девочка. Вдумайтесь - слово "дитя" - среднего рода. В этом есть свой смысл. Идентификация с мужским или женским полом произойдет после трех лет, в процессе формирования личности. Ребенок до трех лет и не ведает, что он раздражает именно половые органы. Это знаете вы. Для него нос, пупок, половой член - только части его тела.

Трехлетний понимает: родители недовольны им, осуждают действия, попадающие под определение "нельзя", но причины отрицательной их оценки ему не ведомы. Нельзя играть с огнем - это он усвоил в жестоком опыте, нельзя бить бабушку - он рожден человеком, и, при правильном воспитании, ему понятно: бабушке больно. Однако трехлетний не может понять, почему ковыряние в носу воспринимается относительно спокойно, а те же пальцы в области паха вызывают у родителей гнев. После трех-четырех лет ребенок начинает осознавать, что эти действия особо предосудительны в глазах взрослых, однако уже не в силах от них отказаться.

Привычка есть привычка. Ребенок начинает прятаться, скрывать мастурбацию. Ребенок делает вид, что уснул, а сам ждет, когда уснут родители. Он стремится получать удовлетворение, переступив через запрет, и ни к чему хорошему запрет не приведет. Ощущение вины, испорченности, неполноценности расцветает на почве чрезмерного внимания родителей, в общем-то к безобидному акту. В результате ребенок стремится к уединению. Ощущение неполноценности, вины приводит к замкнутости.

Онанизм имеет ряд своих специфических причин: заболевания наружных половых органов, сопровождающиеся выделениями, зудом, острицы, раздражающие область промежности; рубчик трусиков, пижамки, штанишек; обыкновение закладывать одеяльце между ножками, ерзать на стуле; ласковые прикосновения к животику ниже пупка, к ягодичкам и т.п. Но каковы бы ни были причины онанизма, у детей это не столько сексуальность (прикосновение детей к своим половым органам, как интерес к ним, являются частью нормального психосексуального развития), сколько такая же обыкновенная вредная привычка, как и сосание пальца, не более.

Только в случае грубо выраженного онанизма у дошкольника, когда девочка пальчиком или предметом пытается проникнуть во влагалище, следует обратиться к детскому психиатру, поскольку возможно, в таком случае это может быть следствием ограниченного поражения мозга в родах. Во всех остальных случаях не оставляйте ребенка, имеющего привычку к мастурбации, в постели одного, если он не засыпает сразу, а постарайтесь сказкой, уговорами помочь ему уснуть или поднимите с постели. Ребенок не должен играть в постели. Кто-то когда-то рекомендовал держать больного ребенка в постели. Почему? Кто лежит, когда может сидеть, ходить, будет дольше болеть. Постель в таких случаях становится ложем для рождения вредных привычек. Если нужно, закутайте ребенку горлышко, оденьте его тепло, но свободно, и пусть сидит, ходит, играет, даже если он болен.

Не позволяйте ребенку подолгу засиживаться на горшке. Не допускайте запоров - это нередко способствует появлению онанизма. Немедленно избавьте ребенка от остриц, если они у него есть. Следите, чтобы ребенок не загулялся и не задержал акт мочеиспускания. Такая задержка приводит к напряжению полового члена, ощущению тяжести внизу живота и в результате к онанизму. Тщательно следите за гигиеной промежности и ножек, чтобы не было зуда. Лучше, если малыш спит в рубашечке до пят, а не в пижаме. Ребенок не должен носить одежду, из которой он вырос, чтобы рубчики не врезались в тело, одежда не давила и не сжимала. Не злоупотребляйте шоколадом, острой и пряной пищей.

Малыша не рекомендуется качать верхом на колене; его не сажают, если он не устал, себе на шею; целуя, его не душат в объятиях. От попыток онанизма отвлекают, не заостряя внимание ребенка на нем, интересными занятиями. Полезны курсы приема успокаивающих лекарственных трав, рекомендуемые врачом. Пока ребенок не уснул, его поведение в постели контролируется. Ручки он должен держать поверх одеяла, как и свободную ручку, если спит на боку. Вредные привычки, зная причины их возникновения, легче предупредить, чем устранить.

Если вредная привычка имеет место, родители не начинают борьбу с малышом, а борются с его привычкой. На отказе от нее не настаивают, прямолинейная атака только раздражает, приводит к разладу с ребенком и его невротизации. Наказание только усугубляет ситуацию. Малыш начнет прибегать к вредной привычке, чтобы утешить себя после наказания, и еще более замыкается в себе, страдая от непонимания его переживаний, испытывая чувство вины и еще большую неуверенность.

Вредную привычку устраняют терпеливо, затрачивая на ее преодоление столько же времени, сколько она закреплялась. Она начиналась с отсутствия внимания к ребенку, а теперь для ее устранения ваше внимание особенно необходимо. Ребенок замкнулся, ушел в себя - родители с ним, его увлекают интересными играми, занятиями. Его максимально ориентируют на игру с детьми. Если он один, то обязательно должен быть чем-то занят. У него не должно оставаться времени на вредную привычку. Борьба с вредной привычкой - всегда борьба с неуверенностью в себе, тревожностью, пессимизмом.

Есть и частные рекомендации. При грызении ногтей их коротко обрезают. Разрешают грызть кончик ручки, которой ребенок пишет, или предмет, находящийся в его руках, но обязательно чистый. Советуют потереть ладонь о ладонь, когда возникает импульс к грызению ногтей. Побуждают ребенка самостоятельно бороться с этой привычкой, разъясняя ее вред и указывая на неэстетичность вида пальцев с обгрызенными ногтями, учат самоконтролю. Его ободряют, говоря: "Ты с этим обязательно справишься, не огорчайся". Ему активно помогают в затруднительных ситуациях, потому что при них особенно часто прибегают к вредной привычке. И помнят: ногти грызут мучительно неуверенные в себе, а преодоление неуверенности - главное. Ногти грызут впавшие в депрессию, и такого ребенка стимулируют, ободряют.

