Рекомендации воспитателям по музыкальному развитию детей
Консультации, рекомендации и советы воспитателям для работы по музыкальному воспитанию детей на занятиях и в других режимных моментах.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Для физкультурных занятий (старшая группа)
Вводная.
- Бег
А) с захлестом голени назад, руки вперед, кисть в кулак;
Б) боковой галоп, руки на поясе;
В) с выбрасыванием ног вперед, руки на поясе;
Д) поскоки;
Е) легкий бег.
- А) «Зайчик следы путает» - ходьба скрестным шагом, «змейкой»
Б) «Медведь» - ходьба на наружной стороне стопы
В) «Лиса» - ходьба на носках, крадучись, плавные движения кистей рук перед собой, как будто что-то поглаживая
Г) «Волк» - бег широким шагом
Д) «Лось» - бег, высоко поднимая колени
- «Солнышко просыпается, его лучики сначала медленно, плавно, потом веселее и быстрее разбегаются в разные стороны» - ходить на носках с движениями рук через стороны вверх, ускоряя темп; бег на носках, руки на поясе.
Основная часть – танцевальный характер.
А. 1. Стоя лицом друг к другу, взявшись за руки. Поднимаясь на носки и опускаясь, легко пристукивать пятками по полу.
2. Приставной шаг в сторону с полуприседанием
3. Боковой галоп.
- Вращение в парах.
- Поскоки по кругу – руки «плетенкой».
Б. 1.Построение в 2 круга: внутренний – девочки, внешний – мальчики. Боковой галоп лицом друг к другу.
2. Стоя на месте лицом друг к другу выбрасывать поочередно прямые руки вперед.
3. Стоя на месте лицом в круг. Девочки поскоками двигаются в центр круга, обратно. Мальчики выполняют поскоки на месте. Поменяться ролями.
4. Стоя лицом друг к другу на расстоянии 2-4 шагов. Шаг навстречу друг другу – хлопок ладонями. Шаг назад – присесть, руки на пояс.
5. Ходьба с носка на пятку. Бег с поскоками.
Предварительный просмотр:
Рекомендуемые движения для утренней гимнастики и
вводной части занятий по физкультуре
II младшая группа:
- Ходьба на носках, с высоким подниманием коленей, на внешней стороне стопы, на пятках, приставным шагом вперёд, в стороны, имитационная ходьба.
- Бег: по одному, подгруппами, всей группой в одном направлении или изменяя его (обегая предметы), по прямой и извилистой дорожке, в разных направлениях, с остановками.
- Строится в круг, в колонну, в шеренгу (по ориентиру, с воспитателем, самостоятельно, найти свое место); поворот переступанием на месте.
Средняя группа:
- Ходьба с высоким подниманием коленей, на внутренней и внешней стороне стопы, на носках, на пятках, мелкими и широкими шагами, змейкой; с положением рук на поясе, в стороны, за спиной, чередование с бегом, прыжками и другими движениями, имитационная ходьба.
- Бег на носках, с высоким подниманием коленей, широким шагом, в колонне, парами держась и не держась за руки, в разных направлениях, по кругу, змейкой, с изменением направления и темпа, по сигналу найти место в колонне или остановится.
- Построения в круг, звенья, колонны, шеренгу, пары; повороты вправо, влево, кругом, по ориентирам.
- Танцевальные движения: разные виды пружинок (мягкое приземление), поочередное выбрасывание ног, подскоки с продвижением вперёд, прямой галоп.
Старшая группа:
- Ходьба на внутренней и внешней стороне стопы, на носках, на пятках, в полуприседе, скрестным шагом, спиной вперёд, точно выполнять ритмические рисунки, приставным шагом; изменяя положение рук и ног (вверх, вперёд, в стороны и т.д.), с хлопками, со сменой темпа, с закрытыми глазами.
- Бег по одному, парами, врассыпную, с обеганием или перепрыгиванием, змейкой, короткими и длинными шагами.
