Методическая деятельность
Методические разработки уроков, семинаров.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 Цель: Измерить коэффициент поверхностного натяжения жидкости капиллярным методом
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 Зайдите на следующий сайт : зайдите на сайт http :// www.virtulab.net . Выберите Лабораторную работу по теме « Изучение капиллярных явлений, обусловленных поверхностным натяжением жидкости» Оборудование: ( сам – но )
Ответе на следующие вопросы (ответы перепишите в тетрадь): 1. Поверхностное натяжение –это_ _________(1 балл) 2. Перечислите методы изучения явлений поверхностного натяжения (1 балл)______________ 3. В чем заключается роль поверхностного натяжения в жизни (1 балл)_______________________________ 4. Что такое капиллярные явления? (1 балл)_________ 5. Где можно наблюдать капиллярные явления? (1 балл)_______________________________________ 6. Какими величинами характеризуются капиллярные явления? (1 балл)____________________________
ХОД РАБОТЫ погрузить полоски бумаги и ткани в воду, щелкнуть курсором на крепление лапки штатива (см. рис) проследите и сделайте вывод, как поднимается вода по этим полоскам после прекращения подъема воды достаньте полоски из стакана (щелкни курсорам на крепление лапки штатива). измерить на них поднятия воды (при помощи линейки) h и запишите значение
Решить задачу к данной модели (5 балл) После определения высоты подъема воды в образцах, рассчитайте радиус капилляров: Дополнительное задание
При равновесии жидкости в капилляре F пов = mg . Сила поверхностного натяжения при хорошем смачивании F пов = σ ×2 π r . Масса столба жидкости объемом V = π r ² h : m = ρ V = ρπ r ² h . Исходя из условия равновесия жидкости в капилляре: σ ×2 π r = ρπ r ² hg , следовательно: r = 2 σ / ρ h π сделайте вывод зависимости высоты от радиуса капилляров (1 балл) _______
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Подготовиться к зачету по разделу «Молекулярная физика»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План урока : Пронаблюдать явление «Диффузии» Ответить на вопрос задачи к данным моделям. Сделать рисунок опыта. Пронаблюдать за движением броуновской частицы, сделать рисунок её траектории движения. Сделать выводы по работе
Цель работы: Изучить явление диффузии и броуновское движение
Чем объясняется броуновское движение мелких твердых частиц в жидкости? _____________________________________________________________________________________________ (1 балл) 2. Кем была предложена формула зависимости квадрата смещения от времени _____________________________________________________________________________________________ (1 балл) 3. В стакан с водой упала капля краски. Через некоторое время вся вода оказалась окрашенной. Какое явление было причиной распространения молекул краски по всему объему воды? _____________________________________________________________________________________________ (1 балл) 4. В чем заключается диффузионный закон ___________________________________________________________________________________________________________________ ( 1 балл)
5. В веществе молекулы непрерывно движутся и сталкиваются друг с другом. Как вы думаете, «изнашиваются» ли молекулы от этих ударов, изменяются ли со временем размеры и формы молекул, уменьшается ли со временем их масса? _____________________________________________________________________________________________________________________ (1 балл) 6. В микроскопе изучают микроорганизмы. Наблюдается ли при этом их броуновское движение? _____________________________________________________________________________________________________________________ (1 балл) 7. Какое из перечисленных ниже явлений является причиной неограниченного расширения газа до заполнения всего свободного пространства? _____________________________________________________________________________________________________________________ (1 балл) 8. В каком агрегатном состоянии скорость диффузии больше? _____________________________________________________________________________________________________________________ (1 балл)
Ход работы : Откройте тему «Термодинамика и молекулярная физика»
Откройте модель «Диффузия»
Установите d=20 . Понаблюдайте за происходящим на экране процессом перемещения молекул газа из одного сосуда в другой в течении 90 секунд и заполните табличку (1 балл) Постройте график зависимости скорости диффузии от времени. Сделайте вывод о причинах уменьшения скорости диффузии (1 балл)
Нажмите кнопку «Выбор» Увеличить зазор между сосудами в 2 раза и, нажав кнопку «Старт», понаблюдать за явлением диффузии.