При сосании пальца, вещей - рекомендации те же, но так как к подобному чаще прибегают перед сном, то, как и при качании перед засыпанием и во сне, незадолго до сна рекомендуются ритмические игры, танцы, прыжки со скакалкой (в искоренении других вредных привычек скакалка в течении 10-15 минут перед сном обязательна). Полезно, прикрепив к притолоке или косяку двери качели, покачать ребенка несколько раз в день по 10-15 минут; следует приобрести для него лошадку-качалку. При засыпании ребенка рекомендуется включать тихую ритмичную музыку.

Вредные привычки часты у детей, имеющих сниженный фон настроения, склонных к депрессии, и поэтому все, что вызывает хорошее настроение, способствует и устранению вредных привычек.



Предварительный просмотр:

дети читают

Слушая сказку или книжку, смотря мультфильм или спектакль, ребенок бессознательно отождествляет себя с их героями и, сопереживая герою, проживает вместе с ним все события, о которых ведется повествование. Если такого сопереживания не происходит - книга или фильм проходит мимо ребенка, не оставляя следа в его душе. Поэтому, выбирая книги и фильмы для малыша, важно обращать внимание прежде всего на то, каковы их герои (к чему они стремятся, как поступают, в какие отношения вступают с другими персонажами), и на то, насколько живо, интересно и талантливо они изображены (иначе сопереживание не возникнет).

Малыш начинает понимать человеческую речь еще до того, как научится говорить сам. Легче всего ему понимать ситуативно-бытовую речь взрослых, включенную в непосредственно воспринимаемую ситуацию. В этом случае сама ситуация помогает малышу: он видит то, о чем говорят взрослые.

Восприятие устного рассказа - более сложное умение, ведь в наличной ситуации нет ничего из того, что присутствует в рассказе. Поэтому воспринимать рассказ малыша надо учить - и его способность понимать книги и сказки развивается, когда вы рассказываете или читаете ему. Огромную помощь в этом оказывают картинки. По мере того как малыш растет, постепенно расширяется круг историй, доступных его пониманию, - но только при условии, что вы читаете и рассказываете ему достаточно много.

От того, читаете ли вы своему ребенку дома, зависит его будущее, ведь дети, развиваясь, накапливают свои знания не только визуально, но и на слух, а значит потребность в информации будет черпаться из радио, телевизора, что не всегда бывает полезным, так как зачастую пока родители заняты, дети смотрят мультфильмы для взрослых, такие как «Симпсоны». На всякий случай, дорогие родители, присмотритесь к этому мультику, который часто смотрят дети, ведь там очень уж жизненные бывают сюжеты, которые повлияют на детей не лучшим образом.

Если взять за привычку читать своим детям, будь то сказки, рассказы или же какую-то другую полезную информацию и днем после работы и вечером, то они привыкнут к тому, что постоянно получают знания из различных книг и потом когда они вырастут, то, скорее всего от книг их уже будет не оторвать. Чем чаще будете читать, тем ребенок быстрее научится хорошо говорить.

В настоящее время достать какие- либо книги не проблема. Книжных магазинов сейчас предостаточно, кроме того, можно скачать их из Интернета, на любую интересующую вас тему.

Основные принципы выбора и чтения книг дошкольникам

1.        Интереснее всего для любого человека информация о нем самом или о подобном. Поэтому основным принципом выбора книг для дошкольников будет тема – «О детях». Далее книги о природе, о животных, приключения и т.д.

2.        Книга, которую читает взрослый ребенку, должна нравиться взрослому. Если вам не нравится – лучше не берите, это будет чувствоваться в вашем чтении и не вызовет должного отклика у ребенка. Поэтому – вывод: постарайтесь заранее прочитать то, что собираетесь читать. Вспомните книги, которые читали в детстве вам, спросите у своих родителей, опросите знакомых, что они читают своим детям. Когда ребенок вырастет, рекомендация взрослого «прочитай – это мне в твоем возрасте нравилось» существенно повлияет на детское чтение.

3.         Каждый ребенок является индивидуальностью. Соглашаясь с этим положением, нужно принять и то, что интересы ребенка могут отличаться от ваших. Не нужно насильно пичкать ребенка тем, что он отвергает. Например, ваш ребенок категорически не хочет слушать вашу любимую книгу Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Попробовав несколько раз, отложите эту книгу. Ищите то, что понравится, предлагайте разные варианты, и вы обязательно найдете то, что будет ему по вкусу или он «дорастет» до предложенной книги. Да, это бывает утомительно, но без этого не обойтись.

4.        Что интересно одному ребенку, может совершенно не нравиться другому. Не равняйтесь на других, выбирайте то, что с удовольствием воспринимает ваш ребенок.

5.        Выберите правильное время для чтения. Не читайте насильно. Если ребенок хочет поиграть, побегать, предоставьте ему такую возможность, а для чтения подойдет и вечернее время, и послеобеденное. Главное, чтобы ваше чтение не становилось наказанием, насилием, неприятным занятием.

6.        Читая книгу, важно успеть остановиться до того момента, когда ребенок заскучает. Лучше чуть меньше, но регулярно (каждый день по 10-15 минут).

7.        Для дошкольника очень важно перечитывание. Не отказывайтесь перечитать любимую книгу в 5 – 10 раз. Даже взрослый человек при перечитывании художественного произведения каждый раз замечает новые нюансы, особенности, новые смыслы, которые в первый раз не заметил. Для дошкольника перечитывание создает ситуацию комфортности. Он знает, что будет, заранее радуется поворотам сюжета и обращает внимание на отдельные слова и фразы. Можно сказать, что ребенок, требующий неоднократного перечитывания, с литературоведческой точки зрения ведет себя, как правильный читатель. Только такое поведение дает возможность проникнуть в сущность произведения.