- Построения: самостоятельно быстро строиться в колонну по одному, парами, в круг, в звенья, в шеренгу, врассыпную. Перестраиваться из одной колонны в 3, 4, через центр тройками и четверками.
- Разные виды кружений, шаг галопа, приставной шаг с приседанием, чередовать простой и дробный шаг, разные виды пружинок, подскоки и поскоки.
Предварительный просмотр:
Правила поведения родителей на детском празднике
Добро пожаловать на детский праздник к нам!!!
И с правилами ознакомиться мы предлагаем Вам.
Мы в музыкальном зале рады видеть всех,
Всегда звучат здесь песни, детский смех.
И чтобы праздник был спокойней, веселей,
Не надо брать с собой грудных детей.
Устанут, будут плакать, и кричать,
Нехорошо артистов огорчать.
В день праздника вы постарайтесь раньше встать.
Чтобы на утренник в детсад не опоздать.
Чтоб Ваша дочка или ваш сынок
Костюм надеть спокойно смог.
А вот фотоаппарат иль камеру возьмите,
И обязательно весь праздник нам снимите.
А чтоб артистам нашим не мешать,
Мы просим вас мобильник выключать.
А что же можно? Спросите вы нас!
Мы очень просим, дорогие вас,
Аплодисментами поддерживать детей,
Чтобы артисты стали посмелей.
А если уж пришлось вам опоздать,
То постарайтесь никому не помешать.
Вы между номерами паузу дождитесь,
Пройдите в зал и у дверей садитесь.
И не забудьте снять пальто и шапки.
Снимите сапоги, наденьте тапки,
А лучше туфли на высоких каблуках.
Чтоб все вокруг сказали: «Ах!»
Еще хотим, друзья вам предложить,
Свои таланты в зале проявить.
Читать стихи, петь песни, танцевать,
Шутить, на сцене роль сыграть.
Танцуйте, пойте, веселитесь с нами,
И знайте, ждем мы очень встреч, приятных с вами!
Предварительный просмотр:
ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ
Цели, задачи и содержание работы с детьми младшего дошкольного возраста.
Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и "игры рядом" к игре в группе из трех - пяти сверстников, исполняющих роли; от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого "типичного" образа в игре-драматизации.
Задачи и содержание работы.
Прежде всего, необходимо формировать интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и сказок.
В дальнейшем важно стимулировать желание ребенка включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Внимание детей фиксируется на том, что в конце куклы кланяются и просят поблагодарить их, похлопать в ладоши.
Перчаточные и другие театральные куклы используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается. В ход занятий, вечеров развлечений он включает фрагменты драматизации, переодеваясь в специальный костюм, меняя голос и интонацию.
Важным аспектом деятельности воспитателя является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей игры-драматизации. Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включается ребенок. Ступени работы следующие.
• Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).
• Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево).
• Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).
• Игра-импровизация под музыку ("Веселый дождик", "Листочки летят по ветру и падают на дорожку", "Хоровод вокруг елки").
• Однотемная бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель ("Катя, Катя маленька...", "Заинька, попляши...", В. Берестов "Больная кукла", А. Барто "Снег, снег").
• Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова "Елочка"; К. Ушинский "Петушок с семьей", "Васька"; Н. Павлова "На машине", "Земляничка"; Е. Чарушин "Утка с утятами").
• Ролевой диалог героев сказок ("Рукавичка", "Заюшкина избушка", "Три медведя").
• Инсценирование фрагментов сказок о животных ("Теремок", "Кот, петух и лиса").
• Однотемная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам ("Колобок", "Репка") и авторским текстам (В. Сутеев "Под грибом", К. Чуковский "Цыпленок").