Сделайте вывод о скорости диффузии для соединительных трубок разного диаметра. _________________________________________________________________________________________________________________________(1балл) Во сколько раз в используемой в компьютерном эксперименте двумерной модели газа увеличиться скорость диффузии, если диаметр трубки увеличить в 2 раза ? _________________________________________________________________________________________________________________________ ( 1 балл ) Сделайте рисунок данного опыта (1 балл )
Откройте модель «Броуновское движение» Понаблюда йте за движением броуновской частицы и сдела й т е рисунок её траектории движения _____________________(1 балл)
Определите среднюю квадратичную скорость броуновской частицы при температуре 27 0С. Броуновскую частицу рассматривайте как шарик радиусом 1,5 мкм, плотность которого равна 2700 кг/м3 Задача к данной модели
Домашнее задание Приведите примеры проявления диффузии в быту, в природе, в технике.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель урока: изучить закон всемирного тяготения, показать его практическую значимость.
План урока: Ответить на вопросыТипы сил в природеИстория открытия закона всемирного тяготения Формула закона Границы применимости закона Опыт Кавендиша (видеоролик) Ускорение свободного Изменение ускорения свободного падения с высотой Рефлексия 1. Какая СО называется инерциальной? Неинерциальной? Примеры.2. В каком случае тело движется равномерно?3. Что называется материальной точкой?4. Сформулировать законы Ньютона?5. Как будет вести себя ракета в космосе, если двигатель выйдет из строя?6. Что называется силой?
Повторение пройденной темы
Существует четыре типа сил в природе: Гравитационные – все тела притягиваются друг к другу.Электромагнитные – действуют между частицами, имеющими электрические заряды (в атомах, молекулах, твердых, жидких и газообразных телах, живых организмах).Ядерные – внутри атомных ядер (сказываются только на расстоянии 10-12 см).Слабые взаимодействия – проявляются на еще меньших расстояниях. Они вызывают превращение элементарных частиц друг в друга. Ньютон установил, как зависит от расстояния ускорение свободного падения. Вблизи поверхности Земли, на расстоянии 6400 км от центра оно составляет 9,8 м/с2. А на расстоянии в 60 раз больше, то есть у Луны это ускорение в 3600 раз меньше, чем на Земле
ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ ЗАКОНА ВСЕМИРНОГО ТЯГОТЕНИЯ
Таким образом, ускорение убывает обратно пропорционально квадрату расстояния от центра Земли. По второму закону динамики, ускорение прямо пропорционально силе, а сила в свою очередь прямо пропорциональна массам. Обобщив все это, Ньютон сформулировал закон всемирного тяготения ЗАКОН ВСЕМИРНОГО ТЯГОТЕНИЯ
Физический смысл и единицы измерения
Гравитационная постоянная численно равна силе, с которой притягиваются два тела с массой по 1 кг каждое, находящиеся на расстоянии 1 м друг от друга. если, размеры тел пренебрежимо малы, по сравнению с расстоянием между ними;если оба тела однородны и имеют шарообразную форму;если одно из взаимодействующих тел – шар, размеры и масса которого значительно больше чем у второго тела.
Формула ЗВТ дает точный результат при расчете:
Опыт Кавендиша Если: m1=m m2 = M r = R, то у поверхностина высоте hТаким, образом g: не зависит от массы тела зависит от широты (R) зависит от высоты (h)
УСКОРЕНИЕ СВОБОДНОГО ПАДЕНИЯ
Гора Ньютона
Первая космическая скорость – это скорость физического объекта, с которой он может вращаться вокруг Земли, не падая на нее и не отрываясь в пространство.
ПЕРВАЯ КОСМИЧЕСКАЯ СКОРОСТЬ
ФОРМУЛА РАСЧЕТА СКОРОСТИ
Центробежная сила действует на Землю. Центростремительная сила, вычисляемая из условия вращательного движения, равна силе тяготения. Отсюда, приравниванием этих формул, вычисляется скорость. где m — масса объекта, M — масса планеты, G — гравитационная постоянная, — первая космическая скорость, R — радиус планеты. Подставляя численные значения (для Земли M = 5,97·1024 кг,R = 6 371 км), найдем 7,9 км/сПервую космическую скорость можно определить через ускорение свободного падения. Поскольку , то .