8.        Нет жесткого разграничения в чтении младшим дошкольникам и старшим. Если в опыте ребенка не было книг для младших, вы можете с более старшими детьми спокойно начинать с них. Те, у кого дома есть несколько детей разного возраста, наверное, замечали, как старшие с удовольствием слушают произведения для младших, активно их воспринимают, обсуждают, проговаривают, создавая тем самым очень благоприятную ситуацию примера и повторения, помогая тем самым младшим лучше понять.

Что читать детям  3-4 лет?

Самым маленьким детям традиционно читают (а чаще рассказывают наизусть) фольклорные произведения (потешки, пестушки, прибаутки), небольшие стихотворения и сказки.

Наиболее популярными авторами для дошкольников остаются

К. Чуковский («Телефон», «Айболит», «Муха-цокотуха», «Тараканице», «Телефон», «Краденое солнце», «Федорино горе»); А.Барто (Цикл «Игрушки»: Мячик, Слон, Мишка, Бычок, Зайка, Самолет, Кораблик, Козленок; «Девочка-чумазая», «Девочка-ревушка», «Резиновая Зина» и.др.)

С.Маршак («Детки в клетке», «Багаж», «Сказка о глупом мышонке», «Вот какой рассеянный», «Волк и лиса», «Тихая сказка»)

Е.Благинина («Посидим в тишине», «Аленушка» и др.)

З.Александрова («Мой мишка», «Елочка», «Венок» и др.).

Из современных авторов, которые пишут для самых маленьких, хотелось бы назвать Н.Пикулеву и Г.Лагздынь, которые добрыми стихами сопроводили практически все жизненные ситуации малыша: от просыпания, кормления, игры, первых слов, первых шагов.

Особенно удачным вариантом для младших дошкольников являются книги, в которых сочетаются стихи и проза. Например С.Маршак «Усатый-полосатый», «Кто колечко найдет?», Л.Воронкова «Маша-растеряша».

Для дошкольников в книге очень важны иллюстрации, которые являются частью текста. Например: К.Чуковский: «Цыпленок», «Так и не так» В.Сутеев «Цыпленок и утенок», «Три котенка», «Мышонок и карандаш», «Капризная кошка», «Кто сказал «Мяу»?» (иллюстрации автора).

1. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2005

2. http://www.mam2mam.ru/articles/children/article.php?ID



Предварительный просмотр:

Ребенок 3 года не разговариваетребенок 3 года не разговаривает

В последние годы проблема с развитием речи у дошкольников приобрела глобальный характер. 80% детей 4-5 лет имеют различные речевые дефекты. Это связано с тем, что (по сведению ведущего невропатолога РФ) 70% процентов новорожденных имеют перинатальные поражения головного мозга. А это центральный орган функции речи. Такие отклонения отрицательно отражаются на дальнейшем развитии и обучении детей, а своевременное выявление задержки речевого развития и проведение специального обучения позволяют избежать этих проблем.

Если ребенок в 3 года не говорит начинать нужно с посещения невролога, логопеда и психолога. Возможно у него ослаблены какие-то мышцы языка, может быть он нуждается в лекарствах, стимулирующих работу мозга, или тут все дело в вашем поведении и нужно срочно что-то менять в отношениях с родителями и другими людьми. Как правило, пройденный вовремя курс лечения в корне меняет ситуацию. Но лечение обязательно должно сопровождаться логопедическими занятиями. Они должны включать в себя логоритмику и пальчиковые игры. И упорную работу по коррекции таких компонентов речи, как звукопроизношение, слоговая структура, фонематический слух и строй речи, нужно начинать максимум в 3 года. Откладывать занятия с логопедом нельзя ни в коем случае.

Ребенок 3 лет не разговаривает и не хочет разговаривать

Если вы угадали желание ребенка, озвучьте его, побуждая ответить вам кивком головы или другим доступным ребенку способом. Если ребенок издает какой-то звук (например, Ж),спрашивайте, хочет он это или то (поиграть в пчелку или в машинку). Когда ребенок покажет жестами или звуком, продемонстрируйте, что взаимопонимание достигнуто. Научите ребенка тому, что он может с вами контактировать. А потом, когда ребенок накопит активный словарь, требуйте от него озвучивать свои желания словами.
На начальном этапе нужно задавать малышу наводящие вопросы, предполагающие ответ да или нет. Пусть даже это будет кивок головы. Главное, найти контакт с ребенком. Предложите ему нарисовать море и по ходу рисования задавайте вопросы: «Вот волны. Теперь ты волну нарисуй. Эта волна большая или маленькая? Кто живет в море? Рыбки? Давай нарисуем рыбку. Какого она цвета? Где мы ее бедем рисовать, здесь? А где дно моря, снизу? Давай нарисуем камушки на дне. Какие они, круглые?». После каждого вопроса должна следовать пауза. Малыш должен видеть, что от него ждут ответа. Требовать слов поначалу не нужно. Ребенок может просто указать пальцем.

Побуждение ребенка использовать речевые навыки

Побуждать ребенка использовать свои речевые навыки нужно при каждом удобном случае. Пусть малыш ответит поначалу не словами, но жестами. Вначале можно озвучивать желание ребенка, предлагать ему на выбор несколько вариантов. По мере развития нужно побуждать к использованию имеющихся способов общения (жесты, действия, слова). Главная цель - диалог между вами и ребенком должен завершаться положительным результатом.В быту предлагайте ребенку на выбор, что именно он хочет кушать, что надеть, где гулять, с какой игрушкой купаться. Не делайте за ребенка абсолютно все, стараясь облегчить ему жизнь и создавая чересчур комфортные условия. Если он уже может озвучить свое желание, не реагируйте на направление пальца и слово «Там!», предложите на выбор: «Пойдем в парк или пойдем на горку? Пойдем в магазин?» и пусть малыш ответит хотя бы кивком головы (хотя можно и переспросить «Куда пойдем?»).
Развитие речи ребенка 3-х лет требует следующих занятий:

Длительность занятий без перерыва - 20 мин., потом внимание ребенка рассеется.