У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры - настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, плоскостного театра на фланелеграфе, пальчикового театра. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов ("Этот пальчик - дедушка...", "Тили-бом", К. Ушинский "Петушок с семьей", А. Барто "Игрушки", В. Сутеев "Цыпленок и утенок".) Фигурки пальчикового театра ребенок начинает использовать в совместных с взрослым импровизациях на заданные темы.
Обогащение игрового опыта возможно только при условии развития специальных игровых умений.
Первая группа умений связана с освоением позиции "зритель" (умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо "артистам").
Вторая группа умений обеспечивает первичное становление позиции "артист", включающей умение использовать некоторые средства выразительности (мимика, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для передачи образа героя, его эмоций и переживаний и правильно держать и "вести" куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре.
Третья группа умений - это умение взаимодействовать с другими участниками игры: играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди и т.д.
Деятельность воспитателя должна быть направлена на стимулирование интереса к творчеству и импровизации, которое является важной частью работы с детьми. Постепенно они включаются в процесс игрового общения с театральными куклами, а затем в совместные с взрослым импровизации типа "Знакомство", "Оказание помощи", "Разговор животного со своим детенышем" и пр. У детей развивается желание участвовать в игровых драматических миниатюрах на свободные темы ("Солнышко и дождик", "В лесу", "Веселые обезьянки", "Котята играют" и т.п.).
Цели, задачи и содержание работы с детьми среднего дошкольного возраста.
Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от игры "для себя" к игре, ориентированной на зрителя; от игры, в которой главное - сам процесс, к игре, где значимы и процесс, и результат, от игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные ("параллельные") роли, к игре в группе из пяти - семи сверстников, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление); от создания в игре-драматизации простого "типичного" образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения, состояния героя, их смена.
Задачи и содержание работы.
В данном возрасте происходит углубление интереса к театрализованным играм. Работа воспитателя с детьми 4 - 5 лет должна состоять в поддержании их интереса к театрализованной игре, в его дифференциации, заключающейся в предпочтении определенного вида игры (драматизация или режиссерская), становлении мотивации интереса к игре как средству самовыражения.
Расширение театрально-игрового опыта детей осуществляется за счет освоения игры-драматизации. Практически все виды игровых заданий и игр-драматизаций, которые освоил младший дошкольник, полезны и интересны ребенку среднего дошкольного возраста. Усложнение касается текстов, которые отныне отличаются более сложным содержанием, наличием смыслового и эмоционального подтекстов, интересными образами героев, оригинальными языковыми средствами. Помимо названных выше игр, в работе с детьми используются:
- многоперсонажные игры-драматизации по текстам двух - трехчастных сказок о животных и волшебных сказок ("Зимовье зверей", "Лиса и волк", "Гуси-лебеди", "Красная Шапочка");
- игры-драматизации по текстам рассказов на темы "Дети и их игры", "Ребята и зверята", "Труд взрослых"; • постановка спектакля по произведению.
Содержательную основу составляют образно-игровые этюды репродуктивного и импровизационного характера (например "Угадай, что я делаю", "Угадай, что со мной только что было", "Покажи, не называя, литературного героя" и т.п.).
Расширение игрового опыта детей происходит также за счет освоения театрализованной игры. В возрасте 4 - 5 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра: мягкой игрушки, вязаный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур. Новым содержанием становятся действия с куклами на гапите. Доступен детям и театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года - и с ширмой), театр ложек и пр.
Дети показывают постановки по поэтическим и прозаическим текстам (С. Маршак "Сказка о глупом мышонке"; К.И. Чуковский "Путаница").
Пальчиковый театр чаще используется в самостоятельной деятельности, когда ребенок импровизирует на основе знакомых стихов и потешек, сопровождая свою речь несложными действиями ("Жили у бабуси"; С Михалков "Котята"; Л. Зубкова "Мы делили апельсин").
Существенно усложняются театрально-игровые умения дошкольников.