На земле есть места, где законы Всемирного тяготения совсем не действуют На каком расстоянии сила притяжения между двумя телами массой по 1т каждое будет равна 6,6 7*10 Н? § 27-30А. П. Рымкевич №169, 170
Домашнее задание
Предварительный просмотр:
Решение задач по теме "Молекулярная физика". 10-й класс
Цели: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Молекулярная физика”, подготовить их к тематической контрольной работе.
Задачи урока:
Познавательные УУД: освоить методику решение задач по разделу «Молекулярная физика». Обобщить и систематизировать знания по разделу «Молекулярная физика».
коммуникативных и личностных УУД: создать условия для положительной мотивации при изучении физики, используя разнообразные приемы деятельности; формирование системы взглядов на мир;
регулятивных УУД: развить умение строить самостоятельные высказывания в устной и письменной форме; развить мышление, воображение, логический подход к решению поставленных задач.
Тип урока: урок обобщения и закрепления ранее полученных знаний.
Форма урока: фронтальная, коллективная.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, презентация.
План урока:
- Организационный момент (3 минута)
- Актуализации знаний (10 минут)
- Обобщение и систематизация знания (30 минут)
- Домашние задание (1 минута)
- Рефлексия (1минута)
Таблица 6. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Презентации | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Организационный момент (3минута) | ||
Здравствуйте ребята! Давайте проверим, все ли присутствуют на уроке. | Ученики слушают учителя и настраиваются на изучение и восприятие нового материала. Сообщают об отсутствующих. | |
Давайте запишем тему урока: Решение задач по теме «Молекулярная физика» | Слушают учителя, смотрят презентацию и записывают тему урока. | |
Актуализации знаний (10 минут) | ||
Сопоставим формулы с названиями. Вызывает к интерактивной доске ученика Давайте вспомним, как называются и что означает каждая величина | Выходит к интерактивной доске и при помощи карандаша сопоставляет формулы с названием Проговаривает смысл каждой величины | |
Обобщение и систематизация знаний (40 минут) | ||
Сегодня на уроке нам необходимо решить четыре задачи. Нажнем кнопку номер один. При помощи гиперссылки мы перейдем на слайд, где находиться задача 1. | ||
Нажимает мышку и зачитывает условие задачи. Сначала рассчитаем молярную массу вещества. Для этого необходимо посмотреть таблицу Менделеева. (щелкает мышкой), появляется решение Давайте вспомним формулу для определения массы молекулы вещества При помощи мышки появляется формула: Вычислим массу молекулы Н2SО4. При помощи мышки появляется вычисления: В правом углу у Вас находится две кнопки. Кнопка домик нас вернет на слайд, где нужно выбрать задачу. Если ученик не может решить задачу, он может нажать на красную кнопку. Вместо преподавателя гиперссылка выдает ему соответствующие подсказки и рекомендации.. | Слушают учителя, смотрят презентацию и записывают «дано». При помощи таблицы Менделеева определяют молярную массу вещества Называют формулу Записывают в тетради вычисления массы молекулы Н2SО4. Слушают учителя, смотрят презентацию | |
Вызывает ученика к интерактивной доске | Решают задачу и записывают в тетради. | |
Нажимает мышку и зачитывает условие задачи. При нажатии мышки выделяются важные моменты в задаче. Проговаривает их, нажимая на мышку. Поэтапно появляется «дано». Заостряет внимание на том, что температура дана в градусах и нужно перевести в Кельвины. Для этого не обходимо: T=t + 237==470+273 = 320 K Из уравнения состояния идеального газа: найдем концентрацию (нажимает на мышку) : Поставим значения (нажимает на мышку): | Слушают учителя, смотрят презентацию и записывают дано. Проговаривают, как перевести градусы в Кельвины. Записывают в тетрадь. Говорят и записывают в тетрадь Выводят формулу и записывают в тетрадь Подставляют значения в формулу и вычисляют значения. Выводят единицы измерения. | |
Вызывает ученика к интерактивной доске. Ученик записывает решение задач: | Записывают «дано» и решают задачу, записывают в тетрадь решение. | |
Домашнее задание, рефлексия (2 минута) | ||
Информирует учащимся о домашнем задании, проводит разъяснение по методике его выполнения. Организует рефлексию. Ставит оценки. Уточняет индивидуальные д/з по результатам рефлексии. | Записывают в дневник домашнее задание Ученики обозначают свои затруднения при решении задач. Устанавливают, какие зантрудения остались, что они поняли и над чем нужно поработать дома. |