Артикуляционная гимнастика

Взрослый сначала рассказывает, что нужно делать, потом показывает, потом следит за тем, как это делает ребенок и помогает ему, если это необходимо. К выполнению упражнений нужно подходить творчески. Можно намазать губу вареньем, чтобы ребенок принял правильное положение языка.

  • удерживаем губы в улыбке, зубы не видны;
  • вытягиваем губы вперед трубочкой;
  • губы в улыбке, при этом зубы сомкнуты и видны;
  • зубы сомкнуты, губы вытянуты вперед и округлены;
  • чередуем вышеперечисленные положения губ;
  • с сомкнутыми зубами приподнимаем верхнюю губу;
  • вытягиваем губы трубочкой, а потом растягиваем их в улыбку;
  • вытягиваем губы трубочкой и двигаем ими вправо-влево, вращаем по кругу;
  • надуваем сначала обе щеки, потом поочередно;
  • втягиваем щеки;
  • рот открыт, язык спокойно лежит на нижней губе, потом напряжен и вытянут вперед;
  • рот открыт, язык двигается по кругу между зубами и губами;
  • имитируем жевание с открытым и закрытым ртом;
  • часто открывая рот, произносим па-па-па, потом протяжно ааааа, яяяяя, оооо, иииии;

Далее тренируем глотку и мягкое небо покашливанием, позевыванием. Подражаем стону, свисту, мычанию. Медленно произносим звуки к, д, т, г. Пускаем мыльные пузыри.

Логопедический массаж

http://madam-kamelia.ru/_nw/5/s05935190.jpg

  • нормализует тонус мышц артикуляционного аппарата;
  • активизирует группы мышц речевего аппарата с недостаточной сократительной способностью;
  • подготавливает условия к координированному движению органов артикуляции;
  • укрепляет глоточный рефлекс;
  • стимулирует речевое развитие в целом.

Логопедический массаж затрагивает мышцы головы, шеи и верхний плечевой пояс. Особенное внимание уделяется языку, губам, мышцам мягкого неба и щек, ответственным за речепроизводство. Там, где наблюдается статичность мышц, поглаживание должно быть легким, успокаивающим, а для сокращения массируемых тканей применяются энергичные движения.
Детям с неврологическими нарушениями необходим массаж смешанного типа, расслабляющий для одних мышц и стимулирующий для других. Поэтому сначала нужно определить тонус мышц  губ, языка, шеи, лица и верхнего плечевого пояса (наблюдением и наощупь).

Противопоказания к логопедическому массажу:

  • инфекционные и простудные заболевания;
  • герпес на губах;
  • заболевания кожи;
  • коньюктивит;
  • стоматит;
  • эписиндром.

Логопедический массаж проводится циклами по 10-20 сеансов каждый день. Цикл можно повторить через один или два месяца.

Расслабляющий массаж при повышенном тонусе мышц речевой мускулатуры

  • кладем ребенка на спину, голова немного свешивается назад;
  • одной рукой поддерживаем шею, а другой двигаем голову ребенка сначала по часовой, а затем против часовой стрелки;
  • медленными движениями покачиваем голову из стороны в сторону и вперед (это вызовет расслабление корня языка);
  • чтобы расслабить оральную мускулатуру, поглаживаем и похлопываем мышцы лица, губ, языка и шеи легкими скользящими движениями от периферии к центру;
  • для расслабления лицевой мускулатуры поглаживаем от середины лба к вискам, от бровей к волосам, вокруг глаз по линии лба, поглаживаем брови от переносицы к волосам, продолжая линию бровей, от линии лба вниз по лицу и щекам, подбородку, шее, от мочек уха по щекам к носу, пощипываем мышцы на лице от корней волос вниз, делаем надавливающий массаж в том же направлении.
  • Чтобы расслабить губную мускулатуру, поглаживаем верхнюю, а потом нижнюю губу от углов к центру, верхнюю губу движением сверху вниз, нижнюю - снизу вверх, поглаживаем носогубные складки от крыльев носа к уголкам губ, далее делаем точечный массаж губ легким вращательным движением по часовой стрелке и заканчиваем постукиванием губ пальцами.

Детям с ассимметрией лицевой мускулатуры большее число массажных движений нужно делать на пораженной стороне.

Стимулирующий массаж речевой мускулатуры

  • для укрепления мышечного тонуса движения нужно делать от центра к периферии поглаживанием, растиранием, разминанием, пощипыванием и вибрацией;
  • для укрепления мышц лица поглаживаем лоб от середины к вискам, от бровей к волосам, поглаживаем брови, веки от внутренних уголков глаз к внешним и в стороны, поглаживаем щеки от носа и подбородка к ушам, сжимаем подбородок, разминаем скулы и щеки спиралевидными движениями, перетираем щечные мышцы (один палец во рту, другие снаружи) и пощипываем щеки;
  • для укрепления губной мускулатуры поглаживаем от середины верхней и нижней губы к уголкам, носогубные скаладки от углов губ к носу, пощипываем губы;
  • делаем быстрые вибрирующие движения для улучшения трофики тканей.
  • Во время массажа можно петь ребенку песенку или рассказывать сказку. Логопедический массаж проводится через 2 часа после приема пищи ребенком чистыми руками. Положение тела ребенка - лежа с валиком под шеей или полусидя.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

деятельности по художественно-эстетическому развитию детей «Березка»

                                                                      Воспитатель Олейник Н.А.