Первая группа умений обеспечивает дальнейшее развитие позиции "зритель" (быть внимательным и доброжелательным зрителем; проявлять элементы зрительской культуры: не покидать своего места во время спектакля, адекватно реагировать на происходящее "на сцене", отвечать на обращение "артистов", благодарить их с помощью аплодисментов; позитивно оценивать игру сверстников-"артистов").
Вторая группа умений связана с совершенствованием позиции "артист". Главным образом это подразумевает умение использовать средства невербальной (мимика, жесты, позы, движения) и интонационной выразительности для передачи образа героя, его эмоций, их развития и смены (Машенька заблудилась в лесу - испугалась, увидела избушку - удивилась, придумала, как обмануть медведя, - обрадовалась), для передачи физических особенностей персонажа, некоторых черт его характера (старый дед с трудом, но тянет репку; внучка тянет не очень старательно, хочет убежать и поиграть с подружками; мышка так боится кошки, что тянет изо всех сил).
Развивается и умение "управлять" куклой: держать ее незаметно для зрителей, правильно "вести" куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре, имитируя ходьбу, бег, прыжки, жесты и движения, символизирующие приветствия и прощание, согласие и несогласие.
Третья группа умений обеспечивает первичное освоение позиции "режиссер" в режиссерской театрализованной игре, т.е. умение создавать игровое пространство на плоскости стола, наполнять его игрушками и фигурками по своему усмотрению.
Четвертая группа позволяет ребенку овладеть основными умениями "оформителя спектакля", что подразумевает способность определять место для игры, подбирать атрибуты, вариативно использовать материалы и элементы костюмов, включаться в процесс изготовления воспитателем недостающих атрибутов для игры.
Пятая группа умений, направленная на позитивное взаимодействие с другими участниками игры, включает умение договариваться, устанавливать ролевые отношения, владеть элементарными способами разрешения
конфликтных ситуаций в процессе игры.
Воспитатель должен уделять внимание развитию интереса к творчеству и импровизации в процессе придумывания содержания игры и воплощения задуманного образа с помощью разных средств выразительности.
Импровизационность становится основой работы на этапе обсуждения способов воплощения образов героев и на этапе анализа результатов театрализованной игры. Детей подводят к идее о том, что одного и того же героя, ситуацию, сюжет можно показать по-разному. Необходимо поощрять желание придумать свои способы реализации задуманного, действовать не на основе копирования взрослого или подражания другому ребенку, а в зависимости от своего понимания содержания текста.
Цели, задачи и содержание работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от игры по одному литературному или фольклорному тексту к игре-контаминации, подразумевающей свободное построение ребенком сюжета, в котором литературная основа сочетается со свободной ее интерпретацией ребенком или соединяются несколько произведений; от игры, где используются средства выразительности для передачи особенностей персонажа, к игре как средству самовыражения через образ героя; от игры, в которой центром является "артист", к игре, в которой представлен комплекс позиций "артист", "режиссер", "сценарист", "оформитель", "костюмер", но при этом предпочтения каждого ребенка связаны с каким-либо одним из них, в зависимости от индивидуальных способностей и интересов; от театрализованной игры к театрально-игровой деятельности как средству самовыражения личности и самореализации способностей.
Задачи и содержание работы.
Первая - формирование положительного отношения детей к театрализованным играм. Это подразумевает углубление их интереса к определенному виду театрализованной игры, образу героя, сюжету, наличие интереса к театральной культуре, осознание причин положительного или индифферентного отношения к игре, связанного с наличием или отсутствием интереса и способности к самовыражению в театрализованной деятельности.
Новым аспектом совместной деятельности взрослого и детей становится приобщение детей к театральной культуре, т.е. знакомство с назначением театра, историей его возникновения в России, устройством здания театра, деятельностью людей, работающих в театре, яркими представителями данных профессии, видами и жанрами театрального искусства (драматический, музыкальный) кукольный, театр зверей, клоунада и пр.)
