Научно-исследовательская работа
Научно-исследовательская работа:
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»
Новикова О.Л.
Томская область
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Слайд №1,2. Уважаемые коллеги! Разрешите представить Вашему вниманию мой опыт работы по теме: «Применение компьютерных технологий в процессе обучения физике в рамках ФГОСТ».
Слайд №3 В настоящее время в связи с переходом на новые образовательные стандарты, одной из главных задач, стоящих перед системой общего образования, является формирование у учащихся универсальных учебных действий.
Формирование универсальных учебных действий наиболее естественно и эффективно проводить с использованием цифровых инструментов, в современной цифровой коммуникационной среде, используя возможности информационной среды школы, социальные сервисы. Поэтому учитель должен создать для ученика современную образовательную среду, формировать в процессе обучения ИК компетенции.
Слайд №4 Использование информационных средств ведет к повышению качества обратной связи. Но для многих учителей остается проблемой работа с компьютером и, особенно, с мультимедийными программамии. Поэтому возникает проблема создания методики эффективного использования компьютерных технологий при изучении физики.
Слайд №5 Цель работы состоит в разработке и практической реализации методики использования компьютерных технологий при изучении физики.
Исходя из цели работы, поставлены следующие:
- Изучить научно-методическую литературу по использованию компьютера на уроках физики.
- Провести анализ наиболее популярных компьютерных программных по физике
- Разработать методические рекомендации по применению компьютерных технологий на уроках физики
- Осуществить экспериментальную проверку разработанной методики
Слайд №6. Анализ литературы показал, что учителя г. Томска компьютерные технологии используют для любых целей:
- использование компьютерных лабораторных работ
- компьютерные технологии для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
- применяют на уроках физики тестирование;
- на уроках используют Интернет-ресурсы, в том числе ресурсы Единой коллекции ЦОР http://school-collection.edu.ru и Федерального центра информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru,
Как отмечает Лаптев В.В. [17], у школы нет иного выбора, кроме адаптации ее к информационному веку.
Слайд. 7. Анализ литературы показал, что учителя столкнулись с ледующей. На сегодняшний день существует очень много образовательных мультимидийных программ. Все эти программы разрабатывают программисты и нет методического сопровождения.
Рядовой учитель кроме того, что теряется в море информации, обрушиваемой на него производителями эти программы еще не имеют методического сопровождения.
Необходимо знакомить учителя физики с готовыми компьютерными продуктами, которые могут помочь ему на уроках организовать разные виды деятельности. Для этого необходимо проанализировать программно-методические материалы по физике, систематизировать их, предложить конкретные рекомендации по использованию готовых программных продуктов.
Нами были проанализировано 12 компьютерных программно-методического материалов по физике:
1С: Репетитор. Физика
2. Активная физика
3. Физика в картинках
4. Живая физика
6. Физика для школьников и абитуриентов
7. Открытая физика 1.0
8. Лабораторные работы по физике для 10 класса.
9. Виртуальные лабораторные работы в онлайне.
10. Физика 7-11 класс.
11. Физика 7-11 класс.
12. Физика 7-11 классы
Слайд №8. Проанализировав эти мультимедийные программы, нами были выбраны следующие программы: «Открытая физика», виртуальная физическая лаборатория «Лабораторные работы по физике для 10 класса». Данные программы не занимают большой объем памяти, представляют собой пакет программ, оформленный в виде CD-диска. Программы легко устанавливаются. Также можно проходить эти лабораторные работы в режиме онлайн. Лабораторные работы выполнены в 3D, поэтому учащиеся могут исследовать свои установки в трех измерениях.
Слайд №10. В образовательном учебнике по разделам «Молекулярная физика» и «Электричество и магнетизм» представлено только три лабораторные работы. Нами разработан список дополнительных тем лабораторных работ компьютерного практикума на базе «ВИРТУАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ » И В ОНЛАЙН РЕЖИМЕ. Слайд. 10.
Слайд №11,12. Общий принцип построения предлагаемой нами методики проведения компьютерного практикума выглядел следующим образом:
В начале очередного занятия формулировалась тема предстоящей работы, постановка целей и выдвижение гипотез. После чего учащиеся получали разработанный нами дидактические материалы, запускали на своих персональных компьютерах виртуальную лабораторию и приступали к эксперименту.
Учащиеся самостоятельно знакомились с теоретическим материалом работы, изложенным в соответствующей теме.
На следующем этапе учащиеся задавали начальные условия, следуя рекомендациям, и проводили исследование. Результаты работы заносились в сводную таблицу и представлялись в виде графиков и схем.
Далее учащиеся приступали к анализу полученных результатов и оформлению вывода.
В конце каждой лабораторной работы учащимся предлагается решить задачу для данной модели
Нами разработана технологическая карта для лабораторной работы из программы «Открытая физика» по теме «Наблюдение явления диффузии и Броуновского движения» (раздаточный материал)
Слайд №13 фото
Слайд №14. При анализе применения ИКТ в процессе решения задач, мы пришли к выводу, что составление и решение задач с применением презентаций и соответствующей работы со слайдами, позволяет систематически контролировать ход решений учащихся, вовлекает большинство их них в активную познавательную деятельность. Поэтому во второй главе помещаются методические рекомендации по использованию презентаций на уроках физике в процессе решения задач.
Слайд №17 фото с использование веб-камиры Мною на уроках применяется документ камера как при демонстрациях, так и при анализах контрольных и домашних работ.
Слайд №16. Разработанную методику апробировали в 10-ом классе в школе МБОУ «Октябрьская СОШ» Томского района.
В рамках описанного курса было проведено 12 компьютерных занятий по 40 минут. В ходе уроков также использовались мультимедийные презентации.
Рис.5. Сравнение результатов обучения на начальном и итоговом этапах эксперимента.
Во время первой четверти мы использовали традиционный метод обучения. Как видно из рисунка 1, у учеников за четверть вышла оценка «удовлетворительно». Со второй четверти использовалась разработанная нами методика. Проводились как запланированные традиционные лабораторные работы, так и дополнительные виртуальные. По результатом второй четверти можно говорить об эффективности данной методики. В третий четверти, кроме лабораторных работ, учащиеся решали задачи по разработанной нами методике, а также систематически проводился контроль учащихся в виде тестовых заданий. Результаты третей четверти говорит о повышении уровня усвоения учебного материала учащимися.
Внедрение данной методики позволяет говорить о том, что система обучения на основе применения компьютерных технологий весьма эффективна, удобна для использования в преподавании физики и дает возможность повысить уровень усвоения учебного материала учащимися и мотивацию учеников. На уроках ученики стали более активно работать у доски, самостоятельно решать задачи.
Результаты представлены в нескольких публикаций и в магистерской диссертации и статьи