                                                                              2 младшая группа «Улыбка»

svetofor

п. Зеленоборск 2012 г

Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?

На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями Правил дорожного движения и никаких проблем.

На самом деле очень трудно. Ведь мы, родители, каждый день на глазах родного чада нарушаем эти самые пресловутые Правила, и не задумываемся, что ставим перед ребёнком неразрешимую задачу: как правильно? Как говорят или как делают?

Когда же ребёнок попадает в дорожное происшествие, то виноваты все: водитель, детский сад, школа, Госавтоинспекция. Почему не научили, не показали, не уберегли? Забывая при этом, что в первую очередь родители своим примером должны научить и уберечь.

Если вы действительно заинтересованы в том, чтобы ваш ребёнок владел навыками безопасного поведения на дороге, то не сводите процесс обучения к пустой и бесполезной фразе: "Будь осторожен на дороге", она не объясняет ребёнку, чего собственно на дороге надо бояться. Где его может подстерегать опасность? Лучше используйте движение в детский сад и обратно для отработки навыков поведения на дороге.

Ребёнок твёрдо должен знать, что дорогу можно переходить только в установленных местах: на пешеходном переходе и на перекрёстке. Но и в данном случае никто не может гарантировать его безопасность. Поэтому, прежде чем выйти на дорогу, остановитесь  с ребёнком на расстоянии 50см – 1метра от края проезжей части, обратите его внимание. что посмотреть налево и направо надо обязательно с поворотом головы, и если с обеих сторон нет транспорта представляющего опасность, можно выйти на проезжую часть. переходить дорогу надо спокойным размеренным шагом и не в коем случае не бегом.  

Большую опасность для детей представляют не регулируемые пешеходные переходы. здесь ребёнку важно убедиться, что расстояние до автомашин с обеих сторон позволит ему перейти дорогу без остановки на середине проезжей части. На регулируемом пешеходном переходе объясните ребёнку, что красный и жёлтый сигнал светофора – запрещающие. Особенно опасно выходить на дорогу при жёлтом сигнале, потому что некоторые машины завершают проезд перекрёстка и при этом увеличивают скорость. Зелёный сигнал - разрешающий, но он не гарантирует пешеходу безопасный переход, поэтому прежде чем выйти на дорогу надо посмотреть налево и направо и убедиться, что все машины остановились, опасности нет.

Часто ребята оказываются под колёсами транспорта, когда, выйдя из автобуса или троллейбуса, пытаются перейти на другую сторону дороги. Объясните ребёнку, что в данном случае опасно обходить транспортное средство как впереди, так и сзади, потому что оно большое и из-за него ничего не видно. Надо подождать пока автобус или троллейбус уедет.

Большую опасность для детей представляют предметы, загораживающие обзор (заборы, стоящие автомашины, зимой – сугробы, летом - кустарники, деревья). Лучше отойти от них подальше, и перейти дорогу, где безопасно. Если ваш ребёнок скоро идёт в первый класс, то уже сейчас неоднократно пройдите с ним маршрут от дома до школы и обратно, обращая внимание малыша не все опасности, которые могут встретиться ему в пути. Заранее оговорите, что в сложной ситуации надо обратиться к помощи взрослых. Дайте возможность ребёнку пройти этот маршрут самостоятельно, наблюдая за ним со стороны. Затем детально проанализируйте вместе с ним все его действия.

Рекомендации для родителей

  1. При движении по тротуару:
  • придерживайтесь правой стороны тротуара;
  •  не ведите ребенка по краю тротуара: взрослый должен находиться со стороны проезжей части;
  1. Готовясь перейти дорогу:
  •  остановитесь или замедлите движение, осмотрите проезжую часть;
  •  привлеките ребенка к наблюдению за обстановкой на дороге;
  •  подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра улицы, остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей;
  •  учите ребенка различать приближающиеся транспортные средства;
  •  не стойте с ребенком на краю тротуара, так как при проезде транспортного средство может зацепить, сбить, наехать задними колесами;
  •  неоднократно показывайте ребенку, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции.
  1. При выходе из дома:
  • сразу обратите внимание ребенка на движение транспортных средств у подъезда и вместе посмотрите, не приближается ли к вам автомобиль, мотоцикл, мопед, велосипед;
  • если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, закрывающие обзор, приостановите свое движение и оглянитесь нет ли за препятствием опасности.
  1. При ожидании общественного транспорта:
  •  стойте вместе с детьми только на посадочных площадках, а при их отсутствии на тротуаре или обочине.
  1. При переходе проезжей части:
  •  переходите дорогу только по пешеходным переходам или на перекрестках по отмеченной линии зебре, иначе ребенок привыкнет переходить где придется;
  •  не спешите и не бегите; переходите дорогу всегда размеренным шагом;
  •  не переходите дорогу наискосок; подчеркивайте, показывайте и рассказывайте ребенку каждый раз, что идете строго поперек улицы, что это делается для лучшего наблюдения за авто- мотто транспортными средствами;
  •  не торопитесь переходить дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, родственников, знакомых. Не спешите и не бегите к ним, внушите ребенку, что это опасно;
  •  не начинайте переходить улицу, по которой редко проезжает транспорт, не посмотрев вокруг;
  •  объясните ребенку, что автомобили могут неожиданно выехать из переулка, со двора дома;
  1. При посадке и высадке из общественного транспорта:
  • выходите впереди ребенка, так как малыш может упасть, а ребенок постарше может выбежать из-за стоящего транспорта на проезжую часть;
  •  подходите для посадки к двери транспортного средства только после полной остановки: ребенок, как и взрослый, может оступиться и попасть под колеса;
  •  не садитесь в общественный транспорт в последний момент при его отправлении; особую опасность представляет передняя дверь, так как можно попасть под колеса транспортного средства;
  •  научите ребенка быть внимательным в зоне остановке особо опасном месте для него: стоящий автобус сокращает обзор дороги в этой зоне.
  1. При движении автомобиля:
  •  приучайте детей сидеть в автомобиле только на заднем сиденье; не разрешайте сидеть рядом с водителем, если переднее сиденье не оборудовано детским креслом;
  •  не разрешайте малолетнему ребенку во время движения стоять на заднем сиденье: при столкновении или внезапной остановке он может перелететь через спинку сиденья и удариться о переднее стекло;
  •  не разрешайте детям находиться в автомобиле без присмотра.