В старшем дошкольном возрасте происходит углубление театралъно-игрового опыта за счет освоения разных видов игры-драматизации и режиссерской театрализованной игры. Углубление опыта игры-драматизации заключается в том, что дети становятся более активными и самостоятельными в выборе содержания игр, относятся к выбору творчески. Старшему дошкольнику наравне с образно-игровыми этюдами, играми-импровизациями, инсценированием становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей, в том числе на основе "коллажа" из нескольких литературных произведений. Например, "Путешествие по сказкам А.С. Пушкина", "Новые приключения героев сказок Ш. Перро" и пр. Опыт режиссерской игры обогащается за счет марионеток, кукол с "живой рукой", тростевых кукол.
Усложняются тексты для постановок Их отличают более глубокий нравственный смысл и скрытый подтекст, в том числе юмористический. В театрализованной игре начинают использоваться русские народные сказки-басни о животных ("Лиса и журавль", "Заяц и еж"), произведения Л. Толстого, И. Крылова, Г.Х. Андерсена, М. Зощенко, Н. Носова.
Яркой особенностью игр детей после 6 лет становится их частичный переход в речевой план. Это объясняется тенденцией к объединению разных видов сюжетной игры, в том числе игры-фантазирования. Она становится основой или важной частью театрализованной игры, в которой реальный, литературный и фантазийный планы дополняют друг друга. Для старших дошкольников характерны игры "с продолжением". Они осваивают и новую для себя игру "В театр", предполагающую сочетание ролевой и театрализованной игры, на основе знакомства с театром, деятельностью людей, участвующих в постановке спектакля.
У детей развиваются специальные умения, обеспечивающие освоение комплекса игровых позиций.
Первая группа умений связана с совершенствованием позиции зрителя как "умного, доброго советчика".
Вторая группа предполагает углубление позиции "артист", развитие способности выражать свое отношение к идее спектакля, герою и самовыражаться с помощью комплекса средств невербальной, интонационной и языковой выразительности.
Третья группа обеспечивает становление позиции "режиссер-сценарист", что подразумевает способность воплощать свои замыслы не только собственными силами, но и организуя деятельность других детей.
Четвертая группа позволяет ребенку овладеть некоторыми умениями оформителя-костюмера, т.е. способностью обозначать место "сцены" и "зрительного зала", отбирать, творчески использовать предметы-заместители и самостоятельно изготовленные атрибуты и элементы костюмов, изготавливать афиши, приглашения и пр.
Пятая группа умений предполагает использование позитивных приемов общения со сверстниками в процессе планирования игры, по ее ходу (переход из игрового плана в план реальных отношений) и при анализе результатов театрализованной постановки.
Дети более ярко и разнообразно проявляют самостоятельность и субъективную позицию в театрализованной игре. Достигается это, в том числе, средствами стимулирования их интереса к творчеству и импровизации в процессе придумывания содержания игры и воплощения задуманного образа с помощью средств выразительности. На конкретных примерах необходимо помочь ребенку понять, что "лучшая импровизация всегда подготовлена". Подготовка достигается наличием предшествующего опыта, умением интерпретировать содержание текста и осмысливать образы героев, определенным уровнем освоения разных средств реализации своих задумок и т.д. Решение данной задачи требует предоставления детям права выбора средств для импровизации и самовыражения.
Реализация названных задач и содержания работы с детьми всех возрастных групп требует учета основных принципов организации театрализованной игры.
Важнейшим является принцип специфичности данной деятельности, объединяющей игровой (свободный, непроизвольный) и художественный (подготовленный, осмысленно пережитый) компоненты.
Принцип комплексности предполагает взаимосвязь театрализованной игры с разными видами искусства и разными видами художественной деятельности ребенка.
Согласно принципу импровизационности театрализованная игра рассматривается как творческая деятельность, что обусловливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой, основу которого составляют свободная атмосфера, поощрение детской инициативы, отсутствие образца для подражания, наличие своей точки зрения у ребенка, стремление к оригинальности и самовыражению.