Памятка для родителей: Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге.

Что должны знать родители о своем ребенке?

В 3-4 года ребенок может отличить движущуюся машину от стоящей, но он уверен, что машина останавливается мгновенно.

В 6 лет- боковым зрением он видит примерно 2/3 того, что видят взрослые; не умеет определить, что движется быстрее: велосипед или спортивная машина; не умеет правильно распределять внимание и отделять существенное от незначительного.

В 7 лет- более уверенно отличать правую сторону дорогу от левой.

В 8 лет- может мгновенно отреагировать на отклик и т.д.; имеет опыт пешеходного передвижения на дороге; активно осваивает основные навыки езды на велосипеде; умеет определять источник шума; устанавливать связь между величиной предмета, его удаленностью и временем (чем ближе автомобиль, тем он больше). 

Конина Е.Ю. «Азбука безопасности на дороге».



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Развиваем речь, играя» (домашняя игротека

Своевременное и полноценное  формирование речи в дошкольном  детстве  -

одно из  основных  условий нормального  развития ребенка и в дальнейшем  его успешного  обучения в школе.  Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его поведении, а также на его деятельности в различных  его формах.  Важное  значение  имеет  

развитие всех  сторон  речи, особенно в период обучения грамоте  (чтению и письму), так как письменная  речь формируется  на  основе устной.   Многие речевые недостатки  

выявляются в школе, тормозя процесс обучения, так как именно они  являются причинами дисгармонии и дислексии. Родители, сталкиваясь с трудностями,  возникающими при обучении их ребенка, естественно

расстраиваются, задают многочисленные вопросы: почему ребенок безграмотно пишет; пропускает буквы при письме и теряет  целые слоги при чтении;  не может применять на практике хорошо выученные правила правописания и пр. Для того чтоб обучение в школе было успешным, важно начинать работу над развитием речи в дошкольном детстве.

  Вашему ребенку пять лет. Он уже совсем большой! У него отмечаются значительные достижения в умственном и речевом развитии. Ребенок начинает выделять и называть наиболее существенные признаки и качества окружающих предметов, устанавливать простые связи и точно отражать их в речи. Речь ребенка становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих людей, ребенок уже может выслушивать до конца ответы взрослых. Чем старше становится ваш ребенок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывает семейное воспитание. Увеличивается активный словарный запас (от 2500 до 300 слов к концу шестого года жизни), что дает ребенку возможность высказываться более полно, точнее излагать мысли. В речи ребенка этого возраста все чаше появляются прилагательные, которыми он пользуется для обозначения признаков и качеств предметов, описания временных и пространственных отношении, определения цветов.

Все шире ребенок использует наречия, личные местоимения, сложные предложения из-за, из- под. около, и другие). Появляются собирательные существительные (одежда, обувь, транспорт, овощи), однако их ребенок употребляет еще очень редко.

     Свое высказывание ребенок строит их двух — трех и более простых предложения, сложные предложения использует чаше, чем на предыдущем возрастном этапе, но все же еще не во всех ситуациях,

     Увеличение словарного запаса, употребление более сложных предложений нередко приводит к тому, что дети начинают чаше допускать грамматические ошибки. Они неправильно изменяют глаголы (хочу и хочу, бегут — бежут. хотят — хочут, не согласовывают слова; например, глаголы и существительные в числе, прилагательные и существительные в роде., меняют слова в предложениях.

     Пятилетние дети начинают овладевать монологической речью. Появляются предложения с однородными обстоятельствами, ребенок начинает правильно согласовывать прилагательные с другими частями речи. Однако следует учесть, что многие дети все еще не могут самостоятельно пересказать прочитанную сказку, рассказ.

     У пятилетнего ребенка возрастает интерес к звуковому оформлению слов. Вслушиваясь в слова, произносимые взрослыми, ребенок пытается установить сходство в звучании и нередко сам довольно успешно подбирает пары слов: «наша — Маша», «кошка -мошка». Некоторые дети, замечая неправильности в произношении у своих сверстников, могут не замечать дефектов звучания своей речи. Это говорит о недостаточном развитии самоконтроля за собственным произношением.

     У пятилетних детей отмечается тяга к рифме. Играя со словами, некоторые рифмуют их, создавая собственные небольшие двух четырехстишия. Такое стремление закономерно, оно способствует развитию у ребенка внимания к звуковой стороне речи, речевого слуха и требует поощрения со стороны взрослых.

     Грамматическая правильность речи ребенка во многом зависит от того, как часто взрослые обращают внимание на совершаемые им ошибки, исправляют их, давая правильный образец.