Все названные выше принципы находят свое выражение в принципе интегративности, в соответствии с которым целенаправленная работа по развитию театрализованно-игровой деятельности включается в целостный педагогический процесс. Это предполагает, в том числе, организацию работы по театрализации с учетом этапов художественной деятельности.
Первый этап посвящен углублению художественного восприятия литературного текста (содержание, смысловой и эмоциональный подтекст и образность). Отсюда и цель работы - обогащение познавательного и эмоционального опыта по теме и идее произведения для театрализации. Ее реализация требует проведения занятий по познавательному и речевому развитию детей, а также по изобразительной и музыкальной деятельности в соответствии с содержанием литературного произведения, В совместной деятельности воспитателя и детей вне занятий проводятся ознакомление с текстом, работа по углублению восприятия (беседы, рассматривание книжных иллюстраций, слушание и анализ аудиозаписей, дидактические игры, лексические упражнения, викторины и пр.). Материалы предметно-развивающей среды призваны стимулировать интерес детей к общению.
Второй этап имеет целью развитие умений передавать образы с помощью средств невербальной, интонационной и языковой выразительности. Основным методом ее реализации выступают образно-игровые этюды. Создание образа - задача сложная для дошкольников, поэтому необходима специальная работа. Углублению понимания детьми героев литературного произведения, мотивов их поступков, состояний и настроений способствуют занятия по познавательному и речевому развитию, по изобразительной и музыкальной деятельности, подвижные игры с текстами, лексические упражнения, рассматривание разных видов наглядности и т.д.
Предметно-развивающая среда должна обеспечивать самостоятельную игровую и художественную деятельность детей на основе текста.
Третий этап связан с творчеством ребенка в речевой, игровой и других видах художественной деятельности в процессе освоения игровых позиций "зритель", "артист", "сценарист-режиссер", "оформитель-костюмер". Данная цель может реализовываться как на занятиях по изобразительной деятельности (коллективное рисование афиши; изготовление приглашений), так и в совместной деятельности воспитателя и детей. В старшей группе целесообразны углубленная работа по развитию речевого творчества, и ознакомление детей с деятельностью детей, занятых в постановке спектакля.
Творчество в самостоятельной игровой и речевой деятельности стимулируется предметной средой.
Организованная таким образом работа будет способствовать тому, что театрализованная игра станет средством самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников. А жизнь дошкольников в детском саду обогатится за счет интеграции игры и разных видов искусства, которые находят свое воплощение в театрально-игровой деятельности.
Какие бывают куклы?
Существует множество видов кукол для театра: марионетки, тростевые, планшетные, куклы-перчатки и даже пальчиковые куклы. Марионетка — это кукла на ниточках. Суставы у такой куклы подвижные, поэтому она может ходить и танцевать почти, как настоящая. Обычно их делают из дерева. Но, если пофантазировать, марионетку можно сделать из пенопласта, картона, консервных банок, пластиковых бутылок и даже спичечных коробков.
С планшетными куклами актер-кукловод работает на специальном устройстве, которое называется планшетом. В домашних условиях его заменит невысокий журнальный столик, завешенный тканью. Декорации располагаются прямо на столике, и здесь же разыгрывается спектакль. Специальные планшетные куклы имеют рукоятки, которые крепятся к голове и туловищу куклы. С их помощью актер и управляет куклой. В своей домашней постановке можно использовать большие мягкие игрушки, пришив к ним кожаные ремешки, куда можно будет вставить руку. Такой вид спектакля напоминает творческую ролевую игру и удобен тем, что вам и малышу не нужно прятаться за ширму.
Бывают и куколки-малышки, которые одеваются на пальчики. Их легко сделать, свернув в трубочку бумагу, разрисовав красками или фломастерами и приклеив ушки, усики и другие необходимые детали. Такие куколки просто не заменимы в дороге или длинной очереди, когда нужно чем-то развлечь малыша. Ну, а если куколок под рукой нет, можно просто разрисовать фломастером пальчики и показать веселый пальчиковый театр. Но, конечно, для домашнего театра чаще всего используются куклы-перчатки.
Куклы-перчатки
Для того чтобы организовать кукольный театр, такие игрушки можно купить. Они продаются и по отдельности, и целыми наборами, где есть все герои той или иной сказки. Но у покупных игрушек есть несколько недостатков. Во-первых, кукла-перчатка должна соответствовать ладошке маленького артиста, а покупные куклы, чаще всего, для нее слишком велики. Самое обидное, что мамина рука, напротив, туда не всегда входит. Что уж говорить про огромную папину ладонь, если он тоже захочет поучаствовать в маленьком семейном спектакле? Во-вторых, покупные куклы лишены индивидуальности. В-третьих, кукол нужно много, а стоят они не дешево. И, в-четвертых, вы можете просто не найти в продаже нужного персонажа для своего спектакля. Поэтому, наравне с покупными игрушками, в домашнем спектакле будут с удовольствием участвовать и самодельные. Тем более что сделать их не сложно.
Сначала необходимо сшить саму перчатку, которая будет играть роль туловища куклы. Но прежде нужно сделать выкройку. Положите на бумагу руку в таком виде, как будто на нее одета кукла (указательный палец управляет головой, большой и мизинец — руками, два других пальца поджаты). Теперь обведите руку с припуском на объем. Если кукла шьется для малыша, то обводить нужно его ручку. По бумажной выкройке сделайте выкройку из ткани. Ткань должна быть мягкой и достаточно плотной. Подойдет байка, бязь или флиз. Теперь сошьем перчатку и наша основа готова.
Сделать голову для куклы можно разными способами. Самый простой — модифицировать старую мягкую игрушку или куклу, пришив ее голову, ладошки, хвост к нашей перчатке-основе. Для этих же целей можно купить дешевые мягкие игрушки и вместе с малышом “оживить” их, превратив в куклы-перчатки. Но есть способ поинтересней, который, кстати, используется и при изготовлении кукол для профессионального кукольного театра.
Жеваная бумага (папье-маше)
Да, именно так переводится с французского словосочетание папье-маше. И эта интересная техника работы с бумагой поможет не только сделать оригинальных кукол, но и потренирует мелкую моторику малыша, даст ему возможность почувствовать себя настоящим волшебником и творцом.
Начинаем с того, что сделаем из пластилина шар по размеру головы нашей куклы. Теперь, как настоящие скульпторы, на основе этого шара слепим лицо или мордочку с глазницами, носом, ушами. Пусть малыш попробует это сделать сам, а вы слегка помогайте и корректируйте его работу.
Когда нужное лицо получилось, острым тонким ножом разрежьте пластилиновую заготовку на две части: “лицо” и “затылок”. Теперь, пока вы на кухне варите клейстер — клей из воды и муки — малыш делает важную работу: рвет старые газеты на маленькие кусочки. После этого обмакиваем каждый кусочек в клейстер и обклеиваем наши пластилиновые половинки. Наклеили слой, высушили, наклеиваем следующий. И так 5-6 слоев.
После полного высыхания, аккуратно убираем пластилин из нашего папье-маше. Теперь соединяем две половинки головы вместе и склеиваем полоской бумаги или ткани. Почти готово! Осталось самое интересное — раскрасить.
Сначала покройте всю кукольную голову белой гуашью или темперой в несколько слоев. После того, как грунтовка высохнет, можно приступить к раскрашиванию. Для этого лучше взять не гуашь, а темперу — она хорошо ложится и совсем не пачкается после высыхания.