. Взрослый выполняет в общении с ребенком чрезвычайно важные роли развитие его самосознания и уверенности в себе: во - первых, выражает свое отношение к окружающему, во — вторых, организует деятельность ребенка с предметами окружающей обстановки, дает образец правильной речи. В общении с взрослыми обогащается словарь ребенка. Дошкольник  учится правильно произносить звуки, строить фразы, высказывать свое мнение по тем или иным вопросам. Речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих.  Т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Нельзя уклониться от вопросов задаваемых ребенком, хотя порой не всегда на них можно сразу ответить. В таких случаях можно обещать ему, рассказать в другой раз, когда он, скажем, поспит (погуляет и т.п.); взрослый же за это время сможет подготовиться к рассказу. При этом ребенок не только получит соответствующую точную информацию по заданному вопросу, но увидит в лице взрослого, интересного для себя собеседника и в дальнейшем будет стремиться к общению с ним. Как бы ни были заняты родители, необходимо все же выслушать ребенка до конца, когда он делится своими впечатлениями об увиденном во время прогулки, о прочитанной ему книге и т.п. В семье необходимо создать такие условия, чтобы ребёнок испытывал удовольствие от общения с взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно, строить предложения, правильно и четко произносить звуки в словах.

Общение взрослого с ребенком значительно обогащает, оживляет и повышает уровень общения дошкольника. Поиграйте с ребёнком. Это принесёт малышу пользу, а вам радость от общения с ним.

От вас, любящие родители, потребуется «совсем немного» -набраться терпения., заинтересовать ребенка и помочь ему включиться в целенаправленную работу. Всегда помните о необходимости соблюдения элементарных принципов обучения:

     Ребенок должен учиться в игре.

Уважаемые родители! 

Вам предлагаются игры, которые помогут Вашему ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь Вашего ребёнка богаче и разнообразнее. Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи. В них можно играть в выходные дни, праздники, в будние дни вечерами, когда взрослые и дети собираются вместе после очередного рабочего дня. Во время игры со словом учитывайте настроение Ребёнка, его возможности и способности. Играйте с ребёнком на равных, поощряйте его ответы, радуйтесь успехам и маленьким победам!

«Только весёлые слова»

Играть лучше в кругу. Кто-то из играющих определяет тему. Нужно называть по очереди, допустим, только весёлые слова. Первый игрок произносит: «Клоун». Второй: «Радость». Третий: «Смех» и т. д. Игра движется по кругу до тех пор, пока слова не иссякнут. Можно сменить тему и называть только зелёные слова (например, огурец, ёлка, карандаш и т. д., только круглые (например, часы, Колобок, колесо и т. д.).

«Автобиография»

Вначале кто-то из взрослых берёт на себя ведущую роль и представляет себя предметом, вещью или явлением и от его имени ведёт рассказ. Остальные игроки должны его внимательно выслушать и путём наводящих вопросов выяснить, о ком или о чём идёт речь. Тот из игроков, который это угадает, попробует взять на себя роль ведущего и перевоплотиться в какой-либо предмет или явление.

Например, «Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная, неизящная. От небрежного обращения погибаю, и становится темно не только в душе». (Лампочка). Или: «Могу быть толстым и худым; красивым и не очень. Со мной можно играть, но аккуратно. Когда я однажды похудел по вине Пятачка, Ослик Иа всё равно мне обрадовался.»(Шарик).

«Волшебная цепочка»

Игра проводится в кругу. Кто-то из взрослых называет какое-либо слово, допустим, «мёд», и спрашивает у игрока, стоящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово? Дальше кто-то из членов семьи отвечает, например, «пчелу». Следующий игрок, услышав слово «пчела», должен назвать новое слово, которое по смыслу подходит предыдущему, например, «боль» и т. д. Что может получиться? (Мёд - пчела - боль - красный крест - флаг - страна - Россия - Москва - красная площадь и т. д.) .

«Слова мячики»

Ребёнок и взрослый играют в паре. Взрослый бросает ребёнку мяч и одновременно произносит слово, допустим, «Тихий». Ребёнок должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением «Громкий». Затем игроки меняются ролями. Теперь уже ребёнок первым произносит слово, а взрослый подбирает к нему слово с противоположным значением.

«Доскажи сказку»

Дошкольникам предлагается вспомнить персонажей сказок «Репка» и «Теремок»; что происходило до и после события, нарисованного художником. В левой колонке нужно написать имена персонажей предшествующего эпизода, а в правой — последующего. Затем требуется рассказать о событиях, следуя тексту сказки; попробовать рассказать о них же в обратном порядке: справа налево. Объяснить, что в результате получилось и можно ли так рассказывать эти сказки.

«Подбери слово»

Ребёнку предлагается подобрать к любому предмету, объекту, явлению слова, обозначающие признаки. Например, зима какая? (Холодная, снежная, морозная). Снег, какой? (Белый, пушистый, мягкий, чистый).

«Кто что умеет делать»

Ребёнку предлагается подобрать к предмету, объекту как можно больше слов-действий. Например, что умеет делать кошка? (мурлыкать, выгибать спину, царапаться, прыгать, бегать, спать, играть, царапаться, и т. д.).

«Антонимы для загадок»

Вначале игры игроки договариваются о теме, которая будет служить основой для загадок. Затем взрослый загадывает ребёнку загадку, в которой всё наоборот, например, тема «Животные».

• Обитает в воде (значит, на суше);

• Шерсти нет совсем (значит, длинная шерсть);

• Хвост очень длинный (значит, короткий);

• Всю зиму ведёт активный образ жизни (значит, спит)

• Очень любит солёное (значит, сладкое). Кто это?

По дороге из детского сада (в детский сад).

«Я заметил»

«Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем, какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она пушистая. Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.

«Волшебные очки»

«Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т.п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос, красный забор и пр.»

 «Приготовим сок»

«Из яблок сок… (яблочный); из груш… (грушевый); из слив… (сливовый); из вишни… (вишневый); из моркови, лимона, апельсина и т.п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? И т.д.»