Последний штрих — волосы. Их можно сделать из кусочков меха, шерстяных ниток, шнурков, войлока, тесьмы. Все зависит от того, какой персонаж у вас должен получиться. Теперь делаем в голове отверстие для пальца и прикрепляем к перчатке. Получилась замечательная кукла, со своим характером и индивидуальностью, в которую было вложено так много сосредоточенного сопения и труда маленького кукольника.
Предварительный просмотр:
Памятка воспитателю
Наиболее эффективно образовательные задачи решаются, если педагоги учитывают принцип интеграции образовательных областей, что и подразумевает взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей. Воспитателю необходимо:
1. Знать программные требования по музыкальному воспитанию.
2. Знать музыкальный репертуар своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю на музыкальных занятиях.
3. Оказывать помощь музыкальному руководителю в освоении детьми программного музыкального репертуара, показывать образцы точного выполнения движений.
4. Отрабатывать движения с детьми.
5. Углублять музыкальные впечатления детей путем прослушивания музыкальных произведений в группе с помощью технических средств.
6. Развивать музыкальные умения и навыки детей (мелодический слух, чувство ритма) в процессе проведения дидактических игр.
7. Владеть элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах (металлофоне, тембровых колокольчиках, деревянных ложках и др.).
8. Осуществлять музыкальное развитие детей, используя все разделы работы: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игру на ДМИ, музыкально-дидактические игры.
9. Учитывать индивидуальные возможности и способности каждого ребенка.
10. Развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной художественной деятельности.
11. Создавать проблемные ситуации, активизирующие детей для самостоятельных творческих проявлений.
12. Привлекать детей к творческим играм, включающим в себя знакомые песни, движения, пляски.
13. Использовать имеющиеся у детей музыкальные умения и навыки на занятиях по другим видам деятельности.
14. Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий и режимных моментов.
15. Принимать активное участие в подготовке и проведении праздников, развлечений, музыкальных досугов, кукольных спектаклей.
16. Готовить тематические подборки поэтического материала к развлечениям и музыкальным утренникам.
17. Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкального зала для праздников и развлечений.
18. Быть артистичным, изобретательным, эмоционально мобильным.
Взаимодействие воспитателя
и музыкального руководителя на утреннике
Работа музыкального руководителя с ведущим и воспитателями по подготовке праздника заключается в поддержании постоянного контакта, обсуждении деталей программы, уточнении последовательного хода праздника и совместных действий всех его участников.
Все роли тщательно репетируются и уточняются все нюансы поведения на празднике.
Инсценировки и стихи должны разучиваться в группе со всеми детьми, чтобы при необходимости могла произойти замена болеющего ребенка, или замена роли в инсценировке.
Дети не должны быть свидетелями разговоров взрослых о новогодних подарках от Деда Мороза, о приглашении кого-либо на роли сказочных героев. Иначе, разрушается сюрпризность – основной компонент праздника.
Накануне праздника ведущий в присутствии музыкального руководителя организует готовность зала, атрибутов, элементов костюмов и предметов для игр, т.е. проверяет готовность к празднику.
Воспитатель должен знать порядок номеров наизусть.
Следить за дисциплиной, поправлять детей корректно.
Знать стихи и детей, их читающих, вовремя подсказывать начало стихотворения.
Брать на себя роли в спектаклях. Не отказываться от принятой роли.
Роль ведущего очень ответственна, этот педагог должен обладать музыкальностью, артистичностью, уметь держаться на сцене, должен быть эмоциональным, находчивым.
В младших группах должен быть быстрый темп ведения праздника без заминок и пауз со стороны ведущих (т.к. внимание у детей неустойчивое).
Чётко знать, когда посадить детей. Когда поднести оборудование.
Взаимосвязь воспитателя с музыкальным руководителем посредством условных сигналов (смотреть на музыкального руководителя).
Если у ребёнка нет пары, её заменяет воспитатель.
Воспитатель должен видеть на празднике каждого ребёнка.
Стараться не критиковать и не дергать детей, успокаивать их поглаживанием по плечу.