«Доскажи словечко»

Взрослый начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например:

- Ворона каркает, а воробей… (чирикает). Сова летает, а заяц… (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади… (жеребенок) и т. п.;

 - Медведь осенью засыпает, а весной…

- Пешеходы на красный свет стоят, а на зелёный…

- Мокрое бельё развешивают, а сухое…

- Вечером солнце заходит, а утром…

«Отгадай, кто это»

Взрослый произносит слова, а ребёнок отгадывает, к какому животному они подходят:

- Прыгает, грызёт, прячется? (заяц)

- Бодается, мычит, пасётся?

- Крадётся, царапается, мяукает?

- Шипит, извивается, ползает?

Если справились, попробуйте поиграть наоборот. Пусть ребёнок говорит, что умеет делать животное, а вы попробуйте отгадать, кто это.

«Отгадай предмет по его частям»

- Четыре ножки, спинка, сиденье.

- Корень ствол, ветки, листья.

- Носик, крышка, ручка, донышко.

- Корень, стебель, листья, лепестки.

«Упрямые слова»

Расскажите ребенку, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, кино, пианино, метро). «Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто и т.д.». Задавайте ребенку вопросы и следите, чтобы он не изменял слова в предложениях.

«Исправь ошибку»

Взрослый читает предложения, а ребёнок исправляет и говорит правильно.

Конура залезла в собаку. Лужа перепрыгнула через меня. Стул залез под котёнка. На лягушку прыгнула трава. Кустик спрятался за ёжика.

«Перепутанница»

«Жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться. Слова: ба-со-ка (собака, ло-во-сы (волосы), ле-ко-со (колесо), по-са-ги (сапоги) и пр.)»

Желаем удачи!

Автор-составитель:

воспитатель МАДОУ

д/с «Березка»

Олейник Н.А.



Предварительный просмотр:

              Консультация для родителей

Игра, как средство воспитания дошкольников

Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению ими опыта человеческой деятельностью. Игрушка, в данном случае, выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых и освоить различные действия с которыми, надлежит ребёнку. Игра, как форма организации детской жизни важна тем, что служит становлению психики ребёнка, его личности. Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, иной раз, требует для развития новую игрушку. И не случайно в играх детей участвуют игрушки, купленные в магазине, но и сделанные воспитателями, родителями или самими детьми. Игрушки могут быть самыми разнообразными, но все они должны отвечать определённым педагогическим и художественно-эстетическим требованиям. В каждом возрасте ребёнку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки: сюжетные (куклы, фигурки животных, мебель, посуда), технические (транспортные, конструкторы и т.д.), игрушки-орудия труда (молоток, отвёртка, щётка для подметания, грабли, лопатка, иным словом игрушки, имитирующие простейшие средства труда взрослых), игрушки-забавы: театральные, музыкальные. Крупногабаритные игрушки, такие как самокаты, детские автомобили, тракторы, большие легко трансформирующиеся конструкторы для строительства способствуют борьбе с гиподинамией, учат ребёнка движениям и ориентировке в пространстве. Сидя за столом ребёнку удобнее играть маленькими игрушками, хорошо обозримыми со всех сторон. Для игр на полу нужны более крупные игрушки, соразмеримые с ростом ребёнка в положении сидя и стоя. Подвижные игры во дворе требуют игрушек крупных, мелкие не годятся. Отбор игрушек тесно связан с задачами эстетического, а также нравственного воспитания ребёнка, с его стремлением к игре коллективной, в которой всеми игрушками он пользуется совместно со всеми детьми. При отборе игрушек должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности. Не все дети имеют возможность увидеть живых зверей и птиц. Познакомиться с ними помогают книги, игрушки, телевиденье. Очень важно, чтобы в подборе игрушек способствовал формированию у ребёнка правильных представлений об окружающем. Желательно, чтобы игрушки вносил в игру взрослый. Он заинтересовывает ребёнка сюжетом совместной игры, задаёт ему вопросы, побуждает его к «общению» с новой игрушкой. «Кукла проснулась? Угости её компотом». Игрушка для ребёнка полна смысла. Дети  осуществляют игровые действия чаще всего с помощью игрушек, но их игровые действия могут быть уже обозначены и жестом и словом. Особое значение приобретают те предметы, которые в практической педагогике принято именовать атрибутами: всевозможные шапочки. Бусы, фартуки, халаты. Необходимы игрушки, отражающие специфику той или иной профессии. Для капитана не так важен корабль, как важно иметь подзорную трубу, бинокль, фуражку. Правильное руководство игрой со стороны взрослых делает её содержательной, подлинно ведущей в дошкольном возрасте, существенно расширяет кругозор ребенка. Однако никакое обилие игрушек, позволяющее, казалось бы, развернуть самые сюжетные игры, не заменит ребёнку товарищей по игре. Вынужденная необходимость играть одному, иногда, может привести к перевозбуждению его нервной системы. Играя один, ребёнок возбуждается от обилия взятых на себя ролей. Естественно, после игры он будет излишне подвижным, раздражительным, «крикливым». Но такая же игра в коллективе сверстников не вызывает у ребёнка подобной реакции. Многие дети используют в игре не только игрушки, но и приспосабливают для этого другие предметы. Диван может стать пароходом, стулья – вагонами поезда, шишки – смешными ёжиками. Такое использование в игре предметов указывает на высокий уровень интеллекта ребёнка, развитие его фантазии. К сожалению, не все взрослые понимают это. Надо обогащать игру игрушками-самоделками, в том числе из природного, бросового материала. Игра развивает и радует ребёнка, делает его счастливым. В игре ребёнок совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения. В игре развивается его воображение, фантазия, а, следовательно, создаётся почва для формирования инициативной, пытливой личности. Игра для ребёнка верное средство от безделья, приводящего к вялости, бесцельности поведения. Для хорошей, весёлой игры ребёнку нужна хорошая игрушка. Выбирайте её обдумано для своего ребёнка.